Проектирование зубчатого редуктора
1. Кинематический расчет привода
Проведем кинематический анализ схемы привода
[1].
Привод содержит две ступени передач:
·
быстроходная
степень редуктора, состоящая из двух зубчатых цилиндрических косозубых колес (1
и 2) передающих мощность от первого вала (I)
ко второму (II).
·
тихоходная
ступень редуктора, которая состоит из двух зубчатых цилиндрических косозубых
колес (3 и 4) передающих мощность от второго вала (II)
к третьему (III).
Вычислим мощность на приводном валу (вал IV)
звездочки (мощность полезных сил сопротивления на звездочке):
Рвых = РIV
= F×V/1000
= 3250 × 0,75 / 1000 = 2,44 (кВт). (1)
Определим общий коэффициент полезного действия:
hо = hпс×hпк×hпк×hпк×hцкп×hцкп
=
0,98 × 0,993 ×
0,972 = 0,89 (2)
где hпс
- к.п.д. пары подшипников скольжения;
hпк - к.п.д. пары
подшипников качения;
hцкп - к.п.д.
цилиндрической косозубой передачи.
Потребная мощность электродвигателя (мощность с
учетом вредных сил сопротивления):
Рпот = Рвых / hо
= 2,44 / 0,89 = 2,73 (кВт). (3)
Частота вращения звездочки (четвертого вала)
nвых
= nIV = V×60×1000/(z×p)
(4)IV = 0,75×60×1000/(8
× 125) = 45 (об/мин).
Определим ориентировочное передаточное число
привода, назначая передаточные числа отдельных ступеней:
Uo’
= U1’×U2’
= 5×5 = 25 (5)
где U1’
- ориентировочное значение предаточного числа тихоходной ступени редуктора.
U2’
- ориентировочное значение предаточного числа быстроходной ступени редуктора;
Найдем ориентировочную частоту вращения вала
электродвигателя
nдв’
= nвых×Uo’
= 45 × 25 = 1125 (об/мин). (6)
По расчетным значениям Рпот = 2,73
кВт и nдв’=
1125 об/мин выбираем электродвигатель 4А112МА6У3, мощность которого Рдв
= 3 кВт, частота вращения nдв
= 955 об/мин, отношения Тп / Tн
=
2,0 и Тmax
/
Tн =
2,5.
Определяем передаточное число редуктора:
Uр
= nдв/nвых
= 955/45 » 21,22. (7)
Общее передаточное число редуктора разобьем на
передаточные числа быстроходной U1
и тихоходной U2
ступеней:
U1
= 0,8 × 3Ö
Up
2
- 0,015 × Up
= 5,8 (8)
U2
= Up/U1
= 21,22/5,8 = 3,66 (9)
Определим частоты вращения валов привода:
Для первого вала n1
= nдв
= 955 об/мин;
Для второго вала n2
=
n1/
U1
= 955/5,8 » 164,655 об/мин;
Для третьего вала n3
=
n2/U2=
164,655/3,66 = 45 об/мин;
Мощности на валах определяем с учетом потерь в
элементах привода. Мощность на валу двигателя принимаем равной потребной
мощности.
Рдв = Рпот = 2,73 кВт;
Мощность на первом валу
PI
= Pдв×hцкп×hпк
= 2,73×0,99×0,97=2,62
кВт;
Мощность на втором валу
РII
= РI×hцкп×hпк
=
2,62×0,99×0,97
= 2,52 кВт;
Мощность на третьем валу
РIII
= РII×hпк
=
2,52×0,99
= 2,49 кВт;
Мощность на четвертом валу
РIV
= РIII×hпс
= 2,49×0,98
= 2,44 кВт.
Определим вращающие моменты на валах, момент на i
вычисляем по формуле:
Т = 9550×Рi/ni
(10)
T1
= 9550×2,62/955 = 26,2 Н×м;
T2
= 9550×2,52/164,655 = 146,2 Н×м;
T3
= 9550×2,49/45 = 528,4 Н×м;
T4
= 9550×2,44/45 = 517,8 Н×м.
Результаты кинематического расчета приведены в
таблице 1.
Таблица
1
Результаты кинематического расчета
Расчетный
параметр
|
Номер
вала
|
|
I
|
II
|
III
|
Передаточное
число
|
5,8
|
3,66
|
Частота
вращения, об/мин
|
955
|
164,655
|
45
|
Передаваемая
мощность, кВт
|
2,62
|
2,52
|
2,49
|
Вращающий
момент, Нм
|
26,2
|
164,2
|
528,4
|
2. Расчет передач зацеплением
Материалы для изготовления зубчатых колес
выбираются в зависимости от требований предъявляемых к размерам и массе
передачи, а также в зависимости от мощности, окружной скорости и требуемой
точности изготовления колес.
Практикой эксплуатации и исследованиями
установлено, что нагрузка, допускаемая по контактной прочности зубьев,
определяется в основном твердостью, а следовательно, и наименьшие габариты и
массу передачи можно получить при изготовлении зубчатых колес из сталей,
подвергнутых термообработке.
Допускаемые контактные напряжения [sH1]
для шестерни и [sH2]
для колеса определяем по формуле [2]:
[sHi]
= (sHlimbi/SHi)×Zki×KHli
(11)
где sHlimb
- предел контактной выносливости, МПа;
SH
-
коэффициент безопасности;
Zk
- коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей зубьев;
KHL
- коэффициент долговечности
KHL
= 6ÖNHO/NHE
³ 1, но £
2,4 (12)
где NHO
- базовое число циклов напряжений;
NHE
- эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с переменными
нагрузками:
NHE = 60×n×c×th×å[(Ti/Tmax)3×thi/th]
(13)
где Tmax
- максимальный из длительно действующих вращающих моментов, передаваемым
колесом за весь срок службы передачи;
Ti
- передаваемый зубчатым колесом вращающие моменты в течение времени thi;
c - число зубчатых
колес, находящихся в зацепление с рассчитываемым;
n - частота вращения
рассчитываемого зубчатого колеса;
th
- продолжительность работы передачи под нагрузкой за расчетный срок службы в
часах.
th= Lлет×Kгод×365×Kсут×24
(14)h = 5×0,45×365×0,29×24
= 5716 часов
Допускаемые напряжения [sF1]
для шестерни и [sF2]
для колеса определяем при расчете на усталость при изгибе по формуле:
[sFi]
= (sFlimbi/SFi)×YRi×KFli×KFC
(15)
где sFlimb
- предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, МПа;
SF
-
коэффициент безопасности;
YR
- кэффициент, учитывающий шероховатость переходных поверхностей зубьев;
KFC
- коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки, KFC
=1, для односторонней нагрузки
KFL
- коэффициент долговечности
При НВ < 350, а также для зубчатых колес со
шлифованной переходной поверхностью
KFL
= 6ÖNFO/NFE
³ 1, но £
2 (16)
При НВ > 350, а также для зубчатых колес с не
шлифованной переходной поверхностью
KFL
= 6ÖNFO/NFE
³ 1, но £
1,6 (17)
где NFO
- базовое число циклов напряжений NFO
= 4×106;
NHE
- эквивалентное число циклов напряжений при работе передачи с переменными
нагрузками:
NHE = 60×n×c×th×å[(Ti/Tmax)m×thi/th]
(18)
Где m
=6 при НВ <350; m=9 при
НВ>350.
Расчет
первой передачи
Расчет на контактные напряжения
Расчет для шестерни:
N = 60×n×c×tпик
= 60×955×1×0,003×5716
»
9,8×105
> 5×104,
следовательно
Tmax =
Tпик
NHE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)3×(thi/th)HE
= 60×955×1×5716×[13×0,003
+ 0,6253×0,2 + 0,3753×0,8]
» 3,1×107
циклов.
Выбираем:HO
= 6,8 млн. циклов;
HRC = 45, HB = 450.
В соответствии с этим выбираем материал:
Сталь 40Х (закалка ТВЧ)
sT
=
1300 Мпа, sВ = 1600 Мпа, sHlimb1
=
565 Мпа, sFlimb1
=
800 МПа,
SH = 1,2; SF =
2; YR = 1,1.HL= 6Ö
NHO /NHE = 6Ö6,8/3,1
= 1,14.
[sH1]
= (565/1,2)×1×1,14
= 536 МПа.
Расчет для колеса:
N = 60×n×c×tпик
= 60×165×1×0,003×5716
»
1,7×105
> 5×104,
следовательно Tmax=Tпик
NHE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)3×(thi/th)HE
=
60×165×1×5716×[13×0,003
+ 0,6253×0,2 + 0,3753×0,8]
» 5,3×106
циклов
Выбираем
NHO
=
10 млн. циклов; HB
= 200.
В соответствии с этим выбираем материал:
Сталь 45 (нормализация)
sT
=
320 Мпа, sВ = 580 Мпа, sHlimb2
=
330 Мпа, sFlimb2
=
360 МПа,
SH = 1,1; SF =
2; YR=1,2.
KHL= 6Ö
NHO /NHE =6Ö10/5,3
= 1,11
[sH2]
= (330/1,1)×1×1,11
= 333 МПа.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых
передач
[sH]
= 0,45×([sH1]
+ [sH2])
= 0,45×(536 + 333) »
391 МПа,
< 1,23×[sH]min
= 1,23×333 = 410 МПа. (19)
Расчет на усталость при изгибе
Расчет для шестерни:
NFE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)9×(thi/th)FE
= 60×955×1×5716×[19×0,003
+ 0,6259×0,2 + 0,3759×0,8]
» 2×106
циклов.
NFO = 4 млн.
циклов;
KFL= 9Ö
NFO /NFE ³1
= 9Ö4/2 »
1,08.
[sF1]
= (800/2)×1×1,08×1
= 475 МПа.
Расчет для
колеса:
NFE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)6×(thi/th)FE
= 60×165×1×5716×[16×0,003
+ 0,6256×0,2 + 0,3756×0,8]
» 1,6×106
циклов.FO
= 4 млн. циклов;FL=
6Ö NFO /NFE
³1 = 6Ö4/1,6
» 1,16.
[sF1]
= (360/2)×1,2×1,17×1
= 253 МПа.
Из расчета на контактную прочность зубьев
устанавливают размеры зубчатой передачи, при которых предупреждается ее
преждевременный выход из строя из-за разрушения рабочих поверхностей зубьев.
Межосевое расстояние определяем по формуле:
aw = Ka×(U+1)×3Ö(T2×KHb)/(yba×U2×[sH]2)
(20)
где Ka
- вспомогательный коэффициент, для стальных косозубых колес Ка =
430;
U - передаточное
число;
T2
- вращающий момент на колесе, Нм;
yba
-
коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния (таблица 3 [2]);
KHb
- коэффициент учитывающий рапределений нагрузки по ширине зубчатого венца (таблица
4 [2]).
ybd
= 0,5×yba×(U+1)
= 0,5×0,25×(5,8+1)
» 0,85.= 5,8; T2 = 146,2 H×м;
yba =
0,25; KHb=
1,06.w = 430×(5,8+1)×3Ö(146,2×1,06)/(0,25
× 5,82 ×
3912) » 144 мм.
Расчетное значение округляем по стандартному
ряду aw
= 160 мм.
Геометрический расчет передачи представлен в
таблице 2.
Таблица
2
Параметры второй передачи
Параметр
|
Обозн.
|
Расчетная
формула
|
Числовое
выражение
|
Межосевое
расстояние, мм
|
аw
|
|
160
|
Передаточное
число
|
U
|
|
5,8
|
Ширина
колеса, мм
|
b2
|
b2 = aw×yba
|
b2 = 160×0,25
= 40
|
Ширина
шестерни, мм
|
b1
|
b1 = b2 + 4
|
b1 = 40 + 4 = 44
|
Модуль
нормальный
|
mn
|
mn = 0,0125×aw
|
mn = 0,0125×160
= 5
|
Угол
наклона линии зуба, град
|
b’
|
b’=arcsin(3,5×mn/b2)
|
b’=arcsin(3,5×2/40)=
10,08
|
Суммарное
число зубьев
|
Zå
|
Zå’=2×aw×cos(b’)/mn,
округлить
|
Zå=2×160,
Cos (10,08)/2
= 157
|
Действительный
угол наклона зуба, град
|
b
|
b = arccos(Zå×mn/(2×aw))
|
b = arccos(157×2/(2×160))
= 11,11
|
Число
зубьев шестерни
|
Z1
|
Z1’ = Zå/(U+1),
округлить
|
Z1’ = 157/(5,8+1) = 23
|
Число
зубьев колеса
|
Z2
|
Z2 = Zå
- Z1
|
Z2 = 157 - 23 = 134
|
Фактическое
передаточное число
|
Uф
|
Uф
= Z2/Z1
|
Uф
= 134/23 = 5,83
|
Отклонение
передаточного числа
|
DU
|
DU = 100%×(Uф
- U) /U < 4%
|
DU = 100%×(5,83
- 5,8)/5,8 = 0,5%
|
Относительное
смещение
|
X
|
При
Z >17, X=0
|
|
Делительные
диаметры, мм
|
d
|
d1 = mn×Z1/cosb
d2 = mn×Z2/cosb
|
d1 = 2×23/cos(11,11)
= 46,879 d2 = 2×134/cos(11,11)
= 273,119
|
Диаметры
вершин, мм
|
da
|
da1 = d1 + 2×mn
da2 = d2 + 2×mn
|
da1 = 46,879 + 4 = 50,879 da2
= 273,119 + 4 = 277,119
|
Диаметры
впадин, мм
|
df
|
df1 = d1 - 2,5×mn
df2 = d2 - 2,5×mn
|
df1 = 46,879 - 5 = 41,879
df2 = 273,119 - 5 = 268,119
|
Рассчитаем кинематические параметры передачи
Окружная скорость в зацепление:
V = p×d1×n1/60000
= 3,14 × 46,879 ×
955 / 60000 = 2,34 м/с.
Вычисляем усилия в зацеплении:
Окружная
Ft
= 2×T2×1000/d2
=
2×146,2×1000/273,119
= 1071 Н,
Радиальная
Fr = Ft×tga/cosb=
1071×tg 20°/cos11,11°
= 397 H,
Осевая
Fa
= Ft×tgb
= 1071×tg
11,11° = 210 H.
Проверочный расчет на контактную выносливость:
Для полюса зацепления расчетное контактное
напряжение определяется по формуле
sH
= K×[(U+1)/aw×U]×Ö(U+1)×T2×KHa×KHb×KHV×1000/b2<
[sH],
(21)
где K
- числовой коэффициент (К= 270);
KHa
- коэфициент учитывающий распределение нагрузки
KHa
=
1,09 (таблица 9 [2]);
KHV
- коэффициент динамической нагрузки возникающей в зацеплении (таблица 10 [2]).
KHV
= 1,02
sH=270×[(5,83+1)/160×5,83]×Ö(5,83+1)×146,2×1,09×1,06×1,02×1000/40
=
= 339 МПа < 391 МПа.
Проверочный расчет зубьев на выносливость по
напряжениям изгиба
Расчетное напряжение на переходной поверхности
зуба шестерни определяется по формуле
sF1
= KFa×KFb×KFV×YF1×Yb×Ft
/(b1×mn)
< [sF1]
(22)
где KFa
- коэффициент учитывающий распределение нагрузки (таблица 9[2]);
KFb
- коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба
(таблица 4[2]);
KFV
- коэффициент динамической нагрузки (таблицы 11[2]);
YF1
- коэффициент формы зуба шестерни, определяемый в зависимости от коэффициента
смещения X и числа зубьев
прямозубой шестерни или эквивалентного числа зубьев косозубой Z’
= Z/cosb
(таблица 12[2]);
Yb
- коэффициент учитывающий повышение изгибой прочности косого зуба по сравнению
с прямым Yb
= 1 - b/140°.
sF1
= 0,91 × 1,11 ×
1,02 × 3,9 ×
0,92 × 1071 / (44 ×
2) = 45 < 475 МПа.
sF2
= sF1×(YF2/YF1)
< [sF2]
sF2
= 45×(3,62/3,9) = 42 <
252 МПа.
Таблица
3
Расчет
измерительных размеров
|
Постоянная
хорда Sc
|
Высота
до постоянной хорды hc
|
Шестерня
|
(0,5×p×cos2a+X1×sin2a)×mn
= 0,5×p×cos220×2
= 2,774
|
0,5(da1 - d1 - Sc1×tga)
= 0,5×(50,879 - 46,879
- 2,774×tg20 = 1,495
|
Колесо
|
(0,5×p×cos2a+X2×sin2a)×mn=
0,5×p×cos220
× 2 = 2,774
|
0,5(da2 - d2 - Sc2×tga)
= 0,5×(277,119 -
273,119 - 2,774×tg20 =
1,495
|
Расчет
второй передачи
Расчет на контактные напряжения
Расчет для шестерни:
N = 60×n×c×tпик
= 60×165×1×0,003×5716
»
1,7×105
> 5×104,
следовательно
Tmax = Tпик.
HE=
60×n×c×th×å(Ti/Tmax)3×(thi/th)HE=
60×165×1×5716×[13×0,003
+ 0,6253×0,2 + 0,3753×0,8]
» 5,3×106
циклов.
Выбираем:
NHO
=
10 млн. циклов; HB
= 200.
В соответствии с этим выбираем материал:
Сталь 45 (нормализация).
sT
=
320 Мпа, sВ = 580 Мпа, sHlimb1
=
330 Мпа, sFlimb1
=
360 МПа,
SH = 1,1; SF =
2; YR = 1,2.HL= 6Ö
NHO /NHE = 6Ö10/5,3
= 1,11.
[sH1]
= (330/1,1)×1×1,11
= 333 МПа.
Расчет для колеса:
N = 60×n×c×tпик
= 60×45×1×0,003×5716
»
4,6×104
< 5×104,
следовательно Tmax=TН
NHE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)3×(thi/th)HE
=
60× 45×1×5716×[13×0,2
+ 0,63×0,8] »
5,8×106 циклов
Выбираем
NHO
=
10 млн. циклов; HB
= 200.
В соответствии с этим выбираем материал:
Сталь 45 (нормализация)
sT
=
320 Мпа, sВ = 580 Мпа, sHlimb2
=
330 Мпа, sFlimb2
=
360 МПа,
SH = 1,1; SF =
2; YR=1,2.HL= 6Ö
NHO /NHE =6Ö10/5,8
= 1,10.
[sH2]
= (330/1,1)×1×1,10
= 330 МПа.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых
передач
[sH]
= 0,45×([sH1]
+ [sH2])
= 0,45×(333 + 330) »
298 МПа,
< 1,23×[sH]min
= 1,23×333 = 410 МПа.
Расчет на усталость при изгибе
Расчет для шестерни:
NFE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)6×(thi/th)FE
= 60×45×1×5716×[16×0,003
+ 0,6256×0,2 + 0,3756×0,8]
» 1,0×106
циклов.FO
= 4 млн. циклов;FL=
6Ö NFO /NFE
³1 = 6Ö4/1
» 1,26.
[sF1]
= (360/2)×1,2×1,26×1
= 272 МПа.
Расчет для
колеса:
NFE = 60×n×c×th×å(Ti/Tmax)6×(thi/th)FE
= 60×45×1×5716×[16×0,2
+ 0,66×0,8] »
3,7×106 циклов.FO
= 4 млн. циклов;FL=
6Ö NFO /NFE
³1 = 6Ö4/3,7
» 1,01.
[sF1]
= (360/2)×1,2×1,01×1
= 218 МПа.
Из расчета на контактную прочность зубьев
устанавливают размеры зубчатой передачи, при которых предупреждается ее
преждевременный выход из строя из-за разрушения рабочих поверхностей зубьев.
Межосевое расстояние определяем по формуле:
aw = Ka×(U+1)×3Ö(T2×KHb)/(yba×U2×[sH]2)
где Ka
- вспомогательный коэффициент, для стальных косозубых колес Ка =
430;
U - передаточное
число;
T2
- вращающий момент на колесе, Нм;
yba
-
коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния (таблица 3 [2]);
KHb
- коэффициент учитывающий рапределений нагрузки по ширине зубчатого венца
(таблица 4 [2]).
ybd
= 0,5×yba×(U+1)
= 0,5×0,3×(3,66
+1) » 0,7.= 3,66; T2
= 528,4 H×м;
yba =
0,3; KHb=
1,04.w = 430×(3,66+1)×3Ö(528,4×1,04)/(0,3
× 3,662 ×
2982) » 231 мм.
Расчетное значение округляем по стандартному
ряду aw
= 250 мм.
Геометрический расчет передачи представлен в
таблице 4.
Таблица
4
Параметры второй передачи
Параметр
|
Обозн.
|
Расчетная
формула
|
Числовое
выражение
|
Межосевое
расстояние, мм
|
аw
|
|
250
|
Передаточное
число
|
U
|
|
3,66
|
Ширина
колеса, мм
|
b2
|
b2 = aw×yba
|
b2 = 250×0,3
= 75
|
Ширина
шестерни, мм
|
b1
|
b1 = b2 + 5
|
b1 = 75 + 5 = 80
|
Модуль
нормальный
|
mn
|
mn = 0,016×aw
|
mn = 0,016×250
= 4
|
Угол
наклона линии зуба, град
|
b’
|
b’=arcsin(3,5×mn/b2)
|
b’=arcsin(3,5×4/75)=
10,76
|
Суммарное
число зубьев
|
Zå
|
Zå’=2×aw×cos(b’)/mn
округлить
|
Zå=2×250×cos(10,76)/4
= 122
|
Действительный
угол наклона зуба, град
|
b
|
b=arccos(Zå×mn/(2×aw))
|
b= arccos(122×4/(2×250))=12,58
|
Число
зубьев шестерни
|
Z1
|
Z1 = Zå/(U+1),
округлить
|
Z1 = 122/(3,66+1) =26
|
Число
зубьев колеса
|
Z2
|
Z2 =Zå
- Z1
|
Z2 = 122 - 26 = 96
|
Фактическое
передаточное число
|
Uф
= Z2/Z1
|
Uф
= 96/26 = 3,69
|
Отклонение
передаточного числа
|
DU
|
DU= 100%×(Uф
- U) /U < 4%
|
DU= 100%×(3,69
- 3,66)/3,66 = 0,8%
|
Относительное
смещение
|
X
|
При
Z >17, X=0
|
|
Делительные
диаметры, мм
|
d
|
d1= mn×Z1/cosb
d2 = mn×Z2/cosb
|
d1=4×26/cos(12,58)
= 106,558 d2=4×96/cos(12,58)
= 393,446
|
Диаметры
вершин, мм
|
da
|
da1 = d1 + 2×mn
da2 = d2 + 2×mn
|
da1 = 106,558 + 8 = 114,558 da2
= 393,446 + 8 = 401,446
|
Диаметры
впадин, мм
|
df
|
df1 = d1 - 2,5×mn
df2 = d2 - 2,5×mn
|
df1 = 106,558 - 10 = 96,558
df2 = 393,446 - 10 = 383,446
|
Рассчитаем кинематические параметры передачи
Окружная скорость в зацепление:
V = p×d1×n1/60000
= 3,14 × 106,588 ×
164,655 / 60000 = 0,9 м/с.
Вычисляем усилия в зацеплении:
Окружная
Ft
=2×T2×1000/d2
=
2×528,4×1000/393,446
= 2686 Н,
Радиальная
Fr = Ft×tga/cosb=
2686×tg 20°/cos12,58°=
1002 H,
Осевая
Fa
= Ft×tgb
= 2686×tg
12,58° = 599 H.
Проверочный расчет на контактную выносливость:
Для полюса зацепления расчетное контактное
напряжение определяется по формуле
sH
= K×[(U+1)/aw×U]×Ö(U+1)×T2×KHa×KHb×KHV×1000/b2<
[sH],
где K
- числовой коэффициент (К= 270);
KHa
- коэфициент учитывающий распределение нагрузки
KHa
=
1,09 (таблица 9 [2]);
KHV
- коэффициент динамической нагрузки возникающей в зацеплении (таблица 10 [2]).
KHV
= 1,01.
sH=270×[(3,69+1)/250×3,69]×Ö(3,69+1)×528,4×1,09×1,04×1,01×1000/75
=
= 267 МПа < 298 МПа.
Проверочный расчет зубьев на выносливость по
напряжениям изгиба
Расчетное напряжение на переходной поверхности
зуба шестерни определяется по формуле
sF1
= KFa×KFb×KFV×YF1×Yb×Ft
/(b1×mn)
< [sF1]
где KFa
- коэффициент учитывающий распределение нагрузки (таблица 9[2]);
KFb
- коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба
(таблица 4[2]);
KFV
- коэфициент динамической нагрузки (таблицы 11[2]);
YF1
- коэффициент формы зуба шестерни, определяемый в зависимости от коэффициента
смещения X и числа зубьев
прямозубой шестерни или эквивалентного числа зубьев косозубой Z’
= Z/cosb
(таблица 12[2]);
Yb
- коэффициент учитывающий повышение изгибой прочности косого зуба по сравнению
с прямым Yb
= 1 - b/140°.
sF1
= 0,91 × 1,07 ×
1,03 × 3,9 ×
0,91 × 2686 / (80 ×
4) = 30 < 272 МПа.
sF2
= sF1×(YF2/YF1)
< [sF2]
sF2
= 30×(3,6/3,9) = 28 <
218 МПа.
Проверка
прочности зубьев при перегрузках
Максимальные контактные напряжения при перегрузке
моментом:
sHmax=sH×ÖTпик/Tmax
=267×Ö1,6 = 338 Мпа <
[sHmax]
где sH
и Tmax -
соответственно расчетные напряжения и момент по контактной выносливости зубьев;
[sHmax]
- предельное допускаемое напряжение.
[sHmax]
=2,8×sT
= 2,8×320 = 896 МПа.
Максимальные напряжения изгиба:
sFmax=sF×Tпик/Tmax
< [sFmax]
где sF
и Tmax -
соответственно расчетные напряжения и момент при расчете на усталость;
[sFmax]
- предельное допускаемое напряжение изгиба.
[sF2max]
=0,8×sТ =
0,8×320 = 256 МПа,
[sF1max]
=0,8×sТ
= 0,8×320 = 256 МПа,
sF1max
=
30×1,6 = 48 МПа < [sF1max]
sF2max
=
28×1,6 = 45 МПа < [sF2max]
Таблица
5
Расчет измерительных размеров
|
Постоянная
хорда Sc
|
Высота
до постоянной хорды hc
|
Шестерня
|
(0,5×p×cos2a+X1×sin2a)×mn
= 0,5×p×cos220×5
= 6,935
|
0,5(da1 - d1 - Sc1×tga)
= 0,5×(8 - 6,935×tg20)
= 2,738
|
Колесо
|
(0,5×p×cos2a+X2×sin2a)×mn=
0,5×p×cos220×5
= 6,935
|
0,5(da1 - d1 - Sc1×tga)
= 0,5×(8 - 6,935×tg20)
= 2,738
|
3. Предварительный
расчет валов
Определяем диаметр вала по формуле [3]:
d = 3ÖT/(0,2×[t]),
(23)
где T
- крутящий момент передаваемый валом;
[t] - допускаемые
напряжения 15…30 МПа, меньшее значение относится к входным валам, а большее к
выходным.
. Входной вал:
dВ
= 3Ö26,2×1000/(0,2×20)
» 20 (мм);
Диаметр вала электродвигателя dд
= 32 мм; поэтому принимаем диаметр консольной части вала d1
= 32 мм.
По таблице 2 [3]: t
= 2,2; r = 2,0; f
= 1,0.
Рисунок 1. Конструкция ведущего вала
d1 =
32 dn
=
35 ddn
=
40 ddn
=
40 dn
=
35
Определяем диаметры участков вала:
dn
= dВ
+ 2×t = 32 + 2×2,2
= 36,4, принимаем dn
= 35 мм,
ddn
= dВ
+ 3,2×r
= 32 + 3,2×2,0 = 38,4, принимаем ddn
= 40 мм.
. Промежуточный вал:
d2
= 3Ö146,2×1000/(0,2×25)
= 30,8 мм, принимаем d2
= 32 мм.
по таблице 2 [3]: t
= 2,5; r = 2,5; f
= 1,2.
Рисунок 2. Конструкция промежуточного вала
dn = 25 dk =
32 ddk =
36 ddn =
32 dn = 25
Определяем диаметры участков вала:
dk
= d2
= 32 мм,
ddk
= dk + 3×f
= 32 + 3×1,2 = 35,6, принимаем ddk
= 36 мм.
dn
= dk - 3,2×r
= 32 - 3,2×2,5 = 24,0, принимаем dn
= 25 мм,
ddn
= dn + 3,2×r
= 25 + 3,2×2,5 = 33, принимаем ddn
= 32 мм.
. Выходной вал:
d3
= 3Ö528,4×1000/(0,2×30)
= 45,5 мм, принимаем d3
= 45 мм.
по таблице 2 [3]: t
= 2,8; r = 3,0; f
= 1,6.
Рисунок 3. Конструкция выходного вала
dn
=
52 ddk
=
60 dk
=
55 dn = 52 d3
= 45
Определяем диаметры участков вала:
dn
= d3
+ 2×t = 45 + 2×2,8
= 50,6, принимаем dn
= 55 мм,
ddn
= dn + 3,2×r
= 55 + 3,2×3,0 = 64,6 принимаем ddn
= 65 мм.
dk
> ddn,
dk = 70 мм,
ddk
= dk + 3×f
= 70 + 3×1,6 = 74,8 принимаем ddn
= 75 мм.
. Приводной вал:
d4
= 3Ö517,8×1000/(0,2×30)
= 44,2 мм, принимаем d4
= 45 мм.
по таблице 2 [3]: t
= 2,8; r = 3,0; f
= 1,6.
Рисунок 4. Конструкция приводного вала
d4 =
45 dn = 50 ddk
=
60 dk
=
50 dn = 50
Определяем диаметры участков вала:
dn
= d4
+ 2×t = 45 + 2×2,8
= 50,6 принимаем dn
= 50 мм,
ddn
= dn + 3,2×r
= 50 + 3,2×3,0 = 59,6 принимаем ddn
= 60 мм.
dk
³ dn
dk = 50 мм.
. Конструктивные размеры шестерен и
колес
Шестерню в первой передаче выполняем как одно
целое с валом, ее конструктивные параметры были рассчитаны в таблице 2.
Конструктивные размеры колес и второй шестерни представлены в таблице 6.
Формулы для расчета взяты из [4].
Таблица
6
Конструктивные
размеры колес
Параметр
|
Формула
|
Быстроходная
ступень
|
Тихоходная
ступень
|
Шестерня
|
Диаметр
вершин зубьев, мм
|
|
277,119
|
401,446
|
114,558
|
Диаметр
впадин, мм
|
|
268,119
|
383,446
|
96,558
|
Делительный
диаметр, мм
|
|
273,119
|
393,446
|
106,558
|
Диаметр
ступицы, мм
|
dст
»
1,6×dв
|
dст
»
1,6×32
» 52
|
dст
»
1,6×70
» 112
|
dст
»
1,6×32
»52
|
Длина
ступицы, мм
|
Lст
» (1,2..1,5)×dв
|
Lст
» 1,375×32
» 42
|
Lст
= b2 = 75
|
Lст
= b1 = 80
|
Толщина
обода, мм
|
d0
» 4×mn
|
d0
» 4×2
= 8
|
d0
» 4×4
» 15
|
d0
» 2,5×4
» 10
|
Толщина
диска, мм
|
C »
0,3×b
|
C »
0,3×40 = 12
|
C »
0,3×75 »
20
|
-
|
Диаметр
центровой окружности, мм
|
Dотв »(D0
+ dст)/2
|
Dотв »
(252+ 52)/2 »152
|
Dотв »
(323 + 112)/2 »
232
|
-
|
Диаметр
отверстий, мм
|
dотв
»(D0
- dст)/4
|
dотв
» (252
- 52)/4 » 50
|
dотв
» (323 - 112)/4 »
50
|
-
|
Фаска,
мм
|
n = 0,5×mn
|
n = 0,5×2
= 1
|
n = 0,5×4
= 2,0
|
n = 0,5×4
= 2,0
|
5. Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок:
корпуса d
= 0,025×aТ
+
3 = 0,025×250 + 3 = 9,25 »
10 (мм) (24)
крышки d1
=
0,02×aТ
+
3 = 0,02×250 + 3 = 8, (мм) (25)
Толщина пояса:
корпуса: b
= 1,5×d = 1,5×10
= 15 (мм) (26)
пояса крышки: b
= 1,5×d1
= 1,5×8
= 12 (мм) (27)
нижнего пояса корпуса: p
= 2,35×d = 2,35×10
= 23,5 » 24 (мм). (28)
Диаметры болтов:
фундаментальных d1
= 0,032×aТ
+
12 = 0,032×250 +12 = 20 (мм),(М20); (29)
у подшипников d2
= 0,7×d1
= 0,7×20 = 14 (мм), (М14); (30)
крепящих крышку с корпусом d3
= 0,7×d1
= 0,7×14 »
10 (мм), (М10). (31)
Толщина ребер корпуса m
= d = 10 (мм).
конструктивный привод вал редуктор
6. Первый этап компоновки редуктора
Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый
этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно
опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Принимаем зазоры:
между торцом шестерни и внутренней стенкой
корпуса А = d = 10 (мм);
от окружности вершин зубьев колес до внутренней
стенки корпуса А = 10 (мм).
Предварительно намечаем конические
роликоподшипники (таблица 7), габариты подшипников выбираем по диаметру вала в
месте посадки подшипников.
Таблица
7
Параметры подшипников
Обозначение
|
d
|
D
|
B
|
Грузоподъемность,
кН
|
|
мм
|
С
|
С0
|
7207
|
35
|
72
|
18,25
|
38,5
|
26,0
|
7205
|
25
|
52
|
16,25
|
24,0
|
17,5
|
7211
|
55
|
100
|
22,75
|
65,0
|
46,0
|
|
|
|
|
|
|
|
Предварительная компоновка редуктора показана на
рисунке 5.
Рисунок 5. Предварительная
компоновка редуктора
7. Проверка долговечности
подшипников
Ведущий вал (рисунок 6).
Из предыдущих расчетов, имеем Ft = 1071 H, Fr = 397 H, Fa = 210 H; из первого
этапа компоновки а = 77 мм, b = 40 мм, с = 130 мм, r = 23 мм.
Вследствие несоосности соединяемых
муфтой валов на консоль ведущего вала действует дополнительная сила F = 0,2×Ft = 0,2×1071 = 214 (H).
Реакции опор:
В горизонтальной плоскости:
XA
= (Ft×c -F×(a + b + c)/(b + c) = (1071×130
-
214×(77
+ 40 + 130))//(40 +
+ 130) »
508 (H)B = (F×a + Ft×b)/(b
+ c) = (214×77
+ 1071×40)/(40
+ 130) »
349 (H)
В вертикальной плоскости:
YA
= (Fr×c - Fa×r)/(b
+ c) = (397×130
-
210×23)/(40
+ 130) »
275 (H)B = (Fr×b + Fa×r)/(b
+ c) = (397×40
+ 210×23)/(40
+ 130) »
122 (H)
Проверка:
XA + XB - Ft + F = 508 + 349
- 1071 + 214
= 0
YA + YB - Fr = 275 + 122
- 397 = 0
Суммарные реакции:
RA =ÖXA2
+ YA2 = Ö5082 + 2752 =
578 (H)B =ÖXB2 + YB2
= Ö3492
+ 1222 = 370 (H)
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре A.
Из первого этапа компоновки - подшипник 2007207,
С = 38,5 кН, С0 = 26,0 кН, е = 0,37.
Эквивалентную нагрузку определим по формуле:
РЭ = (XVPr
+YPa)Kб×KT,
(32)
где Pr
= 579 - радиальная нагрузка;
Pa
= 210 - осевая нагрузка;
Kб =
1,4 - коэффициент безопасности;
KT
= 1 - температурный коэффициент;
V = 1 -
вращение внутреннего кольца.
Отношение Ра/(V×Pr)
= 210/(1×579) »
0,36 < e, отсюда X
= 1, Y = 0.
Расчетная долговечность:
PЭ
= (1×1×579
+ 0×210)×1,4×1
»
811 (Н)
L = (C/PЭ)3,33
= (38500/811)3,33 » 3,8×105
млн. об. (33)
Lh
= L×106/60×n
= 3,8×1011/60×955
» 6,6×106
часов. (34)
Данный подшипник удовлетворяет заданным условиям
долговечности.
Промежуточный вал (рисунок 7)
Из предыдущих расчетов, имеем Ft1
= 2686 H, Ft2
= 1071 H, Fa1
= 599 H, Fa2
= 210 H, Fr1
= 1002 H, Fr2
= 397 H; из первого этапа
компоновки а = 40 мм, b
= 72 мм, с = 58 мм, r1
= 53 мм, r2
= 137 мм.
Реакции опор:
В горизонтальной плоскости:
XA = (Ft2×(b
+ c) + Ft1×c)/(a
+ b + c) = (1071×(72 + 58) -
2686×58)//(40 + 72
+ 58) »
1735 (H)B = (Ft1×(a
+ b) + Ft2×a)/(a
+ b + c) = (2686×(40 + 72) -
1071×40)/
/(40 + 72 + 58) »
2022 (H)
В вертикальной плоскости:
YA = (Fr2×(b
+ c) - Fr1×c
+ Fa2×r2 + Fa1×r1)/(a
+ b + c) =
= (397×(72
+ 58) - 1002×58
+ 210×137 + 599×53)/(40
+ 72 + 58) » 318 (H)B
= (Fr1×(a + b) -
Fr2×a + Fa2×r2
+ Fa1×r1)/(a +
b + c) =
= (1002×(40
+ 72) - 397×40
+ 210×137 + 599×53)/(40
+ 72 + 58) » 923 (H)
Проверка:
XA
+ XB - Ft1
- Ft2
= 1735 + 2022 - 2686 -
1071 = 0
- YA
+ YB - Fr1
+
Fr2
= - 318 + 923 -
1002 + 397 = 0
Суммарные реакции:
RA =ÖXA2
+ YA2 = Ö17352
+ 3182 = 1764 (H)B =ÖXB2
+ YB2 = Ö20222
+ 9232 = 2223 (H)
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре B.
Из первого этапа компоновки - подшипник 2007205,
С = 24,0 кН, С0 = 17,5 кН, e
= 0,36.
Эквивалентную нагрузку определим по формуле:
РЭ = (XVPr
+YPa)Kб×KT,
где Pr
= 2223 - радиальная нагрузка;
Pa
= 599 - 210 = 389 - осевая нагрузка;
Kб =
1,4 - коэффициент безопасности;
KT
= 1 - температурный коэффициент;
V = 1 -
вращение внутреннего кольца.
Отношение
Ра/(V×Pr)
= 389/(1×2223) »
0,17 < e, отсюда X
= 1, Y = 0.
Расчетная долговечность:
PЭ
= (1×1×2223
+ 0×389)×1,4×1
»
3112 (Н)
L = (C/PЭ)3,33
= (24000/3112)3,33 » 900 млн.об.
Lh
= L×106/60×n
= 900×106/60×165
» 90909 часов.
Данный подшипник удовлетворяет заданным условиям
долговечности.
Выходной вал (рисунок 8):
Из предыдущих расчетов, имеем Ft
= 2686 H, Fr
= 1002 H, Fa
= 599 H, из первого этапа
компоновки а = 115 мм, b
= 61 мм, c = 110 мм, r
= 197 мм
Вследствие несоосности соединяемых муфтой валов
на консоль ведомого вала действует дополнительная сила F
= 0,2×Ft
= 0,2×2686 »
537 (H).
Реакции опор:
В горизонтальной плоскости:
XA = (Ft×b
+ F×c)/(a + b) = (2686×61
+ 537×110)/(115 + 61) »
1267 (H)B = (Ft×a
- F×(a
+ b + c))/(a + b) = (2686×115
- 537×(115
+ 61 + 110))/
/(115 + 61) »
882 (H)
В вертикальной плоскости:
YA = (Fr×b
+ Fa×r)/(a + b) = (1002×61
+ 599×197)/(115 + 61) »
1018 (H)B = (Fa×r
- Fr×a)/(a
+ b) = (599×197 -
1002×115)/(115 + 61) »
16 (H)
Проверка:
XA
+ XB
- Ft
+ F = 1267 + 882 -
2686 + 537 = 0
- YA
+
YB + Fr
= - 1018 + 16 + 1002 = 0
Суммарные реакции:
RA =ÖXA2
+ YA2 = Ö12672
+ 10182 = 1625 (H)B =ÖXB2
+ YB2 = Ö8822
+ 162 = 882 (H)
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре A.
Из первого этапа компоновки - подшипник 2007211,
С = 65,0 кН, С0 = 46,0 кН, e
= 0,41.
Эквивалентную нагрузку определим по формуле:
РЭ = (XVPr
+YPa)Kб×KT,
где Pr
= 1625 - радиальная нагрузка;
Pa
= 599 - осевая нагрузка;
Kб =
1,4 - коэффициент безопасности;
KT
= 1 - температурный коэффициент;
V = 1 -
вращение внутреннего кольца.
Отношение
Ра/(V×Pr)
= 599/(1×1625) »
0,37 < e, отсюда X
= 1, Y = 0.
Расчетная долговечность:
PЭ
= (1×1×1625
+ 0×599)×1,4×1
»
2275 (Н)
L = (C/PЭ)3,33
= (65000/2275)3,33 » 7,1×104
млн. об.
Lh
= L×106/60×n
= 7,1×1010/60×45
» 26,3×106
часов.
Данный подшипник удовлетворяет заданным условиям
долговечности.
Рисунок 6. Расчетная схема и эпюры
для входного вала
Рисунок 7. Расчетная схема и эпюры
для промежуточного вала
Рисунок 8. Расчетная схема и эпюры
для выходного вала
. Второй этап компоновки редуктора
Второй этап компоновки редуктора имеет целью
конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить
данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.
Разработанная на первом этапе схема редуктора
может быть положена в основу второго этапа компоновки без изменения каких-либо
размеров.
В крышку входного вала устанавливаем армированную
манжету, для того, чтобы предотвратить потери масла, связанные с выбросом его в
атмосферу. Фиксация вала в осевых направлениях осуществляется с помощью
подшипников, так как внутренние кольца подшипников упираются в буртики вала, а
наружными - в кромку крышки. Неподвижность в осевом
направлении достигается комплектом регулировочных прокладок.
Неподвижность промежуточного вала в осевом
направлении достигается торцевыми глухими крышками, кромки которых упираются в
наружные кольца подшипников, и конструктивными элементами самого вала.
Внутренние кольца подшипников упираются через втулки в торцы зубчатых колес,
обеспечивая их неподвижность в осевом направлении, так как с другой стороны
колеса вплотную прижаты к утолщению вала. Чтобы гарантировать прижатие крышек к
наружным кольцам подшипников используется комплект регулировочных прокладок.
Фиксация в осевом направлении выходного вала
осуществляется также как и входного. На вал так же устанавливаем манжету, для
предотвращения потерь масла. Для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении
предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку втулки, упирающейся
во внутреннее кольцо подшипника с другой.
В смотровой крышке корпуса располагаем сапун для
связи внутренней полости редуктора с атмосферой.
На валах редуктора используем призматические
шпонки без скругленных торцов.
При контактных напряжениях sН
=
339 МПа и скорости V = 2,34 м/с
рекомендуемая кинематическая вязкость масла должна быть примерно равна 28×10-6
м2/c, по таблице [4]
принимаем масло индустриальное И - 30А.
. Проверка прочности шпоночных и
шлицевых соединений
Размеры сечений шпонок, пазов и длины шпонок -
по ГОСТ 23360-78 [4]. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Определим напряжения смятия из условия
прочности:
sсм = 2Т/(d×(h-t1)×(l-b)<[sсм]
(35)
Т - передаваемый вращающий момент, Нм;
d - диаметр вала в
месте установки шпонки;
h - высота шпонки;
t1
- глубина паза на валу;
l - длина шпонки;
b - ширина шпонки.
Допускаемые напряжения смятия при стальной
ступице 75 МПа.
Размеры элементов шлицевых соединений по ГОСТ
1139-80
[4].
Определим напряжения смятия из условия
прочности:
АСМ = ((D
- d)/2
- 2f)l;
(37)
RСР
= 0,25(D+d);
(38)
Т - передаваемый вращающий момент, Нм;
z - число зубьев;
АСМ - работа смятия;
RСР
-
средний радиус сечения вала;
D
- внешний диаметр вала;
d
- внутренний диаметр вала;
l - длинна шпонки;
f
- фаска.
Допускаемые напряжения смятия 40 МПа.
Ведущий вал: шпонка 10´8´22
sсм = 2×26,2×103/(32×(8
- 5)×(22
- 10))» 45,5 < [sсм]
Промежуточный вал:
колесо: 2 шпонки 10´8´32
sсм = 2×146,2×103/(2×32×(8
- 5)×(32
- 10)) » 69,2 < [sсм]
шестерня: шпонка 10´8´56
sсм = 2×146,2×103/(32×(8
- 5)×(56
- 10)) » 66,2 < [sсм]
Выходной вал:
колесо: шпонка 20´12´70
sсм = 2×528,4×103/(70×(12
- 7,5)×(70
- 20)) = 67,1 < [sсм]
консольная часть: шпонка 14´9´110
sсм = 2×528,4×103/(×45×(9
- 5,5)×(110
- 14)) = 69,9 < [sсм]
Приводной вал:
колесо: две шпонки 14´9´63
sсм = 2×517,8×103/(×2×45×(9
- 5,5)×(63
- 14)) = 67,1 < [sсм]
консольная часть: шлицы 10´45´36
f = 0,3; l
= 50;
AСМ
= ((45 -
36)/2 -
2×0,3)×l
= 185;
RСР =
0,25×(45
+ 36) = 20,25;
sсм = 517,4*1000/(0,75×10×185×20,25)
» 18,4 < [sсм]
. Уточненный расчет валов редуктора
Примем, что нормальные напряжения от изгиба
изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому
циклу.
Уточненный расчет [4] состоит в определении
коэффициентов запаса прочности S
для опасных сечений и сравнении их с требуемыми значениями [S].
Прочность соблюдена при S
³ [S]
= 1,5.
Будем производить расчет для предположительно
опасных сечений каждого вала.
При совместном действии напряжений кручения и
изгиба запас прочности S
определяется по формуле
S = Ss×St/Ö
Ss2
+ St2
(38)
где Ss,
St
-
коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, определяем по
зависимостям
Ss
= s-1/(KsD×sa
+ ys×sm)
(39)t = t-1/(KtD×ta
+ yt×tm)
(40)
где s-1,
t-1 - пределы
выносливости материала соответственно при изгибе и кручении с симметричным
знакопеременным циклом;
sa,
ta
- амплитуды переменных составляющих циклов напряжений;
sm,
tm
- постоянные составляющие циклов напряжений;
При расчете валов редукторов и коробок передач
принимают для напряжений изгиба симметричный, а для напряжений кручения -
отнулевой циклы изменения напряжений, тогда:
sa
= sn
= M/W, sm
= 0;
ta
= tm
= tk/2
= T/(2×Wo);sD
= (ks/es
+ kF )/kV; (41)tD
= (kt/et
+ kF )/kV, (42)
где es,
et -
коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
kF
- коэффициент влияния шероховатости поверхности;
kV
- коэффициент влияния упрочнения, вводимый для
валов с поверхностным упрочнением;
kt,
ks -
эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении.
Входной вал (рисунок 6):
Материал вала тот же, что и для шестерни
(шестерня выполнена как одно целое с валом), т.е. сталь 40Х (закалка ТВЧ), sВ
= 900 МПа, sT
= 750 МПа, s-1
= 410 МПа; t-1
= 240 МПа, tT
= 450 МПа.
Рассмотрим сечение А-А:
изгибающий момент достигает максимального значения, концентрация напряжений
обусловлена наличием зубьев шестерни.
Изгибающий момент М = Ö15,862
+ 45,372 » 48,06 Н×м
= 48060 Н×мм;
Осевой момент сопротивления W
= p×d3/32
= p×46,883/32 »
10115 мм3;
Полярный момент сопротивления Wo
= 2×W
» 20230 мм3;
ys = 0,15;yt
= 0,1;s = 1,75; kt
= 1,6; es = 0,7; et
= 0,7; kF = 1,0; kV = 1,0;sD
= (1,75/0,7 + 1 - 1)/1 = 2,5;tD
= (1,6/0,7 + 1 - 1)/1 »
2,3;
Амплитуда нормальных напряжений sa
= M/W
= 4,75 Н/мм2 = 4,75 МПа;
Амплитуда касательных напряжений ta
=
tm
= T/2Wo
= 26,2×103/(2×20230)
= 0,65 МПа;
Коэффициент запаса прочности по нормальным
напряжениям
Ss
= 410/(2,3×4,75 + 0,15×0)
»
37,5;
Коэффициент запаса прочности по касательным
напряжениям
St
= 240/(2,3×0,65 + 0,1×0,65)
» 153,8;
Результирующий коэффициент запаса прочности
S = 37,5 ×
153,8 /Ö 37,52 + 153,82
» 36,4 > [S]
Такой большой коэффициент запаса прочности объясняется
тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его
стандартной муфтой с валом электродвигателя. По той же причине проверять
прочность в других сечениях нет необходимости.
Промежуточный вал (рисунок 7):
Материал вала - сталь 45, sВ
= 560 МПа, sT
= 280 МПа, s-1
= 250 МПа; t-1
= 150 МПа, tT
= 150 МПа.
Рассмотрим сечение А-А:
концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок.
М = Ö16,052
+ 69,402 » 71,23 Н×м
= 71230 Н×мм;
W = p×d3/32
- b×t×(d
- t)2/d
= p×323/32 -
10×5×(32
- 5)2 /32 »
2078 мм3;
Wo = p×d3/16
- b×t×(d
- t)2/d = p×323/16
- 10×5×(32
- 5)2 /32 »
5295 мм3;
ys = 0,05; yt
= 0,0;s = 1,75; kt
= 1,5; es = 0,88; et
= 0,77; kF = 1,0; kV = 1,0;sD
= (1,75/0,88 + 1 - 1)/1 »
2,0;tD
= (1,5/0,77 + 1 - 1)/1 »
1,9;
sa
= M/W = 34,28 Н/мм2 = 34,28 МПа;
ta =
tm
= T/2Wo = 146,2×103/(2×5295)
= 13,81 МПа;s
= 250/(2,0×34,28 + 0,05×0)
»
3,6;
St
= 150/(1,9×13,81 + 0,0×13,81)
» 5,7;
S = 3,6 ×
5,7 /Ö 3,62 + 5,72
» 3 > [S].
Рассмотрим сечение В-В:
концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки.
М = Ö53,532
+ 117,282 » 128,92 Н×м
= 128920 Н×мм;
W = p×d3/32
- b×t×(d
- t)2/(2×d)
= p×323/32 -
10×5×(32
- 5)2 /(2×32)
» 2647 мм3;
Wo = p×d3/16
- b×t×(d
- t)2/(2×d)
= p×323/16 -
10×5×(32
- 5)2 /(2×32)
» 5864 мм3;
sa
= M/W = 48,70 Н/мм2 = 48,70 МПа;
ta =
tm
= T/2Wo = 146,2×103/(2×5864)
= 12,47 МПа;s
= 250/(2,0×48,70 + 0,05×0)
»
2,6;
St
= 150/(1,9×12,47 + 0,0×12,47)
» 6,3;
S = 2,6 ×
6,3 /Ö 2,62 + 6,32
» 2,4 > [S]
Выходной вал (рисунок 8):
Материал вала - сталь 45, sВ
= 560 МПа, sT
= 280 МПа, s-1
= 250 МПа; t-1
= 150 МПа, tT
= 150 МПа.
Рассмотрим сечение А-А:
изгибающий момент достигает максимального значения, концентрация напряжений
обусловлена наличием шпоночной канавки.
М = Ö117,072
+ 145,712 » 186,91 Н×м
= 186910 Н×мм;
W = p×d3/32
- b×t×(d
- t)2/(2×d)
= p×703/32 -
20×7,5×(70
- 7,5)2 /(2×70)
» 29489 мм3;o
= p×d3/16 -
b×t×(d
- t)2/(2×d)
= p×703/16 -
20×7,5×(70
- 7,5)2 /(2×70)
» 63163 мм3;
ys = 0,05; yt
= 0,0;s = 1,75; kt
= 1,5; es = 0,88; et
= 0,77; kF = 1,0; kV = 1,0;sD
= (1,75/0,88 + 1 - 1)/1 »
2,0;tD
= (1,5/0,77 + 1 - 1)/1 »
1,9;
sa
= M/W
= 6,34 Н/мм2 = 6,34 МПа;
ta =
tm
= T/2Wo = 528,4×103/(2×63163)
= 4,18 МПа;s
= 250/(2,0×6,34 + 0,05×0)
»
19,7;t = 150/(1,9×4,18
+ 0,0×4,18) »
18,9;
= 19,7 × 18,9 /Ö
19,72 + 18,92 » 13,6 > [S].
11. Сборка редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость редуктора
тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным
чертежом, начиная с узлов валов.
На ведущий вал насаживают роликоподшипники,
предварительно нагретые в масле до температуры 80-100°С.
В промежуточный вал закладывают шпонки и
напрессовывают зубчатое колесо и шестерню до упора в бурт вала; затем надевают
распорные втулки, устанавливают роликоподшипники, предварительно нагретые в
масле до температуры 80-100°С.
В выходной вал закладывают шпонку и
напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем вставляют упорную
втулку, устанавливают роликоподшипники, предварительно нагретые в масле до
температуры 80-100°С.
Собранные валы укладывают в основание корпуса и
надевают верхнюю часть корпуса, покрывая предварительно поверхность их стыка
герметиком. Для центровки верхнюю часть корпуса устанавливают с помощью двух
конических штифтов; затягивают болты, соеденяющие части корпуса.
Проверяют проворачиванием валов отсутствие
заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки). Ставят крышки,
перед постановкой сквозных крышек в них закладывают армированные манжеты.
Закрепляют крышки болтами.
В основание корпуса вворачивают сливную пробку и
жезловый маслоуказатель.
Закрывают смотровое отверстие крышкой с
прокладкой из технического картона с ввернутым в нее сапуном. Закрепляют крышку
болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают
испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
12. Конструктивные размеры звездочки
конвейера
Для цепи конвейера выбираем тяговую пластинчатую
цепь М80 (ГОСТ 588-74). Разрушающая нагрузка 8000 кгс, DЦ
=
d2
= 25 мм.
Конструктивные размеры звездочки конвейера
представлены в таблице 8, формулы для расчета взяты из [5].
Таблица
8
Конструктивные размеры звездочки конвейера
Параметр
|
Формула
|
Расчет
|
Шаг
цепи, мм
|
t
|
125
|
Число
зубьев
|
z
|
8
|
Шаг
зубьев звездочки, мм
|
tZ £
t
|
125
|
Геометрическая
характеристика зацепления
|
l
= t/Dц
|
5
|
Диаметр
делительной окружности, мм
|
dt = t/sin(180/z)
|
326,641
|
Высота
зуба по шаговой линии
|
ht = 0,65 / l
|
0,13
|
Диаметр
вершин зубьев, мм
|
De = ctg(180/z)×t
+ t×2×ht
|
334,277
|
Диаметр
впадин, мм
|
Di = d - (Dц
+ 0,175Öd)
|
298,478
|
Длина
ступицы, мм
|
Lст
= (1,2-1,5)×dв
|
Lст
= 1,26×50 »
63
|
Диаметр
ступицы, мм
|
dст
= 1,6×dв
|
dст
= 1,6×50
» 80
|
Толщина
диска, мм
|
C = 0,8×ВВН
|
С = 0,8×15
= 12
|
13. Расчет приводного вала и его
подшипников
Для приводного вала выбираем чугунные подшипники
скольжения по ГОСТ-11611-65, полученная
длинна подшипника 50 мм. С учетом размеров звездочки конвейера и ведомой
звездочки определяем расстояние между подшипникам и звездочками.
Приводной вал (рисунок 9).
Из предыдущих расчетов: нагрузка на вал от цепни
конвейера FЦ =
3250 Н. Вследствие несоосности соединяемых муфтой валов на консоль пртводного
вала действует дополнительная сила F
= 537 H. a
= 113 мм, b = 69 мм, c
= 61 мм.
Реакции опор:
В горизонтальной плоскости:
RА = (FЦ×c
- F×(a
+ b + c))/(b + c) = (3250×61
- 537×(113
+ 69 + 61))/
(69 + 61) »
521 (H).В =
(FЦ×b + F×a)/(b
+ c) = (3250×69 + 537×113)/(69
+ 61) » 2192 (H).
Проверка:
FЦ
-
F -
RA
- RB
= 3250 - 537 -
521 - 2192 = 0
Подбираем подшипник по более нагруженной опоре B.
Расчет проводим по удельному давлению Р в
подшипнике и величине p×v,
в некоторой мере характеризующей износ последнего и нагрев.
Определим окружную скорость:
v = p×d×n/60000
Где d
- диаметр подшипника в мм;
h - частота вращения
вала, об/мин.
v = p×50×45/60000
= 0,12 м/c.
Удельное давление в подшипнике, кгс/cм2:
p = P/(d×l)
£ [p]
Где P
- усилие действующее на подшипник, кгс;
d и l
- диаметр и длина подшипника, см.
[p]
- допустимое удельное давление, 60 кгс/см2.
p = 219,2/5×5
» 8,8 кгс/cм2
величина p×v
£ [p×v]
= 70 кгс×м/(см2×с)
p×v
= 8,8×0,12 »
1,1 кгс×м/(см2×с)
Данный подшипник удовлетворяет заданным.
Проведем уточненный расчет вала.
Выходной вал (рисунок 9):
Материал вала - сталь 45, sВ
= 560 МПа, sT
= 280 МПа, s-1
= 250 МПа; t-1
= 150 МПа, tT
= 150 МПа.
Рассмотрим сечение А-А:
изгибающий момент достигает максимального значения, концентрация напряжений
обусловлена наличием двух шпоночных канавок.
М = 137,71 Н×м = 137710 Н×мм;
W = p×d3/32
- b×t×(d
- t)2/d
= p×503/32 -
14×5,5×(50
- 5,5)2 /55
» 9499 мм3;o
= p×d3/16 -
b×t×(d
- t)2/d = p×503/16
- 14×5,5×(50
- 5,5)2 /55
» 23408 мм3;
ys = 0,05; yt
= 0,0;s = 1,75; kt
= 1,5; es = 0,88; et
= 0,77; kF = 1,0; kV = 1,0;sD
= (1,75/0,88 + 1 - 1)/1 »
2,0;tD
= (1,5/0,77 + 1 - 1)/1 »
1,9;
sa
= M/W
= 12,15 Н/мм2 = 14,50 МПа;
ta =
tm
= T/2Wo = 517,8×103/(2×23408)
= 11,06 МПа;s
= 250/(2,0×14,50 + 0,05×0)
»
8,6;t = 150/(1,9×11,06
+ 0,0×11,06) »
7,1;= 8,6 × 7,1 /Ö
8,62 + 7,12 »
5,5 > [S].
Рисунок 9. Расчетная схема и эпюры для
приводного вала
14. Конструирование и расчет
фрикционной муфты
В качестве основы берем ненормированную
фрикционную многодисковую муфту [5].
Исходные данные:
MКР
-
передаваемый крутящий момент, кгс×см;
n
- частота вращения ведущего вала, об/мин;
k
- число включений муфты в 1 ч;
i
- число поверхностей трения;
b - коэффициент запаса
сцепленя;
R
- наружный радиус поверхностей трения, см;
r
- внутренний радиус поверхностей трения, см;
MКР
= 5174 кгс×см; n
= 45 об/мин; i = 12; R
= 8,0 см; r = 4,0 см; b
= 1,5.
Средний радиус трения:
rСР
= (R + r)/2
= (8 + 4) = 6 см;
Средняя окружная скорость:
v = p×rСР×n/3000
= p×5,9×45/3000
»
0,278;
Число включений в час оценим, считая что муфту
включают 1 раз в рабочий день:
k = 1/(24×KСУТ)
= 1/(24×0,29)
»
0,144;
Допускаемый крутящий момент, кгс×см:
[MКР]
= (p (R2 -
r2)×rСР×i×p×f×KV
×Km)/b
где p
- давление на трущихся поверхностях, кгс/см2;
f
- коэффициент трения;
KV
- коэффициент скорости;
Km
- поправочный коэффициент;
Для сухих муфт с дисками из чугуна и
прессованного асбеста:
f = 0,3, Km
= 1;При v
£ 2,5 м/с2 KV
= 1;
Тогда принимая [MКР]
= MКР
получаем для p:
p = b
MКР
/(p (R2 -
r2)×rСР×i×f×KV
×Km ) =
1,5×5174/(p
(82 - 42)×6×12×0,3×1×1
»
» 2,38 кгс/см2 < [p]
= 2,5 кгс/см2
Усилие сжатия дисков:
S = [MКР]b/(rСР×i×f);=
5174×1,5/(6×12×0,3)
» 360 кгс.
Литература
1.
Методические указания «Кинематический расчет привода», Смолин А.И. - Курган:
КМИ 1989.
.
Учебное пособие «Расчет передач зацеплением», Ратманов Э.В. - Курган: КМИ 1995.
.
Методические указания «Расчет валов», Колесников В.Н. - Курган: КМИ 1992.
.
«Курсовое проектирование деталей машин» под общ. ред. С.А. Чернавского, - М.:
Машиностроение 1988. - 415с.
.
Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т.2. - М.: Машиностроение,
1980. - 559 с.