Психологические методы социальных технологий

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологические методы социальных технологий













Контрольная работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Содержание

1. Значение и особенности психосоциологических методов в социальной технологии

2. Технологии трансактного анализа как инструмент социальных изменений и его использование на практике

3. Нейролингвистическое программирование как психосоциологический метод социальных технологий

4. Сущность и механизм воздействия психологических методов на человека

5. Основные направления технологий психологической помощи человеку и населению

6. Анализ технологии работы специалиста с клиентами

7. Деятельность социально-психологических служб

8. Основные методы саморазвития человека

Библиографический список

1. Значение и особенности психосоциологических методов в социальной технологии

Практика решения проблем самого широкого спектра на предприятиях и в организациях показала, что в междисциплинарных проектах весьма успешно сотрудничают социологи и психологи. Если в теории психология и социология все еще рассматривают и анализируют одни и те же феномены в разных масштабах, то в рамках социальных технологий границы уровней анализа становятся условными и налаживается эффективный междисциплинарный диалог.

Поиск путей адаптации к постоянным изменениям, которые столь характерны для современной эпохи, в сочетании с овладением методологией и методами активного воздействия на наше окружение - такая перспектива вызывает интерес у специалистов различного профиля: преподавателей и научных работников, стремящихся приблизиться к практике и обновить свои исследовательские стратегии, социальных технологов, социальных работников, управленцев, бизнесменов и политических деятелей.

В условиях перестроечного и постперестроечного "скатывания" России от рациональных механизмов социального регулирования к иррациональным проявляется особый интерес к социологическим и психологическим концепциям самого широкого плана, куда могут быть причислены психоаналитические и непсихоаналитические социальные технологии. Главными темами становятся технология культуры общения, разрешение конфликтов, проведение изменений и самоисцеление общества.

В последние годы социологи получают доступ к уникальным объектам, что сказывается на расширении тематики теоретических разработок.

Более того, появляется возможность осуществлять изменения или, выражаясь словами французского социолога Алена Турена, проводить интервенцию, что повышает ответственность специалистов, побуждает постоянно обновлять методологию. С другой стороны, общей тенденцией последних лет становится изменение характера взаимодействия социолога с заказчиком: от передачи готовых отчетов и рецептов к производству знаний, решению проблем и изменениям широкого профиля. В связи с этим возникает целый ряд задач методологического плана.

Гораздо более медленными темпами реализуется сближение университетской социологии с психологией через читаемый студентам - социологам краткий курс психологии. А между тем в широкую палитру методов социальной технологии, которая является перспективным, динамично развивающимся направлением, изначально входили психосоциологические методы, именуемые по-разному. В частности, в методологии инновационных игр они назывались психотехническими. Именно эти методы и стоят в центре внимания предлагаемого параграфа.

В настоящее время существует немало специфических методов, созданных профессиональными психологами и врачами-психиатрами, которые выходят за рамки, соответственно, психотерапии и начинают использоваться в более широком социальном контексте. Два из них, ставших достоянием культуры Западной Европы и США, - трансактный анализ и нейролингвистическое программирование - представляют собой обширный набор идей и техник, которые могут эффективно применяться в управлении социальной работой и бизнесе, в обучении и терапии, а также в научных исследованиях.

Соединение трансактного анализа и нейролингвистического программирования в данном параграфе не случайно. Тщательно разработанные технологии нейролингвистического программирования являются средством реализации тех изменений в личности и ее коммуникации, которые предлагаются трансактным анализом.

Одной из причин обращения социологов к предлагаемой тематике является интерес к клиническому подходу, который с особой силой начал проявляться в социологии в последнее время. Дело в том, что современной тенденцией в социологии является возврат к действующему субъекту (актору), к его индивидуальности и к смыслу, который он придает своим действиям. У социологов все чаще возникает чувство пресыщенности количественными, формализованными методами. С запаздыванием в несколько лет по отношению к нашим западным коллегам мы еще только начинаем по достоинству оценивать понимающую социологию Макса Вебера и переходить в профессиональной повседневности к качественным методам, которые способствуют постижению смыслов действий индивидов. Приемы анализа трансакций, выявления ценностей, метапрограмм с помощью техник нейролингвистического программирования окажут неоценимую услугу в плане лучшего понимания социума и проведения в нем изменений.

Определенную настороженность может вызвать вынесенный в название термин "психосоциологические методы". Само понятие "психосоциология" возникло в Западной Европе в 60-х гг., обозначив новое направление, представляющее междисциплинарную интеграцию, претендующую на особый вид практики и предполагающую активное привлечение действенных психологических методов как для изучения социального, так и для проведения смелых экспериментов и изменений в социальных общностях разных уровней, по крайней мере, практически в микросоциальной сфере. Это практика изменения субъектов социального действия, соответствующая их собственным запросам и повышающая продуктивность реализации личностных потенциалов и профессиональное мастерство, благодаря глубокому знанию отношений между социальным и психическим на индивидуальном и коллективном уровнях.

В процессе своего становления психосоциология, постепенно обретая предметный статус и известность, претерпевала сложные взаимодействия с психоанализом и критической социологией, именуясь при этом по-разному: социальная клиническая психология, институциональный анализ, клиническая социология.

Сегодня психосоциологию называют ''клиникой изменения,". практикой интервенции. Это особое, отдельное направление социологии, специфика которого состоит в оперативном вмешательстве, инициировании изменений, активном взаимодействии социолога с социальными субъектами.

Особенная, исключительно активная манера подхода к той или иной проблеме как раз и характерна для трансактного анализа и нейролингвистического программирования, успех которых базируется не столько на теоретических положениях, сколько на доведенных до совершенства технологиях. Их авторы выступают против радикальных и крупномасштабных преобразований общественной жизни, обращая свое внимание на внутренний мир отдельного человека. Гуманистический пафос, стремление наделить человека ясным пониманием своей жизненной ситуации, помочь ему стать честным с самим собой и с другими людьми лежат в основе предлагаемых психосоциологических подходов.

В рамках различных дисциплин социальное действие можно рассматривать со многих точек зрения. Социальная психиатрия, к которой относил себя основатель трансактного анализа американский психотерапевт Э. Берн, оставляла за собой право не только выносить суждения о том, насколько изучаемые явления отвечают понятию "душевное здоровье", но и "вмешиваться" в эти явления. На первый план у него выступает то, что можно было бы назвать трансактным действием.

Параллельно в социологии протекал встречный процесс: более дистанциированный, чисто исследовательский подход социологов претерпевал серьезное изменение, направленность вектора которого следующая:

переход от описания и объяснения к социотехнологической функции изменения (от простого изучения к предвосхищению и инициированию изменения);

переход от классических анонимных исследований к "прозрачному" взаимодействию с изучаемыми субъектами;

отказ от долгосрочных исследований и переход к оперативным исследованиям-вмешательствам.

В центре внимания психосоциологии находится пограничная, слабо концептуализированная область между социологией и психологией, включающая в себя как теоретические аспекты, так и социальную практику. Уже на ранней стадии своего возникновения она вызывает жаркие споры, уходить от которых в сторону не входит в замыслы авторов. Соотносясь с опытом других стран, и в частности с американским и французским, следует отметить, что данный вид практики неоднократно подвергался критике как средство манипуляции. Однако ответственность здесь, в первую очередь, несут те люди, которые могут неэтично использовать методы социальной технологии и психосоциологические техники. Более того, приобретаемое человеком умение различать используемые техники уже само по себе может служить как антиманипуляторское средство. Здесь мы только начинаем вторгаться в область серьезного разговора об идеологии социологической практики. Вопросам о рамках этической допустимости сотрудничества между находящимися в проблемной ситуации субъектами и представителями общественных наук, особенно в условиях, когда Россия стала эпицентром социальных новаций и катаклизмов, должны быть посвящены отдельные дискуссии и публикации.

2. Технологии трансактного анализа как инструмент социальных изменений и его использование на практике

Трансактный анализ - уникальная концепция личности, ее внутренней и внешней коммуникации, а также система разнообразных практических технологий, используемых в психотерапии, в педагогике, на предприятиях и в организациях. Цель ТА (общепринятое сокращенное обозначение термина "трансактный анализ") - понимание и действие, направленные на позитивные изменения и развитие как отдельного человека, так и групп самого широкого профиля.

психологический метод социальная технология

Основатель трансактного анализа - американский психиатр Эрик Берн первоначально считал свою концепцию продолжением психоанализа. Первые статьи Э. Берна, в которых был заложен фундамент ТА, появились в конце 50-х гг. В середине 60-х вышла в свет книга "Игры, в которые играют люди", ставшая бестселлером и сделавшая ТА доступным широкой публике [7; 8].

Главным стремлением ее автора было желание сделать психоанализ и психиатрию доступными для всех, превратить пациента в активного партнера, который получил бы возможность оценивать и контролировать процессы совместно с терапевтом. Подобная постановка вопроса весьма созвучна последним подходам в российской и мировой социальной практике.

Ключевые идеи и понятия ТА. Существует несколько ключевых идей, которые составляют ядро трансактного анализа и отличают эту теорию от любой другой. Исходным понятием и отправной точкой при создании ТА стала модель эго-состояний. Э. Берн заметил, что в зависимости от ситуации один и тот же человек воспринимает реальность, действует и устанавливает контакт с другими по-разному на основе своих ценностей, исходя из информации, которой он располагает, или в соответствии с переживаемыми в данный момент чувствами. Это наблюдение и послужило открытием исходного термина ТА - "эго-состояние", которым стали называть совокупность связанных друг с другом мыслей, чувств и поведенческих реакций, способ существования и проявления одной из трех частей личности в данный момент времени: Родителя, Взрослого и Ребенка. Обратите внимание на начальные заглавные буквы в словах "Родитель", "Взрослый, "Ребенок". Они используются тогда, когда обозначают эго-состояния, в отличие от маленькой буквы при любом другом употреблении этих слов [5].

Эго-состояния - это отнюдь не синонимы абстрактных фрейдовских "Ид", "Эго" и "Супер-эго". В отличие от классического психоанализа, эгосостояния Э. Берна - наблюдаемая реальность. Действительно, если внимательно присмотреться, можно заметить, что человек прямо на глазах может вдруг полностью измениться, переходя из одного состояния в другое: принципиальный руководитель, строго придерживающийся традиций и норм, может вдруг обидеться, как маленький ребенок, а потом, взяв себя в руки, трезво оценить ситуацию и принять правильное решение, исходя из своих реальных возможностей. Все три эго-состояния (Родитель, Взрослый и Ребенок) вместе составляют структурную модель личности.

Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь делая ответный ход, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен называется трансакцией (или взаимодействием). Трансакция - основная единица социального общения, включающая в себя стимул (первая фраза собеседника, вступающего в контакт) и реакцию (ответная фраза его партнера). Как говорит само за себя название "трансактный анализ", этот подход изучает обмены или трансакции, которые составляют психологическую ткань нашего бытия.

При обмене трансакциями человек сигнализирует партнеру о том, что признает его. На языке ТА любой акт признания называется поглаживанием. Поглаживание - это своеобразная единица внимания по отношению к другому человеку. Э. Берн не случайно выбрал слово "поглаживание", заметив, что оно связано с потребностью ребенка в прикосновении. Улыбка, нежный голос, комплимент, нахмуренные брови, окрик - все это "поглаживания". Человек нуждается в поглаживаниях для поддержания физического и психического здоровья.

Когда люди обмениваются трансакциями в группах или парах, они проводят свое время по-разному. ТА классифицирует и анализирует разные формы времяпрепровождения и называет это анализом структурирования времени.

Для социальных групп из двух и более человек имеется шесть способов структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры и интимность. Каждый из этих видов структурирования времени можно связать с имеющимися у нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. Интенсивность поглаживаний возрастает при движении вниз по списку от ухода к интимности. Многие важные социальные контакты чаще всего протекают как отдельные виды поглаживаний.

Предметом изучения не только психологов, но и социологов должны стать игры. Игра - это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства. Игра всегда включает в себя момент, когда игроки чувствуют, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Люди играют в игры, не сознавая этого.

Жизненные сценарии, игры, рэкетное поведение - все эти "несчастья" человеческого общения своими истоками уходят в детство. Такие стратегии общения нужны маленькому ребенку, чтобы выжить. Однако они мешают реализации полного потенциала взрослого человека. Сценарные, игровые и рэкетные стратегии необходимо заменить на новое поведение. В терминах ТА человеку необходимо "выйти из сценария и достигнуть автономии".

Обрести автономию - значит научиться мыслить, чувствовать и вести себя так, чтобы решать жизненные проблемы, используя ресурсы взрослой личности, реагировать на реальность "здесь и теперь", а не на старые сценарные убеждения [16].

Философские положения и основные принципы. ТА является своего рода философией, в соответствии с которой каждый человек представляет собой позитивную ценность. При этом ключевыми являются три идеи:

все люди хорошие;

каждый человек обладает способностью думать;

каждый сам определяет свою судьбу и вправе изменять свои решения.

С этими гуманистическими по своей сути идеями связаны два основных метода практического ТА: контрактный метод и открытая коммуникация. Рассмотрим несколько подробнее ключевые идеи и принципы.

Главная идея ТА - "все люди - хорошие" - означает, что ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, и тебя я принимаю таким, какой ты есть. Временами мне не нравится то, что ты делаешь или то, как ты себя ведешь. Однако я принимаю тебя как человеческое существо, и в этом смысле ты - в порядке, ты - хороший. Э. Берн рассматривает позицию "Я хороший и ты тоже" как основную естественную установку человека. Отклонение от нее является источником множества проблем как социального, так и психического характера [6].

Другим важным понятием является "контракт", который определяется в ТА как четко выраженная приверженность одного человека или двух сторон следовать определенному плану действий. Человек или группа заключают контракт, исходя из особого состояния, которое в ТА определяется как состояние Взрослого, давая себе (или кому-то другому) обязательство. Оно касается, прежде всего, изменений, которые планируется достичь.

Обычно контракт заключается между клиентом и специалистом по ТА (психотерапевтом, социальным технологом, социальным работником, консультантом и т.п.). В таком случае оба - и клиент, и специалист по ТА - несут взаимную ответственность за достижение изменений, которых хочет клиент. Э. Берн настаивал на том, чтобы и клиент, и специалист по ТА обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе [8].

Анализ трансакций. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами, очень напоминающего торговую операцию с ее принципом "ты - мне, я - тебе". Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой ("transaction"), откуда и происходит название "трансакт - ньй анализ".

Используя модель эго-состояний для анализа взаимодействия между двумя людьми, в литературе различают параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции и разрабатывают три правила коммуникации.

В параллельной трансакции (называемой также простой или дополнительной) векторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции. Такая трансакция содержит в себе элементы ожидания и предсказуемости происходящего, что и лежит в основе первого правила коммуникации: "До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться бесконечно долго".

Авторитарные личности - руководители предприятий, преподаватели, просто родители общаются с теми людьми, кто "ниже", используя трансакцию "Родитель-Ребенок". Она наиболее типична и приемлема. При этом подчиненному отводится позиция Ребенка. Дети и подчиненные ценят общение с тем, кто выше их по служебной лестнице, или просто боятся потерять расположение, чтобы не остаться вовсе без "поглаживаний" (или без работы). Побуждаемые страхом, они остаются в единственно возможной позиции, привыкают к ней, и колесо авторитарного взаимодействия беспрепятственно катится по жизни десятки и даже сотни лет. Тот, кому отводится позиция Ребенка, может попытаться перестроить общение. Однако вряд ли это будет легко с авторитарным партнером.

Анализ практики показывает, что на производстве и в организациях (в том числе в высших и средних учебных заведениях) имеют место не только параллельные, но и пересекающиеся трансакции (векторы диаграммы такого типа трансакций обычно не параллельны друг другу, а пересекаются, а эго-состояние, в которое обращаются, не является источником реакции). Здесь вступает в действие второе правило коммуникации: "При пересекающейся трансакции происходит разрыв взаимодействия, при этом для восстановления коммуникации одному или обоим партнерам необходимо изменить свои эго-состояния".

В скрытых трансакциях мы имеем два вида сообщений: открытое, или сообщение социального уровня, и скрытое - сообщение психологического уровня. Социальный уровень - это, как правило, взаимодействие "Взрослый-Взрослый". Психологический уровень - обычно трансакции типа "Родитель-Ребенок" или "Ребенок-Родитель". Любая скрытая трансакция, в которой социальное сообщение "Взрослый-Взрослый" перекрывает обмен на психологическом уровне между "Родитель-Ребенок", называется двойной трансакцией. В двойной скрытой трансакции участвуют четыре эго-состояния.

Здесь на социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание - сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.

Третье правило коммуникации Э. Берна гласит: "Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне" [7].

Использование трансакций на практике. Не бывает хороших или плохих трансакций. Важно в критический момент уметь гибко пользоваться каждой из них. Продуктивнее всего изменить собственное поведение, выбрав другое эго-состояние; в результате изменится и реакция партнера. Полезными могут оказаться следующие рекомендации.

1.Когда вы впервые общаетесь с человеком, лучше всего использовать параллельные трансакции. Например, если нужно посоветоваться или обменяться впечатлениями по поводу какого-то события, самым надежным выбором будут трансакций "Родитель-Родитель". Если же вы хотите легко вступить в контакт, используйте трансакции " Ребенок - Ребенок", а трансакция "Взрослый-Взрослый" продуктивна для решения той или иной проблемы. Но необходимо иметь в виду, что длительное общение с помощью параллельных трансакций ведет к рутине и блокирует личностные и групповые потенциалы коммуникации.

2.Критические замечания высказывайте прямо и откровенно, но в конструктивной форме. Это позволит установить открытые отношения. Старайтесь избегать скрытых трансакций, содержащих критику или недовольство. Гораздо более полезно использование скрытых трансакций, содержащих смысл: "Вы мне симпатичны", "Мне приятно говорить и работать с вами".

3.Если к вам обращаются из Критического Родителя или Бунтующего Ребенка, сделайте все, чтобы противостоять этим не продуктивным стимулам. Переведите общение на уровень конструктивных трансакций, например "Взрослый - Взрослый", "Свободный Ребенок - Свободный Ребенок".

Приведенные примеры ТА, а также наиболее распространенных трансакций используются в анализе игр, жизненных сценариев и чувств, владение которыми столь необходимо социальному технологу.

3. Нейролингвистическое программирование как психосоциологический метод социальных технологий

Нейролингвистическое программирование - одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой набор очень точных психотехнических инструментов и методику их использования в любой области деятельности, так или иначе связанной с общением.

В руках квалифицированного специалиста НЛП (общепринятое сокращенное обозначение термина "нейролингвистическое программирование"), представляющее собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок (эпистемологии когнитивной психологии, лингвистики неврологии кибернетики и т.д.), превращается в мощный инструмент, позволяющий добиться успеха в общении, преодолеть трудности и препятствия человеческого взаимодействия в сфере социальных технологий.

Наблюдая за процессами взаимодействия и изменения, происходящими в кабинетах корифеев человеческой коммуникации, основатели НЛП испытывали чувство удивления и восхищения, когда, облегчая страдания и недуги клиентов, психотерапевт удивительным образом использовал свое тело, голос, глаза, руки. Записывая блистательные сеансы на видеопленку, а затем тщательно анализируя каждый шаг живого, реального и, тем не менее, кажущегося магическим взаимодействия, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер обратили внимание на то, что делали талантливые психотерапевты и как происходили изменения в людях. Теоретические постулаты психотерапевтических подходов уходили при этом на второй план. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека.

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: "Как добиться успешных изменений", "Как изменить взаимоотношения к лучшему?" и вообще "Как стать исключительным?"

Именно эти вопросы положили начало рождению НЛП, побудив дотошных исследователей тщательно изучить схему процесса, ведущего к успеху, и возможности его воспроизведения.

Основные положения НЛП относятся к четырем сферам: человеческой коммуникации, языку, поведению и изменению. При этом один и тот же постулат может касаться сразу нескольких областей. Итак, что же это за аксиомы [15]?

1.Смысл коммуникации - в ответной реакции собеседника.

2.Карта реальности (наше видение мира) - это еще не сама реальность.

3.Язык - лишь вторичное представление опыта.

4.Невербальный язык - самый правдивый источник информации.

5.Поведение - это еще не сам человек.

6.Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен.

7.Человек способен к адаптации.

8.Поведение изменяется в соответствии с контекстом.

9.Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо.

10.Тело и разум - единая кибернетическая система.

11.Чем больше выборов, тем больше свободы.

12.У каждого есть ресурсы для изменения.

13.Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня.

14.Взгляните на неудачу как на обратную связь.

Базой, на которой строятся модели и техники НЛП, является структура субъекта, представленная тремя компонентами: внешним поведением, внутренним состоянием и внутренними процессами. Рассмотрим подробно эти важные понятия.

Внешнее поведение - жесты движения тела, рук, ног - является невербальным индикатором коммуникации и позволяет сулить о наличии изменений в двух других системах: мышлении и чувствах. Если о чувствах или мыслях нашего собеседника мы можем лишь догадываться о том, какое поведение мы видим. И это очень ценно для анализа коммуникации. Например, я могу сказать: "Здравствуйте!", сделать при этом широкий жест рукой и улыбнуться. Или же я скажу: "Добрый день" очень низким тоном, отводя взгляд и проходя мимо с опушенной головой. В обоих случаях я невербально передаю свои мысли и чувства по отношению к человеку, которого я приветствую. И хотя мой собеседник увидит только мое внешнее поведение, он догадается, что смысл первого сообщения отличается от второго.

Внутреннее состояние - так в НЛП называют всю область ощущаемого, как внутреннего, так и внешнего. При этом используются специальные термины: внешняя и внутренняя кинестетика. К первой относятся ощущения внешнего происхождения, например тепла или холода, связанные с окружающей средой. Внутренняя кинестетика - это ощущения внутреннего происхождения: боль в сердце или в желудке.

Внутренние ощущения могут быть благоприятными, позитивными. В НЛП их называют "ресурсными состояниями". Это могут быть: доверие, расслабление, уверенность, спокойствие, радость, веселье, счастье, сила, серьезность, чувственность, концентрация, удовлетворенность, подлинность, справедливость, смелость, напористость, открытость, любопытство, оптимизм и т.д.

Отрицательные или неблагоприятные внутренние состояния называют ограничивающими, мешающими. Это могут быть: тоска, грусть, мука, переживание, страх, тревога, неуверенность, стыд, чувство вины, фрустрация, агрессия, усталость, изнеможение, стресс, гнев и т.п.

Знак состояния - положительный или отрицательный - определяет сам человек, в зависимости от контекста ситуации. К примеру, стресс может быть позитивным, если он служит для мобилизации ресурсов, или негативным, если блокирует человека и ввергает его в состояние паники. Человек сам дает название своим ощущениям. Одно и то же слово может обозначать различные состояния. Все очень специфично. Поэтому не существует особого списка, за исключением четырех крупных категорий базовых чувств: радость, гнев, грусть, страх.

Внутренние процессы. Понятно "внутренние процессы" обозначает комплекс процессов, связанных с функционированием мозга. Это могут быть мысли, идеи или реакции. Когда человек думает, он подключается к своим внутренним процессам.

Три элемента - внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы - образуют единую систему, т.е. они динамичны и взаимосвязаны между собой. Например, если человек в гневе (внутреннее состояние), то это будет проявляться во внешнем поведении: в быстрых резких движениях и напряжении мышц и в интенсивной пигментации кожи. Гнев найдет отражение и в мыслях: высказывания и структура предложений будут наполнены агрессией. И наоборот, если человек находится в спокойном расслабленном состоянии, то это будет видно во внешнем поведении: движения медленны, несуетливы. Внутреннее состояние релаксации сопровождается спокойными, сосредоточенными, мыслительными процессами, плавными размеренными высказываниями. Итак, три элемента в структуре субъекта взаимосвязаны и взаимозависимы. При изменении одного параметра изменяются и другие.

Любопытна еще одна важная деталь. У каждого субъекта - единая трехкомпонентная структура, но при этом одни люди больше ориентированы на действия (внешнее поведение) и предпочитают сразу "делать работу". Другие - на чувства (внутреннее состояние): они, в первую очередь, "чувствуют дело". Третьи - на мысли (внутренние процессы): для них важнее всего "понять то, что предстоит сделать". Это проявляется в том, что кто-то предпочитает делать, кто-то - чувствовать, а кто-то - мыслить.

Эту особенность структуры субъективного опыта можно использовать, выяснив, какой фактор является для данного человека наиболее значимым. Например, для человека ключевым является внешнее поведение. Если он сердится, ему лучше сесть на стул, принять расслабленную позу и сказать себе несколько раз: "Я спокоен!". Эти действия (внешнее поведение) поведут за собой мысли (внутренние процессы) и потихоньку он начнет действительно успокаиваться (внутреннее состояние).

Изучение структуры субъективного опыта - это, по сути дела, исследование процесса становления модели мира (слово "модель" имеет двойное значение в НЛП). Модель мира - это личная концепция жизни человека. Именно благодаря ей каждый человек уникален. Когда мы говорим: "Это моя модель мира" или "Это ваша модель мира", речь идет о концепции жизни личности. Модель мира строится на основе нескольких фильтров, выполняющих двойную "отсеивающую" функцию. Они отбирают исследуемую информацию и при этом оставляют лишь то, что человек способен воспринять.

Что же это за фильтры? Это главные элементы структуры субъективного опыта: репрезентативные системы (включающие в себя субмодальности, обобщения, опущения и искажения), стратегии, метапрограммы и ценности.

Воспринимая внешний мир сквозь эти фильтры, личность создает свою уникальную модель мир и обретает эго-идентичность,

Стратегии. Исходным материалом для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия в НЛП представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств.

Стратегию можно сравнить с программой ЭВМ: она содержит несколько этапов и поэтому нельзя перейти от одного к другому, если предыдущий не завершен. Стратегии соответствуют термину "программирование" в НЛП, так как они определяют способ организации наших программ в мозге. Они отчасти бессознательны и лежат в основе любого поведенческого или познавательного процесса.

Каждый человек располагает своими собственными индивидуальными стратегиями. Ни одну модель нельзя назвать лучшей или подлежащей исключению, однако можно говорить о различной степени их эффективности. Мы располагаем стратегией для каждого типа поведения - будь то утреннее пробуждение (стратегия пробуждения), одевание, планирование, любовь, развлечение или скука.

Интересно то, что любая стратегия имеет одну и ту же структуру, независимо от содержания. Так, у человека существует единая стратегия познания, и он использует ее как для изучения иностранного языка, так и для освоения нового кулинарного рецепта. В НЛП изучают стратегии: запоминания, принятия решения, мотивации, творчества, обучения, убеждения и т.п.

Стиль коммуникации. В стиле коммуникации проявляется профиль личности, ее уникальность. Это происходит потому, что в сознании человека инсталлированы схемы (паттерны), которые определяют жизненную концепцию ("модель мира") человека и способы его взаимодействия с другими. В НЛП их называют метапрограммами.

У каждого человека есть некое твердое ядро мало изменяющихся метапрограмм, составляющих базовый профиль личности. Кроме того, имеются страты изменяемых метапрограмм, которые можно адаптировать в зависимости от контекста (например, в новой или стрессовой ситуации). Все это напоминает различные стили и моду в одежде: первые достаточно стабильны, вторые постоянно изменяются.

В литературе по НЛП описаны 10 основных метапрограмм: категория отбора (активность, личность, место, информация, вещь); размер выделения (глобальный и специфический); референтная рамка (внутренняя и внешняя), фильтры направления или ориентации (идти к. и удаляться от.); фильтр отношений (сходство и различие); процесс отношений (согласие-несогласие; паритетность-непаритетность); модальные операторы (возможность-необходимость); модальность вовлеченности (активный - пассивный); время; направление внимания (я сам-другой).

Метапрограммы, являясь элементом структуры субъективного опыта, информируют, на что направлено внимание человека. Они одновременно - и фильтр опыта, и радар, который воспринимает и ретранслирует только определенный тип данных, запрограммированный заранее. Последнее весьма важно знать социологу при проведении интервью.

Личностные смыслы. Логику поведения человека можно понять, если мы знаем его личностные смыслы. Именно эти категории, отвечая на вопрос "почему?", раскрывают основы поведения, позволяющие не только в значительной мере предвидеть реакции индивида, но и влиять на него. Основными категориями личностных смыслов в НЛП являются верования и критерии человека.

Верования представляют собой основанные на ценностях общие утверждения о причинах значимости и границах окружающего мира, а также о свойствах и способностях самого человека, т.е. его личностной идентичности.

Верования представляют модель мира субъекта во всей его уникальности. Они играют ту же роль фильтра, что и органы чувств для своего же поддержания. Так, если человек считает, что мир опасен, то он, соответственно, и действует, воспринимая из реальности только то, что будет подкреплять это верование.

Итак, изучение структуры субъективного опыта занимает широкий диапазон, начиная от представлений о мире до субъективной идентичности. Модель достаточно сложная, но необходимая, если мы задаемся целью добиться изменений в коммуникации.

У каждого индивида опыт уникален. Несмотря на то, что каждый элемент структуры опыта имеет свою схему и у каждого человека - свои субъективные паттерны этих схем, внутренний мир человека познаваем с помощью моделей НЛП. Научившись видеть различия в паттернах репрезентативных систем метапрограмм и верований, можно понять стиль коммуникации и реально изменить его к лучшему.

Инструменты коммуникации. Совершенствование процесса коммуникации предполагает владение ее инструментами. Дж. Гриндер и Р. Бэндлер изучили и описали набор достаточно сложных инструментов (определение целей, установление позитивного контакта, сбор информации, наблюдение, гибкость, ресурсное состояние, конгруэнтность) создали их модели и поделили процесс овладения этими великолепными средствами на шаги. Каждый шаг - это часть информации, которую легко понять. Психосоциологу остается только овладеть техникой этих шагов.

Например, при определении целей необходимо освоить пять шагов: уточнить цель; сформулировать ее в положительной форме; вычленить сенсорные показатели цели в терминах "вижу", "слышу", "чувствую"; согласовать свои цели с партнером по общению; учесть при этом ближние и дальние перспективы.

При установлении доверительного контакта с партнером, который в НЛП называют раппортом, рекомендуется освоить шесть шагов: проверить свое доверие партнеру; проверить доверие партнера; установить соответствие тону и темпу голоса собеседника; установить соответствие его дыханию; установить соответствие ритму движения; установить соответствие позе тела.

НЛП представляет собой достаточно любопытную технологию коммуникации, построенную на тщательном, многостороннем изучении структуры субъективного опыта. Профессиональное владение философией, моделями и технологией НЛП приводит к значимым позитивным изменениям как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

Полезными могут оказаться следующие рекомендации.

1.Используя ТА и НЛП на практике, очень важно помнить о том, что человек бесконечно адаптируется к своему окружению: любое поведение, даже самое плохое, ориентировано на адаптацию. Поэтому, изменяя один элемент в целом, социальный инженер изменяет всю систему. И в любом случае у него всегда есть шанс достичь желаемого, изменив прежде самого себя, т.е. расширив диапазон собственных альтернативных выборов. Изменяясь сами, мы инициируем изменения других.

2.Человек, в изменении которого мы заинтересованы, склонен скорее идти в своем направлении, т.е. интервал влияния ограничивается тем, что он нам позволяет. Осознав это, мы будем в состоянии оказывать влияние на людей, убедив их в обоснованности наших предложений и целей в той мере, в какой они позволят нам это сделать.

3.Если мы хотим действительно изменить чье-то мнение, стоит в первую очередь задуматься:

>как оно возникло;

>какой опыт человек пережил, попав в оковы этого убеждения;

>какие жизненные примеры побудили его уверовать в это?

Если мы сможем разобраться в сути этого значимого для человека

опыта, выковавшего ложное, с нашей точки зрения, мнение, мы сделаем важный шаг: узнаем линию, по которой может идти тот, в чьем изменении мы заинтересованы. И это будет его собственный путь, а не тот, который мы хотим ему навязать.

4.Сегодня трансактный анализ и нейролингвистическое программирование получили международное признание. Владеть ТА и НЛП полезно не только социологу или специалисту по социальной технологии. Это полезно каждому человеку; с его помощью можно познать и изменить самого себя, чувствовать себя увереннее в сложных лабиринтах человеческого взаимодействия, найти кратчайший путь изменения отношений к лучшему.

В заключение необходимо отметить, что сама по себе философия ТА и НЛП, чрезвычайно полезная при анализе сложных ситуаций в диалоге с самим собой или со специалистами и клиентами, не несет опасности, но использование их инструментария требует высокой степени профессионализма и ответственности.

4. Сущность и механизм воздействия психологических методов на человека

Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества. Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными пациентами. Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху "технологических революций", которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной структуры и в конечном счете возрастанием роли личностного фактора в жизнедеятельности общества.

Социальный технолог часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, "ибо тайна человеческого бытия, - как писал Ф.М. Достоевский, - не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить".

Практически на всех исторических этапах развития человеческой цивилизации те или иные лица, обладая атрибутами власти и определенными знаниями, - монарх, президент, инквизитор, жрец, священнослужитель, шаман, целитель и т.д. - применяли для достижения своих целей определенные психотехнические методы воздействия. Всякая власть, особенно диктаторская, нуждается в поддержании "харизмы" лидера государства, партии и т.д., поэтому психологические методы, способствующие манипулированию сознанием и поведением масс, обстоятельно разрабатывались и проходили широкую апробацию в социальной среде. Различные психологические теории, применяемые в ряде западных стран, помогают им не доводить социальные конфликты до взрывов, побуждают трудящихся "добровольно" помогать капиталу.

Как известно, целители и другие подобные им "специалисты" в ходе воздействия на клиента повышают его эмоциональное возбуждение, применяя, кроме различных растительных и минеральных средств, различные процедуры, драматические обряды и ритуалы, в том числе, например, публичное покаяние в присутствии большого числа людей. Система психологического воздействия имеет магический, если не демонологический характер. Эффект их воздействия в том, что индивид априори полон убеждения и веры в действенность применяемых к нему методов.

В этом случае удовлетворяются потребность человека в эмоциональном контакте и потребность в получении информации, которые служат для индивида, социальной группы смысловой канвой определенного действия.

Человек - существо глубоко социальное, и желание жить в мире и гармонии с окружающим его обществом составляет не отторжимое качество нормально функционирующей психики. В не меньшей степени человек испытывает потребность жить в мире и согласии с самим собой, сохранять и постоянно поддерживать "гомеостатическое состояние психики как основу нормальной жизнедеятельности и оптимальной социальной адаптации". Для каждого индивида психологическая защита реализуется на физиологическом, психологическом и социальном (поведенческом) уровнях. Каждый из названных уровней представляет собой функциональную систему, регулируемую независимо от того, является ли деятельность осознаваемой или нет. Психологическая защита является активным психическим феноменом и определяется индивидуальными характеристиками личности. Поэтому, воздействуя на эти индивидуальные характеристики, можно целенаправленно тренировать и усиливать механизмы психологической защиты.

Сегодня в психологии выделяются и утверждаются относительно самостоятельные отраслевые науки: инженерная психология, медицинская психология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др. По существу, каждый вид профессиональной деятельности включает в себя психологические аспекты. Особенность социальной технологии, ее технологических аспектов, развивающихся на стыке общей психологии, социальной психологии, психодиагностики и т.д., состоит в том, что она рассматривает целенаправленную социальную деятельность, учитывающую особенности психики человека, опираясь на социальную сущность индивидов.

Основная задача, которую ставит перед собой психология, - это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно; инициативно.

Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:

опрос - устный, письменный, свободный, стандартизированный;

тест - тест-опросник, тест-задание, проективный тест;

моделирование - математическое, логическое, техническое, кибернетическое;

эксперимент - естественный, лабораторный.

Эти методы (и их варианты) предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов. Здесь применяются также методы математической статистики и количественного анализа.

Без соответствующих знаний в области психологии социальному технологу трудно претендовать на овладение методами психологического воздействия на клиента.

Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие возможности использования в социальной технологии различных методов воздействия на личность. Существующие психологические методы содержат не только разнообразные методологические и теоретические положения, но и предлагают различные технологии.

Кратко остановимся на характеристике возможных психологических подходов к социальной технологии: глубинная психология (психодинамические теории) - психоанализ (З. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (А. Берн) и др.

Понятие "психологическая защита" было введено представителями психоаналитического направления и трактовалось ими как способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознательного и бессознательного. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа З. Фрейда. В ранней концептуальной схеме

З. Фрейда (сознательное - подсознательное - бессознательное) психологическая защита выступает как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. По Фрейду, защитные механизмы врожденны, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию "снятия" внутреннего конфликта. В дальнейшем в эту первоначальную концепцию были внесены существенные коррективы: психологическая защита понимается уже не как врожденный, а как приобретаемый в процессе индивидуального развития структурный компонент психики; акцентируется направленность психологической защиты, прежде всего, на социогенные конфликты; механизмы и варианты психологической защиты рассматриваются как продукты развития и научения; набор защитных механизмов, в отличие от стереотипных схем З. Фрейда ("Оно" - "Я" - " Сверх Я"), определяется как глубоко индивидуальная характеристика личности, обусловливающая общий уровень адаптированности.

Человек с раннего детства переживает различные кризисы, конфликты между внешними (социальными) силами и внутренними (бессознательными), где он (личность) пытается найти определенный баланс. Поэтому социальному технологу как психологу необходимо знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или "комплексов".

Существуют различные варианты основных защитных механизмов личности, с помощью которых индивид оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний. Остановимся кратко на нескольких из них:

>"вытеснение" - неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение;

>"замещение" - перенос болезненных симптомов на замещающий объект (недостатки: отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает, однако может возникнуть эффект бумеранга - возврат негатива к первоначальному субъекту);

>"сублимация" - энергия напряжения полностью реализуется в социально-полезной деятельности: творчество, спорт и т.д. (недостатки: упускаются причины напряжения, сублимированное напряжение не исчезает - возможна фрустрация);

У "бегство" - человек избегает критики и благодаря этому - психологического напряжения (недостатки: причины не выясняются, возможны в будущем проблемы с саморегуляцией);

У "оглушение" - наркотики (алкоголь) устраняют конфликты, страхи и т.п., достигается ощущение силы, создается иллюзия ухода от пугающей действительности (недостатки: зависимость от алкоголя, наркотиков, развитие болезней) и т.п.

Также важными механизмами психологической защиты являются: фиксация (задержка на одной стороне, форме защиты), регрессия (возврат при угрозе стресса в более раннюю стадию развития), перенос (перемещение бессознательных переживаний в физическую сферу, например, в головную боль), провокационное поведение - человек ведет себя так, чтобы спровоцировать у другого человека гнев или любовь.

Бихевиористское (психология поведения) направление в социальной технологии - социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др. Сущность этого направления заключается в том, чтобы использовать влияние окружения на поведение человека. Для бихевиоризма важны мысли и поступки человека, их мотивы. Исходная методологическая позиция - это акцент на конкретных действиях и поступках человека.

Поэтому при данном подходе социальному технологу как психологу необходимо вступить в такое взаимодействие с клиентом, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а с другой стороны, найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры.

В технологическом аспекте социальная технология строится на следующих методических принципах:

открытость и ясность плана работы с клиентом для его активизации;

анализ и владение информацией о поступках и поведении клиента;

учет детерминированности поступка и его результатов предшествующим действием (функциональный анализ);

совместная выработка социально значимых целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.

Возможны и другие методы, технические приемы, например: тренировка настойчивости, тренировка релаксации, моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение, стратегия предотвращения рецидивов и многое другое

Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены "избегания" (некоторых тем, имеющих эмоционально-личностное значение, ситуаций, книг, фильмов и т.д.) и "ухода" (из семьи, профессиональной или возрастной группы).

Житейское понятие "избегать трудностей" часто обусловлено не столько стремлением к легкой жизни, сколько неспособностью приспособиться к изменяющимся условиям общения, обитания или деятельности. Многие феномены психологической защиты проявляются в рамках высшей формы социальной регуляции - нравственного выбора, реализуемого в виде молчаливого осуждения или одобрения, либо в виде активной защиты.

В социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов - оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Идеи бихевиоризма полезны в социальной технологии при решении детских проблем, вопросов отношений детей и родителей, применении методов поощрения и наказания, полезны они и в работе с группой.

Когнитивная психология как направление возникла в связи с развитием кибернетики, информатики, программирования ЭВМ и в определенной степени явилась реакцией на недостатки психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления (например, бихевиоризм, гештальт-теории и др.) в детерминации поведения человека. Здесь главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о себе, о мире и каким образом он ее использует при принятии решений, как действует в рамках определенной социальной действительности. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний, которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрывающей суть когнитивной психологии, является "схема". Когнитивные схемы (восприятие, память, мышление и другие когнитивные продукты) - врожденные или приобретенные - позволяют индивиду определенным образом воспринимать, преобразовывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.

Сторонники когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Главный принцип когнитивной терапии состоит в том, что большинство человеческих эмоций и форм поведения, рациональных и иррациональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают и во что верят. Поэтому задача социальной технологии состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить его когнитивные правила и тем самым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

Гуманистическое направление - гештальт-терапия (Р. Перле), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж. Морено) и др. Основа теории гуманистического направления состоит в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не от его окружения. В этом состоит отличие от психодинамической теории, делающей акцент на прошлом, которое влияет на настоящее, и от бихевиористской теории, акцентирующей внимание на воздействии окружения на личность.

Гештальт-психология (структурная психология) как направление ориентируется на естественные науки, представляющие собой образец научного знания.

Последователи этого направления стремятся исследовать формирование сложных, целостных психофизиологических систем, психических явлений односторонне через восприятие, память, мышление, личность и межличностные отношения. Гештальт-терапия использует при этом широко схематические приемы микротехники для анализа психического воздействия на клиента. Например, такие, как восприятие "здесь и теперь", директивность, речевые изменения, метод "пустого кресла" и многое другое.

Большой вклад в развитие материалистического направления в психологии внесли и отечественные ученые. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явились исследования И.М. Сеченова, которые непосредственно повлияли на работу таких известных русских ученых, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

Широко известны во всем мире труды отечественных ученых - психологов, таких как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и многие другие. Психология все больше выходит из рамок академической науки и активно применяется в социальной практике. Кроме традиционных форм ее приложения (медицина, педагогика), она широко используется и в практике социальной технологии.

5. Основные направления технологий психологической помощи человеку и населению

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной технологии важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно технологий использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального технолога в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных технологов, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.).

Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развития человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической педологии:

сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого - помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия - организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.

Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному технологу достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.

Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный технолог не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

6. Анализ технологии работы специалиста с клиентами

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы "хорошо - плохо", которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

На практике большинство клиентов ориентируется на социальные и этические проблемы. Цель социального психолога состоит в том, чтобы перевести проблему клиента в психологическую плоскость. Это и есть технологический шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом клиент получает возможность выделения и оформления проблемы в виде темы взаимодействия с психологом.

Итак, технология решения психологических задач предполагает:

понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;

овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;

выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

рациональную постановку и разумное обоснование жизненных цепей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;

четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

7. Деятельность социально-психологических служб

В социальной сфере функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.п.

Все большую популярность приобретают различные психологические тренинги, "кабинеты психологической терапии", "школы хорошего настроения" и т.д. В справочнике адресов и телефонов служб социально-психологической помощи населению, семье и детям, выпущенном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, по состоянию на 10 ноября 2006 г. указано 494 учреждения. (В соответствии с Приказом министра социальной защиты населения РФ (от 18 мая 1994 г.)"Об утверждении примерных положений об учреждениях психологической помощи населению" стали создаваться центры психологической помощи по телефону.)

Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению - это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника. При этом имеет место специфическое разделение труда:

психиатр проводит психиатрическую диагностику и медикаментозное лечение;

медсестра выдает лекарства, делает инъекции, оказывает помощь в проведении других лечебных процедур;

социальный технолог составляет социальную характеристику пациента, анализирует социально и психологически значимые события в жизнедеятельности клиента.

Главное, чтобы эта работа проходила комплексно и не только ограничивалась контролем или проверкой работы на местах, но и содержала организационно-технологические, психологические компоненты социальной помощи населению.

К сожалению, у нас распространено крайне ошибочное мнение о том, что человек, именуемый "сильной личностью", способен к самостоятельному преодолению любой кризисной ситуации. Увы, это далеко не так, именно "сильным личностям", крепким, энергичным умственно и физически, резким и честолюбивым индивидам свойственны психические или психологические кризисы с самыми негативными последствиями.

Сегодня особенно уязвимы те, чья работа связана с людьми, - это работники социальной сферы, врачи, медсестры, учителя, социальные работники, социальные технологи и др. Они всеми силами стараются помочь людям и улучшить их жизнь, но порой доходят до истощения сил, когда понимают, что не могут достичь тех завышенных целей, которые перед собой ставят.

К истощению сил приводят три фактора.

Первый фактор - это многочисленные жизненные обстоятельства и поводы для переживаний.

Второй фактор - это недостаток сочувствия, поддержки, когда рядом нет человека, которому можно довериться и с которым можно поделиться переживаниями.

Третий фактор - чувство беспомощности перед торжествующей несправедливостью. Безусловно, истощение сил наступает тогда, когда человек прилагает много стараний, а его не ценят.

Чувство беспомощности, бесполезности своего труда развивается, если человек не встречает благодарности за свою работу, а результат таких переживаний - психические, соматические заболевания и т.д.

Успехи социальной технологии, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных или психосоциальных отношений. Они во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными механизмами формирования и развития психики.

Виды формирования психики. Различают три основных вида формирования психики:

стихийное;

целенаправленное;

саморегулирование.

Стихийное регулирование психики фактически происходит на всех этапах жизни человека. Социальное окружение: семья, соседи, друзья и коллеги по работе, прочитанные книги, средства массовой информации, социальные институты и т.п., - непроизвольно воздействует на психику индивида, осуществляя объективно его социализацию. В данном случае срабатывает, в определенной мере, приспособительный механизм.

Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной и целенаправленной просветительской и воспитательной работы.

Саморегулирование психики - это не спонтанный процесс, в нем есть определенные технологические детерминанты в виде конкретных методов и способов самопрограммирования.

Методы самопрограммирования помогают индивиду приобрести необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень сознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность.

Владение этими методами и технологией их применения непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной технологии. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволяет индивиду в экстремальных ситуациях активизировать и мобилизовать потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрыть и высвободить "запасные", не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды.

8. Основные методы саморазвития человека

Без самоорганизации, самоуправления и саморегуляции не может быть и психологически грамотной жизнедеятельности. Методы психического саморазвития сложились в результате естественного синтеза многовекового и разностороннего человеческого опыта и продолжают совершенствоваться по мере развития науки. Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики.

1.Методы аутогенных тренировок. Основателем этого направления является немецкий психотерапевт И.Г. Шульц, который в 1932 г. предложил и использовал его как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме.

В аутогенном методе используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы.

Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. При этом важную роль играет ритм дыхания, способствующий оптимальному тонусу нервной системы. Второй путь воздействия на нервную систему тесно связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.). Наконец, третий путь связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самопризывов, самопроговариваний и т.п.) давно используется людьми в социальной практике.

В аутогенном методе применяются способы целенаправленного воздействия на непроизвольные функции человеческого организма, которые действуют эффективно в определенной технологической последовательности: релаксация - представление - словесное самовнушение. В этой связи было бы несправедливо не упомянуть о системе К.С. Станиславского, который задолго до И. Шульца сформулировал многие аутогенные приемы. Так, в книге "Работа актера над собой" Станиславский писал:". Нужно освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи".

2.Медитация (от латинского "размышление") как метод психического самовоздействия представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное "рассредоточение" внимания. И в том и в другом случае наступает торможение процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная отрешенность, изоляция человека от внешнего мира. Этот метод может оказать практическую помощь тем, кто озабочен поисками душевного равновесия, нуждается в формировании чувства уверенности в своих силах, возможностях. Применение рациональных приемов медитации может дать эффект значительно более выраженный, чем при лечении гипнозом, аутогенными тренировками, рациональной терапией и другими модификациями психотерапевтических средств.

3.Гипноз и самогипноз как методы регуляции интенсифицируют функции программирования жизнедеятельности организма, закрепляют их в долговременной памяти, позволяя получать более выраженный и целенаправленный эффект. Самогипноз, если его рассматривать как технологический процесс, включает следующие этапы внутренней работы [12]:

выработка решения осуществить работу с четкой формулировкой ее целей и задач;

предгипнотическая беседа с самим собой, в которой логически обосновывается необходимость предпринимаемой работы, обсуждаются результаты, которые будут достигнуты по ее окончании, и те преимущества, которые должны быть получены в итоге;

внутренняя фиксация собственного образа, наделенного желаемыми качествами;

закрепление новых качеств реальными действиями в постгипнотическом периоде.

Необходимо отметить, что самогипноз как метод играет вспомогательную роль и не может быть отделен от других методов воздействия на психику, в частности от общения.

. Социальная технология профессионального общения специалиста с клиентом

В технологии профессионального общения социального технолога с клиентом необходимо учитывать следующие обстоятельства.

1.Профессиональное общение социального технолога должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности и помощи, разобраться в проблемах клиента и найти выход из них. Необходимо создать условия и ситуацию для раскрытия индивидуальности и т.д.

2.Способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, этапы, роли, маски в общении, должны быть технологически выдержаны. Можно назвать следующие технологические этапы общения:

моделирование предстоящего общения с клиентом (прогностический этап);

начало и организация непосредственного общения с клиентом, социальной группой ("коммуникативная атака", уточнение условий общения, управление инициативой);

управление общением для решения методических задач и стимулирование собеседников в общении.

3.Самоанализ хода и результатов общения; подведение итогов общения и прогнозирование в предстоящих видах коммуникативной деятельности и т.д.

Социальный технолог в общении с коллегами, клиентами должен владеть техникой общения, приемами вербальных и невербальных взаимоотношений. Например, давно подмечено, что улыбающиеся, любящие жизнь люди, как правило, легче переносят повседневные неприятности и превратности судьбы, которые, к сожалению, выпадают на долю каждого человека.

То, что улыбка, смех могут быть лекарством, известно человечеству с незапамятных времен. Еще 2000 лет тому назад знаменитый ученый древности Гиппократ писал о пользе улыбки, смеха в качестве лечебного средства. По его убеждению, приятный оживленный разговор во время обеда способствует пищеварению. Все знают, что положительные эмоции, улыбка, смех благотворно влияют на функции человеческого организма, улучшают настроение, сон, аппетит. Больной, который часто улыбается, поправляется быстрее. Он легче переносит свои недуги. Как утверждают врачи, каждая улыбка продлевает наше существование на пятнадцать минут. Улыбка расслабляет мускулатуру, способствует выделению эндорфи - нов ("убийц боли"), благотворно воздействует на иммунную систему. Благотворно влияние улыбки на настроение людей, на создание хорошего психологического климата на работе и дома. Она скрашивает жизнь окружающим людям. Улыбка - это знак приветствия, доброты, расположения, знак доверия, дружбы и миролюбия. Лев Толстой описал в своих произведениях 97 выражений улыбки, раскрывающих различные эмоциональные состояния человека. Улыбка может быть радостной и серьезной, сердечной и доброй, ироничной и смущенной, виноватой и сочувственной, естественной и искусственной, злой и жесткой и т.д.

Наблюдения за одинокими пожилыми людьми показали, что одной улыбки может оказаться достаточно, чтобы произошла психологическая разрядка, чтобы душа потеплела и размягчилась. Если необходимо расположить к себе людей, то улыбка играет важнейшую роль наряду с такими качествами, как юмор, некоторая самоирония, снисходительность и шутливое отношение к себе. Нельзя забывать и об обратной стороне проявлений юмора: бодрячество, неуместная шутка, деланная веселость и т.п. могут нанести вред и оскорбить человека.

Реальная практика показывает, что поиск готовых образцов, схем "мудрого поведения" не только безнадежен, но и тормозит самостоятельное развитие личности. Однако творческое использование известных принципов мудрого отношения к жизни повышает не только мотивационную саморегуляцию, но и уровень собственной психологической активности.

Приведем некоторые из этих принципов. Умение отличать главное от второстепенного. В основе лежит принцип выбора наиболее значимых мотивов и побуждений и отказа от несущественных. Став сознательным психическим действием, правильный выбор освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит несомненную пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие. Этот принцип отнюдь не исключает энергичности и активности человека, здесь главное - в сохранении сложившейся системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума и четкости поведения, т.е. создание оптимальной психической раскованности, способствующей лучшей самоорганизации личности.

Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов, в основе которых лежат принципы высокой нравственности.

Знание меры воздействия на события. Усиление или сдерживание мотивации в зависимости от складывающейся ситуации, событий, имеющих свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания.

Умение подходить к проблемам с разных точек зрения. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях, когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и разводить различные мотивы своего поведения.

Готовность к любым неожиданным событиям. Гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, но, разумеется, при этом не должно нарушаться основное ядро личностной мотивации.

Восприятие действительности такой, какова она есть, а не такой, каковой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла.

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных, мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях. Наблюдательность. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек приучает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулировать их.

Дальновидность. Предохранение человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Стремление понять других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь бывает важно учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.

Таковы некоторые принципы, методы и приемы технологии воздействия на духовный мир, на психологию человека с целью оказания ему социальной помощи.

Библиографический список

1.Алиев М.Г. Социализация согласия. - М.: ИФРАН, 2010.

2.Андреас К., Андреас С. Измените мышление - и воспользуйтесь результатами (новейшие субмодальные вмешательства НЛП). - СПб., 2004.

.Антология социальной работы / Сост. М.В. Фирсов. - Т.1-3. - М., 1993-1994.

.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2004.

.Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: СВАРОГЬ-НВФСПТ: Лабиринт, 1994.

.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб., 2011.

.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М., 2008.

.Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия. - СПб.: Братство,

.1994.

.Бендлер Р., Гриндер Дж. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза. - СПб., 2005.

.Бендлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. - СПб.: Алвиг,

.1992.

.Горин С. Гипноз: техники россыпью. - Канск, 2005.

.Горянина В.А., Масалков И.К. Психосоциологические методы социальной инженерии. Часть 2. Нейролингвистическое программирование: модели и инструменты взаимодействия. - М., 2005.

.Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. - М.: Класс, 2003.

.Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2011.

.Джейм М. Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями: Пер. с англ. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 2003.

.Дудченхо B. C. Программа инновационной игры. - Таллинн, 2009.

.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2013.

.Кинелев В.Г. Объективная необходимость. - М., 1995.

.Лебон Г. Психология масс. - Мн.: Харвест; М.: Аст, 2004.

.Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007.

.Макдональд В. Руководство по субмодальностям. - Воронеж, 2004.

.Масалков И.К. Психосоциологические методы социальной инженерии. Часть 1. Трансактный анализ как инструмент социальных изменений. - М.: Союз, 2007.

.Немов Р.С. Психология: учебник. Кн.1. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - С. 389-505.

.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Речь, 2010.

.Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012

.Оганян К.М. Булатов С.М. Диагностика индивидуально-психологических качеств личности в процессе общения. - СПб.: СПбТИС,

.2005.

.Основы социальной работы: учебник. / отв. ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 2007.

.Рахматшаева В.А. Быть в гармонии с собой и другими. Методическое руководство по овладению техникой синтонического общения. - Астрахань, 2003.

.Стьюарт И., Джойнс В. Современный ТА: новое введение в трансактный анализ / пер. с англ. Лайф Спейс Паблишинг. - СПб., 2007.

.Оганян К.М., Лутанский В.Д. Целевая программа организации и функционирования социально-педагогической службы в учреждениях образования. - СПб., 2004.

35.Analyse clinique dans les sciences humaines. Sous la direction/ de E. Enriquez, G. Houle, J.R. Maume, R. Sfrvigny, Les Editions Saint-Martin, Montreal, 2013.

.Dubosf J. L'intervention psychosociologique. Presses Universitaircs de France, P., 2007.

Похожие работы на - Психологические методы социальных технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!