, располагающими информацией... - это первое требование. Второе требование - тщательная подготовка к интервьюированию. Опыт показывает, что эрудированный, в деталях знакомый с предметом изучения интервьюер вызывает у респондента симпатию, а это уже гарантия того, что интервью окажется продуктивным» [12].
Готовясь к интервью, журналист, как правило, решает не только различного рода организационные вопросы (договаривается о времени и месте встречи, определяет, какие технические средства записи будут использованы и т.д.), но и продумывает тему будущей беседы, знакомится со специальной литературой, составляет приблизительный вопросник, наконец, мысленно «обкатывает» сценарий будущей беседы. Все эти моменты, несомненно, могут сказаться на результативности встречи.
Понятно, что вопросы - не самоцель журналистского интервью. Конечно, оно проводится ради ответов. Однако они не рождаются сами по себе, их вызывает к жизни вопрос. Говорят, каков вопрос, таков и ответ. Хорошие, полные ответы зависят от удачного вопроса, плохие же, т.е. не наполненные содержанием, - от слабого и непродуманного [8].
Прямой и непрямой вопрос. Прямой, т.е. ясный, прозрачный вопрос «по делу» - эффективнее непрямого, дающего собеседнику возможность уйти от ответа. Однако непрямой вопрос иногда бывает полезным для замены прямого, нелицеприятного вопроса, если вы не хотите поставить собеседника в неловкое положение. Особенно он выручает в ситуации прямого эфира. Но непрямой вопрос может и воодушевить героя на откровенные, интимные подробности своей биографии [8].
Прямые вопросы и конкретные ответы на них - это, конечно же, самый эффективный вариант вопросно-ответного общения. Однако он возможен только в том случае, когда ваш герой настроен на диалог и готов отвечать на вопросы. В противном случае задавать прямой вопрос не всегда представляется целесообразным. К непрямому вопросу есть смысл прибегать и в том случае, когда с собеседником непросто установить контакт, и надо сделать все возможное, чтобы интервью утратило налет формальности [8].
Вопросы делятся на две большие категории: открытые и закрытые.
Первые носят наиболее общий характер и влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Можно сказать, что открытые вопросы более демократичны. Примером такого вопроса может служить фраза, предлагающая собеседнику вступить в диалог: «Расскажите что-нибудь о себе...».
У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущества и недостатки. Вот некоторые преимущества открытого вопроса:
побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;
дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;
ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков, стимулирует рождение мыслей, которые ранее, может быть, и не приходили ему в голову;
ставит журналиста перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.
А это недостатки открытых вопросов: могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;
способны смутить собеседника, не привыкшего отвечать на общие вопросы;
могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.
В отличие от открытых закрытые вопросы требуют утвердительного или отрицательного ответа. Репортеры используют их, когда нужно получить жесткую, прямую реакцию собеседника, например, подтвердить или опровергнуть факт [8].
Привлекательность закрытых вопросов в том, что их легко задавать и на них нетрудно отвечать. Журналист при этом полностью контролирует ход беседы. Есть у закрытых вопросов и такие преимущества:
позволяют репортеру получить конкретную информацию, не дожидаясь размышлений собеседника;
экономят драгоценное время, так как предполагают быструю реакцию и краткие ответы;
дают возможность «разогреть» собеседника, не требуя от него серьезной работы ума.
Между тем закрытые вопросы не стимулируют развитие диалога, так как фактически сообщают собеседнику, что интервьюер заинтересован только в подтверждении или отрицании информации - не более. Большинство закрытых вопросов биполярны, т.е. предполагают всего два предсказуемых варианта ответа - «да» или «нет», не всегда подразумевая объяснения и аргументацию. «Вы любите свою работу?» - «Да (нет)». Закрытые вопросы, поэтому нередко оказываются слишком примитивными для серьезных, мыслящих собеседников. Кроме того, они не всегда экономят время, потому что влекут за собой череду дополнительных вопросов.[8]
Уточняющие вопросы. Уточняющий вопрос желательно задавать после неясного или двусмысленного ответа на основной. Если после такого ответа не сделать попытки прояснить недопонятое, не расставить все точки над «i», можно впасть в один из главных профессиональных грехов журналиста - делать до-пушения, выдвигать предположения в связи с недостатком или искажением информации.
Развивающие вопросы. Как правило, люди не готовы дать исчерпывающие ответы на все интересующие журналиста вопросы. От смущения или боязни показаться глупыми они жмутся, заикаются, теряют дар речи. И, конечно же, в таких случаях нуждаются в помощи, иногда даже в ободрении, чтобы продолжить и развить ответ. В своей практике журналист может столкнуться с ситуацией, когда палочкой-выручалочкой окажутся простые слова: «Пожалуйста, продолжайте, это очень интересно...». Но чаще случается, что ответы на основные, особенно закрытые, вопросы оказываются чересчур краткими, нераспространенными, требующими дальнейшего развития, проработки, и тогда необходимо включить в беседу развивающие вопросы
Журналист может задавать их в ситуации, когда у него нет объективных подтверждений того, что было сказано собеседником. При этом у него нет и возможности перепроверить сообщаемую информацию, прибегнув к объективным источникам. [8]
Опытный журналист Леонид Плешаков советует, чтобы не угодить в невидимую ловушку, задать контрольный вопрос: «Когда мой собеседник рассказывал о совершенных им подвигах, но ничем, кроме своих слов, это подтвердить не мог, я старался задать контрольные вопросы, которые сняли бы мои сомнения. Вставленные «к слову», они при всяком ощущении опасности помогают отсечь возможную ложь» [9]
Уличающие вопросы. Будучи разновидностью контрольного, вопрос уличающего характера применяется в случае явных противоречий в ответах, а также если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.
Количественные вопросы. Вопросы с количественным местоимением сколько служат для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события. Ответы на количественные вопросы вносят ясность и точность в разговор. Они отличаются от туманных, неопределенных рассуждений тем, что всегда заостряют, а при удачном использовании даже драматизируют сюжет.
Количественные вопросы доминируют в спортивных репортажах, интервью, взятых для бизнес-новостей и экономических обозрений. Они всегда присутствуют в беседах с экспертами, использующими для работы статистические методы.
Гипотетические вопросы. Это особая вопросная форма, когда спрашивающий хочет получить ответ на вопрос, что произойдет, если совершится (совершается или уже совершилось) подразумеваемое. Гипотетические вопросы побуждают собеседника заняться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы или возможных последствиях его действий. Такие вопросы имеют оттенок условного значения и предполагают такого же рода ответ-догадку. Поэтому многие журналисты отказываются от использования их в интервью, справедливо считая, что в журналистике нет места домыслу. Кстати, на такие вопросы часто отказываются отвечать политики и лица, принимающие решения, потому что они рискуют ответить невыгодным для себя образом.
Значит ли это, что гипотетических вопросов вообще следует избегать? Вовсе нет. Однако надо иметь в виду, что в ответ вы можете получить нулевой результат. Тем не менее надо учесть также, что есть персоны, особенно натуры творческие, которые положительно относятся к гипотетическим вопросам.
Проективные вопросы. Заслуживают внимания и проективные вопросы, которые помогут глубже изучить характер вашего собеседника, определить потенциал его внутреннего мира.
Переходные вопросы. Их еще называют «вопросы-мосты» или «вопросы-переключатели». Они служат для плавного изменения направления беседы, для перевода разговора на новую или упоминавшуюся вскользь тему. Переходные вопросы нужны для изменения направления беседы. Они очень помогают, когда разговор заходит в тупик. Однако они должны быть настолько интересны, чтобы собеседник захотел переключиться [9].
1.4 Формы организации интервью
Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся уже традиционных форматах [13].
Пресс-конференция - это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации [8].
Собираясь на пресс-конференцию, надо также иметь в виду, что она всегда ограничена по времени (тоже, кстати, метод давления на присутствующих), поэтому журналисту стоит поторопиться задавать вопросы. Если же получить необходимую информацию так и не удалось, следует задать вопросы по окончании пресс-конференции, конечно, если ведущий сразу не покинет помещения [10].
В журналистской практике известны и случаи, когда корреспонденты, приглашенные на пресс-конференцию по очень серьезному поводу, вступали в негласный сговор для того, чтобы задать все необходимые, в том числе нелицеприятные, вопросы. [8]
Похожий опыт практикуется шведскими журналистами, которые сами решили выработать правила поведения репортеров во время пресс-конференций в парламенте. Аккредитованные корреспонденты собираются до их начала и обсуждают очередность своих вопросов. Первыми, как правило, получают право задать вопросы репортеры теле- и радиокомпаний, освещающие ход пресс-конференции в прямом эфире. Им также разрешается развить тему в последующих вопросах, однако далее они должны уступить слово другим корреспондентам [14 ]
Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера шире - как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности - дебаты, обычные и «панельные» дискуссии - должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий. Во время «круглого стола», особенно если на него приглашены участники-антагонисты, могут возникнуть напряженные, даже драматические ситуации. Журналист, чтобы не потерять контроль над ситуацией и добиться нужного результата, должен стать режиссером. [8]
Интервью по телефону. Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Сегодня по оперативности конкуренцию телефонному звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте. А вот голосовая связь с помощью IP-телефонии еще не получила массового распространения.
Интервью по телефону - рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат.
Глава 2. Жанр интервью в журнале «Русский репортер»
.1 Характеристика журнала «Русский репортер»
«Русский репортер» позиционирует себя как общенациональный иллюстрированный еженедельный журнал для активного среднего класса, это журнал для людей, которые хотят знать правду и не боятся перемен. Журнал издается с 2007 года. Разрешен для прочтения людям, старше 16 лет.
Каждый номер имеет яркую обложку и притягивает к себе внимание читателей. Далее идет колонка редактора и основное содержание. Традиционные рубрики журнала: «Актуально», «Культура», «Спорт», «Среда обитания». Это рубрики можно встретить в каждом выпуске журнала. Так же часто встречаются такие рубрики как «Репортаж», «Интервью», «Главное», «Сцена» и т.д. Стоит отметить, что материалы журнала сопровождают очень яркие, «сочные» и четкие фотографии. Это одна из отличительных особенностей журнала, так как фотографии выполнены настоящими профессионалами. Еженедельный тираж - 130 - 168 тыс. экземпляров.
Ключевая позиция журнала - исследовать, видеть и слышать. Ключевой жанр - исследовательские репортажи.
За свое недолгое существование журнал покорил тысячи россиян и успел завоевать немало наград. За прошедший год журнал сумел увеличить свою аудиторию в полтора раза.
.2 Интервью в журнале «Русский репортер»
В качестве материала исследования нами использованы 4 номера журнала «Русский репортер».
В журнале есть специальная рубрика «7 вопросов». В ней задается 7 вопросов какому-либо общественному деятелю. В основном редакция выбирает тех людей, которые добились много в жизни или совершили какой-либо интересный поступок. Используя всего 7 вопросов, журналист должен максимально полно раскрыть ситуации и узнать как можно больше фактов.
Так, например, в последних выпусках журнала, вопросы задавались Николаю Сидоренкову, сотруднику гидрометцентра, Суинте Уильямс, директору управления NASA в центре подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина, Диане Бобровой, школьнице, которая год назад отправила письму генсеку ООН и недавно получила ответ, Роману Романенко, волгоградскому журналисту, который обратился к Путину с просьбой ввести войска в волгоградскую область, Алене Кауфман, трехкратной паралимпийской чемпионке и Карлосу Салдано, режиссеру мультика «Рио».
Большинство вопросов носят открытый характер, что дает право интервьюируемому самому определять границы своего ответа. Лишь изредка можно заметить закрытые вопросы. Это объясняется тем, что собеседнику задается всего 7 вопросов и максимальный объем информации можно получить, задавая открытые вопросы. В среднем из 7 вопросов 6 носят открытый характер. В материале встречаются:
открытые вопросы: «Какой ваш прогноз на лето?», «Почему вы выступили с таким обращением?», «Какого это - быть женщиной-астронавтом?», «Как ваша семья относится к вашей работе?»;
закрытые вопросы: «За последние годы вы внесли какие-то изменения в методику», «Изменилось ли отношение к вам соседей по дому?» «Ты слышала про Саманту Смит?»;
гипотетические вопросы: «А что это за экстремисты, можете предположить?», «Как ты думаешь, почему он так долго отвечал?»;
уточняющие вопросы: «Эта та самая конвенция, о которой ты писала в письме?».
Далее в рубрике «Сцена» встречаются материалы о нестабильной ситуации на Украине и об избыточном весе. О положении на Украине написано в жанре репортаж, но и тут не обошлось без интервью и интерью-мнений. Кроме открытых вопросов автор использует и уточняющий вопрос: «А как ваше движение называется, оборона Донбаса?».
Другой материал о гражданской войне на Украине, а именно в Славянске. Материал написан в жанре репортаж, но весь текст журналист ведет беседу с Вячеславом Пономаревым, «народным мэром» Славянска. Журналист задает ему как обычные, открытые вопросы, так и уточняющие: «Как в Советской армии?» и гипотетические вопросы: «А могли бы Россия и Путин уговорить вас разоружиться и освободить здание?». На протяжении всего материала присутствуют мнения разных людей на события в Украине.
В материале об избыточном весе присутствуют комментарии психолога, тут же написано интервью с диетологом. В основном ему задавались прямые, открытые вопросы
В рубрике «Проект» автор показывает свой диалог с мужчиной, участвующем в митинге на Украине и далее приведен опрос среди участников митинга, где каждый человек смог выразить свое мнение о судьбе своей страны. Так же в данной рубрике расположен материал «Кот как код». В нем говорится о способе коммуникации с использованием котов. В первой части материала ведется диалог с психологом и журналист задает ей всевозможные вопросы. В основном это открытые вопросы: «Почему для адаптации мы выбираем именно это животное?». Во второй части материала на вопросы отвечают люди, которые любят рисовать котов. Вопросы так же в основном открытые и уточняющие, редко встречаются закрытые.
В рубрике «Тренды» материал про нобелевского лауреата, в котором так же использовалось множество вопросов. Среди них уточняющие: «А что именно смотрят?», гипотетические: «А если бы не было тогда никаких возмущений, что было бы?,», уличающий: «Но вы говорите, что это уже давно известно, тогда почему только сейчас стали говорить, что ваша теория подтвердилась?»
В рубрике «Культура» материал о парке на Воробьевых горах, здесь автор ведет активную беседу и задает собеседнику различные вопросы, носящие как открытый, так и закрытый характер. Использованы гипотетические вопросы: «Как вы думаете, в будущем останутся такие люди, которым важен трамплин, а канализация не обязательна?», «А как вы представляете себе Воробьевы горы, которыми могли бы гордиться?», уточняющие: «Какой забор вы имеете в виду?», «Кого вы имеете в виду?». Более половины материалов содержат интервью или интервью-мнение.
В рубрике «Актуально» приведен материал про крымского управленца Алексея Чалова. Материал написан в жанре интервью, автор использует преимущественно открытые прямые вопросы. В этой же рубрике далее следует материал, в котором жителям Крыма задается один вопрос «О чем вы думаете?» и приведены ответы восьмерых человек.
В рубрике «Репортаж» автор задает вопросы режиссеру полнометражной киноверсии версии повести «Маленький принц». Весь репортаж автор задает различные вопросы, в основном открытые, например: «А какая самая сложная сцена была», так же встречаются закрытые вопросы «А тебе самому нравится Маленький принц?» и количественный вопрос: «Долго снимали?»
В репортаже «Человек и кошка» ведется диалоги сразу с несколькими людьми. Репортер использует в основном открытые вопросы. Помимо открытых и прямых вопросов встречаются гипотетические вопросы «А если бы не было кошек, на примере кого или чего вы бы стали объяснять генетику?». Более чем половина материалов имеют интервью-мнения или интервью-сообщения.
В рубрике «Спорт» материал про боксера и паралимпийскую чемпионку. Кроме открытых и закрытых вопросов автор использует уточняющие вопросы: «То есть вы пришли в бокс, что бы научиться драться на улице?», «То есть родители помогли?». Переходный вопрос в интервью с паралимпийской чемпионкой «Вы пошли по стопам родителей, а Карину хотите видеть спортсменкой»
Основной материал журнала - репортажи. Но в них также не обходится без вопросов и комментариев экспертов. Весь журнал буквально пронизан жанром интервью.
Таким образом, мы выяснили, что жанр интервью тесно переплетается с другими жанрами, а особенно с репортажем. В журнале используются в основном открытые вопросы. Ведь отвечая на них, собеседник может больше рассказать о себе. Также часто используются уточняющие и гипотетические вопросы. Уточняющие вопросы помогают избежать недопонимания и искажения мнения интервьюируемого, а гипотетические вопросы позволяют еще лучше понять человека, его идеи и чувства. Реже используются переходные вопросы. Большая часть материалов содержит в себе интервью, комментарии, мнения.
Заключение
В своей работе мы раскрыли заданную цель, а именно изучили особенности жанра интервью в журнале русский репортер.
Жанр интервью - один из самых распространенных жанров, которые встречаются в прессе и один из самых сложных. Для журналиста очень важно уметь задать четкий вопрос, расположить к себе собеседника, дать ему почувствовать, что журналисту важно каждое слово, которое он произносит. Интервьюеру так же следует быть хорошим психологом. Нужно уметь чувствовать, когда человек лукавит, когда что-то скрывает и уметь правильно задать ему вопрос.
Анализируя жанр интервью в журнале «Русский репортер» мы выявили, что интервью присутствует не только в специальной рубрике «7 вопросов» - этим жанром «пропитано» все издание. Ни один материал не обходится без комментариев, утверждений очевидцев и мнений экспертов.
Таким образом, мы приходим к выводу, что жанр интервью имеет большое значение в журнале «Русский репортер». Прямая речь всегда делает материал более живым и динамичным, а особенно жанр репортаж. Поэтому не удивительно, что в этом журнале присутствует так много интервью-мнений.
Список используемой литературы
1.Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.
.Биографический метод: История. Методология. Практика. Под редакцией Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М., 1994.
.Большая советская энциклопедия в 30 томах. -М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978
.Газетные жанры. Под ред. Власова В. И., Дацюк Б. А. и др. М., 1971.
.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения
.Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности жуналиста. - СПб.: Знание 2000 г. СПб.: Знание 2000 г
.Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. - Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности жуналиста. - СПб.: Знание 2000 г.
.Лукина М.М. Технология интервью. - М.: Аспект Пресс, 2003
.Плешаков Л. Вопросы-ловушки, или Как проверить непроверяемое // Журналист. 2001.
.Рэндалл Д. Универсальный журналист. М, 1996.
.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М, 1935.
.Ученова В.В Метод и жанр: диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. М.. 1982.
.Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм, 1999.
.Шостак М. И. Журналист и его произведение. М.,1998.
.Шумилина Т. «Не могли бы вы рассказать...» М., 1976