Жанр интервью в газете (журнале)

  • Вид работы:
    Тип работы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,58 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жанр интервью в газете (журнале)

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра современной периодической печати










КУРСОВАЯ РАБОТА

Жанр интервью в газете (журнале)



Выполнил

Студент 4 группы

вечернего отделения

факультета журналистики

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2006

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1: Интервью и его виды. 5

ГЛАВА 2. Жанровая характеристика интервью. 11

2.1. Информационное интервью... 12

2.2. Аналитическое интервью... 14

2.3. Портретное интервью. 18

ГЛАВА 3. Стили общения и ведения интервью. 21

3.1. Стили общения. 21

3.2. Стили ведения интервью. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

Список использованной литературы. 24

«Удачное интервью – это по сути дела

хорошо поставленный спектакль, в котором

 интервьюер совмещает в себе драматурга,

 режиссера, актера, гримера, художника,

бутафора, реквизитора, суфлера и,

конечно, зрителя»

В. Дмитровский

ВВЕДЕНИЕ

         Среди огромного разнообразия публицистических жанров – интервью выделяется своей активностью и частотностью употребления. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Интервью, как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется  социальным контекстом.

Толкование термина интервью менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. «Общим местом» в определении жанра интервью осталось словосочетание: беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме. В связи со своей спецификой печатные материалы не могут иметь прямого контакта с читателем в отличие от таких средств массовой информации, как телевидение, радиовещание, Интернет, коммуникативную функцию в прессе выполняют интервью – один из важнейших методов и жанров публицистики.

Целью этой работы является определить наиболее важные типы интервью для и дать им характеристику. В работе использованы труды С.А. Белановского, С.Н. Ильченко, Г.С. Мельник, а также материалы и интервью «Российской газеты».

ГЛАВА 1: Интервью и его виды.


         Жанр интервью – это форма получения журналистом определенной информации от респондента с помощью вопросов; иными словами, диалог – самое естественное средство общения. «Интервью – акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с респондентом в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов, с целью получения информации, мнений и суждений, представляющий общественный интерес»[1].

         Как жанровая форма интервью обозначает диалог журналиста с человеком, интересным определенной читательской аудитории. При этом метод сбора информации полностью совпадает со структурой жанра.

         «Интервью – предназначенная для средств массовой информации (далее СМИ) беседа журналиста с каким-нибудь лицом. Требует элементарной осведомленности или подготовки. «Взять быка за рога», разговорить его – удел опытных журналистов. Не стоит забывать, что при всей кажущейся легкости добычи материала (вопрос – ответ) интервьюер должен не забывать: получив полномочия на беседу, он получает полномочия на собеседника.»[2]

         Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для читателя. В вопросах журналиста к собеседнику конкретизируется актуальные аспекты, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

         Важно быть хорошо подготовленным к интервью. Предварительно изучается личность будущего собеседника: надо быть уверенным в правильности предполагаемой линии поведения, манеры общения. Намечаются вопросы для создания нужной атмосферы беседы. Необходимо изучить поднимаемую проблему, подготовить вопросы, выделить из них наиболее важные. Вопросы должны быть ясными и конкретными. При их подготовке до беседы и во время их корректировки по ходу общения журналист приспосабливается не только к интервьюируемому, но и к массовой аудитории. Во время интервью журналист осуществляет несколько видов контроля за темой. Это:

·   Контроль релевантности (концепция интервью).

·   Контроль полноты.

·   Конкретизация темы.

·   Логический контроль.

·   Ошибки в повествовании.

·   Ошибки в описании.

·   Ошибки в рассуждении.

·   Ошибки индукции и дедукции.

·   Поддержание мотивации.

·   Искажения в интервью.[3]

Интервью в современной прессе получило очень широкое распространение. Это объясняется многими причинами: люди стали раскованнее, повысился интерес к жанру. Задача журналиста – сделать интервью интересным для всех.

«Варианты ведения интервью – «жесткое», «мягкое», конфликтное общение, «свободное плавание» - определяются целями и ситуацией общения. Но каждый из видов интервью требует внимания к внутреннему миру собеседника, его убеждениям, привычкам, эмоциональному состоянию».[4]

Рассматриваемый жанр дифференцируется по двум признакам: количественному соотношению задействованных в беседе лиц и предметно-эмоциональной направленности. По первому выделяются интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-полилог, интервью-беседа; по второму – интервью-сообщение, интервью-зарисовка. Чаще всего собеседниками журналиста становятся: очевидец, «звезда», интересный человек, эксперт и другие.

Интервью-монолог представляет собой ответы интервьюируемого на вопросы, предложенные журналистом в преамбуле материала. Оно часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.

Интервью-беседа – наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.

Интервью-полилог – своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов (иногда несколько журналистов и один респондент, и наоборот). Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.

Интервью-сообщение – это интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.

Интервью-зарисовка – вид интервью, в котором реплики  собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражения лица и так далее. Этот прием нацелен на повышение читательского интереса. Для интервью-зарисовки характерны лирические размышления, широкое использование выразительных средств. Журналист создает эмоционально-психологический портрет собеседника.

Ряд исследователей выделяет две группы интервью – в зависимости от характера опрашивающего (интервьюера) и характера опрашиваемого (героя). К первой группе относят интервью-информацию, интервью-мнение; ко второй – интервью-эмоции, интервью – социологический опрос.

С.Н. Ильченко выделяет такие виды интервью, как протокольное, информационное, проблемное, интервью-анкета, интервью-портрет.

Жанр интервью требует соблюдения многих этических тонкостей во взаимоотношениях журналиста и интервьюируемого. Нельзя расспрашивать о проблеме, с которой ты не познакомился хотя бы приблизительно, нужно иметь ответы на простые вопросы, не прибегая к знаниям авторитета. Важно не только выглядеть, но и быть заинтересованным.

Предоставьте возможность высказаться. Задавайте проблемные вопросы «кто?» и «почему?», чтобы выяснить детали. Не задавайте вопросов, на которые вы получите однозначные ответы «да» или «нет».

         Принуждать интервьюируемого к четким формулировкам не стоит. Лучше использовать в сложных вопросах обороты типа: «я думаю», «мне кажется», «возможно».

         С.А. Белановский в своей книге «Глубокое интервью» выделяет интервью формализованные и неформализованные. Формализованное (структуризованное, стандартизованное) интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации. Это означает, что различия и сходство в ответах должны отражать действительные различия и сходство между респондентами, а не различия, вызванные задаваемыми вопросами или тем, как эти вопросы были поняты. Формализованное интервью может использоваться для многих целей, включая определение общественного мнения по широкому кругу вопросов, выяснение потребительских предпочтений, стереотипов поведения, распространения психиатрических симптомов, а также множества иных целей, включающих получение количественной информации. Формализованное интервью может применяться однократно со многими респондентами или проводиться в несколько заходов с одними и теми же респондентами для определения стабильности либо изменчивости их установок, ценностей, привычек, компонентов образа жизни и так далее.

         Неформализованное (свободное, глубинное)[5] интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании неформализованного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей. Содержание интервью может меняться от респондента к респонденту: каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом. В этих условиях использование заранее подготовленного набора вопросов часто бывает только помехой, поэтому в неформализованном интервью вопросники могут вообще не использоваться.

         Неформализованное интервью, в отличии от формализованного, не требует в качестве предпосылки для его проведения предварительной проработке всех пунктов информации, которая должна быть получена. В связи с этим оно может быть использовано на всех стадиях исследования. Этот метод способствует достижению интуитивного понимания вопроса или проблемы, а также обнаружения непредвиденных областей релевантности в исследовании. Неформализованное интервью может использоваться также для объяснения неожиданных результатов количественных исследований, например, расхождение результатов  голосования с предвыборными прогнозами, или для объяснения новых проблем, возникших в ходе исследования.

         Различают подготовительный и независимый виды неформализованного интервью. Первый проводится для подготовки к формализованному. Такое интервью может использоваться для вычленения значимых компонентов вопроса или проблемы, на основе которых будет сформирована структура будущего вопросника. Наряду с этим, подготовительное интервью используется для изучения словаря респондентов, типов реакции на вопросы, типов противодействий, которые оказывают респонденты при тех или иных вопросах, и многого другого.

         Независимое неформализованное интервью, в отличии от подготовительного, имеет самостоятельную исследовательскую функцию. Оно используется в тех случаях, когда нет возможности провести формализованное исследование, либо нет необходимости в сравнении множества ответов или их суммирования по определенной выборке. Независимое интервью может быть использовано для исследования таких вопросов, как социальные волнения, преступность и теневая экономика, последствия научно-технического прогресса и так далее.

ГЛАВА 2. Жанровая характеристика интервью.


         Этимология английского слова (interview – беседа) подсказывает, что любая разновидность интервью должна представлять именно беседу, то есть общение. Вступая в беседу, люди ставят перед собой определенные коммуникативные цели и задачи. Далее, у каждого разговора, чтобы он не превратился в пустую болтовню, а стал беседой, должен быть предмет, определяющий тему и мотивирующий вопросы. В отличие от межличностного общения, любая журналистская беседа должна найти свое отображение в любом журналистском тексте. «В журналистике существуют три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (В том числе – его художественного образа)».[6] Раскрывая суть данных способов отображения, А.А. Тертычный пишет о том, что «первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете, второй – на проникновение в суть явлений, выяснения скрытых взаимосвязей предмета отображения и, наконец, третий ориентирован на эмоционально-художественное обобщение познанного».[7] Данные положения представляют собой важность потому, что любой способ отображения во многом определяет те или иные жанровые признаки. Развивая эту мысль, можно предположить, что в основу классификации видов интервью могут быть положены предмет отображения, целевая установка (функция) беседы и метод отображения. «Предмет, функция, метод – краеугольный камень жанра интервью, да и других жанров журналистики».[8]

         По своей предметной организации жанр интервью всегда нацелен на отображение определенного мнения людей о тех или иных событиях, явлениях и тенденциях жизни. Подобного рода мнение может быть выяснено через обращение к отдельному человеку или взято у коллектива. Целевая установка беседы  метод отображения во многом определяют жанровое разнообразие интервью. Рассмотрим различные виды интервью более подробно.

2.1. Информационное интервью


         В информационном интервью журналист ориентирует своего собеседника на выражение мнения по поводу события. В основе интервью-сообщения[9] всегда находится общественно значимое событие. Перед нами «два события – событие, о котором рассказано в произведении, и событие самого рассказывания (в этом последнем мы и сами участвуем как слушатели-читатели); события эти происходят в разные времена (разные и по длительности) и на разных местах, и в то же время они неразрывно объединены в едином, но сложном событии, которое мы можем обозначить как произведение в его событийной полноте».[10]Действительно, такое интервью интересно не только наличием фактологических данных, но и тем, как об этом рассказывает интервьюируемый. Факты эти в интервью-сообщении приобретают субъективное звучание, так как соотносятся с личностью говорящего. И здесь определенное значение имеет не только то, в какой логической последовательности излагаются факты, но и какие акценты расставляются в событии.

         Яркий пример, информационного интервью с известным историком моды Александром Васильевым:

"Что будет модно весной и летом"? - спросили мы известного историка моды Александра Васильева.

- Основное направление - фольклор: широкие юбки, блузки, кружева, вышивки. Из аксессуаров - бусы, очень много бус. Этот стиль предполагает длинные волосы, косы. Самое популярное сочетание - коричневое с голубым. Не помешают в гардеробе вещи пастельных тонов, лилового, сиреневого цвета, коралловых оттенков. А ближе к маю популярным станет белый цвет.

Очень много деталей в одежде ручной вязки. Так что тем, кто следует моде, но пока еще не приобщился к рукоделию, рекомендую возродить занятия наших прабабушек.

Обувь - на большой платформе или толстом каблуке. Обувь без каблука "а-ля древняя Греция" тоже в моде. По-моему, все это будет выглядеть очень хорошо.[11]

Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса. Например, интервью с председателем комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым:

Российская газета: Юрий Викторович, говорят, на заседании правительства вы выступили с инициативой об изменении механизма сбора налогов на доходы физических лиц?

Юрий Васильев: Я предложил в пределах Российской Федерации перечислять подоходный налог в бюджеты населенных пунктов, где проживают работники, а не в бюджеты городов, где они трудятся. То есть, распределять налог по месту жительства, а не работы. Эту тему в разное время поднимали руководители Ленинградской, Пермской, Московской, Тверской областей. И на то у них были резонные причины. Как известно, налог на доходы физических лиц - третий по объему поступлений в бюджет после налогов на прибыль и добавленную стоимость. «…»

РГ: Какие еще изменения ожидаются в 2007- 2009 годах?

Васильев: Прежде всего налоги будут иметь общую тенденцию к снижению. Можно говорить о переходе от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам. Уместно сказать и об уменьшении налогоплательщиками, в полном размере, налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году. Будут введены нулевые налоговые ставки по НДПИ для новых нефтяных месторождений на срок до 10 лет с момента государственной регистрации лицензии до достижения определенного объема добычи нефти. Намечен и ряд других конструктивных мер. Но прежде мы должны принять законопроект о налоговом администрировании. «…»[12]

         В силу того, что основной задачей интервью-сообщения является оперативное информирование о значимых сторонах события, первостепенное значение имеют здесь не оценки и комментарии (это уже будет прерогативой аналитического интервью), а сообщение о значимых итогах и результатах того или иного события.

2.2. Аналитическое интервью


Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.

По этому доминирующему признаку текст может быть назван жанром интервью. Однако то, к какой группе жанров можно причислить конкретное интервью зависит уже от содержания текста, изложенного в форме интервью.

Аналитическое интервью можно отнести к синтетическим жанрам журналистики, потому что в нем могут проявляться различные жанровые элементы. Например, в аналитическом интервью могут использоваться как элементы корреспонденции, так и статьи, комментария и обзора. Все зависит от целевой установки, которую ставит перед собой журналист. Главным признаком аналитического интервью является анализ какого-либо события, явления, процесса. Поэтому для данного вида интервью наиболее приемлемыми будут ответы на такие вопросы: как, почему, каким образом, по какой причине и т.п.? Только в отличие от других аналитических жанров, в которых ответы на такие вопросы пытается сформулировать сам журналист, в аналитическом интервью данная роль возлагается на собеседника.

Примером такого интервью может быть беседа корреспондента «Российской газеты» Ольги Добромысловой с президентом Российской академии образования Николаем Никандровым:

- Академик РАМН Владимир Базарный, интервью с которым печатала наша газета, одну из главных причин ухудшения здоровья и способностей детей за годы обучения в школе видит в нарушении доказанного еще сто лет назад академиком Павловым принципа: мозг легко усваивает только информацию, подтвержденную собственным чувственным опытом. Вы согласны, что этот принцип сегодня в нашей школе не работает?

- Павлов научно доказал эту зависимость. Но о необходимости чувственного подтверждения писалось еще задолго до него. И этому принципу следовали. Я хорошо помню, как сам еще школьником в школьной физической лаборатории открывал вслед за великими физиками некоторые законы. Но сегодня, к сожалению, в школах с лабораториями очень неважно - дело в деньгах.

Однако речь, конечно, не только о лабораториях. В нашей школе теоретический, академический аспект преобладает изначально. Сейчас, кстати, решается вопрос о том, чтобы физику преподавали с большим количеством практических работ и экспериментов. Но при этом не хотелось бы снизить и теоретический уровень. Как их разумно сочетать - на этот вопрос должен ответить школьный образовательный стандарт. Именно при его разработке необходимо найти оптимальные параметры обучения. Он должен, наконец, быть принят и, чтобы от жизни не отставать, раз в пять лет пересматриваться.[13]

Доминантную роль в таком типе интервью играет субъект мнения – человек, очевидец события или авторитетное (компетентное) лицо. М.И.Шостак предлагает такого рода интервью разделить на экспертное и проблемное.[14] В первом случае журналист играет роль «стенографа», фиксирующего основные моменты высказывания партнера по общению. Во втором журналист выступает как равноправный партнер, работает в интервью с собеседником, участвует в обсуждении проблемы, выступает в роли аналитика, изучающего и сопоставляющего мнения других. В данном случае проблема представляется как дилемма, имеющая альтернативу решения. В проблемном интервью важны мнения и их сопоставление, парадоксальные суждения и доказательность стратегий. В таком интервью нужно предоставить коммуникативные стимулы – взаимное побуждение к размышлению. Это наиболее сложный вид интервью – своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы собеседником.

К такому типу интервью можно отнести интервью с руководителем Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрием Ждановым и Владимиром Стржалковским. (см. приложение)

Предметом речи в аналитическом интервью могут выступить актуальная проблема или идея. Постановка проблемы в интервью позволяет вскрыть причины возникновения того или иного явления, найти причинно следственные связи между фактами, породившими проблему, наконец, сконцентрировать внимание собеседника на путях поиска ее разрешения. Наличие некой идеи в интервью может породить развернутую аргументацию, подтверждающую или отвергающую те или иные мыслительные положения. Именно благодаря проблеме, а также идее аналитическое интервью «насыщается» элементами анализа, придавая всему тексту интервью особую аналитичность.

2.3. Портретное интервью.


         В портретном интервью главный интерес сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих личность из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета, вопросы носят личный характер. Отсюда осторожность и такт. В портретном интервью журналист должен быть полноправным собеседником.

         «Интервью со «звездами» призвано показать истинное лицо героя («без маски»). Цель интервью может меняться, впрочем, меняется и характер общения. «Звездное» интервью предполагает создание комфортной обстановки, воспроизведение ситуации игры».[15]

Например, интервью с Николаем Басковым. Основной акцент ставится на личности певца, его планах на будущее, задаются вопросы, интересующие поклонников:

- В каком жанре вы все-таки работаете? То в вашем репертуаре появляется "Мурка", то исполняете классическую арию Ленского...

- Чтобы оставаться интересным, надо всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа "Отпусти меня" я полностью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор принимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с недельной щетиной.

- Как вам удается совмещать эстраду и оперу? Ведь в этом - вы, кажется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хвалят, другие - порицают...

- Никто не может запретить артистам работать на стыке жанров того или иного искусства. Опера как канонический жанр оптимально сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать "Аиду" Верди или "Норму" Беллини. Исполняя классического композитора, находишься во власти тех художественных границ, которые он обозначил. Но та же опера как альма-матер породила много жанров в музыке. Жанр в музыке стал категорией условной. Да и вообще неважно, в каком жанре ты работаешь, важно - как ты это делаешь. Только история и зритель может рассудить, интересно ты работаешь или нет. Кстати, великий тенор Хосе Каррерас, у которого в Испании я занимался в мастерской, мне сказал: "Я начинал с классической музыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот - тебе это не повредит".

- С вашим именем связано возрождение определенного музыкального феномена: в прежние годы публика разделялась на "козловисток" и "лемешисток", поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару... Разница разве что в том, что Баскову никого не противопоставляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются по сей день...

- Мои критики обычно ссылаются на то, что было, судят о прошедшем, забывая о том, что в искусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше ругали. Любой художник смотрит вдаль и живет будущим, планами. Я живу творчеством и для меня главное в жизни - только творчество. Никто еще из профессиональных хулителей моего творчества не сказал, что у меня нет голоса - для этого нет никаких оснований. Нередко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки - спел с певицами очень высокого, мирового уровня - Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в "Ла Скала" и "Метрополитен опера". Общение с моими партнерами и партнершами воодушевляет на новые проекты. Конечно, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как говорил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сцену словно в последний раз, но оставляю за собой право возвращаться на нее снова и снова[16]. «…»

         Еще одним примером портретного интервью может служить интервью с фотохудожником Алексеем Жигайловым. (см. приложение)

Итак, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Есть у жанра интервью и свои родовые признаки. Во-первых, по предмету отображения: в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления; во-вторых, по функциональной заданности – это должна быть беседа (в данном случае количество собеседников и их представленность не имеют значения); в-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из комплекса этих жанровых характеристик складывается жанровое разнообразие интервью.

ГЛАВА 3. Стили общения и ведения интервью.

3.1. Стили общения.



         Каждому человеку, и журналисту в том числе присущ свой стиль общения, узнаваемый в любых ситуациях. Стиль зависит от многих факторов. Принято говорить о трех общих стилях поведения и общения – ритуальном, манипулятивном и гуманистическом.

         Ритуальный стиль предполагает поддержание связи с социумом. На первый взгляд такие контакты кажутся совершенно неинформативными, нецеленаправленными. Партнер воспринимается лишь как атрибут общения, его присутствие воспринимается лишь в рамках ритуала. Цель ритуального общения – не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя, своего мнения и представлений. Участники такого общения стараются избежать столкновения.  Общение проходит «по касательной» к важнейшим проблемам и интересам человека. Главное – выражение себя как члена коллектива, общества и поддержание единства с ним.

         Манипулятивный стиль. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения влияния. Здесь важны не качества человека – его ум, доброта, эксцентричность и т.д., а то, каким образом эти качества можно использовать, например, сыграть на глупости. В манипулятивном стиле вместо истинного образа мы «подсовываем» партнеру стереотип, который считаем наиболее выгодным в данный момент. Выделяют такие характеристики самоподачи (самопрезентации) как выдвижение ложных мотивов и причин действий. Особенностью стиля является точный выбор позиции в общении.

         Гуманистический стиль предполагает в наибольшей степени личностное общение, основанное на потребности в понимании, сочувствие, сопереживании. Цели могут гибко меняться. Ожидаемый результат такого общения не изменение партнера, а совместное изменение представлений обоих собеседников. Наиболее существенной чертой гуманистического общения является конгруэнтность (полное соответствие, совпадение, подобие). Основным механизмом воздействия является внушение (даже обоюдное внушение, так как партнеры доверяют друг другу). Результат – совместное изменение. Партнеры могут не тратить силы на то, чтобы защищать себя или искать выгоду. Основа взаимодействия строится на организации взаимопонимания, основой которого будет сопереживание.

3.2. Стили ведения интервью.


Основными являются мягкий и жесткий стили ведения интервью. В «жестком» стиле ведения интервьюеру разрешается грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление и т.д. Этот метод ведения интервью во многом сходен с тактикой следователей, ведущих допрос обвиняемых. «Жесткий» тип интервью применяется для «пробивания» у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я».

«Мягкое» интервью предполагает вежливое и сочувственное слушание высказываний респондента. Уточнение замеченных интервьюером противоречий осуществляется с извинениями и в деликатной форме («Извините, но мне показалось, что…»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Жанр интервью имеет поистине неограниченные возможности. Недаром журналисты высказывают такую точку зрения на интервью: «Это возможность продемонстрировать высший пилотаж, естественно не превращая его в самоцель». В интервью проявляются характеры, время. И даже то, что не всегда могут объяснить историки и философы. Жанр интервью многофункционален. Он позволяет быстро и точно рассказать о взволновавшем событии, задав несколько вопросов очевидцам, и выйдя на авторитетного собеседника, развеять взбудоражившие многих слухи…

Для верного поведения, гибкости интервьюера важны зоркость наблюдения за поведением и реакциями собеседника. Но это не помешает самой беседе. Интервьюируемый должен высказаться. Но неопытный журналист может допустить ошибку: не добившись внятных высказываний, передаст их, во многом присочиняя. А одно из главных качеств хорошего интервью – реализованное, хотя бы отчасти, отражение высказываний интервьюируемого»[17].

При полном доверии к интервьюеру может получиться исповедальный характер у интервью. И не поверить напечатанному будет уже невозможно. Только бы не слетались, как воронье, журналисты на беду, случившуюся в жизни человека или потрясшую страну, как было в Норд-Осте, только бы не смаковали леденящие душу подробности…

И тогда достоверность будет обеспечена. А именно достоверность позволяет жанру интервью оставаться доступным и понятным для читателя с любым образовательным уровнем.

В отношении интервью справедлива оценка журналистов-профессионалов и читателей: самый востребованный сегодня жанр в СМИ.

Список использованной литературы.


1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М., 2001.

3. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993

4. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

5. Кессарийский Э.П. Журналистский словарь. Нижний Новгород, 2002.

6. Ким М.Н. Жанровая характеристика интервью. Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара. Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2004.

7. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузовю М., 2001.

8. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2006.

9. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006.



11. Шостак М. Интервью. Метод и жанр. М., 1997.

12. Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. М., 1998.

13. Шостак М. «Дирижирование беседой». «Профессия-журналист» 2002. №10

14. www.rg.ru – сайт Российской газеты.


[1] Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003. С. 10.

[2] Кессарийский Э.П. Журналистский словарь. Нижний Новгород, 2002. С. 96.

[3] Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993

[4] Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2006. С. 125.

[5] По: Белановский С.А. Глубокое интервью. М., 2001.

[6] Тертычный А. А.Жанры периодической печати. М., 2000. С. 4.

[7] Там же. С. 5.

[8] Ким М.Н. Жанровая характеристика интервью. // Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практического семинара. Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 2004.

[9] Ким М.Н. называет иныормационное интервью также интервью-сообщение.

[10] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 403 -404.

[11] Огилько И. Александр Васильев: Игры с бусами // Российская газета. 2006. 4 апреля.

[12] Акимов.И. Где живешь - там и платишь. // Российская газета. 2006. 5 апреля.

[13] Добромыслова О. В какую школу отдать ребенка. // Российская газета. 2006. 7 апреля.

[14] Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. М., 1998. С. 128.

[15] Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2006. С. 93.

[16] Щуплов А. Николай Басков: Чтобы стать интересным, надо быть разным // Российская газета. 2006. 4 мая.

[17] Шостак М. «Дирижирование беседой». «Профессия-журналист» 2002. №10 С.47

Похожие работы на - Жанр интервью в газете (журнале)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!