Правовое положение учреждений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое положение учреждений

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УЧРЕЖДЕНИЕ как объект Хозяйствования

.1 Сущность и общая характеристика учреждений

.2 Типы учреждений

.3 Характеристика автономных, бюджетных и казенных учреждений

. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

.1 Процедура создания и управления учреждением

.2 Осуществление деятельности учреждения и источники формирования его имущества

. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

.1 Особенности правового положения казенных учреждений

.2 Особенности правового положения бюджетных учреждений

.3 Особенности правового положения автономных учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Учреждения создаются для выполнения образовательных, социально-культурных, оздоровительных, управленческих и других функций. Все учреждения по правовому статусу являются юридическими лицами. Их деятельность носит некоммерческий характер. Финансирование учреждений полностью или частично осуществляется учредителем на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 года.

Все учреждения можно отнести к трем основным типам:

.Учреждения, которые обладают властными полномочиями. Такие учреждения имеют право на издание нормативных актов, введение правовых норм и другие права в области права. Финансирование такого типа учреждений может осуществляться только за счет средств государственного бюджета. К такому типу учреждений относятся местные органы власти;

.Учреждения, которые не наделены властными полномочиями, а предназначены для удовлетворения социально-культурных потребностей населения. Финансирование такого типа учреждений осуществляется преимущественно из государственного бюджета, но вместе с тем имеет место собственное финансирование за счет оказание платных услуг населению. К такому типу учреждений относятся: поликлиники, больницы, библиотеки и другие учреждения сферы здравоохранения и социально культурной сферы.

.Образовательные учреждения. Деятельность этого типа учреждений регламентируется Федеральным законом «Об образовании» № 318-ФЗ с изменениями и дополнениями от 16.11.2011 года.

В настоящее время в Российской Федерации идет реформирование бюджетной системы. Федеральным законом № 83-ФЗ от 10 мая 2010 года определено, что все учреждения госсектора экономики становятся либо казенными, либо бюджетными, либо автономными. Одним из основных отличий между указанными типами учреждений является порядок финансирования их деятельности.

Актуальность выбранной темы курсового проекта обусловлена важностью учреждений, как хозяйствующих субъектов РФ. Так в основном их деятельность связана с решением социальных, образовательных и других проблем населения Россию, а значит и социальный фон в стране. Поэтому особенное значение имеет, какой правовой статус будет иметь этот вид хозяйствующих субъектов. Целью курсового проекта является изучение учреждений, как формы хозяйствования, различий которые учреждения будут иметь в зависимости от статуса и других правовых аспектов.

Для достижения сформулированной выше цели курсового проекта можно выделить следующие задачи, требующие решения:

изучить общие положения деятельности учреждений;

изучить видов учреждений и их особенности;

изучить особенности правового положения учреждений.

В соответствии с характером поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования: Анализ, это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений. Обобщение, определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса и другие. Информационную основу исследования составили Налоговый кодекс Российской федерации, Конституция Российской федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и законы РФ, инструкции, разъяснения и аналитические документы уполномоченных министерств и ведомств РФ, а также работы специалистов в области права, статьи и публикации на тему правовых аспектов деятельности учреждений, применяющихся в России.

1. УЧРЕЖДЕНИЕ как объект Хозяйствования

.1 Сущность и общая характеристика учреждений

В статье 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации учреждение характеризуется следующим образом. Государственное учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Государственное учреждение, в силу того, что оно является некоммерческой организацией, не имеет в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, как это свойственно коммерческим организациям и соответственно не производит распределение прибыли между участниками.

К основным целям, для которых может создаваться государственное учреждение является:

·Образовательные, культурные, благотворительные, научные;

·Охрана здоровья граждан и развитие культуры и спорта;

·Защита прав и интересов граждан;

·Осуществление управление;

·Другие цели, направленные на достижение общественных благ.

Большинство учреждений, функционирующих сегодня на территории России являются государственными учреждениями. Учреждение как гражданско-правовая форма является наиболее эффективной для введения в гражданский оборот субъектов, которым для обеспечения собственной деятельности необходим лишь ограниченный объем прав, используемый ими для материально-технического обеспечения собственной деятельности. Учреждения не владеют имуществом на основании права собственности, а обладают правом оперативного управления имуществом. Такая ситуация с имущественным комплексом организации не типична для некоммерческих организаций, государственное учреждение является единственным видом среди некоммерческих организаций. Этим фактором обуславливается имущественная связь между учреждением и учредителем. В случае если государственное учреждение имеет непокрытую кредиторскую задолженность, то взыскание может быть обращено только на имущество, самостоятельно приобретенное учреждением или денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Соответственно, на имущество, которое было передано, учреждению учредителем взыскание наложено быть не может.

Создание учреждения осуществляется по решению собственника (или органа, им уполномоченного) или нескольких собственников. Учреждения осуществляют свою деятельность на основании утвержденного ими и зарегистрированного в установленном законом порядке положения, устава или общего (типового) положения. Примером может служить, типовое положения о Высшем учебном заведении.

Собственник имущества учреждения определяет условия пользования имуществом в уставе или в ином документе на основании, которого это учреждение действует. Также собственником определяет задачи и цели деятельности учреждения, назначает единоличный или коллегиальный исполнительный орган.

Финансирование учреждения обычно осуществляется по смете, в смете строго регламентированы статьи расходов и размер средств на них выделяемый.

.2 Типы учреждений

Как уже упоминалось выше учреждения можно разделить на три типа:

·Образовательные учреждения;

·Учреждения, обладающие властными полномочиями;

·Учреждения, не обладающие властными полномочиями.

Образовательным учреждением является некоммерческая организация, которая создается с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Определение образовательного учреждения сформулировано в статье 12 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Вид образовательного учреждения зависит состава его учредителей. В состав учредителей образовательного учреждения могут входить:

·органы власти РФ, органы власти субъектов РФ или органы местного самоуправления;

·российские и зарубежные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации или союзы);

·российские и зарубежные частные и общественные фонды;

·общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

·граждане РФ и граждане других государств.

В двух случаях состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен.

. Если создаваемое учреждение, планирует реализовывать военные образовательные программы. Такие учреждения могут создаваться Правительством Российской Федерации.

. Если создаваемое учреждение, будет являться специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Такие учреждения могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) субъектов России.

Сегодня существует три основных вида образовательных учреждений:

·государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);

·муниципальные;

·частные

Функционирование образовательных учреждений осуществляется на основании устава. Пунктом 1 статьи 47 Федерального Закона «Об образовании», предусмотрено, право образовательных учреждений осуществлять деятельность, приносящую доход. Коммерческая деятельность должна быть предусмотрена уставом и служить достижению целей, для которых данное учреждение было создано и соответствовать указанным целям.

К учреждениям, обладающими властными полномочиями можно отнести государственные и муниципальные органы исполнительной власти. Примером данного типа учреждений служат: налоговая служба, таможенный комитет, следственный комитет и другие. Функционирование таких учреждений регламентируется законами и положениями, в которых определяется их полномочия и ответственность. Данный вид учреждений наделен правотворческими полномочиями. Финансирование такого типа учреждений осуществляется из государственного бюджета. Занятие коммерческой деятельностью для данного типа учреждений запрещена.

Учреждения, не обладающие властными полномочиями, создаются для удовлетворения различных потребностей населения. Примерами данного типа учреждения являются: театры, больницы, библиотеки. Их финансирование осуществляется преимущественно за счет государственных, региональных ил местных бюджетов. Документами, на основании которых данные учреждения осуществляют свою деятельность, являются: устава и положения.

Учреждения, не обладающие властными полномочиями, имеют право взимать плату за результаты своей деятельности и в некоторых случаях заниматься деятельностью, приносящей доход.

1.3 Характеристика автономных, бюджетных и казенных учреждений

В соответствии с Федеральным Законом «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ от 03.11.2006 года с изменениями и дополнениями все государственные (муниципальные) образовательные учреждения могут получить статус бюджетного или автономного учреждения.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

К основным отличиям автономного учреждения от бюджетного учреждения можно отнести:

·увеличение объема прав, связанных с распоряжением имуществом учреждения;

·расширение возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников для деятельности учреждения

·повышение ответственности учреждения перед внешними партнерами;

·изменение системы взаимодействия с учредителем (учредителями) и системы административного управления.

Автономное учреждение, как и любое государственное учреждение не является собственником имущества, которое использует для осуществления своей деятельности. Это свидетельствует о полной подконтрольности таких учреждений учредителем или собственником. Однако при этом автономное учреждение несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам, но не может отвечать всем своим имуществом по взятым на себя обязательствам.

К имуществу, которым автономное учреждение отвечает по своим обязательствам можно отнести:

· все денежные средства, находящимися на банковских счетах и в кассе автономного учреждения;

·все имущество, включая недвижимость, приобретенное на доходы от коммерческой деятельности, разрешенной уставными документами учреждения;

·средствами, полученными от учредителя или приобретенными за счет выделенных учредителей средств движимыми вещами, не относящимися к особо ценным вещам.

В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетным учреждением - называется организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Создание бюджетных организаций может преследовать следующие цели: осуществление управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных организаций финансируется за счет бюджета, соответствующего уровня или средств государственного внебюджетного фонда. Основой финансирования бюджетных организаций в соответствии со статьей 161 бюджетного кодекса Российской Федерации является смета доходов и расходов.

Бюджетное учреждение, как и автономное учреждение, является некоммерческой организацией.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения отражает все доходы бюджетного учреждения, которые учреждение получает из государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, и осуществления коммерческой деятельности. К доходам от коммерческой деятельности относятся доходы от оказания платных услуг, от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления (сдача в аренду), и другой деятельности, разрешенной нормативными документами учреждения.

Основываясь на прогнозируемых объемах предоставления государственных или муниципальных услуг и финансовых нормативах на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год. Данная заявка подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение должно использовать выделенные бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации или иной орган, отвечающий за исполнение бюджета, вместе с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по возможному перераспределению расходов по статьям и видам расходов при фактическом исполнении сметы.

Бюджетное учреждение может самостоятельно расходовать только средства, полученные из внебюджетных источников. В случае если бюджетное учреждение, находиться в подчинении федеральных органов исполнительной власти, оно может использовать бюджетные средства только с использованием лицевых счетов бюджетного учреждения. Счета бюджетного учреждения, через которые проходят средства бюджета, ведутся

Реформа бюджетной сферы не может осуществиться одномоментно. Законодательно определена продолжительность переходного процесса реформирования, и он продлиться до 1 июня2012 года.

До тех пор, пока учреждениям не выделены субсидии на выполнение государственных заданий, они работают по правилам казенных учреждений и финансируются по схеме «смета-ЛБО-ассигнования».

Как только принято решение о субсидировании, бюджетное учреждение становится полноправной организацией нового типа и финансируется посредством субсидий через своего учредителя. Учредителями, как правило, становятся бывшие распорядители (главные распорядители) бюджетных средств. Бюджетные учреждения нового типа уже не должны составлять смету доходов и расходов и на смену этому документу приходит План финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) государственной организации, в котором подробно расписываются поступления и выплаты на планируемый период. Автономные учреждения теперь также финансируются в соответствии с Планом ФХД. Все доходы от предпринимательской деятельности, в отличие от казенных учреждений, остаются в распоряжении бюджетных и автономных организаций. Оплата денежных обязательств таких учреждений санкционируется в казначейских органах, которые контролируют расходы в рамках сумм целевых субсидий.

Таким образом, финансовая самостоятельность бюджетных учреждений и автономный учреждений в результате реформирования хотя и выходит на более высокий уровень, но весомее становится и уровень финансовой ответственности.

Порядок подготовки плана определен приказом Министерства финансов РФ № 81н от 28 июля 2010 года. План только Федеральным казначейством Российской Федерации. составляется на финансовый год, либо на финансовый год и перспективный (плановый) период. В содержательной части Плана выделяют три раздела.

В первом описательном разделе отражаются общие сведения о деятельности учреждения, его цели и основные виды деятельности в соответствии с уставом; перечень работ и услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц производится за плату; сведения об общей балансовой стоимости недвижимого государственного имущества в разрезе объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, приобретенных учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, приобретенных учреждением за счет доходов от приносящей доход деятельности. Также в первом разделе указывается общая балансовая стоимость движимого имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества, а также иная информация по решению учредителя.

Во втором (табличном) разделе указываются показатели финансового состояния учреждения, представляющие собой данные о нефинансовых и финансовых активах, а также об обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана.

В третьем (табличном) разделе отражаются планируемые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Эти данные рассчитываются исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств. Указанные обязательства включают субсидии на возмещение нормативных затрат, целевые субсидии, бюджетные инвестиции и публичные обязательства, передаваемые в установленном порядке учреждению.

Казенными учреждениями являются государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

По своим функциям и финансовому обеспечению казенные учреждения аналогичны бюджетным организациям «старого» типа. Согласно бюджетной смете для них устанавливаются лимиты бюджетных обязательств по направлениям предстоящих расходов (КОСГУ). Государство через распорядителей (главных распорядителей) бюджетных средств выделяет ассигнования для этих организаций, не превышая при этом лимиты. Доходы от предпринимательской деятельности казенных учреждений полностью зачисляются на единый счет бюджета и сами организации не вправе распоряжаться этими средствами. Все расходы казенных учреждений строго санкционируются казначейскими органами по объемам и принадлежности к запланированным экономическим кодам. Самостоятельность организаций в финансовых вопросах предельно ограничена. Зато есть «уверенность в завтрашнем дне» и надежда на государство, что оно подставит плечо в трудную минуту.

Системообразующее значение для определения особенностей юридической личности и правовой природы казенных учреждений имеет их организационно-правовая форма, так как именно организационно-правовая форма определяет наиболее существенные отличия одних юридических лиц от других. Следует отметить что «учреждение» - это организационно-правовая форма, а «казенное» - тип.

На федеральном уровне создание казенных учреждений осуществляется на базе существующего юридического лица путем изменения типа действующих учреждений без использования реорганизационных процедур. Такая процедура регламентируется подпунктом 1 пунктом 1, пунктом 10 статьи 31 Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений»,

Изменение правового статуса федеральных государственных учреждений на федеральные казенные учреждения в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 83-ФЗ должны:

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральная Миграционная Служба, Федеральная Таможенная Служба, Федеральная Служба Безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения в соответствии с пунктом 2 статьи 17.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ редакции от 16.11.2011 года осуществляется в порядке, устанавливаемом:

·в отношении федеральных казенных учреждений Правительством РФ;

·высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

·в отношении казенных учреждений субъекта РФ;

·местной администрацией муниципального образования;

·в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения, на основании пункта 15 Порядка № 539, решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения, которое должно содержать:

а) тип и наименование существующего федерального учреждения;

б) тип и наименование создаваемого федерального учреждения;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

В соответствии с пунктом 19 Порядка № 539 проект вышеупомянутого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Министерством Финансов и Минэкономразвития.

С проектом распоряжения в Правительство Российской Федерации должны быть предоставлены следующие документы:

·пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;

·информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы, эта информация должна быть включена в записку в соответствии с пунктом 22 Порядка № 539.

В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. Назначение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется согласно Указаниям и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.

При этом необходимо учитывать, что при составлении и исполнении бюджетов данные Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов). В 2014 году применяются перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов единые для бюджетов бюджетной системы РФ согласно положениям Указаний. Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. В Указаниях приводится перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов. В соответствии с бюджетным законодательством казенные учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н, к которым относятся:

·установление годового объема и направления расходования средств бюджета, на основе доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств;

·показатели расходов формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией целевых статей и видов расходов;

·смета составляется казенным учреждением по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета;

·смета составляется на основании установленных главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;

·допускается при ведении сметы внесение изменений в пределах, доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

В настоящее время разрешение многих вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит от правильно принятой учетной политики.

Необходимость разработки и применения учетной политики казенным учреждением определяется следующими аргументами:

·Инструкция по бюджетному учету и другие применяемые нормативные акты не раскрывают всех аспектов учета, связанных со спецификой деятельности казенного учреждения, а отражают только методологию бюджетного учета;

·казенные учреждения, оказывающие платные услуги, в целях 160.1 статьи БК РФ признаются администраторами доходов бюджета, поэтому необходима учетная политика для целей отражения процедуры администрирования доходов бюджета;

·Инструкция по бюджетному учету не предусматривает организационную и методическую части для формирования учетной политики казенного учреждения для деятельности, связанной с оказанием платных услуг. Если казенное учреждение наряду с деятельностью, связанной с исполнением бюджета осуществляет деятельность в рамках оказания платных услуг, а также деятельность за счет целевых средств (гранты, благотворительные средства и другие), то одним из основных элементов его учетной политики должен быть раздельный учет доходов и расходов.

Степень хозяйственной самостоятельности учреждения определяется его статусом. Согласно введенным в действие нормативным актам наибольшая самостоятельность предусмотрена для автономных учреждений и наименьшая для казенных учреждений. Из вышесказанного становится понятным, что порядок финансирования и расходования средств зависит от статуса учреждения.

Введенные в действия законодательные и нормативные акты, касающиеся деятельности государственных учреждений, еще не заработали в той степени, в которой это было задумано законодателями. Это произошло в силу того, что вступившие в силу законодательство требует дополнительно разработки целого ряда документов, таких как: нормативы оплаты государственных услуг, предоставляемых в объеме превышающей государственной задание, критерии и механизмы оценки полученных результатов. После определения статуса каждого учреждения и преодоления организационных трудностей, в отношении каждого учреждения должно было быть сформировано государственное задания. Это положение не относится к казенным учреждениям.

Общее число учреждений, переходящих на новую систему финансирования, по данным Минфина превышает 245 000 единиц.

Одним из важнейших факторов являлась разработка порядка предоставления субсидий, и факторов оценки качества предоставления государственных услуг. Властям субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо рассчитать нормативы для взимания платы за предоставление услуг сверх государственного задания и другие многочисленные проблемы.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

.1 Процедура создания и управления учреждением

Учреждение, как любое юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. А также учреждение несет обязанности и может быть истцом и ответчиком в суде.

Срок деятельности учреждения, как и любого юридического лица не ограничен, если иное не установлено учредительными документами организациями. Учреждение имеет самостоятельный баланс или смету доходов и расходов. Также учреждение имеет право в установленном законе открывать счета в банках Российской Федерации и зарубежных стран. Учреждение располагает правом иметь собственные бланки и наименованием организации, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, штампы и другие атрибуты юридического лица. Также учреждение имеет круглую печать, с полным наименованием учреждения на русском языке.

При создании нового учреждения, необходимо провести собрание учредителей, на котором должно быть принято решение о создании учреждения.

Учреждение должно иметь следующие учредительные документы:

·устав, который должен быть утвержден собственником;

·решение собственника о создании учреждения.

Соблюдение положений и норм, закрепленных в уставных документах учреждения обаятельны для учреждения.

Как и для юридических лиц осуществляющих коммерческую деятельность, в учредительных документах учреждений должно содержаться наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения учреждения и другие существенные положения о деятельности учреждения.

Если учреждение создается двумя и более собственниками, то между учредителями должен быть заключен учредительный договор. В учредительном договоре должны содержаться положения, в которых говориться об обязанностях учредителей при создании учреждения, утверждают порядок совместной деятельности по созданию учреждения, условия на которых учреждению передается имущество собственника и участия собственников в деятельности учреждения, а также условия и порядок выхода участников из состава создаваемого учреждения.

Помимо вышеизложенного в учредительных документах учреждения могут додержаться и иные положения, которые не противоречат действующему российскому законодательству.

По решению высшего органа управления учреждения в устав учреждения могут вноситься изменения. Учредителями, могут выступать государство, юридические лица или граждане.

Ограничения по числу учредителей для учреждения отсутствуют, но только в том случае, если другое не установлено нормами действующего законодательства. Высший орган управления учреждения - это собрание учредителей.

Главной функцией высшего органа управления учреждением является контроль за соблюдением учреждением целей и задач, для которых данные учреждения были созданы.

Решение следующих вопросов относиться к компетенции высшего органа управления учреждением:

·внесение изменений в устав учреждения;

·установление основных направлений деятельности и формирование принципов использования имущества учреждения;

·утверждение состава исполнительных органов учреждения и прекращение их полномочий;

·утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

·утверждение финансового плана учреждения и его изменение;

·создание филиалов и открытие представительств учреждения;

·участие в других организациях;

·реорганизация и ликвидация учреждения.

Исключительной компетенцией высшего органа управления некоммерческой организацией является:

·изменение устава учреждения;

·определение приоритетных направлений деятельности учреждения, принципов формирования и использования его имущества;

·образование исполнительных органов учреждения и досрочное прекращение их полномочий;

·реорганизация и ликвидация учреждения.

Кворумом общего собрания членов учреждения или заседания коллегиального высшего органа управления учреждением признается присутствие на заседании более половины его членов.

Все решения принимаются простым большинством голосов.

Решения по вопросам, относимым, к исключительной компетенции высшего органа управления учреждением могут быть приняты только единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Выплата вознаграждения членам высшего исполнительного органа учреждения не предусмотрена действующим законодательством. Исключение составляет компенсация расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

2.2 Осуществление деятельности учреждения и источники формирования его имущества

Для учреждений предусмотрено право заниматься один или несколькими видами деятельности, которые регламентируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Для казенных и автономных учреждений перечень видов деятельности является закрытым, бюджетные организации могут выбрать любой вид деятельности. Виды деятельности, которые планирует осуществлять учреждение должны соответствовать целям и задачам, установленным в его учредительных документах. Как и для коммерческих организаций, некоторые виды деятельности учреждений подлежат лицензированию, то есть могут осуществляться только при наличии соответствующих лицензий. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, закреплены в действующем законодательстве Российской Федерации.

Право учреждения на осуществление коммерческой деятельности может быть реализовано лишь по стольку, поскольку это отвечает достижению целей, ради которых данное учреждение было создано. К таким видам деятельности можно отнести:

·производство товаров и услуг, приносящих прибыль, если они отвечают целям и задачам создания учреждения;

·приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;

·участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика;

·иные разрешенные законодательством виды деятельности, приносящие прибыль.

Учреждение, в соответствии с действующим законодательством должно вести учет доходов и расходов по приносящей закон деятельности.

С целью достижения целей, установленных уставом или положением, на основании которого действует учреждение, учреждением может создаваться другие некоммерческие организации. Также учреждение может вступать в ассоциации и союзы.

Источниками формирования имущества учреждения в денежной и иных формах являются:

·поступления от учредителей регулярные и единовременные;

·добровольные имущественные взносы и пожертвования;

·выручка от реализации товаров, работ, услуг;

·дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

·доходы, получаемые от собственности учреждения;

·другие, не запрещенные законом поступления.

Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами учреждения.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Если казенное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность, предусмотренную Уставом, то в этом случае учреждение действует не от имени публично-правового образования, а от своего имени.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Полученная учреждением прибыль не подлежит распределению между учредителями учреждения.

В соответствии с положениями законодательных актов Российской Федерации казенное учреждение, как российская организация, является плательщиком налога на прибыль.

С учетом изложенного исполнительные органы власти субъекта РФ, включенные в ЕГРЮЛ, являются налогоплательщиками, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (далее - Перечень), определен в статье 251 Налогового кодекса РФ.

Однако не все доходы, получаемые учреждениями, подлежат налогообложению, в частности входят в налоговую базу для расчета по налогу на прибыль.

Ниже приведены необлагаемые доходы, которые могут получать исключительно казенные учреждения.

В частности, не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями:

·от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

·от исполнения иных государственных (муниципальных) функций.

При практическом применении положений подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации у казенных учреждений зачастую возникает ряд вопросов.

В соответствии с пунктом 2 письма Минфина РФ от 2 августа 2012 года № 02-03-09/3040 любые доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг (выполнению работ), в том числе от деятельности по сдаче имущества в аренду, не учитываются при налогообложении прибыли, если эта деятельность предусмотрена Уставом казенного учреждения. Существует другая официальная позиция, заключающаяся в том, что при налогообложении прибыли не учитываются только доходы казенного учреждения от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Перечень государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) должен определяться по Реестру государственных (муниципальных) услуг и Перечню услуг и (или) работ в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ соответственно.

В письме ФНС России от 21 сентября 2011 года № ЕД-4-3/15432@ разъясняет, что Закон № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Положения Закона №83-ФЗ применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках, определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов).

Таким образом, нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, в рамках, определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В этой связи, по мнению ФНС России, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Министерство Финансов Российской Федерации в письме от 29 сентября 2011 года № 12-08-25/4392 в отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее Перечень услуг) дает следующие разъяснения:

В связи с тем, что государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (статья 6 БК РФ, ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с такими полномочиями.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 году № 314 под функции по оказанию государственных услуг заключаются в предоставлении федеральными органами исполнительной власти услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. Услуги могут предоставляться самим учреждением или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации. Услуги должны предоставляется безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам.

С учетом изложенного, если оказание услуг предусмотрено уставом учреждения как одна из целей его создания и напрямую связано с полномочиями (функциями) соответствующих органов власти, то оказание этих услуг может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. В этом случае доход от оказания платных услуг подпадает под действие подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. В целях исключения налоговых рисков доходы казенного учреждения от оказания услуг (выполнения работ) признаются в качестве необлагаемых налогом на прибыль доходов, если оказываемые услуги (выполняемые работы) поименованы одновременно:

) в Уставе казенного учреждения;

) в Реестрах (перечнях) государственных (муниципальных услуг);

При этом формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Если же у казенных учреждений возникает обязанность по уплате налога на прибыль (например, при сдаче казенными учреждениями в аренду закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества), уплата данного налога производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

По общему правилу доходы от реализации казенными учреждениями имущества (товаров) или имущественных прав подлежат налогообложению в установленном порядке.

Однако в отдельных разъяснениях контролирующих органов сформулировано мнение о возможности не учитывать в целях налогообложения прибыли доходов от реализации имущества (имущественных прав). Но только тогда, когда соответствующие операции являются неотъемлемой частью деятельности казенного учреждения по исполнению государственных (муниципальных) функций в соответствии с положениями действующих нормативных правовых актов и учредительных документов казенного учреждения.

3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

.1Особенности правового положения казенных учреждений

Действующим законодательством определяется, что казенное учреждение находится в ведении органа власти. К органам власти могут быть отнесены: органы государственной власти или органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено нормативными и законодательными актами Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует взаимодействие главного распорядителя бюджетных средств и казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя данного вида финансирования.

Финансирование деятельности казенного учреждения производится за счет средств государственного бюджета соответствующего уровня. В основе финансирования лежит бюджетная смета.

Если в учредительные документы казенного учреждения содержат ссылку на возможность осуществлять деятельность, приносящую доход, то казенное учреждение может осуществлять коммерческую деятельность. Доходы, полученные казенным от коммерческой деятельности, не остаются в распоряжении учреждения, они поступают в бюджет соответствующего уровня. Обычно уровень бюджета, из которого финансируется казенного учреждения и куда перечисляются доходы от коммерческой деятельности казенного учреждения, совпадают.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации содержит положения о том, что операции казенного учреждения с бюджетными средствами должны производится только через лицевые счета, открытые в Федеральном Казначействе для данного казенного учреждения. Если иное не предусмотрено Бюджетным Кодексом, РФ Российская Федерация или ее субъекты являются Лицом, заключающим контракты и осуществляющим оплату контрактов и иных договоров казенного учреждения, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.

Основанием для признания судом контрактов и иных договоров, заключенных казенным учреждением, недействительными может являться нарушение казенным учреждением требований по осуществлению оплаты контрактов и договоров только через счета, открытые ему в Федеральном казначействе. Такой иск могут подать органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В случае если из-за недостатка бюджетных средств или по иным причинам казенному учреждению был уменьшен лимит бюджетных средств, приведший к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств по ранее заключенным им государственным контрактам и иным договорам, казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий контрактов. То есть, провести новое согласование с поставщиками и подрядчиками по цене поставки и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов и (или) иных договоров.

Вторая сторона государственного контракта или иного договора, заключенного и не исполненного казенным учреждением, вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба. Фактически понесенным ущербом, считается ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий государственного контракта или иного договора.

Если у казенного учреждения недостаточно лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему для исполнения его денежных обязательств, то по таким обязательствам отвечает орган государственный орган, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Положениями бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение должно самостоятельно выступать в суде как истец и ответчик. А также обеспечивать исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе.

В соответствии с полученным статусом казенное учреждение не наделено правом получения и предоставления кредитов и займов, а также правом приобретения ценных бумаг. Предоставление субсидий и бюджетных кредитов для казенного учреждения также не предусмотрено.

Все положения, установленные 161 статьей Бюджетного Кодекса Российской Федерации для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

3.2Особенности правового положения бюджетных учреждений

Положениями Бюджетного Кодекса регламентирующие деятельность бюджетного учреждения определяют, что бюджетное учреждение должно осуществлять операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в Федеральном Казначействе.

Все операции бюджетного учреждения, относящиеся к расходованию бюджетных средств должны строго соответствовать бюджетной смете. Бюджетная смета формируется и ведется в соответствии со статьями Бюджетного Кодекса.

Государственные контракты, и иные заключенные учреждением договора, которые должны исполняться за счет бюджетных средств. Такие договора и контракты оплачиваются в пределах фиксированных сумм, доведенных бюджетному учреждению по кодам классификации расходов соответствующего бюджета. Также они должны соответствовать лимиту бюджетных обязательств. При заключении контрактов и их оплате необходимо принимать в расчет принятые, но неисполненные бюджетным учреждением обязательства.

Если бюджетное учреждение нарушило установленный порядок учета бюджетных обязательств, то санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается. Приостановка происходит в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.

Суд может признать заключенные бюджетным учреждением контракты недействительными, в случае если они заключены с нарушением действующего законодательства. Иск может быть подан главным распорядителем бюджетных средств, Соответствующего уровня.

В случае если из-за недостатка бюджетных средств или по иным причинам бюджетному учреждению был уменьшен лимит бюджетных средств, приведший к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств по ранее заключенным им государственным контрактам и иным договорам, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых условий контрактов. То есть, провести новое согласование с поставщиками и подрядчиками по цене поставки и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов и (или) иных договоров.

Вторая сторона государственного контракта или иного договора, заключенного и не исполненного бюджетным учреждением, вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба. Фактически понесенным ущербом, считается ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий государственного контракта или иного договора.

Законодательство не предусматривает выделение бюджетных субсидий и бюджетных кредитов для бюджетных учреждений. У бюджетных учреждений отсутствует право получения кредитов в коммерческих банках.

По своим обязательствам бюджетное учреждение должно самостоятельно выступать в суде в качестве ответчика, в соответствии с положениями бюджетного Кодекса.

Исполнение денежных обязательств бюджетного учреждения, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ, должно быть обеспечено самостоятельно данным учреждением, в пределах, доведенных до бюджетной организации лимитов.

Положения, установленные Бюджетным Кодексом для бюджетных учреждений, распространяются и на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами. Бюджетное учреждение, перешедшее на финансирование за счет субсидий, должно осуществлять учет всех нефинансовых и финансовых активов и обязательств, которые ранее учитывались в данном бюджетном учреждении. Исключением являются данные, которые непосредственно связанны с исполнением бюджетной сметы. Также исключением являются объекты, учтенные бюджетным учреждением в качестве администратора определенного вида доходов бюджета. После осуществления перехода бюджетного учреждения на финансирование за счет субсидий требования, предъявляемые к первичным документам, которые могут быть приняты к учету, а также к учетным регистрам не изменились. Остатки денежных средств, на лицевых счетах получателя бюджетных средств, должны быть перечислены на новые лицевые счета бюджетного учреждения. Это относится только к приносящей доход деятельности. Данные бухгалтерского учета должны содержать код КОСГУ, по которому будет производиться поступление или выплата.

3.3 Особенности правового положения автономных учреждений

казенный бюджетный учреждение правовой

Действующие российское законодательство определяет, что имущество, закрепленное за автономным учреждением в момент его создания должно отвечать требованиям достаточности. То есть имущества автономного учреждения должно хватать на финансирование функционирования автономного учреждения, а именно выполнения целей и задач, закрепленных в учредительных документах учреждения, несения ответственности по обязательствам, которые возникли у государственного или муниципального учреждения до момента изменения его статуса.

Вышеприведенные положения содержаться в пункте 10 статьи 5 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Пункт 11 этой же статьи гласит о недопущении изъятия или уменьшения имущества, в частности денежных средств, которое было закреплено за государственным или муниципальным учреждением при изменении его статуса, на статус автономного учреждения.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального Закона «Об автономных учреждениях» № 174-ФЗ автономное учреждение не имеет права без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, переданным учреждению на праве оперативного управления или приобретенным за счет средств учредителя.

К особо ценному движимому имуществу федеральных автономных учреждений может быть отнесено имущество:

·имущество, если его балансовая стоимость превышает 500 тыс. руб.

·иное имущество, без которого осуществление основной деятельности учреждения будет существенно затруднено;

·имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, (музейные коллекции, Музейный фонд, библиотечные фонды, памятники истории и культуры, документы Архивного фонда РФ)

По существующей практике учреждения «снижают планку» стоимости имущества, относя имущество к категории «иного имущества, без которого осуществление основной деятельности существенно затруднено", что автоматически делает его особо ценным.

Рассматривая данный шаг с разных точек зрения можно сделать следующее выводы. С одной стороны, возрастают расходы собственника или учредителя на содержание имущества и организацию работы учреждения. Чем больше имущества, тем сложнее осуществлять его управление. С другой стороны, собственник или учредитель, а также сотрудники учреждения защищены от внезапного прекращения своей деятельности вследствие наложения ареста на имущества учреждения. Законодательная норма, указывающие на защищенность имущества от возможных взысканий содержится в пункте 4 статьи 2 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Исходя из вышеизложенного, становиться понятно, что остальное имущество, закрепленное за автономным учреждением, становится возможным предметом для взыскания, в случае если автономное учреждение не отвечает по взятым на себя обязательствам. Однако на основании статьи 65 ГК РФ учреждения данного типа не могут быть признаны банкротами.

Таким образом изложить особенности автономных учреждений можно изложить следующим образом:

.Для автономных учреждений список сфер в которых учреждение сможет осуществлять свою деятельность имеет закрытый характер, в отличии от бюджетного для которого может быть выбрана любая сфера деятельности.

.Действие Федерального закона N 94-ФЗ, в отличие от бюджетных учреждений, которые будут относиться к категории «иные заказчики» в рамках применения данного Закона не распространяется на автономные учреждения.

.Перечень имущества, на которое может быть наложено взыскание у автономных учреждений, шире, чем у бюджетных учреждений. Для партнеров такого учреждения данное положение является более привлекательным, так больше шансов вернуть денежные средства, в случае неисполнения учреждением своих обязательств. Другой стороной данного расширения полномочий является то, что у автономного учреждения, возрастает риск остановки деятельности, приносящей доход. Это может произойти в случае изъятия имущества, по решению суда, в пользу кредитора.

.Несмотря на новый статус, ни автономные учреждения, ни бюджетные учреждения не были наделены правами без согласия учредителей, распоряжаться имуществом, которое не может быть направлено на погашение обязательств учреждения. Различие между бюджетными и автономными учреждениями состоит в том, что для автономных учреждений этот перечень содержит гораздо меньше позиций.

.Автономные учреждения вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, а бюджетные учреждения - нет, если только иное не установлено федеральными законами.

.За автономными учреждениями сохранено право учреждать другие юридические лица. Бюджетные учреждения, в новом статусе также получила право на участие в создании новых юридических лиц. Но список юридических лиц, в уставном капитале которых, могут принимать участия бюджетные организации, ограничивается некоммерческими организациями и хозяйственными обществами. При этом автономными учреждения, и бюджетными учреждениями не любое имущество может быть передано другому юридическому лицу без согласования с собственником.

.Для автономных учреждений предусмотрена возможность открытия счетов не только в кредитных организациях, но и органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образованиях. Для бюджетных учреждений в этом плане ничего изменилось, они должны по-прежнему использовать только лицевые счета открытие в Федеральном Казначействе.

.Для руководителей бюджетных и автономных учреждений, как и для руководителей любых других юридических лиц, предусмотрено несение ответственности, закрепленной в законодательстве (административная, уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности). Особое внимание отводится порядку совершения крупных сделок и сделок, содержащих заинтересованность. А руководители бюджетных учреждений должны контролировать величину просроченной кредиторской задолженности, поскольку при превышении предельного значения такой задолженности ведет к расторжению трудового договора с руководителем учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из трех существующих типов государственного (муниципального) учреждения (автономные, бюджетные и казенные) казенное учреждение, на первый взгляд, менее всего нуждается в каких-то особых мероприятиях переходного периода.

В ходе написания курсовой работы были выявлены следующие характерные признаки казенного учреждения:

·финансовое обеспечение - на основе бюджетной сметы; действует от имени публично-правового образования;

·право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет (не позднее 1 января 2012 года);

·лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах);

·закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ;

·бухгалтерский учет - по бюджетному плану счетов.

Статус казенного учреждения, по своей правовой природе достаточно близок с существовавшим в законодательстве, действовавшим до 1 января 2011 года, статусом бюджетного учреждения. Отличие состояло в том, что казенное учреждение имело дополнительное ограничение, выраженное в требовании зачисления доходов от платных услуг, получаемых казенным учреждением, в бюджет. Приведенное выше обстоятельство "успокаивает" органы, являющиеся учредителями казенных учреждений, и приводит их к ошибочному мнению, об отсутствии необходимости изменения типа учреждения. Еще одним существенным вопросом по казенным учреждениям являлся вопрос о том, какие именно подведомственные учреждения целесообразно отнести к данному типу.

Закон N 83-ФЗ установил серьезное отличие для этого типа учреждений по сравнению со старым бюджетным учреждением, в виде дополнительного ограничения в части зачисления с 2012 года всех доходов от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

Также в ходе написания данного курсового проекта были выявлены следующие отличия между казенными, бюджетными и автономными учреждениями.

Имущественные отношения:

1. Казенное учреждение располагает имуществом на праве оперативного управления и не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

. Автономное учреждение, также располагает имуществом на праве оперативного управления, но имеет расширенные полномочия в части недвижимого имущества, приобретенного за счет доходов от платной деятельности, а также движимого имущества, не отнесенного к особо ценному движимому имуществу;

. Бюджетное учреждение получило расширенные полномочия относительно движимого имущества, которое нельзя отнести к особо ценному движимому имуществу.

Пунктом 4 Положения 537 установлены дополнительные требования к процедуре согласования распоряжения недвижимым имуществом в виде предварительного согласования решения органа-учредителя с органом, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом.

Для большинства федеральных казенных учреждений таким органом является Росимущество, которое рассматривает проект решения органа-учредителя и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Субсидиарная ответственность:

Ответственность государственного учреждения в случае отсутствия у него средств для исполнения, принятых учреждением на себя обязательств, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, регулируется по-разному.

Принимая во внимание то, что из всех типов учреждений только для казенных учреждений сохранена норма о статусе участника бюджетного процесса, то и субсидиарная ответственность государства и/или муниципального образования, в случае ее возникновения, распространяется на обязательства только казенных учреждений. В этом состоит основное отличие казенного учреждения от бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, цели и задачи, поставленные перед курсовым проектом можно считать выполненными, так в ходе работы были выявленные отличительные черты казенного учреждения, по сравнению с другими типами учреждения, а также рассмотрены основы правового положения различного типа учреждений и их характерные особенности.

СПИСОК использованных источников

1.Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 28.11.2011 N 337-ФЗ.

.Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями, внесенными Федеральными законами от 28.12.2010 N 402-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, Принят Государственной Думой 17 июля 1998 год.

.Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».

.Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (с изменениями на 6 ноября 2011 года), (редакция, действующая с 1 января 2012 года), Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года.

.Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ, «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (Муниципальных) учреждений».

.Федеральный закон РФ «Об автономных учреждениях, от 03.112006г.№174-ФЗ.

.Федеральный закон от 16.11.2011г.№ 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

.Федеральный закон РФ с изменением от 16 ноября 2011 г. №318-ФЗ «Об образовании».

.Федеральный закон РФ в ред., от 30.11.2011г. №362 - ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

.Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений".

.Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337, о порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения.

.Гражданское право: учебник: в 3 т. Т.1. / Е.Н. Абрамов, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушев [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - Москва: РГ - Пресс, 2011. - 1008 с.

.А.М. Гатин Гражданское право. Учебное пособие, 2009

.Гражданское право РФ (Общая часть): Учебное пособие. Диаконов В.В. - 2003

.Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов, 2001 год.

17.Консультант-плюс, версия весна 2012 г

.Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 3. С. 148-153.

.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

.Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Похожие работы на - Правовое положение учреждений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!