Учет готовой продукции растениеводства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    100,46 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет готовой продукции растениеводства















Курсовая работа

«Бухгалтерский учет»

Тема «Учет готовой продукции растениеводства»

Оглавление

Введение

. Краткая организационно-экономическая характеристика хозяйства

. Первичный учет продукции растениеводства

. Учет грубых и сочных кормов

. Учет продукции на складах и в других подразделениях

. Синтетический и аналитический учет продукции растениеводства

.1 Оценка сельскохозяйственной продукции

.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции

Выводы и предложения

Список используемой литературы        

 


Введение


Отрасль растениеводства имеет первоочередное значение, так как она является одной из первых и главных отраслей сельского хозяйства. В этой отрасли производятся продукты питания, корма для животных, косметические средства и лекарственные препараты.

Для осуществления производственной деятельности организация должна располагать необходимыми размерами производственных запасов. Результатом их использования в производственной деятельности является готовая продукция. Другими словами, оборотные средства из вида производственных запасов переходят в вид готовой продукции, т. е. являются уже продуктами труда. Большое значение в организации учета готовой продукции играет их оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости материалов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и в конечном счете - на финансовом результате.

Готовая продукция - это продукция сельскохозяйственного производства, предназначенная для реализации и внутрихозяйственного потребления. Ее остатки в хозяйстве, как правило, незначительны и обусловлены главным образом необходимостью комплектования, сортировкой перед сдачей заготовительным организациям доработки установленных кондиций (семена зерновых культур и др.), использование на кормовые цели. По своему вещественному составу некоторая часть товарной продукции однородна с производственными запасами собственного производства (зерно, картофель, свекла и др.) Это позволяет недоброкачественную товарную продукцию использовать в качестве кормов и наоборот, реализовать излишки семян, кормов.

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество. В сельскохозяйственных организациях к готовой продукции относят полученные от собственного производства зерно, картофель, овощи, фрукты и т.д. Такое разнообразие видов продукции в сельском хозяйстве приводит к необходимости использовать многочисленные формы первичных документов. Особенность сельскохозяйственного производства состоит в том, что готовая продукция поступает в течение года неравномерно, в сжатые сроки, зачастую при неблагоприятных погодных условиях. Это требует от работников сельскохозяйственного производства организовать уборку и учет поступления готовой продукции таким образом, чтобы максимально полно оприходовать полученный урожай, не допустить его потерь, хищений и т.д.

Для полноты оприходования и обеспечения сохранности поступившей продукции, важное значение имеет правильно и своевременно оформленная документация.

Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу и составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Следовательно, любая операция по учету готовой продукции должна быть оформлена соответствующим первичным документом.

Сохранность материальных ценностей и правильное оформление операций по их движению подтверждаются результатом периодически проводимой инвентаризации. Основная ее задача состоит в том, чтобы обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета фактическому наличию материальных ценностей.

Целью написания курсовой работы является изучение экономического содержания, задач, оценки и учета готовой продукции растениеводства в СПК «Струга». В связи с поставленной целью следует рассмотреть некоторые следующие задачи:

.        Дать краткую организационно-экономическую характеристику хозяйства;

.        Значение темы «Учет готовой продукции растениеводства» в условиях перехода к рыночным отношениям, значение отрасли сельскохозяйственного производства;

.        Первичный учет продукции растениеводства;

.        Синтетический и аналитический учет готовой продукции растениеводства;

.        Оценка сельскохозяйственной продукции;

.        Перспективы развития хозяйства СПК «Струга» и мероприятия по их практической реализации;

.        Актуальность темы «Учет готовой продукции растениеводства»;

1. Краткая организационно-экономическая характеристика хозяйства


Колхоз имени Чапаева (ныне СПК «Струга») был организован в 1949 году. СПК «Струга» зарегистрирован Брестским областным исполнительным комитетом 4 сентября 2004 года №04136. Хозяйство расположено на расстоянии 5км. от районного центра и 16 км. от ж/д станции «Горынь». Центральная усадьба хозяйства деревня Струга. В состав хозяйства входят населенные пункты д. Струга, д. Узляжье, д. Б. Викоровичи, д. М. Викоровичи.

Общая земельная площадь составляет 4564 га, с/х угодья - 3298 га, из них: пашня - 860 га, сенокосы - 912 га, пастбища - 1526 га. Естественное плодородие почв оценивается в 18 баллов, пашни - 20 баллов. Почвы в основном песчаные и супесчаные.

Специализация хозяйства - мясо-молочное с развитым растениеводством. На 01.01.2011г. в хозяйстве имеется 1455 голов КРС, из них 540 коров, 48 голов лошадей.

Надой молока в 2010 году составил 1630 тон, удой на фуражную корову составил 3153 кг.

Растениеводство хозяйства характеризуется следующими показателями: урожайность зерновых и зернобобовых культур за 2010 год составила 21ц/га, кормовой свеклы - 271ц/га, картофеля - 84ц/га, рапса - 15ц/га.

В хозяйстве имеется 25 тракторов, 17 грузовых автомобилей, 3 зерноуборочных комбайна, в т. ч., КЗР-10 -1 шт. КЗС-10 -2 шт., 2 кормоуборочных комбайна, 2 картофелеуборочных комбайна, 4 пресподборщика и 5 косилок. Сушильное хозяйство в СПК устаревшее и непригодное к работе, поэтому необходимо приобретать новое сушильное хозяйство. В кооперативе работает 181 человек. Схема размещения структурных подразделений в хозяйстве следующая:


В СПК «Струга» функционирует 3 полеводческие бригады, тракторная бригада, 4 фермы по выращиванию и откорму КРС и производству молока.

В хозяйстве работают подсобные предприятия: мельницы, пилорама, столярная мастерская.

Так как специализация СПК мясо-молочного направления, то хозяйство в основном занимается производством мяса и молока.

За последние несколько лет производство мяса и молока возросло, что можно наблюдать в следующей таблице:

Таблица 1

Наименование показателей

Единица измерения

2008г. Факт.

2009г. Факт.

2010г. Факт.

Валовое производствомолока

тонн

1351

1529

1630

Удой на одну фуражную корову

кг

2856

3114

3153

Валовый привес - всего

тонн

139

143

172

Среднесуточный привес

грамм

415

407

500


Как известно продуктивность животноводческой отрасли зависит от кормовых угодий и достаточного количества заготовленных кормов. По этому целью проекта является освоение новых технологий в животноводстве, переход на интенсивные технологии производства кормов за счет приобретения новой техники, а также переоборудование ферм, внедрение новых технологий содержание скота.

Мясные и молочные продукты являются основными товарами повседневного спроса и имеют достаточно емкий внутренний и внешний рынок. Мощности ближайшего Столинского филиала молочного комбината ОАО «Савушкин продукт» загружены на 60 -70%, поэтому проблем со сбытом молока не ожидается.

Ближайший мясокомбинат находится в Пинске.

Политика продаж будет строится, в первую очередь, на оптовой торговле. Основным партнером будет вступать Столинский филиал Бресткого ОАО «Савушкин продукт, имеющий достаточные производственные мощности и сложившуюся структуру реализации продукции и Пинский мясокомбинат. Поставка молока и мяса будет осуществляться по существующей в настоящее время схеме транспортировке и расчетов:

Таблица 2. Объем продаж производимой продукции

Наименование продукции

Единица измерения

2008г. Факт.

2009г. Факт.

2010г. Факт.

Молоко

тонн

1188

1348

1438

Мясо

тонн

133

123

134


Политика ценообразования предусматривает скоординированную совокупность действий, включая краткосрочные долгосрочные цели, будет увязываться с ценой маркетинговой стратегии в агропромышленном секторе экономики. Цена на молоко и мясо в перспективе будет определяться, исходя из затрат на производство и реализацию, ситуацию на рынке.

Таблица 3- Состав и структура земельных угодий

Вид угодий

Базисный год

Отчетный год

Отклонение


Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

+,-, га

Отчетный год к базисному, %

Общая земельная площадь

4564

100

4577

100

13

0

В т. ч. сельскохозяйственные угодья

3298

72,26

3294

71,97

-4

-0,29

Из них







пашня

860

18.84

856

18,70

-4

-0,14

сенокосы

912

19,98

912

19,93

0

-0,05

пастбища

1526

33,44

1526

33,34

0

-0,1

Многолетние насаждения

-

-

-

-

-

-

прочие угодья, приусадебные участки

-

-

-

-

-

-

осушенные земли

-

-

-

-

-

-

орошаемые земли

-

-

-

-

-

-


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным общая земельная площадь увеличилась на 13 га, что составило 0%, в т. ч. сельскохозяйственные угодья уменьшились на 4 га, что составило 0,29%, из них пашня снизилась на 4 га что составило 0,14%, а сенокосы и пастбища не изменились.

Таблица 4 - Показатели экономической эффективности использования земли

Показатель

Единица измерения

Базисный год

Отчетный год

Изменение +,- к базисному году

Рост в % по отношению






К базисному году

к передовому хозяйству

1.Произведено на 100 га на сельскохозяйственной продукции:







валовой продукции

тыс. руб

89054

86308

-2746

-77,8

-78,7

чистого дохода

тыс. руб

8227

9703

1476

41,8

42,8

прибыли

тыс. руб

1455

6557

5102

144,5

145,0

молока

ц

494

553

59

1,7

1,9

мяса

ц

52

49

-3

-0,08

-0,09

2.Урожайность







зерновых

ц/га

21,0

13,2

-7,8

-0,22

-0,25

картофеля

ц/га

84,0

118,6

34,6

1,0

1,0

других основных культур

ц/га

285,7

89,0

-196,7

-5,57

-5,71

3.Произведено зерна на 100 га пашни

ц

179,76

111,8

-68,2

-4,31

-4,60

4.Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах

тыс. руб

2937

2843

-94

-2,7

-2,8

в том числе







растениеводства

тыс. руб

1293

957

-336

-9,5

-9,8

животноводства

тыс. руб

1644

1886

242

6,9

7,1


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным производство валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий снизилось на 2746 тыс. руб., производство чистого дохода возросло на 1476 тыс. руб., прибыли - на 5102 тыс. руб., производство молока возросло на 59 ц., а мяса снизилось на 3 ц. Урожайность зерновых в отчетном году по сравнению с базисным снизилась на 7,8 ц/га, урожайность картофеля увеличилась на 34.6 ц/га, других основных культур снизилась на 196,7ц/га. Производство зерна на 100 га пашни снизилось на 68,2 ц. Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах снизилась на 94 тыс. руб., в том числе стоимость растениеводства снизилась на 336 тыс. руб., но животноводства увеличилась на 242 тыс. руб.

синтетический аналитический учет растениеводство

Таблица 5 - Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности

Показатель

Единица измерения

Базисный год

Отчетный год

Отклонение +,-к базисному году

1.Продуктивность животных:





удой молока на 1 корову

кг

3153

3346

193

выход телят на 100 коров

гол.

106

105

-1

Среднесуточный привес крупного рогатого скота

г

501

462

-39

Среднесуточный привес свиней

г

-

-

-

2. Себестоимость 1 т продукции животноводства

тыс. руб.




молока

тыс. руб.

681

769

88

привеса крупного рогатого скота

тыс. руб.

1930

2684

754

привеса свиней

тыс. руб.

-

-

-

Продукции растениеводства:

тыс. руб.




зерновых

тыс. руб.

714

486

-228

картофеля

тыс. руб.

530

611

81

другой продукции (семена рапса и корнеплоды)

тыс. руб.

1253

827

-426

3.Прибыль, убыток от реализации продукции, всего

тыс. руб.

216000

48000

-168000

в том числе продукции растениеводства

тыс. руб.

50000

19000

-31000

продукции животноводства

тыс. руб.

166000

29000

-137000

4.Валовый доход, всего

тыс. руб.

962

737

-225

в том числе продукции растениеводства

тыс. руб.

216

184

-32

продукции животноводства

тыс. руб.

746

-193

5.Уровень рентабельности

%

6,87

1,87

-5


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным удой молока на 1 корову увеличился на 193кг., но выход телят на 100 коров снизился на 1 гол. Среднесуточный привес крупнорогатого скота снизился на 39 г. Себестоимость 1 т молока увеличилась на 88 тыс. руб., себестоимость привеса крупного рогатого скота увеличилась на 754 тыс. руб. Себестоимость 1т зерновых снизилась на 228 тыс. руб., себестоимость картофеля увеличилась на 81 тыс. руб., а другой продукции (семена рапса и корнеплоды) снизилась на 426 тыс. руб. прибыль от реализации продукции растениеводства снизилась на 31000 тыс. руб., а продукции животноводства на 137000 тыс. руб. Валовый доход продукции растениеводства снизился на 32 тыс. руб., а продукции животноводства - на 193 тыс. руб. Уровень рентабельности снизился на 5%.

Таблица 6 - Показатели экономической эффективности использования трудовых ресурсов

Показатель

Единица измерения

Базисный год

Отчетный год

Отклонение +,-к базисному году

1.Стоимость валовой продукции сопоставимых ценах, в том числе:

тыс. руб.

2937

2843

-94

растениеводство

тыс. руб.

1293

957

-336

животноводство

тыс. руб.

1644

1886

242

2.Среднегодовая численность работников всего, в том числе:

чел.

156

142

-14

растениеводство

чел.

90

84

-6

животноводство

чел.

66

58

-8

3.Стоимость валовой продукции на 1 среднегодового работника, в том числе:

тыс. руб.

18,83

20,02

1,19

растениеводство

тыс. руб.

14,37

11,39

-2,28

животноводство

тыс. руб.

24,91

32,52

7,61

4.Отработано чел./час (тыс. час) всего, в том числе:

чел./час

325

309

-16

растениеводство

чел./час

104

97

-7

животноводство

чел./час

221

212

-9

5.Выход продукции на 1 чел./час, в том числе:

тыс. руб.

9037

8997

-40

растениеводство

тыс. руб.

6071

5625

-446

животноводство

тыс. руб.

2966

3372

406


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным стоимость валовой продукции растениеводства в сопоставимых ценах снизилась на 336 тыс. руб., а стоимость валовой продукции животноводства увеличилась на 242 тыс. руб. Среднегодовая численность работников растениеводства снизилась на 6 чел.. а работников животноводства - на 8 чел. Стоимость валовой продукции на 1 среднегодового работника растениеводства снизилась на 2,98 тыс. руб., а на 1 работника животноводства увеличилась на 7,61 тыс. руб. Отработанные чел./час растениеводства снизились на 7 чел./час, а животноводства - на 9 чел./час. Выход продукции на 1 чел./час в растениеводстве увеличился на 446 тыс. руб., а в животноводстве увеличился на 406 тыс. руб.

Таблица 7 - Структура и обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами

Категории работников

Базисный год

Отчетный год

Отклонения +,-, отчетный год к базисному году


План

Факт

% Обеспеченности, факт

План

Факт

% Обеспеченности, факт



чел.

%

чел.

%


чел.

%

чел.

%



Среднегодовая численность, в том числе работники сельскохозяйственного производства

157

100

152

100

0

895

100

188

100

0

31

Из них рабочие постоянные

138

87,9

135

88,8

0,9

736

82,2

145

82,2

0

7

Рабочие сезонные

20

12,7

17

11,2

-1,5

163

18,2

27

17,8

-0,4

7

Руководители и т.д.

12

7,6

8

5,3

-2,3

92

10,3

14

10,0

-0,3

2


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным среднегодовая численность работников сельскохозяйственного производства возросла на 31 чел., из них рабочих постоянных - на 7 чел., рабочих сезонных - 7 чел., руководителей - 2 чел.

Таблица 8 - Размер и структура товарной сельскохозяйственной продукции (млн. руб.)

Отрасли и виды продукции

Базисный год

Отчетный год

Отчетный год к базисному, %


Выручка, тыс. руб.

Структура, %

Выручка, Тыс. руб.

Структура, %


Растениеводство, всего

320

13,63

338

11,44

-2,19

в том числе






зерновые

169

7,20

201

6,80

-0,4

картофель

18

0,77

25

0,85

0,08

лен и т.д.

-

-

-

-

-

Животноводство, всего

2027

86,37

2616

88,56

2,19

в том числе






молоко и молочная продукция

1422

60,59

1947

65,91

5,32

мясо КРС (живая масса)

491

20,92

513

17,37

-3,55

мясо свиней (живая масса) и т.д.

-

-

-

-

-

Промышленная продукция

-

-

-

-

-

Прочая продукция

98

4,18

124

4,20

0,02

Всего по хозяйству

2347

100

2954

100

0


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным выручка по зерновым уменьшилась на 0,4%, а выручка по картофелю увеличилась на 0,08%. В отчетном году по сравнению с базисным выручка по молоку и молочной продукции увеличилась на 5,32%, а по мясу КРС уменьшилась на 3,55%. Выручка по прочей продукции увеличилась на 0,02%.

Таблица 9 - Структура себестоимости продукции (картофель)

Статьи затрат

Базисный год

Отчетный год


сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу


всего

на 1 т


всего

на 1 т


1.Расходы на оплату труда с начислениями

397000

4783

20,0

390000

3095

19,0

2.Семена(корма)

215000

2590

10,9

167000

1325

8,2

3.Удобрение

482000

5807

24,3

489000

3881

23,9

4.Затраты по содержанию основных средств

274000

3301

13,8

350000

2778

17,1

5.Работы и услуги

7000

84

0,3

56000

444

2,7

6.Прочие затраты

581000

7000

29,3

582000

4619

28,4

7.Затраты по организации производства и управлению

25000

301

1,3

14000

111

0,7

Всего затрат

1981000

23866

100

2048000

16253

100


Вывод: В 2010 году расходы на оплату труда с начислениями составили 19% к итогу, семена (корма) составили 8,2% к итогу, удобрения - 23,9%, затраты по содержанию основных средств - 17,1%, работы и услуги - 2,7%, прочие затраты составили 28,4%, затраты по организации производства и управлению - 0,7%, всего затрат -100%.

Таблица 10 - Состав основного капитала хозяйства (тыс. руб.) -2010г.

Виды основных средств

Остаток на начало года

Поступило

Выбыло

Остаток на конец года

Превышение поступления над выбытием

Здания и сооружения

6684

1836

82

8438

1754

Передаточные устройства

39

6

-

45

6

Машины и оборудование

3580

691

80

4191

611

Транспортные средства

383

6

19

370

-13

Рабочий скот

888

343

204

1118

230

Продуктивный скот

67

13

-

80

13

Многолетние насаждения

3

1

4

1

Другие виды основных средств

31

3

-

34

3

Итого:

11675

2990

385

14280

2605


Вывод: В 2010 году превышение поступления над выбытием по зданиям и сооружениям составило 1754 тыс. руб. По передаточным устройствам превышение поступления над выбытием составило 6тыс. руб., по машинам и оборудованию - 611 тыс. руб., по транспортным средствам превышение выбытия над поступлением составило 13 тыс. руб., по рабочему скату превышение поступления над выбытием составило 230 тыс. руб., по продуктивному скоту - 13 тыс. руб., по многолетним насаждениям - 1 тыс. руб., а по другим видам основных средств - 3 тыс. руб.

Таблица 11 - Обеспеченность и эффективность использования капитала хозяйства и энергетических мощностей

Показатель

Единица измерения

Базисный (2009) год

Отчетный (2010) год

Отчетный год в % к базисному

1.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения

тыс. руб.

11656

12978

111,3

2.Среднегодовая численность работников

тыс. руб.

156

142

91,0

3.Площадь сельскохозяйственных угодий

га

3298

3294

99,0

4.Фондообеспеченность

тыс. руб.

353,4

394,0

111,5

5.Фондовооруженность

тыс. руб.

74,7

91,4

122,4

6.Фондоотдача

руб.

39,139

46,756

119,5

7.Фондоёмкость

руб.

0,003

0,002

66,7

8.Энерговооруженность

кВТ/чел.

6,4

8,0

125,0

9.Энергообеспеченность

кВт/га

30,3

34,3

113,2


Вывод: В отчетном году по сравнению с базисным фондообеспеченность хозяйства возросла на 11,5%, фондовооруженность хозяйства возрасла на 22,4%, фондоотдача увеличилась на 19,5%, фондоемкость снизилась на 33,3%, энергообеспеченность возросла на 13,2% и энерговооруженность также увеличилась на 13,2%

2. Первичный учет продукции растениеводства


В хозяйстве выращиваются некоторые виды озимых и яровых зерновых, зернобобовые, кукуруза, картофель, некоторые виды овощей, а из технических культур выращивают рапс. Оприходование от урожая готовой продукции растениеводства оформляют реестром отправки сельскохозяйственной продукции с поля. Перед началом уборки бланки реестров пронумеровывают и регистрируют в специальном журнале их выдачу комбайнерам и водителям, участвующим в уборке, производят под расписку, указывая, с какого и по какой номер получил каждый из них. Водитель, загрузив транспортное средство продукцией растениеводства, в своем экземпляре заполняет следующие реквизиты: дату составления реестра, вид продукции, номер производственного подразделения, в котором производится уборка урожая, марку и номер комбайна, фамилию, имя, отчество комбайнера, примерную массу продукции. Комбайнер, заполняя свой экземпляр реестра, указывает дату заполнения, вид продукции, номер подразделения, в котором производится уборка урожая, номер и марку автомобиля, отвозившего готовую продукцию, и ее примерную массу. Комбайнер расписывается в экземпляре реестра водителя, а водитель - в экземпляре комбайнера. [7, с. 213]

Водитель отвозит готовую продукцию растениеводства на склад, где кладовщик ее взвешивает и проставляет фактическую массу в экземпляре реестра водителя. Эту же цифру он (либо другое материально ответственное лицо, принявшее продукцию на хранение) записывает в накопительную ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции. За фактически доставленную массу в реестре водителя расписывается кладовщик, а в накопительной ведомости - водитель. [7, с. 214]

Записи в реестрах производятся в течение того дня, которым он выписан. В конце каждого дня подсчитываются итоги. Экземпляр реестра комбайнера передается в бухгалтерию организации, а экземпляр водителя прикладывается к путевому лицу и сдается диспетчеру или заведующему гаражом. Документ является основанием для оплаты труда. Неиспользованные комбайнерами и водителями бланки реестров в обязательном порядке сдаются в бухгалтерию организации, их номера указываются в журнале. [7, с. 214]

Кладовщик (заведующий током) ведет учет поступившей сельскохозяйственной продукции в накопительной ведомости. Основанием для ее составления являются поступившие на склад за день реестры отправки сельскохозяйственной продукции с поля. В накопительную ведомость записывают вид и сорт продукции, фамилии, имена, отчества комбайнера и водителя, отвозившего продукцию, а также ее массу. [7, с. 214]

Накопительная ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции составляется в 2 экземплярах: первый на следующий день передается в бухгалтерию организации, а второй остается у кладовщика, который на основании данного документа производит записи в книге складского учета. В конце месяца накопительные ведомости вместе с отчетом от движении продуктов и материалов и всеми приходно-расходными документами сдаются в бухгалтерию организации. Отчет является основанием для оприходования и списания в расход готовой продукции.

Убранное с полей зерно требует доведения своих качественных характеристик до базисных кондиций. Зерно, поступившее от урожая, подвергают сушке, сортировке и другой доработке. Каждую партию продукции, отпущенную для сушки и сортировки, взвешивают. После окончания сортировки и сушки определяют количество полноценной сельскохозяйственной продукции, а также размер усушки, используемых и не используемых отходов. [11, с. 154]

Качество продукции полученной после сортировки и сушки, определяют с помощью лабораторного анализа. Он показывает натуру и влажность зерна до и после подработки, а также процент содержания полноценного зерна и зерновых отходов. [11, с. 154]

Результаты процесса доработки и сортировки фиксируют в акте на сортировку и сушку продукции растениеводства. Акт составляется в 1 экземпляре на каждую партию отсортированной продукции не позже следующего дня передается в бухгалтерию организации. Его подписывает кладовщик (заведующий током), главный агроном организации а также лица. Принимавшие участие в сортировке и сушке готовой продукции. [11, с. 155]

Расход готовой продукции оформляется различными первичными документами в зависимости от направления ее использования. [7, с. 217]

Специализированные товарно-транспортные накладные ф. № ТТН - 1 (растениеводство) выписываются при отправке из хозяйства продукции заготовительным или перерабатывающим организациям и состоят из трех разделов:

)        заголовочной части, включающей справочные данные о грузоотправителе и грузополучателе (коды УНН, ОКПО, номер лицензии, адрес, расчетный счет, наименование банка), автотранспортные реквизиты, указание пунктов погрузки разгрузки, размер ставки НДС;

)        товарного раздела который содержит сведения о грузе и служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования у грузополучателя;

)        транспортного раздела, включающие данные для учета автотранспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Он определяет взаимоотношения грузоотправителя (заказчика автотранспорта) с автотранспортным предприятием, выполняющим перевозку груза. [7, с. 217]

Реализация сельхозпредприятиями продукции растениеводства прочим покупателям по договорным ценам оформляется типовыми товарно-транспортными накладными. Все необходимые реквизиты заполняют в бухгалтерии сельскохозяйственной организации. [7, с. 218]

Если доставка готовой продукции покупателю производится наемным транспортом, то ТТН выписывают в 5 экземплярах: первый экземпляр с отметками о приеме покупателями продукции остается у грузоотправителя (т.е. у сельхозпредприятия), второй передается грузополучателю, третий и четвертый - перевозчику, а пятый экземпляр служит основанием для пропуска транспортного средства на территорию покупателя. [7, с. 218]

Если доставка готовой продукции осуществляется собственным транспортом грузополучателя, то ТТН можно заполнять в 4 экземплярах. [7, с. 218]

На основании товарно-транспортных накладных перерабатывающие и заготовительные предприятия выписывают на закупленную у сельскохозяйственных предприятий продукцию приемные квитанции (ф. № ПК - 9 (зерно), ПК - 10 (зерно)). [7, с. 218]

Отпуск готовой продукции на внутрихозяйственные нужды оформляют требованием-накладной либо ведомостью на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со складов. [11, с. 163]

При разовом отпуске продукции выписывают требование-накладную в 2 экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию, чтобы на его основании отражать перемещение сельскохозяйственной продукции из одного места хранения в другое. [11, с. 163]

При систематическом отпуске продукции со склада применяют ведомость, которую выписывают на месяц в 2 экземплярах: один находится у кладовщика, второй - у лица, получающего ценности. Записи в ведомость производят при каждом отпуске продукции. В экземпляре кладовщика расписывается лицо получающее ценности, а в экземпляре получателя - кладовщик. [11, с. 164]

Отпуск продукции со складов за наличный расчет работникам организации и другим лицам оформляется требованием-накладной, приходным кассовым орденом (ф. № КО - 1) или накладной - приходным орденом. Выписывает накладную - приходный ордер в 3 экземплярах: первый передается покупателю и является сопроводительным документом груза второй остается на складе, третий отправляется в кассу в качестве приходного ордена. Данный документ является бланком строгой отчетности.

Отпуск продукции работникам своей организации в счет оплаты труда производится на основании платежных ведомостей, подписанных руководителем организации и главным бухгалтером. Работники, получающие натуральную оплату, расписываются в ведомостях в получении.

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие реализацию своей продукции на колхозных рынках и через фирменные магазины, оформляют отпуск товарно-транспортными накладными ф. № ТТН - 1 или специализированными формами товарно-транспортных накладных.

3. Учет грубых и сочных кормов


Для приемки грубых и сочных кормов руководителем организации назначается комиссия, которая осматривает заложенные на хранение корма, производит их обмер, определяет качество и объем заготовленного корма и составляет акт приема-передачи грубых и сочных кормов в 2 экземплярах: один передается в бухгалтерию, а второй - вместе со схемой расположения стогов, скирд, буртов, траншей остается у фуражира. [7, с. 208]

В сельскохозяйственных организациях значительная часть кормов скармливается скоту без предварительной уборки, т.е. на корню (путем выпаса). Их количество главный зоотехник и главный агроном определяют расчетным путем (зоотехнический, или укосный, метод) и затем списывают на издержки производства. [7, с. 208]

При зоотехническом методе количество зеленой массы определяется исходя из полученной продукции животноводства и норм расхода кормов. Примерные нормы расхода кормовых единиц на производство единицы животноводческой продукции в пастбищный период следующие: при среднесуточном надое до 10 кг. молока - 1 кормовая единица на 1 кг. молока; до 12 кг. - 0,9; свыше 12 кг. - 0,8; на 1 кг. привеса КРС - 8 - 8,5 кормовой единицы. В 1 кг. зеленого корма содержится в среднем 0,18 кормовой единицы.

Для оприходования пастбищных кормов зоотехническая служба должна вести пастбищный дневник, в котором указываются период выпаса, поголовье скота и наименование угодий (трав). [7, c. 209]

При укосном методе урожай выросшей на пастбище травы определяется комиссией путем скашивания и взвешивания зеленной массы в нескольких местах пастбища: выбирают участки длинной 10 м. и шириной, соответствующей ширине захвата косилки, полученную с них зеленую массу взвешивают, делят на скошенную площадь и таким образом определяют урожайность.

Зеленую массу естественных пастбищ, скормленную скоту путем выпаса, отражают в учете по количеству и сумме фактических затрат по уходу за пастбищами, а при их отсутствии - только по количеству. [7, с. 209]

Количество зеленой массы кормовых угодий, скормленной путем выпаса скота сельских жителей, определяется исходя из количества голов скота и расхода зеленой массы на 1 голову в сутки или укосным методом. Средний расход зеленой массы на 1 голову в сутки составляет 50 кг.

Для оформления данной хозяйственной операции применяют акт на оприходование пастбищных кормов, учтенных зоотехническим методом. Вес скормленной массы устанавливается в соответствии с указаниями по ее определению, исходя из полученной продукции животноводства и норм расхода кормов. Сведения о зеленой массе, скормленной скоту путем выпаса, заносят в накопительную ведомость расхода кормов. [7, с. 209]

Отпуск кормов со склада и других мест хранения производят по ведомости расхода кормов. Ее выписывают в 2 экземплярах: один передают лицу, отпускающему корма, второй - получателю. Лимит отпуска кормов в ведомости устанавливают на основании рационов кормления животных, составленных зоотехником и утвержденных руководителем организации. Корма выписывают на каждый вид и учетную группу животных. В конце месяца ведомости по каждому наименованию подсчитывают общий итог израсходованных кормов в натуре и в кормовых единицах и проставляют количество кормо-дней и среднее поголовье животных. Фуражир (или заведующий складом) сдает эту ведомость вместе с отчетом движения продуктов и материалов в бухгалтерию организации. [7, с. 211]

Для учета израсходованных кормов по видам и группам животных нарастающим итогом с начала года применяют накопительную ведомость учета расхода кормов. Записи в нее производят на основании ведомости в перерасчете на кормовые и стоимости. [7, с. 211]

4. Учет продукции на складах и в других подразделениях


Для хранения готовой продукции сельскохозяйственной организации располагают специализированными складами, навесами, приспособленными зданиями и другими помещениями. Каждая организация имеет центральный склад, а также кладовые в бригадах, на фермах и других производственных подразделениях. [10, с. 199]

В кладовых бригад и на фермах хранится небольшое количество товарно-материальных ценностей - в пределах текущей потребности.

Склады и складские помещения должны быть оборудованы соответствующими механизмами - транспортерами, погрузчиками и другими машинами, им требуется достаточное количество исправных измерительных и весоизмерительных приборов, также инвентарь и оборудование предусмотренные Правилами пожарного надзора и техники безопасности.

Совокупность складских помещений, оборудование для хранения готовой продукции, производственных запасов, измерительных приборов составляет складское хозяйство. [10, с. 199]

Для ведения складского хозяйства приказом руководителя организации назначается заведующий складом или кладовщик, который является материально-ответственным лицом. [10, с. 199]

В целях обеспечения сохранности материально производственных запасов с материально ответственными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности за сохранность переданных им ценностей. Если продукция и тара находятся на ответственности одного и того же лица, то в договоре должна оговариваться ответственность и за тару.

Кроме обеспечения сохранности готовой продукции кладовщик должен вести их учет и в сроки, установленные графиком документооборота, сдавать в бухгалтерию хозяйства отчет о движении продуктов и материалов.

Для ведения складского учета сельскохозяйственные организации применяют книгу складского учета. Книга складского учета открывается в начале года. Все ее страницы предварительно нумеруются, и на последней делается запись: «В книге пронумеровано … страниц», подтверждаемая подписью бухгалтера и печатью организации. [10, с. 200]

Для каждого вида продукции открываются отдельные аналитические счета. Последовательность открытия счетов та же, что и в ведомостях остатков в бухгалтерии организации. Для каждого наименования отводится определенное количество страниц. Учет ведут только в натуральных измерителях. Остаток товарно-материальных ценностей на 1 января записывают на основании данных книги складского учета прошлого года, подтвержденных инвентаризацией. [10, с. 200]

Записи в книгу складского учета производят ежедневно, строго по каждому документу на поступление и отпуск готовой продукции. Количество поступившей продукции отражают в графе «Приход», выданных со склада - «Расход». После каждой записи о поступлении или расходовании готовой продукции в книге выводят остаток, который рассчитывают, прибавляя к остатку на начало операции соответствующее количество поступившей и вычитая количество выбывшей готовой продукции. [10, с. 200]

Заведующий складом (кладовщик) должен иметь образцы подписей лиц, распоряжающихся отпуском готовой продукции. [10, с. 200]

Бухгалтер ведущий учет готовой продукции, обязан периодически посещать склады и в присутствии кладовщика проверять достоверность записей, сделанных в книге складского учета, а также правильность выведенных остатков, подтверждая это своей подписью и указывая дату проверки. [10, с. 200]

Для учета готовой продукции на складах могут так же применяться карточки складского учета. Кладовщик получает их под расписку и хранит в специальных картотеках по учетным группам, а внутри групп - по подгруппам. [7, с. 221]

На каждый вид готовой продукции, хранящейся на складе, прикрепляют материальный ярлык, в котором указывают наименование продукции, ее номенклатурный номер единицу измерения, цену и другие данные. [7, с. 222]

В конце месяца все материально ответственные лица составляют отчет о движении продуктов и материалов, в который заносят наименования только той готовой продукции, по которой в течение месяца было движение. Показатели данного отчета кладовщик заполняет в натуральных измерителях. К отчету должны прилагаться оправдательные документы на поступление и расходование готовой продукции. [7, с. 222]

В строке отчета «Остаток на начало месяца» показывает остаток готовой продукции, отраженный в аналогичном отчете за прошлый месяц по графе «Остаток на конец месяца». [7, с. 222]

В разделе о поступлении указывают продукцию поступившую за месяц, при этом записи производятся по каждому каналу поступления.

В разделе о выбытии записывают расход готовой продукции по каналам использования. [7, с. 222]

После того как в приходной части отчета отражено все движение продукции, выводят остаток на конец месяца. [7, с. 222]

В сроки, установленные графиком документа оборота, отчет о движении продуктов и материалов сдаются вместе со всеми первичными документами в бухгалтерию организации, где проверяются правильность переноса остатка на начало месяца, обоснованность каждой записи и ее соответствие данным первичных документов. Затем производится таксировка и проверяется достоверность выведения остатков на конец месяца. [7, с. 222]

После проверки отчета данные из него переносят в регистры аналитического и синтетического учета. [7, с. 222]

 


5. Синтетический и аналитический учет продукции растениеводства

 

.1 Оценка сельскохозяйственной продукции


Большое значение в организации учета готовой продукции играет оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости материалов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и в конечном счете - на финансовом результате. [13, с. 275]

Готовую продукцию, поступившую в течении года от собственного производства, оценивают по плану себестоимости. В конце года, после составления отчетных калькуляций плановую себестоимость доводят до уровня фактической. Продукцию, по которой плановая себестоимость не исчисляется, оценивают по ценам возможной реализации. [13, с. 275]

Готовая продукция, производившаяся в прошлом году и перешедшая на следующий, учитывается по фактической себестоимости. [13, с. 275]

Все поступающие в организацию покупные материальные ресурсы должны учитываться по фактической себестоимости приобретения. Фактическая себестоимость приобретения (заготовления) продукции складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этой продукции в организацию. Состав расходов по заготовке и доставке готовой продукции в организацию определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Постановлением Минэкономики, Минфина, Минстатанализа и Минтруда Республики Беларусь от 30.01.1998 г. № 3. В стоимость материально-производственных запасов включаются также затраты организации на приобретение тары у поставщиков за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на нее установлены особо - сверх цены материально-производственных запасов.

Если стоимость тары, поступившей от поставщика вместе с материально-производственными запасами, включена в их цену, то из общей суммы затрат по их приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации.

В учетных регистрах организации способы оценки и отражения материальных ресурсов могут быть следующими:

•        по фактической себестоимости - когда все расходы по приобретению учитывают непосредственно на счетах по учету материалов;

•        по учетной цене - когда все расходы на заготовление и приобретение материалов учитывают на одном счете, а отклонения фактической себестоимости приобретения от учетной цены - на другом;

•        по покупным ценам - с оценкой прихода и остатка материалов по средневзвешенным ценам и отдельным учетом транспортно-заготовительных расходов. [7, с. 201]

При варианте учета материальных ресурсов по фактической себестоимости их расход и остаток исчисляются по средневзвешенным ценам, фактически сложившимся в соответствующем отчетном периоде в разрезе учетных групп материалов, включающим в себя стоимость приобретения и транспортно-заготовительные расходы. Это обусловлено тем, что транспортно-заготовительные расходы - величина непостоянная. Они могут меняться в зависимости от местонахождения поставщика, вида используемого транспорта, способа погрузки (разгрузки), торговых наценок и т.д. Отпускные цены на материальные ресурсы также постоянно меняются. Все это вызывает необходимость определения средневзвешенной цены.

Основанием для расчета средневзвешенной цены являются приходные документы. Цена может определяться как в конце месяца, так и после каждого поступления. [7, с. 202]

Второй вариант учета материальных ресурсов - по учетным ценам, которыми могут быть:

•        договорные цены с выделением отклонений от учетных цен;

•        прогнозно-расчетные цены, рассчитанные как средняя величина фактической себестоимости заготавливаемых материалов за определенный период либо как прогнозная заготовительная себестоимость, устанавливаемая на основе договорных цен с добавлением прогнозируемой величины транспортно-заготовительных расходов. [7, с. 202]

Отклонения фактической себестоимости от учетных цен в бухгалтерии предприятия учитывают на отдельном счете. По мере расходования материалов отклонение от учетных цен списывается пропорционально стоимости материалов (по учетным ценам), израсходованных на производство, реализацию, отпущенных на другие нужды, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода. [7, с. 202]

В п. 2.6.12 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отмечено, что включение в состав себестоимости материальных ресурсов может производиться по ценам последнего приобретения (ЛИФО). [7, с. 202]

Метод ЛИФО (оценка запасов по текущим ценам) заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по последней цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода возрастают. [7, с. 202]

В учетной практике используется также метод оценки запасов по ценам первого приобретения (ФИФО). [7, с. 202]

Метод ФИФО заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по первой цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода падают. [7, с. 202]

В странах с развитой рыночной экономикой наряду перечисленными выше методами используется еще метод НИФО, при котором себестоимость относится стоимость не последней покупки, а следующей за датой последнего приобретения, другими словами, рыночная стоимость продукции на дату отпуска ее в производство. [7, с. 203]

В связи с инфляцией сельскохозяйственные организации могут переоценивать материальные ресурсы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РБ. При этом увеличение их стоимости в результате переоценки зачисляют на пополнение источников собственных средств организации. Если переоценка (дооценка, уценка) проводится по инициативе самой организации, то ее результаты относятся на внереализационные доходы с соответствующим налогообложением. [7, с. 203]

 

.2 Синтетический и аналитический учет готовой продукции


Для учета наличия и движения готовой продукции в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен синтетический счет 43 «Готовая продукция». Это счет основной, инвентарный, активный. По дебету отражают наличие и поступление готовой продукции, по кредиту - расходование. [7, с. 224]

На счете 43 «Готовая продукция» учитывают все виды сельскохозяйственной продукции, включая принятую от населения для реализации и закупленную у граждан по договорам. [7, с. 233]

По дебету счета 43 отражается поступление продукции по каналам приобретения (из производства; излишки, выявленные при инвентаризации; безвозмездно полученная и т.д.). По кредиту счета 43 отражается стоимость списанной продукции по каналам выбытия (реализованная на сторону, отпущенная в переработку, на капитальный ремонт, выданная в счет натуральной оплаты труда работников и т.д.). [7, с. 233]

Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции организации) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». . [7, с. 233]

Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере реализации списываются с кредита счетов учета затрат на производство в дебет счета 90 «Реализация». . [7, с. 233]

Поступление готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она может не приходоваться на счет 43, а учитываться на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции (например, фуражное зерно, семена, посадочный материал, отдельные виды побочной продукции растениеводства и животноводства). . [7, с. 234]

К счету 43 «Готовая продукция» сельскохозяйственные и другие организации АПК могут открывать следующие субсчета:

-1 «Продукция растениеводства»;

-2 «Продукция животноводства»;

-3 «Продукция промышленных и подсобных производств»;

-4 «Продукция вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

-5 «Продукция, принятая у граждан для реализации». . [7, с. 234]

На субсчете 43-1 «Продукция растениеводства» сельскохозяйственные организации учитывают продукцию растениеводства (кроме семян и посадочного материала, кормов). Учет ведется по видам продукции, сортам, качеству и другим показателям. . [7, с. 234]

Полученную от урожая продукцию, не имеющую целевого назначения, предварительно принимают к учету по дебету субсчета 43-1 и кредиту счета 20 «Основное производство», субсчет 1 «Растениеводство» в первоначальной массе. В дальнейшем полученная продукция дорабатывается, т.е., подвергается очистке, сушке и сортировке. На основании актов на сортировку и сушку продукции растениеводства оприходуют семенное зерно: Д-т 10/7 К-т 43/1. Фуражное зерно оприходуется: Д-т 10/6 К-т 43/1. На разницу в стоимости полноценного зерна и зерноотходов производят бухгалтерскую запись методом красное сторно. Неиспользуемые отходы и усушка списываются по количеству и сумме сторнировачной записью. Затраты по доработке (очистка, сушка, сортировка) продукции растениеводства урожая прошлого года относятся непосредственно на увеличение ее стоимости. Стоимость неиспользуемых отходов (неиспользуемые отходы, усушка и т.д.) списывается с субсчета 43-1 в корреспонденции с кредитом счета 20 методом «красное сторно». При этом используемые отходы необходимо сначала старнировать, а затем оприходовать в новой наценке, исходя из процента содержания в них полноценного зерна. . [7, с. 234]

После определения и передачи готовой продукции (или ее части) по целевому назначению ее списывают в дебет субсчетов 10-6 «Корма», 10-7 «Семена и посадочный материал», 10-9 «Материалы, переданные в переработку на сторону» и 20-2 «Животноводство». . [7, с. 235]

На субсчете 43-2 «Продукция животноводства» сельскохозяйственные организации и подсобные сельские хозяйства учитывают произведенную продукцию животноводства (молоко, яйцо, шерсть, шкурки зверей, мед, воск и др.)- Учет ведется по видам и сортам продукции. По дебету этого субсчета отражают поступление продукции животноводства из производства в корреспонденции со счетом 20, по кредиту - использование продукции по различным каналам (реализация, использование на собственное производство и т.д.). . [7, с. 235]

На субсчете 43-3 «Продукция промышленных и подсобных производств» ведется учет готовой продукции, полученной в сельскохозяйственных организациях от промышленной переработки сырья. Учет ведется по видам продукции, сортам, кондициям и другим качественным показателям. Принятие к учету продукции отражается по дебету субсчета 43-3 и кредиту субсчетов 20-3 «Промышленное производство» и 20-4 «Прочие производства и виды деятельности».

На субсчете 43-4 «Продукция вспомогательных, обслуживающих и других производств» учет готовой продукции вспомогательных и обслуживающих производств ведется по видам продукции, сортам, кондициям и другим качественным показателям, по местам хранения - в сумме фактических затрат на ее производство. . [7, с. 236]

На субсчете 43-5 «Продукция, принятая у граждан для реализации» сельскохозяйственные и другие организации учитывают принятую от населения продукцию для реализации заготовительным организациям. Закупленную продукцию учитывают отдельно от продукции собственного производства. При принятии на учет такой продукции дебет субсчета 43-5 корреспондирует с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отпуск этой продукции в реализацию отражают по дебету счета 90 «Реализация». При реализации данной продукции выписываются отдельные товарно-транспортные накладные и приемные квитанции на закупку ее заготовительными организациями. В конце года плановая себестоимость готовой продукции доводится до уровня фактической способом красное сторно или дополнительной записи (допроводки). При отнесении калькуляционных разниц на остаток продукции на конец года производят записи: Д-т 43/1, 43/2, 43/4 и К-т 20/1, 20/2, 20/3, 23, 29. После этих записей готовая продукция будет учтена на счете 43 по фактической себестоимости. . [7, с. 236]

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции. [10, с. 311]

В бухгалтерии организации учет наличия и движения сельскохозяйственной продукции ведут в ведомости остатков семян, кормов и других продуктов и ведомости остатков сырья, материалов, топлива, запасных частей и прочих материальных ценностей. Учет производится по счетам бухгалтерского учета. В ведомостях отражаются остатки готовой продукции на первое число каждого месяца, что позволяет обеспечивать информацией учетно-экономическую и другие службы организации, а также осуществлять контроль за состоянием складского учета. [10, с. 311]

В бухгалтерии организации составляют также ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. № 46-АПК). Ее открывают на месяц в разрезе синтетических счетов. Записи производят, пользуясь отчетами о движении продуктов и материалов. [10, с. 311]

На основании ведомости ф. № 46-АПК производят списание израсходованной готовой продукции. Данная ведомость состоит из двух разделов. В разделе 1 отражают сводные данные по приходу готовой продукции в оценке по фактической себестоимости и планово-учетным ценам. Здесь же совершается расчет отклонений фактической себестоимости от стоимости по планово-учетным ценам. В разделе 2 отражается информация об остатках готовой продукции на начало месяца. В гр. Б записывают номер склада (материально ответственное лицо) или учетные группы готовой продукции. [10, с. 311]

В гр. 1 отражают остатки готовой продукции на начало месяца. В гр. 2-5 записывают данные по приходу готовой продукции по учетным ценам. Общий итог поступившей готовой продукции по учетным ценам отражают по стр. 18, а по стр. 20 - их фактическую себестоимость в разрезе корреспондирующих счетов. Эти данные должны соответствовать первому разделу ведомости. [10, с. 312]

В гр. 7 и 19 показывают внутрихозяйственное перемещение готовой продукции. По каждому синтетическому счету итоги этих граф должны быть равны между собой. [10, с. 312]

В гр. 9-17 из отчетов движения продуктов и материалов переносят данные о расходе готовой продукции. [10, с. 312]

В стр. 19 гр. 9-17 отражают суммы отклонений в стоимости готовой продукции. [10, с. 312]

Остатки сельскохозяйственной продукции, выведенные на конец месяца по данной ведомости, должны соответствовать ее остаткам, указанным в ведомости остатков семян, кормов и других продуктов и ведомости остатков сырья, материалов, топлива, запасных частей и прочих материальных ценностей. Синтетический учет готовой продукции ведется в журнале-ордере ф. № 10-АПК. Записи в нем производят на основании ведомости ф. № 46-АПК. [7, с. 239]

Выводы и предложения


Выпуск готовой продукции - это ключевой этап производственной деятельности предприятия, без которого невыполнима главная его цель - извлечение прибыли. Заметим, что грамотная постановка бухгалтерского учета готовой продукции имеет немаловажное значение для формирования финансовых результатов, а следовательно, размера прибыли, которая остается в распоряжении организации.

В данной работе было проведено изучение учёта готовой продукции растениеводства на примере одного хозяйства Столинского района - СПК «Струга» и сравнение данного учёта с установленными законодательно нормами ведения учёта.

В целом учёт ведётся на достаточно высоком уровне. Хорошо осуществляются все виды учёта, а именно: первичный, аналитический и синтетический. В СПК соблюдается организация аналитического учёта по видам готовой продукции. Осуществляется заполнение всех установленных форм первичной документации по учёту готовой продукции растениеводства.

В СПК «Струга» имеется ещё одно замечание: из большинства первичных документов, выделяются несколько единиц, на которых отсутствует тот или иной реквизит (или номер документа, дата, подпись). Но это обусловлено своими причинами, так как все остальные документы заполнены надлежащим образом.

Своевременное, полное контролирование учётных процессов и одновременно точное заполнение бухгалтерских документов, призвано способствовать организации бухгалтерского учёта на предприятии, а как следствие этого, осуществляется строгий контроль над деятельностью предприятия вообще.

Делая предложения по совершенствованию учётного процесса предприятия, в прочем, как и любого хозяйства, следует отметить, что сейчас, когда производится компьютеризация, автоматизации учёта, очень много приходится бухгалтерам заниматься самостоятельно. Поэтому необходимо иметь под рукой нужный справочный материал, литературу, что не всегда может позволить себе организация.

Необходимо провести правильную автоматизацию рабочих мест бухгалтерии организации с помощью современной сложно вычислительной техники. Современная вычислительная техника обеспечивает автоматизацию полного комплекса учётных задач. В этих условиях появляется возможность автоматизации процессов сбора, регистрации первичной информации и передаче ее по каналам связи (или другими способами) в ПК. Подлежат полной автоматизации такие операции, как вычислительная обработка, сортировка информации, печать регистров. Вычислительная техника позволяет не только выполнять работы, ранее производимые в ручную, но и сокращает (благодаря хранению нормативно-справочной информации в памяти ПК) трудоёмкость заполнения первичной документации и снижает затраты на подготовку бумажных носителей информации. После чего возникнет потребность в повышении квалификации бухгалтеров, обучении их на новейших компьютерных курсах. Необходимо отслеживать все вводимые нововведения в программу «1С: Предприятие» для своевременного их внедрения в работу бухгалтерии в СПК «Струга».

И, наверное, самый главный принцип в работе на любом предприятии заключается в том, что именно управленческий персонал отвечает за деятельность предприятия, именно от него зависит его благополучное процветание. Поэтому нужно стремиться сделать всё, чтобы предприятие занимало достойное место среди своих конкурентов.

Список используемой литературы


1.     О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь. - Минск: ООО «Информпресс», 2014г.

2.      Годовые отчеты хозяйства СПК «Струга» за 2009 -2010 гг.

.        Валкевич В.Е., Сушкевич А.Н. Корреспонденция счетов БУ. Систематизированные бухгалтерские записи - Минск редакция журнала «Промышленно-торговое право», 2005 г. - 236 ст.

.        Ильющенко Е.Н. Бухгалтерский учет 100 вопросов и ответов. - Минск: ООО «Современная школа», 2010 г. - 310 ст.

.        Ладутько Н.И., Барисевский П.Е., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей. - Минск: Книжный дом, 2005 г. -576 ст.

.        Левкович О.А., Бурцева И.Н. Бухгалтерский учет - Минск: Амофея, 2006 г. - 800 ст.

.        Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - Минск: БГЭУ, 2004 г. - 687 ст.

.        План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях. - Минск: Информ - пресс, 2004 г. - 244 ст.

.        Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «О бухгалтерской отчетности организаций» от 17.02.2004 г. № 16// Главный бухгалтер. 2004г. №15. ст. 42 - 75.

.        Стешиц Л.И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2012 г. - 542 ст.

.        Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет Новая редакция. Минск: Современная школа, 2008 г. - 672 ст.

.        Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2011 г. - 464 ст.

Похожие работы на - Учет готовой продукции растениеводства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!