Проведение аудита материалов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    447,09 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проведение аудита материалов

ВВЕДЕНИЕ

В рамках текущего развития общества широкое распространение получили крупные производственные предприятия, занимающиеся не только специализированным, узким, производством определенной номенклатуры товаров, но и предприятия, имеющие довольно широкий спектр охвата потребностей рынка. Но каких бы размеров не имело предприятие, как бы не была построена структура, тем не менее, бывают сбои в работе организации в целом, и в учете в частности.[4 с.43]

Данная работа, по теме «Аудит поступления материалов и расчётов с поставщиками» создается с целью изучения поставленного вопроса с использованием данных существующего, действующего предприятия на рынке Республики Беларусь в сфере промышленности, чтобы по результатам проведенной аудиторской проверки сделать выводы, которые окажут благоприятный эффект как для дальнейшего развития изучаемого предприятия, так и покажут слабые места в данной сфере для других организаций, что позволит избежать подобных проблем на собственном предприятии для других участников рынка.

Аудиторская проверка проводится на промышленном Закрытом акционерном обществе «БЕЛРОБОТ». Предприятие является импортозамещающем. Находится по адресу Минский район, д. Цнянка в/г 137 «А». Было основано в 1993 году. Производство комплектующих изделий для автобусных производств - наиболее динамично развивающееся направление деятельности. Сегодня ЗАО «БЕЛРОБОТ» поставляет продукцию для многих заводов России, Беларуси и Украины.

Цель данной курсовой работы - проанализировать проведение аудита материалов.

В работе имеются следующие задачи:

· Систематизировать основные понятия аудита и описать его сущность

· Описать цели и задачи аудита

· Обобщить и описать источники информации для аудита материалов

· Проанализировать методику проверки работ по учету материалов

· Установить особенности расчета аудиторского риска и существенности

· Дать рекомендации ЗАО «БЕЛРОБОТ».

Объектом исследования является аудит учета материалов.

Предмет исследования - система бухгалтерского учета материально-производственных запасов на предприятии.

Методы - это инструмент в добывание фактических материалов. В работе использовались такие методы как сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, методы сравнительного экономического анализа, финансового анализа (балансовый, горизонтальный, вертикальный).

Методологической основой написания данной работы послужили Законы Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, законодательные акты, инструктивные и методологические материалы, статистические данные Национального статистического комитета Республики Беларусь, общеэкономическая и специальная литература, международные стандарты по учету и анализу.

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ КОНТРОЛЯ (АУДИТА) ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

Аудит - это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, которая поддается количественной оценке и касается специфической хозяйственной системы, с тем чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным стандартам.[1 ]

Цель аудита - это выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Данное определение приведено и в Законе об аудиторской деятельности, и в ФПСАД, оно является полным и исчерпывающим. Исходя из этого, целями аудита не являются:

•поиск ошибок и злоупотреблений;

•проверка правильности налоговых расчетов или налоговые консультации;

•разоблачение мошеннических действий.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.[5 c. 115]

Основными задачами учета материалов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам; контроль за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Аудиторская проверка учета материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению производственных запасов, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.[6 c. 76]

Цель аудита материалов - составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации о материалах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

Здесь необходимо проверить, как ведется учет на синтетическом счете 10 "Материалы". Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке).

К счету 10 "Материалы" могут быть открыты субсчета: 10-1 "Сырье и материалы"; 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"; 10-3 "Топливо";10-4 "Тара и тарные материалы"; 10-5 "Запасные части"; 10-6 "Прочие материалы"; 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону";10-8 "Строительные материалы"; 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности";

Материалы учитываются на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам.[8 c. 45]

Основными источниками информации являются первичные документы по учету материалов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные учетные документы, к числу которых относятся следующие формы:

доверенность- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

приходный ордер- используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;

акт о приемке материалов- для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

лимитно-заборная карта- применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

требование-накладная - используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами;

накладная на отпуск материалов на сторону - применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

карточка учета материалов- предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодным для использования при производстве работ.[4]

Аудиторская проверка начинается прежде всего с планирования. Одно из значений слова «Планировать», в соответствии с викисловарем (Источник 3), составлять план, продумывать последовательность будущих действий. Значит аудитор в первую очередь составляет план своих действий на период проверки, в соответствии с которым он будет действовать, а руководители предприятия смогут контролировать его действия.

После планирования проверяющий приступает к подготовке к проверке. Подготовка заключается в определении перечня вопросов, подлежащих проверке и , если это необходимо по ситуации, разрабатывается программа проверки, которая утверждается лицом, инициатором проверки.

Следующий этап - проведении проверки субъекта хозяйствования и систематизация полученных сведений.

Одним из документов, регламентирующих проведение проверок является Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2010 года № 510 с внесенными в него изменениями.

Основные требования к выбору и применению методов и способов осуществления проверок определены в Инструкции о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденной приказом № 1.

РАЗДЕЛ 2. особенности проведения инвентаризации материальных ценностей

Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия материалов. В ходе проверки аудиторы могут сами осуществлять инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.[9 c.254]

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия инвентаризации, являются Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 26 декабря 2007 г.; далее - Закон о  бухгалтерском учете и отчетности) и Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007  г. №  180 (далее - Инструкция по инвентаризации).

Проведение инвентаризации обязательно:

·              при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного унитарного предприятия;

·              перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

·              при смене материально ответственных лиц;

·              при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

·              в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·              при реорганизации или ликвидации организации;

·              в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Проведение инвентаризации ТМЦ обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризации подлежат также производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки на давальческих условиях, имущество, не учтенное по каким-либо причинам.[10 c.76]

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи (акты) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). Инвентаризация ТМЦ должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЦ путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.[7 c. 200]

В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к ее порче, например при сезонном хранении плодоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях, перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Описи (акты) составляются отдельно на ТМЦ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий (учреждений). В описях на ТМЦ, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.[5 c.34 ]

В описях на ТМЦ, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование ТМЦ, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Для наглядности приведем пример заполнения описи [ см. Приложение А]:

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Если обнаружены отклонения фактического наличия от учетных данных, то составляются сличительные ведомости. Сличительные ведомости, как и описи, по мнению автора, составляются в двух экземплярах, один из которых остается у материально ответственного лица.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Рассмотрим на примере порядок заполнения сличительной ведомости. [ см. Приложение Б]:

Излишки материалов учитываются следующим образом:

Д10 К90

Недостача материалов учитывается следующим образом:

Д94 К 10

Списание суммы недостач можно увидеть в таблице 2.1


Назание операции

Д

К


1

2

3

1

Списываются суммы недостач в пределах норм естественной убыли (величин, предусмотренных в договоре) (к материальным затратам в соответствии сподп.2.10 <#"865621.files/image001.gif">

Рисунок 5.1 - Равномерность поступления сырья и материалов

РАЗДЕЛ 6. МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ

Целью оперативного учёта и контроля закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Исполнение договоров поставки товаров контролируется по общему объёму:Развёрнутому ассортименту;Срокам поставки;Количеству и комплектности поставляемых товаров;Соблюдение транспортных условий;Соблюдение расчётной дисциплины.

Отслеживаются также вопросы организации оборота тары и средств пакетирования, выполнения условий отгрузки и порядок согласования цены. Контролируют наличие и правильное оформление сопроводительных документов.

Большое значение имеют документы, содержащие сведения о количестве и качестве товаров, их ассортименте и стоимости, об основных отличительных признаках товаров (например: размеры, роста, сорта и т.д.). Одним из основных документов этой группы является счёт-фактура, который выписывается оптовым продавцом на имя покупателя при отгрузке товаров.[5 c.65]

Другим важным документом является спецификация, прилагаемая к договору поставки и являющаяся его неотъемлемой частью. В спецификации к договору поставки указывается: Ассортимент товаров в развёрнутом виде; Количество товаров подлежащих поставке; Цена каждого товара; Сумма; Сроки поставки. В соответствии со спецификацией должна осуществляться отгрузка товаров.

Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны, заключая договор, должны определить вид документа, которым будет удостоверяться качество товара (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, ветеринарное свидетельство и т.д.). при поставке товаров, подлежащих обязательной сертификации, должны обязательно быть в наличии сертификаты соответствия. Они являются определённой гарантией доброкачественности товаров, их безопасности для потребителей.

Учёт выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров.[9 c. 240]

Таблица 6.1 - проверка документального подтверждения прав собственности на материалы.


Наименование материала

Номенкла-турный номер

Кол-во

Сумма

Наименование документа

Номер и дата

Кол-во

Сумма

Приме-чание


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Материал 1

117

750

25000

Договор поставки №37

17.05.08г.

770

26500

-

2

Материал 2

210

1100

38000

Накладная №14

25.05.08г.

210

38000

-

Источник - [Собственная разработка]

При проведенном анализе выявлено расхождение в договоре поставке. Дрожжи сухие с номенклатурным номером 117 оприходованы на 20 кг. Меньше, чем по договору поставки №37, в учете отражены на 1500 руб. меньше, чем необходимо. Необходимо внести изменения в первичные документы, проверить данные инвентаризации подтверждающие фактическое наличие данного вида материала. Внести изменения в бухгалтерский баланс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания курсовой работы были изучены основные вопросы по теме «Контроль(аудит) поступления материалов и расчетов с поставщиками». Изучен порядок документального оформления расчетных операций; изучена методика и методы проведения аудита; произведена проверка операций предприятия по расчетам с поставщиками и подрядчиками на примере ЗАО «БЕЛРОБОТ».

При написании работы были рассмотрены различные литературные источники и нормативные акты, регламентирующие порядок учета расчетных операций. Необходимо отметить, что законодательство по данному вопросу претерпело изменения сравнительно недавно.

В рассматриваемом предприятии бухгалтерский учет ведется в соответствии с принятыми нормативными актами и законами, с применением установленных счетов и регистров учета в автоматизированной форме.

Я считаю что на предприятии необходимо увеличить ответственность работников в вопросах заполнения документации. Увеличить степень автоматизации большинства процессов, поскольку на данном этапе многие вопросы, связанные с учетом материалов, проходят на бумажных носителях, хотя в конечном итоге все это компьютеризируется и вся информация вносится в пакет программ «1С-предприятие». Если произвести обучение персонала и внедрить программный продукт на начальных стадиях учет будет производится более точно и шанс возникновения ошибки уменьшится.

Учет взаимоотношений с предприятием МАЗ необходимо разделить, на покупку материалов у МАЗ и покупку материалов у ЗАО «БЕЛРОБОТ», чтобы учет был более прозрачным и ясным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете отчетности" от 25.06.2001г. № 42-3. - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014. №63. С.28-36.

.        Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организаций промышленности. Утверждена постановлением Минфина, Минэкономики РБ от 31.12.2013 г. №191/263.

.        Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной «СМК». Утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.07.2014г. №23.

4.      www.busel.org <#"865621.files/image002.jpg">

Приложение Г


 

Похожие работы на - Проведение аудита материалов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!