Планирование и распределение прибыли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    658,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование и распределение прибыли












КУРСОВАЯ РАБОТА

Планирование и распределение прибыли

Введение

Актуальность темы курсовой работы - «Планирование и распределение прибыли» - обусловлена тем, что затрагивает ключевую экономическую категорию - прибыль предприятия. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какой доход оно сможет получить в результате своей деятельности.

Чтобы получить прибыль, политика предприятия должна включать в себя такие аспекты, как маркетинговые исследования, производственное планирование, планирование себестоимости, планирование прибыли и т.д. Необходимость планирования прибыли в современных условиях обусловлена несколькими причинами. Ориентируясь на размер прибыли, собственники предприятия принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. С планированием прибыли на предприятии возникает возможность эффективного направления средств на обновление производственных фондов и выпускаемой продукции предприятия. Кроме того, планирование прибыли на предприятии всегда сопряжено с выявлением внутрихозяйственных резервов производства, более рациональным использованием производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Не менее важен процесс распределения прибыли, остающейся на предприятии после выполнения текущих финансовых обязательств. Эффективная система распределения прибыли должна обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, повышать эффективность производства, максимально способствовать его производственному и социальному развитию.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственного бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.

Целью данной работы является: изучению сущности прибыли, ее планирования, формирования и распределения на предприятии.

Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

 рассмотреть сущность прибыли, ее виды, функции;

определить роль прибыли в современной рыночной экономике;

ƒ рассмотреть причины необходимости планирования прибыли;

ознакомиться с основными методами планирования прибыли на предприятии;

выявить основные направления распределения и использования прибыли;

представить факторы и источники, влияющие на формирование и распределение прибыли, а также показатели рентабельности;

рассмотреть пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования является деятельность предприятий по формированию, планированию и распределению прибыли.

Предмет исследования - прибыль как финансовый результата деятельности предприятия.

В курсовой работе рассмотрена: экономическая сущность прибыли, ее роль в экономике, факторы, влияющие на её величину, а так же методы планирования прибыли и процесс её распределения и использования на предприятии.

Теоретической и методической основой для выполнения курсовой работы послужили: постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам формирования и использования прибыли, различные информационные издания.

1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике

.1 Прибыль, ее виды и функции

Получение прибыли является обязательным условием и целью всей предпринимательской деятельности каждой хозяйственной структуры. При помощи прибыли (рентабельности) оценивается вся эффективность хозяйствования. Она является основным источником финансирования социального и экономического развития.

В настоящее время прибыль приобрела важную, ведущую роль в новом финансовом и хозяйственном механизме управления экономическим и социальным развитием. Она не что иное, как основа финансовой устойчивости, а также полного обеспечения доходов государства, населения и предприятия. Существуют различные виды прибыли, она выполняет свои функции и играет особую роль в деятельности любого предприятия, кроме того, необходимо уяснить, что прибыль обладает важным свойством - отражать конечный результат экстенсивного и интенсивного развития.

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. [4, с. 10]

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. [4, с. 14]

Категория прибыли содержит в себе множество парадоксов. Большинство из этих парадоксов порождено методологией бухгалтерского учета, а потому разрешается в разных странах по-разному. Изучение всех аспектов, связанных с прибылью привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, привело к четкому разграничению понятий - бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат «работы» капитала.

Неопределенность в отношении прибыли приводит к искажению этого понятия, следствием чего становятся ошибки в распределении прибыли. Известно, что распределить и использовать можно нечто конкретное, реально существующее. Но зачастую то, что люди называют прибылью, таковой в реальности не является. За прибыль часто принимают безусловную заработную плату, ренту, процент, валовой доход и многое другое. Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль - это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Но если вникнуть в суть прибыли, как источника прироста капитала, то такая прибыль должна реально принести увеличение богатства. То есть, эквивалентом прибыли у тех, кто ее получает, должен быть прирост товаров, имущества, услуг у тех, кто их покупает и оплачивает. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие создает добавленную стоимость, включающую в себя затраты живого труда и накопления. Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. [5, с. 55]

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

·        Прибыль - критерий и показатель эффективности деятельности предприятия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые ресурсы деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

·        Стимулирующая функция. Прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

·      Прибыль - источник формирования доходов бюджетов различных уровней. Прибыль в бюджеты поступает в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке. [16, с. 54]

·      В российской практике выделяют несколько видов прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам:

·        по характеру деятельности предприятия выделяют:

·        прибыль от обычной деятельности (характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе);

·        прибыль от чрезвычайных событий (характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования).

·        по основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют:

·        прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия (прибыль от продаж) (Формула 1):

где Ппр - прибыль от продаж;

В-выручка от реализации продукции;

С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.

§      прибыль от внереализационных операций (сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям). [4, с. 42]

К внереализационным доходам относятся:

Q  доходы от долевого участия в других организациях;

Q  доходы в виде положительной курсовой разницы;

Q  доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

Q  доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются как доходы от основной деятельности;

Q  доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства;

Q  доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

Q  доходы в виде дохода прошлых лет, выявленного в текущем отчетном периоде;

Q  доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

Q  доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям и др. [2]

К внереализационным расходам относятся:

P расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу);

P расходы в виде процентов по долговым обязательствам;

P расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг;

P расходы в виде отрицательной курсовой разницы;

P расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен, охрану недр и другие аналогичные работы;

P расходы судебные и арбитражные сборы;

P расходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

P расходы в виде налогов, относимых на финансовый результат;

P расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами;

P расходы в виде недостачи материальных ценностей, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены;

P невозмещаемые потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций и др. [2]

Ì  по основным видам деятельности предприятия выделяют:

§      прибыль от операционной деятельности (представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности);

§      прибыль от инвестиционной деятельности (характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества - основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств);

§      прибыль от финансовой деятельности (характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, погашение обязательств по основному долгу и т.п.)). [4, с. 45]

Ì по составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, балансовую (валовую, общую) и чистую прибыль предприятия (они различаются степенью «очистки» полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат):

§   маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат (Формула 2):

где Пм - маржинальная прибыль;

В-валовой доход предприятия от операционной деятельности, уменьшенный на сумму налоговых платежей;

Зперем - условно-переменные затраты.

§         балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Другими словами, в составе балансовой прибыли (Пб) участвует прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия (Формула 3) [19]:

где Пб - балансовая прибыль;

Ппр - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

Пр(акт) - прибыль от реализации прочих активов;

Двнр и Рвнр - внереализационные доходы и расходы соответственно.

Балансовую прибыль также называют прибылью до налогообложения.

§      чистая прибыль - это часть балансовой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль является единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для их распределения между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале. После уплаты налогов и выплаты дивидендов прибыль подлежит распределению на предприятии. Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль называется нераспределенной прибылью. [4, с. 46; 5, с. 95]

Получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие предпринимательская прибыль, которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк. Ее величина определяется с учетом стратегии развития предприятия, которую принимает его руководство и собрание акционеров. При расчете предпринимательской прибыли учитываются НДС, таможенные пошлины, тарифы, неявные издержки (упущенная выгода). [19, с. 347]

Как уже упоминалось, принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на величину принимаемой оценки активов.

§      бухгалтерская прибыль - это результат реализации товаров и услуг (Формула 4):

где БП - бухгалтерская прибыль;

Д - доходы;

Р - расходы.

ü  экономическая прибыль - это результат работы капитала; или часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, товаров, работ, услуг.

В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на величину вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль. [16, с. 49]

В целях ознакомления представлен график сальдированного финансового результата организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации поквартально за 2004-2012 года.

.2 Роль прибыли в рыночной экономике

Раскрытие сущности прибыли показывает ее особое место среди существующих в рыночной экономике различных форм вознаграждения и особую роль в экономике. Если значение заработной платы, процента и ренты ограничено сферой применения соответствующих факторов производства, то роль прибыли носит всеобъемлющий характер, распространяя свое влияние на всю экономику, определяя состояние всех ее сфер.

Отметим наиболее важные пункты той роли, которую играет прибыль в рыночной экономике:

ª       Прибыль играет распределительную и регулирующую роль. Распределительная роль обусловлена тем, что именно из-за различий в прибыли происходит межотраслевое и территориальное движение ресурсов. Они направляются туда, где более всего нужны, так как высокая прибыль в отрасли оказывается обусловленной недостаточным производством товаров и вследствие превышения спроса над предложением высокими ценами.

Регулирующая роль прибыли заложена в механизм мотивации поведения предпринимателей. Каждый из них стремится найти наиболее выгодную сферу приложения своих сил и капитала. Прибыль выступает как цель и движущий мотив коммерческого расчета, закладываемого в основу такого поиска. Но для общества подобное расчетливое поведение предпринимателей означает направление ресурсов в производство нужных товаров, на которые возник повышенный спрос. [5, c. 98]

Получение предприятием нормальной (средней) прибыли означает, что его средства вложены туда, где они нужны. Более высокая прибыль свидетельствует о большей необходимости ресурсов в данной отрасли. И наоборот, низкая прибыль или ее отсутствие служит сигналом о допущенной ошибке в выборе сферы предпринимательской деятельности и необходимости переброски ресурсов в другие сферы.

ª       Прибыль играет стимулирующую роль. Она побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки (что означает экономию ресурсов для общества), повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно-технического прогресса. [5, c. 100]

ª       Прибыль играет учетную роль. Она выступает в качестве показателя состояния производства на предприятии, прежде всего показателя его эффективности. [5, c. 102]

Сравнивая нормы рентабельности производства различных товаров, предприниматели определяют степень их выгодности и перераспределяют ресурсы в пользу выгодной продукции. Общая рентабельность производства на предприятии позволяет сравнивать свою работу с работой других предприятий и принимать необходимые меры по совершенствованию производства.

ª       Прибыль играет воспроизводственную роль. Остающаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль обычно делится на две части: распределяемую и нераспределяемую. Первая часть идет на формирование доходов, в том числе премиальные надбавки к заработной плате, выплату дивидендов, формирование личного предпринимательского дохода. Вторая часть прибыли идет на формирование фондов производственного назначения, в том числе на фонд накопления, за счет которого приобретаются дополнительные факторы производства и тем самым обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия. [5, c. 104]

ª       Прибыль играет социальную роль. Так, участие рабочих в распределении прибыли имеет не только экономическое, но и социальное значение. На социальные нужды работников предприятия может направляться часть нераспределяемой прибыли, скажем, на строительство столовой или спортивного зала. В масштабе общества многие социальные службы содержатся за счет государственного бюджета, в формировании которого принимает участие и прибыль предприятий.

В заключение можно сказать, что значение прибыли выходит за рамки не только отдельных предприятий, но и экономики в целом. Она распространяет свое влияние и на социальную сферу. [5, c. 106]

Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

У прибыли есть важные функции: оценочная, стимулирующая, пополнение бюджета государства.

В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к ее получению ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. В условиях рынка прибыль является показателем степени деловой активности и финансового благополучия предприятия.

2. Методы планирования прибыли

.1 Сущность планирования прибыли

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.

Планирование прибыли - процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов: анализа прибыли за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера.

Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильной экономики планирование осуществляется на 3 - 5 лет, распространено также текущее планирование (в рамках одного года) и кратковременное (на квартал, полугодие).

Планирование прибыли проводится по всем видам деятельности предприятия раздельно. Это обусловлено различиями в методах исчисления и налогообложения прибыли, получаемой от различных видов деятельности предприятия. Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных доходов и расходов. [5, c. 155]

.2 Основные методы планирования прибыли

Планирование прибыли на предприятии осуществляется ежегодно при составлении годового финансового плана.

Планирование прибыли может осуществляться следующими методами:

 метод прямого счета;

аналитический метод;

ƒ совмещенный (комплексный) метод;

метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага;

метод на основе бюджетирования.

Метод прямого счета применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции.

Плановая прибыль () определяется по каждому виду продукции как разность между плановой выручкой от реализации () и плановыми затратами на производство и реализацию этой продукции () (Формула 5):


Выручка от реализации i-го вида продукции () равна произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать () на прогнозируемую цену единицы продукции () (Формула 6):


Затраты на производство и реализацию i-го вида продукции () равны произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать (), на плановые затраты на единицу продукции () (Формула 7):


Плановые затраты на единицу продукции определяются методом прямого счета. Затем определяется плановая прибыль от реализации продукции предприятия как сумма плановой прибыли (Ппл) по каждому виду продукции (Формула 8):


Точность определения плановой прибыли методом прямого счета зависит от обоснования количества продукции, которую намечено произвести и реализовать, точности прогноза цен реализации, обоснованности плановых затрат на единицу продукции.

Достоинства метода прямого счета:

¨       все расчеты прибыли построены на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реализации по всему ассортименту выпускаемой продукции;

¨       метод нетрудоемкий и используется при составлении перспективных планов развития предприятий, поскольку исходной базой является весь объем товарной продукции (сравнимой и несравнимой).

Недостатки метода прямого счета:

¨       на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости составляются лишь по важнейшим изделиям или представителям групп изделий, по остальной продукции применяются расчетные показатели, что снижает точность подсчета размера плановой прибыли;

¨       метод не вскрывает факторов роста прибыли в планируемом периоде; при большой номенклатуре выпускаемой продукции проверка правильности расчета прибыли от ее реализации очень трудоемка [17, c. 134]

Аналитический метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Данный метод используется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

Основной принцип, применяемый при расчете прибыли данным методом, - это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности предприятия за предшествующие периоды.

Расчет аналитическим методом ведется раздельно по сравнимой
и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому
известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По
этим данным можно определить базовую рентабельность (Ро) (Формула 9):

где По-ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года,

когда точный размер прибыли еще не известен);

Сп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности:

1-й шаг: с помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2-й шаг: рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3-й шаг: определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4-й шаг: после обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5-й шаг: влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих шагах.

6-й шаг: учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. [16, с. 53-54]

Точность определения плановой прибыли аналитическим методом зависит от обоснованности планового объема сравнимой и не сравнимой товарной продукции, точности прогноза цен реализации, обоснованности инновационных проектов и эффективности инноваций.

Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Достоинства:

¨       не имеет ограничений (неограниченная сфера применения);

¨       дает представление о факторах изменения прибыли.

Недостатки: менее точный, чем метод прямого счета. [17, c. 155]

Совмещенный (комплексный) метод. Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода. [17, c. 159]

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные (амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала, административные и другие расходы, т.е. не изменяющиеся при изменении объема производства) и условно-переменные затраты (расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и другие материалы, т.е. связанные с изменением объема производства). С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль определяется путем вычитания из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) условно-переменных затрат (см. Формулу 2). Вычитание из маржинальной прибыли условно-постоянных затрат дает в итоге финансовый результат (прибыль или убыток). [15, с. 168]

Для коммерческих предприятий особенно важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Здесь нужно использовать метод операционного (производственного) рычага, а затем можно установить точку безубыточности.

Планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффектом операционного рычага называют такое явление, когда с изменением объема продаж (выручки от реализации продукции) происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону. [15, с. 169] Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости. Положительный финансовый результат будет получен предприятием только при выпуске продукции в объеме большем порога рентабельности (критического объема производства).

Количественное воздействие операционного рычага на прибыль рассчитывается как разница между объемом продаж и переменными затратами (данная разница носит название «вклада на покрытие» или маржинальная прибыль), а результат разделить на сумму прибыли (Формула 10):

где О - операционный рычаг;

В-вклад на покрытие (маржинальная прибыль);

П - прибыль.

Показатель операционного рычага имеет важное практическое значение. Если объем продаж возрастает, то пользуясь показателем операционного рычага, можно заранее определить, насколько увеличится прибыль. Определив влияние структуры затрат на прибыль с помощью воздействия операционного рычага, можно сделать вывод о том, что чем выше удельный вес постоянных затрат и, соответственно, ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. Но бесконтрольное увеличение постоянных расходов увеличивает предпринимательский риск. [15, с. 179]

Для определения взаимосвязи между постоянными и переменными затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства, для чего определяют точку безубыточности - это такой объем продаж, при котором фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объём продаж обеспечивает рентабельность продукции. Объём продаж, соответствующий точке безубыточности, определяется как отношение постоянных затрат к разности между единицей и частным от деления переменных затрат на объём продаж в стоимостном выражении (Формула 11):


где Б - объем продаж, соответствующий точке безубыточности;

Пз - постоянные затраты;

Зп - переменные затраты;

Р - объем продаж в стоимостном выражении.

С помощью этих расчетов предприятие может прогнозировать безубыточную деятельность. Теория точки безубыточности используется также при принятии решений об инвестициях в обновление производственной программы. [15, с. 182]

»  Метод на основе бюджетирования. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Здесь осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования. [16, с. 58]

Этапы подготовки данных для планирования:

·  Первый этап - организационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Определяющим фактором является наименьшая величина из двух возможных: объем сбыта продукции и производственная мощность. На основе принятого решения о планируемом объеме продаж заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

¸  Второй этап - производственное планирование. Цель этого этапа - разработка производственной программы. Здесь определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. Разработка производственной программы осуществляется с учетом уже имеющихся запасов готовой продукции на складе, на ответственном хранении и в товарах отгруженных. Одновременно рассчитываются размеры страховых запасов готовой продукции на конец года в целях обеспечения непрерывности отгрузки продукции.

º  Третий этап связан со вторым и включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов. Эти расходы рассчитываются в форме бюджетов. На величину производственной себестоимости влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

º  Четвертый этап - планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из величины производственной себестоимости, административных расходов и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

»  Пятый этап - проектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность предприятия обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. Кроме того, средства могут инвестироваться в другие предприятия, на проведение НИОКР. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. Финансовая деятельность приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов. Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли. Планирование доходов и расходов по финансовой деятельности наиболее субъективная часть финансового планирования. Основой для прогнозов служит изучение фондового рынка, динамики процентов по кредитам, анализ предыдущих периодов и экстраполяция результатов на планируемый период. [16, с. 58-61]

В рыночной экономике, для которой характерны частые смены ситуаций, важное значение имеет не только планирование прибыли, но и ее текущее регулирование.

Ú  Расчет прибыли от реализации имущества и других имущественных прав осуществляется следующим образом (Формула 12):


где Пр.им - прибыль от реализации имущества;

Цр - цена реализации;

Сб - балансовая стоимость имущества.

Ú  Расчет прибыли от внереализационных операций (Пв.о) рассчитывается как разность между внереализационными доходами (ВД) и внереализационными расходами (ВР) по тем элементам, которые поддаются планированию (например, курсовые разницы нельзя заранее запланировать) (Формула 13) [15, с. 186]:

Планирование прибыли - важнейшая задача предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Используются следующие методы планирования прибыли:

метод прямого счёта - используется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции;

аналитический метод - при расчёте прибыль увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента;

совмещённый (комплексный) метод - используется при сравнимой продукции. В данном методе совмещают метод прямого счета и аналитический;

метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага - базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, рассчитывается маржинальная прибыль;

метод на основе бюджетирования - разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли.

3. Распределение и использование прибыли на предприятии

3.1 Направления распределения и использования прибыли на предприятии

Получая прибыль, предприятие решает задачи ее распределения. Характер направлений распределения и использования прибыли отражает стратегические задачи предприятия. Выплачивая дивиденды, предприятие стимулирует рост стоимости своих акций, оставляя прибыль на предприятии, акционеры инвестируют развитие производства.

Механизм воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Распределение прибыли является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц, самой главной.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно. [5, с. 67]

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.

Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Различия в величине налогооблагаемой прибыли и прибыли, отраженной в отчете о прибылях и убытках возникают в результате различиями в методологии исчисления финансового результата в нормативных документах по бухгалтерскому и налоговому учету. Так, часть расходов, вычитаемых из доходов и формируемых балансовую прибыль в бухгалтерском учете, не считаются расходами, уменьшающими доходы для целей налогообложения. [16, с. 67]

Налоги оказывают значительное влияние на формирование финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размер чистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления и потребления. В состав налогов, уплачиваемых предприятиями, входят федеральные налоги, налоги субъектов РФ и местные налоги. Начисление налогов производится с отнесением их на различные источники.

Часть налогов таких, как налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные таможенные пошлины, включается в цену продукции. Другая часть налогов (транспортный налог, импортные таможенные пошлины, государственные пошлины, земельный и другие ресурсные налоги) включается в состав расходов по производству продукции, то есть относятся на ее себестоимость или же на их сумму увеличивается стоимость амортизируемого имущества.

И, наконец, существуют налоги, которые относятся на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, то есть уменьшают балансовую прибыль предприятия: налог на прибыль, налог на имущество, налог на рекламу.

В России налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1 января 1992 г. Налоговая ставка по налогу на прибыль с 1 января 2009 г. установлена в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль. При этом одна часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а другая часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. [1, 2]

Непосредственно из прибыли, полученной в результате финансово-хозяйственной деятельности и остающейся у предприятия после уплаты налога на прибыль, предприятия уплачивают некоторые местные налоги.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, принято называть «чистой прибылью». Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой, формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия.

Распределение прибыли, остающейся после уплаты налогов, непосредственно реализует главную цель управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия (выплата дивидендов).

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Тем не менее, посредством предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного назначения и строительство жилья, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен минимальный размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятии создаются фонды:

%  фонд накопления;

%  фонд потребления;

%  резервный фонд (формируется в соответствии с социальной политикой организации).

Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие предприятия. За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие.

Под фондами потребления понимаются средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению работников. Из фонда потребления также выделяются средства на мероприятия, направленные на охрану здоровья, организацию отдыха и культурно - массовых мероприятий.

Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели. [16, с. 67]

К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся:

·        расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы;

·        финансирование разработки и освоения новой продукции и технологических процессов;

·        затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования;

·        затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятия и новым строительством объектов;

·        расходы на проведение природоохранных мероприятий. В эту же группу расходов относят расходы по погашению долгосрочных кредитов банков и процентов по ним.

Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, перечисляться вышестоящим организациям, союзам, концернам, ассоциациям, в состав которых входит предприятие. Эти направления также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного значения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся: выплата премий за достижения в труде, расходы на оказание материальной помощи, единовременные пособия ветеранам, пенсионерам, компенсация удорожания стоимости питания в столовых и другие. Выделяемые на эти цели средства формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая - характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом необязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Совершенствование финансово-экономической работы на предприятии предполагает управление формированием, распределением и использованием прибыли как единым процессом.

3.3 Источники формирования прибыли и факторы, влияющие на распределение прибыли. Показатели рентабельности

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

]  Первый и главный источник связан с основной производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Величина прибыли в данном случае зависит от:

·        специфики и особенностей выпускаемых продуктов и услуг, их жизненного цикла;

·        объемов продаж;

·        конъюнктуры рынка, конкурентных условий продажи своих товаров и услуг;

·        структуры снижения издержек производства.

]  Второй источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта.

]  Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли. Роль данного источника в последнее время резко возрастает благодаря компьютерным информационным технологиям, созданию глобальной информационной сети Интернет.

По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли можно разделить на две основные группы. Так выделяют внутренние и внешние факторы: [4, с. 640]

Внутренние факторы - это факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия.

К числу важнейших из этих факторов относятся:

Ò Менталитет собственников предприятия. Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой).

Ò Уровень рентабельности деятельности. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена.

Ò Стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат собственникам. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а следовательно, могут обеспечить более высокие размеры выплат.

Ò Уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться.

Ò Уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого уровня текущей платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление.

Ò Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, тем больше объем контрактных обязательств предприятия по участию персонала в прибыли, тем соответственно выше должна быть доля потребляемой части прибыли.

Ò Уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности. Если предприятие осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов.

Внешние факторы - это факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства. Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли.

К внешним факторам относятся:

² Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).

² Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала.

² Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих выплат.

² «Прозрачность» фондового рынка. В условиях высокой «прозрачности» фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций.

² Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов. Если предприятие имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли, в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде. Более наглядно рассмотреть факторы, влияющие на распределение прибыль можно на схеме.

Для определения эффективности принимаемых решений используют показатели рентабельности - относительные величины, производные от прибыли.

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и т.д. (Таблица 1):

Таблица 1

Показатель рентабельности

Формула

Пояснение

Рентабельность продукции (издержек), Рпр, %

Отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (С)

Рентабельность продаж, ROS, %

Отношение прибыли от реализации (Пр) к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену продукции (В)

Рентабельность активов, ROA, %

Отношение прибыли (балансовой или чистой) (Пб или Пч) к средней стоимости активов за определенный период (Аср)




Рентабельность текущих активов, Рта, %

Отношение чистой прибыли предприятия (Пч) к средней стоимости текущих активов (оборотных средств) предприятия (Ат.ср)

Рентабельность собственного акционерного капитала, ROE, %

Отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала предприятия (Кс) за определенный период


Рентабельность продукции характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

Рентабельность активов служит для определения эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность текущих активов характеризует сумму прибыли, полученной с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Рентабельность собственного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше это показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды. [16, с. 66-67]

3.4 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики

Признание того факта, что в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства. Во-вторых, реализация продукции - это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия - производственной, непроизводственной и финансовой. Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия. Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. Соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это, как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения «не заработанной» прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению. Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, - себестоимости продукции.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений. Во-вторых, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же, стремится, как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

Как уже упоминалось, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на две части. Первая часть - это прибыль увеличивающая стоимость имущества, т.е. участвующая в процессе накопления, а вторая - прибыль, направляемая на потребление, не увеличивающая стоимость имущества.

Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия.

Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризует готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, создание возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости. [16, с. 70]

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли: первый и главный источник связан с основной производственно-хозяйственной деятельностью предприятия; второй источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта; третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.

Прибыль предприятия находится под взаимодействием многочисленных факторов: внешних и внутренних.

Внутренние факторы - это факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива.

Внешние факторы - это факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели: рентабельность продукции (издержек); рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность текущих активов; рентабельность собственного акционерного капитала.

Распределение прибыли - одно из обязательств предприятия. Прибыль распределяется в трех направлениях: государству - в виде налогов и сборов, предприятию - распределение чистой прибыли, собственникам - выплата дивидендов.

Для эффективного функционирования предприятию важно правильно распределить чистую прибыль, оставшуюся после уплаты налогов.

На предприятии создаются фонды: фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд. Если же фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

4. Составление баланса доходов и расходов (финансового плана) промышленного предприятия

4.1 Исчисление и распределение амортизационных отчислений

Исчислим и распределим амортизационные отчисления (Таблица 2). Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведенных в исходных данных (Таблица).

Данные к расчету амортизационных отчислений на основные производственные фонды


Февраль

Май

Август

Ноябрь

Плановый ввод в действие основных фондов, тыс. руб.

4 100



3 600

Плановое выбытие основных фондов, тыс. руб.


6 360

1 070



Стоимость основных производственных фондов, на которые начисляется амортизация, на начало года, ОПФнач - 15530 тыс. руб. Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах), ОПФп/а - 1030 тыс. руб. Средневзвешенная норма амортизационных отчислений, N - 14,0%.

Определим среднегодовую стоимость вводимых в действие и выводимых основных производственных фондов (ОПФ):


Определим среднегодовую стоимость амортизированных основных фондов (всего):


оответственно, сумма амортизационных отчислений будет равна:


Сумма амортизационных отчислений (за год), равная 1981 тыс. руб. является собственным источником финансирования производства.

Результаты расчетов сведем в (Таблицу).

Расчет плановой суммы амортизационных отчислений и ее распределение

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Стоимость амортизируемых основных производственных фондов на начало года

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

3 717

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных производственных фондов

4 067

4

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования (в действующих ценах)

1 030

5

Среднегодовая стоимость амортизированных основных фондов (в действующих ценах) - всего

14 150

6

Средняя норма амортизации

14%

7

Сумма амортизационных отчислений - всего

1 981

8

Использование амортизационных отчислений на капитальные вложения

1 981

.2 Расчет сметы затрат на производство продукции

Рассчитаем смету затрат на производство продукции (Таблица 3). При определении производственной себестоимости товарной продукции необходимо обратить внимание на особенности учета изменения остатков незавершенного производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершенного производства определяется после расчета потребности предприятия в оборотных средствах (Таблица), где прирост (+) или снижение (-) норматива по незавершенному производству и является изменением по строке 8 сметы.

Смета затрат на производство продукции общества с ограниченной ответственностью, тыс. руб.

№ п/п

Статья затрат

Всего на год

В том числе на IV квартал

Пояснения

1

Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

33 000

8 250


2

Затраты на оплату труда

17 440

4 360


3

Амортизация основных фондов*

1 981

495

Табл.2 п. 7

4

Прочие расходы - всего* В том числе:

5 914

1 479

п. 4.1+п. 4.2+ +п. 4.3

4.1

Уплата процентов за краткосрочный кредит

360

100


4.2

Налоги, включаемые в себестоимость* В том числе:

5 294

1 314

п. 4.2.1+п. 4.2.2

4.2.1

Единый социальный налог (26%)*

4 534

1 134

п. 2*26%

4.2.2

Прочие налоги

760

180


4.3

Арендные платежи и другие расходы

260

65


5

Итого затрат на производство*

58 335

14 584

п. 1 + п. 2+п. 3 + п. 4

6

Списано на непроизводственные счета

715

267


7

Затраты на валовую продукцию*

57 620

14 317

п. 5 - п. 6

8

Изменение остатков незавершенного производства*

+400

+100

Табл.5 п. 2 гр. 8

9

Изменение остатков по расходам будущих периодов

20

5


10

Производственная себестоимость товарной продукции*

57 200

14 212

п. 7 - п. 8 - п. 9

11

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

5 266

1 413


12

Полная себестоимость товарной продукции*

62 466

15 625

п. 10 + п. 11




13

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

88 000

24 000


14

Прибыль на выпуск товарной продукции*

25 534

8 375

п. 13 - п. 12

15

Затраты на 1 рубль товарной продукции*

0,71

0,65

п. 12 / п. 13

*Определить

Расчеты к (Таблице):

пункт 3 - амортизация основных фондов:

ê 

ê 

пункт 4 - прочие расходы - всего:

ê 

пункт 4.2 - налоги, включаемые в себестоимость:

ê 

ê 

пункт 4.2.1 - единый социальный налог (26%):

ê 

ê 

пункт 5 - итого затрат на производство:

ê 

ê 

пункт 7 - затраты на валовую продукцию:

ê 

ê 

пункт 8 - изменение остатков незавершенного производства:

ê 

ê 

пункт 10 - производственная себестоимость товарной продукции:

ê 

ê 

пункт 12 - полная себестоимость товарной продукции:

ê 

ê 

пункт 14 - прибыль на выпуск товарной продукции:

ê 

ê 

пункт 15 - затраты на 1 рубль товарной продукции:

ê 

ê 

4.3 Расчет потребности в собственных оборотных средствах на конец планируемого года и их прироста

Рассчитаем потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года и их прирост (Таблица), используя данные (Таблица).

Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на IV квартал. Используя данные по смете (Таблица), рассчитаем величину однодневного (планового) оборота:

õ  по производственным запасам - исходя из величины материальных затрат;

õ  по незавершенному производству - исходя из себестоимости валовой продукции;

õ  по готовой продукции - исходя из производственной себестоимости товарной продукции.

Величину остатков по счету «Расходы будущих периодов» на конец периода исчислим на основе данных сметы (Таблица), где в строке 9 указано изменение этих остатков. Данные о величине остатков на начало года приведены в (Таблице).

Если при расчете потребности в оборотных средствах выявляется ее снижение на конец года, то средства, высвобождающиеся из оборота, направляются на покрытие расходов, осуществляемых из прибыли.

Данные к расчету потребности в оборотных средствах

№ п/п

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Изменение расходов будущих периодов

20

2

Прирост устойчивых пассивов

230

3

Норматив на начало года:


3.1

Производственные запасы

3 935

3.2

Незавершенное производство

236

3.3

Расходы будущих периодов

15

3.4

Готовая продукция

501

4

Нормы запаса в днях:


4.1

Производственные запасы

25

4.2

Незавершенное производство

4

4.3

Готовые изделия

7

Расчет потребности предприятия в оборотных средствах

№ п/п

Статья затрат

Норматив на начало года, тыс. руб.

Затраты IV кв., тыс. руб., всего

Затраты IV кв., тыс. руб./ день

Нормы запасов, дни

Норматив на конец года, тыс. руб.

Прирост (+), снижение (-)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Производственные запасы

3 935

8 250

92

25

2 300

- 1 635

2

Незавершенное производство

236

14 317

159

4

636

+ 400

3

Расходы будущих периодов

15

35

+ 20

4

Готовые изделия

501

14 212

158

7

1 106

+ 605

5

Итого

4 687

4 077

- 610

Источники прироста

6

Устойчивые пассивы

+ 230

7

Прибыль

- 840

Расчеты к (Таблице):

пункт 1 - производственные запасы:

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

пункт 2 - незавершенное производство:

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

пункт 3 - расходы будущих периодов:

ê 

ê 

ê 

пункт 4 - готовая продукция:

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

ê 

пункт 5 - итого:

ê 

ê 

ê 

пункт 6 - устойчивые пассивы:

ê 

пункт 7 - прибыль:

ê 

Заключение

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Прибыль является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей.

В наиболее обобщенном виде прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции: прибыль как критерий и показатель эффективности деятельности предприятия (наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью); прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия; прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием. Планирование прибыли может осуществляться методами: метод прямого счета (применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции); аналитический метод (применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля); совмещенный (комплексный) метод (совмещение метода прямого счета и аналитического метода); метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные затраты); метод на основе бюджетирования (разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли).

На каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности. В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой прибыли, отчислений в фонды предприятия.

Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Нераспределенная прибыль, безусловно, является наиболее важным источником нового собственного капитала. Но при этом нераспределенная прибыль также является остатком, который получается после выделения из прибыли средств для выплаты дивидендов. Акционеры обычно ожидают прибыли от своих капиталовложений либо в виде дивидендов, либо в виде увеличения размера капитала. Финансовые управляющие должны принимать решение о том, вывести ли прибыль корпорации из-под контроля компании или реинвестировать ее внутри самой компании, когда это более прибыльно.

Являясь основным источником собственных средств фирмы, с одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, - как основа дальнейшего развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заёмных средств, инвесторы о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики о его платежеспособности.

Подводя итог, следует добавить, что показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Таким образом, цель курсовой работы по изучению сущности прибыли, ее планирования, формирования и распределения на предприятии достигнута и задачи решены.


Список литературы

прибыль рыночный экономика

1.   Налоговый Кодекс Российской Федерации ч. 2, гл. 25 «Налог на прибыль организаций», N110-ФЗ от 06.08.2001 г.

2.   Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (№114н от 19 ноября 2002 г.).

3    Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. - М.: ЮНИТИ, 2000 г.

4    Бланк И.А. Управление прибылью. - 2-е изд., расш. и доп. - К.: Ника-Центр, 2002, - 752 с.

      Бурмистрова Л.А. Финансы организаций (предприятий). - М.: ИНФРА-М, 2009. 240 с.

6.   Как определять плановую потребность предприятия в оборотных средствах - Литвин М.И., Финансы. - 2005 г.

7.   Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 521 с.

8.      Об анализе оборотных средств. Фащевский В.М., Бухгалтерский учет. - 2006 г.

.        Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - с. 639.

.        Управление предприятием. Плеханов Ю.В., Проблемы теории и практики управления. 2002 г.

.        Финансовый менеджмент. Российская практика. Стоянова Е.С. - М.: Перспектива, 2004 г.

.        Финансы в управлении предприятием, Под ред. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2005 г.

.        Финансы предприятий: Учебное пособие, Под ред. Бородиной - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 г.

.        Финансы организаций (предприятий): Учебник. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.

.        Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие Мазурина Т.Ю. - М.: РИОР, 2007 г.

.        Финансы организаций (предприятий) / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 407 с.

.        Финансы предприятий. В схемах и таблицах: пособие. Т.Н. Кондратьева - Минск: высшая школа, 2007 г.

.        Экономика организаций (предприятий) учебник/ под ред. Сафронова Н.А., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: экономист, 2007. - 618 с.

.        Экономика предприятия учебник для вузов. - 2-е изд., перер. и доп. / под ред. Грузинова В.П., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 795 с.

Похожие работы на - Планирование и распределение прибыли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!