Финансовое планирование в организациях
Введение
Ознакомительная практика проводится с целью ознакомления студентов с деятельностью экономиста в финансово-кредитных учреждениях, производственно-коммерческих фирмах и торговых организациях различных форм собственности.
Задачами ознакомительной практики являются:
ознакомление с предприятиями различных форм собственности, производственно-хозяйственной и торгово-хозяйственной деятельностью, функциональными особенностями специалистов экономических и финансовых служб;
основными нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятий;
закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков.
Кроме того, необходимо ознакомится с действующими на предприятии нормативными материалами, технико-экономическими показателями работы предприятия, взаимоотношениями с банковской системой, поставщиками и покупателями, финансовым планированием на предприятии.
Прохождение практики осуществлялось в ОАО «Витебские ковры», в ОАО «Классика индустрии моды» и в ОАО «АСБ «Беларусбанк».
Отчёт состоит из 3 глав. В первой главе рассматриваются правовые основы создания и функционирования, организационная структура, основные технико-экономические показатели, взаимоотношения с банковской системой, поставщиками и покупателями, а также финансовое планирование на предприятии ОАО «Витебские ковры».
Во второй главе представлены правовые основы создания и функционирования, организационная структура, основные технико-экономические показатели, взаимоотношения с банковской системой, поставщиками и покупателями, а также финансовое планирование на предприятии ОАО «Классика индустрии моды».
В третьей главе описываются характеристика деятельности, формы бухгалтерской и статистической отчётности, характеристика активных и пассивных операций, а также финансовое планирование и управление финансами в ОАО «АСБ «Беларусбанк».
При составлении отчёта были использованы данные, предоставленные изучаемыми организациями: нормативные материалы, различные формы отчётности, краткая характеристика организации; сведения, полученные из средств массовой информации и сети Интернет.
С результатами прохождения ознакомительной практики можно ознакомиться в данном отчёте.
1. ОАО «Витебские ковры»
.1 Правовые основы создания, деятельности ОАО «Витебские ковры» и организация его финансовой деятельности
В Республике Беларусь большую часть ковровых изделий выпускают ОАО «Ковры Бреста» и ОАО «Витебские ковры». В настоящее время ОАО «Витебские ковры» является одним из ведущих ковровых предприятий страны. Открытое акционерное общество «Витебские ковры» создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 29 декабря 1993 года №219 путём преобразования республиканского государственного предприятия «Витебское производственное ковровое объединение» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества. Открытое акционерное общество «Витебские ковры» расположено по адресу: г. Витебск, ул. М. Горького, 75.
Открытое акционерное общество «Витебские ковры» является предприятием со смешанной формой собственности без иностранного участия с преобладающей долей государства (51,1%) в уставном фонде. Уставный фонд предприятия составляет 15022000000 (пятнадцать миллиардов двадцать два миллиона) белорусских рублей. В реестре акционеров общества на 01.01.2012 зарегистрировано 3712 акционеров, 300435 акций, в том числе принадлежащих государству 153626, коллективу - 63611. ОАО «Витебские ковры» входит в состав Белорусского государственного концерна легкой промышленности «Беллегпром».
В состав ОАО «Витебские ковры» входят три фабрики:
- Ткацко-отделочная фабрика (1090 человек);
- Фабрика прошивных ковровых изделий (189 человек);
- Фабрика нетканых материалов (43 человека).
Для оформления ковров рисунками на предприятии функционирует художественная мастерская. ОАО «Витебские ковры» обеспечено всеми средствами коммуникаций: железнодорожная и автомобильная сеть, подъездные пути, расположенные на территории предприятия. Имеет в своем составе необходимые вспомогательные цеха. Обеспечение предприятия электрической и тепловой энергией осуществляется через ПО «Витебскэнерго». Тепловой энергией от Витебской ТЭЦ, электроснабжение по двум двухкабельным фидерам №№683 и 692. Из объектов социальной сферы ОАО «Витебские ковры» содержит на своем балансе: детский оздоровительный лагерь «Буревестник»; детский сад на 150 мест; 3 общежития.
Основной стратегией ОАО «Витебские ковры» является увеличение объёмов производства, и расширение рынков сбыта ковровых изделий и покрытий с целью получения прибыли. Основными рынками сбыта являются страны СНГ и территория Республики Беларусь. Главное направление в сбыте продукции ОАО «Витебские ковры» заключается в поиске крупных оптовых потребителей, также идет сотрудничество со средними и более мелкими партнерами. ОАО «Витебские ковры» располагает сетью своих фирменных магазинов. В настоящее время сеть фирменных магазинов общества в Республике Беларусь представлена 18 магазинами и 2 магазинами в Российской Федерации.
Организационная структура ОАО «Витебские ковры» представлена в приложении А. Главными органами управления являются: Собрание акционеров, Наблюдательный совет и Генеральный директор. За выполнением экономической и финансовой деятельности следят: Заместитель генерального директора по экономике, Главный бухгалтер, Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, Заместитель генерального директора по кадрам и режиму - начальник отдела кадров. Основными функциональными подразделениями на предприятии являются: планово-производственный отдел, отдел организации труда и заработной платы, отдел кадров, отдел маркетинга и сбыта, отдел охраны труда, юридический отдел и отдел бухгалтерии.
Основными задачами планово-производственного отдела являются:
¾Постоянное совершенствование работы по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности работы предприятия;
¾Комплексный экономический анализ деятельности предприятия и своевременная разработка мер по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь;
¾Формирование ценовой политики предприятия и контроль за правильностью применения цен;
¾Контроль за ходом выполнения структурными подразделениями предприятия плановых заданий, за обеспечением подразделений сырьём, полуфабрикатами и вспомогательными материалами.
Основные задачи отдела организации труда и заработной платы:
¾постоянное совершенствование организации труда и управления производством, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования на основе достижений науки и техники, передового опыта в целях дальнейшего роста производительности труда и повышения эффективности производства;
¾проведение анализа состояния организации труда, заработной платы и повышение производительности труда.
Основными задачами отдела кадров являются:
¾ведение личных дел работников предприятия;
¾оказание методической и практической помощи в составлении характеристик на рабочих;
¾ведение переписки по вопросам кадров;
¾систематизация и хранение документов текущего архива;
¾оформление документов, необходимых для назначения пенсий;
¾оформление очередных отпусков работникам предприятия.
Основные задачи отдела маркетинга и сбыта:
¾изучение рынка сбыта продукции предприятия и разработка прогноза продаж и рыночной политики в целом;
¾исследование характеристик рынка по товарам и регионам, конкурентоспособности изделий предприятия на внешнем и внутреннем рынках, поиск новых рынков сбыта продукции;
¾разработка предложений по выпуску новой и совершенствованию производимой продукции для удовлетворения потребностей на внутреннем и внешнем рынках;
¾участие в планировании ассортимента выпускаемой продукции;
¾контроль за выполнением подразделениями предприятия заказов по объему реализуемой продукции, качеству, за состоянием запасов готовой продукции на складах;
¾участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий потребителей.
Основными задачами отдела охраны труда являются:
¾соблюдение работниками подразделений предприятия действующего законодательства;
¾выполнение предписаний органов государственного надзора;
¾представление работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда;
¾составление заявок на спецодежду;
¾выполнение мероприятий по улучшению условий труда.
Основные задачи юридического отдела:
¾обеспечивает соблюдение законности деятельности предприятия и защиту его правовых интересов;
¾принимает меры к отмене или изменению актов, изданных с нарушением действующего законодательства;
¾представляет интересы предприятия в суде, арбитраже и других государственных и общественных организациях при рассмотрении правовых вопросов;
¾участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности собственности, по борьбе с растратами и хищениями;
¾рассматривает поступающие претензии, готовит обоснованные ответы при отклонении претензий;
¾участвует в подготовке и заключении коллективного договора.
Основными задачами отдела бухгалтерии являются:
¾ведение бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
¾учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции выполнения работ;
¾начисление заработной платы работников, осуществление отчислений и удержание из заработной платы;
На предприятии «Витебские ковры» в соответствии с законодательством и согласно сформированной им учётной политике организуется и ведётся бухгалтерский и иной учёт финансовой и хозяйственной деятельности его филиалов и представительств, составляется и представляется бухгалтерская, финансовая, статистическая и иная отчётность. Ответственность за организацию, состояние и достоверность учёта и отчётности в обществе, своевременное представление бухгалтерской, финансовой, статистической и иной отчётности в соответствующие государственные органы несут общество и его исполнительные органы в соответствии с законодательством.
Статистические и бухгалтерские формы отчетности, заполняемые на предприятии:
¾«Бухгалтерский баланс»;
¾«Отчёт о прибылях и убытках» (годовая форма);
¾«Приложение к бухгалтерскому балансу»;
¾«Отчёт о движении денежных средств»;
¾«Отчёт об изменении капитала»;
¾«Пояснительная записка»;
¾«Отчёт по труду и движению работников»;
¾«Отчёт о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера».
1.2 Изучение основных экономических показателей деятельности предприятия «Витебские ковры»
Во многом определяющим деятельность ОАО «Витебские ковры», является оценка технико-экономических показателей. Для оценки эффективности деятельности общества необходимо проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности предприятия за 2010-2011 гг.
Таблица 1.1 - Основные технико-экономические показатели ОАО «Витебские ковры» за 2010-2011 гг.
Показатели20102011Абсолютное отклонение (-/+)Темп роста, %1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, млн. руб.10499514736142366140,42. Себестоимость реализованных товаров, млн. руб.7940211487035468144,73. Прибыль (убыток) от реализации товаров, услуг млн. руб.9648129013253133,74. Рентабельность реализованных товаров, %12,211,2-15. Прибыль до налогооблажения, млн. руб.429067592469157,66. Чистая прибыль, млн. руб.405163902339157,77. Среднесписочная численность ППП, чел.131013199100,78. Среднемесячная з/п, тыс. руб.: Рабочего Руководителя Главного бухгалтера 866,3 4276,8 1748,31081,9 5349,7 2282,0215,6 1072,9 533,7 124,9 125,1 130,59. Уплаченные налоги, сборы в бюджет, млн. руб.17281068-66061,810. Объёмы производства товаров в сопоставимых ценах, млн. руб.1300341495431950911511. Сальдо операционных доходов и расходов-639-18445528,812. Сальдо внереализационных доходов и расходов-4719-59581239126,313. Темп роста объёмов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, %105,211510,214. Объём экспорта591088638927281146,215. Объём импорта315735712425551180,916. Рост производительности труда к соответствующему периоду прошлого года, %102,4115,913,517. Отношение запасов готовой продукции к среднемесячному объёму производства, %58,934-24,918. Износ основных производственных фондов62,7558,8-3,9593,7119. Инвестиции, млрд. руб.8365173138948206,9720. Кредиторская задолженность11175174226247155,921. Коэффициент текущей ликвидности (1,30)5,073,15-1,9222. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (0,20)0,250,14-0,11финансовый планирование экономический
Почти по всем технико-экономическим показателям наблюдается рост в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Исключение составляют рентабельность реализованных товаров, она снизилась на 8,2%, и уплаченные налоги, темп роста показателя составил 61,8%. Объём производства товаров увеличился на 15%, что вызвало увеличение выручки от реализации продукции на 40,4% и прибыли от реализации на 33,7%. Сокращение налоговых отчислений вызвало увеличение валовой прибыли на 57,6% и чистой прибыли на 57,7%. В 2011 году произошло незначительное увеличение численности работников с 1310 человек в 2010 году до 1319 человек в 2011 году, темп прироста составляет 0,7%. Среднемесячная заработная плата рабочих за 2011 год увеличилась на 24,9%. Заработная плата руководителя увеличилась на 25,1%, а главного бухгалтера на 30,5%. Это произошло благодаря увеличению прибыли почти на 58%. При этом себестоимость реализованных товаров увеличилась на 44,7%. В 2011 году наблюдается увеличение объёма производства товаров на 15% по сравнению с 2010 годом. К этому привело повышение производительности труда на 13,5%. Объём экспорта увеличился на 46,2% в 2011 году по сравнению с 2010 годом, а объём импорта в аналогичном периоде увеличился на 81%. В 2011 году износ основных производственных фондов сократился на 7% благодаря обновлению основных производственных средств, что произошло благодаря увеличению инвестиций с 8365 млрд. руб. в 2010 году до 17313 млрд. руб. в 2010 году.
1.3 Взаимоотношения ОАО «Витебские ковры» с банковской системой, поставщиками и покупателями
Выпуск ковров и ковровых изделий является приоритетным направлением в общем объеме выпускаемой продукции в ОАО «Витебские ковры». В настоящее время ОАО «Витебские ковры» - высокоорганизованное, технически оснащённое предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции, известной как в республике, так и за её пределами: ковры и дорожки жаккардовые пруткового способа производства 4-х цветные; аксминстерские ковровые изделия; ковры и дорожки двухполотные 6-ти и 8-ми цветные; прошивные ковровые изделия и покрытия. Также на предприятии производится: пряжа полушерстяная, ватин, байка обувная.
На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000. ОАО «Витебские ковры» принимает участие в конкурсах за престижные призы и премии в области качества, в том числе и на ярмарке в Гоновере. Предприятие является победителем конкурсов: «Лучшие товары Республики Беларусь» и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации». Традиционно поставки продукции ОАО «Витебские ковры» осуществлялись на рынки Беларуси, России, Украины, Казахстана и стран Балтии. После введения таможенных платежей, усложнения таможенных процедур прекратились поставки на Украину и в страны Балтии. Тем не менее, отделом маркетинга ОАО «Витебские ковры» постоянно ведется работа по освоению этих рынков. Ведутся также переговоры по поставкам продукции в дальнее зарубежье. Основное стратегическое направление в сбыте продукции ОАО «Витебские ковры» заключается в поиске крупных оптовых потребителей, работа с ними. Одновременно идет сотрудничество со средними и более мелкими партнерами. Отделом маркетинга и сбыта постоянно ведется работа по расширению рынков сбыта. В этих целях продукция ОАО «Витебские ковры» рекламируется в СМИ Республики Беларусь и Российской Федерации, предприятие участвует в международных выставках. У ОАО «Витебские ковры» создан официальный сайт в сети Интернет, на котором можно узнать информацию об организации, контактную информацию, ознакомиться с новостями предприятия, а также просмотреть электронный каталог продукции. Постоянно ведутся исследования рынков сбыта по телефону, командируются представители предприятия для работы на месте, проводятся акции. Отделом маркетинга ведутся переговоры с предприятиями России и других регионов по созданию представительств за пределами Беларуси [4].
Основными поставщиками ОАО «Витебские ковры» являются:
ОАО «Гроднохимволокно» (г. Гродно); ОАО «Нафтан» (г. Новополоцк); ОАО «Витпласт» (г. Витебск); «Промхимкомплекс» (г. Москва) и другие.
Работу по оценке и выбору поставщиков осуществляет отдел материально-технического снабжения и отдел маркетинга и сбыта. При оценке и выборе поставщиков решаются следующие основные задачи:
оценка поставщиков;
выбор поставщиков;
ведение реестра поставщиков.
При оценке поставщика формируется «Дело поставщика», где анализируются данные о качестве поставленного сырья, о стаже поставщика, информация о сертификации его системы менеджмента качества и другие. Составляется сводная таблица поставщиков и высчитывается итоговая оценка для каждого. Полная информация о поставщиках позволяет классифицировать их по категориям надёжности от А до Г. Если поставщик попадает в категорию надёжности В, то необходимо искать альтернативного поставщика и, при необходимости, с поставщиком могут быть прекращены деловые отношения.
Таблица 1.2 - Денежные средства ОАО «Витебские ковры»
Показатель20102011Абсолютное отклонениеТемп роста, %Кредиторская задолженность, млрд. руб.11175174226247155,9Просроченная кредиторская задолженность, млрд. руб.379280-9973,9Дебиторская задолженность, млрд. руб.17098187241626109,5Средства, находящиеся на: валютных счетах, млрд. руб. расчётном (текущем счёте), млрд. р.203 1051565 731362 -32770,9 69,5
В 2011 году увеличилась кредиторская задолженность на 56% по сравнению с 2010 годом. Дебиторская задолженность увеличилась на 9,5% в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Из этого можно сделать вывод, что задолженность ОАО «Витебские ковры» увеличивается более быстрыми темпами, чем долги других организаций перед рассматриваемым предприятием. Просроченная задолженность в 2011 году сократилась на 26,1%.