Наименование показателя
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Критерий (инди-кативные значения)
|
Пороговое значение (бюджетная позиция)
|
Государственный долг Российской Федерации, %
ВВП
|
8,3
|
9,3
|
10,7
|
13,2
|
14,8
|
15,7
|
< 50 %
|
25 %
|
Доля государственного внутреннего долга в общем
объеме государственного долга Российской Федерации, %
|
70,7
|
79,9
|
81,8
|
81,8
|
80,9
|
> 50 %
|
|
Доля расходов по обслуживанию государственного
долга в общем объеме расходов федерального бюджета, %
|
1,8
|
1,9
|
3,2
|
3,1
|
3,5
|
4
|
< 10 %
|
10 %
|
Отношение годовой суммы платежей по погашению и
обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, %
|
6,1
|
7,6
|
8,2
|
10,5
|
10,3
|
12,3
|
<10 %
|
10 %
|
Отношение государственного долга Российской
Федерации к доходам федерального бюджета, %
|
44,1
|
50,1
|
51,5
|
65,7
|
75,7
|
80,8
|
<250 %
|
100 %
|
Отношение государственного внешнего долга
Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, %
|
12,8
|
10,1
|
7
|
8,3
|
10
|
11
|
<220 %
|
220 %
|
Отношение годовой суммы платежей по погашению и
обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта
товаров и услуг, %
|
2
|
1,3
|
1,2
|
0,9
|
0,8
|
0,9
|
<25 %
|
|
В долговой политике на 2012 - 2014 годы
для оценки долговой устойчивости Российской Федерации с точки зрения бюджетной
позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем
принято в мировой практике.
Так, по показателю, характеризующему
отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального
бюджета, пороговое значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в
2012 году составит 65,7 %, в 2013 году - 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %. При
сохранении тенденции роста указанного показателя возможно достижение порогового
значения за пределами бюджетного цикла 2012 - 2014 годов, что свидетельствует о
возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения
государственного долга Российской Федерации.
В связи с ростом бюджетных ассигнований
федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и
погашению долга в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по
погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета
превысит предельное значение (10 %) на 0,5, 0,3 и 2,3 процентного пункта
соответственно.
В соответствии с долговой политикой на
2012 - 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является
стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать
систему управления долговыми рисками для обеспечения долгосрочной долговой
устойчивости.
В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел
государственного внутреннего долга России (далее - внутренний долг) на 1 января
2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. руб., что на 1 775,9 млрд. руб.,
или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1
января 2012 <#"825203.files/image002.gif">
Анализ динамики объема и структуры
государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного
внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга погосударственным
ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской
Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в
2014 году.
Объем внутреннего долга, выраженного в
государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. руб., что на
35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 - 2014 годы указанный долг увеличится в
2 раза и к концу 2014 года составит 7 320,8 млрд. руб..
В соответствии с Основными направлениями
долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и
ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.
Законопроектом предусмотрен рост в 2012 -
2014 годах государственного внутреннего долга по государственным гарантиям
более чем в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего долга
составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15
законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга
Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1
января 2013 года - 1 356,0 млрд. руб., на 1 января 2014 года - 1 684,4 млрд.
руб., на 1 января 2015 года - 1 901,0 млрд. руб. Такой рост обусловлен активным
использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме
предоставления государственных гарантий.
Проектами программ предоставления
государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на
2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается
предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. руб., в том числе: в 2012
году - 589,5 млрд. руб., в 2013 году - 331,5 млрд. руб., в 2014 году -218,3
млрд. руб..
В 2012 - 2014 годах планируется
предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по
обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных
рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по
обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации
государственного оборонного заказа; "ипотечные" государственные
гарантии Российской Федерации (ОАО "АИЖК"); гарантии по облигационным
займам ОАО "РОСНАНО" и юридических лиц, отобранным в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации на осуществление
инвестиционных проектов; по поручительствам "ГК "Олимпстрой"; по
кредитам, привлекаемым ОАО "Заполярье" на строительство
магистрального нефтепровода.
Необходимо отметить, что фактическое
исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте
Российской Федерации составило в 2009 году - 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В
первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.
Объем предоставленных гарантий формирует
условные обязательства государства, которые включаются в общий объем
государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными
направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы было
определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий
оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.
Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения
рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой
политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы данные подходы не получили
развития. Однако было отмечено, что "интенсивные методы применения
государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует
применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной
поддержки".
Счетная палата поддерживает необходимость
совершенствования методов оказания государственной поддержки в форме
предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и
иностранной валюте по проектам, реализуемым на принципе
"частно-государственного партнерства", и полагает целесообразным
внедрение методов, основанных на оценке рисков.
В соответствии со статьей 1 законопроекта
верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее -
внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4
млрд. долл. США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долл. США, или на 19,8
%, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка - 40,4 млрд. долл.
США).
Таблица 8 - Динамика объема и структуры внешнего
долга России за 2010-2014 г.г.
Анализ динамики объема и структуры
государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего
долга в долларовом эквиваленте в 2012 - 2014 годах увеличится по сравнению 2011
годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0
млрд. долл. США.
Увеличение внешнего долга обусловлено
заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных
ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов
предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
В 2012 - 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по
государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по
сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления
указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий
Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 - 2014 годы.
Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние пределы
государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на
1 января 2013 года -8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 14,1 млрд.
долларов США, на 1 января 2015 года - 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 <#"825203.files/image004.gif">
Анализ динамики процентных расходов
показывает, что по сравнению с предыдущим годом расходы федерального бюджета по
обслуживанию государственного долга в 2012 году увеличатся на 10,7 %, в 2013
году - на 24,2 %, в 2014 году - на 20 %.
Доля расходов по обслуживанию
государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с
3,1 % в 2012 году до 4 % в 2014 году, или на 0,9 процентного пункта.
Динамика расходов по обслуживанию
государственного долга Российской Федерации в абсолютном размере и в процентах
к ВВП в 2009 - 2014 годах приведена в диаграмме на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика расходов по обслуживанию
государственного долга России в абсолютном размере и в процентах к ВВП в 2009 -
2014 годах
За 2012 - 2014 года общий объем бюджетных
ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1
449,9 млрд. руб.
Увеличение процентных расходов обусловлено
прежде всего увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального
бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на
внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера
государственного долга Российской Федерации.
Расходы по обслуживанию государственного
долга увеличатся с 350,7 млрд. руб. (0,7 % ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. руб.
(0,8 % ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объем указанных расходов существенно
превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на
жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру,
кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в
целом (273,3 млрд. руб.), образование (499,5 млрд. руб.), здравоохранение
(461,8 млрд. руб.), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. руб.)
В соответствии с законопроектом
государственные расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга по
сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличатся на 42,8 млрд. руб., или на 15,8
%, и составят 314,1 млрд. руб., в 2013 году - на 124,5 млрд. руб., или на 45,9
%, в 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличатся в 1,8 раза и составят 479,4
млрд. руб. Доля расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга в
общих процентных расходах увеличится с 80,9 % в 2012 году до 82,8 % в 2014
году.
Рост расходов по обслуживанию
государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема
государственного внутреннего долга в 2012 - 2014 годах, но и ростом планируемой
доходности по государственным ценным бумагам.
Расчет расходов по обслуживанию
государственного внутреннего долга в 2012 - 2014 годах производился исходя из
планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -
6 % - 7,5 %, долгосрочным - 7,5 % - 8,5 %.
Основной объем бюджетных ассигнований на
обслуживание государственного внутреннего долга в 2012 - 2014 годах
предусмотрен по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) и
облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). В 2012
году на обслуживание ОФЗ-АД предусмотрено 61,6 млрд. руб., в 2013 году - 58,2
млрд. руб., в 2014 году - 57,2 млрд. руб., на обслуживание ОФЗ-ПД - в 2012 году
- 200,5 млрд. руб., в 2013 году - 281,5 млрд. руб., в 2014 году - 371,1 млрд. руб.
Прогнозируемая эмиссия государственных
ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в 2012 году
составит 1 843,7 млрд. руб., в 2013 году - 1 839,6 млрд. руб., в 2014 году - 1
919,4 млрд. руб. по номинальной стоимости.
В соответствии с законопроектом расходы по
обслуживанию государственного внешнего долга в 2012 году по сравнению с 2011
годом уменьшатся на 5,1 млрд. руб., или на6,4 %, и составят 74,3 млрд. руб., в
2014 году - увеличатся в 1,3 раза и составят 99,8 млрд. руб.
Рост указанных расходов обусловлен прежде всего увеличением
объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской
Федерации на международных финансовых рынках) до 7,0 млрд. долл. США ежегодно в
2012 - 2014 годах. Кроме того, предполагается повышение плавающих процентных
ставок по обслуживанию кредитов иностранных государств и кредитов МФО в 2012 -
2014 годах против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2011
<#"825203.files/image006.gif">
Рисунок 3 - Динамика совокупного внешнего
долга в разрезе видов собственности
Значительные заимствования корпоративных структур с
большой долей участия государства в уставном капитале создают риски
корпоративных заимствований государственного и частного секторов экономики,
связанные с потенциальной возможностью рефинансирования государством
обязательств по данным заимствованиям, как это было в 2009 году.
В настоящее время большинство показателей долговой
нагрузки в соответствии с международными стандартами находятся на допустимом
уровне.
Отношение объема совокупного внешнего долга к ВВП
составило в 2010 году 33 %, в первом полугодии 2011 года - снизилось до 28,3 %,
что ниже порогового значения, предлагаемого Международным валютным фондом в
аналитических целях (50 %).
Вместе с тем, несмотря на низкий уровень данного
показателя, необходимо учитывать риски, связанные с высокой степенью
волатильности национальной валюты, обусловленной существенной зависимостью
российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, которые в условиях
обострения кризисных явлений в мировой экономике могут привести к превышению
пороговых значений соотношения объема совокупного внешнего долга к ВВП.
Значения показателя внешней долговой устойчивости
"платежи по совокупному внешнему долгу к объему экспорта товаров и
услуг" составили по данным Банка России в I квартале 2011 года 28 %, что
на 3 процентных пункта выше, чем пороговое значение (25 %), определенное
Международным валютным фондом в аналитических целях.
Соотношение объемов совокупного внешнего долга и
экспорта товаров и услуг в 2010 году составило 110 %, в первом квартале 2011
года - 109 %, что ниже порогового значения (150 - 200 %).
По мнению Счетной палаты, для осуществления
мониторинга совокупного внешнего долга и оценки возможных рисков, связанных с
ростом совокупного внешнего долга, необходимо установить механизм оперативного
влияния на заемную политику корпоративного сектора, в том числе порядок
принятия государственными корпорациями решений о заимствованиях в иностранной
валюте.
В Основных направлениях долговой политики Российской
Федерации на 2012 - 2014 годы отмечается, что "бремя долговой нагрузки,
приходящейся на корпоративный сектор, диктует необходимость повышенного
внимания финансовых властей к сфере корпоративных заимствований".
В
целях совершенствования системы мониторинга внешних заимствований
корпоративного сектора и создания механизма оперативного влияния на заемную
политику российских корпораций с крупной долей государственного участия приняты
изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О
некоммерческих организациях
<http://www.pandia.ru/text/category/nekommercheskie_organizatcii/>".
В соответствии с указанным законом решения о заимствованиях, осуществляемых в
иностранной валюте, принимаются государственными корпорациями в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
По
мнению Счетной палаты, для осуществления мониторинга совокупного внешнего долга
и оценки возможных рисков, связанных с ростом указанного долга, необходимо
установить механизм оперативного влияния на заемную политику корпоративного
сектора, в том числе порядок принятия государственными корпорациями решений о
заимствованиях в иностранной валюте.
Государственный внешний долг России на 1
июля 2014 года составил 54 млрд. долл. США, что в долларовом эквиваленте на 2%
меньше показателя на 1 января текущего года (55,79 млрд. долл. США). Такие
данные содержатся в материалах Минфина РФ.
В частности, задолженность перед
официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом
реструктуризации, на 1 июля2014 г. составляла 108,7 млрд. долл. США (79,8 млн.
евро). Задолженность по внешним облигационным займам (еврооблигациям РФ) на
отчетную дату равнялась 40 млрд. долл. США.
2.2 Основные страны и международные финансовые организации - кредиторы
России
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов
(Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия,
Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция,
Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и
урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или
имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с
1997 года.
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков,
сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за
неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать
внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается
вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых
не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В клуб сегодня входит
около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная
валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате
Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной
валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
МВФ сегодня: координирует международное сотрудничество в
валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся
его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом,
консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из
взносов стран-членов и рыночных заимствований.
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) -
международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской
конференции в 1944 г.
Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран
Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177
странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся
государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк
аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления
Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций.
Отток российских капиталов из страны.
Чистый отток частного капитала из России в 2008 году составил 129,9
миллиарда долларов. Такую цифру обнародовал Центробанк. При этом банковский
сектор страны вывел за рубеж за год 57,5 миллиарда долларов. На прочие сектора
экономики пришлось 72,5 миллиарда долларов.
Отток капитала из страны стал рекордным за последние годы. Прежний был
установлен в 2000 году и составлял 24,8 миллиарда долларов. В декабре 2008 года
первый зампредседателя Центробанка Алексей Улюкаев прогнозировал, что отток
капитала не превысит 100 миллиардов долларов.
Основной отток пришелся, по данным ЦБ, на последний квартал прошлого года
- 130,5 миллиарда долларов. А в первом квартале он составил 23,1 миллиарда
долларов.
По прогнозам минэкономразвития, в 2015 году отток капитала из РФ
уменьшится и составит около 90 миллиардов долларов.
.3 Размеры ежегодных погашений внешнего долга
Основная статья российского бюджета - погашение внешнего долга, и его
давление на экономику государства
В ближайшей перспективе России предстоит ежегодно выплачивать от 13 до 19
млрд. долл. по внешнему долгу, из них на погашение основной суммы долга будет
приходиться порядка 8−11 млрд. долл., на выплату процентов - от 5 до 8
млрд. долл. Будут осуществляться как выплаты по новому российскому долгу, не
подлежащему реструктуризации (еврооблигациям), так и платежи Парижскому клубу.
Уже в июне текущего года Россия выплатила Парижскому клубу 13 млрд. долл., что
равно всем доступным на сегодняшний день средствам Стабилизационного фонда
(текущему размеру фонда за вычетом неприкосновенных 500 миллиардов рублей). По
оценкам Министерства финансов, если будут достигнуты новые договоренности по
досрочным выплатам, общий размер внешней задолженности России к 2010 г. может
сократиться до 34 млрд. долл.
На погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что
необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие
событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать
накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.
Внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие
национальной экономики России по нескольким направлениям:
усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших
кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
происходило сокращение объёма средств, которые могли быть направлены на
инвестирование, что серьёзно ограничивало экономический рост;
ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических
показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении
долга в полном объёме;
сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие
социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация; происходило ослабление
позиций России на мировых рынках товаров и капиталов.
3. Вопросы совершенствования управления
государственным долгом
.1 Создание специальной структуры, занимающейся вопросами госдолга
Под управлением государственным долгом понимается совокупность
мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов,
изменению условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуску новых
государственных ценных бумаг.
В Государственной думе еще в 1996 г. была создана специальная комиссия по
государственному долгу и зарубежным активам РФ. Основной формой контроля и
влияния с ее стороны на правительственную политику в этой области является
ежегодное утверждение бюджета и его составных частей - программ, внешних и
внутренних заимствований и предоставляемых РФ государственных кредитов. Особое
внимание Государственная дума в соответствии с Бюджетным кодексом стала уделять
такому важнейшему показателю, как предельный объем государственных внешних
заимствований. Лимит государственного долга - это относительный ограничитель.
Бюджетный кодекс предусматривает возможность его изменения путем внесения
соответствующих поправок в закон о бюджете. Но это достаточно трудоемкий и длительный
путь, требующий веских обоснований.
Важным моментом в совершенствовании управления внешним долгом после
августа 1998 г. стало решение об обязательном законодательном контроле над
новыми внешними заимствованиями. Этот контроль должен осуществляться путем
утверждения Государственной думой ежегодных программ внешних заимствований
Новые нормы по управлению внешним долгом были внесены в августе 2000 г. в
Бюджетный кодекс РФ. Они предусматривают выделение в программе государственных
внешних заимствований РФ всех тех заимствований, объем которых превышает 10
млн. долл. США, и обязательств по реструктуризации долга РФ, если их объем
превышает 10 млн. долл. США. Кодексом также предусматривается, что договоры
(соглашения) о реструктуризации либо списании задолженности РФ иностранным
кредиторам подлежат ратификации, если они не были включены в данную программу
на очередной финансовый год, а размер реструктурируемого обязательства
превышает 10 млн. долл.
.2 Формирование единого реестра государственного долга
Проблеме разработки системы управления государственным долгом РФ стало
уделяться внимание еще во второй половине 90 -х гг.
Так в постановлении Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 "О
единой системе управления государственным долгом Российской Федерации" отмечалось,
что в целях оптимизации расходов федерального бюджета на обслуживание
государственного долга Правительству РФ необходимо создать в Министерстве
финансов РФ единую систему управления государственным долгом. Этим
постановлением Минфину РФ предписывалось обеспечить единство планирования и
учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и
внутренних государственных заимствований. Однако до сих пор такая система не
создана.
Единая система управления государственным долгом позволила бы
сконцентрировать и обрабатывать всю информацию, которая находится в различных
структурах (Минфине, Центральном Банке, Внешэкономбанке и т.п.), в одном месте.
Наряду с информацией обо всех видах государственных заимствований она должна
содержать показатели:
1. поступления и расходования бюджетных средств;
2. движения валютного курса;
. состояния платежного баланса;
. характеристики мирового финансового рынка, включая его долговой
сегмент;
. характеристики новых программ международных финансовых организаций
по облегчению долгового бремени и хода реструктуризации 6. долгов различных
стран мира и т.п.
Основными целями управления государственным долгом Российской Федерации
являются:
1. сохранение объема государственного долга на экономически безопасном
уровне;
2. сокращение стоимости обслуживания государственного долга
Российской Федерации;
. обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме
по как можно более низкой стоимости на средне- и долгосрочную перспективу.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с
бюджетным процессом, поскольку долговая политика и система управления
государственным долгом непосредственно влияет на формирование бюджетной
политики. С учетом этого политика в области управления государственным долгом и
система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования
обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного
процесса.
Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и
реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных
элементов формирования и проведения бюджетной политики.
Достижение целей по сокращению стоимости обслуживания государственного
долга и по сохранению объема государственного долга на экономически безопасном
уровне возможно при выполнении системой управления государственным долгом
следующих задач:
1. повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем
и внешнем рынках;
2. дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в
связи с реформой пенсионной системы;
. оптимизация структуры государственного долга Российской
Федерации;
. сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
. обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области
управления государственным долгом и государственных заимствований;
. развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов
управления долгом.
Упомянутые задачи могут быть реализованы только в случае создания и
совершенствования следующих элементов системы управления государственным долгом:
1. совершенствование правовых основ в области управления долгом;
2. создание единой и централизованной организационной структуры и
четких механизмов управления долгом;
. создание единой системы учета государственного долга и единой
базы данных по учету государственного долга;
. создание единой системы анализа рисков в области управления
долгом и финансового анализа долговых операций и заимствований;
. формирование интегрированной и унифицированной системы
стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом
и оценки эффективности заимствований;
. совершенствование механизмов взаимодействия системы управления
долгом с системой кассового управления средствами бюджета;
. создание системы и механизмов взаимодействия, включая межведомственные
и внутриведомственные процедуры управления государственным долгом,
денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными
резервами;
. создание системы учета в секторе государственного управления,
основанной на принципе начисления;
. внедрение интегрированной системы по аналитическому учету
федеральных, муниципальных долговых обязательств и заимствований
негосударственного сектора экономики.
Таким образом, система управления государственным долгом и активами в
перспективе должна представлять собой единую систему в методологическом,
учетном и организационном плане.
Заключение
Проблема государственного долга является одной из основных
проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы
экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и
бюджетной политики.
Причины появления государственного долга: внешние и
внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация
процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств,
принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно
связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных
понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного
долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск
оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и
положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность
позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный
национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются
внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают
положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований
отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах,
которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения
реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в
частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные
экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и
регулирования экономического цикла.
Система управления государственным долгом Российской
Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
процедура принятия основных параметров управления государственным долгом
Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления
государственным долгом в течение планового года.
В последние годы наметились качественно новые тенденции в
сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным
механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций -
мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств,
использование налоговой системы, активных методов реструктуризации
заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом
должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме
воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося
дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых
заимствований.
Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое
образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы
методов для его регулирования.
Внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной
валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований
и управления государственным долгом Российской Федерации на 2009-2011 годы
направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение
абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного
внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними,
развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов
долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней
денежной массы в целях снижения инфляции.
Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте
Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего
долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к
концу 2011 года. Основными направлениями долговой политики на 2009-2011 годы
стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2011
год.
Разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово
- экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и
общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность
корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований
Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно
определить направления долговой стратегии.
Управление государственным долгом является частью системы
управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный
долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником
экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную
взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической
безопасности Российской Федерации.
Качественное и эффективное управление долгом означает не
только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на
обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание
прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и
механизмов публичного раскрытия информации о долге.
Российская Федерация будет стремиться к проведению
максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни
долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем
и внешнем рынках в интересах бюджета Российской Федерации.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31
июля 1998 г. №145-ФЗ (с изменениями от 3 декабря 2013 г.) [Электронный ресурс]
Документ опубликован не был. Доступ из спр. - правовой системы
"Гарант"
2. Федеральный закон Российской Федерации от
13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов" [Электронный ресурс]. Документ
опубликован не был. Доступ из спр. - правовой системы "Гарант".
. Федеральный закон Российской Федерации
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов" [Электронный ресурс]. Документ
опубликован не был. Доступ из спр. - правовой системы "Гарант".
. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. №
204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов" [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из спр. -
правовой системы "Гарант".
. Федеральный закон Российской Федерации
от 17 июля 2009 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов" [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из спр. -
правовой системы "Гарант".
. Астапов К. Управление внешним и
внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные
отношения. - 2008. - №2
. Бескова И.А. Анализ управления
государственным долгом Российской Федерации // Финансы. - 2009. - №2. - С.
72-73.
. Вавилов А. Государственный долг: Уроки
кризиса и принципы управления. - М., 2009. - 304 с.
. Вавилов А. Принципы государственной
долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2011. -
№8. - С. 46-63
. Воронин Ю. Управление государственным
долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. - 2011. - №1. - С. 58-67.
. Дробозина Л.А. Финансы. - М.: ЮНИТИ,
2008. - 132с.
. Зайцев А., Тресков В. Проблемы
бюджетного федерализма. // Финансы.
. Лаврушин И.О. "Деньги, кредит,
банки". - М.: Финансы и статистика, 2010г. - 326с.
. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник.
"Финансы", Издательское объединение "ЮНИТИ", 2009. - 250с.
. Родионова В.М. Управления
государственным долгом - М.: "Финансы и статистика", 2012. - 285с.
. Финансы. Денежное обращение. Кредит /
под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -
287с.
. Хайхадаева О.Д. Государственный долг
Российской Федерации. - С. Пб.: Норма, 2008. - 197с.
. Ходов Л.Г. Государственное регулирование
национальной экономики. - М.: Экономист, 2008. - 374с.
. Экономика и бизнес. Под редакцией
Камаева В.Д. - М., 2011. - 312с.
. Экономико-политическая ситуация в
России. - М.: ИЭПП, 2012. - 296с.
21. Официальный
сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.minfin.ru <http://www.minfin.ru>.
22. Официального сайта Счетной Палаты РФ
<http://www.ach.gov.ru>. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: www.ach.gov.ru.
. Официальный
сайт ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru
<http://www.cbr.ru>
. Официальный
сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.government.ru.
. Программа
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2009-2011 годы). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.akdi.ru.