Управление государственным внешним долгом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление государственным внешним долгом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Филиал в г. Калуге

Кафедра экономико-управленческих и правовых дисциплин






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: Управление государственным внешним долгом


Выполнил: студент группы

ФО-307 очного отделения

Панамарчук Олег Валерьевич

Проверил:

Гагарина С.Н.



Калуга 2010

Содержание

Введение

. Теоретические основы управления государственным внешним долгом

.1 Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

.2 Сущность и методы управления государственным внешним долгом

.3 Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

Выводы

. Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

.1 Анализ динамики государственного внешнего долга за период с 1995 года по настоящее время

.2 Анализ структуры государственного внешнего долга России

.3 Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

Выводы

. Разработка мероприятий по совершенствованию управления государственным внешним долгом

.1. Основные направления повышения эффективности управления государственным внешним долгом

Выводы

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Представленная работа посвящена теме управления государственным внешним долгом. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современных достаточно сложных условиях мирового финансового кризиса, когда исполнение федерального бюджета множества стран прогнозируется с дефицитом, особую актуальность приобретает задача управления государственным внешним долгом. От эффективности ее решения напрямую зависят показатели макроэкономической стабильности и перспективы роста экономики страны. Возросшая нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще более усугубляет положение суверенных должников, существенно уменьшая их возможности обслуживания внешних обязательств. И в данной ситуации главным является определение общей стратегии на поиск оптимального решения. В связи с этим осознание фундаментальных истоков проблемы, ошибок, и изучение зарубежного опыта урегулирования подобных вопросов, представляется весьма актуальным и объективно необходимым для успешного разрешения данной проблемы.

Объектом исследования курсовой работы является государственный внешний долг Российской Федерации.

Предметом исследования выступают финансовые отношения, возникающие в процессе управления государственным внешним долгом России.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию механизма управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

-    изучение теоретических основ управления государственным внешним долгом;

-       изучение зарубежного опыта управления государственным внешним долгом;

-       осуществление анализа динамики и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации;

-       определение направлений повышения эффективности управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам государственного долга и управления внешними долговыми обязательствами, таких как: Г.Б. Поляка, И.Д. Мацкуляка, М.В. Романовского, О.В. Врублевской, М.П. Афанасьева, В.К. Ломакина, Г.П. Рыбалко, Ф. Друди, Р. Барро.

Методологической основой исследования явились общенаучные методы и межнаучные методы: анализ и синтез, статистические методы.

Курсовая работа изложена на 40 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, и содержит: 2 таблицы, 3 рисунка, 1 приложение.

1. Теоретические основы управления государственным внешним долгом

.1 Сущность государственного внешнего долга, его экономические и финансовые последствия

С появлением государства возникли и его потребности, которые необходимо было финансировать, что способствовало появлению таких финансовых категорий, как государственные налоги, расходы, бюджет. Развитие государства привело к расширению его функций, росту потребностей. Это вызвало увеличение государственных расходов.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Государственный долг - это временная мобилизация государством дополнительных средств для покрытия своих расходов (правительственные займы).

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а так же долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний государственный долг. Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, но оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте. Внешний государственный долг - это сумма финансовых обязательств одного государства по отношению к другим. Он должен быть погашен в определенный срок и его погашение осуществляется свободно конвертируемой валютой.

Государственный внешний долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

-    номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

-    объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

-       объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Величина государственного внешнего долга зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего государственного долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли - это служит одним из факторов изменения общей величины этого долга.

Увеличение государственного внешнего долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Также он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок. Поэтому государство должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях, тем более сейчас, в условиях глобального финансово-экономического кризиса.

Внешние заимствования приводят к увеличению объема финансовых ресурсов страны и позволяют увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги. Вместе с тем они могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата полученных ранее кредитов.

Последствия государственного внешнего долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Рост государственного внешнего долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.

ü поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений).

ü  отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики.

ü  возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга.

ü  происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг.

ü  происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Постоянное использование внешних займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного метода, вследствие этого нужно искать наиболее эффективные методы управления данной проблемой.


Существование государственного внешнего долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным внешним долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга.

Целью управления государственным внешним долгом является нахождение оптимального состояния между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным внешним долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов России с помощью определенных методов. Правительство Российской Федерации в «Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным внешним долгом:

сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне;

сокращение стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме.

Методы управления государственным внешним долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления. Они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием.

Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления государственным внешним долгом: консолидация займов, реструктуризация, рефинансирование, конверсия займов, аннулирование. Управление государственным внешним долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

Рис. 1. Методы управления государственным внешним долгом

Из всего многообразия существующих методов управления государственным внешним долгом в Российской Федерации применяется метод конверсии. Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками.

конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;

Меры, направленные на поддержание платёжеспособности кредиторов в средней и долгосрочной перспективе, получили название пересмотра (реструктуризации) долга.

Реструктуризация государственного внешнего долга включает сочетание различных мер:

·    перенос платежей, т. е. перенос сроков платежей основной части долга, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний период по сравнению с первоначально согласованным;

·    сокращение долга - снижение суммы невыплаченной задолженности путем либо прямого списания (прощения) части долга, либо продажи его со скидкой на вторичном рынке, либо перевод (конверсия) в какие - либо национальные активы страны (ценные бумаги, акции должника); Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

·        рекапитализация - обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов;

·        взаимозачет, или обмен в национальной валюте одного долга на другой.

Данные операции направлены на достижение основной цели - восстановление кредитоспособности и платежеспособности развивающихся стран, укрепление позиций ТНК в странах - должниках. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;

рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;

аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные выше приемы управления государственным долгом (кроме конверсии), так как такие методы ведут к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдается только в тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

Обычно используются такие методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

1.3 Зарубежный опыт управления государственным внешним долгом

Управление государственным внешним долгом является одним из важных направлений финансовой политики любого государства. История многих стран служит иллюстрацией того, что неэффективность структуры государственного внешнего долга в плане сроков погашения, валют или процентных ставок и значительных, не обеспеченных резервами, условных обязательств были важными факторами зарождения или распространения экономических кризисов.

Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного внешнего долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства. Долг, выраженный в иностранной валюте, связан с особым риском, и чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс и/или напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте.

Кризисы на рынках долговых инструментов выявили значение надежных методов управления долгом и потребность в эффективно работающем и надежном рынке капитала. Хотя политика управления государственным внешним долгом не всегда была единственной или даже главной причиной возникновения этих кризисов, структура сроков погашения, процентный и валютный состав портфелей долговых обязательств правительства нередко способствовали обострению кризиса. Даже в ситуациях с надежными макроэкономическими рамками рискованные методы управления долгом усугубляют уязвимость экономики при экономических и финансовых потрясениях.

В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджета и связанного с этим роста государственного внешнего долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что обуславливает необходимым изучения многообразного опыта управления государственным внешним долгом в западных странах.

Одним из подходов в управлении государственным долгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, обычно не вызывает опасений задолженность от 50 до 70 % ВВП.

Государственный долг в странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, находится в целом на уровне свыше 60 % ВВП. Например, в Финляндии он составляет около 56 %, во Франции - 58 %, Германии - 61 %, Испании - 69 %, в Италии - 122 %. При этом Италия обязалась вдвое снизить свой долг к 2016 году. В США государственный долг (деньги, которые должно федеральное правительство США <#"554012.files/image002.jpg">

Рис. 2. Динамика государственного внешнего долга России за период с 1995 по 2010 гг.

В течение исследуемого периода с 1995 года по 2010 год, государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился на 82,229 млрд. долларов США или на 68,58 %.

С 1995 года до 1999 года наблюдается тенденция увеличения объема государственного внешнего долга Российской Федерации, увеличение составило 29,4 млрд. долларов США или 24,52 %.

Среднегодовой темп роста государственного внешнего долга РФ в период с 1995 по 1999 гг. составил 105,6 %. Ежегодно долг в среднем увеличивался на 5,6 %, что в абсолютном выражении составляет 7,35 млрд. долларов США.

Вместе с тем в 1998 году величина государственного внешнего долга России по сравнению с 1997 годом снизилась на 1,6 млрд. долларов США или 1,27 %.

Значительное увеличение объема государственного внешнего долга Российской Федерации произошло в период с 1 января 1998 года по 1 января 1999 года, когда государственный внешний долг увеличился на 25,8 млрд. долларов США или на 20,89 %, а по сравнению с 1995 годом увеличение составило 29,4 млрд. долларов США или 24,52 %.

Это произошло в связи с экономическим кризисом 1998 года в Российской Федерации, также называемым «Дефолт». Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Собственно датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, обанкротились многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

С 1999 года по 2010 год наблюдается тенденция снижения объема государственного внешнего долга Российской Федерации.

Среднегодовой темп роста государственного внешнего долга РФ в период с 1999 по 2010 гг. составил 88,2 %. Среднегодовое снижение за исследуемый период составляет 11,8 %, что в абсолютном выражении составляет 10,14 млрд. долларов США.

Если на 1 января 1999 года объем государственного внешнего долга Российской Федерации составлял 149,3 млрд. долларов США, то уже на 1 января 2010 года его объем составил 37,671 млрд. долларов США. Следовательно, объем государственного внешнего долга России за исследуемый период с 1999 по 2010 год, снизился на 111,629 млрд. долларов США или 74,7%.

Значительное снижение государственного внешнего долга Российской Федерации произошло в период с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года, когда объем государственного внешнего долга России, снизился на 37,6 млрд. долларов США и составил 76,5 млрд. долларов США на 1 января 2006 года. По сравнению с 1995 годом снижение составило 43,4 млрд. долларов США или 36,2 %.

.2 Анализ структуры государственного внешнего долга России

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

·    Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

·        Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

·        Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

·        Государственным гарантиям Российской Федерации;

Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Рис. 3. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2010 г.

По состоянию на 1 января 2010 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 74,3 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 11,02 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,07 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

Таблица 2 Динамика структуры государственного внешнего долга России в 2000 г. и 2010 г. (на начало года, млрд. долларов США)

наименование задолженности

2000

2010


долг на начало года

удельный вес в общем объеме долга (%)

долг на начало года

удельный вес в общем объеме долга (%)

Задолженность по кредитам правительств иностранных государств

60,8

40,98

4,1503

11, 02

задолженность странам - участницам Парижского клуба

28,84

0,9998

2,66

задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

3,7

2,5

1,8204

4,83

задолженность бывшим странам СЭВ

14,3

9,64

1,3301

3,53

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

35

23,6

0,8305

2,2

задолженность кредиторам Лондонского клуба

29

19,55

0

0

коммерческая задолженность

6

4,05

0,8305

2,2

Задолженность по кредитам международных финансовых организаций

19,4

13,07

3,7939

10,07

Государственные ценные бумаги

26,8

18,05

28,0149

74,3

еврооблигационные займы

15,7

10,55

26,24

69,6

задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

11,1

7,5

1,7753

4,7

Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации

6,4

4,3

0,8814

2,3

Государственный внешний долг Российской Федерации - всего:

148,4

100

37,671

100


В структуре ГВД РФ, задолженность по основной сумме государственного долга России, оформленного в государственные ценные бумаги, на 1 января 2010 года составляет 28,01 млрд. долларов США или 74,3 % от общей суммы ГВД РФ. По сравнению с 2000 годом удельный вес в общем объеме долга увеличился более чем в 2,5 раза.

В состав государственных ценных бумаг включены еврооблигационные займы и задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). ОВГВЗ выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является министерство финансов Российской Федерации. На 1 января 2010 года, задолженность по ОВГВЗ составляет 1,77 млрд. долларов США или 4,7 % от общей суммы ГВД РФ.

Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие среднесрочное или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств, в структуре государственного внешнего долга России, составил на 1 января 2010 года 26,2 млрд. долларов США или 69,6 % от общей суммы ГВД РФ.

Долг по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, на 1 января 2010 года составил 4,15 млрд. долларов США или 11,01 % от общей суммы ГВД РФ. В общем объеме долговых обязательств по этим кредитам, основной объем долга составляют обязательства перед странами, не вошедшими в Парижский клуб, на 1 января 2010 года долг составил 1,82 млрд. долларов США или 4,83 % от общей суммы ГВД РФ. Объем задолженности перед странами - бывшим членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) по состоянию на 1 января 2010 года составил 1,33 млрд. долларов США, по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года объем долга сократился более чем в 10 раз.

Задолженность перед странами - членами Парижского клуба, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Российская Федерация, на 1 января 2010 года составила 999,8 млн. долларов США или 2,66 % от общей суммы ГВД РФ. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительствами страховыми организациями. Двойственное положение Российской Федерации в Парижском клубе заключается в том, что Россия выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других. По сравнению с состоянием на 1 января 2000 года удельный вес в общем объеме долга уменьшился более чем в 10 раз.

Существенное снижение задолженности пред странами членами Парижского клуба наблюдалось в период с 1 января 2005 года по 1 января 2007 года. В течение этого периода объем выплат составил 44,4 млрд. долларов США. (В 2005 году объем выплат составил 22,3 млрд. долларов США. В 2006 году объем выплат составил 22,1 млрд. долларов США).

Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций, включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

·    Международный валютный фонд (МВФ);

·        Международный банк реструктуризации и развития (МБРР);

·        Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1994 году. Российская Федерация вступила в МВФ и Всемирный банк в 1992 году.

Задолженность по кредитам международных финансовых организаций на 1 января 2010 года оставила 3,8 млрд. долларов США или 10,07 % от общей суммы ГВД РФ. Значительное снижение объема долга перед международными финансовыми организациями наблюдалось в период с 1 января 2004 по 1 января 2006 года, тогда долг сократился с 12,1 млрд. долларов США в 2004 году и до 5,7 млрд. долларов США в 2006 году.

На 1 января 2010 года наименьший удельный вес в структуре ГВД занимает задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм. Она включает в себя коммерческую задолженность и до 2001 года включала обязательства перед Лондонским клубом кредиторов. На 1 января 2010 года объем долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составил 830,5 млн. долларов США или 2,2 % от общей суммы государственного внешнего долга Российской Федерации. Значительное снижение объема долга было в 2000 году, на 29,1 млрд. долларов США. Это произошло в связи с досрочным погашением обязательств перед Лондонским клубом.

К сожалению, в Российской Федерации до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, развитием экономики и с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

В Российской Федерации внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, так как в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом, ситуация изменилась в пользу еврооблигаций.

В целом можно выделить и положительные моменты в вопросе государственного внешнего долга: снижается общий объем долга; повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ); снижается долговая нагрузка на экономику.

.3 Анализ управления государственным внешним долгом Российской Федерации

При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.

В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года 74,3% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.

Положительным моментом в сфере управления государственным внешним долгом РФ является значительное снижение доли государственной задолженности по кредитам, полученным от правительств иностранных государств. По состоянию на 1 января 2010 года этот долг составил 11,02% от общей суммы государственного внешнего долга России. Вследствие этого управление нерыночной частью долга представляется возможным с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.

Несмотря на достигнутые в течение последних лет положительные результаты по совершенствованию системы управления государственным внешним долгом, сохраняется ряд факторов, отрицательно влияющих на проведение эффективной политики в области государственных заимствований и управления государственным долгом.

Эти факторы могут быть разделены на внешние по отношению к системе управления государственным внешним долгом и внутренние, характеризующие эффективность самой системы управления государственным долгом.

К числу внешних факторов относятся:

§ высокая степень зависимости платежеспособности России от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья;

§ отсутствие устойчивого доступа России на международные рынки капитала на благоприятных условиях;

§  недостатки в законодательном разграничении компетенции органов государственной власти в области управления государственным внешним долгом;

§  отсутствие механизма координации заемной и кредитно-денежной политики на среднесрочную перспективу, включающего определение полномочий, процедур и методов взаимодействия, мер ответственности органов государственной исполнительной власти и Банка России, а так же четкого порядка обмена информацией между ними;

§  недостаток квалифицированных кадров в системе управления государственным внешним долгом и низкий уровень технического и технологического обеспечения.

Внутренние факторы:

§ отсутствие единого механизма управления государственным внутренним и государственным внешним долгом;

§ наличие нескольких не интегрированных между собой баз данных по государственному внешнему долгу в Минфине России, Банке России и Внешэкономбанке;

§  неразвитые процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой ситуации;

§  отсутствие механизма регулирования, мониторинга и оценки субфедеральных, региональных, муниципальных и корпоративных заимствований.

Действие указанных факторов предопределяет уязвимость долгового положения России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, неспособность сложившейся системы управления государственным внешним долгом предотвратить или смягчить кризисы при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Значительные колебания котировок рыночных долговых обязательств Российской Федерации также обуславливают необходимость реформирования системы управления государственным внешним долгом с целью пересмотра принципов ее функционирования с учетом мирового опыта и особенностей текущего положения страны.

Выводы

Государственный внешний долг разнороден, составляющие его элементы нуждаются в специфических механизмах регулирования с использованием различных финансовых инструментов. Многие составляющие имеют высокую степень неопределенности и нуждаются в специальном анализе для выбора наиболее эффективных методов решения.

На основе проведенного анализа управления государственным внешним долгом можно выделить положительные моменты: сохраняется тенденция к сокращению государственного внешнего долга; повышается доля рыночных инструментов.

Так же существуют факторы, отрицательно влияющие на проведение эффективной политики в области управления государственным внешним долгом. К ним можно отнести: значительную степень зависимости платежеспособности России от состояния мировых рынков энергоносителей и сырья; отсутствие единого механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, и неразвитые процедуры долгосрочного планирования заимствований и моделирования долговой ситуации.

Существует необходимость реформирования системы управления ГВД. Основным результатом реформирования должно явиться улучшение репутации Российской Федерации на международных рынках; существенное уменьшение рисков, связанных с заимствованиями и управлением ГВД.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления государственным внешним долгом

.1 Основные направления повышения эффективности управления государственным внешним долгом

Управление государственным долгом должно быть системным и требует формирования специальной стратегической программы. Стратегия управления государственным внешним долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с возможностями страны по его обслуживанию и погашению.

Стратегическая программа уменьшения чрезмерного государственного внешнего долга должна быть согласована с методами управления государственным внешним долгом и с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.

На первый план выходят следующие методы регулирования государственного внешнего долга:

·    сбалансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой, имея в виду стабилизацию и возможность уменьшения государственного внешнего долга;

·        определение и использование стабилизационных инструментов с целью управления динамикой долга;

·        возможность рефинансирования задолженности государства;

·        меры по реструктуризации государственного внешнего долга;

·        уменьшение расходов по обслуживанию государственного внешнего долга с учетом инфляционного обеспечения основной суммы долга и затрат на его обслуживание;

·        сокращение государственных расходов;

·        использование источников валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;

·        контроль за заимствованиями на региональном уровне;

·        контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.

Российская Федерация может выйти из долговой зависимости за счет собственных средств. Однако нужно грамотно оценивать масштабы и возможности реструктуризации долга, целесообразность рефинансирования внешнего долга за счет новых займов, возможности и условия привлечения внутренних займов и другие вопросы. В целях более уверенного управления государственным внешним долгом может быть создан государственный фонд погашения долга. Основной задачей таких фондов будет ответственное и упорядоченное погашение государственного внешнего долга. Вместе с тем фонды погашения могут иметь инвестиционный портфель, используемый для управления ликвидностью и максимизации доходов по ценным бумагам. Подготовка такой программы требует системной работы квалифицированных специалистов.

Основная задача реформирования и развития системы управления государственным внешним долгом заключается в усилении государственного влияния и контроля за государственным долгом и заимствованиями, а так же постепенном снижении зависимости федерального бюджета Российской Федерации от ситуации на мировых рынках капитала.

Оптимизация стоимости обслуживания государственного внешнего долга и сохранение объема государственного внешнего долга на экономически безопасном уровне требует решения в процессе управления государственным внешним долгом следующих задач:

§ повышение эффективности государственных заимствований на внешнем рынке;

§  оптимизация структуры и стоимости обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

§  обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственными заимствованиями;

§  развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

На решение этих задач может быть направлено создание и совершенствование следующих элементов системы управления государственным внешним долгом:

1.   Совершенствование правовых основ в области управления долгом.

2.       Создание единой и централизованной организационной структуры и четких механизмов управления ГВД.

.        Создание единых системы учета ГВД и базы данных по учету ГВД.

.        Создание единой системы анализа рисков в области управления долгом и финансового предварительного и последующего анализа долговых операций и заимствований.

.        Формирование интегрированной и унифицированной системы стратегического планирования в сфере управления ГВД и оценки эффективности заимствований.

.        Совершенствование механизмов взаимодействия управления ГВД с системой кассового исполнения федерального бюджета.

.        Создание системы и механизмов взаимодействия (включая межведомственные и внутриведомственные процедуры) управления государственным долгом, денежно-кредитной политикой и политикой в области управления золотовалютными резервами.

Учитывая большое влияние «долгового фактора» на социально-экономическое развитие страны, а также возможные политические и финансовые последствия в случае возникновения кризисной ситуации, в процессе проведения заемной политики Российская Федерация должна опираться на следующие принципы:

Общие принципы:

-   обеспечение экономической безопасности РФ;

-       единство внутренней и внешней заемной и долговой политики как части финансово-бюджетной политики РФ;

-       координация на этапах формирования и реализации заемной и долговой политики Правительства РФ с денежно-кредитной политикой Банка России;

-       диверсификация источников и методов заимствований;

-       транспарентность принятия решений и информационная открытость в вопросах формирования заемной политики и политики по управлению ГВД.

Финансово-экономические принципы:

-   обеспечение экономической и финансовой эффективности и экономической целесообразности заимствований;

-       использование заимствований на цели покрытия дефицита федерального бюджета;

-       поддержка вторичного рынка долговых обязательств, эмитированных Российской Федерацией.

Административные и организационные принципы:

-   единство планирования внутренних и внешних заимствований как неотъемлемой части бюджетного процесса и бюджетной политики РФ;

-       разграничение полномочий и ответственности государственных исполнительных и законодательных органов власти, а также контролирующих органов в сфере формирования и реализации заемной и долговой политики;

-       регулярная оценка и мониторинг результатов заимствований и операций по погашению и обслуживанию ГВД;

-       регулярный анализ и активное управление рисками, связанными с государственными заимствованиями и структурой ГВД.

Выводы

Проблема повышения эффективности управления государственным внешним долгом остается актуальной. Управление государственным долгом - важная составляющая при формировании параметров бюджета и их реализации. Необходимо создать единую систему управления государственным внешним долгом Российской Федерации, включающую всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным внешним долгом.

Единая система управления государственным внешним долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а при возникновении потребностей государства в заемных средствах - их удовлетворение на максимально выгодных для страны условиях.

Заключение

В современных условиях наличие значительного по величине государственного внешнего долга является неотъемлемым атрибутом экономического развития целого ряда государств. В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга.

В одних случаях увеличение внешней задолженности сопровождается позитивными изменениями в национальном хозяйстве, в большинстве других - превращается в непосильную ношу для экономик этих стран.

Как показывает мировой опыт, чрезмерные уровни государственного внешнего долга ведут к повышению процентных ставок и могут отрицательно сказаться на реальных объемах производства. Долг, выраженный в иностранной валюте, связан с особым риском, и чрезмерная зависимость от долга, выраженного в иностранной валюте, способна привести к давлению на обменный курс и (или) напряженности в денежно-кредитной сфере в том случае, если инвесторы не пожелают рефинансировать задолженность правительства в иностранной валюте.

Возросшая в связи с мировым финансово - экономическим кризисом, нестабильность мировых финансовых и товарно-сырьевых рынков еще больше усугубляет положение суверенных должников, существенно уменьшая их возможности по обслуживанию внешних обязательств.

Начало 90-х в России ознаменовалось переходом страны к активному осуществлению внешних займов. В тоже время этот процесс дополняется экспансией внутреннего долга. И в результате таких процессов Российская Федерация оказалась одним из крупнейших должников мира со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Однако отказ от исполнения взятых на себя обязательств, в сложившихся обстоятельствах, нельзя признать оптимальным решением данного вопроса. Найти выход из данной ситуации, сохранив при этом занимаемые на международной арене позиции - в этом состоит одна из важнейших задач деятельности российского правительства.

Решение данного вопроса подразумевает не только урегулирование текущих требований иностранных кредитов (решение тактических задач), но и одновременно реализацию государственной программы экономического развития страны, которая наилучшим образом способствовала бы сокращению размеров внешнего долга.

Основными задачами по управлению государственным внешним долгом в ближайшее время будут являться:

·        сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

·              оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

·              оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

·              рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

·              повышение эффективности использования заемных средств.

Решение этих задач требует проведения на постоянной основе анализа состояния и изменения объема и структуры государственного внешнего долга России. В связи с этим, осознание фундаментальных истоков проблемы, ошибок обусловивших ее эволюцию и изучение зарубежного опыта урегулирования подобных вопросов, представляется весьма актуальным и объективно необходимым для успешного разрешения проблемы внешней задолженности.

Список использованных источников и литературы

Источники

1.   Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус, 2010. - 256 с.

Литература

2.   Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики (080100) и менеджмента (080500) / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 639 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3.       Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 640 с.

.        Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060400 «Финансы и кредит» / Под ред. Г.Б. Поляка. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 375 с.

.        Финансы, налоги и кредит: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Под общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 656 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации).

.        Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт - Издат, 2007. - 543 с.

.        Афанасьев, Мст.П. Бюджет и бюджетная система: учебник - 2-е изд., перераб. / Мст.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст.П. Афанасьев. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 777 с. - (Университеты России).

.        Ломакин, Виктор Кузьмич. Л74 Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 671 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

.        Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2010. - 628 с.

Справочные и информационные издания

10. «Финансовый контроль» ежемесячный финансово - экономический журнал. Июнь 2009г. № 7 (92).

11.     «Финансовый контроль» ежемесячный финансово - экономический журнал. август 2009г. № 8 (93).

.        Рыбалко Г.П. «Зарубежный опыт управления государственным долгом» // Финансы, №6, 2008. -97 с.

.        Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. Ст./Росстат. - М., 2009. - 795с.

Приложения

Укрупненная структура государственного внешнего долга в период с 2000 по 2010 гг. (на начало года, млрд. долларов США)


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Задолженность по кредитам правительств иностранных государств

60,8

63,6

56,8

52,4

54,7

53,9

30,8

8,3

5,5

4,7

4,1503

задолженность странам - участницам Парижского клуба

42,8

46,1

42

44,7

47,7

47,5

25,2

3,1

1,4

0,9998

задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб

3,7

3,7

3,6

3,6

3,6

3,6

3,5

3,3

2,2

1,9

1,8204

задолженность бывшим странам СЭВ

14,3

13,8

11,2

4,1

3,4

2,8

2,1

1,9

1,5

1,4

1,3301

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

35

5,9

6

3,4

3,8

2,2

1,1

0,8

0,7

1,2

0,8305

задолженность кредиторам Лондонского клуба

29

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

коммерческая задолженность

6

5,9

6

3,4

3,8

2,2

1,1

0,8

0,7

1,2

0,8305

Задолженность по кредитам международных финансовых организаций

19,4

16,2

14,9

13,9

12,1

9,7

5,7

5

4,6

3,7939

Государственные ценные бумаги

26,8

47,2

45,2

46,2

43

42,4

38,6

37

33,1

29,5

28,015

еврообл-е займы

15,7

36,4

35,3

37

35,7

35,3

31,5

31,9

28,6

27,7

26,24

задолженность по ОВГВЗ

11,1

10,8

9,9

9,2

7,3

7,1

7,1

4,9

4,5

1,8

1,7753

Задолженность по кредитам Центрального банка Российской Федерации

6,4

6,4

6,4

6,2

6,2

5,9

0,3

0,6

0,6

0,6

0,8814

Государственный внешний долг Российской Федерации - всего:

148,4

139,3

129,3

122,1

119,8

114,1

76,5

52

44,9

40,6

37,671


Похожие работы на - Управление государственным внешним долгом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!