Управление государственным долгом. Система и источники финансового права

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,73 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление государственным долгом. Система и источники финансового права

Федеральное агентство по образованию

"Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"

Нижегородский колледж экономики, статистики и информатики - филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

"Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)"

(Нижегородский филиал МЭСИ)






КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИНАНСОВОЕ ПРАВО"



Выполнил: студент группы 07ВФ008

Научный руководитель: преп.


Нижний Новгород

Содержание

Раздел I. Теоретическая часть

1.1 Система и источники финансового права

1.1.1 Понятие системы финансового права и ее характеристика

1.1.2 Источники финансового права и их характеристика

1.2 Управление государственным долгом

1.2.1 Государственный долг: понятие, виды, формы

1.2.2 Методы управления государственным долгом

Раздел II. Тест

Раздел III. Задачи

Список литературы

Раздел I. Теоретическая часть

1.1 Система и источники финансового права

1.1.1 Понятие системы финансового права и ее характеристика

Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренним согласованием и строением. Следовательно, система финансового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Система финансового права позволяет выявить, из каких подотраслей и институтов состоит данная отрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе финансового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.

Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления; в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования. В то же время нормы финансового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат, прежде всего, разнообразие и специфика финансовых отношений. Поэтому финансовое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.

В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципальный кредит; обязательное государственное страхование; организация денежного обращения и расчетов; валютное регулирование и валютный контроль.

Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.

1.1.2 Источники финансового права и их характеристика

Источники финансового права Российской Федерации - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Важнейший источник финансового права - Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Нормы конституционного права, гарантирующие свободу предпринимательства и иной не запрещенной законом деятельности, обеспечивающие право частной собственности, являются фундаментальными основополагающими принципами, определяющими, в частности, и природу финансовых правоотношений. Не менее важно запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.34). Нормы конституционного права закрепляют обязательность уплаты установленных налогов и сборов, принципы организации обращения финансов, систему принятия законов, связанных с бюджетным финансированием, и т.д. (ст. ст.57, 74, 75, 104). Особое внимание в конституционном праве уделено бюджетной деятельности, системе разработки и принятия бюджета. В конституциях национально - государственных образований и уставах административно-территориальных объединений - субъектов РФ - вопросы бюджетного права также нашли отражение, что соответствует федеральной конституции.

Источником финансового права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Кодекс содержит нормы права, определяющие такие категории, как "юридическое лицо", "физическое лицо", "хозяйственные товарищества" и т.п. Без соответствующих дефиниций кодекса в принципе невозможно осуществление правового регулирования, в том числе и регулирования финансовых правоотношений. Кроме того, кодекс прямо регулирует правоотношения между субъектами финансового права - предпринимателями и государственными органами. Это относится, в частности, к статьям, определяющим права сторон при заключении государственного контракта (ст. ст.17-65, 525-534).

Нормы финансового права содержит Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 01.01.97 г., это в частности ст.172, говорящая о незаконной банковской деятельности, ст.176, устанавливающая ответственность за незаконное получение кредита, и другие.

Среди источников российского финансового права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года (с изменениями и дополнениями), в частности, его статьи, связанные с валютным регулированием, нарушением государственной дисциплины цен, и другие.

Единой специальной кодификации финансового права в Российской Федерации не существует, вряд ли она в принципе возможна и целесообразна. По существу, особые специальные кодификации, представляющие собой единые законодательные акты, регулирующие финансовые правоотношения, - это Налоговый кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ.

В России с 1993 года действовал Таможенный кодекс Российской Федерации, с 1 января 2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс, существенно отличающийся многими трактовками важнейших понятий от предыдущего. Значительная часть действующих норм таможенной кодификации содержит положения финансового права.

Самостоятельными источниками финансового права являются некоторые федеральные конституционные законы и многочисленные федеральные законы, а также подзаконные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты государственных финансовых органов федерального значения - Центрального банка России, Министерства финансов РФ, некоторые акты Федеральных служб и Федеральных агентств. В качестве источников финансового права выступают акты исполнительной власти и акты легислатур субъектов РФ, акты муниципального самоуправления.

В российской правовой системе судебный прецедент не играет роли источника финансового права, т.к. по смыслу ст. ст.126 и 127 Конституции РФ высшие судебные ин станции - Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - в своих постановлениях дают лишь разъяснения по вопросам судебной практики. _

К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и другими государствами. В соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

1.2 Управление государственным долгом

1.2.1 Государственный долг: понятие, виды, формы

Понятие государственного долга

В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг

Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Государственный долг необходимо отличать от субфедерального долга, которым является государственный долг субъекта РФ, представляющий собой совокупность долговых обязательств соответствующего региона.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, а также по субфедеральным долгам друг друга, если указанные обязательства не были ими гарантированы.

Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти.

Согласно ст.97 БК РФ государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Органы государственной власти РФ обязаны использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

·кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

·государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

·договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

·переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

·соглашений и договоров, в т. ч. международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Гарантом платежеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счет имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Несмотря на то, что кредитные отношения государства обеспечиваются его казной, погашение долговых обязательств и их обслуживание осуществляется за счет доходов федерального бюджета. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга Российской Федерации.

Виды государственного долга

Государственный долг классифицируется на виды по нескольким основаниям.

В зависимости от срока погашения государственных долговых обязательств государственный долг подразделяется на:

капитальный, представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам;

текущий, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

В зависимости от срока привлечения государственные долговые обязательства подразделяются на:

краткосрочные - привлекаемые на срок до одного года;

среднесрочные - привлекаемые на срок от одного года до пяти лет;

долгосрочные - привлекаемые на срок от 5 до 30 лет.

В зависимости от валюты обязательств государственный долг подразделяется на: внутренний и внешний.

Внутренний долг

Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний государственный долг формируется главным образом за счет продажи государственных ценных бумаг с разными сроками действия. Подобный механизм позволяет правительству оперативно регулировать уровень государственного долга. При сохранении дефицита государственного бюджета погашение ранее выпущенных облигаций может осуществляться за счет поступлений от продажи новых государственных долговых обязательств. В случае превышения доходов бюджета над его расходной частью правительство, напротив, может уменьшать государственный долг, скупая часть ранее выпущенных ценных бумаг либо сокращая масштабы их новой эмиссии.

Формы внутреннего государственного долга

Основной формой государственного внутреннего долга являются государственные займы. Государственные займы - это кредитные отношения между государством (в лице Правительства) и его кредиторами - юридическими и физическими лицами, которые оформлены выпуском и размещением среди этих кредиторов государственных ценных бумаг.

Самый распространенный вид ценных бумаг по государственным займам - облигации внутреннего государственного займа. Полное и совершенное определение данного понятия дает ст.816 Гражданского кодекса:

"Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права".

Право выпуска облигаций (их эмиссии) принадлежит Правительству Российской Федерации, федеральному Министерству финансов, органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. В соответствии с эмитентом облигации получают наименование. Облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя.

Кроме облигаций, отношения займа между государством и физическими и юридическими лицами могут быть оформлены государственными казначейскими обязательствами.

Казначейские обязательства - вид государственных ценных бумаг, которые удостоверяют внесение их держателями денежных средств в бюджет и дают им право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Первая эмиссия казначейских обязательств была осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О выпуске казначейских обязательств" от 9 августа 1994 г. Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. При выпуске каждой серии устанавливается срок погашения обязательств, процентная ставка и номинальная стоимость. Реализуются казначейские обязательства, как среди физических, так и среди юридических лиц, т.е. их владельцами могут быть и те, и другие.

Самостоятельная форма государственного долга - прочие долговые обязательства, гарантированные Правительством Российской Федерации. Таким долговым обязательством являются, например, золотые сертификаты, выпущенные в 1993г. в качестве долговых обязательств, гарантированных федеральным Правительством. Эмиссию этих ценных государственных бумаг осуществляет Министерство финансов РФ, номинал одного сертификата - 10 кг золота пробы 0,9999, причем сертификат может быть раздроблен до одной сотой доли номинала. Держателями могут быть как физические, так и юридические лица. Срок действия сертификата 1 год. Доход держателей образует разница между ценой покупки и ценой погашения. При погашении сертификатов их держатели получали право на соответствующее весовое количество золота.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 1994 г. "О выпуске казначейских векселей 1994 г. Минфина РФ", была осуществлена эмиссия этого вида ценных бумаг. Казначейские векселя представляют собой краткосрочные обязательства, они выпускаются сроком на 3,6 и 12 месяцев, как правило, на предъявителя. Реализуются казначейские векселя с дисконтом, и таким образом доход держателей образует разница между номинальной ценой (ценой погашения) и продажной ценой. Выпуск Государственных краткосрочных облигаций (ГКО) прекращен в июле 1998 года.

Внутренний долг Российской Федерации

Динамика и структура Государственного внутреннего долга РФ представлена в таблице №1 "Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах".

Обозначения:

ГКО - государственные краткосрочные облигации

ОФЗ - ПК - облигации федеральных займов с переменным купонным доходом

ОФЗ - ПД - облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом

ОФЗ - ФК - облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом

ОФЗ - АД - облигации федеральных займов с амортизации долга

ГСО - ППС - государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой

ГСО - ФПС - государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой

ОГНЗ - облигации государственных нерыночных займов

ОГВЗ - облигаций государственного валютного займа

ОРВВЗ - облигации российского внутреннего выигрышного займа

ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа

В период с 2002 по 2008 гг. расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут составлять, ежегодно 14-16 $ млрд. При этом основная часть выплат будет приходиться на новый российский долг (еврооблигации и платежи международным финансовым организациям - 8-10 $ млрд. ежегодно), а эти долги нельзя реструктурировать.

В ближайшие 6 лет России предстоит выплатить более 100 $ млрд. В результате будет погашено примерно 40% суммы основного долга, т.е.50 $ млрд., примерно такую же сумму составят платежи по обслуживанию внешнего долга. Столь высокие процентные платежи по кредитам характеризуют в действительности те невыгодные для России условия, на которых эти кредиты предоставлялись - до 15% годовых в валюте.

Сегодня кредиты предоставляются России под 9-10% годовых в валюте; заметим, что для других стран "большой восьмерки" ставки кредитования составляют 3-5%.

На 2003 год приходится первый и при этом самый крупный пик платежей по внешнему долгу. Выплаты в 2003 году, по оценкам на июль 2002 г., должны были составить более 17,5 $ млрд. Это примерно 30% от расходов Федерального бюджета, или 7% годового ВВП России, или 25% национальных сбережений. Более того, платежи в 2003 году в основном концентрировались в пределах двух-трех месяцев, что существенно могло бы затруднить процесс управления денежной наличностью и исполнение Федерального бюджета.

Внешний долг

Согласно ст.6 Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Правовое регулирование внешнего государственного долга базируется на нормах международного и российского права и определяется межгосударственными соглашениями и соглашениями Российской Федерации с международными финансовыми организациями.

Внешний долг Российской Федерации

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 2,4 % от объема ВВП страны. Для сравнения - после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. Таким образом, в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее, чем на $60 млрд.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд. (из них только $5 млрд. - приходится на органы государственного управления), 2010 - $91,3 млрд. ($4,6 млрд.).

Структуру государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года представлена в таблице №2.

В 2004 - 2008 годах президент В.В. Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 года Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд. долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд. (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд. долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 %.

Динамика внешнего долга РФ представлена в таблице №3

Таблица № 3

ДатаСумма, млрд. долл. США1991, 25 декабря95.01997, 31 декабря123,52000, 1 января158.72001, 1 января143.72002, 1 января133.52003, 1 января125.72004, 1 января121.72005, 1 января114.12006, 1 января76.52006, 1 апреля75.22006, 1 октября50.12007, 1 января52.02007, 1 апреля50.72007, 1 июля47.82008, 1 января44.9 За счёт падения курса доллара2008, 1 апреля44.12008, 1 июля41.02008, 1 октября40.42009, 12 мая39,5

1.2.2 Методы управления государственным долгом

Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.

Управление государственным внутренним и внешним долгом относится к компетенции Правительства РФ.

Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ проводит совместно с Центральным банком РФ операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию.

Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой денежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию государственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования.

Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.

В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации.

Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.

Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, согласия международных финансовых организаций - кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой. В составе Международной ассоциации развития образован специальный Фонд для сокращения долгов (Debt-Reduction Facility Fund) в размере 100 млн. долларов США, который предоставляет странам льготные кредиты для погашения высокого внешнего долга.

Одним из основных условий реструктуризации внешнего долга выступает нахождение государства-должника на грани банкротства. В частности, внешние кредиторы могут предложить государству-должнику принять программу финансовой стабилизации, разработанную и финансируемую Международным валютным фондом, программу совершенствования системы государственного управления, программу повышения эффективности экономической политики, разработанные и финансируемые Международным банком реконструкции и развития.

Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, взаимозачет финансовых требований и др. В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга. Относительно кредитов, выданных Российской Федерацией другим странам, конверсия является одним из наиболее оптимальных способов управления государственным долгом, поскольку создает возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в наиболее выгодные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки и т.д.

Вместе с тем необходимо учитывать, что при чрезмерной конверсии государственного долга названными способами возможна потеря контроля за поступлением в Россию валютных средств и дешевых импортных товаров, что может повлечь инфляционные процессы.

Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.

Новация может коснуться и других элементов обязательства, включая саму его сущность. Так, возможен переход в заемное обязательство долга, возникшего из любого другого основания, например купли-продажи, аренды имущества и наоборот. В частности, в 1993 г. государства - бывшие республики Союза ССР погашали свои государственные долги перед Российской Федерацией в имущественной форме: поставками товаров, передачей собственности, пакетов акций ключевых производственных объектов в 1995-1996 гг. государственный долг Российской Федерации перед странами - членами бывшего Совета экономической взаимопомощи погашался поставками российских товаров.

Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.

государственный долг финансовое право

Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.

БК РФ установлены требования к предельному объему государственного долга и к предельному объему государственных заимствований Российской Федерации. По общему правилу максимальная сумма государственных внешних заимствований не должна превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Конкретные предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, а также пределы внешних заимствований утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Несоблюдение предельных размеров государственного долга и расходов на его обслуживание является основанием для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Раздел II. Тест

1. Что является безусловными обязательствами Банка России, обеспеченными его активами?

1) банкноты Банка России;

) государственные ценные бумаги, выраженные в валюте России и банкноты Банка России;

2. Чем обеспечиваются банкноты Банка России?

1) всем достоянием государства;

) золотом и другими драгоценными металлами;

3) всеми активами Банка России.

3. Какой орган принимает решение об утверждении номиналов и образцов новых денежных знаков?

1) Государственная Дума;

) Правительство России по представлению Министерства финансов;

3) Совет директоров Банка России, уведомив об этом Правительство РФ.

4. Кто является резидентом в сфере валютных операций по российскому законодательству?

1) граждане России, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами страны;

2) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, дипломатические представительства и иные официальные представительства РФ;

) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ.

4) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

5. К какому праву относится отрасль финансовое право?

1) к частному праву;

2) к публичному праву;

3) и к публичному, и к частному праву.

6. Какие компоненты образуют особенную часть финансового права?

1) нормы права, регулирующие отношения в сфере государственных финансов и кредитования;

) нормы права, регулирующие отношения в сфере страхования;

3) нормы права, регулирующие отношения, функционирующие в рамках всех финансовых институтов.

7. Что является основным источником финансового права?

1) судебные прецеденты;

2) нормативно-правовые акты;

3) обычное право.

8. Чем обеспечивается самостоятельность бюджетов разных уровней с юридической точки зрения?

1) тем, что бюджеты принимают соответствующие законодательные органы;

2) тем, что бюджеты основываются на соответствующих налоговых и неналоговых поступлениях;

3) тем, что принятие бюджетов осуществляют соответствующие органы представительной власти, а их исполнение - соответствующие органы исполнительной власти.

9. Какие санкции может применить Счетная палата в случае неоднократного неисполнения ее предписаний проверяемой организацией?

1) самостоятельно приостановить все виды финансовых операций по счетам данной организации;

2) принять решение о приостановлении финансовых операций по счетам организации и известить об этом Государственную Думу;

3) обратиться в суд общей юрисдикции с иском о наложении ареста на финансовые операции.

10. В каком случае субвенции подлежат возврату?

1) в случае нецелевого использования;

2) в случае целевого использования, но не в установленный срок;

) как в случае нецелевого использования, так и в случае нарушения установленных сроков использования.

11. Какой орган власти утверждает Федеральный бюджет Российской Федерации?

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание РФ;

) Правительство РФ.

12. Кто обязан рассчитать сумму налога при уплате налога по декларации?

1) сам налогоплательщик;

2) налоговая инспекция;

) налоговый агент.

13. Чем обеспечивается внутренний государственный долг Российской Федерации?

1) золотовалютными резервами Банка России;

) всем достоянием Российской Федерации;

3) всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

14. Кто является эмитентом казначейских обязательств?

1) Центральным банк РФ;

2) Министерство финансов РФ;

3) Правительство РФ.

15. Какие действия предпринимает Правительство РФ, осуществляя конверсию внутреннего государственного долга?

1) продляет срок действия ранее выпущенных займов;

) осуществляет только обмен нескольких займов на один;

3) осуществляет изменение доходности займа.

16. Какое конкретное значение вкладывает российское законодательство в понятие "текущие валютные операции"?

1) текущие валютные операции - это переводы из РФ и в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа на срок не более 180 дней и переводы неторгового характера;

2) текущие валютные операции - это переводы неторгового характера; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы иностранной валюты для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

3) текущие валютные операции - это переводы неторгового характера и переводы иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа.

17. Правоотношения, между какими субъектами регулирует финансовое право?

1) между юридическими и физическими лицами;

2) между государством и юридическими и физическими лицами;

3) между государством и юридическими лицами;

18. Предусматривает ли осуществление финансирования возвратность и возмездность выдачи средств из бюджета?

1) предусматривает возмездность;

) предусматривает возвратность;

3) предусматривает и то и другое;

4) не предусматривает ни того, ни другого

1) одно из структурных подразделений Министерства финансов;

2) самостоятельный орган на правах службы РФ;

3) одно из управлений Центрального Банка

20. Что является основой самостоятельности бюджетов субъектов РФ?

1) компенсации из федерального бюджета;

) финансовая помощь федерального бюджета;

3) закрепленные доходы бюджета субъекта

21. Какое из приведенных ниже высказываний является верным?

1) Финансовое право - часть гражданского права;

2) Финансовое право - обособившаяся часть государственного (конституционного) и административного права;

3) Финансовое право - часть административного права;

) Финансовое право - часть государственного (конституционного) права;

) Финансовое право - обособившаяся часть гражданского и административного права.

22. Вставьте пропущенные слова: Финансово - правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических..

1) Правах и обязанностях;

2) Полномочиях;

) Полномочиях и обязанностях;

) Правах и полномочиях;

) Возможностях

23. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть:

1) Обязывающими, запрещающими, уполномочивающими;

2) Материальными, процессуальными;

3) Материальными, обязывающими;

) Уполномочивающими, процессуальными;

5) Обязывающими, процессуальными

24. Вставьте пропущенные слова: Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области. фондов денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов

1) Образования;

) Образования и использования;

3) Образования, распределения и использования.

4) Распределения;

) Распределения и использования;

25 Финансовый контроль бывает:

1) Муниципальный и городской;

) Независимый и общественный;

) Ведомственный и министерский;

) Федеральный и государственный.

5) Государственный и независимый;

Раздел III. Задачи

Задача №1

Определите меру ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств.

Решение:

Согласно ст.294 Бюджетного Кодекса РФ несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Но т.к. КоАП РСФСР утратил силу в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях и новым КоАП РФ аналогичный состав правонарушения не предусмотрен.

Но статьей 19.7 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Задача №2

ООО "Свет" было реорганизовано в ОАО "Светильник", о чём в налоговый орган сообщено не было. С помощью Налогового кодекса определите, есть ли у юридических лиц обязанность сообщать в налоговый орган о реорганизации, и существует ли ответственность за несообщение таких сведений.

Решение:

В соответствии с пп.4 п.2 ст.23 НК РФ Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя сведения о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

За непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрена налоговая ответственность в соответствии сч.1 ст.126 НК РФ, а именно взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Список литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

2."Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 19.07.2009);

."Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009);

."Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 19.07.2009, с изм. от 24.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.08.2009);

."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009);

.Шавров А.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методический комплекс. - 7-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 318 с.;

.Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. - М.: Норма, 2007;

.Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. - М.: Норма, 2007.

Похожие работы на - Управление государственным долгом. Система и источники финансового права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!