Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономики и организации отраслей химико-лесного комплекса

Дисциплина: Экономика организации








ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Содержание

Введение

. Теоретическая часть

.1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности

.2 Качество как фактор конкурентоспособности

.3 Изучение рынка

.4 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам

. Аналитическая часть

.1 Организационно-правовая форма предприятия

.2 Продукт предприятия

.3 Система оплаты труда персонала предприятия

.3.1 Руководители, специалисты и служащие

.3.2 Рабочие

.4 Тип производственной структуры предприятия

.5 Тип структуры управления

.6 Тип производственного процесса

.7 Форма организации производственного процесса

. Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

.1 Технико-экономические показатели деятельности предприятия до внедрения мероприятий

.2 Экономическая оценка влияния мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на технико-экономические показатели предприятия

.2.1 Характеристика мероприятий

Заключение

Библиографический список

Введение


Актуальность темы курсовой работы очевидна, так как в настоящее время конкурентоспособность выступает решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке. Конкурентоспособность - это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги). Качество продукции - это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Производственная деятельность любого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Успешная работа предприятий в условиях конкуренции зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов конкурентоспособности продукции, а так же расчет эффективности способов её повышения на примере предприятия по производству мебельной продукции.

1. Теоретическая часть


.1 Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности

Промышленные предприятия производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, а также обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, Качалина Л.Н. предлагает следующее определение конкурентоспособности: «...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов».

Словари дают следующие толкования этого слова:

) «...конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию»;

) «...конкурентоспособность товара - способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам».

По нашему мнению, все эти определения имеют один общий недостаток, представляя конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и не учитывая того, что потребителя больше интересует соотношение: качество/цена потребления.

Данное в определение, а именно: «...конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», - более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.

Конкурентоспособность - более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

Помимо требований к товару, выдвигаемых каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией.

Если хотя бы одно из требований не будет выполнено, то товар не может быть выведен на рынок.

При положительном результате анализа нормативных параметров переходят к анализу конкурентоспособности товара на конкретных рынках.

Существует несколько методов расчета показателя конкурентоспособности.

Однако прежде чем рассчитывать количественное значение показателя конкурентоспособности, необходимо провести ряд дополнительных исследований.

На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара, включая и те, которые можно выявить только в процессе его эксплуатации.

На второй - определяются цели оценки конкурентоспособности, которые зависят от стадии жизненного цикла товара, от стратегии и планов развития фирмы и т.д. Перед тем как вывести новый товар на рынок, нужно удостовериться, что он по своим показателям не уступает конкурентам и может привлечь внимание покупателей. Со временем конкурентоспособность товара может либо повышаться, либо снижаться в связи с изменением предпочтений потребителей, появлением новых или уходом с рынка старых конкурентов и т.д.

На третьей - методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента.

Параметры конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим)

Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.

Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.

Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и поставок, послепродажное обслуживание, гарантии и т.д.

Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:

) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;

) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;

) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;

) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.

Отождествлять такие понятия, как «конкурентоспособность» и «уровень качества» нельзя, поскольку «конкурентоспособность» является более широким понятием, чем «качество», хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей - уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.

Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).

Методология оценки конкурентоспособности товара

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

• противоположности целей и средств субъектов рынка;

• учета особенностей различных сегментов рынка; преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.

Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества - способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США.

С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство. В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции, выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели - получения прибыли.

Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей как потребителя, так и производителя.

Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.

Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут и их предпочтения, обусловливающие закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции будет оцениваться сугубо индивидуально. Поэтому неправомерна идея о некоей абсолютной конкурентоспособности продукции, не связанной с конкретным рынком.

Однако совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того, что на мотивы их поведения оказывают воздействие схожие внешние факторы. Анализируя психологические аспекты поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к определенному товару. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара.

Вместе с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция может быть ориентирована на узкие слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени структура платежеспособного спроса вполне определенна, что позволяет осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных показателей качества и величине их бюджетных ограничений.

Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей.

Для того чтобы избежать внутренней несогласованности основных параметров модели оценки конкурентоспособности продукции, необходимо рассматривать такой период времени, в течение которого должны быть неизменны психологические аспекты восприятия полезности товаров субъектами рыночных отношений, производственные возможности производителей и покупательская способность потребителей, рыночные позиции конкурентов и прочие условия. В качестве основных факторов определения длительности периода неизменности рыночной конъюнктуры могут выступать уровень доходов и структура расходов потребителей, мода, привычки; качественные скачки в науке, технике, торговле и других областях знаний; инструменты государственного управления экономикой (тарифы, ГОСТы, квоты, лимиты, налоговые и процентные ставки и т.п.); принципы общественно-политического устройства; элементы конкурентной среды, скорость реакции субъектов рыночных отношений на действия друг друга и (или) конкурентов и т.д. Пороги несравнимости, характеризующие колебания вышеописанных факторов как ничтожные, а состояние рыночной конъюнктуры как статичное, устанавливаются экспертным путем на основе опыта и суждений специалистов в области маркетинга.

Хотя данные периоды времени крайне малы с точки зрения возможных изменений внешней и внутренней среды, они достаточно продолжительны для того, чтобы собрать статистическую информацию для построения эконометрической модели. Все события должны быть синхронизированы в дискретных временных интервалах. Так, например, доходы и расходы потребителя должны производиться в течение рассматриваемого периода, а их величина и структура - меняться только от периода к периоду.

Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений - будь то потребителя или производителя - можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.

Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.

Каждый производитель стремится использовать все резервы для получения максимальной отдачи от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Любые усилия в сфере повышения качества продукции или снижения себестоимости мотивированы лишь одним - получением дополнительной выгоды, которая может выражаться в усилении конкурентной позиции и (или) повышении доли прибыли предприятия в цене продажи.

Действия большинства потребителей продукции также подчинены принципу рациональности. Приверженность рациональному поведению повышается с ростом доли расходов потребителей на удовлетворение данной потребности или с ужесточением контроля над процессом расходования средств. Оба этих фактора характерны для описания поведения потребителей товаров промышленного назначения. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения количества и качества продукции. Большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом, т.е. спросом, обусловленным качествами, присущими данному товару.

Нерациональный спрос означает, что часть совокупного спроса обусловлена какими-то другими факторами, не связанными с качеством товара. Для любой категории товаров выделяют три составляющие нерационального спроса:

• внешние воздействия на ощущаемую полезность товара;

• спекулятивный спрос;

• иррациональный спрос.

Наиболее значительная часть нерационального спроса определяется внешними воздействиями на полезность товара. Величина ощущаемой потребителями полезности, извлекаемая из данного товара, увеличивается или уменьшается от того, покупают ли другие потребители этот товар, либо товар имеет более высокую цену по сравнению с другими аналогичными товарами. Все последствия воздействия этих факторов на спрос описываются соответствующими эффектами.

Эффект присоединения к большинству подразумевает увеличение спроса на товар из-за того, что его покупают другие члены данной группы потребителей.

Если большинство действует рационально, то и действия меньшинства также можно считать рациональными.

При спекулятивном спросе для потребителя первоочередной целью становится не удовлетворение потребности в настоящий момент времени, а попытка сохранения или увеличения богатства в будущем. В этом случае необходимо отметить два момента:

• факт потребления продукции и результат от данного факта значительно разнесены во времени, что не согласуется с принципом квазистабильности;

• потребитель, проявляя спекулятивный спрос, выступает в роли предпринимателя, так как целевые ориентиры в его деятельности направлены не на выбор оптимальных ценовых показателей потребляемой продукции в настоящий момент времени, а на увеличение экономической выгоды в будущем. Нередко это соотносится с потерями в настоящий момент.

Природа иррационального спроса характеризуется обостренным конфликтом между основными факторами потребительского поведения (психофизиологическими и социокультурными, инстинктами и удовольствием). Так, потребитель может вести себя иррационально, когда удовольствие и неудобство (или боль) от процесса потребления разнесены во времени. Случаи, когда сначала наступает неудобство при выработке навыков пользования товаром, не дают возможности получать удовольствие от приобретения товара. Выгоды от приобретения товара для потребителя кажутся при этом сомнительными, и он отказывается от него, что вызывает дефицит опыта рационального потребления. И наоборот, цикл «удовольствие-неудобство» позволяет накапливать опыт рационального поведения. Однако большой временной разрыв между фактом потребления и негативными последствиями не дает возможности потребителю сделать выводы об иррациональности своего поведения. В связи с этим одним из условий принятия рационального решения считается введение запретов и других препятствий со стороны государства и общества для защиты потребителей от собственных иррациональных действий, а также предоставление максимально полной информации о качестве соответствующей продукции и состоянии рыночной конъюнктуры. Дефицит информации приводит к тому, что поведение потребителей может становиться рациональным по форме, но не по результатам.

Таким образом, принцип рациональности поведения рыночных субъектов позволяет применять в процессе моделирования конкурентоспособности продукции законы общей теории ценности, теории полезности и другие законы психологии и социологии.

Предложенные принципы являются результатом синтеза ранее известных законов и концепций и выдвигаются в качестве основных для решения конкретной задачи - оценки конкурентоспособности продукции и определения стратегии и тактики возможных действий в области управления ею с целью наиболее полного удовлетворения интересов потребителей и производителей одновременно.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара. Основными функциями в обеспечении КФУ являются цена и качество.

.2 Качество как фактор конкурентоспособности

Что такое качество? В советское время, качество продукта можно было рассматривать как продукт, который соответствует установленным стандартам. Однако стандарты несовершенны, быстро устаревают и составляются людьми, каждый из которых имеет свою собственную точку зрения. Такое понимание не хорошего качества на рынке. В современной экономике общим мерилом являются потребности и запросы потребителей. Если продукт отвечает их требованиям - это качество. Таким образом, качество - это способность продукта или услуги, наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, показанный в таблице 1.

Таблица 1 - Историческая эволюция понятий качества

Автор формулировки

Формулировка определений качества

Аристотель (11 в. до н.э.)

Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший - плохой»

Гегель (XIX в. н.э.)

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество.

Китайская версия

Иероглиф обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги). Следовательно, тождественно понятию «высококлассный» «дорогой».

Шухарт (1931 г.)

Качество имеет два аспекта: 1)объективные физические характеристики; 2)субъективная сторона - насколько вещь «хороша».

Исикава К. (1950 г.)

Качество, которое реально удовлетворяет потребителей.

Джуран ДЖ.М. (1974 г.)

Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям.

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Международный стандарт ИСО8402-86

Качество совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.


Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично процесс развития и изменения сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие качества, требования и подходы к нему. Наиболее интенсивно этот процесс протекал в:

Первый уровень - «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень - «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень - «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.

Сертификация - совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт (или услуга) соответствует определенным стандартам или техническим условиям. В зависимости от того, кто ее проводит, сертификация бывает трех видов: самосертификация (проводимая самим изготовителем); сертификация, осуществляемая потребителем; сертификация, проводимая третьей стороной (специализированной организацией, независимой от изготовителя или потребителя). Наибольшим доверием в международной и отечественной практике пользуется сертификация третьей стороной.

.3 Изучение рынка

Рынок создается вокруг различных объектов представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда и т.д.

Существуют следующие типы рынков: потребительский рынок и рынок организаций или организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродажи и рынки государственных учреждений.

Существует рынок продавца и рынок покупателя. Он бывает потенциальный, доступный, квалифицированный доступный, целевой, косвенный.

При проведении сегментации рынка надо принимать в расчет те или иные его особенности, учитывать своеобразие продуктов, реализуемых на различных рынках.

В основе выбора целевых рынков лежит изучение такого базового показателя, как рыночный спрос. Рыночный спрос - общий объем продаж на определенном рынке (частом или совокупном) определенной марки товара или совокупности марок товаров за определенный период времени.

На величину спроса оказывают влияние, как неконтролируемые факторы внешней среды, так и факторы, представляющие собой совокупность усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.

Целью проведения исследования позиций организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности её определенных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем.

Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции организации и ее продуктов по сравнению с другими организациями данной отрасли.

С точки зрения организации деятельности организаций-конкурентов на рынке и завоевание ими таких сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

имидж фирмы;

концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;

качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов и расчетов);

уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;

суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;

мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов;

мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска основной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска;

стабильность финансово-экономического положения. Финансы как собственные, так и привлеченные со стороны;

рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок;

частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организации привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

эффективность сбыта с точки зрения использования товароведения;

уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

уровень рекламной деятельности;

уровень после продажного обслуживания.

В данном вопроснике указаны только важнейшие исследования деятельности организаций-конкурентов, перечень вопросов модно детализировать и дополнять за счет за счет вопросов по изучению конкурентоспособности.

Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассортимент выпускаемой продукции, цены, объемы продаж на разных рынках, финансовое положение предприятий и т.д.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников и других источников. Особенно сложно это делать фирмам, представляющим не массовые услуги специфического характера.

Велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической и коммерческой разведки.

Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

Ещё одно важное понятие - сегментация рынка. Это классификация потребителей на группы, отличающиеся относительной однородностью спроса, вкусов и предпочтений. Сегментируют рынки потому, что понимают - нельзя делать продукт для всех.

Организация должна решать, какие из проанализированных рыночных сегментов она должна выбрать и рассматривать в качестве целевых рынков.

В ходе анализа конкретных сторон деятельности конкурентов часто возникают вопросы и проблемы общего характера, связанные с необходимостью объяснения мотивов тех или иных действий. Если ограничится при их анализе только внутренними особенностями и условиями деятельности предприятий, многие вопросы останутся без ответов.

Конкурентная среда предприятия часто отождествляется с маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителями и потребителями продукции. Особенности конкурентной среды предприятия определяются типом конкуренции на рассматриваемом рынке.

.4 Определение показателей по техническим и экономическим параметрам

Технические параметры:

. Показатели назначения товара, характеризующие его отдачу, использование по назначению на конкретном рынке.

. Надежность товара - сложное свойство качества, которое зависит от безотказности, ремонтопригодности, сохраняемости свойств и долговечности товара.

Безотказность - свойство надежности товара сохранять работоспособность в течение некоторой наработки в часах без вынужденных перерывов. К показателям безотказности относится вероятность безотказной работы, средняя наработка до первого отказа, наработка на отказ, интенсивность отказов, параметр потока отказов, гарантийная наработка.

Сохраняемость (стабильность) свойств качества объекта характеризует долю снижения важнейших показателей назначения, надежности, эргономичности, экологичности, эстетичности (дизайна), патентоспособности по мере использования объекта. Каждый показатель имеет свою функцию и, соответственно, долю снижения первоначальных показателей.

Ремонтопригодность - свойство объекта, заключающееся в приспособлении к предупреждению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Долговечность - свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. К показателям долговечности объекта относят нормативный срок службы (срок хранения), срок службы до первого капитального ремонта и др. показатели.

. Экологичность и безопасность применения товара

Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества. К ним относятся показатели, оказывающие вредное воздействие объекта на воздушный бассейн, почву, воду, природу, здоровье человека и животного мира.

. Показатели эргономичности товара

Эргономические показатели качества используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям, предъявляемым, например, к размерам, форме, цвету изделия и элементам его конкуренции. Эргономические показатели качества охватывают всю область факторов, влияющих на работающего человека и эксплуатируемые изделия.

. Показатели технологичности товара

Технологичность - свойство, показывающее насколько близко конструкция учитывает требования существующей технологии и организации освоения, производства, транспортирования и технологического обслуживания объекта. Технологичная конструкция обеспечивает минимизацию продолжительности работ и затрат ресурсов на всех стадиях жизненного цикла объекта.

К основным показателям технологичности конструкции относятся следующие: коэффициент межпроектной унификации (заимствования) компонентов конструкции, коэффициент унификации (заимствования) технологических процессов, удельный вес деталей с механической обработкой, коэффициент прогрессивности технологических процессов.

. Эстетичность товара

Эстетичность - комплексное свойство, оказывающее влияние на чувственное восприятие человеком всего изделия в целом с точки зрения его внешнего вида.

. Показатели стандартизации и совместимости объекта

Стандартизация предусматривает рациональное сокращение количества типоразмеров составных частей в проектируемых и изготавливаемых объектах.

. Патентно-правовые показатели объекта

Патентно-правовой уровень промышленного изделия оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии, то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений. Показатель патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешних рынках.

. Показатели качества сервиса товара

Качество сервиса товара является одним из факторов конкурентного преимущества. Необходимо не только создать качественный товар с оптимальными затратами, но и обеспечить простоту, надежность и экономичность его испытаний, упаковки, транспортирования, монтажа, обслуживания и утилизации. Документы и персонал должны гарантировать достоверность информации, рекламы, маркировки товара. Перечень показателей качества сервиса определяется особенностями товара и конкретными требованиями потребителей.

. Наличие сертификата соответствия и знака соответствия на товар.

Мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.

Экономические параметры: единовременные, текущие.

2. Аналитическая часть

.1 Организационно-правовая форма предприятия

Организационной формой предприятия по моему варианту является Закрытое акционерное общество.

Закрытое акционерное общество, ЗАО

Количество акционеров ЗАО

От одного до пятидесяти. Участниками могут быть дееспособные российские и иностранные граждане (а также лица, не имеющие гражданства) и юридические лица.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Минимальный уставный капитал 10 000 (десять тысяч) рублей. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества. Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которым могут быть оплачены акции общества.

При внесении не денежного вклада для определения рыночной стоимости требуется оценка, производимая независимым оценщиком и учредителями, по соглашению между которым оценивается имущество вносимое в оплату акций не могут оценить выше, чем оценил независимый оценщик.

Цель создания ЗАО

Закрытое акционерное общество, создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности - не ограничен, если иное не установлено Уставом Общества.

Органы управления ЗАО

Высшим органом управления в ЗАО является Общее собрание акционеров общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (статья 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <#"824907.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Стол деревянный

.3 Система оплаты труда персонала предприятия

.3.1 Руководители, специалисты и служащие

Системой оплаты труда руководителей, специалистов и служащих предприятия по моему варианту является повременная система оплаты труда.

При простой повременной системе заработок работнику начисляется по присвоенной ему тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время. По этой системе оплачивается незначительная часть рабочих-повременщиков, ИТР, служащих и МОП.

По способу начисления заработной платы данная система подразделяется на три вида: почасовую; поденную; помесячную.

При почасовой оплате расчет заработной платы производится исходя из часовой тарифной ставки рабочего и фактического количества отработанных им часов за расчетный период по формуле:

Зповчч,

Где Зпов - общий заработок рабочего-повременщика за расчетный период,(руб. и коп.);

Тч - часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего,(руб. и коп.);

Вч - время, фактически отработанное рабочим за расчетный период,(ч).

При поденной оплате заработную плату рабочего рассчитаем на основе дневной тарифной ставки рабочего и фактического количества отработанных дней (смен).

При помесячной оплате расчет заработной платы осуществляется исходя из твердых месячных окладов (ставок), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц, и числа рабочих дней, фактически отработанных работником в данном месяце по формуле:

Зповмгф,

Где Тм - месячный должностной оклад (ставка) работника, (руб. и коп.);

Вг - время работы по графику за данный месяц,(дней);

Вф - время, фактически отработанное работником в данном месяце, (рабочих дней).

В целях повышения стимулирующего значения оплаты труда простая повременная система заработной платы чаще применяете в сочетании с премированием работников за выполнение и перевыполнение важнейших показателей их работы.

.3.2 Рабочие

Системой оплаты труда рабочих в моем варианте является сдельная оплата труда.

При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда. Кроме того, при такой системе оплаты труда отпадает необходимость контроля целесообразности использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.

В основу расчета при сдельной оплате труда берется сдельная расценка, которая представляет собой размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции.

.4 Тип производственной структуры предприятия

Выделяют три типа производственной структуры промышленных предприятий: технологический, предметный и смешанный. В данном варианте производственной структурой является технологическая структура предприятия.

Технологическая структура предопределяет четкую технологическую обособленность. Например, наличие литейного, кузнечно-штамповочного, механического, сборочного цехов. Этот тип производственной структуры упрощает руководство цехом (или участком), позволяет маневрировать расстановкой людей, облегчает перестройку производства с одной номенклатуры изделий на другую. К числу недостатков относятся: возникновение встречных маршрутов движения изделий, усложнение производственных взаимосвязей цехов, весомые затраты времени на переналадку оборудования, ограниченная возможность применения высокопроизводительных специальных станков, инструментов, приспособлений. Все это сдерживает рост производительности труда и снижение себестоимости продукции.

.5 Тип структуры управления

Структура управления - это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из целей функционирования предприятия. В данном мне варианте выполнения курсового проекта типом структуры управления является линейная структура.

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры:

четкая система взаимных связей функций и подразделений;

четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

ясно выраженная ответственность;

быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

перегрузка управленцев верхнего уровня;

повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

.6 Тип производственного процесса

Тип производства - это классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, стабильности объема выпуска продукции и специализации рабочих мест. Тип производства оказывает решающее влияние на особенности организации производства. Основными типами являются единичный, серийный и массовый. Мы рассматриваем единичный тип производственного процесса.

Единичными производственными процессами называют такие, при которых в единичных экземплярах изготовляется широкая номенклатура изделий либо не повторяющихся, либо повторяющихся через неопределенные интервалы времени. При этом на каждом рабочем месте выполняются весьма разнообразные деталеоперации (цехи единичного производства, опытные цехи).

.7 Форма организации производственного процесса

Формой организации производственного процесса по моему варианту является прерывная форма.

Прерывные (дискретные) производственные процессы осуществляются в периодическом режиме, при их организации допустимы различные перерывы в работе предприятия, в том числе одну, две или три смены, с остановкой производства в выходные и праздничные дни. Возможность организации дискретных производств обеспечивается тем, что их остановка не вызывает негативных последствий как с точки зрения качества изготавливаемой продукции, от­сутствия причин возникновения аварийных ситуаций, так и с позиций условий ее поставки и потребления.

3 Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

.1 Технико-экономические показатели деятельности предприятия до внедрения мероприятий

Расчет годового фонда заработной платы персонала проводится по формуле:

ЗП = Ч×СЗП×12;  (1)

где ЗП - годовой фонд заработной платы, руб.;

Ч - численность работников, чел.;

СЗП - среднемесячная заработная плата, руб.

Расчет оформляется в таблице 3.1

Таблица 3.1 - Расчет годового фонда заработной платы

Наименование показателя

Величина показателя

Численность, чел.

32

Среднемесячная заработная плата работника, руб.

22000

Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

8448


Расчет затрат на производство и реализацию продукции.

Зарплатоемкость показывает долю заработной платы в общей сумме затрат и рассчитывается по формуле:

 (2)

где ЗЕ - зарплатоемкость продукции, %;

ЗТ - затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Из формулы (2) известны зарплатоемкость и годовой фонд заработной платы,

ЗЕ, по варианту, равна 26%, отсюда затраты равны:

Расчет затрат на производство и реализацию продукции оформляем в таблице 3.2.

Распределим затраты по элементам затрат. Находим долю затрат в общем итоге. Общий итог принимаем за 100%.

Таблица 3.2 - Расчет затрат на производство и реализацию продукции

Наименование показателя

Величина показателя


сумма, тыс. руб.

процент к итогу, %.

- сырье и материалы

11047

34

- топливо, энергия

6823

21

- заработная плата

8448

26

- амортизация

4874

15

- прочие затраты

1300

4

Итого

32492

100


Расчет выручки от продажи продукции определяется из соотношения выраженного формулой:

 (3)

где З - затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.;

ВП - выручка от продажи продукции, руб.

Известна величина затрат (32492 тыс. руб.) и затраты на 1 рубль выручки от продажи по варианту (0,84 руб.) тогда выручка от продажи составит 38681 тыс.руб.

Таблица 3.3 - Расчет выручки от продажи продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

32492

Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.

0,84

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681


Расчет объема производства продукции проводится исходя из соотношения средней цены, выручки от продажи продукции и объема продажи продукции.

 (4)

где СЦ - средняя цена 1 единицы продукции, руб.;

ОПР - объем продажи продукции в натуральных единицах измерения.

Пусть цена одной тумбочки равна 7500 руб., тогда объем производства будет равен 5158 шт. Расчет введем в таблицу 3.4.

Таблица 3.4 - Расчет объема производства

Наименование показателя

Величина показателя

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

Средняя цена 1 единицы продукции, руб.

7500

Объем продажи продукции, шт.

5158


Расчет производительности труда рассчитывается по формуле:

 (5)

где ПТ - производительность труда 1 работника, руб.;

Ч - численность работающего персонала, чел.

Таблица 3.5 - Расчет производительности труда работников

Наименование показателя

Величина показателя

Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

38681

32

Производительность труда одного работника, тыс. руб.

1209


Расчет затрат на 1 единицу продукции выполняется по формуле:

 (6)

где ЗТед - затраты на 1 единицу продукции, руб.

Результаты заносим в таблицу 3.6.

Таблица 3.6 - Расчет затрат на 1 единицу продукции

Наименование показателя

Величина показателя


на весь выпуск продукции, тыс. руб.

на 1 единицу продукции, руб.

Затраты: - сырье и материалы

11047

2142

- топливо, энергия

6823

1323

- заработная плата

8448

1638

- амортизация

4874

945

- прочие затраты

1300

252

Итого

32492

6300


Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции выполняется по формулам:

П = ВП - ЗТ (7)

где П - прибыль от продажи продукции, руб.

 (8)

где Р - рентабельность продукции, %.

Таблица 3.7 - Расчет прибыли от продажи и рентабельности продукции.

Наименование показателя

Величина показателя

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

Затраты на производство и реализацию продукции, тыс. руб.

32492

Прибыль от продажи, тыс. руб.

6189

Рентабельность продукции, %

19


Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей эффективности их использования. Взаимосвязь между средней нормой амортизации основных средств и среднегодовой стоимостью основных средств выражается формулой:

 (9)

где НА - средняя норма амортизации основных средств, %;

ОС - среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

А - сумма амортизации основных средств на весь выпуск продукции, руб.

Фондоотдача рассчитывается по формуле 10, фондовооруженность труда 11, фондорентабельность 12.

 (10)

где ФО - фондоотдача, руб.

 (11)

где ФВ - фондовооруженность труда, руб./чел.

 (12)

где ФР - фондорентабельность, %.

Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей их использования выполняется в таблице 3.8

Таблица 3.8 - Расчет среднегодовой стоимости основных средств и показателей их использования.

Наименование показателя

Величина показателя

Сумма амортизации на весь выпуск продукции, тыс. руб.

4874

Средняя норма амортизации основных средств, %

13%

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

37491

Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

Фондоотдача, руб./руб.

1,03

Численность персонала, чел.

32

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

1172

Прибыль, тыс. руб.

6189

Фондорентабельность, %

16,5


Расчет среднего остатка оборотных средств и показателей их использования. Величина среднего остатка оборотных средств находим по формуле 13, отражающей взаимосвязь выручки от продажи продукции, коэффициента оборачиваемости оборотных средств.

 (13)

где Кобс - коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

ОБС - средний остаток оборотных средств, руб.

Выручка от продажи равна 38681 тыс. руб., коэффициент оборачиваемости по варианту 1,8. Получаем, что величина среднего остатка оборотных средств составит 21490 тыс. руб.

Период оборота оборотных средств находится по формуле 14, рентабельность - по формуле 15

 (14)

где Побс - период оборота оборотных средств, дни.

 (15)

где Робс - рентабельность оборотных средств, %.

Расчеты по формулам 13 - 15 сведены в таблицу 3.9

Таблица 3.9 - Расчеты среднего остатка оборотных средств и показателей их использования

Наименование показателя

Величина показателя

Выручка от продажи, тыс. руб.

38681

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,8

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

21490

Период оборота оборотных средств, дни

200

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6189

Рентабельность оборотных средств, %

28,8

Исходные данные для экономического моделирования влияния мероприятия на технико-экономические показатели предприятия заносятся в таблицу 3.10

Таблица 3.10 - Исходные данные для экономического моделирования

Наименование показателя

Величина показателя

1.ПРОДУКЦИЯ


 1.1 Выручка от продажи, тыс. руб.

38681

 1.2 Объем продажи продукции, шт.

5158

 1.3 Средняя цена продукции, тыс. руб.

7500

2.ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА


 2.1 Численность персонала, чел.

32

 2.2 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

22000

 2.3 Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

8448

 2.4 Производительность труда, тыс. руб./чел.

1209

3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА


 3.1 Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

37491

 3.2 Средняя норма амортизации основных средств, %

13%

 3.3 Фондоотдача, руб./руб.

1,03

 3.4 Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

1172

 3.5 Фондорентабельность, %

16,5

4. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА


 4.1 Средний остаток оборотных средств

21490

 4.2 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,8

 4.3 Период оборота оборотных средств, дни

200

5. ЗАТРАТЫ НА ВЕСЬ ВЫПУСК ПРОДУКЦИИ, тыс. руб. в том числе:

32492

 5.1 сырье и материалы

11047

 5.2 топливо энергия

6823

 5.3 заработная плата

8448

 5.4 амортизация

4874

 5.5 прочие

1300

6.ЗАТРАТЫ НА 1 ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, руб. в том числе:

6300

 6.1 сырье и материалы

2142

 6.2 топливо, энергия

1323

 6.3 заработная плата

1638

 6.4 амортизация

945

 6.5 прочие затраты

252

7.ПРИБЫЛЬ. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ


 7.1 Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6189

 7.2 Затраты на 1 рубль выручки от продажи, руб.

0,84

 7.3 Рентабельность продукции, %

19


Исходные данные, отраженные в таблице 10 заносятся в соответствующие строки таблиц 11 - 17.

3.2 Экономическая оценка влияния мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции на технико-экономические показатели предприятия.

 

.2.1 Характеристика мероприятий

Недостатком при производстве столов является низкий объем продаж производимой продукции.

Целью данного мероприятия является увеличение конкурентоспособности продукции, посредством снижения её цены и проведения маркетинговых мероприятий в виде бонусных акций. Резервом снижения цены является закупка более дешевого сырья и материалов у новых поставщиков.

Изменения, которые предполагается произвести для осуществления мероприятия, представлены в таблице 3.11.

Таблица 3.11 - Цель и содержание мероприятия по внедрению станка для повышения скорости и качества производства.

Наименование показателя

Содержание показателя

1. Недостатки существующего способа производства и реализации продукции

Низкий объем продаж

2. Цель мероприятия

Увеличение объемов продаж посредством снижения цены и проведением маркетинговых мероприятий

3. Содержание мероприятия:


 3.1 Продукция

Цена снижается. Объем продаж увеличивается.

 3.2 Персонал предприятия. Заработная плата

Численность и среднемесячная заработная плата - без изменения.

 3.3 Основные средства

Стоимость основных средств без изменений.

 3.4 Оборотные средства. Материальные ресурсы

Снижение стоимости материальных ресурсов.

 3.5 Организация производства и управление предприятием

Проведение маркетинговых мероприятий, а так же мероприятий по поиску новых поставщиком материалов.


Экономическое моделирование изменения цены, объема продаж и выручки от продаж продукции проводится в таблице 3.12

Таблица 3.12 - Расчет изменения выручки от продажи продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)

Темп роста, %


факт

проект



Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

45301

6619

117,1

Объем продажи, шт.

5158

6358

1200

123,3

Средняя цена продукции, руб.

7500

7125

-375

95,0


ВП = Q×Ц

Во вторую графу таблицы проставляются показатели по фактическому варианту из таблицы 10. Показатели в графе 3 проставляются в соответствии с информацией, отраженной в таблице 11.

Величина отклонения показателей находится по формуле 16, темп роста - формуле 17.

 (16)

где ОТ - величина отклонения показателя;

Пп - величина проектного показателя;

Пф - величина фактического показателя.

 (17)

где ТР - темп роста показателя, %.

В проектном варианте выручка от продаж увеличилась на 6619 тыс.руб. и составила 45301 тыс. руб.

Экономическое моделирование изменения численности, производительности труда и заработной платы персонала проводится в таблице 3.13

Таблица 3.13 - Расчет изменения показателей численности, производительности труда и заработной платы персонала

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)

Темп роста, %


факт

проект



Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

45301

6619

117,1

Численность персонала, чел.

32

32

0

100,0

Среднемесячная заработная плата, руб.

22000

22000

0

100,0

Годовой фонд заработной платы, тыс. руб.

8448

8448

0

100,0

Производительность труда, тыс. руб./чел.

1209

1416

207

117,1


Во вторую графу таблицы проставляются показатели из таблицы 10. Показатели графы 3 проставляются в соответствии с информацией, представленной в таблице 11.

В проектном варианте произошел рост производительности труда на 207 тыс. руб./чел. за счет увеличение выручки от продаж, размер годового фонда заработной платы остался на прежнем уровне.

Экономическое моделирование изменения суммы затрат на сырье и материалы. Расчет суммы затрат на сырье и материалы на весь выпуск продукции проводится по формуле 18.

СМn = СМед × ОПР (18)

где СМп - затраты на сырье и материалы на весь выпуск продукции в проектном варианте, руб.;

СМед - затраты на сырье и материалы на 1 единицу продукции, руб.

Таблица 3.14 - Расчет изменений затрат на производство и реализацию продукции на весь выпуск и 1 единицу продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)


факт (5158 шт.)

проект (6358 шт.)

на весь выпуск, тыс.руб.

затраты на 1 ед. прод., руб.


затраты на весь выпуск

затраты на 1 ед. прод., руб.

затраты на весь выпуск

затраты на 1 ед. прод., руб.




тыс. руб.

%


тыс. руб.

%




сырье и материалы

11047

34,0

2142

9942

27,9

1564

-1105

-578

топливо, энергия

6823

21,0

1323

10560

29,7

1661

3737

338

заработная плата

8448

26,0

1638

8448

23,7

1329

0

-309

амортизация

4874

15,0

945

5132

14,4

807

258

-138

прочие

1300

4,0

252

1530

4,3

241

230

-11

Итого

32492

100

6300

35612

100

5601

3120

-699


В проектном варианте затраты на приобретение сырья и материалов снизились на 1105 тыс. руб. Это связанно с тем, что предприятие стало работать с новым поставщиком по более низким ценам. Затраты сырья и материалов на единицу изделия в проектном варианте уменьшились на 578 руб. Сумма затрат на весь выпуск в проектном варианте составила 9942 тыс. руб.

Экономическое моделирование изменения затрат на топливо и энергию. В проектном варианте сумма затрат на топливо и энергию увеличивается на 3737 тыс. руб. и составила 10560 тыс. руб. Затраты на единицу изделия увеличились на 338 руб. и составили 1661 руб.

Экономическое моделирование изменения затрат на заработную плату. В проектном варианте изменений численности персонала и среднемесячной заработной платы не предусматривается, поэтому затраты заработной платы на весь выпуск продукции остаются без изменения. Затраты на 1 единицу продукции снизятся на 309 руб. и составят 1329 руб.

Экономическое моделирование изменения амортизации основных средств.

Принимаем, что сумма амортизации в проектном варианте составит 5132 тыс. руб. Тогда затраты на 1 единицу продукции будут равны 807 руб. (уменьшатся на 138 руб.).

Экономическое моделирование изменения прочих затрат. В проекте внедрения мероприятия было принято что сумма прочих затрат увеличится в связи с организационными и маркетинговыми мероприятиями. Затраты составят 1530 тыс. руб. на весь выпуск продукции. Затраты на одну единицу продукции составят 241 руб.

Экономическое моделирование изменения затрат на производство и реализацию продукции, затрат на 1 единицу продукции.

. Затраты на производство и реализацию столов в проектном варианте составят 35612 тыс. руб.

. Затраты увеличатся на 3120 рубль. Затраты на одну единицу продукции составят 5601 руб. (-699 руб.).

. В структуре затрат проектного варианта наибольшую долю составят затраты на сырье и материалы (27,9 %), топливо и энергию (29,7 %), заработную плату (23,7%). Доля затрат на амортизацию будет равна 14,4%, прочих затрат - 4,3 %.

Затраты на 1 единицу продукции снизятся с 6300 руб. до 5601 руб. по всем элементам.

Таблица 3.15 - Расчет изменения прибыли от продажи продукции и рентабельности продукции

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)

Темп роста, %


Факт

проект



Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

45301

6619

117,1

Затраты, тыс. руб.

32492

35612

3120

109,6

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6189

9689

3500

156,5

Рентабельность продукции, %

19

27

8

142,8

 

В проектном варианте произошло увеличение затрат на производство на 3120 тыс. руб. Рентабельность продукции возросла с 19% до 27%.

Экономическое моделирование изменения стоимости основных средств и показателей их использования выполняется в таблице 3.16.

В проектном варианте произошел рост фондоотдачи с 1,0 до 1,1 руб. (на 5,3%), это связанно с тем, что темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста среднегодовой стоимости ОС. Фондорентабельность в проектном варианте возросла на 8% и составила 24,5%. Фондовооруженность труда увеличилась на 62 тыс. руб./ чел.

Таблица 3.16 - Расчет изменения стоимости основных средств и показателей их использования

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)

Темп роста, %


Факт

проект



Выручка от продажи и продукции, тыс. руб.

38681

45301

6619

117,1

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6189

9689

3500

156,5

Численность персонала, чел.

32

32

0

100,0

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

37491

39477

1986

105,3

Фондоотдача, руб.

1,0

1,1

0,1

111,2

Фондорентабельность, %

16,5

24,5

8,0

148,7

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

1172

1234

62

105,3

Экономическое моделирование изменения среднего остатка оборотных средств и показателей их использования.

Таблица 3.17 - Расчет изменения показателей использования оборотных средств

Наименование показателя

Величина показателя

Отклонение (±)

Темп роста, %


Факт

проект



Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

38681

45301

6619

117

Прибыль от продажи продукции, тыс. руб.

6189

9689

3500

157

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.

21490

21572

82

100

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

1,8

2,1

0,3

117

Период оборота оборотных средств, дни

200

171

-29

86

Рентабельность оборотных средств, %

347

223

-125

64


В проектном варианте произошло снижение рентабельности оборотных средств на 125% за счет роста прибыли от продаж на 3500 тыс.руб. Средний остаток ОС увеличился на 82 тыс.руб.

Выводы о влиянии мероприятия на технико-экономические показатели предприятия.

В проектном варианте выручка от продаж увеличилась на 6619 тыс.руб. и составила 45301 тыс. руб.

В проектном варианте произошел рост производительности труда на 207 тыс. руб./чел. за счет увеличение выручки от продаж, размер годового фонда заработной платы остался на прежнем уровне.

Затраты на производство и реализацию столов в проектном варианте составят 35612 тыс. руб. Затраты увеличатся на 3120 тыс.руб. Затраты на одну единицу продукции составят 5601 руб. (-699 руб.).

В структуре затрат проектного варианта наибольшую долю составят затраты на сырье и материалы (27,9 %), топливо и энергию (29,7 %), заработную плату (23,7%). Доля затрат на амортизацию будет равна 14,4%, прочих затрат - 4,3 %.

Затраты на 1 единицу продукции снизятся с 6300 руб. до 5601 руб. по всем элементам.

В проектном варианте произошло увеличение затрат на производство на 3120 тыс. руб. Рентабельность продукции возросла с 19% до 27%.

В проектном варианте произошел рост фондоотдачи с 1,0 до 1,1 руб. (на 5,3%), это связанно с тем, что темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста среднегодовой стоимости ОС. Фондорентабельность в проектном варианте возросла на 8% и составила 24,5%. Фондовооруженность труда увеличилась на 62 тыс. руб./ чел.

В проектном варианте произошло снижение рентабельности оборотных средств на 125% за счет роста прибыли от продаж на 3500 тыс.руб. Средний остаток ОС увеличился на 82 тыс.руб.

Заключение

экономический конкурентоспособность правовой

В курсовом проекте были изучены основные теоретические аспекты, касающиеся повышения конкурентоспособности продукции. Так же были изучены основные факторы внутренней среды предприятия.

В проектной части курсового проекта были рассчитаны основные технико-экономические показатели предприятия по производству мебели. Производство являлось низко эффективным в силу низкой конкурентоспособности продукции. Мною были предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности, посредством снижения её цены и проведения маркетинговых мероприятий в виде бонусных акций. Резервом снижения цены является закупка более дешевого сырья и материалов у новых поставщиков.

В результате проведенных расчетов выяснилось, что данные изменения привели к росту ключевых экономических показателей. В частности произошел рост выручки от продажи продукции, за счет роста объемов производства. Темпы роста выручки от продаж превышают темпы роста затрат на производство, следовательно наблюдается рост прибыли от продажи продукции, что в свою очередь улучшает показатели рентабельности основных средств, рентабельности оборотных средств и рентабельности производства продукции в целом. В связи с ростом данных показателей, деятельность предприятия улучшилась, и оно приобрело конкурентное преимущество на рынке мебельной продукции.

Библиографический список


1       Бабаев, И.А., Варламова, З.Н., Васильева, О.Е. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. 4-е изд./ В.М. Семенова. - СПб.: Питер, 2007. - 245 с.

2       Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансово экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 471 с.

         Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: «Софит», 2008. - 496 с.

         Ильин, А.И. Экономика предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 336 с.

         Ильин, А.И. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. 3-е изд. / В.М. Станкевич. - СПб.: Питер, 2008. - 329с.

         Организация производства и управление на предприятии [текст]: учеб. для вузов / О.Г.Туровец [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 544 с.

         Рейсберг, Б.А. Современный экономический словарь. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 267 с.

         Романенко, И.В. Экономика предприятия [текст] / И.В. Романенко. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 264 с.

         Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): Учебник / Н.А. Сафронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономист, 2010. - 450 с.

         Сергеев, И.В. Экономика предприятия [текст]: учеб. Пособие для вузов / И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 304 с.

11     Тарасова И.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие по выполнению курсового проекта, самостоятельной работы и дистанционного обучения студентов специальности 080502 "Экономика управления на предприятии" (по отраслям) [Текст] /И.Н. Тарасова, Н.А. Аксеновская, Л.М. Долженко. - Красноярск, СибГТУ, 2007. - с

12     Фахрутдинов, Р.А. Организация производств: учеб. для вузов / Р.А. Фахрутдинов. - М.: ИНФОРМ-М, 2011. - 672 с.

13     Филатов, О.К. Экономика предприятия (организации) [текст]: учеб. для вузов / О.К. Филатов, Т.Ф. Рябова, Е.В. Минаева. - М.: Ыинансы и статистика, 2011. - 512 с.

         Шепеленко, Г.Н. Экономика, организация и планирование производства на предприятии [текст]: учеб. пособие для вузов / Г.И. Шепеленко. - Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2012. - 544 с.

         Экономика лесного хозяйства [текст]: учеб. для сред. Проф. Учеб. заведений лесного хозяйства / А.П. Петров [и др.]. - М.: ВНИИЛН, 2012. - 304 с.

Похожие работы на - Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!