Показатель
|
Период, год
|
|
2012
|
2013
|
2014
|
Выручка от
реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.
|
189866
|
331160
|
532456
|
Налоги и сборы,
включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.
руб.
|
28204
|
49259
|
79201
|
Выручка от
реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов,
включаемых в выручку) , млн.руб.
|
161662
|
281891
|
453255
|
Управленческие
расходы, млн.руб.
|
-
|
-
|
10157
|
Расходы на
реализацию, млн.руб.
|
32719
|
57398
|
84216
|
Себестоимость ,
млн.руб.
|
126114
|
216487
|
350645
|
Прибыль
(убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.руб.
|
2829
|
8006
|
8237
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных
предприятия
Рп = * 100 (7)
Рентабельность продукции ОАО «МТЗ» в 2012 году составила 1,7%, в 2013
году 2,9% и в 2014 1,9%. Динамику рентабельности продукции ОАО «МТЗ» в
2012-2014гг. отобразим на рисунке 2
Рисунок 2 - Динамика рентабельности продукции ОАО «МТЗ» за
2012-2014 гг.
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных
предприятия
Снижение рентабельности продукции в 2014 году по сравнению с 2013 годом
на 1 п.п. может быть связано с различным соотношением темпов роста
себестоимости и прибыли, поскольку рентабельность - показатель относительный. В
данном случае темп роста себестоимости опережает темп роста прибыли. В 2013
года, по сравнению с 2012 можно наблюдать обратную ситуацию.
Для того, чтобы понять за счет каких факторов и на сколько изменилась
рентабельность продукции за период 2013 - 2014 гг., проведем факторный анализ
методом цепной подстановки:
Рп (п) = =
Рп (усл) = =
Рп (ф) = =
¶Рп (П) = Рп (усл) - Рп (п) = 0, 030 - 0, 029 =
0, 001
¶Рп (С) = Рп (ф) - Рп (усл) = 0, 019 - 0,030 = -
0,011
¶Рп (общ) = ¶ Рп (П) + ¶Рп (С) = - 0, 01 или 1 п.п.
Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает
предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Р пр1 = = = 1, 75 %
Р пр2 =
Р пр3 =
Рентабельность продаж в 2014 году, по сравнению с 2013, снизилась на 1,02
п.п. и составила 1,82 %. Рентабельность продаж имеет
тенденцию к понижению и это свидетельствует о снижении конкурентоспособности
продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
Для того, чтобы проанализировать, засчет каких факторов и на
сколько изменилась рентабельность продаж за 2013-2014 гг., проведем факторный
анализ методом цепной подстановки:
Рпр = , (8)
где В - выручка от реализации товаров, работ, услуг, за
вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку;
С - себестоимость реализованной продукции, товаров, работ,
услуг.
Рпр (п) =
Рпр (усл) = = 0, 3957
Рпр (ф) =
¶Рпр (В) = Рпр (усл) - Рпр (п) = 0, 3957 - 0,
0284 = 0, 3673
¶Рпр (С) = Рпр (ф) - Рпр (усл) = 0, 0182 - 0,
3957 = - 0, 3775
¶Рпр (общ) = ¶ Рпр (В) + ¶Рпр (С) = - 0, 0102
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рентабельность
продаж снизилась на 0, 0102, в том числе засчет роста выручки на 171364 млн.
руб, рентабельность увеличилась на 0, 3673, засчет роста себестоимости на
171133 млн. руб, рентабельность снизилась на 0, 3775.
Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования
имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия.
Данный показатель называют нормой прибыли.
Ра1 =
Ра2 =
Ра3 =
Уменьшение может свидетельствовать о снижении чистой прибыли организации
либо о росте стоимости основных средств. Чтобы понять, засчет каких факторов
произошло снижение данного показателя и на сколько, проведем факторный анализ
методом цепной подстановки:
Таблица 15 - Исходные данные для анализа рентабельности
активов.
Показатели
|
2013
|
2014
|
Стоимость
краткосрочных активов, млн. руб
|
68855
|
68673
|
Стоимость долгосрочных
активов млн. руб
|
71060
|
71288
|
Чистая прибыль,
млн. руб
|
4068
|
906
|
Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных
предприятия
Ра = (9)
где ЧП - чистая прибыль предприятия;
ДА - стоимость долгосрочных активов предприятия;
КА - стоимость краткосрочных активов предприятия.
Ра (п)= = 0, 0291
Ра (усл1) =
Ра (усл2) =
Ра (ф) =
¶Ра (чп) = Ра (усл1) - Ра (п) = 0,0065 - 0,0291 = - 0,022625
¶Ра (да) = Ра (усл2) - Ра (усл1) = 0, 006465 - 0, 006475 = - 0, 00001
¶Ра (ка) = Ра (ф) - Ра (усл2) = 0, 0065 - 0, 006465 = 0, 000035
¶Ра (общ) = ¶Ра
(чп) + ¶Ра (да) + ¶Ра (ка) = - 0,0226
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рентабельность
активов снизилась на 0, 0226 в 2014 году, по сравнению с 2013 г., в том числе
засчет снижения чистой прибыли на 3162 млн. руб, рентабельность активов
снизилась на 0,022625, засчет роста стоимости долгосрочных активов на 288 млн.
руб, рентабельность снизилась на 0, 00001, засчет снижения стоимости
краткосрочных активов на 182 млн. руб, рентабельность активов увеличилась на 0,
000035.
Таким образом, факторный анализ прибыли от реализации в
анализируемом периоде показал увеличение данного показателя благодаря росту
объема реализации услуг и изменению отпускных цен не смотря на изменение
структуры услуг и себестоимости продукции, которые снижали значение прибыли. В
целом за анализируемый период наблюдается рост рентабельности, не смотря на его
уменьшение в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Предприятие сработало
наиболее эффективно в 2013 г., о чем говорит динамика прибыли от текущей
деятельности, прибыли от инвестиционной, финансовой деятельности, чистой
прибыли, показателей рентабельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В отчете были рассмотрены такие вопросы как: общая характеристика
предприятия, характеристика и потребительские свойства выпускаемой на
предприятии продукции, качество выпускаемой продукции, рассмотрена
организационная структура и описаны все хозяйственные единицы, вошедшие в
состав ОАО «МТЗ ».
Анализ деятельности ОАО «МТЗ» позволил определить современное положение
предприятия на мировом тракторном рынке. В соответствии с программой
прохождения практики я ознакомилась с работой маркетинг-центра, бухгалтерии, планово-экономического
отдела, отдела труда и заработной платы, отдела кадров и технического обучения.
Изучение всех предоставленных материалов позволило мне сделать следующие
выводы:
- открытое акционерное общество «Минский тракторный завод» имеет связи с
партнёрами из более чем 80 стран мира и входит в семерку самых крупных
экспортеров тракторов. Широкая универсальность тракторов «Беларус» позволяет
эффективно использовать их круглый год в различных климатических зонах;
задачей ОАО «МТЗ» является, максимально удовлетворяя спрос потребителя,
резко расширить номенклатуру выпускаемой продукции, повысить эффективность
производства, максимально повысить качество, технический уровень выпускаемой
продукции;
цель деятельности ОАО «МТЗ» состоит в мировом признании предприятия как
поставщика, гарантирующего стабильно качественную, добротную продукцию для
потребителя, удовлетворение общественных потребностей в продукции
производственно-технического назначения, товарах народного потребления, услугах
и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов
членов трудового коллектива и интересов собственника имущества ОАО «МТЗ»;
организационная структура предприятия сложна и велика, в связи с чем
возникают определенные трудности при управлении им;
с целью материальной заинтересованности в улучшении качества работы
отделом труда и заработной платы разработано положение о премировании каждого
структурного подразделения и администрации завода;
слабость МТЗ состоит в рекламе. В специальной прессе МТЗ практически не
представлен, в связи с высокими затратами. Поэтому необходимо идти другими
путями, чтобы сообщить потенциальному покупателю информацию о собственном
продукте. Например, участвовать в сравнительных тестах с другими тракторами
аналогичного класса;
итоги работы ОАО «Минский тракторный завод» свидетельствуют о постепенной
нормализации финансово-экономического положения объединения. Вместе с тем,
финансовое положение предприятий объединения еще недостаточно устойчивое. В
финансировании производственно-хозяйственной деятельности существенное значение
имеют заемные средства.
В связи с ограниченными возможностями собственного инвестирования и,
следуя мировой практике привлечения заемных инвестиций, объединением определен
перечень важнейших инвестиционных бизнес-планов, требующих разработки;
Что касается задач предприятия в новых условиях хозяйствования, то ими
могут стать:
выработка внешнеэкономической стратегии;
определение направлений развития экспортного потенциала;
использование возможностей создания импортозамещающих производств;
заключение соглашений с иностранными партнёрами в целях создания лучших
условий для экономических отношений с ними.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Организационная структура управления ОАО «МТЗ»