Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    256,06 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации

ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия

Минздравсоцразвития России

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации






Курсовая работа

Тема:

Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации


Исполнитель: Борзых Валентина Олеговна







г. Екатеринбург

Содержание

Введение

1.Закон спроса

.1 Ценовые детерминанты спроса

.2 Неценовые детерминанты спроса 

. Закон предложения

.1 Ценовые детерминанты предложения

.2 Неценовые детерминанты предложения

.Взаимодействие спроса и предложения

. Анализ спроса и потребления на примере аптеки

.1 Анализ спроса по степени удовлетворения

.2 Анализ эластичности спроса

.3 Анализ степени насыщения некоторыми препаратами

.4 Выявление «топ-десятки» ЛП, приносящих наибольшую выручку

Выводы и рекомендации

Список литературы

Введение

Фармацевтическому рынку присущи функции и закономерности любого рынка, однако, он отличается рядом особенностей:

повышенные затраты на вхождение в отрасль (лицензирование фармацевтической деятельности, обеспечение условий хранения товаров аптечного ассортимента, декларирование и сертификация качества товаров и др.)

выбор препаратов рецептурного отпуска проводится промежуточными потребителями (медицинскими работниками)

невозможность для больного отсрочить прием лекарственных препаратов (ЛП) независимо от уровня его дохода

производитель обязан регистрировать цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП)

установлен минимальный ассортимент ЛП, который обязана иметь аптечная организация (АО)

Из особенностей и характеристик фармацевтических товаров можно отметить, что:

по срокам использования фармацевтические товары могут быть длительного пользования(например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы) и кратковременного пользования(лекарственные препараты, лекарственное растительное сырье, лечебная косметика);

по характеру спроса фармацевтические товары скорее являются товарами массового спроса.

Однако и в группе фармацевтических товаров можно выделить:

товары пассивного спроса. Товары данной группы отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы;

товары особого (эксклюзивного) спроса с уникальными свойствами, приобретение которыхтребует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателей (элитные косметические средства, лекарственные препараты для лечения редких заболеваний);

товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству,оформлению, цене, фирме-производителю, стране и т.д (ортопедическая продукция).

Тема данной работы актуальна, т.к. определение потребности в лекарственных средствах непосредственно связано с их товарными характеристиками, с фактическим их потреблением и выявлением закономерностей изменения спроса на них. Определением потребности решаются два основных вопроса:

что именно должно быть предложено из огромного множества различных товаров и услуг и в каких количествах;

для кого необходимы эти товары и насколько они будут востребованы.

Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма. Функция спроса является определяющей, ибо именно она заставляет производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент. Спрос, в свою очередь, зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей.

Функция предложения заключается в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой. Реагируя на возникающий спрос, производители (поставщики) начинают увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления и тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке.

Цель данной работы изучить в какой степени состояние реализации ЛП, сопутствующих товаров аптечного ассортимента соответствует спросу на них, и какие меры необходимо принять, чтобы добиться безотказного обеспечения населения, и как это влияет на показатели финансово-хозяйственной деятельности АО.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения

раскрыть детерминанты спроса и предложения

проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на фармацевтическом рынке

проанализировать состояние спроса и потребления некоторых групп ЛП на примере АО

1.Закон спроса

Основными инструментами функционирования фармацевтического рынка, как и любого другого, являются спрос, предложение, цена. А основными законами - законы спроса, предложения, стоимости.

Под спросом понимается потребность покупателей в том или ином товаре, выраженная в деньгах, т.е. платежеспособная потребность.

Спрос на фармацевтическом рынке можно рассматривать как количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые желают и могут приобрести потребители (промежуточные и конечные) за определенный период по определенной цене. [2]

Спрос можно измерить количественно. И в этом случае он будет характеризоваться таким понятием, как величина спроса - количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Отсюда следует, что спрос зависит прежде всего от цены на продаваемый товар (услугу). Взаимодействие между количеством товара, которое люди желают купить, и ценой этого товара описывает закон спроса.

Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях между ценой на товар и величиной спроса существует обратная (или отрицательная) зависимость, т.е. снижение цены приводит к увеличению спроса, и наоборот. [2]

Допущение «при прочих равных условиях» означает, что при проведении экономического анализа все переменные, за исключением тех, которые и настоящий момент рассматриваются (в данном случае спрос, цена), остаются неизменными. Наглядно эту зависимость демонстрируют график (рис. 1)

При графическом изображении зависимости спроса (D, demand) от цены на оси ординат откладывают фактор - цена (Р, price); на оси абсцисс - результативный признак - количество (Q, quantity). График показывает, какое количество товара потребители готовы купить при каждой цене. Так, при цене P1 спрос равен Q1, с увеличением цены до Р2 спрос снижается до Q2. Таким образом, изменение величины спроса при изменении цены выражается перемещением точки вдоль кривой спроса.




Рис.1. Зависимость величины спроса (Q) от цены (Р)

Рис.2. Изменение величины спроса (Q) при изменении цены (Р) для двух товаров

Спрос на различные товары по-разному реагирует на изменение цены. Например, на рисунке 2 показано изменение величины спроса для двух товаров (Q1,Q2) при изменении цены на одно и то же значение (Р1).

Зависимость величины спроса от цены характеризуется коэффициентом ценовой эластичности спроса (Еd), который рассчитывается по формуле

Еd _Q1 - Q0 P1-Po ,

Где Ed - коэффициент ценовой эластичности спроса; Q0, Q1 - соответственно начальное и конечное значение количества приобретаемых товаров; Р0, Р1 - соответственно начальное и конечное значение цены товара.

Если изменение величины спроса и цены выражены в процентах, получим

Еd _ Q ,

где Q - изменение спроса, %; Р - изменение цены, %.

Коэффициент ценовой эластичности связан с действием закона спроса и определяет степень изменения величины спроса на товар или группу товаров при изменении цены на этот товар или группу товаров. Учитывая, что зависимость между ценой и величиной спроса носит обратный характер, коэффициент эластичности является, как правило, отрицательной величиной (исключение составляют новые, престижные и дефицитные товары, а также ситуация ожидания увеличения цен).

Если \Ed\> 1 - спрос эластичный; при \Ed\ < 1 - спрос неэластичный.

Знание о степени эластичности спроса в зависимости от цены является одной из основ построения ценовой политики аптечной организации. Рассчитав коэффициент ценовой эластичности или построив графики спроса, можно определить эластичен спрос на конкретный товар или нет. Так, на рис. 2. спрос на товар D2 более эластичен, чем спрос D1 (кривая спроса 2 более пологая) при изменении цены на одно и то же значение.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Таблица 1

Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации (PxQ)




Уменьшение цены

Увеличение цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) - спрос постоянен

Ed = 0

уменьшается

увеличивается

Неэластичный спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

уменьшается

увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Ed = 1

не изменяется

не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

увеличивается

уменьшается

Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed = ∞

уменьшается

увеличивается


Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:

Спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

Спрос на препараты первой необходимости (ЛП первой помощи - нитроглицерин, препараты для купирования приступов бронхиальной астмы) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

Спрос на элитную косметику, БАДы - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

Спрос на витамины, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и их цена;

Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса. (ЖНВЛП, например, ксилометазолин, цена на него меняется незначительно, а спрос увеличивается во время эпидемии ОРВИ и снижается при спаде заболеваемости).

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рис. 3.).

Рис. 3. - Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

.1 Ценовые детерминанты спроса

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, - ценовые детерминанты спроса, т.е. факторы, которые определяют наклон кривой спроса.

Наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров) - чем больше заменителей у данного товара, тем более эластичен спрос на него. Например, креон 10 000ЕД и его заменители - микразим, эрмиталь, мезим форте 10 000.

Доля потребительского бюджета, отведенного на данный товар, - чем больше удельный вес в бюджете потребителя занимает продукт, тем выше эластичность спроса на него.

Время приспособления к изменению цены - спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как потребители с течением времени получают больше возможности для подбора замены. (Спрос на оригинальные препараты, только появившиеся на рынке и не имеющие аналогов, менее эластичен. Например, препараты креон и дифлюкан имеют много синонимов, и спрос на них эластичен. Препараты ксарелто и нимотоп не имеют аналогов, и спрос на них обладает меньшей эластичностью)

Степень необходимости в товаре - чем более необходим данный товар потребителю, тем менее эластичен спрос на него. (специфические ЛП - препараты для лечения гепатита В и С и т.д.)

.2 Неценовые детерминанты спроса

Рассмотрим факторы - неценовые детерминанты спроса, которые изменяют спрос и смещают кривые спроса вправо или влево, не изменяя их наклона.

Изменение предпочтений потребителей - возрастание потребительских предпочтений может быть вызвано рекламой того или иного ЛП, активностью медицинских представителей; неблагоприятное влияние на вкусы потребителей может оказать, например, информация о побочных действиях ЛП. (например активная реклама препаратов ВИКС увеличила спрос на них).

Изменение доходов потребителей Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.

Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на эффералган растет, а на парацетамол отечественного производства падает, и наоборот. влияние дохода на спрос описывается коэффициентом подоходной эластичности().

,

где - изменение дохода (в %);

- изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров > 0; для товаров низшей категории < 0.

Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

Изменение цен на сопряженные товары - для измерения зависимости спроса от цены на сопряженные товары существует коэффициент перекрестной эластичности. Он характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ().

,

где - изменение спроса на товар a (в %);

- изменение цены на товар b (в %). При анализе перекрестной эластичности следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.

Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) - это синонимы и аналоги ЛП (например, креон и мезим форте). Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар влечет за собой повышение спроса на другой, его заменяющий (> 0).

Если товары взаимодополняющие (товары-комплементы), например инъекционные лекарственные формы и шприцы для инъекций однократного применения, то повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой (< 0).

Чем больше коэффициент перекрестной эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров. И наоборот, чем ближе коэффициент к нулю, тем слабее отношения замещения или дополнения.

Если = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Изменение ожиданий потребителей - потребительские ожидания падения в будущем цен или доходов может привести к сокращению текущего спроса, и наоборот.

Таким образом, на изменение спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.


Предложение - это желание и способность продавцов (производителей) предоставить товар для реализации на рынке по определенной цене.

Различают индивидуальное, рыночное и совокупное предложение.

Предложение на фармацевтическом рынке определяется как количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг, которые могут быть предложены потребителям за определенный период времени по определенной цене.[1]

Как и спрос, предложение можно измерить количественно. Величина предложения показывает количество предлагаемого на рынке товара при данном уровне цен. Взаимодействие между величиной предложения и ценой описывает закон предложения.

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, т. е. с повышением цен возрастает величина предложения, и наоборот. [1]

Обоснования закона предложения:

высокая цена покрывает издержки производства и приносит доход; по мере роста цены производитель увеличивает объем производства ради получения большей прибыли;

высокая цена финансирует расширение производства; рост цен и возрастание прибыли у производителей делает расширение производства не только желаемым, но и возможным;

при росте цены предложение увеличивается в результате выхода на рынок производителей с более высокими индивидуальными издержками.

На рис. 4 показана кривая предложения.

Рис. 4. - Кривая предложения

Изменение предложения (S) происходит при изменении цены товара и выражается перемещением точки на кривой предложения. Так, при увеличении цены от Р1 до Р2 величина предложения увеличилась от Q1 до Q2 .

Зависимость величины предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения (Es).

Для расчета коэффициента эластичности предложения используется следующая формула:

,

где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение цены (в %);

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на 1 %.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

эластичное (Es > 1);

неэластичное (Es < 1);

характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);

совершенно эластичным (Es = );

совершенно неэластичным (Es = 0).

Рис. 5. Кривые предложения с разной степенью эластичности

Ценовая эластичность предложения имеет такое же важное значение, как эластичность спроса. Очевидно, что различные производители по-разному реагируют на увеличение рыночного спроса и цен.

.1 Ценовые детерминанты предложения

Ценовые детерминанты предложения определяют чувствительность производителя к изменению рыночных цен (ценовую эластичность предложения) (рис. 6).

Рис. 6 Изменение величины предложения под действием ценовых

детерминант предложения

Рассматриваемый период времени (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный)

т.е. время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

Характер технологий и продолжительность производственного периода -чем длиннее производственный цикл, тем менее эластично предложение. Производители не имеют возможности быстро изменять объем производства в зависимости от изменения рыночной цены. В том случае, когда производственный период непродолжительный, предложение эластичное. Производители быстро реагируют на изменение цены.

.3 Неценовые детерминанты предложения

Помимо цены на решение производителя о продаже товара на рынке влияют неценовые факторы (детерминанты) предложения.

Цены на ресурсы - при неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства - увеличению предложения.

Технология производства - совершенствование технологии снижает издержки производства и увеличивает предложение. Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

Налоги и дотации - рост налогов приводит к увеличению издержек, что влечет сокращение предложения и, наоборот, предоставление льгот по налогообложению приводит к его увеличению.

Цены на другие товары - увеличение цен на один товар может привести к снижению предложения на другой. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

Ожидаемое изменение цен - ожидаемое снижение цены может привести к увеличению текущего предложения.

Число продавцов на рынке - чем больше продавцов конкретного товара, тем выше предложение. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 7.).

Рис. 7 - Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

Конечное изменение как спроса, так и предложения на конкретный товар определяется всей совокупностью ценовых и неценовых факторов.

3. Взаимодействие спроса и предложения

Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно. Ситуацию, при которой интересы покупателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания нарушить существующее положение, называют рыночным равновесием.[2]

Совместный анализ поведения покупателей и продавцов позволяет определить ситуацию экономического равновесия, при которой интересы и желания обоих экономических агентов совпадают (рис. 8).

Экономический интерес любого потребителя заключается в том, чтобы получить необходимый лекарственный препарат и удовлетворить свою потребность. При этом потребитель расходует часть своего бюджета на приобретение ЛП, и максимальная цена, по которой потребитель еще согласен приобретать товары в аптечных организациях, называется ценой спроса.

У производителей, оптового и розничного звена аптечной службы иные экономические задачи - они стремятся реализовывать товары по более высоким ценам, понимая при этом, что потребители стремятся минимизировать свои расходы на лекарства. В результате устанавливается минимальная цена, по которой эти контрагенты рынка еще готовы отпускать ЛП пациентам, и эта цена называется ценой предложения. Цена предложения должна покрывать затраты и приносить прибыль, иначе деятельность аптечных организаций и производителей будет неэффективной.

Рис. 8. Рыночное равновесие спроса (D) и предложения (S)

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие, которое предполагает равенство цены спроса (Pd) цене предложения (Ps) и соответственно величины спроса (Qd) величине предложения (Qs),

Если кривая D отражает рыночный спрос на товар, а кривая S - его предложение, то состоянию равновесия соответствует точка их пересечения Е. Этой точке соответствует равновесная цена (Р€) и равновесное количество (Qe). Равновесная цена отражает некую «нормальную» цену, при которой предельная общественная полезность и предельные общественные издержки уравновешивают друг друга.

При любой цене, отличной от цены равновесия, или при любом объеме производства, отличном от равновесного, рынок оказывается в разбалансированном состоянии, что неизбежно сказывается на объеме продаж.

Таблица 2

Динамика спроса и предложения.

Ее влияние на изменение цен и объемов.

№ п/п

Изменения спроса и предложения

Сдвиги кривых спроса и предложения

1.

Если растет спрос

Кривая спроса смещается вправо

цена ↑, объем ↑

2.

Если спрос падает

Кривая спроса смещается влево

цена ↓, объем ↓

3.

Если растет предложение

Кривая предложения смещается вправо

цена ↓, объем ↑

4.

Если предложение падает

Кривая предложения смещается влево

цена ↑, объем ↓


Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения - перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса - дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Только достижение равновесного состояния обеспечивает стабильность рынка и наибольший объем продаж.

4. Анализ спроса и потребления ЛП на примере аптечной организации

Исследования проводились на базе аптеки ООО «Ригла-Екатеринбург», Белореченская,7. Аптека распложена возле супермаркета, недалеко от автобусной остановки, между поликлиникой №2 ЦГКБ №40 и ОКБ №1.

Аптека имеет лицензию на фармацевтическую деятельность (). АО не работает по социальным программам, не отпускает наркотические, психотропные и иные ЛП, подлежащие предметно-количественному учету.

.1 Анализ спроса по степени удовлетворения

Спрос может быть измерен в соответствии с классификацией по степени удовлетворения.

Таблица 3

Классификация спроса по степени удовлетворения.

№ п/п

Вид спроса

характеристика

1.

Действительный

Равен числу обращений за товаром

2.

Реализованный

Равен фактическому потреблению товара, за которым обратился покупатель.

3.

Неудовлетворенный, в том числе

Равен разнице между действительным и реализованным видами спроса

4.

Реальный неудовлетворенный

Равен числу отказов

5.

Скрытый неудовлетворенный

Равен числу замен


Для определения ежемесячного спроса на препарат «Креон 10000 капс киш раств. 150 мг №20 (Панкреатин)» было проведено выборочное полевое исследование в течение 5 рабочих дней. Для анализа взята оборотная ведомость аптеки (см. приложение 1)

Таблица 4

период

Действительный спрос

Реализованный спрос

Неудовлетворенный спрос




скрытый

реальный

6.11.13 (день 1)

4

2

1

1

7.11.13 (день 2)

8

6

-

2

8.11.13 (день 3)

23

23

-

-

9.11.13 (день 4)

4

2

1

10.11.13 (день 5)

8

6

1

1


Действительный спрос за месяц равен

Д = (4+8+23+4+8)/5х30 = 282 уп

Реализованный спрос равен количеству отпущенных упаковок креона:

Р = (2+6+23+2+6)/5х30 = 234 уп

Неудовлетворенный спрос равен разнице между действительным и реализованным спросом:

Н = Д - Р = 282 - 234 = 48 уп

В том числе скрытый неудовлетворенный спрос равен числу замен:

Нс = (1+1+1)/5х30 = 18 уп

Реальный неудовлетворенный спрос равен:

Н - Нс = 48 - 18 = 30 уп

Реальный неудовлетворенный спрос 30 упаковок, средняя цена препарата (см. приложение 1)

(288,00 + 299,10 + 299,50 + 300,00)/4 = 296,65

,65 х 30 = 8899,50

Таким образом, аптека потеряла за месяц 8899 руб 50 коп.

Причины неудовлетворенного спроса:

Препарат все время был в наличии, однако, по разным причинам (высокая цена, недоработка фармацевта первого стола) покупатели отказывались приобретать препарат.

.2 Анализ ценовой эластичности спроса

Для изучения ценовой эластичности спроса на величину товарооборота (объемов продаж) использована формула:

Еd = % изменения спроса / % изменения цены;

Эластичность спроса проанализирована на примере препаратов «Ленуксин 10 мг №28» (см. приложение 4).

Было изучено движение препарата «Ленуксин 10 мг №28» (см. приложение 4) за период с 01.11.13. по 31.12.13

За период с 01.11.13 по 30.11.13 реализовано 10 упаковок ЛП, при этом его цена составила 404 руб 00 коп.

С 01.12.13 по 09.12.13 препарат отсутствовал.

.12.13 была получена 1 упаковка по цене 535 руб 00 коп и 10.12.13 она была реализована.

До 16.12.13 препарата не было в наличии, затем 16 декабря было получено 7 упаковок по цене 535 руб 00 коп, однако, реализация составила 2 упаковки.

Таким образом, движение препарата в декабре составило 3 упаковки.

% изменения спроса:

уп - 100%х = 30 % Q = - 70 %

уп - х

% изменения цены:

,00 - 100%х = 132% Р = 32%

,00 - х

Еd = 70/32 = 2,18

Т.к. Еd > 1, спрос эластичный

Выручка аптеки от продаж ленуксина в ноябре составила 4040,00 руб (404,00 х 10), а в декабре 1605.00 (535,00 х 3)

Таким образом, аптека потеряла 2435,00 (4040,00 - 1605,00) рублей из-за несвоевременности поставок препарата и повышения цены на 32%.

.3 Анализ степени насыщения

Соотношение темпов поставок и темпов продаж характеризует степень насыщения товарами данной группы.

Проведено исследование темпов поставок и продаж по некоторым препаратам (см приложения 1 - 7). Т.к. анализ проводился за небольшой отрезок времени (ноябрь, декабрь 2013) взяты абсолютные величины поставок и продаж.

Таблица 5

Наименование препарата

Остаток на начало

приход

расход

Остаток на конец

Ленуксин 10 мг № 28

10

9

13

6

Креон 10000 капс № 20

25

92

117

0

Эрмиталь капс 10000 №20

2

9

6

5

Микразим капс 10000 №20

9

1

9

1

2

2

2

2

Ливодекса таб 300 мг №50

2

4

4

2

Ливодекса таб 300 мг №100

6

9

14

1

Урдокса капс 250 мг № 100

2

8

9

1

За исследуемый период практически по всем наименованиям объемы поставок ниже объемов продаж. Для более эффективной работы АО темпы поставок должны быть немного больше темпов продаж.

Некоторые препараты в исследуемый период составили дефектуру аптеки:

Ленуксин 10 мг № 28, Урдокса капс 250 мг № 100, Креон 10000 капс № 20.

.4 Выявление «топ-десятки» ЛП, приносящих наибольшую выручку

Был проведен анализ продаж всех препаратов за период с 01.12.13 по 31.12.13, в результате чего была выявлена «топ-десятка» препаратов, продажи которых составили наибольшую долю в товарообороте аптеки.

Таблица 6

№п/п/

Наименование товара

Цена продажи, руб

Продано за месяц

сумма продаж за месяц

1

Пегасис р-р д/и/п/к 180мкг/мл 0,5мл шпр.тюб. (Пэгинтерферон альфа-2а)

11235

3

33705

2

Себиво таб п/об/пл 600мг №28 (Телбивудин)

9936.08

3

29808.24

3

Мирапекс таб 1мг №30 (Прамипексол)

1964.27

10

19642.7

4

Плавикс таб п/об/пл 75мг №28 (Клопидогрел)

2410.99

8

19287.92

5

Кселода таб п/об/пл 500мг №120 (Капецитабин)

16309.64

1

16309.64

6

Эссенциале форте н капс. 300мг №100 (Фосфолипиды)

1246.99

13

16210.87

7

Экселон ттс 9,5мг/сутки №30 (Ривастигмин)

3565.46

4

14261.84

8

Детралекс таб п/об 500мг №60 (Диосмин+гесперидин)

1126.93

12

13523.16

Дюфастон таб п/об 10мг №20 (Дидрогестерон)

431.56

31

13378.36

10

Бараклюд таб п/об/пл 1мг №30 (Энтекавир)

13005.51

1

13005.51



Выводы и рекомендации

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынке.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители и поставщики обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям (поставщикам), куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем поставок, соответствующие изменившимся условиям.

3. Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

4. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.

В результате проведенных исследований мы определили «топ-десятку» ЛП, приносящих наибольшую выручку и пришли к выводу, что на эти препараты не должно быть резкого повышения цен, и они должны бесперебойно находиться в ассортименте аптеки.

Аптека теряет выручку из-за несвоевременности поставок (дефектуры) некоторых препаратов и из-за резкого повышения цен (ленуксин 10 мг №28).

Темпы поставок должны быть выше темпов продаж. Это обеспечит более высокие результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Список литературы

Управление и экономика фармации: Учебник / под ред. В .Л. Багировой - М .:Медицина, 2004 - 720 с.

Управление и экономика фармации: том 3 /под ред. Е.Е. Лоскутовой.- М.: Академия, 2008 -427 с

Маркетинг. Учебник под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995

Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1996

Усенко В.А. Фармацевтический маркетинг. Провизор, 1999; 14:15

Ноздрева Р.Б, Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. Финансы и статистика, 1991; 304 с.

Дремова Н.Б., Лазарева Е.В. Концепции маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств. Фармация, 1996; 1: 27-29 с. лекарственный спрос ценовая

Карева Н.Н., Охотина Н.А. Маркетинг на фармацевтическом рынке. Фармация, 1995; 6: 30-33с.

« Экономика фармацевтической организации» Кисилева Л.Г.

методическое пособие ПГФА 40 с

Лапач С. Н., Пасечник М. Ф., Чубенко А. В. Статистические методы в фармакологии и маркетинге фармацевтического рынка.- К.: ЗАТ “Укрспецмонтаж”.- 1999.- 312 с.

Похожие работы на - Изучение спроса и потребления лекарственных препаратов на примере аптечной организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!