Маркетинговые исследования ассортимента антигистаминных препаратов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    544,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговые исследования ассортимента антигистаминных препаратов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения

Фармацевтический факультет




Курсовая работа

«Маркетинговые исследования ассортимента антигистаминных препаратов»


Выполнила

студентка фармацевтического факультета

курса 1 группы

Ярошевич

Екатерина Александровна

Проверила:

Абрашкина Елена Алексеевна



Новосибирск-2009г

Содержание

Введение

Основная часть

. Аллергия. Причины развития. Лекарственная терапия

2. Анализ ситуации в России на момент исследования

3. Анализ продукта

1) Товароведческий анализ лекарственных препаратов на основе препарата Супрастин

) Маркетинговые исследования продукта

3) Сегментирование рынка

4) Определение объема продаж препарата Супрастин

5) Продвижение

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

лекарственный конкурентоспособность ассортимент сбыт рынок

Введение

Широкая распространенность аллергических заболеваний, охватившая более 20-60 % населения планеты, ежегодный повсеместный рост аллергопатологии, усиление тяжести клинического течения аллергических заболеваний и резкое снижение качества жизни пациентов превратили проблему аллергии в глобальную медико-социальную проблему. Проспективные исследования позволяют предположить, что к 2015 г. уже половина населения планеты будет страдать различными аллергическими заболеваниями [1].

Рост распространенности аллергических заболеваний обусловлен несколькими причинами. Во-первых, улучшение эпидемической обстановки привело к уменьшению контактов человека с сильными аллергенами возбудителей заболеваний, которые конкурентно тормозили реакцию на преимущественно слабые аллергены окружающей среды. Во-вторых, широкое применение различных вакцин, сывороток и других веществ антигенной природы ведет к учащению случаев сенсибилизации организма. В-третьих, появление множества новых химических веществ, в том числе не встречающихся в природе, также способно вызвать неадекватный ответ организма в виде аллергической реакции. К этим веществам относятся и лекарственные препараты, прием которых не только становится бесконтрольным, но и вызывает изменение реактивности организма. Естественно, сохраняют свое значение в качестве аллергенов и многие естественные факторы (пыльца, пыль, пищевые продукты, инфекционные агенты и пр.) [2].

Сочетание всех вышеприведенных факторов приводит к быстрорастущей заболеваемости, увеличению инвалидизации и смертности, значительным экономическим затратам на лечение и профилактику аллергических заболеваний. Именно поэтому аллергические заболевания в странах с высоким уровнем развития промышленности и урбанизации являются серьезной социальной и медицинской проблемой.

Антигистаминные препараты являются одной из широко применяемых групп лекарственных средств, вследствие значительного увеличения количества аллергических заболеваний как среди взрослого, так и детского контингента населения.

Спрос на антигистаминные лекарственные средства в определенной степени носит сезонный характер, повышаясь в весенне-летний период. Структура потребления этой группы препаратов формируется в значительной степени под влиянием врачебного назначения, что обусловлено прежде всего специфичностью самих аллергических заболеваний (невозможность фармакотерапевтического воздействия на причину) и принадлежностью практически всех антигистаминных препаратов к средствам рецептурного отпуска.

Целью работы является проведение маркетингового исследования с углубленным товароведческим анализом товаров, реализуемых через аптечную сеть на примере антигистаминных препаратов.

Задачи:

Изучение состава действующего вещества;

Изучение классификации и кодирования ЛС и ЛФ, выпускаемых на его основе;

Изучение различных факторов, влияющих на качество ЛС;

Исследование условий отпуска ЛС;

Поведение анализа ассортимента;

Установление фирм производителей;

Проведение сегментирования рынка;

Изучение конкурентоспособности препарата Супрастин®;

Определение методов стимулирования сбыта.

1. Аллергия. Причины развития. Лекарственная терапия

У каждого пятого человека на Земле хотя бы однажды в жизни возникали аллергические реакции, а каждый 8-й - 10-й человек в мире страдает от аллергии. Аллергические заболевания очень распространены и, по данным Всемирной организации здравоохранения, охватывают около 40% населения земного шара.

Распространенность аллергических болезней и астмы прогрессирует, несмотря на то, что потребление противоаллергических значительно возросло в течение последнего десятилетия.

Аллергия - это повышенная чувствительность к различным веществам (аллергенам), которые (в аналогичных количествах) не вызывают заметных реакций у здоровых людей [16].

В середине XVI века тяжело заболел один из английских епископов. Приглашенный к нему из Италии врач Джераломо Кардано (1501- 1576 годы) определил, что у епископа бронхиальная астма. В качестве лечения были предписаны строгая диета и физические упражнения. Но, кроме того, врач настоятельно рекомендовал заменить пуховую перину, на которой спал епископ, подстилкой из ткани. Больной выздоровел! Это была блестящая догадка врача эпохи Возрождения. Мы ведь знаем, что миллионы людей спят на пуховых перинах и это никак не влияет на их здоровье. Однако у некоторых пух или шерсть домашних любимцев вызывают необычную реакцию организма, которую называют аллергией.

Термин «аллергия» был введен венским педиатром <#"584320.files/image001.gif">

Состав действующих веществ:

Таблетки белого или серовато-белого цвета, в виде диска с фаской, с гравировкой "SUPRASTIN" на одной стороне, без или почти без запаха [13].

На 1 таб : хлоропирамина гидрохлорид 25 мг. Вспомогательные вещества: стеариновая кислота, желатин, натрия карбоксиметилкрахмал тип А, тальк, крахмал картофельный, лактозы моногидрат (116 мг).

Химическая характеристика

Структурная формула [8]:

Брутто формула: C16H21Cl2 N3

Молекулярная масса: 326 г/моль

Наименование

Международное непатентованное: хлоропирамин

Торговое наименование: Супрастин®

Химическое наименование: N-(4-Хлорфенил)метил-N',N'-диметил-N-2-пиридинил-1,2-этандиамина гидрохлорид

Классификация и кодирование лекарственного средства и лекарственных форм, выпускаемых на его основе.

По химической номенклатуре относится к производным этилендиамина.

Фармакотерапевтическая группа: согласно РЛС препарат Супрастин® относится к Н1-антигистаминным средствам.

Классификация по МКБ-10 [13]:

[H10.1] Острый атопический конъюнктивит <#"584320.files/image003.gif">

На этапе обращения:

Условия хранения препарата Супрастин®. ГЛС должны укладываться и устанавливаться в оригинальной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу. На стеллажах, полках, шкафах прикрепляется стеллажная карта, в которой указывается наименование лекарства, серия, срок годности, количество. Карта отпечатывается на плотной бумаге и заводится на каждую вновь поступившую серию для контроля за своевременной её реализацией. Кроме того, в отделе должна быть картотека по срокам годности.

Таблетки хранят изолированно от других ЛС в заводской упаковке, предохраняющей их от внешних воздействий и рассчитанной на отпуск отдельным больным и лечебным учреждениям. Хранение таблеток должно осуществляться в сухом, недоступном для детей при температуре от 150 до 250С. Срок годности 5 г.

На этапе применения.

Совместимость препарата с другими ЛС.

При одновременном применении Супрастин® усиливает эффекты, транквилизаторов, анальгетиков, ингибиторов МАО, атропина, симпатолитиков.

Средства, защелачивающие мочу, повышают, а закисляющие - ослабляют терапевтические и побочные эффекты. Увеличивает риск развития судорог на фоне аналептиков. Усиливает действие наркотических анальгетиков, общих и местных анестетиков, снотворных и седативных средств, этилового спирта. Трициклические антидепрессанты способствуют проявлению м-холинолитических эффектов и угнетающего действия на ЦНС. Барбитураты могут ускорять метаболизм и ослаблять эффекты. Депримирующее действие на ЦНС понижается кофеином и фенамином, усиливается - клофелином.

При одновременном применении с ототоксическими препаратами Супрастин® может маскировать ранние признаки ототоксичности [8].

Каждая таблетка содержит 116 мг лактозы моногидрата. Это количество может вызвать нежелательные реакции у пациентов с дефицитом лактазы или редкими нарушениями обмена веществ - галактоземией или синдромом нарушения всасывания глюкозы/галактозы.

Роль тары, упаковки и укупорочных средств.

Для ЛС Супрастин® существует 2 вида упаковки: первичная - блистер; потребительская - пачка картонная.

Первичная упаковка необходима для создания условий, обеспечивающих длительную сохранность заключенной в ней продукции.

Потребительская - на ней наносится информация о ЛС, также упаковка служит важным носителем рекламы (возможность творческого подхода к оформлению).

Фармакокинетика.

Всасывание: после приема внутрь хлоропирамина гидрохлорид быстро и полностью абсорбируется из ЖКТ. Cmax в плазме крови достигается в течение первых 1-2 ч, терапевтический уровень концентрации сохраняется в течение 3-6 ч.

Распределение: независимо от пути введения хорошо распределяется в организме, включая ЦНС. Связывание хлоропирамина с белками плазмы составляет 7.9% [15].

Метаболизм: интенсивно метаболизируется в печени.

Выведение: выводится преимущественно с мочой в виде метаболитов.

Фармакокинетика в особых клинических случаях: у детей выведение препарата происходит быстрее, чем у взрослых.

Экологические аспекты утилизации тары, упаковки и ЛП с истекшим сроком годности.

Упаковка должна иметь возможность вторичной переработки. Утилизация ЛС не должно приводить к нарушению экологической обстановки и к повреждению здоровья населения.

) Маркетинговые исследования продукта

Условия отпуска.

Препарат в форме раствора для инъекций отпускается по рецепту.

Препарат в форме таблеток разрешен к применению в качестве средства безрецептурного отпуска.

Препарат относится к списку Б (приказ №472 МЗ РФ).

Препарат не входит в перечни жизненно важных и необходимых лекарственных средств (утверждён распоряжением Правительства РФ от 29.03.2007 № 376-р.); минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (приказ №312 МЗ РФ от 29.04.05); список препаратов, подлежащих ПКУ (приказ №785 МЗ РФ).

Анализ структуры ассортимента.[13]

Таблица 5

Анализ структуры ассортимента (производственный признак - фирма производитель)

Производитель

Количество наименований


Абс.

Доля, %

Зарубежные фирмы, всего

53

67,09

Abbott Laboratories <#"584320.files/image004.gif">

Рис. 1 Структура рынка антигистаминных препаратов по лекарственным формам

Производитель Egis Pharmaceutical works Ltd., Венгрия.

Корни EGIS Ltd берут свое начало в 19-ом столетии. Основателем АО «Фармацевтический завод ЭГИС» стало предприятие-предшественник, основанное доктором Альбертом Вандером в 1865 году в Швейцарии. В 1913 году его компания была зарегистрирована в Венгрии под именем “Dr. Wander Gyógyszer- és Tápszergyár Rt.” Основной продукцией компании были лечебная пищевая продукция, солодовые экстракты и готовые лекарственные формы.

Спектр продукции компании развивается. Компания пополняет свой ассортимент косметическими, моющими средствами и фармацевтической продукцией. В 1985 г компания меняет название на ЭГИС. Главной причиной этого изменения послужил тот факт, что прежнее название ассоциировалось у иностранных партнеров с египетской компанией. Слово ЭГИС в переводе греческого "aigis", означает щит Афины-Паллады, символизируя защиту.

По предложению Совета Предприятия, Агентство государственной собственности дает свое согласие на преобразование прежнего государственного предприятия в деловую ассоциацию. Таким образом, 31 декабря 1991 года EGIS Pharmaceuticals Ltd. становится акционерным обществом.

В декабре 1995 года французская компания Сервье становится главным акционером и стратегическим партнером EGIS ltd.

Сегодня - это самая большая частная фирма во Франции, третья самая большая французская фармацевтическая фабрика в мире, представляющая свою продукцию в 130 странах.

Изучение маркетинговых параметров ассортимента антигистаминных препаратов.

Исследование проводилось на базе аптеки «Моя любимая аптека».

Широта.

В понятие антигистаминные препараты входит 6 ассортиментных групп [13]:

аминоалкильные эфиры;

алкиламины замещенные;

этилендиамины замещенные;

производные фенотиазина;

производные пиперазина;

антигистаминные препараты другие

Кш=Шф/Шб, где Шф - широта фактическая;

Шб - широта базовая.

Кш=4/5=0,8

Широта ассортимента достаточно высокая.

Полнота.

В ассортиментную подгруппу группы этилендиамины замещенные входит[13]:

хлоропирамин

Пш=Пф/Пб, где Пф - полнота фактическая;

Пб - полнота базовая.

Пш=1

Полнота ассортимента высокая.

Глубина.

Число товарных единиц для ассортиментной подгруппы этилендиамины в торговом ассортименте аптеки составляет 2 наименований, общее число товарных единиц по государственному реестру 2.

Гш=Гф/Гб, где Гф - полнота фактическая;

Гб - полнота базовая.

Глубина ассортимента высокая.

Оценка конкурентоспособности.

Была проведена оценка конкурентоспособности четырех торговых наименований - изучаемого средства и трех его аналогов.

Основной препарат: Супрастин® (С)

Препараты сравнения:

Тавегил (Т)

Кларитин (К)

Эриус (Э)

Супрастин® относится к I-ому поколению антигистамииных препаратов. Аналоги являются представителями различных поколений. Тавегил относится к I-ому первому поколению, Кларитин ко II-ому, Эриус - III-ему.

Для оценки конкурентоспособности лекарственных средств Супрастин®, Тавегила, Кларитина и Эриуса в таблетках посетителям аптеки была предложена анкета (Приложение 1), в которой требовалось отметить факторы, которые они считают для себя наиболее значимыми при выборе препарата. В результате были выявлены 5 факторов, наиболее сильно влияющих на конкурентоспособность: эффективность, безопасность, цена, известность, дизайн упаковки. Затем в результате анкетирования была проведена оценка важности данных факторов для потребителя по шкале от 1 до 5 (Приложение 2), результаты приведены на рис. 2

Для определения веса каждого параметра экспертам, располагающим надежной и достоверной информацией в области производства и использования данных препаратов, было предложено оценить важность каждого фактора.

В результате анкетирования потребителей препаратам был присвоен балл по каждому параметру. Средние баллы по каждому параметру для препаратов представлены в таблице 6.

Рис. 2. Потребительские оценки важности отдельных характеристик антигистаминных лекарственных средств

Таблица 6

Оценка i параметра

Параметры

Супрастин®

Тавегил

Кларитин

Эриус

Оформление упаковки

2

3

3

2

Известность

4

4

4

3

Цена

5

5

4

3

Безопасность

3

3

4

4

Эффективность

3

3

4

5


Таблица 7

Оценка ЛП по параметрам позиционирования

Параметры позиционирования

Вес i параметра

1

2

3

Эффективность

0,3

Э

К

Т, С

Безопасность

0,35

Э, К

Т, С


Цена

0,25

Т, С

К

Э

Известность

0,08

Т, С, К


Оформление упаковки

0,02

Т, К

С, Э



Расчет параметрического индекса проводится по формуле Рi=Wi*Ai, где Wi - вес i параметра; Ai - оценка i параметра.

Таблица 8

Значение параметрического индекса для препаратов

Параметры позиционирования

Супрастин®

Тавегил

Кларитин

Эриус

Оформление упаковки

0,04

0,06

0,06

0,04

Известность

0,32

0,32

0,32

0,24

Цена

1,25

1,25

1,0

0,75

Безопасность

1,05

1,05

1,4

1,4

Эффективность

0,9

0,9

1,2

1,5

å

3,56

3,58

3,98

3,93


Из таблиц 7 и 8 видно, что Супрастин® уступает препаратам сравнения по эффективности - на первом месте Эриус; по безопасности - лидирующие позиции занимают Эриус и Кларитин; и по дизайну упаковки препаратам Тавегил и Кларитин.

Для повышения конкурентоспособности рекомендуется совершенствовать оформление упаковки.

) Сегментирование рынка

Потребитель

Были проанкетированы 50 посетителей аптеки (Приложение 1), и проведена оценка демографической структуры потребителей, а также структуры потребителей по уровню дохода и социальному положению. Полученные данные отражены на рисунках 3-6.

 Рис. 3 Демографическая структура потребителей по возрасту

  Рис.4 Демографическая структура потребителей по полу

 Рис. 5 Структура потребителей по уровню доходов

 Рис. 6 Структура потребителей по социальному положению


Основной сегмент потребителей антигистаминных лекарственных средств - это посетители аптек средней обеспеченности (рис. 5) в возрасте от 35 до 44 лет (рис.3), преимущественно работающие (рис. 6) женщины (рис.4), которые чаще всего приобретают препараты по рецепту или рекомендации врача (рис. 7).


Рис. 7. Причины покупки антигистаминных лекарственных средств

Выбирая лекарственные средства, потребитель в первую очередь стремится получить качественное лечение, поэтому на первое место выдвигается эффективность и безопасность (рис. 2). При этом гарантией качества антигистаминных лекарственных средств для значительной части опрошенных потребителей (60%) является известность самого препарата либо фирмы-производителя (рис. 8). Эта закономерность прослеживается и в выявленной структуре потребительских предпочтений, в которой после ценового критерия ключевым ориентиром при выборе средств лечения аллергии является степень известности или узнаваемости фармацевтической продукции.

В структуре покупок антигистаминных средств, на принятие решения о которых не повлиял врачебный выбор, наибольший удельный вес составили Тавегил и Супрастин®, гарантией надежности этих препаратов потребители назвали известность и уже сложившуюся десятилетиями репутацию. Сравнительно невысокая цена обеспечила этим препаратам максимальное число потребителей. Относительно новые для нашего рынка лекарственные средства (Эриус) приобретаются после врачебной консультации либо в редких случаях по рекомендации провизора, что свидетельствует о настороженном отношении людей, страдающих аллергическими заболеваниями, к новым лекарственным средствам. Для определенной части респондентов фактором надежности является производитель (рис. 8). По факту покупки - импортные препараты вызывают доверие: 60% опрошенных приобрели антигистаминные лекарственные средства зарубежного производства.

Рис. 8 Гарантии качества и надежности антигистаминных лекарственных средств

При анкетировании респондентам предлагалось определить стоимостный интервал, в котором они обычно выбирают антигистаминные лекарственные средства. Четверть опрошенных готова заплатить не выше 100 руб за лекарство (а некоторые из них только до 70), поскольку цена для данного сегмента является фактором доступности и играет существенную роль в выборе фармацевтических товаров. Фактически треть опрошенных выбирает препараты стоимостью от 150 до 200 руб, несколько выше готовы заплатить за качественные препараты 20% потребителей. Лекарственные средства стоимостью более 200 руб - приоритет в выборе остальной части респондентов, отметивших, что высокая цена для них является показателем качества лекарственного средства.

Незначительно влияет на приобретение антигистаминных лекарственных средств упаковка препарата, которая не только обеспечивает его сохранность, транспортировку, но и несет информационную нагрузку, а также внешнее оформление или дизайн упаковки.

) Определение объема продаж

Определение объема продаж осуществлялось на примере аптеки «Моя любимая аптека» в период с 1.09 - 15.09.

Таблица 9

Данные по объемам продаж аптеки в период с 1.09 - 15.09

День

Количество проданных препаратов за день, (шт)

Объем продаж, руб

1.09

2

231,2

2.09

115,6

3. 09

3

346,8

4.09

1

115,6

5.09

4

462,4

6.09

1

115,6

7.09

1

115,6

8.09

2

231,2

9.09

4

462,4

10.09

1

115,6

11.09

1

115,6

12.09

1

115,6

13.09

2

231,2

14.09

3

346,8

15.09

2

231,2

å

29

3352,4


Объем продаж таблеток Супрастин® рассчитывается по формуле: Оп=Ц*К, где Ц - цена одного стандарта, К - количество, проданных стандартов за день.

Как видно из таблицы 9 объем продаж относительно небольшой, что связано с сезонностью аллергических заболеваний. Спрос повышается в весенне-летний период.

) Продвижение

Методы распространения

Оптовая торговля. Препарат Супрастин® распространяется через дистрибьюторские компании: Протек, СИА Интернейшнл, Катрен, Роста, Шрея корпорэйшнл, Биотек, Генезис.

Розничная торговля. Препарат Супрастин® разрешено реализовать аптекам, аптечным магазинам, аптечным пунктам, киоскам.

Методы стимулирования сбыта.

Компания Egis Pharmaceutical works Ltd. вошла в рейтинг крупнейших 50 компаний, чему способствовало продвижение препарата Супрастин®. На рекламную поддержку Egis Pharmaceutical works Ltd. тратит 1395$ (реклама на радио; 3 ролика в день по 303с), 3232092 $ ( реклама на телевидении).

Производитель выпускает: буклеты для распространения среди покупателей, где отражена краткая информация о продукте; плакаты с рекламной информацией о препарате, которые располагают в помещениях аптеки.

Маркетинговый синтез

Препарат Супрастин® уступает по конкурентоспособности своим аналогам. Главная цель, которую нужно достичь для продвижения препарата на рынке - повышение конкурентоспособности и увеличение объема продаж.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

разработка нового дизайна упаковки более яркого и запоминающегося;

снижение цен на ЛП;

проведение активной рекламной политики (СМИ, промоакции, реклама на бумажных носителях).

Заключение

лекарственный конкурентоспособность рынок сбыт

Были проведены маркетинговые исследования с углубленным товароведческим анализом антигистаминных препаратов и установили:

) Наиболее продаваемой торговой маркой в сегменте противоаллергических средств на коммерческом розничном рынке России в 1 полугодии 2007 г является Супрастин®, его прирост продаж составил 17,46%

) Препарат Супрастин® является оригинальным. Качество препарата Супрастин® регламентирует НД 42-67-00

На рынке существуют аналоги Супрастин®: Фенкарол, Тавегил, Диазолин.

Синонимы: Субрестин <http://www.reles.ru/cat/trade/Subrestin/>, Супрамин <http://www.reles.ru/cat/trade/Supramin/>, Хлоропирамин <http://www.reles.ru/cat/trade/Chloropyramine/>, Хлоропирамин-Ферейн <http://www.reles.ru/cat/trade/Chlorpyramine-Ferein/>, Хлоропирамина гидрохлорид <http://www.reles.ru/cat/trade/Chlorpyramine%20hydrochloride/>.

) В России зафиксированы следующие лекарственные формы препарата Супрастин®: таблетки 25 мг, р-р для в/в и в/м введения 20 мг/1 мл.

Препарат в форме раствора для инъекций отпускается по рецепту. Препарат в форме таблеток разрешен к применению в качестве средства безрецептурного отпуска. Супрастин® относится к списку Б.

) Доля российского рынка в производстве антигистаминных препаратов составляет всего 32,91%. Основное место занимают зарубежные производители (67,09%). Ведущей компанией является Novartis Consumer Health <http://rlsnet.ru/firm_index_id_2334.htm> (Швейцария), которая является фирмой претендентом на лидерство (доля рынка 5,06%).

) На базе аптеки «Моя любимая аптека» были проведены маркетинговые исследования:

установлены коэффициенты широты (Кш=0,8), полноты (Пш=1), глубины (Гш=1), что свидетельствует о наиболее полном удовлетворении спроса;

в ходе анкетирования установлено, что основным потребителем является работающая женщина 35-44 лет со средним уровнем дохода, покупающая антигистаминные препараты по рекомендации врача. Решающими факторами выбора являются эффективность и безопасность.

при анализе объема продаж установлена сезонность спроса на препараты. В весенне-летний период он повышается.

Список использованной литературы

1. Аллергия - проблема XX века// Провизор. - 1988. - №17

. Антонов В.Б., Медведєва Т.В., Соболев А.В. Микогенные аллергии // Аллергология. - 1998. - № 2. - С. 23 - 26.

. Голубков Е. П., "Маркетинговые исследования: теория, практика и методология", Москва 1998 г.

4. Гущин И.С.. Перспективы совершенствования противоаллергического действия Н1-антигистаминных препаратов <http://www.lvrach.ru/doctore/2009/05/9211464/>// Лечащий врач. - 2009. - №5.

. Дремова Н.Б. Аналитический обзор Российского рынка антигистаминных средств//Фармацевтический мир.- 1997.-№ 1.-С.49-51.

. Майчук Ю.Ф. // Русский медицинский журнал.- 1999.- №1.- с. 20-22.

. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях. Методические рекомендации./ Н.Б. Дремова, Е.В.Лазарева.- Курск: КГМУ, 2001.- 24с

. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2 т. - 14-е изд - М.: ООО «Изд. Новая волна»: Издатель С.Б.Дивов, 2002.

. Мелик-Гусейнов Д. Чем сегодня россиянин лечится от аллергии?// Фармацевтический вестник. - 2007. - №8

. Мнушко З.Н, Грекова И.А. Потребительский выбор антигистаминных лекарственных средств// Провизор. -2000. - №9.

. ОКП ОК 005-93 (Извлечение)

. Полосьянц О.Б., Силина Е.Г., Намазова Л.С.. Антигистаминные препараты: от димедрола к телфасту <http://www.lvrach.ru/doctore/2001/03/4528617/>// Лечащий врач. - 2001. - №3.

. Регистр лекарственных средств России РЛС Энциклопедия лекарств. - 16-й вып./ Гл. ред. Г.Л.Вышковский. - М.: «РЛС-2008», 2007. - 1456 с.

. Саков А.А. Общероссийские классификаторы: состав, содержание, особенности построения // Стандарты и качество. - 1995. - № 10.

. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2003.- 1488с.

. http://allergiya.ru

. <http://www.pharmexpert.ru/>

Приложение 1

Анкета

Уважаемый посетитель аптеки!

Предлагаем Вам заполнить анкету. Полученные данные будут использованы в курсовой работе.

) Ваш пол:

а) мужской;

б) женский

) Укажите свой возраст:_________________

) Укажите ваше место проживания (город, район): __________________

)Укажите ваш уровень доходов:

а) ниже прожиточного минимума;

б) прожиточный минимум;

в) средний;

г) высокий

) Укажите ваше социальное положение:

а) рабочий;

б) учащийся;

в) безработный (в тч и домохозяйка);

г) пенсионер;

д) другое

) Вы приобретаете антигистаминный ЛП основываясь на:

а) рекомендации врача;

б) рецепта врача;

в) рекомендации провизора;

г) советах родственников, друзей, знакомых;

д) самостоятельном выборе

) Решающее значение для Вас при выборе антигистаминного ЛП играет (выберите один или несколько вариантов):

эффективность


лекарственная форма


безопасность


известность препарата


цена


известность фирмы-производителя


оформление упаковки


количество доз в упаковке


количество приемов в день


тип упаковки



) Гарантией качества при выборе антигистаминного ЛП для вас является(выберите один или несколько вариантов):

зарубежное производство


реклама


отечественное производство


известность препарата


высокая цена


известность фирмы-производителя



) Стоимостной интервал, в котором вы выбираете антигистаминный ЛП (выберите один или несколько вариантов):

а) до 70 р;

б) не выше 100 р;

в) 150 - 200 р;

г) более 200 р

Благодарим за участие в исследовании!


Анкета

Уважаемый посетитель аптеки!

Предлагаем Вам заполнить анкету. Необходимо оценить данные антигистаминные препараты по шкале от 1 до 5, где 5 баллов присваивается наиболее эффективному, безопасному, доступному по цене, известному и с лучшим дизайном упаковки препарату. Полученные данные будут использованы в курсовой работе.

) Оцените степень эффективности препарата

Супрастин®


Тавегил


Кларитин


Эриус



) Оцените безопасность препарата (наличие побочных эффектов)

Супрастин®


Тавегил


Кларитин


Эриус



) Оцените ценовую доступность препаратов

Супрастин®


Тавегил


Кларитин


Эриус



) Оцените известность препаратов

Супрастин®


Тавегил


Кларитин


Эриус


5) Оцените дизайн упаковки препаратов

Супрастин®


Тавегил


Кларитин


Эриус



) Оцените важность фактора по шкале от 1 до 5:

Эффективность


Безопасность


Цена


Известность


Оформление упаковки



Благодарим за участие в исследовании!

1.      

Похожие работы на - Маркетинговые исследования ассортимента антигистаминных препаратов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!