Параметры
позиционирования
|
Вес
i параметра
|
1
|
2
|
3
|
Эффективность
|
0,3
|
Э
|
К
|
Т,
С
|
Безопасность
|
0,35
|
Э,
К
|
Т,
С
|
|
Цена
|
0,25
|
Т,
С
|
К
|
Э
|
Известность
|
0,08
|
Т,
С, К
|
|
Оформление
упаковки
|
0,02
|
Т,
К
|
С,
Э
|
|
Расчет параметрического индекса проводится по
формуле Рi=Wi*Ai, где Wi - вес i параметра; Ai - оценка i параметра.
Таблица 8
Значение параметрического индекса для препаратов
Параметры
позиционирования
|
Супрастин®
|
Тавегил
|
Кларитин
|
Эриус
|
Оформление
упаковки
|
0,04
|
0,06
|
0,06
|
0,04
|
Известность
|
0,32
|
0,32
|
0,32
|
0,24
|
Цена
|
1,25
|
1,25
|
1,0
|
0,75
|
Безопасность
|
1,05
|
1,05
|
1,4
|
1,4
|
Эффективность
|
0,9
|
0,9
|
1,2
|
1,5
|
å
|
3,56
|
3,58
|
3,98
|
3,93
|
Из таблиц 7 и 8 видно, что Супрастин® уступает
препаратам сравнения по эффективности - на первом месте Эриус; по безопасности
- лидирующие позиции занимают Эриус и Кларитин; и по дизайну упаковки препаратам
Тавегил и Кларитин.
Для повышения конкурентоспособности
рекомендуется совершенствовать оформление упаковки.
) Сегментирование рынка
Потребитель
Были проанкетированы 50 посетителей аптеки
(Приложение 1), и проведена оценка демографической структуры потребителей, а
также структуры потребителей по уровню дохода и социальному положению.
Полученные данные отражены на рисунках 3-6.
Рис. 3
Демографическая структура потребителей по возрасту
|
Рис.4
Демографическая структура потребителей по полу
|
Рис. 5
Структура потребителей по уровню доходов
|
Рис. 6
Структура потребителей по социальному положению
|
Основной сегмент потребителей антигистаминных
лекарственных средств - это посетители аптек средней обеспеченности (рис. 5) в
возрасте от 35 до 44 лет (рис.3), преимущественно работающие (рис. 6) женщины
(рис.4), которые чаще всего приобретают препараты по рецепту или рекомендации
врача (рис. 7).
Рис. 7. Причины покупки антигистаминных лекарственных средств
Выбирая лекарственные средства,
потребитель в первую очередь стремится получить качественное лечение, поэтому
на первое место выдвигается эффективность и безопасность (рис. 2). При этом
гарантией качества антигистаминных лекарственных средств для значительной части
опрошенных потребителей (60%) является известность самого препарата либо
фирмы-производителя (рис. 8). Эта закономерность прослеживается и в выявленной
структуре потребительских предпочтений, в которой после ценового критерия
ключевым ориентиром при выборе средств лечения аллергии является степень
известности или узнаваемости фармацевтической продукции.
В структуре покупок антигистаминных
средств, на принятие решения о которых не повлиял врачебный выбор, наибольший
удельный вес составили Тавегил и Супрастин®, гарантией надежности этих
препаратов потребители назвали известность и уже сложившуюся десятилетиями
репутацию. Сравнительно невысокая цена обеспечила этим препаратам максимальное число
потребителей. Относительно новые для нашего рынка лекарственные средства
(Эриус) приобретаются после врачебной консультации либо в редких случаях по
рекомендации провизора, что свидетельствует о настороженном отношении людей,
страдающих аллергическими заболеваниями, к новым лекарственным средствам. Для
определенной части респондентов фактором надежности является производитель
(рис. 8). По факту покупки - импортные препараты вызывают доверие: 60%
опрошенных приобрели антигистаминные лекарственные средства зарубежного
производства.
Рис. 8 Гарантии качества и
надежности антигистаминных лекарственных средств
При анкетировании респондентам
предлагалось определить стоимостный интервал, в котором они обычно выбирают
антигистаминные лекарственные средства. Четверть опрошенных готова заплатить не
выше 100 руб за лекарство (а некоторые из них только до 70), поскольку цена для
данного сегмента является фактором доступности и играет существенную роль в
выборе фармацевтических товаров. Фактически треть опрошенных выбирает препараты
стоимостью от 150 до 200 руб, несколько выше готовы заплатить за качественные
препараты 20% потребителей. Лекарственные средства стоимостью более 200 руб -
приоритет в выборе остальной части респондентов, отметивших, что высокая цена
для них является показателем качества лекарственного средства.
Незначительно влияет на приобретение
антигистаминных лекарственных средств упаковка препарата, которая не только
обеспечивает его сохранность, транспортировку, но и несет информационную
нагрузку, а также внешнее оформление или дизайн упаковки.
) Определение объема продаж
Определение объема продаж
осуществлялось на примере аптеки «Моя любимая аптека» в период с 1.09 - 15.09.
Таблица 9
Данные по объемам продаж аптеки в
период с 1.09 - 15.09
День
|
Количество
проданных препаратов за день, (шт)
|
Объем
продаж, руб
|
1.09
|
2
|
231,2
|
2.09
|
115,6
|
3.
09
|
3
|
346,8
|
4.09
|
1
|
115,6
|
5.09
|
4
|
462,4
|
6.09
|
1
|
115,6
|
7.09
|
1
|
115,6
|
8.09
|
2
|
231,2
|
9.09
|
4
|
462,4
|
10.09
|
1
|
115,6
|
11.09
|
1
|
115,6
|
12.09
|
1
|
115,6
|
13.09
|
2
|
231,2
|
14.09
|
3
|
346,8
|
15.09
|
2
|
231,2
|
å
|
29
|
3352,4
|
Объем продаж таблеток Супрастин® рассчитывается
по формуле: Оп=Ц*К, где Ц - цена одного стандарта, К - количество, проданных
стандартов за день.
Как видно из таблицы 9 объем продаж относительно
небольшой, что связано с сезонностью аллергических заболеваний. Спрос
повышается в весенне-летний период.
) Продвижение
Методы распространения
Оптовая торговля. Препарат Супрастин®
распространяется через дистрибьюторские компании: Протек, СИА Интернейшнл,
Катрен, Роста, Шрея корпорэйшнл, Биотек, Генезис.
Розничная торговля. Препарат Супрастин®
разрешено реализовать аптекам, аптечным магазинам, аптечным пунктам, киоскам.
Методы стимулирования сбыта.
Компания Egis Pharmaceutical works Ltd. вошла в
рейтинг крупнейших 50 компаний, чему способствовало продвижение препарата
Супрастин®. На рекламную поддержку Egis Pharmaceutical works Ltd. тратит 1395$
(реклама на радио; 3 ролика в день по 303с), 3232092 $ ( реклама на
телевидении).
Производитель выпускает: буклеты для
распространения среди покупателей, где отражена краткая информация о продукте;
плакаты с рекламной информацией о препарате, которые располагают в помещениях
аптеки.
Маркетинговый синтез
Препарат Супрастин® уступает по
конкурентоспособности своим аналогам. Главная цель, которую нужно достичь для
продвижения препарата на рынке - повышение конкурентоспособности и увеличение
объема продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
разработка нового дизайна упаковки более яркого
и запоминающегося;
снижение цен на ЛП;
проведение активной рекламной политики (СМИ,
промоакции, реклама на бумажных носителях).
Заключение
лекарственный конкурентоспособность
рынок сбыт
Были проведены маркетинговые исследования с
углубленным товароведческим анализом антигистаминных препаратов и установили:
) Наиболее продаваемой торговой маркой в
сегменте противоаллергических средств на коммерческом розничном рынке России в
1 полугодии 2007 г является Супрастин®, его прирост продаж составил 17,46%
) Препарат Супрастин® является оригинальным.
Качество препарата Супрастин® регламентирует НД 42-67-00
На рынке существуют аналоги Супрастин®:
Фенкарол, Тавегил, Диазолин.
Синонимы: Субрестин
<http://www.reles.ru/cat/trade/Subrestin/>, Супрамин
<http://www.reles.ru/cat/trade/Supramin/>, Хлоропирамин
<http://www.reles.ru/cat/trade/Chloropyramine/>, Хлоропирамин-Ферейн
<http://www.reles.ru/cat/trade/Chlorpyramine-Ferein/>, Хлоропирамина
гидрохлорид <http://www.reles.ru/cat/trade/Chlorpyramine%20hydrochloride/>.
) В России зафиксированы следующие
лекарственные формы препарата Супрастин®: таблетки 25 мг, р-р для в/в и в/м
введения 20 мг/1 мл.
Препарат в форме раствора для
инъекций отпускается по рецепту. Препарат в форме таблеток разрешен к применению
в качестве средства безрецептурного отпуска. Супрастин® относится к списку Б.
) Доля российского рынка в
производстве антигистаминных препаратов составляет всего 32,91%. Основное место
занимают зарубежные производители (67,09%). Ведущей компанией является Novartis
Consumer Health <http://rlsnet.ru/firm_index_id_2334.htm>
(Швейцария), которая является фирмой претендентом на лидерство (доля рынка
5,06%).
) На базе аптеки «Моя любимая
аптека» были проведены маркетинговые исследования:
установлены коэффициенты широты
(Кш=0,8), полноты (Пш=1), глубины (Гш=1), что свидетельствует о наиболее полном
удовлетворении спроса;
в ходе анкетирования установлено,
что основным потребителем является работающая женщина 35-44 лет со средним
уровнем дохода, покупающая антигистаминные препараты по рекомендации врача.
Решающими факторами выбора являются эффективность и безопасность.
при анализе объема продаж
установлена сезонность спроса на препараты. В весенне-летний период он
повышается.
Список использованной литературы
1.
Аллергия - проблема XX века// Провизор. - 1988. - №17
.
Антонов В.Б., Медведєва Т.В., Соболев А.В. Микогенные аллергии // Аллергология.
- 1998. - № 2. - С. 23 - 26.
.
Голубков Е. П., "Маркетинговые исследования: теория, практика и
методология", Москва 1998 г.
4.
Гущин И.С.. Перспективы совершенствования противоаллергического действия
Н1-антигистаминных препаратов
<http://www.lvrach.ru/doctore/2009/05/9211464/>// Лечащий врач. -
2009. - №5.
.
Дремова Н.Б. Аналитический обзор Российского рынка антигистаминных
средств//Фармацевтический мир.- 1997.-№ 1.-С.49-51.
.
Майчук Ю.Ф. // Русский медицинский журнал.- 1999.- №1.- с. 20-22.
.
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в
фармацевтических организациях. Методические рекомендации./ Н.Б. Дремова,
Е.В.Лазарева.- Курск: КГМУ, 2001.- 24с
.
Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2 т. - 14-е изд - М.: ООО «Изд. Новая
волна»: Издатель С.Б.Дивов, 2002.
.
Мелик-Гусейнов Д. Чем сегодня россиянин лечится от аллергии?// Фармацевтический
вестник. - 2007. - №8
.
Мнушко З.Н, Грекова И.А. Потребительский выбор антигистаминных лекарственных
средств// Провизор. -2000. - №9.
.
ОКП ОК 005-93 (Извлечение)
.
Полосьянц О.Б., Силина Е.Г., Намазова Л.С.. Антигистаминные препараты: от
димедрола к телфасту <http://www.lvrach.ru/doctore/2001/03/4528617/>//
Лечащий врач. - 2001. - №3.
.
Регистр лекарственных средств России РЛС Энциклопедия лекарств. - 16-й вып./
Гл. ред. Г.Л.Вышковский. - М.: «РЛС-2008», 2007. - 1456 с.
.
Саков А.А. Общероссийские классификаторы: состав, содержание, особенности
построения // Стандарты и качество. - 1995. - № 10.
.
Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.:
АстраФармСервис, 2003.- 1488с.
.
http://allergiya.ru
.
<http://www.pharmexpert.ru/>
Приложение 1
Анкета
Уважаемый посетитель аптеки!
Предлагаем Вам заполнить анкету. Полученные
данные будут использованы в курсовой работе.
) Ваш пол:
а) мужской;
б) женский
) Укажите свой возраст:_________________
) Укажите ваше место проживания (город, район):
__________________
)Укажите ваш уровень доходов:
а) ниже прожиточного минимума;
б) прожиточный минимум;
в) средний;
г) высокий
) Укажите ваше социальное положение:
а) рабочий;
б) учащийся;
в) безработный (в тч и домохозяйка);
г) пенсионер;
д) другое
) Вы приобретаете антигистаминный ЛП основываясь
на:
а) рекомендации врача;
б) рецепта врача;
в) рекомендации провизора;
г) советах родственников, друзей, знакомых;
д) самостоятельном выборе
) Решающее значение для Вас при выборе
антигистаминного ЛП играет (выберите один или несколько вариантов):
эффективность
|
|
лекарственная
форма
|
|
безопасность
|
|
известность
препарата
|
|
цена
|
|
известность
фирмы-производителя
|
|
оформление
упаковки
|
|
количество
доз в упаковке
|
|
количество
приемов в день
|
|
тип
упаковки
|
|
) Гарантией качества при выборе антигистаминного
ЛП для вас является(выберите один или несколько вариантов):
зарубежное
производство
|
|
реклама
|
|
отечественное
производство
|
|
известность
препарата
|
|
высокая
цена
|
|
известность
фирмы-производителя
|
|
) Стоимостной интервал, в котором вы выбираете
антигистаминный ЛП (выберите один или несколько вариантов):
а) до 70 р;
б) не выше 100 р;
в) 150 - 200 р;
г) более 200 р
Благодарим за участие в исследовании!
Анкета
Уважаемый посетитель аптеки!
Предлагаем Вам заполнить анкету. Необходимо
оценить данные антигистаминные препараты по шкале от 1 до 5, где 5 баллов
присваивается наиболее эффективному, безопасному, доступному по цене,
известному и с лучшим дизайном упаковки препарату. Полученные данные будут
использованы в курсовой работе.
) Оцените степень эффективности препарата
Супрастин®
|
|
Тавегил
|
|
Кларитин
|
|
Эриус
|
|
) Оцените безопасность препарата (наличие
побочных эффектов)
Супрастин®
|
|
Тавегил
|
|
Кларитин
|
|
Эриус
|
|
) Оцените ценовую доступность препаратов
Супрастин®
|
|
Тавегил
|
|
Кларитин
|
|
Эриус
|
|
) Оцените известность препаратов
Супрастин®
|
|
Тавегил
|
|
Кларитин
|
|
Эриус
|
|
5) Оцените дизайн упаковки препаратов
Супрастин®
|
|
Тавегил
|
|
Кларитин
|
|
Эриус
|
|
) Оцените важность фактора по шкале от 1 до 5:
Эффективность
|
|
Безопасность
|
|
Цена
|
|
Известность
|
|
Оформление
упаковки
|
|
Благодарим за участие в исследовании!
1.
Похожие работы на - Маркетинговые исследования ассортимента антигистаминных препаратов