Анализ требований реализации розничной торговли в аптечной организации
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть исследование по теме «Анализ
требований реализации розничной торговли в аптечной организации»
.1 Требования реализации розничной торговли аптечной
организации
.2 Общие требования к розничной реализации лекарственных
препаратов
.3 Требование к информации на упаковке (этикетке) ЛП и других
товаров аптечного ассортимента
. Практическая часть исследования по теме «Анализ требований
реализации розничной торговли в аптечной организации»
.1 Анализ оформления торгового зала
.2 Правила розничной торговли ЛС
.3 Правила продажи отдельных видов товаров
.4 Обмен и возврат товаров
.5 Анализ требований к уголку потребителя
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире.
Объем фармацевтического рынка в 2013 году составил 1035 млрд. долл. (с НДС) в
ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%.
По итогам 2013 г. года фармацевтический рынок вырос в целом в денежном
выражении на 13,57% и составил 1 044 027 млн. рублей. При этом спад в
натуральном выражении составил 2,13%. Такая информация приводится в отчете DSM
Group. (11)
DSM Group - это система управления качеством маркетинговых исследований
DSM Group соответствует требованиям ISO 9001:2000.
Фармацевтическая продукция на пути к своему покупателю, как известно,
проходит длительный жизненный путь. Принцип работы DSM Group заключается в
мониторинге каждой стадии движения фармпрепаратов на российском рынке.
Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди
ведущих фармацевтических рынков планеты. Основную долю российского фарм. рынка
занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС),
мелкорозничную сеть. Благоприятная экономическая ситуация в стране (в 1-м
полугодии 2013 г.) обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а
также качественное улучшение отношения россиян к своему здоровью - сказались на
фармацевтическом рынке страны. На современном этапе рыночных отношений кризис
обостряется жесткая конкуренция между участниками фармацевтического рынка, что
обуславливает поиск эффективных методов управления. Наблюдаются процессы
разделения, объединения, укрупнения и ликвидации фарм. организаций. Качество
лекарственного обеспечения населения в условиях рыночных отношений в
значительной степени зависит от четкого выполнения правил торговли при
розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и
других товаров из аптечных учреждений: аптек, аптечных пунктов, аптечных
киосков.
Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что до настоящего
времени с учетом требований вновь разработанных федеральных законодательных и
нормативных актов не имеется правил розничной торговли лекарственными
средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми
из аптечных учреждений, в которых нашли бы отражение требования к продавцу -
аптечному учреждению и к покупателю - гражданину, приобретающему эти товары в
аптечных организациях для личного употребления, а не с целью получения прибыли.
Целью данной работы является обоснование мер по совершенствованию
розничной торговли лекарственной продукции на примере деятельности аптечных
организаций ООО «Авиценна» г. Бирск и «Авитея» г. Нефтекамск.
Объект исследования - требования нормативных документов к розничной
торговли лекарственными средствами и товарами аптечного ассортимента (ТАА).
Предмет исследования является требований реализации розничной торговли
аптечной организации.
Цель исследования является нормативная база регламентирующие порядок
осуществление требование реализации розничной торговли в аптечной организации.
Задачи исследования:
) Рассмотрение теоретических основ в реализации требований розничной
торговли аптечных организациях по данным литературы и нормативно-правовых
документов.
2) Изучение реализации требования розничной торговли в
аптечной организации.
Метод исследования: использованы общенаучные методы -наблюдение,
сравнение.
Структура работы;
Данная дипломная исследовательская работа состоит из введения, двух глав,
заключения списка литературы, приложения и 33 страницы. Введение дается
обоснование актуальности темы, исследования, сформулированы задачи
исследования, выявлены гипотеза, методы исследования. Первая глава -
теоретическая - раскрывает теоретические основы требований нормативных
документов к розничной реализации лекарственных средств и ТАА. Во второй главе
практической части исследования - проанализирование двух аптек в соответствии с
приказом № 60.
В заключении представлены выводы по работе.
торговля лекарственный аптека
Глава 1. Теоретическая часть исследования по теме: « Анализ требований
реализации розничной торговли в аптечной организации
.1 Требования реализации розничной торговли в аптечной организации
Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом
действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание
покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к
продаже. (1)
Различают два основных вида торговли - оптовую и розничную. Согласно ст.
492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий
предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется
передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего
или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. По
сути, такими покупателями являются физические лица - конечные потребители
товара. Однако договор розничной купли-продажи возможен и между юридическими
лицами, приобретающими товар, затраты по которому не относятся на
себестоимость.
Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей
перепродажи, а также организациям, закупающим товар для производства иной продукции,
то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности
или в иных целях, не связанных с личным использованием. Отношения продавца
покупателя товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля
подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и характера
его дальнейшего использования.
Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли,
является товарооборот.
Розничный товарооборот - это объём реализации товаров в денежном
выражении. Он характеризует заключительный этап движения продукции из сферы
обращения в сферу потребления, констатирует общественное признание стоимости и
потребительской стоимости части общественного продукта в виде конкретных видов
товаров; отражает пропорции между производством и потреблением, спросом и
предложением, реализацией и денежным обращением, объёмом и структурой торговой
сети, материальными и трудовыми ресурсами.
Розничная торговля- это торговля товарами и оказание услуг покупателя для
личного, семейного, домашнего использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью.
Правила розничной торговли разработаны в соответствии с "Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",
Федеральными законами "О защите прав потребителей" и регулируют
отношения между покупателями и продавцами при розничной торговле лекарственными
средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми
аптечными учреждениями.
Характеристика договора розничной купли-продажи дана в статье 492
Гражданского кодекса РФ. Согласно пункту 1 этой статьи по договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по
продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный
для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью. То есть договор признается договором
розничной купли- продажи, если в качестве продавца выступает розничный
торговец.
В противоположность договору розничной купли-продажи договор поставки,
регулируемый статьей 506 Гражданского кодекса РФ, предполагает передачу
поставщиком (продавцом, осуществляющим предпринимательскую деятельность) покупателю
производимых либо закупаемых им товаров для использования в предпринимательской
деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным
подобным использованием. Из пункта 5 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ
от 22 октября 1997 г. № 18 следует, что под целями, не связанными с личным
использованием, нужно понимать, в том числе, приобретение покупателем товаров
для обеспечения его деятельности в качестве организации или
гражданина-предпринимателя (офисной мебели, транспортных средств, материалов
для ремонта и т.д.). Далее в указанном Постановлении ВАС отмечается, что в
случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего
предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон
регулируются нормами о розничной купле- продаже. Эту позицию ВАС поддерживает и
Минфин России.
Правила продажи отдельных видов товаров утверждены постановлением
Правительства России от 19.01.98 г. № 55 (с изменениями и дополнениями
постановления Правительства РФ от 06.02.02 № 81). Эти правила разработаны в
соответствии с Законом РФ " О защите прав потребителей" от 18 июля
2011 г. и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже
отдельных видов продовольственных и не продовольственных товаров.
Продавец- это организация или индивидуальный предприниматель, реализующие
товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли- продажи.
Покупатель-это юридические физические лица, использующие, приобретающие,
заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.
• Продавец обязан соблюдать требования, установленные действующим
законодательством Российской Федерации в области фармацевтической деятельности
и розничной торговли.
• Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и
инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность лекарственных
средств, изделий медицинского назначения и других товаров при их хранении и
реализации, соблюдать надлежащие условия торговли.
• Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства
измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую
поверку.
• Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая
предоставляется покупателю по его требованию. Она должна находиться на видном
месте и быть оформлена в соответствии с требованиями к этому документу.
• Настоящие Правила, а также порядок отпуска лекарственных средств
доводятся продавцом в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.
• Продавец обязан довести до сведения покупателя наименование своей
организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая
указанную информацию на вывеске организации. Продавец, зарегистрированный как
индивидуальный предприниматель, должен, кроме этого, предоставить покупателю
информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его
органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателей
местах.
• Продавец обязан довести до сведения покупателей необходимую и
достоверную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского
назначения и других товарах и об их изготовителях.
сроке годности или сроке службы, если они установлены;
производителе товара;
гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара.
• Лекарственные средства отпускаются покупателю также в соответствии с
нормами и правилами, относящимися к приобретению, хранению, изготовлению,
контролю качества, отпуску и реализации лекарственных средств, утвержденными
Министерством здравоохранения Российской Федерации и зарегистрированными
Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке.
• Запрещается принимать от физических лиц какие-либо препараты и
субстанции медикаментов для изготовления лекарств, расфасовки и их реализации.
• За невыполнение или нарушение настоящих Правил продавец несет
ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
• если продавец осуществляет деятельность, которая подлежит
лицензированию (фармацевтическая), то он обязан предоставить информацию о
номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем;
• по требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с одним из
следующих документов: копией сертификата, заверенной держателем подлинника
сертификата, нотариусом или органом по сертификации; товарно-транспортными
документами, содержащими сведения о соответствии качества товара (номер сертификата,
срок его действия, выдавший его орган); реализуемые товары должны быть
обеспечены ценниками, на которых указывается наименование товара, цена, подпись
материально- ответственного лица или печать организации, дата оформления;
• товар, на который установлен срок годности, должен быть продан с такими
расчетом, чтобы покупатель мог его использовать до истечения срока годности.
• Обмен и возврат товаров.
Розничная торговля осуществляется в различных формах, среди которых можно
назвать следующие:
• продажа товаров с обслуживанием покупателей на торговом объекте (в
месте продажи товаров);
• продажа товаров по образцам. Покупатель может приобрести товар после
ознакомления с образцом товара (его описание, каталогом товаров и т.п.).
Продажа товаров по образцам регламентируется статьей 497 ГК РФ и правилами
продажи по образцам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля
1997 г. № 918 продажа товаров по заказам и на дому у покупателей.
В соответствии с Федеральным законом " Об обращении лекарственных
средств" розничная торговля лекарственные препараты осуществляется
следующими субъектами при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность:
• ветеринарными аптечными организациями;
•индивидуальными предпринимателями;
• медицинскими организациями, их обособленными подразделениями
(амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами
(отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских
поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации;
• ветеринарными организациями.
Аптечная организация- это организация или структурное подразделения
медицинской организации осуществляется розничную торговлю лекарственных
препаратов, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов медицинском
применения. (3)
Ветеринарная аптечная организация- это организация или структурное
подразделение ветеринарной организации, осуществляющие розничную торговлю
лекарственных препаратов, хранение, изготовление и отпуск лекарственных
препаратов для ветеринарного применения.(4)
Приказом Минздрав соцразвития России от 27 июля 2010 г. № 553н " Об
утверждении видов аптечных организации" выделяются следующие аптечные
организации:
) аптека: готовых лекарственных форм;
производственная;
производственная с правом изготовления асептических препаратов;
) аптечный пункт;
) аптечный киоск.
Аптека является предприятием розничной торговли. Аптеку можно
охарактеризовать как:
· организацию, предназначенную для оказания фармацевтической
помощи, осуществляющую изготовление, расфасовку, отпуск населению и учреждениям
здравоохранения ЛС, реализацию прочей фармацевтической продукции и
осуществление других фармацевтических услуг.
· организацию для приготовления, хранения и отпуска лекарств и
других медицинских товаров. Аптека находится на завершающем этапе доведения
лекарственных средств (ЛС) до потребителя.
· организацию, от деятельности которой во многом зависит
качество и доступность лекарственной помощи
· организацию, реализующей особый товар - лекарственные
средства и другие ТАА.
Роль аптеки в обеспечении доступности и качества лекарственной помощи
вытекает из функций аптеки:
• Как учреждения (организации) здравоохранения
• Как хозяйствующего субъекта, осуществляющего экономическую деятельность
• Как учреждения (организации), выполняющего социальные функции
Перечень товаров, реализуемых через аптечные организации.
Перечень товаров (кроме ЛС), реализуемых через аптечные организации,
установлен ОСТ 91500.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных
средств в аптечных организациях. Основные положения и ст. 55 Федерального
закона " Об обращении лекарственных средств".
Лекарственные средства - это вещества или их комбинации, вступающие в
контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани
организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за
исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека
или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения,
предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови,
из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов
методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным
средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. (5)
Лекарственный препарат - лекарственные средства в виде лекарственных
форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания,
реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности;
Количества лекарственных средств, зарегистрированных и разрешенных к
медицинскому применению в России, ежегодно увеличивается и на 01.01.2010
составляло более 18 тыс. наименований. Министерство здравоохранения России
ежегодно издает Государственный реестр лекарственных средств, содержащий
типовые клинико-фармакологические статьи (инструкции по применению) на
лекарственные средства. В ассортименте аптечных организаций представлены как
оригинальные препараты (впервые синтезированные и прошедшие полный цикл
исследований ЛС, активные ингредиенты которых защищены патентом на определенный
срок), так и дженерики (воспроизведенные ЛС, взаимозаменяемые с патентованным
аналогом и выведенные на рынок по окончании срока патентной защиты оригинала.
Лекарственное
растительное сырье - это растительное сырьё, разрешённое уполномоченным на то
органом в установленном порядке для медицинского
<#"816367.files/image001.gif">