Виды и оптимальная величина фирм в мировой практике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды и оптимальная величина фирм в мировой практике

Содержание


Введение

. Теорико-методологические основы анализа фирм

.1 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы. Отрицательный и положительный эффект масштаба

.2 Классификация фирм по степени концентрации производства и капитала: количественный и качественный подходы

.3 Малые, средние, крупные фирмы: характеристика, особенности, преимущества, недостатки

. Роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики

.1 Тенденции развития малых, средних и крупных фирм в мировой экономике

.2 Эффективность малых, средних и крупных фирм в мировой экономике

. Практика развития малых фирм в России

.1 Особенности и проблемы развития малых фирм в России

.2 Предложения по решению проблем развития малых фирм в России

Заключение

Список литературы

Введение


Предприниматель и предприятия представляют ценность для социально-экономического развития как налогоплательщики, работодатели, проводники инноваций, фактор снижения социальной напряженности. По этой причине развитие сферы предпринимательства включено в число приоритетов экономического развития страны. На решение проблем предпринимательства направляются огромные ресурсы, результаты осуществляемых мер находятся в центре внимания первых лиц государства.

С другой стороны, активное развитие общественных институтов способствует вовлечению самих предпринимателей в управленческие процессы, развитию самоорганизации и самоконтроля. Решение проблем развития предпринимательской сферы требует применения новых подходов к реализации соответствующей государственной политики, основанных на принципах синергетики, способствующих принятию инновационных решений, учету далекой перспективы и индивидуальных особенностей территорий.

Объектом исследования являются фирмы.

Предметом исследования являются виды и оптимальная величина фирм.

Цель исследования заключается в рассмотрении видов и оптимальной величины фирм.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

рассмотреть теоретико-методологические основы анализа фирм;

раскрыть роль малых, средних, крупных фирм в экономике из мировой практики;

изучить практику развития малых фирм в России.

Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных исследователей по вопросам развития предпринимательства, государственного и регионального управления, синергетики в экономике, самоорганизации социально-экономических систем, а также фундаментальные концепции российских и зарубежных экономистов, философов, социологов и историков по вопросам прогнозирования, индикативного планирования и регионального развития.

Методологической основой исследования на теоретическом уровне послужили общенаучные принципы системного подхода; методы логического, факторного, сравнительного, стратегического и управленческого анализа, моделирования, количественного и качественного изучения основных тенденций и направлений развития регионального предпринимательства.

1. Теоретико-методологические основы анализа фирм

 

.1 Теория фирмы: технологический и институциональный подходы. Отрицательный и положительный эффект масштаба


Общие закономерности функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции, проясняют механизмы поиска фирмами оптимального состояния, при котором они могут максимизировать свою прибыль. В экономической теории существует два известных подхода к рас- смотрению природы фирмы.

Технологический подход к изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и выпуска.

В рамках технологического подхода проблема определения оптимального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам нужно прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Так, например, для компании-производителя полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии печатных станков полностью используются, а приобретение новых станков невозможно без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.

Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным ящиком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое время чудесным образом извлекают из него произведенные блага. Но технологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него.

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие в работах таких широко известных ученых, как А. Алчиян, X. Демсец, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильямсон, К. Эрроу и др.

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения.

Помимо категории института (см. гл. 4), для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт.

В неоинституциональной теории фирмы рассматривается и проблема «принципал - агент», непосредственно связанная с теорией трансакционных издержек. Для нас в данной главе важно исследовать эту проблему в связи с асимметричной информацией и оппортунистическим поведением. Принципал - это собственник ресурсов, в то время как агент - это субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Другими словами, принципал делегирует определенные правомочия агенту. В свою очередь, агент должен представлять интересы принципала за определенную плату.

Эффект масштаба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Экономией на масштабе могут воспользоваться компании любого размера, увеличив объем своей операционной деятельности. Наиболее распространёнными методами являются закупки <#"819521.files/image001.gif">

где с - себестоимость единицы продукции;- общая величина постоянных издержек;- количество выпускаемой продукции;- переменные издержки на единицу продукции

Пока наблюдается положительный эффект от масштаба - предприятию следует наращивать свои производственные мощности, если конъюнктура рынка позволяет.

Обратный положительному эффекту, при котором средние издержки <#"819521.files/image002.gif">

Рис. 1. Влияние кризисных тенденций

Проанализируем влияние факта вступления России в ВТО на малые предприятия.

Большинство малых предприятий лишь косвенным образом будет затронуто изменениями в российской экономике в связи со вступлением в ВТО. Это обусловлено небольшой концентрацией малых предприятий в сфере услуг и в торговле, около 10% от их общего количества в реальном секторе экономики. Исключение составляют организации, являющиеся смежниками или субподрядчиками крупных предприятий.

Следует также опасаться снижения позиций малых отечественных предприятий, связанных с производством и сбытом продукции. Установление новых технических норм ВТО и снижение таможенных пошлин обострят конкуренцию на внутреннем рынке. В результате изменения действующего законодательства в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам, малый бизнес может потерять и те немногие имеющиеся на данный момент льготы, которыми он обладает. К негативным последствиям для малых предприятий может привести уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы. Кроме того, существует реальная опасность вытеснения отечественных предприятий даже из тех секторов экономики, где малый бизнес считался весьма конкурентоспособным. Это связано с угрозой повышения производственных издержек, как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы. Малые предприятия могут потерять свое значение как основного поставщика рабочих мест.

Таким образом, отечественным предприятиям необходимо подготовиться к приходу конкурентов со стороны зарубежных стран, и постараться усилить позиции своего бизнеса, сохранить контроль над национальной экономикой. Региональным и федеральным властям следует искать возможности поддержки стратегических отраслей российской экономики, в особенности малого бизнеса.

Сохраняется актуальность решения целого ряда проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Анализ федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства показывает наличие таких существенных недоработок, как:

- нечеткость определения конечных целей, делающая невозможным контроль за их достижением;

- неполнота мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов, и их ресурсная необеспеченность;

- нескоординированность мер поддержки, осуществляемых на разных уровнях принятия решений и по разным направлениям.

Основные проблемы малого предпринимательства, с одной стороны, связаны с общими проблемами развития национальной экономики, процессами реформирования бюджетной и кредитно-финансовой систем, рынка труда и инвестиций. С другой стороны, как показывает анализ, проблемы развития малого предпринимательства обусловлены нечеткостью концептуальных целей в разрабатываемых федеральных программах, делающими невозможным контроль за их достижением, неполнотой мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов.

Наиболее острой остается проблема доступности и обеспеченности малых предприятий офисными и производственными площадями, причем препятствием выступают как высокая арендная плата, так и отсутствие самих площадей. Более половины (58%) предпринимателей считают, что подходящее помещение найти крайне сложно. Наиболее востребованы небольшие помещения офисного типа площадью до 200 кв. м. Средний же метраж одного помещения, используемого предприятием - 157 кв. м.

Особо критично ситуация в этой сфере складывается в промышленном секторе для малых предприятий. Более половины из них испытывают потребности в дополнительных производственных площадях до 600 кв. м и складских до 300 кв. м, а такая потребность составляет порядка 5,5 млн. кв. м, притом, что общая площадь технопарков к 2010 г. составит около 3 млн. кв. м., т.е. потребность промышленных малых предприятий в производственных помещениях значительно превышает этот показатель. Невозможность решения этой проблемы заставляет все большее количество таких малых предприятий рассматривать целесообразность вывода своего бизнеса за пределы города.

Большинство московских малых предприятий с высоким интересом рассматривают возможность использования помещений в специальных комплексах для малых предприятий. При этом выказывается готовность не только арендовать их, но и принять участие в строительство таких комплексов. малый средний крупный фирма

Концентрируясь на поддержке реального сектора малого и среднего бизнеса в сфере промышленного производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции необходимо продолжить работу по строительству имущественных комплексов для предпринимателей.

За последний год сотрудники половины малых московских производственных предприятий проходили обучение или переподготовку. В большинстве случаев оплату обучения персонала производило само предприятие (88%). Около половины предприятий испытывают потребность в подобных программах обучения сотрудников. Около 60% из них отмечают, что по итогам обучения им потребуются сертификации/аттестации обученных кадров.

В 2007 году в рамках поддержки было реализовано более 50 учебных программ, по которым в числе других прошли обучение 2728 руководителей и специалистов московских малых предприятий, 625 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи, 617 женщин после декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком, 120 преподавателей школ и колледжей, занятых в эксперименте по внедрению в учебных заведениях курса "Основы предпринимательской деятельности".

Тем не менее, как показывает практика и с учетом влияния финансового кризиса на состояние рынка труда и рост предпринимательской активности населения, следует ожидать существенного увеличения спроса на государственные услуги по подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего предпринимательства.

По экспертным оценкам порядка 20% малых и микропредприятий испытывают потребности в налаживании и расширении межрегиональных и международных связей. Основные направления интересов производственных и научно-технических малых предприятий в этой сфере - это продвижение своей продукции на региональных и зарубежных рынках, поиск торговых партнеров, поставщиков сырья, материалов и комплектующих Торговые предприятия заинтересованы в налаживании устойчивых связей с поставщиками и потребителями товаров из других регионов и стран.

Наряду с тем, что малый и средний бизнес является активным и крайне заинтересованным участником процесса межрегиональной и международной интеграции экономики, практически все предприятия при решении задач выхода на новые рынки сталкиваются с проблемами внутреннего и внешнего характера.

К внутренним проблемам, возникающим и действующим внутри предприятий, следует отнести:

финансовую - ограниченные возможности оплаты маркетинговых мероприятий по продвижению товаров, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров;

информационную - недостаток сведений о состоянии региональных и международных товарных рынков, о конкурентной ситуации, о сложившихся на данный момент потребительских предпочтениях;

образовательную - недостаточный уровень компетенции руководителей самих малых предприятий для выработки эффективных маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности предприятий и производимой продукции, продвижения товаров на новые рынки.

Наряду с внутренними проблемами существуют и внешние, сформировавшиеся под влиянием складывающихся экономической конъюнктуры и рыночных условий. К ним следует отнести:

наблюдающийся крен потребительских предпочтений россиян в пользу товаров крупных российских и зарубежных производителей;

недостаточную конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и крупных отечественных предприятий;

неразвитость рыночно ориентированных малобюджетных маркетинговых технологий, позволяющих решать проблемы малых и средних предприятий, связанных с освоением новых рынков;

значительные региональные и структурные диспропорции уровней спроса и предложения продукции малого и среднего бизнеса.

Все эти проблемы внутреннего и внешнего свойства и создают в своей совокупности тот барьер на пути активного выхода на региональные и международные рынки, перейти через который столичному малому и среднему бизнесу без поддержки и помощи со стороны государства и, в частности, Правительства в обозримом будущем не представляется возможным.

Существенной проблемой для всех предприятий, а для малых в особенности, является получение достоверной и оперативной информации, необходимой для рациональной организации бизнеса. При этом характер востребованной информации самый разнообразный: от правовой до маркетинговой.

Решение вышеперечисленных проблем лежит в основном в плоскостях финансовой, информационной, консультационной и образовательной поддержки. Решать эти проблемы необходимо комплексно, совмещая общедоступную и адресную поддержку по различным ее направлениям, организуя участие предпринимателей в сотнях и тысячах мероприятий. Финансовая поддержка должна предполагать предоставление государственных гарантий по обязательствам перед кредиторами, микрофинансирование, субсидирование части затрат малых и микропредприятий на приобретение основных средств и аренду помещений, финансирование начинающих, компенсацию части затрат на энергоприсоединение, сертификацию продукции, участие в деловых миссиях и выставочно-ярмарочных мероприятиях и пр. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности должно предусматривать создание консультационных пунктов и электронных площадок для представления информации по порядку создания и защиты бизнеса от противоправных действий, применению гражданского, налогового, таможенного законодательства продвижению своей продукции, размещению заявок на партнерство в целях поддержки интерактивного взаимодействия предпринимателей разных стран через каналы Интернета.

В качестве отдельного направления консультационной поддержки следует рассматривать помощь производственным предприятиям в создании брендов их продукции, с организацией продвижения отраслевых групп малых предприятий под специально разработанными для них коллективными брендами.


3.2 Предложения по решению проблем развития малых фирм в России


Решение проблемы возможно по одному из следующих вариантов:

решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых органами государственной власти города и финансируемых за счет средств бюджета (вариант 1);

решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых субъектами предпринимательской деятельности и финансируемых за счет средств указанных субъектов (вариант 2);

решение обеспечивается посредством мероприятий, реализуемых органами государственной власти и финансируемых за счет средств бюджета города, федерального бюджета и средств субъектов предпринимательской деятельности (вариант 3).

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее предпочтительным по соотношению затрат и устойчивости к возможным рискам является третий вариант решения проблемы, предусматривающий совместное финансирование за счет бюджетных средств и средств субъектов предпринимательской деятельности.

Исходя из ограниченности финансовых и материальных ресурсов, которые можно направить на перспективное развитие малых предприятий, обоснуем механизм выработки государственных, приоритетных направлений в двух уровнях. На первом уровне решения затрагивают создание правовых и экономических условий для устойчивого развития малых предприятий в рамках долгосрочной стратегии развития Российской Федерации. На втором уровне (региональном) решения затрагивают создание местных организационных и стимулирующих условий деятельности малых предприятий.

Основные проблемы малого предпринимательства, с одной стороны, связаны с общими проблемами развития национальной экономики, процессами реформирования бюджетной и кредитно-финансовой систем, рынка труда и инвестиций. С другой стороны, как показывает анализ, проблемы развития малого предпринимательства обусловлены нечеткостью концептуальных целей в разрабатываемых федеральных программах, делающими невозможным контроль за их достижением, неполнотой мер, предусматриваемых для достижения желаемых результатов.

На развитие малого предпринимательства определенное воздействие оказывает процесс централизации развития экономики. Здесь необходимо различать два типа централизации: в рамках федеральной экономики и рамках субъектов Федерации. Пространство любой страны имеет административно-территориальное устройство, поэтому в сфере государственного управления социально-экономическим развитием возникает особое направление, называемое региональной политикой.

Региональная политика фиксирует макроэкономические цели социально-экономического развития регионов и отраслей экономики хозяйства. Уставные и учредительные документы малых предприятий отражают целевые установки субъектов малого предпринимательства на микроуровне. Организация взаимодействия малых предприятий должна отражать стратегические интересы региона и представителей малого бизнеса. Взаимодействие малых предприятий в региональной системе хозяйственных связей может базироваться, с одной стороны, на государственном (городском) заказе, с другой стороны, на системе договоров и контрактов, заключаемых малыми предприятиями в коммерческой сфере.

Исследуя территориальную систему управления малым предпринимательством, можно сделать вывод, что требуется последовательно осуществить комплекс мер по стимулированию малого бизнеса экономическими мерами; к необходимости упорядочить основные административные процедуры регулирования малых предприятий и организации взаимодействия малых предприятий с крупным бизнесом.

В настоящее время, как показывает анализ, региональная дислокация малых предприятий обусловлена концентрацией материальных и людских ресурсов в крупных городах.

Наличие различных схем территориального устройства городов предполагает дифференцированный подход к формированию инвестиционных ресурсов на развитие объектов недвижимости, организацию их эксплуатации. Требуется программный подход в регионе к созданию инфраструктуры малого предпринимательства. Здесь, естественно, затрагиваются интересы субъектов РФ и муниципальных образований.

Создание территориальной инфраструктуры малого предпринимательства, во-первых, предполагает классификацию и определение составляющих элементов инфраструктуры. Во-вторых, выполнение прогнозных оценок и принятие программных решений с проектированием потребных ресурсов и источников их покрытия. В-третьих, требуется осуществление практических мер, разработанных государственными и местными органами управления.

Выполнение договорных обязательств субъектами малого предпринимательства затрагивает проблематику долгосрочных инвестиций, гарантий участников хозяйственного оборота, стабильность действующего законодательства.

Государство до сих пор официально не объявило общепризнанной, целостной стратегии управления, воплощающей его цели и задачи, принципы, чёткое разделение функций, полномочий и ответственности органов управления разного уровня и их участие в законодательном процессе. Малое предпринимательство - важное звено региональной экономики и одновременно выступает подсистемой в системе управления национальной экономикой.

Отсюда важно, во-первых, законодательно закрепить и выработать целостную стратегию управления национальной экономикой на долгосрочную перспективу. Во-вторых, нормативно-правовое поле должно быть единым для всех субъектов хозяйствования. Представители бизнеса, независимо от размера оборотного капитала, действуют только «в рамках установленных требований», в том числе осуществляя благотворительную деятельность. Конечно, необходимо учитывать принцип равенства хозяйствующих субъектов в конкурентной стратегии.

Условия для развития малого и среднего предпринимательства в значительной степени определяются федеральным и региональным законодательством, ведомственной нормативно-правовой базой. Принятый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» зафиксировал критерии отнесения субъектов экономической деятельности к числу малых и средних предприятий, имеющих право на государственную поддержку, некоторые принципы государственной политики в отношении предпринимательства. В Законе нашли отражение правомочия различных уровней государственной власти, а также важнейшие институты и механизм (федеральные программы) государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

К настоящему времени накопился ряд серьёзных проблем в правоприменении Закона о развитии малого и среднего предпринимательства, которые отчасти связаны с сугубо рамочным характером данного закона, отчасти - с изменившимися экономическими и организационными реалиями. Несмотря на начатую работу по сокращению административных издержек бизнеса при получении государственных и муниципальных услуг, облегчение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к недвижимому имуществу, трансакционные издержки малого бизнеса остаются высокими, значительная доля предприятий находится в кризисном состоянии.

В законе о малом предпринимательстве необходимо отразить организующее начало Федерального центра и субъектов РФ в этом секторе национальной экономики с акцентом на:

удовлетворение текущих потребностей населения в продовольствии, товарах и услугах первой необходимости;

повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий, развитие импортозамещения;

развитие экспортных возможностей, прежде всего высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Исследуя опыт, выделим в качестве важного направления развития предпринимательства проведение четкой региональной экономической и структурной политики, в рамках которой функционируют органы исполнительной власти, и используется механизм рыночного саморегулирования. В числе приоритетных задач создание условий для развития малого предпринимательства в секторе городского хозяйства, включая жилищно-коммунальную сферу, область экологии, сбора и переработки вторичного сырья, в малой энергетике и ремесленничестве.

Малые предприниматели все в большей степени становятся активными заемщиками финансовых средств и тем самым начинают играть все более заметную роль в финансовой системе нашей страны. Трансформация социально-экономической роли малого бизнеса в экономике России вызвана активным участием этого вида бизнеса в формировании конкурентоспособности и одновременно - основы будущей инновационной экономики. Малый бизнес становится социально-экономической основой формирования в нашей стране среднего класса. Развитие малого бизнеса способствует массовому созданию новых компаний.

В качестве основных направлений повышения социально-экономической эффективности малого и среднего бизнеса в России с помощью регулирования и господдержки предложено следующее.

Во-первых, необходимо снижение совокупного налогообложения фонда заработной платы (подоходный и единый социальный налог) до 20-25%, а НДС - до 10%.

Во-вторых, создание и развитие бизнес-инкубаторов.

В-третьих, повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий на внешних рынках.

В-четвертых, целесообразным является дальнейшее развитие системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства. Следует расширять доступ малого бизнеса к кредитным источникам.

В-пятых, важно продолжить реализацию в нашей стране программы создания и развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. При этом приоритетом в получении государственной поддержки должны пользоваться ранее описанные целевые группы предпринимателей - начинающие, быстрорастущие, инновационные и экспортно-ориентированные.

В-шестых, осуществить комплекс мер господдержки по решению общих проблем, мешающих развитию малого и среднего бизнеса в промышленности.

Одним из направлений решения проблемы кредитования малого предпринимательства, не требующих больших государственных вложений, могло бы стать формирование необходимых условий для становления в стране кредитной кооперации.

Субъектов МП привлекают в кредитных кооперативах, прежде всего, проценты за пользование займом. Заем не предполагает ни поручительства, ни залога, пайщики могут получить его по устной заявке на другой же день, более длительные сроки окупаемости и др.

В то же время кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг для субъектов МП.

Представляется целесообразным сосредоточить усилия в следующих направлениях:

) совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства, предполагающее разработку концепции нормативного обеспечения предпринимательства, формирование на ее основе пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей отраслей экономики региона, а также внесение изменений в действующее законодательство. Новые нормативно-правовые документы должны обеспечивать инвестиционную, финансово-кредитную, производственно-инновационную поддержку малого предпринимательства;

) организационное и научно-методическое обеспечение развитие малого бизнеса, предусматривающее проведение публичных мероприятий по проблемам предпринимательства, семинаров, совещаний, конференций, выставок;

) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства, предусматривающая финансирование перспективных инвестиционных, а также социально значимых для края проектов. При этом большое внимание должно уделяться развитию таких форм альтернативной финансово-кредитной поддержки инвестиционной деятельности малых предприятий, как лизинг, франчайзинг, микрокредитование, взаимное страхование;

) институциональная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов; улучшение их взаимодействия с коммерческими банками для финансирования проектов малых предприятий: гарантийно-залоговое обеспечение проектов малого бизнеса; создание кредитных союзов малых предприятий, обществ взаимного кредитования и т.д. Блок институциональной поддержки включает также создание и развитие бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, технопарков, инновационных центров, консультационных агентств, учебно-деловых центров и т.д., функционирующих преимущественно на коммерческой основе;

) подготовка кадров для малого предпринимательства, предусматривающая проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся поддержкой малого предпринимательства в области, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Подготовка кадров ориентирована на создание и реализацию учебных программ (по вопросам менеджмента, маркетинга, финансов, бухучета и т.д.) для обучения предпринимателей, активной части незанятого населения навыкам организации и ведения собственного дела (в первую очередь, военнослужащих, уволенных в запас);

) информационно-рекламная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т.д.). Консультационно-информационное обеспечение предусматривает осуществление мониторинга состояния малых и средних предприятий, развитие системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), обеспечение электронного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства;

) содействие внешнеэкономической (в масштабах области и страны) деятельности малых и средних предприятий путем развития межрегионального и международного сотрудничества; привлечение иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес: создание условий и предоставление консультационных, информационных и иных необходимых предпринимателям услуг; содействие деловым контактам западных партнеров с российским малым бизнесом.

Реализация данных направлений деятельности по поддержке малого предпринимательства должна улучшить внешнюю среду малого бизнеса (ликвидировать административные барьеры деятельности субъектов малого предпринимательства) и решить проблемы внутренней среды (восполнить недостаток финансовых средств, повысить уровень образования предпринимателей).

Даже самое незначительное улучшение инвестиционного климата - это дополнительные средства, позволяющие стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионе.

В механизме экономического и организационного совершенствования малого предпринимательства программный подход, как показывает мировой опыт, занимает важное место, фиксируя целевые установки государства и общества в поддержке предпринимательства и его созидательных возможностях. Законодательный статус программного подхода в российском малом бизнесе не получил достаточной бюджетной и организационной поддержки, не снизил высоких административных барьеров на входе в потребительский рынок.

Дальнейшее развитие предпринимательства и поддержка национальных и региональных программ невозможны без расширения производственной и ресурсной базы предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Возможности развития производственной и ресурсной базы этих предприятий, с одной стороны, предполагают реконструкцию и модернизацию действующих производств, с другой - новое строительство и выделение земельных участков.

Необходимо совершенствовать существующий порядок принятия и реализации национальных проектов и государственных программ, рекомендует принять национальную программу развития малого предпринимательства.

В экономическом механизме поддержки малого предпринимательства, наряду с такими инструментами как бюджетная и налоговая поддержка, государственный (городской) заказ, важно использовать имущественные инструменты. Как показывает исследование, в принятой Концепции управления государственным и муниципальным имуществом не выделен раздел передачи в собственность или аренду недвижимости малым предприятиям. В связи с объективными сложностями, возникающими у субъектов малого и среднего предпринимательства в ходе первичного создания объектов недвижимости, многие из них вынуждены приобретать в собственность недвижимость на вторичном, нередко спекулятивном, рынке. В ряде регионов ущемляется право добросовестного арендатора (субъекта малого и среднего предпринимательства) на выкуп у государства арендуемого помещения.

Проведенный анализ свидетельствует и о других проблемных вопросах правового, экономического и организационного характера, в обеспечении малого предпринимательства производственными, складскими и офисными помещениями.

В условиях российской действительности, по мере приватизации и акционирования имущественных объектов, часть функций арендного девелопмента, относящихся к его государственному регулированию, а частично - и к осуществлению, может быть возложена на муниципальные органы управления, ведающие арендой. Функции регулирования коммерческого рынка аренды нежилых помещений и организации совместного участия муниципалитета (города), негосударственных компаний, частных лиц в арендном девелопменте следует передавать негосударственным трастовым компаниям. Таким образом, возможно, осуществлять плавный переход к системе арендного девелопмента, сложившейся в экономически развитых странах.

При разработке вопросов привлечения инвестиций негосударственного сектора предлагается использовать механизм партнёрства и концессий. При этом можно выделить несколько категорий источников финансирования концессионных проектов с привлечением заемного капитала: «традиционный» синдицированный банковский кредит с правом первоочередного погашения; облигации; банковский субординированный кредит; лизинг оборудования; займы, обеспеченные акциями (долями). Каждый из источников финансирования имеет свою стоимость, которая варьируется в зависимости от процентных ставок, характера рисков проекта.

Рассмотрим московский опыт организации торгов на право заключения договоров аренды с субъектами малого предпринимательства. Наряду с использованием специализированных торгов, применение поправочных коэффициентов 0,5 при обосновании стартовой цены, долгосрочный характер (до 10 лет) договора аренды. При формировании региональных систем поддержки малого предпринимательства предлагается учитывать особенности сложившихся рынков недвижимости, соотношение спроса и предложения по функциональным сегментам недвижимости.

Механизм поставок в настоящее время и в перспективном периоде регулируется как государством, так и предпринимательским корпусом. Государство должно приложить максимум усилий для защиты контрактов, как первичной исходной формы экономической деятельности рыночного обмена, шире использовать законодательство, юридические процедуры защиты договоров и контрактов, интересов производителей и покупателей продукции. При формировании макроэкономической (промышленной, торговой, внешнеэкономической) политики необходимо учитывать применение единых общих правил поведения субъектов хозяйствования и возможность установления дифференцированных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов. Правовое регулирование различных режимов необходимо для реализации селективной поддержки поставок, особенно государственного заказа на малых и средних предприятиях.

Государственная промышленная и торговая политика должны оказывать воздействие на оптимизацию посреднического, складского, транспортного, информационного и финансового обеспечения товарного рынка. Оптимизация инфраструктуры способствует обеспечению эффективного взаимодействия между производителями и потребителями, спросом и предложением и создает совокупные условия бесперебойного функционирования экономики. Однако этого недостаточно, оптимизация на товарном рынке формируется в результате эффективных действий непосредственно предприятий, осуществляющих и контролирующих поставки. Эти действия возможны при разработке и последующей реализации стратегии развития предприятия и его менеджмента.

Заключение


Роль малого, среднего и крупного бизнеса в экономике страны имеет огромное значение, которое искусственным путем уменьшается государством для усиления глобализации и централизации экономики страны в целом.

В России повышается роль малого предпринимательства, как представляющего очень важный стратегический ресурс развития социально-экономического потенциала страны и регионов, способный обеспечить экономический и социальный рост, повысить эффективность экономических взаимоотношений и повысить благосостояние граждан. Во время трансформационных преобразований развитие малого предпринимательства содействует формированию свободной рыночной экономики, увеличивает конкурентную среду, приводит к росту производства товаров и услуг, способствует сокращению численности безработных граждан, решению важных социальных проблем в регионах.

Малое предпринимательство является активной перспективой развития, важнейшим источником создания среднего класса - главного представителя социально благополучного, демократического, экономически процветающего общества.

Для развития малого предпринимательства, представляется целесообразным сосредоточить усилия в следующих направлениях:

) совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства, предполагающее разработку концепции нормативного обеспечения предпринимательства, формирование на ее основе пакета законодательных и нормативных актов с учетом особенностей отраслей экономики региона, а также внесение изменений в действующее законодательство;

) организационное и научно-методическое обеспечение развитие малого бизнеса, предусматривающее проведение публичных мероприятий по проблемам предпринимательства, семинаров, совещаний, конференций, выставок;

) финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства;

) институциональная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов;

) подготовка кадров для малого предпринимательства, предусматривающая проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня экономического образования как предпринимателей, так и государственных служащих, занимающихся поддержкой малого предпринимательства в области, и руководителей субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

) информационно-рекламная поддержка малого предпринимательства, предполагающая создание информационной среды, способной удовлетворить потребности малого предпринимательства в разного рода информации (правовой, экономической, внешнеэкономической и т.д.);

) содействие внешнеэкономической (в масштабах области и страны) деятельности малых и средних предприятий путем развития межрегионального и международного сотрудничества.

 

Список литературы


1. Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.

2.      Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. №101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

.        Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,

.        Аверченко Л.К., Парфенова З.А. Психология управления: Блинов А. Кадровая политика: Цели и основные направления // Маркетинг.- 2010.- № 1. - с. 88-101.

.        Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009 г. - 209с.

7. Баринов В.А. Бизнес-планирование.- М.: Юнити, 2009 г. - 340с.

8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 260 с. - (Высшее образование).

9. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2007. - 296 с.

10.        Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И. И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

11. Попов С.А. Стратегическое управление: Модульная программа для менеджеров. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 321с.

12.        Портер М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие.-М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1997.-С.5-12.

14.    Финансовый менеджмент/под ред. В.С. Золотарева / 2-ое изд., перераб. и доп. - Р-н/Д.: «Феникс», 2008г. - 224с.

.        Финансы и управление предприятием/под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2009 г. - 235с.

Похожие работы на - Виды и оптимальная величина фирм в мировой практике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!