Процесс налогового планирования

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,41 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Процесс налогового планирования

Содержание работы

1. Понятие и виды налогового планирования

. Способы налогового планирования

Список использованной литературы

. Понятие и виды налогового планирования

В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности. Налоговое планирование - это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора оптимального сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово - хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговое планирование предполагает "подстраивание" поведения налогоплательщика под избранные им благоприятные налоговые режимы и требует, таким образом, во многих случаях изменения формы или даже содержания его деятельности. Такие изменения должны, в первую очередь, касаться тех признаков, на которые ориентируется налоговое законодательство при определении налоговых обязательств физических и юридических лиц.

Во-первых, это - объект налогообложения: сделка, имущество, доход. Меняя этот объект в тех пределах, которые позволяют обстоятельства, можно выбрать более выгодный для налогоплательщика режим и вид обложения.

Во-вторых, можно заменить субъект обложения, т.е. самого налогоплательщика. Например, фирма может изменить свою юридическую форму: из ООО превратиться ОАО. Замена налогоплательщика может быть также обеспечена в результате реорганизации юридического лица.

В-третьих, можно перейти из одной налоговой юрисдикции в другую. Тем самым можно сделать так, что лицо, извлекающее свой основной бизнес в какой-то стране, станет по отношению к налоговой юрисдикции данной страны - нерезидентом, что позволит перейти указанному лицу на режим обложения налогом «у источника».

В-четвертых, можно менять сами обстоятельства, сопутствующие той или иной облагаемой налогом деятельности. В частности, это возможно при использовании различного рода вычетов, скидок, списаний и других льгот, допускаемых при определении облагаемого дохода в целях исчисления подоходных налогов.

Международное налоговое планирование (МНП) - это финансово-хозяйственная деятельность, заключающаяся в выборе между различными вариантами и методами осуществления хозяйственной деятельности и размещения активов в различных юрисдикциях, направленная на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

В независимости от уровня либеральности налогового законодательства государства любой бизнес старается найти пути легального планирования налогов. Легальное планирование налогов - не просто хорошо поставленный бухгалтерский учет и правильное составление отчетных балансов, а законная возможность либо не платить никаких налогов вообще, либо свести их уровень к минимальному. Общеизвестно, что разные страны мира не только обладают весьма отличающимися природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, но и имеют подчас радикально отличающиеся налоговые системы. В зависимости от масштабов построения различают следующие виды налогового планирования:

государственное - направлено на реализацию государством своих функций в различных областях государственного регулирования;

на уровне субъектов предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этой позиции основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но и оптимальное распределение налоговых платежей по времени.

В зависимости от периодов налогового планирования различают:

кратковременное налоговое планирование - при текущем планировании возможны использование пробелов законодательства, учет налоговых льгот, нововведения и прочее;

долговременное или стратегическое планирование - возможны учет специфики объекта и субъекта налогообложения, особенностей методов налогообложения, использование налоговых убежищ, налоговых режимов отдельных стран, применение международных соглашений и прочее.

Текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.

Долгосрочное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика.

В зависимости от объекта налоговое планирование подразделяется на:

корпоративное;

индивидуальное - широкого применения в России еще не получило, но все чаще отдельные граждане обращаются к специалистам, оказывающим услуги в этой области.

В зависимости от формы предпринимательской деятельности следует различать:

налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

налоговое планирование деятельности организаций.

В соответствии со стадией хозяйственной деятельности различают:

налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т. д.);

налоговое планирование на стадии развития бизнеса;

налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса.

Исходя из объемов хозяйственной деятельности возможно выделить:

налоговое планирование малого бизнеса;

налоговое планирование среднего бизнеса;

налоговое планирование крупного бизнеса;

налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т. д.).

В зависимости от объектов налогового планирования следует различать:

налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;

В зависимости от степени использования в деятельности организаций норм налогового законодательства различают следующие виды налогового планирования:

Классическое налоговое планирование подразумевает соответствие действий налогоплательщика нормам законодательства, налоговые платежи вносятся в установленном порядке. Суть заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Классическое налоговое планирование экономической деятельности в рамках, определенных законом.

Оптимизационное налоговое планирование предусматривает способы, при которых экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалификационной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает необоснованную переплату налогов. При реализации оптимизационного налогового планирования действия налогоплательщика соответствуют закону, он планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках оптимизационного налогового планирования используются все достоинства и несовершенство действующего законодательства, в том числе сложность и противоречивость. При этом налогоплательщик реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально. Данный способ носит нерегулярный и более рискованный характер, поскольку прогнозировать направление судебной практики по тому или иному вопросу невозможно.

Противозаконное, то есть уклонение от уплаты налогов включает использование способов, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением противозаконных действий в целях уменьшения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Противозаконное налоговое планирование - это действия, влекущие за собой ответственность, предусмотренную законодательством, с применением мер уголовно-правовой ответственности.

. Способы налогового планирования

Управление налогообложением как вид деятельности в организации все чаще входит в практику хозяйственной жизни, так как налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование.

Принято различать государственное налоговое планирование (макро и микроуровне) и на уровне хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта представляет собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта. Налоговое планирование можно также определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.

Различают следующие методы налогового планирования на микроуровне:

. Разработка приказа об учетной и налоговой политике. Например, при выборе способа оценки материально - производственных запасов в соответствие с ПБУ 5/01 следует иметь в виду, что метод ФИФО завышает налоговую базу и сумму налога на при- быль при повышении цен. Метод определения себестоимости списания каждой единицы является оптимальным, но его не всегда можно применить. При выборе метода начисления амортизации основных средств необходимо знать, что применение способа списания стоимости пропорционально объему продукции зависит от способности организации правильно спрогнозировать объемы своей деятельности. В случае снижения объемов выпускаемой продукции в первые годы сумма амортизационных отчислений будет больше, а налог на имущество меньше, затем происходит обратная тенденция.

. Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения. Организация может отсрочить возникновение налогооблагаемого оборота путем перечисления денежных средств в последний день отчетного периода. Т.к. минимальное время прохождения платежей через банки составляет в среднем около трех дней (для организаций, находящихся в разных регионах). Поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день отчетного налогового периода, может включить расходы на ее приобретение в расчет себестоимости текущего периода, а также в текущем периоде отнести НДС на расчеты с бюджетом; организация- продавец, принявшая кассовый метод определения выручки от реализации, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде, и тем самым отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что в конечном итоге приведет к увеличению оборотных средств организации.

. Метод договорной политики. Суть метода состоит в том, что операции с одинаковыми финансовыми потоками юридически могут быть оформлены совершенно по разному, что изменит последствия договорных отношений как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Но не следует забывать при этом о законности осуществления сделок, так как при рассмотрении вопроса об уплате (неуплате) налогов имеет характер фактически сложившихся договорных отношений между сторонами, а не название договора. А также, при выборе контрагента следует заранее определить, освобожден ли он от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не применяет ли он специальные налоговые режимы, нерезидент ли он из страны с соглашением о двойном налогообложении или нет и т.п.

. Прямое сокращение объекта налогообложения и налоговой базы предусматривает применение при соблюдении законодательных ограничений налоговых вычетов, освобождений, льгот. Применение этого метода преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказывая негативного влияния на хозяйственную деятельность организации. Среди прочих используются: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи, мены, дарения путем занижения стоимости товаров, работ, услуг с учетом действия ст. 40 НК РФ; сокращение объекта налогообложения по налогу на имущество организации путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество.

. Метод оффшора. Суть метода заключается в выявлении в соответствии с налоговым законодательством регионов со льготным налогообложением как на территории РФ, так и за пределами страны. В частности, есть государства, называемые «налоговые убежища» с упрощенным порядком налогообложения, где снижен или отсутствует налог на прибыль. Так же различают так называемые «налоговые оазисы» - это территории в пределах государства, где действует льготное налогообложение. К числу таких оазисов относят порты, экономические зоны и зоны свободного предпринимательства. Есть также оффшорные зоны - сервисные компании, которые не имеют права извлекать доходы из местных источников. Некоторые страны такие зоны создают для увеличения занятости и повышения деловой активности в стране.

Целью налогового планирования на региональном уровне является обеспечение потребностей бюджета, а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Налоговое планирование на региональном уровне использует различные методы, каждый из которых учитывает следующие моменты:

анализ показателей налоговой базы;

оценку налогового потенциала региона;

определение уровня собираемости налогов и сборов,

проведение мониторинга налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков;

постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т.п.

Налоговому планированию присуща ограниченная самостоятельность, так как оно проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Тем не менее, оно оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Различают следующие методы налогового планирования на макроуровне:

. Многомерные методы, в первую очередь факторный и кластерный анализ. Они используются для обоснования решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные, например, определение объема валового продукта в зависимости от технического уровня производства. На сегодняшний день данные методы прочно входят в приемы прогнозистов, так как являются наиболее адекватными.

. Регрессивные и корреляционные методы применяются для установления взаимосвязей групп переменных, описывающих деятельность налоговых служб.

. Имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются логике простых аналитических решений.

. Методы, созданные теорией статистики принятия решений. К ним относятся методы теории игр, теории массового обслуживания, стохастическое программирование. Используются для стохастического описания реакции налогоплательщика на изменение налоговой политики.

налоговое планирование офшор

Список использованной литературы

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации

2.Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. Спб.: Питер,- 2009.

.Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М,- 2011.

.Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи: Практическое руководство для предпринимателей. М.: ИНФРА-М,- 2013.

.Паскачев А.Б. Налоги и налогообложение. М.,- 2010.

.Дадашев А.З., Кирина Л.С. Налоговое планирование в организации. М.: Книжный мир,- 2011.

.Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: практическое руководство. - М.: Вершина,- 2014.

.Писарева А.С. Налоговое планирование и прогнозирование: сущность и формы // Экономические и гуманитарные науки. - 2010. - № 9.

.Информационно-справочные системы: Консультант-плюс.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!