Налоговое планирование и прогнозирование

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,41 Mb
  • Опубликовано:
    2012-01-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговое планирование и прогнозирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «Управленческий учет и анализ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему:

«Налоговое планирование и прогнозирование»

Выполнил:

Студент

Проверил:

Преподаватель Витязева Т.А.

г. Ростов-на-Дону

год

Содержание

Введение

. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий

.2 Классификация налогового планирования

. Анализ учетной политики предприятия

.1 Порядок исчисления и уплаты налогов

. Совершенная система налогового планирования как функция предприятия.

.1 Налоговое планирование как функция управления

.2 Объект управления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

налоговое планирование финансовый управление

В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Отсутствует глубокая теоретическая проработка концептуальных вопросов налогового планирования, его периодизации и классификации, оно не рассматривается как составная специфическая часть управления финансами. Однако налоговое планирование оказывает непосредственное влияние на формирование финансовых результатов, стоимость фирмы, поэтому требуется обобщение накопленных фрагментарных теоретических знаний и практического опыта по вопросам налогового планирования. В целях обеспечения устойчивого роста предпринимательской активности и развития экономики страны необходимо выделение налогового планирования в отдельное самостоятельное направление финансовой науки и практики управления финансами хозяйствующих субъектов.

Практика последних лет выявила объективную потребность разработки новых процессных подходов к налоговому планированию в рамках управления финансовыми ресурсами денежными потоками хозяйствующих субъектов, определения общих подходов к разработке внутренних стандартов по налоговому планированию и методических подходов.

1. Понятие налогового планирования, его роль и место в системе управления финансами предприятий

Под планированием понимается - способ регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства страны, отрасли, предприятия, территориальной единицы. Планирование включает определение целей и путей их достижения, опираясь на сведения прошлого, стремится определить будущее. Это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью, заключающегося в установлении желаемого будущего состояния объекта и оптимальных способов и методов достижения данного состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное (в зависимости от отдельных видов планируемых ресурсов), выделять также налоговое планирование.

Определив содержание понятие «налог» и «планирование» в целом, можно перейти к определению налогового планирования в частности.

Имеющиеся в экономической литературе определения налогового планирования целесообразно объединить в две основные группы: первая группа - на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа - понятие налогового планирования основано на налоговой оптимизации. Кроме того, ряд авторов вводит понятие налогового менеджмента.

Большинство авторов придерживается позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная эволюция взглядов: например, А,В, Брызгалин, первоначально придерживавшийся позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации. Следует обратить внимание, что минимизация и оптимизация налогообложения - это не одно и то же. Если налоговая минимизация - это максимальное снижение всех налогов, то налоговая оптимизация - это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и проектов. Кроме того, стремление минимизировать налоговые обязательства может помешать текущей деятельности предприятия, вступить в противоречие с целям финансового менеджмента и привлечь излишнее внимание со стороны контролирующих налоговых органов. И наконец, принцип оптимизации соответствует приведенному выше определению планирования вообще.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъекта - это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Планирование налогов - это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов.

Чтобы определить место и роль налогового планирования в системе финансового менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент». Базируясь на разработанных Ф. Тейлором и А. Файолем подходами к управлению фирмой, в современном менеджменте выделяют, как правило, четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

В условиях рыночной экономики управление финансами становится важнейшей задачей любого предприятия независимо от вида и масштабов его деятельности. Однако постановка эффективного управления финансами на российских предприятиях, как правило, сопряжена с коренной перестройкой механизма управления всего предприятия в целом. Прежде всего это объясняется тем, что крупнейшие предприятия несут в себе в значительной степени стиль управления, оставшийся со времен плановой экономики.

В условиях административно-командной системы имело место тотальное государственное планирование, лимитированность ресурсов, что предусматривало введение жесткого их нормирования.

Функции финансового менеджмента правомерно систематизировать следующим образом:

·  планирование - стратегическое и текущее финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий; участие в определении ценной политики, прогнозировании сбыта, формировании условий договоров (контрактов); оценка возможных изменений структуры (слияний или разделений);

·       организация - создание органов управления финансами, финансовых служб, определение их задач и функций;

·       регулирование финансовых потоков - управление денежными средствами, портфелем ценных бумаг, заемными средствами и т.д.;

·       защита активов - управление рисками; выбор оптимального способа снижения рисков;

·       учет, контроль и анализ - установление учетной политики: обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление учетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

Основными задачами управления финансами предприятия можно считать:

·  обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;

·       достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;

·       обеспечение источниками финансирования, поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных источников финансирования, оптимального их сочетания, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;

·       эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного планирования на планирование финансовое. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Действительно, для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

Конкретные формы и методы реализации названных функций и решение поставленных задач определяются финансовой политикой предприятия, основными элементами которой выступают:

1. учетная политика;

2.      кредитная политика;

.        политика управления денежными средствами;

.        политика в отношении управления издержками;

.        дивидендная политика.

Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности о размере собственных оборотных средств, и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

Политика управления денежными средствами устанавливает систему планирования и контроля за поступлениями и выплатами.

Дивидендная политика должна уравновешивать интересы собственников с интересами менеджеров и кредиторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Практикуются следующие варианты дивидендной политики:

v  выплаты постоянного процента от прибыли - преимущество метода заключается в простоте: он выгоден акционерам в период роста прибыли, так как с ее увеличением поднимаются дивиденды, но противоречит их интересам при снижении прибыли (дивиденды подают);

v  фиксация размера дивидендных выплат на каждую акцию - в пользу этого метода говорит его простота и то, что он сглаживает рыночные колебания, против него тот факт, что при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли;

v  выплата гарантированного минимума и экстрадивидендов;

v  выплата дивидендов по остаточному принципу - характерна для РФ и других стран с недостаточно развитым фондовым рынком, экономика которых переживает тяжелый финансовый кризис;

v  выплата дивидендов в виде постоянного процента от прибыли - предпочтительна, когда прибыль компании устойчива и обнаруживает тенденцию к росту;

v  постоянное увеличение дохода на одну акцию - оправдывает себя в период высокой инфляции;

v  выплата дивидендов акциями (капитализация дивидендов) - облегчает решение проблем ликвидности и инвестиций.

Основой при разработке финансовой политики предприятия может служить Приказ Министерства экономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» № 118 от 01.10.1997 г.

Основное назначения финансового менеджмента - построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управлениями финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера предприятия.

Ø улучшения финансового положения, избежания банкротства и финансовых неудач;

Ø  роста объемов производства и реализации;

Ø  лидерства в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

Ø  максимизации цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно иметь в виду весь их комплекс.

Однако следует иметь в виду, что цель финансового менеджмента - максимизация цены компании - как наиболее обоснованный критерий управления финансами применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет никаких ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги.

Результатом формирования стратегии развития предприятия является определение суммы долгосрочных инвестиций во внеоборотные активы и источники их финансирования. Вопрос по источникам долгосрочного финансирования решается в рамках стратегии развития предприятия. К источникам долгосрочного финансирования относятся долгосрочные кредиты (займы), долговые обязательства долгосрочного характера, а также акционерный капитал.

Первоочередной задачей оперативного управления финансами предприятия выступает обеспечение его ликвидности. Серьезным основанием для поддержания ликвидности служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращение существования предприятия. Все стратегические и оперативные решения нужно проверять на предмет того, способствуют ли они сохранению равновесия или нарушают его.

Для поддержания платежеспособности предприятия необходимо эффективно управлять его денежными потоками. Денежные средства - наиболее ограниченный ресурс в условиях перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования. Поэтому задачи планирования и контроля потоков (движения) денежных средств предприятие приобретают исключительное значение.

Следует подчеркнуть приоритетное значение денежных потоков, связанных с текущей деятельностью. Положительный из года в год денежный поток по текущим операциям - это первостепенное условие успешной работы предприятия и свидетельство его финансовой устойчивости. Он означает, что поступлений от текущей деятельности хватает не только на простое, но и на расширенное воспроизводство. Устойчивые отрицательные результаты текущей деятельности ведут к неплатежеспособности, а в конечном счете - к банкротству.

Таким образом, управление финансами предприятия предполагает контроль основных характеристик баланса: долгосрочные и краткосрочные инвестиции, долгосрочные и краткосрочные источники финансирования, увязывая их с текущей деятельностью и перспективами развития предприятия.

Объектом управления финансами являются их составные части, которые целесообразно дополнить категориями прибыли и расходов. Система управления финансами хозяйствующих субъектов включает в себя следующие основные направления: управление доходами, расходами, прибылью и капиталом. На основе многолетнего изучения вопросов, связанных с финансовыми отношениями хозяйствующих субъектов, и практического опыта целесообразно сгруппируем систему финансовых отношений организаций в три большие группы:

1. формирование и использование доходов;

2.      формирование расходов;

.        формирование и использование прибыли и капитала.

Любые инвестиционные решения в конечном итоге характеризуются осуществлением расходов, получением доходов и формированием результата. Управляя доходами и расходами, организации решают вопросы уменьшения рисков и предотвращения банкротства. Именно на основе прогнозирования различных видов доходов, расходов и прибыли строится финансовое планирование хозяйствующих субъектов.

Через влияние налогов на управление доходами, расходами и конечными результатами налоговое планирование опосредованно влияет и на другие направления финансового менеджмента, что отражено на рис. 1.5

Необходимо отметить следующее.

Во-первых, являясь составной частью системы финансового менеджмента, налоговое планирование занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, так как налоговые отношения как составная часть финансовых возникают на перераспределительной стадии воспроизводственного процесса и являются завершающим звеном любого предпринимательского решения, налоговому планированию как составной части финансового менеджмента присуще ограниченная самостоятельность. Как контрольная функция финансов проявляется только в процессе осуществления соответствующих видов деятельности и решений. Таким образом, налоговое планирование, не имея четко самостоятельного характера, тем не менее оказывает существенное влияние на принятие предпринимательских решений и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.









Рис.1.5. Место налогового планирования в системе управления финансами хозяйствующих субъектов

В-третьих, налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.

Определим значение и выгоды налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта, а также последствия, к которым приводит невнимание к проблеме планирования:

Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие субъекты в такое положение, когда они:

§ недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях;

§ оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности;

§  не обеспечивают должной системности в своем развитии;

§  могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Применение налогового планирования деятельности фирмы и деловых отношений создает следующие важные преимущества для бизнеса:

§ прояснение возникающих проблем;

§  возможность анализа и использования будущих благоприятных условий;

§  подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;

§  стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров;

§  обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

§  повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.

1.2 Классификация налогового планирования

Отсутствие достаточно четкой определенности в финансово-кредитной политике, изменчивость экономической ситуации ставят перед хозяйствующими субъектами более сложные задачи, решение которых возможно только на базе значения как видов, форм и методов налогового планирования, так и его участников.

Следует различать следующие модели поведения хозяйствующих субъектов:

.   Уклонение от уплаты налогов (tax avasion) осуществляется в виде незаконного использованием предприятия налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов, скрытия доходов, непредставления документов, необходимых для своевременного исчисления и уплаты налогов.

2.      Обход налогов (tax avoidance). В этом случае предприятие или физическое лицо не является плательщиком, либо его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо его доходы не облагаются налогами.

3.      Стандартный метод (standard method). В этом случае предприятие платит налоги в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора оптимального варианта налогообложения.

4.      Налоговое планирование (tax planning). В этом случае юридическими и физическими лицами проводится активная налоговая политика, направленная на минимизацию негативного влияния налогообложения на процесс достижения стоящих перед ними целей любыми не противоречащими законодательству методами.

Необходимо отметить, что специфика налогового планирования определяется рядом факторов:

·  спецификой объекта налогообложения;

·       спецификой субъекта налогообложения;

·       определенной возможностью обхода налога, предоставляемой особенностями методов налогообложения, способами его исчисления и уплаты;

·       налогообложением доходов, полученных из различных источников, по различным ставкам;

·       возможностью для ухода и легального снижения налогов при использовании налоговых убежищ.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизировать размер налогового бремени и избежать экономического ущерба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

Формами налогового планирования целесообразно считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних консультантов и специалистов для целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования. Перечисленные методы могут носить как ситуационный характер (осуществляется при планировании конкретной деловой ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого из перечисленных видов внутрифирменного налогового планирования, можно представить в виде следующих блоков:

·  анализ текущего финансового состояния предприятия и возможных перспектив его развития;

·       составление планов, т.е. принятие решений о будущих финансово-хозяйственных целей организации и способах их достижения; в том числе налоговыми методами;

·       осуществление плановых решений.

·       сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для корректировки действий организации в нужном направлении;

·       контроль является последним блоком налогового планирования, и именно, он позволяет оценить эффективность планового процесса в организации, в том числе налогового планирования.

На основе системы мероприятий по налоговому планированию осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Стадии налогового планирования

Стадия 1. Принятие решений о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ для оптимизации налогов исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

Стадия 3. Текущее налоговое планирование. Состоит из следующих элементов:

использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия;

использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения.

Стадия 4. На данной стадии принимаются решения по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях - обеспечить возврат части уплаченных налогов.

В дополнение к четырем основным стадиям можно добавить стадию формирования целей и задач предприятия в начале его организации и стадию контроля, анализа и оценки эффективности налогового планирования. На практике этапы налогового планирования можно использовать в совокупности или в отдельности в зависимости от того, создается ли предприятие или уже действует.

Все перечисленное учитывается при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне в зависимости от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний. Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции (табл. 2.1). Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (рис.1.6), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Рис. 1.6 Структура налогового планирования

Проекция конструкции налогового планирования в виде пирамиды (рис. 1.6) неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех “этажах” налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

Таблица 2.1

Дифференциация мероприятий по налоговому планированию

Налоговая нагрузка

Мероприятия и требования к персоналу

Потребность в налоговом планировании/ Периодичность

10-30%

Четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот  Уровень профессионального бухгалтера  Разовые консультации внешнего налогового консультанта

Минимальна, разовые мероприятия

30-55%

Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов  Требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора  Абонентское обслуживание в специализированной компании

Необходимо, регулярные мероприятия

55-80%

Важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям  Требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров  Постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката  Специальная программа развития, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

Жизненно необходимо, ежедневные мероприятия

Более 80%

Смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

 


2. Анализ учетной политики предприятия

В действующем налоговом законодательстве закреплено определение налога. В соответствии с п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 246 НК РФ ООО СУ «Бокситстрой» признается плательщиком налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст.247 НК РФ). Согласно учетной политике выручка (доходы) для целей налогообложения для исчисления налога на прибыль определяется по методу начисления. Выручка определяется от реализации (выполнения строительно-монтажных работ) на основании выставленных счетов-фактур во исполнение договоров подряда, заключенных ООО СУ «Бокситстрой» с заказчиками. На основании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) составлялась справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), на основании которой ООО СУ «Бокситстрой» в адрес заказчика выставлялись счет-фактуры за выполненные строительно-монтажные работы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 143 НК РФ ООО СУ «Бокситстрой» признается плательщиком налога на добавленную стоимость. Объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. (ст. 146 НК РФ.) В соответствии с принятой учетной (налоговой) политикой организацией установлен момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг - по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг). В сумму налоговой базы включалась выручка за выполненные строительно-монтажные работы, оплаченная заказчиком.

В соответствии со ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации. Пунктом 1 с. 226 НК на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, возложены обязанности исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Таким образом, ООО СУ «Бокситстрой» признается налоговым агентом, т.е. лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц.

В соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. ООО СУ «Бокситстрой» производит выплаты физическим лицам - работникам организации, то оно признается налогоплательщиком единого социального налога. Налоговая база по ЕСН исчислялась на основании данных о начисленной заработной плате, отраженных в бухгалтерском учете организации (в индивидуальных карточках по учету сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Организация производила уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. База для начисления страховых взносов на ОПС исчислялась на основании данных о начисленной заработной плате, отраженных в бухгалтерском учете организации.

.1 Порядок исчисления и уплаты налогов

Сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Налогового кодекса РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (стоимость выполненных строительно-монтажных работ х 18%). Уплата налога производится по итогам налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 Налогового Кодекса РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщик исчисляет сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму налога ежемесячного авансового платежа в порядке, установленной статьей 286 НК РФ «Порядок исчисления налога и авансовых платежей». Уплата авансовых платежей в течение отчетного периода, уплачивается в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Уплата налога на прибыль по истечении налогового периода производится не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период в соответствии с пунктом 4 статьи 376 Налогового Кодекса «Порядок определения налоговой базы». Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Областным Законом от 27.11.2003 N 35-ОЗ (ред. от 21.07.2006) «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» налогоплательщики налога на имущество организаций уплачивают данный налог в безналичной форме по окончании каждого отчетного периода путем внесения авансовых платежей, а также по итогам налогового периода. Авансовые платежи по налогу на имущество организаций уплачиваются в текущем налоговом периоде не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября. Сумма налога на имущество организаций, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 10 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Сумма налога на доходы физических лиц при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса «Налоговая база» исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса «Налоговые ставки», процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 Налогового Кодекса «Налоговая база» исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в вышеуказанном порядке. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Налогового Кодекса «Налоговые ставки». Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями. Указанные лица именуются в Кодексом налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Сумма Единого социального налога для лиц, производящих выплаты физическим лицам, исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса «Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени». В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода налогоплательщиками, индивидуальными предпринимателями и адвокатами, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Налогового Кодекса «Ставки налога».

Если налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Налогового Кодекса. В случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Расчет налога по итогам налогового периода производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Налогового Кодекса «Ставки налога». При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового Кодекса.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 Налогового Кодекса, без применения налогового вычета. Данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представляют в налоговые органы не позднее 30 марта следующего года по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Уплата налога, исчисленного по представляемой в соответствии с настоящим пунктом налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации.

3. Совершенная система налогового планирования как функция предприятия

Осуществляет в соответствии с учредительными документами строительство, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений.

Налоговая деятельность предприятия рассматривается как часть его финансово-хозяйственной деятельности. Действительно, вопросы уплаты налогов прямо являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Такие обязательства предусмотрены налоговым законодательством и представляют собой формы перераспределения создаваемого валового продукта.

В течение всей финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывное создание и движение различных видов имущества и обязательств, практически все они формируют базу исчисления того или иного налога.

Так, приобретение основных средств или материальных ценностей различного вида и назначения прямо влияет на формирование базы налогообложения по налогу на имущество. Проводимая кадровая политика и политика в области оплаты труда формирует базу для исчисления единого социального налога. Применение той или иной формы организации производства и используемые технологические процессы прямо влияют на формирование затрат, то есть на исчисление налога на прибыль и на формирование базы по налогу на имущество.

.1 Налоговое планирование как функция управления

При этом налоговая деятельность предприятия, так или иначе, присутствует и в процессах управления финансами, и в процессах финансового управления.

В рамках управления финансами организации налоговая деятельность реализуется как процесс управления налогами, включая управление объектами налогообложения, процедурами исчисления и уплаты налогов.

Управление бизнесом означает, что перед его владельцем или управляющим стоит ряд проблем, правильность решения которых зависит от наличия достоверной, легко доступной информации.

Финансовое планирование и контроль следует рассматривать как часть единой системы управления бизнесом, которая включает определение стратегических целей, планирование и прогноз, составление бюджета, регистрацию данных, сравнение результатов хозяйственной деятельности с планом и осуществление контроля (рис. 1).

Рис. 1. Планирование как этап непрерывного цикла управления

Рассмотрим вопросы финансового и налогового планирования как его составной части более подробно.

Для бизнеса очень важно определить цели. Главной целью предприятия является расширение рынка, извлечение прибыли, доход на инвестиции; повышение производительности и др.

Таким образом, на этом этапе фактически намечается значительный рост объектов налогообложения по всем основным видам налогов. При осуществлении ряда процедур можно определить динамику и перспективы налогового положения предприятия в каждом из планируемых периодов и на весь стратегический период в целом. Правильная организация работ позволяет спрогнозировать предстоящие налоговые выплаты и разработать политику в части их оптимизации в соответствии с действующим законодательством и тенденциями его развития.

С точки зрения налоговой деятельности определение перспектив положения на рынке существенно влияет на динамику оборота предприятия и, соответственно, становится объектом изучения.

Инновационная деятельность и повышение производительности в результате ее осуществления практически увеличивают долю добавленной стоимости в создаваемом продукте, что, разумеется, сказывается на общей доходности и перспективах уплаты налога на прибыль.

Объемы привлекаемых материальных ресурсов и их движение, организация закупок и оборачиваемость складских запасов прямо сказываются на динамике остатков в запасах и влияют на исчисление налога на имущество.

Проводимая кадровая политика и политика в отношении интересов государства и общества прямо влияют на объемы социальных расходов и налоговых выплат.

Таким образом, вся совокупность деятельности на этапе постановки стратегических и текущих целей предприятия должна быть непосредственно выражена в налоговых последствиях их реализации (рис. 2).












Рис. 2. Реализация стратегических целей

Текущие планы финансово-хозяйственной деятельности предприятия сопровождаются комплектом налоговых расчетов и планом предстоящих налоговых выплат.

Данные производственного учета являются источником информации для формирования налоговой политики. Для исчисления налогов необходимо знать: правила учета запасов и затрат на их приобретение (включая доставку) и хранение; порядок документирования передачи материалов в производство; применение методов полуфабрикатного учета и методов нормативного учета затрат; правила и процедуры оценки незавершенного производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи ценностей (прежде всего готовой продукции) и др. При осуществлении производственного учета также необходимо включать описание процедур и документов по учету вспомогательных производств всех видов.

Управленческий учет, в свою очередь, представляет собой систему сбора и регистрации всех данных, необходимых для принятия управленческих решений. Причем совокупность информации управленческого учета гораздо шире, так как она не ограничивается одной сферой: финансовой, производственной или, скажем, логистикой. Более того, она не связана рамками обязанности регистрации только свершившихся фактов хозяйственной деятельности организации. Напротив, она непосредственно включает в себя информацию прогнозного и перспективного характера, расчеты различных вариантов ситуативных планов и т.п.

Вместе с тем политика в области управленческого учета предопределяет порядок планирования деятельности предприятия, принятия решений, применяемые формы и порядок документооборота и др. Это существенно для решения вопроса об отнесении к числу затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, представительских расходов, расходов на рекламу, командировки и других расходов.

Таким образом, наличие развитой структуры производственного и управленческого учета на предприятии предопределяет его возможности в области налоговой деятельности и фактически становится условием ее реализации.

К функциям контроля относятся: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности предприятия; сравнение их с плановыми показателями, выявление и анализ причин отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

.2 Объект управления

Организация работы налоговой службы предприятия

Налоговое планирование как функция управления включает вопросы об объекте управления, применяемых методах управления и др. Если рассматривать вопрос об объектах налогового планирования более детально, то следует это делать в рамках вопроса об объектах планирования вообще (рис. 3).












Рис. 3. Объекты планирования

Важно отметить, что объектом налогового планирования должны быть не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование.

Поэтому объекты налогового планирования на предприятии рассматриваются как две самостоятельные группы:

объекты налогового планирования в виде объектов налогообложения (с выделением соответствующих групп объектов);

объекты налогового планирования в виде процессов управленческой деятельности, направленной или влияющей на формирование и/или изменение объектов налогообложения, а также процессов деятельности в области управления налогами (налоговой деятельности).

Организация налоговой деятельности и выполнение работ по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей службы или подразделения. Службы налогового планирования и налогового учета созданы в единую налоговую службу предприятия, поставив во главе такой службы начальника, наделенного правами заместителя руководителя предприятия. Примерная структура налоговой службы предприятия представлена на рис. 4.







Рис. 4. Структура налоговой службы предприятия

Заключение

В первой части курсовой работы рассмотрена общая характеристика налогов и налоговой системы РФ. Во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов.

Кроме того многие законы, в которых установлены ставки налогов, и доходы из которых они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько месяцев после опубликования Закона (который тоже не всегда можно найти) начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями того, как этот налог правильно считать.

Еще один недостаток нашей налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому я считаю, что для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

Список используемой литературы

1.   Е.С. Вылкова, М.В. Романовский «Налоговое планирование». - СПб.: Питер, 2009.

2.       М.В. Романовский, О.В. Врублевской «Налоги и налогообложение». - СПб.: Питер, 2009.

.        «Налоговый кодекс» РФ от 2010г. I и II части.

.        «Консультант-плюс» - программное обеспечение.

.        В.И. Гуреев «Российское налоговое право». - М.: Экономика, 2008.

.        Т.А. Козенкова «Налоговое планирование на предприятии». - АиН, 2009.

.        К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс». - М.: Республика, 2008.

.        Р.Ф. Галимзянов «Управление налогами на предприятии». Т.1. - М.: - Эксперт.,2009.

.        Е.С. Вылкова, О.Ю. Корниенко «Налог на имущество предприятий». - М.: Налоговый вестник, 2009.

.        С.В. Барулин, А.В. Макрушин «Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики» // Финансы. - 2010. №2

.        В.В. Глухов, И.В. Дольдэ «Налоги: Теория и практика»: Учебное пособие. - СПб.: Спец. литер., 2009.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!