Анализ рынка автомобилей в РФ
1. Обзор рынка автомобилей в РФ
Рыночные тенденции:
. Тенденция продаж.
Старт программы утилизации старых автомобилей в
марте 2010 года дал толчок к росту продаж и восстановлению рынка, благодаря
чему, автомобильный рынок вышел на траекторию самостоятельного роста за счет
общего оздоровления экономики, роста среднедушевых доходов, восстановления
рынка кредитов на автомобили.
Рис.1 Динамика продаж легковых автомобилей в РФ
в 2008-2011 гг., тыс. шт.
. Сравнительная динамика продаж.
Продление программы утилизации старых
автомобилей на 2011 год стимулировало рост продаж новых автомобилей за полгода
в среднем на 10% в месяц. Общий объем продаж за первую половину 2011 года
приближается к докризисному уровню.
Рис.2 Сравнительная динамика продаж легковых
автомобилей в РФ за 2008-2011 гг., тыс. шт.
В 2011 году продажи легковых автомобилей с
января по июнь превысили предкризисный уровень продаж 2007 года за аналогичный
период, достигнув 1 154 тыс. автомобилей.
Высокие темпы роста продаж + 56% за 6 мес.
Обусловлены восстановлением экономики, рынка авто кредитования, достигшего
уровня 40% автомобилей, купленных в кредит, а так же продлением действия
программы утилизации за 2011 год. После окончания действия программы утилизации
темпы роста рынка понизятся.
Доля и прирост иностранных марок выше, чем у
отечественных. «Благодаря перенесению производств иностранных марок в Россию и
их удешевлению, они пользуются все большей популярностью». Количество иномарок,
произведенных в России в первой половине 2011 года почти на 50% выше, чем в
2010 году за аналогичный период.
Таблица 1
Среди марок, участвующих в программе утилизации,
наиболее динамичный рост показали модели, на которые действовал наибольший
дисконт: LADA 2105/2107 и
LADA Kalina.
«Рост российского рынка автомобилей в июле 2011 года резко замедлился и
составил все 27%, после кризисный эффект отложенного спроса исчерпан. Кроме
того, рост затормозили проблемы японских концернов - продажи Toyota,
которые еще в марте росли на 168%, в июле упали на 11%».
Традиционно больше всего автомобилей (50,5 тыс.)
в июле 2011 года удалось продать АвтоВАЗу, но при этом впервые после кризиса
продажи LADA упали на 3%
из-за завершения государственной программы утилизации. Помимо этого, для
АвтоВАЗа актуальны следующие трудности:
§ «дефицит автомобилей Kalina
из-за подготовки к производству LADA
Granta;
§ по Priora
наблюдается нехватка самых ходовых комплектаций;
§ мощности по выпуску Lada
4x4 исчерпали
потенциал роста;
§ выпуск классики снижен в связи с переводом
производства на ИжАвто».
. Прогноз развития рынка автомобилей в РФ
Для прогнозирования были построены две
математические модели, описывающие два разных этапа развития рынка:
o Краткосрочная модель (2013-2014
гг.). Оценивает влияние сезонных факторов и мер государственного регулирования
отрасли на этапе восстановления рынка.
o Долгосрочная модель (2014-2020 гг.).
Оценивает влияние макроэкономических факторов на темпы роста рынка в период его
восстановления и развития.
Факторы влияния, общие предпосылки:
§ Темпы восстановления экономики. Состояние
экономики определяет общие условия выхода рынка автомобилей из рецессии:
экономическое положение потребителей и производителей.
Восстановление мировой экономики, умеренный рост
цен на нефть в 2010г. способствовали восстановлению российской экономики. В
2010г. был зафиксирован рост ВВП на 4%. Темпы роста российского ВВП в 2013-2014
гг. могут составить от 3% до 4,5%.
Рис.3 Валовой внутренний продукт РФ, трлн. руб.
§ Уровень доходов населения. Размер среднедушевых
доходов взаимосвязан с уровнем обеспеченности автомобилями. Он определят
потенциал спроса на автомобили.
Восстановление рынка труда, а также увеличение
социальных расходов государства поддержали рост среднедушевых доходов в 2012 г.
на уровне 4%. В зависимости от состояния экономики рост доходов в 2013-2014 г.
может составить 4-5,5%. В дальнейшем темпы роста доходов возможны в диапазоне
от 5 до 8% в год.
Рис.4 Среднедушевые доходы населения, тыс. руб.
в месяц.
§ Автомобильное кредитование. Состояние рынка
кредиторов авто определяет скорость восстановления и роста рынка автомобилей.
Ставки по кредитам в среднем составляют 15% (в
2009г. 17-25%). В результате доля продаж в кредит в 2010г. составила 36%. Росту
покупок в кредит активно способствуют собственные кредитные программы от
производителей автомобилей. Объемы кредитования авто в 2013 году могут составить
от 40 до 45% сделок. К 2020г. объем кредитов авто может достигнуть 50-62%.
Рис.5 Доля автомобильных кредитов в продажах, %.
o Краткосрочная перспектива
(2013-2014).
В 2013-2014 на автомобильный рынок сильно будут
оказывать влияние факторы прекращения государственной программы утилизации
старых автомобилей и производственные проблемы Японии.
Прекращение программы утилизации снизит темпы
роста российского рынка легковых автомобилей, особенно для отечественных марок.
В 2011 г. землетрясение нанесло существенный
урон японским производителям автомобилей и компонентов авто. Из-за перебоев с
поставками производители вынуждены ограничивать производство некоторых моделей
и переключаться на других поставщиков компонентов авто. В 2013-2014гг. будет
происходить восстановление рынка японских марок автомобилей.
Сценарии краткосрочного прогноза
социально-экономического развития:
§ Инерционный сценарий характеризуется умеренными
темпами роста экономики. Рост среднедушевых доходов +13% к 2014 году.
Восстановление на рынке банковского кредитования, объемов кредитования до
уровня 2008г. К 2014 году рынок выйдет на объемы продаж 3 млн.шт.
§ Оптимистический сценарий предполагает сценарий
быстрого выхода экономики из состояния рецессии, высокие темпы роста доходов
14,5% к 2014 году. Оперативное восстановление объемов кредитования авто,
развитие собственных кредитных программ со стороны производителей автомобилей и
дилеров авто поддержат рост продаж в кредит до 56% к 2014 году. К 2014 году
рынок выйдет на объемы продаж 3,5 млн.шт.
o Долгосрочная перспектива
(2014-2020).
В долгосрочной перспективе продажи будут
зависеть от того, в какой степени производители автомобилей реализуют свои
стратегические планы, а так же от устойчивости общемировой экономики.
Рост внутреннего производства иностранных марок
создает условия для относительного снижения цены автомобилей. Поддержку
производителям оказывают заградительные пошлины и налоговые преференции со
стороны государства. Ужесточение в конце 2010г. Правительством правил
промышленной сборки заставит иностранных производителей автомобилей нарастить
выпуск (минимальный объем - от 300 тыс. автомобилей), увеличить объем
инвестиций, консолидировать бизнес с другими игроками.
Заградительные пошлины на импортируемые
автомобили, после вступления России в ВТО, были снижены до 15% , вследствие
чего не в такой степени обеспечивают производителям на территории России
ценовое преимущество и ограничивают спрос на импортные автомобили.
Возможна вторая волна экономического кризиса.
Эксперты прогнозируют наибольшую вероятность наступления экономического кризиса
в период с 2014 по 2017гг. Его влияние на рынок автомобилей заложено в
кризисном варианте сценария.
Реализация инерционного сценария позволит России
выйти на уровень автомобилизации около 340 автомобилей на 1000 человек (уровень
Венгрии, Польши, Эстонии) к 2020г. Низкий уровень обеспеченности населения
России автомобилями обеспечивает высокий потенциал продаж автомобилей в
долгосрочной перспективе - 4,2 млн.шт. к 2020г.
Рис.6 Эволюционная модель зависимости уровня
обеспеченности легковыми автомобилями от ВВП по ППС на душу населения ($) по
странам, легковые автомобили на 1000 чел.
Сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического
развития:
§ Оптимистический сценарий отражает быстрое
восстановление экономики при позитивной экономической ситуации на мировых
рынках. Благодаря быстрому развитию программ кредитования в условиях роста
доходов населения средними темпами 7-9% в год, рост автомобильного рынка в
2014-2020 гг. составит в среднем 5-6% в год.
§ Инерционный сценарий предполагает восстановление
экономики стабильными темпами, сопровождаемое ростом реальных доходов населения
темпами 5-7% в год и постепенным восстановлением программ кредитования. Рост
автомобильного рынка в 2014-2020 гг. в этом случае составит в среднем 4-5% в
год.
§ Пессимистический сценарий предполагает медленный
выход из рецессии, сопровождаемый небольшим ростом реальных доходов населения
3-5% в год и медленным восстановлением программ кредитования. Рост
автомобильного рынка в 2014-2020 гг. в этом случае составит в среднем 3-4% в
год.
§ Кризисный вариант прогноза описывает наступление
экономического кризиса после 2014 г. и процесс после кризисного восстановления
по аналогии с текущим процессом.
Таблица 2
Рынок легковых автомобилей в РФ увеличится в 2,4
раза к 2020г. Емкость рынка в 2020 г. составит 4,2 млн. автомобилей.
В случае реализации кризисного сценария российский
рынок автомобилей ждёт провал продаж в после 2014г. с последующим
восстановлением. В этом случае ёмкость рынка к 2020г. составит 3,7 млн.
автомобилей, т.е. кризис сократить годовые продажи на 0,5 млн.
Рис.7 Прогноз объема продаж легковых автомобилей
в РФ 2007-2020 гг., тыс. шт.
Тенденция к сокращению сегмента до $10 тыс.
продолжится. К 2015г. его доля составит 14% рынка. К 2020г. его доля снизится
до 5%. Наиболее динамичный рост ожидается в сегменте $15-20 тыс. - около 12% в
год.
Рис.8 Прогноз продаж по ценовым сегментам в
рамках инерционного сценария, тыс. шт.
Наиболее популярны в России классы автомобилей B
(34%), C (29,5%), SUV (23,5%). К 2020г. их лидирующие позиции сохранятся. Класс
B уступит несколько процентов автомобилям класса C, SUV и MPV.
Наиболее динамичный рост доли ожидается в
сегменте MPV (в 2,2 раза к 2020г.) из-за низкой доли данной ниши на рынке в
настоящее время (1,4%).
Рис.9 Прогноз продаж легковых автомобилей по
классам в рамках инерционного сценария, тыс. шт.
Существует стратегия развития автомобильной
промышленности до 2020 года. Ее основная цель заключается в максимизации
добавленной стоимости, которая создается в российской автопромышленности, при
достаточном качестве и выборе продукции.
По задумкам разработчиков Стратегии произойду
следующие изменения к 2020 году:
§ «повышение доли добавленной
стоимости в автомобильной промышленности с уровня 2008 г. - 21% (492,8 млрд.
руб.) до 48% (2200 млрд. руб.) в 2020 г;
§ снижение доли импорта в денежном
выражении с 60% до 20%
§ повышение доли экспорта продукции
отечественного автопрома до 12,5%;
§ повышение доли отечественного
автомобилестроения в ВВП до 2,38%;
§ насыщение парка легковых автомобилей
до показателя 363 автомобиля на 1000 человек;
§ уменьшение количества ДТП и их
последствий на 25-30%».
Рис.10 Цели Стратегии - 2020 г.
Однако прежде строительством дальнейших
прогнозов, следует понимать, что Стратегия-2020 - это ориентировочный документ,
нуждающийся в конкретизации, требующий достаточно крупных расходов, и носящий
необоснованно-оптимистический характер в части прогнозов.
автомобиль рынок ценовой инерционный
Выводы
Еще в 2011г. автомобильный рынок вышел на
траекторию самостоятельного роста благодаря общему оздоровлению экономики,
росту среднедушевых доходов, восстановлению рынка кредитов автомобилей.
В краткосрочной перспективе на автомобильный
рынок наиболее сильно будут оказывать влияние факторы прекращения
государственной программы утилизации старых автомобилей и производственные
проблемы Японии. С учётом этого, продажи в 2013 г. могут составить 2,7-3
млн.шт.
В долгосрочной перспективе наибольшее влияние на
автомобильный рынок окажут рост доходов населения и объемов кредитования
автомобилей. Дальнейший рост доходов темпами 5% в год и рост доли кредитования
автомобилей (до 56% к 2020г.), позволит выйти рынку на объемы 4,2 млн. шт. к
2020г.
Долгосрочный прогноз российского рынка
автомобилей будет сильно зависеть от устойчивости общемировой экономики.
Эксперты отмечают возможность наступления экономического кризиса после 2014 г.
В этом случае ёмкость рынка к 2020г. составит 3,7 млн. автомобилей, таким
образом, кризис сократит годовые продажи на 0,5 млн. автомобилей.
В долгосрочной перспективе продолжится тенденция
к сокращению ценового сегмента до $10 тыс., его доля снизится к 2020г. до 5%.
Наиболее динамичный рост ожидается в ценовом сегменте $15-20 тыс. - около 12% в
год. В структуре по классам наиболее динамичный рост ожидается в сегменте MPV
(в 2,2 раза к 2020г.) из-за низкой доли данной ниши на рынке в настоящее время
(1,3%).
Список использованной литературы
1. Багиева Г.Л. Академия
рынка: маркетинг. - М.: Экономика, 2012. - 246 с.
2. Голубков Е.П. Маркетинг:
стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2011. - 186 с.
3. Автопром в России. Итоги и
перспективы.
4. Анализ и прогноз развития
автомобильного рынка РФ.
. Материалы газеты
«Ведомости».
. Материалы газеты «Взгляд».
Окончательная версия Стратегии-2020
доступна на сайте газеты «Ведомости».
7. Перспективы развития
автомобильного рынка в России.
8. Три сценария развития рынка
автомобилей России.