Налоговая система

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система

Введение

Налоги играют большую роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Однако многие из них имеют и общие черты функционирования, так как страны постоянно совершенствуют свою налоговую систему, во многом ориентируясь на опыт зарубежных стран.

Цель данной курсовой работы -рассмотрение современного развития прямого налогообложения.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

) рассмотреть теоретические аспекты прямого налогообложения;

) провести расчет налоговой нагрузки предприятия;

) рассмотреть развитие прямого налогообложения в зарубежных странах.

Предметом исследования выступают прямые налоги. Объектом исследования является деятельность общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту ООО) "Луч".

Методологической основой для написания курсовой работы послужили учебные пособия, периодические издания и работы отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения.

1. Теоретические аспекты прямого налогообложения

.1 История возникновения налогов

Налоги и государство - это два взаимосвязанных между собой института.

Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.

Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства - фискальную, регулятивную и контрольную функции.

В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.

Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна "случайность" возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин - начала войны, голода, эпидемии.

Второй этап: временные рамки - конец XVII - начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда "случайных" налоги перешли в постоянные.

Система налогообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.

Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов - четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.

В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками. В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут. Налоги бывают "прямыми" и "косвенными". Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в двух видах: акцизы и налог на добавленную стоимость. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые.

.2 Общая характеристика прямых налогов

Прямые налоги включают в себя налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Выделяют две категории прямых налогов:

) налоги на доходы;

) налоги на источники доходов.

Каждый прямой налог содержит обязательные элементы. В нем указывается, кто является плательщиком, то есть субъектом данного налога (например, работник, предприятие, наследник и так далее);

) объект налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

) источник (зарплата, прибыль, доход, дивиденд и тому подобное);

) единица измерения объекта налогообложения (например, денежная единица страны - в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр - в поземельном, человек - в подушном налоге);

) величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют "квотой") представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;

) налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования.

) срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и тому подобное) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины).

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

К прямым налогам относятся:

1) налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ);

) налог на прибыль организации;

) водный налог;

) налог на добычу полезных ископаемых (далее по тексту НДПИ);

) транспортный налог;

) налог на игорный бизнес;

) налог на имущество организации;

) земельный налог.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35-ти % в отношении следующих доходов:

1) стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации;

) процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20-ти %, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тыс. м3 воды, забранной из водного объекта.

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения НДПИ признаются:

1)   полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2)      полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

)        полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Минимальная ставка налогообложения 3,8 % - при добыче калийных солей; максимальная 17,5 % - при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется:

1)   в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2)      в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

)        в отношении водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налог на игорный бизнес - налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налогоплательщиками являются организации, имеющие игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.

Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ и взимаются ежемесячно:

1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 руб.;

) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 руб.;

) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб.

Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Плательщиками налога на имущество организации признаются:

1) коммерческие и некоммерческие российские организации;

) иностранные организации, если они осуществляют деятельность в России через постоянные представительства и (или) владеют на праве собственности недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В то же время не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием его как горноклиматического курорта.

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве объектов основных средств.

Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:

1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;

2) имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

2. Расчёт налоговой нагрузки предприятия

2.1 Расчёт налоговой нагрузки предприятия за первый квартал

Исходные данные для расчёта налогов в расчёте на год указаны в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Установленные налоговые ставки на текущий год

Наименование налога

Ставка

Налог на прибыль организаций, %

20,0

НДС, %

18,0

Налог на имущество организаций, %

2,2

Отчисления на социальные нужды, %

30,0

Транспортный налог

Мощность двигателя легкового автомобиля

До 100 л.с. включительно, руб./л.с.

0



Свыше 100 л.с. до 150 л.с., руб./л.с.

15



Свыше 150 л.с. до 200 л.с., руб./л.с.

50



Свыше 200 л.с. до 250 л.с., руб./л.с.

75


Мощность двигателя грузового автомобиля

До 100 л.с. включительно, руб./л.с.

25



Свыше 100 л.с. до 150 л.с., руб./л.с.

40



Свыше 150 л.с. до 200 л.с., руб./л.с.

50



Свыше 200 л.с. до 250 л.с., руб./л.с.

65



Свыше 250 л.с. руб./л.с.

85


Годовая производственная программа на текущий год определяется по формуле (2.1):

Пгод = 7 100 + 50 ×N

(2.1)


где Пгод - годовая производственная программа;

N - номер варианта (по заданию N=15).

Подставив данные в формулу (2.1) получим:

Пгод = 7 100 + 50 ×15 =7 850 шт.

Средняя отпускная цена одного изделия рассчитывается по формуле (2.2):

Цед = 3 900 + 40 ×15

(2.2)


где Цед - средняя отпускная цена одного изделия.

Тогда:

Цед = 3 900 + 40 ×15 =4 500 руб./шт.

Для производственных целей предприятие закупает технологическое оборудование, балансовая стоимость которого определяется по формуле (2.3):

БСоб = 1 660 000 + 160 000 ×15

(2.3)


где    БСоб - балансовая стоимость технологического оборудования, руб.

Подставив данные в формулу (2.3) получаем:

БСоб = 1 660 000 + 160 000 ×15=4 060 000 руб.

Нормативный срок службы оборудования (Тн) - 10 лет.

Предприятие, начиная с 01 января текущего года арендует производственное помещение и офис, за что, в соответствии с заключённым договором, обязано выплачивать ежеквартально (до конца первого месяца соответствующего квартала) арендные платежи. Размер арендных платежей в расчёте на год рассчитывается по формуле (2.4):

АПгод = 150 000 + 8 000 ×15 (2.4)

где АПгод - сумма арендных платежей за год.

Пгод = 150 000 + 8 000 ×15 =270 000 руб.

Затраты на закупаемые материальные ресурсы и комплектующие изделия для выполнения годовой производственной программы определяются по формуле (2.5):

Мгод = 1 500 000 + 250 000 ×15

(2.5)


Мгод = 1 500 000 + 250 000 ×15 =5 250 000 руб.

Оплата труда основных (производственных) рабочих (сдельно-премиальная) при выполнении годовой производственной программы рассчитывается по формуле (2.6):

ОТосн. год = 1 800 000 + 40 000 ×15

(2.6)


где    ОТосн. год - годовая оплата труда основных (производственных) рабочих, руб.

ОТосн. год = 1 800 000 + 40 000 ×15=2 400 000 руб.

Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих (повременно-премиальная) за год определяется по формуле (2.7):

ОТвспом. год = 1 700 000 + 8 200 ×15

(2.7)


где ОТвспом. год - годовая оплата труда вспомогательных рабочих, руб.

ОТвспом. год = 1 700 000 + 8 200 ×15=1 823 000 руб.

Величина прочих общехозяйственных расходов за год находится по формуле (2.8):

Рпр. год = 130 000 + 900 ×15

(2.8)


где Рпр. год - величина прочих общехозяйственных расходов.

Тогда:

Рпр. год = 130 000 + 900 ×15 =143 500 руб.

Дополнительные исходные данные для расчёта налогов за I квартал текущего года представлены ниже.

Производственное объединение "Луч" зарегистрировалось как ООО - 15 декабря предыдущего года.

Для производственных целей общество с ограниченной ответственностью 10 января текущего года закупило технологическое оборудование и 20 января текущего года ввело его в эксплуатацию.

В январе текущего года предприятие закупило материалы и комплектующие изделия в размере 20 % от их годовой потребности и 1 февраля текущего года передало их в производство.

В первом квартале текущего года предприятие произвело и реализовало продукцию в объёме, равном 10 % годовой производственной программы.

Оплата труда основных (производственных) рабочих в первом квартале составляет 10 % годовой суммы оплаты труда.

Прочие общехозяйственные расходы в первом квартале составляют 10 % годовой суммы.

На основании представленных исходных данных можно осуществить расчёт следующих налогов и отчислений, уплачиваемых предприятием в первом квартале текущего года:

) отчислений на социальные нужды;

) налога на имущество организации;

) налога на прибыль;

) налога на добавленную стоимость.

Первоначально определим планируемый доход предприятия по формуле (2.9):

Вгод = Пгод × Цед,

(2.9)


где    Вгод - доход (выручка от реализации продукции) за год, руб.

Подставим данные в формулу (2.9), получим:

Вгод =7 850 ×4 500 =35 325 000 руб.

Теперь найдём сумму доходов, получаемых предприятием за первый квартал текущего года, то есть определим выручку от реализации произведённой продукции, исходя из того, что в первом квартале текущего года предприятие произвело и реализовало продукцию в объёме, равном 10 % годовой производственной программы:


Далее произведём расчёт расходов предприятия, учитываемых в целях налогообложения прибыли. К ним относятся:

) амортизация оборудования;

) арендная плата;

) материальные затраты;

) оплата труда;

) отчисления на социальные нужды;

) прочие общехозяйственные расходы;

) налог на имущество.

Величина ежемесячных амортизационных отчислений по технологическому оборудованию рассчитывается по формуле (2.10):

(2.10)


где Амес - величина ежемесячных амортизационных отчислений, руб.;

БСоб - балансовая стоимость технологического оборудования, руб.;

Тн - нормативный срок службы оборудования, лет.


В соответствии с исходными данными известно, что технологическое оборудование закуплено 10 января текущего года и введено в эксплуатацию 20 января текущего года. Следовательно, на балансе предприятия оно будет отражаться с 1 февраля текущего года, и амортизация оборудования также будет начисляться с этой даты.

Тогда амортизационные отчисления за первый квартал составят:


При этом остаточная стоимость технологического оборудования будет равна:

) на 01.01 - 0 руб.;

) на 01.02 -4060000 руб.;

) на 01.03 - 4026167. (4060000 -33833);

) на 01.04 -3992334 руб. (4026167-33833).

Арендная плата производственного помещения и офиса за первый квартал рассчитывается, исходя из размера годовых арендных платежей в соответствии с заключённым договором аренды:


Определим величину материальных затрат, то есть стоимости материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) в первом квартале текущего года, опираясь на то, что в первом квартале текущего года предприятие произвело и реализовало продукцию в объёме, равном 10 % годовой производственной программы. Следовательно, материальные затраты в первом квартале текущего года составят 10 % от годовой потребности в материальных ресурсах и комплектующих изделиях:


Теперь осуществим расчёт расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за первый квартал. Из исходных данных нам известно, что сумма оплаты труда основных (производственных) рабочих в первом квартале составляет 10 % годовой суммы фонда оплаты труда. Тогда:

) сумма оплаты труда основных рабочих составит:


2) сумма оплаты труда вспомогательных рабочих и служащих составит:


Общий фонд оплаты труда работающих предприятия за первый квартал в результате составит:

ОТI = 303833 +240000 =543833 руб.

Рассчитаем сумму отчислений на социальные нужды, начисляемых по ставке 30 %:

Прочие общехозяйственные расходы за первый квартал составляют 10 % от годовой суммы. Тогда:


Для выполнения расчёта налога на имущество первоначально необходимо определить среднюю стоимость имущества предприятия за первый квартал:


Тогда налог на имущество за первый квартал составит:


Сведём все расходы предприятия, учитываемые в целях налогообложения прибыли, в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, за первый квартал

Смета расходов

Сумма

Амортизационные отчисления

67666

Арендная плата производственного помещения и офиса

67500

Стоимость материалов и комплектующих, списанных на себестоимость

 525000

Оплата труда работающих

543833

Отчисления на социальные нужды

163150

Прочие общехозяйственные расходы

14350

Налог на имущество

16608

Итого: расходы

1398107

налог ставка расход прибыль

На основании данных таблицы 2.2 можно определить величину налогооблагаемой прибыли, которая определяется как разница между доходами и расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль.

НОПI =3532500 -1398107 =2134395 руб.

Тогда сумма налога на прибыль составит:


Расчёт налога на добавленную стоимость за I квартал будем осуществлять по каждой операции, произведённой предприятиям:

) реализация продукции;

) приобретение технологического оборудования;

) выплата аренды;

) покупка материалов и комплектующих изделий.

НДС, полученный от реализации продукции, составит в первом квартале:


НДС, уплаченный при приобретении оборудования, составит:


НДС, уплаченный при выплате арендной платы, составит:


Для определения величины НДС, уплаченного при закупке материалов, первоначально рассчитаем стоимость закупленных материалов и комплектующих изделий в первом квартале, исходя из того, что в январе текущего года предприятие закупило материалы и комплектующие изделия в размере 20 % от их годовой потребности и 1 февраля текущего года передало их в производство. Следовательно:


Тогда величина НДС, уплаченного при закупке материалов, составит:


Теперь определим величину НДС, начисляемого в бюджет:

НДСI = 635850 - (730800 +12150 + 189000) = -296100 руб.

Результаты расчёта налогов и обязательных платежей за первый квартал текущего года сведём в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 Расчёт суммы налогов и платежей предприятия за первый квартал текущего года

Наименование налога

Начислено за первый квартал

Отчисления на социальные нужды

163150

Налог на имущество

16608

Налог на прибыль

426879

НДС (к уплате или возмещению из бюджета)

-296100

Итого: сумма налогов и платежей

606637


Из таблицы 2.3 видно, что к возмещению из бюджета подлежит сумма НДС в размере -296100 руб. Сумма налогов и платежей за первый квартал текущего года составила606637 руб.

.2 Расчёт налогов за полугодие текущего года

В апреле текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 20 % от их годовой потребности и полностью передало их в производство.

Во втором квартале предприятие произвело и реализовало готовую продукцию в объёме, равном 20 % годовой производственной программы.

В апреле текущего года для производственных целей был куплен автомобиль, мощность двигателя которого -145 л.с. (100 + 3 ×15) по цене650000 руб. (200 000 + 30 000 × N). Автомобиль был зарегистрирован в ГИБДД и поставлен на баланс 15апреля текущего года. Норма амортизации автомобиля - 10 %.

С 01апреля текущего года был принят на работу шофёр, которому установлен должностной оклад в размере12500 руб. (9 500 + 200 ×15) в месяц.

За апрель-июнь шофёр представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС по наличному расчёту на сумму22000 руб. (19 000 + 200 ×15)

Нормы использования материалов и комплектующих изделий, расходов на оплату труда работающих соответствуют запланированным:

1) расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) во втором квартале, - 20 % годовых;

) оплата труда основных (производственных) рабочих за произведённую продукцию (списанную на себестоимость) во втором квартале - 20 % соответствующих годовых затрат;

) оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, а также прочие общехозяйственные расходы во втором квартале - 25 % соответствующих годовых затрат.

Определим величину дохода (выручки от реализации продукции) за:

1) второй квартал:


) полугодие:

Д 6 мес =3532500 +7065000 =10597500 руб.

Сумма амортизационных отчислений по оборудованию за полугодие составит:

Аоб 6 мес =33833 × 5 = 169165 руб.

Теперь осуществим расчёт остаточной стоимости оборудования:

) на 01.05 - 3958501 руб. (3992334 -33833);

) на 01.06 -3924668 руб. (3958501 -33833);

) на 01.07 -3890835 руб. (3924668 -33833).

Из исходных данных известно, что в апреле текущего года для производственных целей был куплен автомобиль, мощность двигателя которого составляет 145 л.с., а балансовая стоимость -650000 руб. Норма амортизации автомобиля - 10 %. Следовательно, ежемесячная амортизация автомобиля составит:


А за полугодие с учётом того, что автомобиль поставлен на баланс 15 апреля текущего года амортизация составит:

А авто 6 мес = 5417 × 2 = 10834 руб.

Тогда остаточная стоимость автомобиля будет равна:

) на 01.04 - 0 руб.;

) на 01.05 -650000 руб.;

) на 01.06 -644583 руб. (650000 -5417);

) на 01.07 -639166 руб. (644583 -5417).

1) за второй квартал:


2) за полугодие:

АП6 мес =67500 +67500 =135000 руб.

Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) за полугодие составит:


Произведём расчёт расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за полугодие. Первоначально определим сумму оплаты труда основных (производственных) рабочих за произведённую продукцию, то есть списанную на себестоимость:


Сумма оплата труда вспомогательных рабочих и служащих составит:


В апреле текущего года на работу принят шофёр, оплата труда которого будет равна:

ОТш 6 мес = 12500 × 3 =37500 руб.

Тогда общий фонд оплаты труда работников предприятия (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шофёра) составит:

ОТ6 мес =720000 +759583 +37500 = 1517083 руб.

При этом отчисления на социальные нужды с заработной платы работников (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шофёра) составляет:


Прочие общехозяйственные расходы за полугодие определяются как сумма первого квартала и второго квартала, с учётом того, что во втором квартале прочие производственные расходы составляют 25 % от годовой суммы:


Расходы на покупку бензина за полугодие составляют:

Рб 6 мес = 1900 + 200 ×15 = 12000 руб.

Теперь рассчитаем авансовые платежи транспортного налога за полугодие:



Осуществим расчёт налога на имущество за полугодие. Для этого определим среднюю стоимость имущества.


Тогда сумма налога на имущество будет равна:


Сведём все расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, за первое полугодие

Смета расходов

Сумма

Амортизация оборудования

169165

Амортизация автомобиля

10834

Арендная плата производственного помещения и офиса

135000

Стоимость материалов и комплектующих, списанных на себестоимость

1575000

Оплата труда работающих

1517083

Отчисления на социальные нужды

455125

Прочие общехозяйственные расходы

50225

Расходы на бензин

22000

Транспортный налог

544

Налог на имущество

37483

Итого: расходы

3972459


Теперь осуществим расчёт налога на прибыль за полугодие. Определим сумму налогооблагаемой прибыли:

НОП6 мес = 10597500 - 3972459= 6625041 руб.

Тогда сумма налога на прибыль составит:


Выполним расчёт НДС за второй квартал по операциям:

) реализация продукции;

) выплата аренды;

) покупка материалов и комплектующих изделий;

) приобретение автомобиля.

НДС, полученный от реализации продукции, составит во втором квартале:


НДС, уплаченный при выплате арендной платы, составит:


Для определения величины НДС, уплаченного при закупке материалов, первоначально рассчитаем стоимость закупленных материалов и комплектующих изделий во втором квартале исходя из того, что в апреле текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 20 % от их годовой потребности и полностью передало их в производство:


Тогда величина НДС, уплаченная при закупке материалов, составит:


НДС, уплаченный при приобретении автомобиля, составит:


Теперь определим величину НДС, начисляемого в бюджет:

НДСII = 1271700 - (12150 + 189000 + 117000) = 953550 руб.

Результаты расчёта налогов и платежей предприятия за первое полугодие текущего года сведём в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 Расчёт суммы налогов и платежей предприятия за первое полугодие текущего года

Наименование налога

Первый квартал

Второй квартал

Первое полугодие

Отчисления на социальные нужды

163150

291975

455125

Транспортный налог

-

544

544

Налог на имущество

16608

20875

37483

Налог на прибыль

426879

898129

1325008

НДС (к уплате или возмещению из бюджета)

-296100

953550

657450

Итого: сумма налогов и отчислений

606637

2165073

2475610


Из таблицы 2.5 видно, что за второй квартал текущего года сумма налогов составила 2165073руб., за первое полугодие текущего года 657450 руб.

2.3 Расчёт налогов за девять месяцев текущего года

В июле текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 30 % от их годовой потребности и полностью передала их в производство.

В третьем квартале была реализовала готовой продукции в объёме, равном 25 % годовой производственной программы.

За июль-сентябрь шофёр представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС по наличному расчёту на сумму 17450руб. (17 000 + 300 × 15)

Нормы использования материалов и комплектующих изделий, расхода заработной платы основных (производственных) рабочих соответствуют запланированным:

) расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) в третьем квартале, - 25 % годовых.

2) оплата труда основных рабочих за произведённую продукцию (списанную на себестоимость), оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, шофёра, прочие общехозяйственные расходы в третьем квартале - 25 % соответствующих годовых затрат.

Определим величину дохода (выручки от реализации продукции) за:

1) третий квартал:


) девять месяцев:

Д 9 мес = 10597500 + 8831250= 19428750 руб.

Амортизационные отчисления по оборудованию за девять месяцев составят:

Аоб 9 мес = 33833 × 8 = 270664 руб.

Тогда остаточная стоимость оборудования составит:

) на 01.08 - 3857002 руб. (3890835 - 33833);

) на 01.09 -3823169 руб. (3857002- 33833);

) на 01.10 -3789336 руб. (3823169 - 33833).

Амортизационные отчисления по автомобилю за девять месяцев составят:

Аавто 9 мес = 5417 × 5 = 27085 руб.

Остаточная стоимость автомобиля составит:

1) на 01.08 - 633749 руб. (639166 - 5417);

) на 01.09 - 628332 руб. (633749 - 5417);

) на 01.10 - 622915 руб. (628332 - 5417).

Арендная плата:

) за третий квартал:


) за девять месяцев:

АП9 мес = 135000 + 67500 = 202500руб.

Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) за девять месяцев составит:


Произведём расчёт расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за девять месяцев текущего года. Определим сумму оплаты труда основных (производственных) рабочих за произведённую продукцию:


Сумма оплаты труда вспомогательных рабочих и служащих составит:


Оплата труда шофёра будет равна:

ОТш 9 мес = 12500 × 6 = 75000 руб.

Тогда общий фонд оплаты труда работников предприятия (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шофёра) составит:

ОТ9 мес = 1320000 + 1215333 + 75000 = 2610333руб.

При этом отчисления на социальные нужды с заработной платы работников (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шофёра) составляют:


Прочие общехозяйственные расходы за прошедший период определяются как сумма первого полугодия и третьего квартала, с учётом того, что в третьем квартале прочие производственные расходы составили 25 % от годовой суммы:


Расходы на покупку бензина за девять месяцев текущего года составляют:

Рб 9 мес = 17000 + 300 × 15= 21500 руб.

Теперь рассчитаем авансовые платежи транспортного налога за девять месяцев:


Выполним расчёт налога на имущество за девять месяцев текущего года. Для этого определим среднюю стоимость имущества.


Тогда налог на имущество за девять месяцев составит:


Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, за девять месяцев текущего года сведём в таблицу 2.6.

Таблица 2.6 Расходы предприятия, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, за девять месяцев текущего года

Смета расходов

Сумма

Амортизация оборудования

270664

Амортизация автомобиля

27085

Арендная плата производственного помещения и офиса

67500

Стоимость материалов и комплектующих, списанных на себестоимость

2887500

Оплата труда работающих

2610333

Отчисления на социальные нужды

783100

Прочие общехозяйственные расходы

86100

Расходы на бензин

21500

Транспортный налог

1088

Налог на имущество

58281

Итого: расходы

6948151


Теперь осуществим расчёт налога на прибыль за девять месяцев. Определим сумму налогооблагаемой прибыли:

НОП9 мес = 19428750 - 6948151 = 12480599 руб.

Тогда сумма налога на прибыль составит:


Выполним расчёт НДС за третий квартал по операциям:

1)   реализация продукции;

2)      выплата аренды;

)        покупка материалов и комплектующих изделий.

НДС, полученный от реализации продукции, составит в третьем квартале:


НДС, уплаченный при выплате арендной платы составит:


Для определения величины НДС, уплаченного при закупке материалов, первоначально рассчитаем стоимость закупленных материалов и комплектующих изделий в третьем квартале, исходя из того, что в июле текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 30 % от их годовой потребности и полностью передала их в производство:


Тогда величина НДС, уплаченного при закупке материалов, составит:


Теперь определим величину НДС, начисляемого в бюджет:

НДСIII = 1589625 - (12150 + 283500) = 1293975 руб.

Результаты расчёта налогов и обязательных платежей за девять месяцев текущего года сведём в таблицу 2.7.

Таблица 2.7 Расчёт суммы налогов и платежей предприятия за девять месяцев текущего года

Наименование налога

Первое полугодие

Третий квартал

Девять месяцев

Отчисления на социальные нужды

455125

327975

783100

Транспортный налог

544

544

1088

Налог на имущество

37483

382965

58281

Налог на прибыль

1325008

953550

2496120

НДС (к уплате или возмещению из бюджета)

657450

1293975

1951425

Итого: сумма налогов и отчислений

2475610

2959009

5290014


Из таблицы 2.7 видно, что за третий квартал текущего года сумма налогов составила 2959009 руб., за девять месяцев текущего года - 5290014 руб.

2.4 Расчёт налогов за текущий год

В октябре текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 30 % от их годовой потребности и полностью передала их в производство.

В четвертом квартале была реализовала готовой продукции в объёме, равном 30 % годовой производственной программы.

Нормы использования материалов и комплектующих изделий, расхода заработной платы основных (производственных) рабочих соответствуют запланированным.

Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) в четвёртом квартале, - 35 % годовых.

Оплата труда основных рабочих за произведённую продукцию (списанную на себестоимость), оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, шофёра, прочие общехозяйственные расходы в четвёртом квартале - 30 % соответствующих годовых затрат.

Оплата труда вспомогательных рабочих и служащих, а также шофёра легкового автомобиля в четвертом квартале текущего года осуществляется за полностью отработанный квартал.

За октябрь-декабрь шофёр легкового автомобиля представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС по наличному расчёту на сумму 26000 руб. (20 000 + 400 × 15).

В октябре текущего года для производственных целей был приобретён грузовой автомобиль с мощностью двигателя 175 л.с. (100 + 5 × 15). Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД и поставлен на баланс 20 октября. Грузовой автомобиль приобретён по цене 1250000руб. (500 000 + 50 000 × 15). Норма амортизации грузового автомобиля 12,5 %.

С 1 ноября на работу принят шофёр грузового автомобиля, которому установлен должностной оклад в размере 12250 руб. (10 000 + 150 × 15).

За четвертый квартал шофёр грузового автомобиля представил в бухгалтерию чеки на приобретение бензина на АЗС за наличный расчёт на сумму 21500 руб. (40 000 + 100 × 15). Прочие общехозяйственные расходы в IV квартале составили 30 % от годовых. Определим величину дохода (выручки от реализации продукции) за:

1) четвёртый квартал:


2) текущий год:

Д год = 19428750 + 10597500= 30026250 руб.

Амортизационные отчисления по оборудованию за текущий год составят:

Аоб. год = 33833 × 11 = 372163руб.

Тогда остаточная стоимость оборудования составит:

) на 01.11 -3755503руб. (3789336 - 33833);

) на 01.12 - 3721670 руб. (375503 - 33833);

) на 01.01 - 3 024 000 руб. (3721670 - 33833).

Амортизационные отчисления по легковому автомобилю за год составят:

Аавто год = 5417 × 8 = 43336 руб.

Остаточная стоимость легкового автомобиля составит:

1) на 01.11 - 617498 руб. (622915 - 5417);

) на 01.12 - 612081 руб. (617498 - 5417);

) на 01.01 -606664руб. (612081-5417). Из исходных данных четвёртого квартала известно, что в октябре текущего года для производственных целей был куплен грузовой автомобиль балансовой стоимостью 1250000 руб. (500 000 + 50 000 × 15) и нормой амортизации 12,5 %. Тогда ежемесячная амортизация грузового автомобиля составит:


В связи с тем, что автомобиль поставлен на баланс предприятия 20 октября годовая сумма амортизации будет равна:

Агруз. авто год = 130218 × 2 = 26042 руб.

Остаточная стоимость грузового автомобиля составит:

1) на 01.11 -1250000руб.;

) на 01.12 - 1236979 руб. (1250000 - 130218);

) на 01.01 - 1223958 руб. (1236979- 130218).

Арендная плата:

) за IV квартал:


2) за год:

АПгод = 202500+ 67500 = 270000 руб.

Расход материалов и комплектующих изделий, используемых для производства продукции (списанных на себестоимость) за год составит:


Произведём расчёт расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за текущий год. Определим сумму оплаты труда основных (производственных) рабочих за произведённую продукцию:


Сумма оплаты труда вспомогательных рабочих и служащих составит:


Оплата труда шофёра легкового автомобиля будет равна:

ОТш легк авто год = 12500 × 9 = 112500 руб.

Оплата труда шофёра грузового автомобиля будет равна:

ОТ ш груз авто = 12250× 2 = 24500

Тогда общий фонд оплаты труда работников предприятия (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шоферов) составит:

ОТгод = 2040000 + 1762233+ 11250024500= 3939233руб.

При этом отчисления на социальные нужды с заработной платы работников (основных, вспомогательных рабочих, служащих и шоферов) составляют:


Прочие общехозяйственные расходы за прошедший период определяются как сумма за девять месяцев текущего года и четвертого квартала, с учётом того, что в четвертом квартале прочие производственные расходы составили 30 % от годовой суммы:


Расходы на покупку бензина для легкового автомобиля за текущий год составят:

Рб легк авто год = 21500 + (20 000 + 200 ×15) = 47500руб.

Расходы на покупку бензина для грузового автомобиля за текущий год составляют:

Рб груз авто год 40000+ 100 ×15=41500руб.

Тогда расходы на покупку бензина по транспортным средствам за год составят:

Р б год = 47500 + 41500= 89000руб.

Теперь рассчитаем размер платежей по транспортному налогу за текущий год по легковому автомобилю:


Размер авансовых платежей транспортного налога по грузовому автомобилю за текущий год составят:


Произведём расчёт суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет:

ТН год = 1631 + 2188= 3821 руб.

Выполним расчёт налога на имущество за текущий год. Для этого определим среднюю стоимость имущества за год.


Тогда налог на имущество за девять месяцев составит:


Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, за год сведём в таблицу 2.8.

Таблица 2.8 Расходы предприятия, уменьшающие налогооблагаемую прибыль

Смета расходов

Сумма

Амортизация оборудования

372163

Амортизация автомобиля

69378

Арендная плата производственного помещения и офиса

270000

Стоимость материалов и комплектующих, списанных на себестоимость

4725000

Оплата труда работающих

3939233

Отчисления на социальные нужды

1181769

Прочие общехозяйственные расходы

129150

Расходы на бензин

89000

Транспортный налог

3821

Налог на имущество

78670

Итого: расходы

10858184


Теперь осуществим расчёт налога на прибыль за год. Определим сумму налогооблагаемой прибыли:

НОПгод = 30026250 - 10858184 = 19168066руб.

Тогда сумма налога на прибыль составит:


Выполним расчёт НДС за четвертый квартал по операциям:

1) реализация продукции;

) выплата аренды;

) покупка материалов и комплектующих изделий;

) покупка грузового автомобиля.

НДС, полученный от реализации продукции, составит в четвертом квартале:


НДС, уплаченный при выплате арендной платы составит:


Для определения величины НДС, уплаченного при закупке материалов, первоначально рассчитаем стоимость закупленных материалов и комплектующих изделий в четвертом квартале, исходя из того, что в октябре текущего года предприятие закупило дополнительные материалы и комплектующие изделия в размере 30 % от их годовой потребности и полностью передала их в производство:


Тогда величина НДС, уплаченного при закупке материалов, составит:


Тогда величина НДС, уплаченного при покупке грузового автомобиля, составит:


Теперь определим величину НДС, начисляемого в бюджет:


Результаты расчёта налогов и обязательных платежей за текущего года сведём в таблицу 2.9.

Таблица 2.9 Расчёт суммы налогов и платежей предприятия за текущий год

Наименование налога

Девять месяцев

Четвертый квартал

Год

Отчисления на социальные нужды

783100

398669

1181769

Транспортный налог

1088

2733

3821

Налог на имущество

58281

20389

78670

Налог на прибыль

2496120

1386900

3833613

НДС (к уплате или возмещению из бюджета)

1951425

1386900

3338325

Итого: сумма налогов и отчислений

5290014

3146184

8436198


Структура налоговой нагрузки предприятия по данным за текущий год наглядно представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 Структура налоговой нагрузки предприятия за текущий год

Данные диаграммы, представленной на рисунке 2.1 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в налоговом бремени предприятия составляет налог на прибыль -45 %, вторым по значимости является НДС -40, затем социальные нужды-15% налог на имущество-1% и транспортный налог.

3. Развитие прямого налогооблажения в зарубежных странах

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

К концу ХХ века практически во всех развитых странах с рыночной экономикой осуществлен переход к системе налогообложения на основе годовой суммы чистого дохода налогоплательщика. Главным условием такого перехода стало введение лимита сумм взимаемых с него налогов, не превышающего пределов этого дохода. В прошлом необходимости этого ограничения не придавалось должного значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем получаемых доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому обстоятельству придается весьма важное значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до 3/ 5 всей суммы национального дохода. Для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов.

Ведущую роль в системе подоходных налогов играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. "у источника". Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30 %, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12 % и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога на индивидуальные доходы, исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают удержанные прежде суммы авансовых налогов. Эта чистая задолженность взимается с налогоплательщика.

Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже ставили ограничения, чтобы вся сумма налогов для любого налогоплательщика не могла превышать 75 - 80 % общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70 - 75 % "эффективная" налоговая ставка не превысит 45 - 50 %, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30 %.

При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75 %, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть "эффективная" налоговая ставка.

Большое достоинство американской налоговой системы - ее дифференцированный характер, который позволяет перераспределять доходы от слоев населения с наивысшими доходами к слоям населения с доходами ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум в США составляет 400 долларов в месяц и эта величина налогом не облагается. В то же время с дохода свыше 10 млн. долларов взимается налог в размере 38 %. Налоговая система в США имеет социальную направленность, так как сумма налогов с населения заметно ниже суммы, которую население получает из государственного бюджета на удовлетворение своих нужд в виде пенсий, пособий, стипендий, оплаты медицинских услуг, услуг образования и культуры. К этому следует добавить абсолютную прозрачность доходов налогоплательщиков и их использования, что стимулирует их к добросовестным платежам.

Система налогообложения физических лиц в Германии также характеризуется социальной направленностью. В частности, необлагаемый минимум составляет 7 тыс. марок в год или примерно 4-4,2 тыс. долларов.

Высока степень дифференциации подоходного налога во Франции (от необлагаемого минимума до 56,8 %). Сумма налога дифференцирована по семи категориям плательщиков и очень жестко распределяется между местными и центральными властями. Во Франции также действует очень большая система различных льгот и скидок в отношении налогоплательщиков.

Принципы построения налоговой системы Японии в целом являются аналогичными другим индустриальным странам. В Японии очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты. В Японии действует 25 государственных и 30 местных налогов. Как уже отмечалось выше, они дают примерно 80-85 % всех бюджетных доходов.

Специальная система налогообложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax). Его ставка составляет обычно 45-60 % и базой обложения служит налогооблагаемая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпоративного налога часть прибыли облагается налогом на дивиденды, если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.

Налог на прибыль некорпоративного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30 % всей сферы коммерческой деятельности) рассчитывается по тем же правилам, что и налог на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса).

В большинстве стран Западной Европы наряду с уже рассмотренной системой налогов, действует система налогов на добавленную стоимость (value added tax). В обеих этих системах последующий налог связан с предыдущими путем налогового кредита, т.е. предыдущие налоги вычитаются непосредственно из суммы последующего налога, а не из облагаемого дохода (что было бы менее выгодно для налогоплательщика). Основные различия содержатся в структуре базы обложения: у налога на добавленную стоимость она шире, поскольку допускает вычет только материальных расходов (на сырье, материалы, комплектующие части и т.д.), но не издержек на выплату заработной платы; отсутствуют стандартные вычеты, резервы, включаемые в состав издержек или образуемые за счет прибыли, и т.д., разрешенные по корпоративному налогу и налогу на индивидуальные доходы. В то же время капитальные затраты (на приобретение машин, оборудования и т.д.) для целей расчета налога на добавленную стоимость списываются не в порядке амортизации (т.е. с рассрочкой по годам), а сразу же по мере их осуществления (что является весьма мощным стимулом для обновления их производственных мощностей). Таким образом, база налогов на добавленную стоимость охватывает фонд заработной платы и чистую денежную выручку от деятельности предприятия, что резко упрощает налоговый контроль и ограничивает возможности для злоупотреблений налоговыми льготами.

Интерес представляет система контроля налоговых поступлений на принципах их моделирования, получившая наибольшее распространение в Соединенных Штатах Америки. Налоговые органы этой страны имеют широкие права в области налогового контроля. Вместе с тем, действует билль о правах налогоплательщика, который может обжаловать действия налоговых органов в суде в течение 21 дня.

Налоговые службы США контролируют поступление доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении с предшествующими периодами. Это позволяет проанализировать поступление доходов в динамике. Подобная схема дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождения.

В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная компанией Barents Group USA. Эта модель позволяет получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов. Кроме того, она предусматривает возможность сопоставлять фактические месячные поступления с прогнозными поступлениями и с поступлениями за соответствующий период прошлого года. Вместе с тем, на основе модели проводятся корректировки месячных и годовых сумм налогов с учетом уже поступивших фактических налогов.

Важнейшую роль в системе контроля поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными в годовом бюджете. При значительных расхождениях между прогнозами и реальными поступлениями налогов выявляют причины этих расхождений и проводят соответствующую корректировку, как прогнозных значений, так и годовой суммы налога. После составления корректировок строится ежемесячный мониторинг с целью отслеживания процесса поступления налогов. Очевидно, что модель контроля налоговых поступлений обладает огромным объемом информации и поэтому ее основное назначение - составление отчетов о налоговых поступлениях для заинтересованных государственных ведомств.

Системы налогообложения практически во всех странах основаны на шкалах, носящих прогрессивный характер, т.е. ставка налога увеличивается с ростом дохода. Это позволяет перераспределить средства между бедными и богатыми, снизить степень социальной напряженности и обеспечить гарантированное поступление средств из наиболее вероятных источников.

Система налогообложения в зарубежных странах носит ярко выраженный социальный характер, формирующийся на системе льгот для слоев населения с низкими доходами.

Заключение

В странах с развитой рыночной экономикой главное место в доходах бюджетов всех уровней занимают прямые налоги, хотя приоритетной их функцией является регулирование экономических процессов и стимулирование экономического роста. Особенность исследуемой группы налогов заключающаяся в прямом изъятии части номинальных доходов субъектов налогообложения, вызывает к ней неадекватную реакцию со стороны плательщиков. Подобная особенность прямых налогов обусловила интерес к исследованию данной темы, тем более что в российском обществе особенности сбора косвенных налогов делают их более предпочтительными в современных условиях в силу простоты исчисления и взимания.

Как показало исследование, практически все страны отводят налогам регулирующую роль в социально-экономических процессах, увеличении объемов инвестиций, росте ВВП. Налоговые механизмы, применяемые в разных странах, несмотря на некоторую схожесть, имеют особенности, обусловленные различием в уровне развития экономики и социальных отношений в этих странах. Поэтому слепое копирование всех без исключения налоговых механизмов и, более того, одновременное их введение могут еще больше дестабилизировать экономическую ситуацию в нашей стране. Здесь необходим грамотный подход, основанный на двусторонней оценке эффективности того или иного налогового механизма при введении его в состав налогового законодательства России: во-первых, влияния на экономико-социальные факторы, во-вторых, бюджетных последствий на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Список использованных источников

1. Закон Оренбургской области от 27.11.2003 г. № 613-70 "О налоге на имущество организаций".

. Закон Оренбургской области от 16.11.2002 г. № 322-66 "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями).

. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 01.03.2014 г. - М.: Эксмо, 2014. - 800 с.

. Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 29.06.2005 г. № 570 "О земельном налоге".

. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Данков и Ко", 2009. - 318 с.

. Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

. Вещунова Н.Л. Налоги РФ. - СПб.: Питер, 2012. - 416 с.

. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.

. Налоги и налогообложение. Курс лекций: учебное пособие / О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. - М.: Издательство "Экзамен", 2010. - 317 с.

. Налоги налогообложение: практикум: учебное пособие / С.Ф. Беликов. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. - 510 с.

. Налоги и налогообложение: Учебник / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 448 с.

. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 448 с.

. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.И. Мамрукова. - Москва: Омега - Л, 2011. - 302 с.

. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. / Под. ред. А. В. Брызгалина. - М.: Юрайт - Издат, 2008. - 320 с.

. Налоги: Учебник / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 444 с.

. Налоги: учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 400 с.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 464 с.

. Перов А.В. ,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Юрайт - Издат, 2008. - 810 с.

. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008. - 320 с.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 576 с.

. Кислов А.П. Налог на имущество организаций // Налоговая система РФ. - 2012. - № 22. - С. 32 - 35.

. Крыканова Л.Н. Имущественные налоги // Налоговая политика. - 2012. - № 3. - С. 24 - 29.

. Имущественные налоги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nanalog.ru/index.php?newsid=494.

. Налог на имущество организаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/imuchorg/.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!