Налоговая система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    67,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система Российской Федерации

Реферат

 

В данной курсовой работе по предмету "Экономическая теория" рассмотрены налоговая система РФ: налоговая система и её элементы, сущность и функции налоговой системы, принципы и концепция налогообложения, основные виды налогов, роль налогов в макроэкономике, понятия фискальной политике её виды и значения, воздействие налогов на экономику, виды налогов Российской Федерации.

НАЛОГ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, СТАВКА НАЛОГА, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, МУЛЬТИПЛИКАТОР НАЛОГОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, МЕСТНЫЕ НАЛОГИ.

Цель работы - проанализировать налоговую систему РФ, рассмотреть виды и функции налогов, раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике.

Эта тема очень актуальна, так как в настоящее времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.

Курсовая работа содержит пояснительную записку из 35 страниц печатного текста, 17 источников литературы, 2 рисунка и 9 таблиц.

Содержание

 

Введение

1. Налоговая система и ее элементы

1.1 Сущность налоговой системы

1.2 Принципы и механизм налогообложения

1.3 Функции налогов

1.4 Виды налогов

2. Роль налогов в макроэкономике

2.1 Налоги - основной инструмент фискальной политики государства

2.2 Воздействие налогов на экономику государства

3. Налоговая система Российской Федерации

3.1 Структура налогообложения РФ

3.2 Федеральные налоги и сборы

3.3 Задолженности по налогам и сборам

Заключение

Библиографический список

Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Налоги существовали еще в глубокой древности, задолго до появления цивилизованного строя, только назывались по-разному и методы взимания их были не одинаковыми у разных народов. В общинах и племенах существовали поборы, изъятие части дохода у каждого участника общества для поддержания его боеспособности, приобретения материальных общественных благ и других целей, в том числе и для обогащения лидера. Налоги в древнем мире не являлись продуманной системой, их механизм формировался хаотично. С появлением государственного строя возникли первые узаконенные формы налогообложения. Необходимость содержать армию, флот, чиновников порождает создание первых налоговых систем и органов контроля над правильным исполнением государственных приказов. Долгое время существовала натуральная форма налогов: продукты, зерно, ткани, драгоценности, участие в военных походах - все это разновидности налоговых обязательств.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

налоговая система налогообложение российский

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоги являются гибким инструментом воздействия на находящуюся в

постоянном движении экономику. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

В данной курсовой работе рассмотрена налоговая система РФ, её функции и принципы. Выделяются три основных раздела: в первом раскрывается сущность налоговой системы, виды налогов, во втором рассматриваются налоги - как основной метод фискальной политики и их роль в макроэкономике, в третьем рассмотрены основные налоги Российской Федерации и приведены статистические данные федеральных налогов. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

1. Налоговая система и ее элементы


1.1 Сущность налоговой системы


Существуют разнообразные формы и методы аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств принято делить на налоговые и неналоговые доходы. К последним относятся сборы и взносы. Наиболее развитую форму принудительного изъятия средств (без противопоставления встречной услуги) представляют налоги. Это - важнейший источник средств государства.

Налоги - обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства, с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах. Налоги выражают обязанность юридических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также "гасить" возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются конкретные элементы налогов. Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Для определения любого налога необходимо определить:

налогоплательщика;

объект и источник налога;

единицу налогообложения;

налоговую ставку;

срок уплаты налога;

бюджет или внебюджетный фонд, в который перечисляется налог.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги; учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.

Банки и кредитные учреждения открывают предприятиям счета только при предъявлении документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах, и в 5-дневный срок сообщают им об открытии счета.

Законом определены объекты налогообложения:

-       доходы (прибыль);

-       стоимость определенных товаров;

-       отдельные виды деятельности;

-       операции с ценными бумагами;

-       пользование природными ресурсами;

-       имущество юридических и физических лиц;

-       передача имущества;

-       добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

-       другие объекты.

Oбъект налогообложения тесно связан с источником налога. Объект - то, что облагается налогом, источник - то, за счет чего погашается налог [16].

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.). Налоговые ставки (кроме ставок акцизов и таможенных пошлин) устанавливаются федеральным законодательным органом и другими органами государственной власти.

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода).

При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это налоги, которые сильнее всего "давят" на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью). Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространенны следующие виды налоговых льгот:

-       необлагаемый минимум объекта налога;

-       изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

-       освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

-       понижение налоговых ставок;

-       вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

-       налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину).

Таким образом, налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит - сумму налога (так называемое налоговое обязательство).

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности - устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору [1].

1.2 Принципы и механизм налогообложения


Сколько веков существует государство, столько же веков существуют и налоги, и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше доходов.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит <#"814815.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в январе-феврале 2011 года

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2011г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 26,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 25,9%, налога на доходы физических лиц - 21,7%, налога на прибыль организаций - 11,1% (рисунок 1).

Налог на добавленную стоимость.

Налогом на добавленную стоимость облагаются продажи товаров и оказание услуг (выполнение работ) на территории РФ, а также импорт товаров и услуг в РФ. Экспорт товаров и услуг от НДС освобождается. Плательщиками НДС считаются любые предприятия и организации, осуществляющие продажи товаров, оказание услуг или выполнение работ в рамках своей предпринимательской деятельности. Предприятиями для целей обложения НДС признаются любые лица, как юридические, так и физические, которые выполняют вышеуказанную деятельность от своего имени и в свою пользу. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %. Основные пищевые товары и товары для детей облагаются по пониженной ставке, равной 10%. Освобождены от НДС следующие виды деятельности: оказание банковских услуг, страхование, медицинские услуги, образование, услуги в сфере культуры, пассажирские перевозки, продажа почтовых марок и конвертов и др. Подлежащий внесению в казну НДС рассчитывается как разность между НДС, полученным от покупателей товаров (услуг, работ) по выставленным на них счетам-фактурам (в которых НДС должен указываться отдельной суммой), и НДС, уплаченным поставщикам за приобретенные ресурсы, используемые в производстве (товары, материалы, услуги или работы).

Доходы граждан (физических лиц) облагаются налогами в соответствии с законом "О подоходном налоге с физических лиц". Физические лица - резиденты РФ (имеющие постоянное место жительства в РФ) подлежат обложению налогом по всем своим доходам, полученным как в России, так и за ее пределами. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам из источников, находящихся в РФ. Резидентство физического лица рассчитывается для каждого отчетного налогового периода, который совпадает с календарным годом. Лицо, проведшее на территории РФ 183 или более дней в данном календарном году, считается резидентом РФ для целей налогообложения в этом году. Все прочие лица считаются нерезидентами РФ. В налогооблагаемую базу включаются как доходы, полученные в денежной форме, так и любые выгоды и компенсации, получаемые в натуральном виде. Последние подлежат зачету в состав доходов лица по текущим рыночным ценам. Доходы, получаемые от работы по найму, подлежат включению в налогооблагаемую базу в полном размере: доходы получаемые от предпринимательской деятельности, рассчитываются по методу чистой прибыли - в основном по нормам и в порядке, предусмотренном при исчислении налога на прибыль. Работа по авторским договорам, выполняемая в течение нескольких лет, распределяется в целях налогообложения на число лет, указанных в авторском договоре. При отсутствии указаний на число лет в договоре автор может распределить сумму полученного вознаграждения на период не более трех лет. Целый ряд различного рода пособий, компенсаций и выплат не учитывается в составе облагаемого дохода граждан и не подлежит обложению подоходным налогом. Среди них: пенсии и различные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, выплаты командировочных, проценты по вкладам в банках (в пределах процентной ставки ЦБ РФ) и т.д.

Не облагаются подоходным налогом зарплата и оклады военнослужащих, войск МВД и налоговой полиции. В пределах установленных лимитов также освобождаются от налогообложения стоимости призов, полученных на конкурсах, подарков, выдаваемых предприятиями, и суммы материальной помощи, оказываемой за счет предприятий.

Таблица 2 - Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-февраль 2011г.

Справочно январь-февраль 2010г.

 

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

240,4

100

218,2

100

из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

4,5

1,9

3,4

1,6

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

233,5

97,1

212,7

97,5

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

1,6

0,7

1,4

0,6

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

0,6

0,3

0,6

0,3


В январе-феврале 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 240,4 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 10,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 142,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем месяце (таблица 2).

Таблица 3 - Поступление налога на прибыль организаций

 

Январь-февраль 2011г.

Справочно январь-февраль 2010г.


консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе


млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолид- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде-ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

123,4

100

15,7

107,7

73,6

100

10,6

63,0

из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам

117,9

95,5

10,2

107,8

68,0

92,4

5,2

62,7

с доходов, полученных в виде дивидендов

2,3

1,8

2,3

-

2,8

3,8

2,8

-

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

3,3

2,7

3,3

-

2,5

3,4

2,5

-

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011г. составило 123,4 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,7 раза. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,1 процентного пункта и составила 95,5%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, снизилась на 2,0 процентного пункта и составила 1,8%. В феврале 2011г. поступление налога на прибыль организаций составило 56,1 млрд. рублей и снизилось по сравнению с предыдущим месяцем на 16,8% (таблица 3).

В январе-феврале 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 240,4 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 10,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 142,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем месяце (таблица 4).

Таблица 4 - Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь-февраль 2011г.

Справочно январь-февраль 2010г.

 

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

240,4

100

218,2

100

из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

4,5

1,9

3,4

1,6

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

233,5

97,1

212,7

97,5

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

1,6

0,7

1,4

0,6

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

0,6

0,3

0,6

0,3


В январе-феврале 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 79,0 млрд. рублей, что на 14,8% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,7%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В феврале 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 31,2 млрд. рублей, что на 34,6% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (таблица 5). В январе-феврале 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 287,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,1%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 89,6% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,3 процентного пункта. В феврале 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 142,3 млрд. рублей, что на 1,9% меньше по сравнению с предыдущим месяцем (таблица 6).

Таблица 5 - Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

 

Январь-февраль 2011г.

Справочно январь-февраль 2010г.


консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе


млрд. рублей

в % к итогу

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

феде- ральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

79,0

100

31,1

47,9

68,8

100

19,2

49,7

из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

0,8

1,0

0,4

0,4

1,0

1,4

0,5

0,5

табачную продукцию

20,3

25,7

20,3

-

18,2

26,4

18,2

-

автомобильный бензин

21,5

27,2

6,4

15,0

21,5

31,2

-

21,5

легковые автомобили и мотоциклы

0,9

1,1

0,9

-

0,5

0,7

0,5

-

дизельное топливо

9,5

12,0

2,8

6,6

6,5

9,4

-

6,5

моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

0,3

0,3

0,1

0,2

0,2

0,3

-

0,2

вина

1,1

1,4

-

1,1

0,9

1,4

-

0,9

пиво

10,9

13,8

-

10,9

6,3

9,2

-

6,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

12,7

16,1

-

12,7

12,5

18,1

-

12,5

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин)

0,3

0,3

-

0,3

0,3

0,4

-

0,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

0,5

0,6

-

0,5

0,6

0,9

-

0,6


Таблица 6 - Поступление налога на добычу полезных ископаемых (млрд. руб)

 

Январь-февраль 2011г.

Справочно январь-февраль 2010г.


консолиди-рованный бюджет

в том числе

консолиди - рованный бюджет

в том числе



федеральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации


федеральный бюджет

консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

287,3

282,9

4,4

227,8

223,8

4,0

из него: нефть

257,4

257,4

-

203,5

-

газ горючий природный

21,7

21,7

-

16,7

16,7

-

газовый конденсат

1,4

1,4

-

1,5

1,5

-


3.3 Задолженности по налогам и сборам


В соответствии с п.9 ст.7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и п.1 ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ” налоговые органы наделены правом бесспорного взыскания с юридических лиц установленных действующим законодательством штрафных санкций и недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней.

При отсутствии на расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков необходимых для погашения задолженности перед бюджетом денежных средств налоговые органы вправе последовательно использовать следующие меры по обеспечению поступления указанных средств в бюджет:

бесспорное списание причитающихся к уплате сумм с текущего валютного счета предприятия;

предъявление плательщику требования о переводе необходимых средств с рублевых или валютных депозитных счетов;

обращение взыскания недоимки на суммы, причитающиеся плательщику от его дебиторов;

обращение взыскания недоимки на имущество плательщика;

возбуждение иска о признании плательщика банкротом.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2011г. составила 745,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 5,9%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 7,6%, налогу на добавленную стоимость - на 6,5%, акцизам в целом - на 2,8%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 2,6%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2011г. составила 393,8 млрд. рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 0,3%.

1) По методологии соответствующих лет, без учёта задолженности по единому социальному налогу.

Рисунок 2 - Динамика задолженности по налоговым платежам в бюджет РФ

Недоимка по налоговым платежам на 1 марта 2011г. составила 321,6 млрд. рублей (43,2% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 2,3%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 26,6%, налогу на добавленную стоимость - на 18,2%. Уменьшилась недоимка по налогу на прибыль организаций на 23,6%, акцизам в целом - на 17,7% (рисунок 2).

Урегулированная задолженность на 1 марта 2011г. составила 411,8 млрд. рублей (55,3% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 9,0%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 173,3 млрд. рублей (42,1%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 154,2 млрд. рублей (37,5%) (таблица 7).

Таблица 7 - Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2011 года

 

Задолженность

Из нее


млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность




млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

745,1

100,0

321,6

100,0

411,8

100,0

в том числе: по федеральным налогам и сборам

619,7

83,2

232,4

72,2

377,7

91,7

в том числе: налог на прибыль организаций

190,0

25,5

63,1

19,6

125,6

30,5

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации и ввозимые из Республики Беларусь

333,1

44,7

132,0

41,0

197,2

47,9

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

332,0

44,6

131,5

40,9

196,7

47,8

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

13,2

1,8

2,7

0,8

9,2

2,2

из них налог на добычу полезных ископаемых

10,1

1,4

1,5

0,5

7,3

1,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации и ввозимым из Республики Беларусь

29,9

4,0

8,4

2,6

19,0

4,6

из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

9,9

1,3

2,6

0,8

5,5

1,3

табачную продукцию

0,6

0,1

0,5

0,2

0,1

0,0

автомобильный бензин

0,3

0,0

0,2

0,0

0,2

0,1

легковые автомобили и мотоциклы

0,6

0,1

0,0

0,0

0,6

0,1

дизельное топливо

0,4

0,1

0,3

0,1

0,1

0,0

пиво

0,4

0,1

0,3

0,1

0,1

0,0

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

12,8

1,7

4,1

1,3

8,4

2,0

остальные федеральные налоги и сборы

53,5

7,2

26,2

8,1

26,5

6,4

по региональным налогам и сборам

70,2

9,4

49,4

15,4

19,4

4,7

по местным налогам и сборам

36,8

4,9

27,0

8,4

9,2

2,2

по налогам со специальным налоговым режимом

18,5

2,5

12,9

4,0

5,5

1,3

1) Без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций.


Таблица 8 - Структура задолженности по единому социальному налогу на 1 марта 2011г

 

Задолженность

Из нее


млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность




млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

63,9

100

23,3

100

39,3

100

в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

51,9

81,2

18,0

77,5

32,7

83,3

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,6

4,1

1,5

6,6

1,0

2,6

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,3

3,6

1,0

4,4

1,3

3,2

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

7,1

11,1

2,7

11,5

4,3

10,9

Задолженность по единому социальному налогу на 1 марта 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 3,5%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 марта 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 2,0% и составила 33,8 млрд. рублей (таблица 8).

Таблица 9 - Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 марта 2011 года

 

Задолженность

Из нее


млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность




млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

17,7

100

4,4

100

12,8

100

в том числе: Пенсионный фонд Российской Федерации

15,2

85,9

3,8

86,1

11,0

85,8

Фонд социального страхования Российской Федерации

1,0

5,6

0,3

5,9

0,7

5,4

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

0,1

0,4

0,0

0,4

0,1

0,4

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1,4

8,1

0,3

7,6

1,1

8,4

1) Без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций.

Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 марта 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 4,3%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 марта 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 3,0% и составила 55,0 млрд. рублей (таблица 9) [5].

Заключение


Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно сделать вывод, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств. Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств, в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Налоговая система России довольно, молода. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики, к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития. Подводя итоги, хочу отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Библиографический список


1. Экономика: Учебник /под ред. доц.А.С. Булатова - 2-е изд. - М.: БЕЛ, 1999. - 816с.

. Экономическая теория: Курс лекций для студентов специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и направления 080500.62 Менеджмент очной, заочной и очно - заочной форм обучения / Сост. Т.В. Дьяченко - Лесосибирск: Лф СибГТУ, 2011. - 258 с.

. Современная экономика. Общедоступный курс / Под ред.О.Ю. Мамедова. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 320с.

. Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Д. Камаев., М.З. Ильчиков - М. Владос, 2001. - 591 с.

. Федеральная служба государственной статистики РФ - http://www.gks.ru/

. Агентство экономической информации ПРАЙМ-ТАСС - http://www.prime-tass.ru/

. Образовательный портал Экономика, Социология, Менеджмент - http://ecsocman.edu.ru/

. Экономический портал - http://economicus.ru

. "Налоговый кодекс российской федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

. "Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ - http://www.consultant.ru/popular/nalog2/

. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л. Н Семыкина, Т.В. Сапрыкина - М. КноРус, 2007. - 320с.

. Виняцкий Д.В. Налоги и сборы: понятие, юридические признаки, генезис. М: Норма. 2004 г. - 425с.

. Рыманов, А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М. Инфра - М, 2009г. - 331с.

. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Г.М. Пышкин - Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС - http://abc. vvsu.ru/

. Налоги и налогообложение.Г.Я. Чухнина, Е.Д. Леонова. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России. №9.2008 г. - 532с.

. Химичева, Н.И. Финансовое право: учебник. М.: Норма. 2008 г. - 464с.

. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: АСА, 1994г. - 628с.

Похожие работы на - Налоговая система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!