Характеристика, классификация и механизм налоговой системы

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика, классификация и механизм налоговой системы

Содержание

Введение

1. Налоговая система: понятия и функции

1.1 Понятие "налоговая система"

1.2 Функции налоговой системы

2. Характеристика, классификация и механизм налоговой системы

2.1 Характеристика налоговой системы

2.2 Классификации и механизм управления налоговой системы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В условиях рыночных отношений налоговая система является основной в механизме государственного регулирования экономики с помощью финансов. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система. Необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественно - экономическим отношениям и при этом не только соответствовала лучшим образам мирового опыта построения таких систем, но и учитывала национальные особенности развития российской экономики на современном этапе.

Сейчас не существует общепринятого определения, полностью описывающего налоговую систему России. Понятие "налоговая система" является более широким по сравнению с понятиями "система налогов и сборов" и "система налогообложения" и включает в себя, помимо налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы Российской Федерации составляет Налоговый кодекс. Так же, в налоговую систему Российской Федерации входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах. Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и описание сборов в Российской Федерации, в нем указаны основы налогообложения в России:

виды налогов и виды сборов;

возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения по уплате налогов и сборов;

установления, введения в действие и прекращения ранее введенных региональных и местных налогов;

права и обязанности участников соответствующих правоотношений, налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов;

методы и формы налогового контроля;

ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

Поддержание гибкости налоговой системы - важное условие сбалансированности государственного пополнения новыми доходами.

Упомянутое позволяет заключить, что выбранная тема курсовой работы "Налоговая система: понятие и характеристика " является актуальной.

Объектом исследования выступает налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования является налоговые доходы различных уровней и проблемы их исполнения.

Целью исследования является рассмотрение налоговой системы, понятие и характеристики налоговой системы.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

дать представление "налоговая система";

рассмотреть характеристики, функции налоговой системы;

ознакомить с принципами налоговой системы Российской Федерации;

рассмотреть какие изменения ждут налоговую систему Российской Федерации в будущем.

1. Налоговая система: понятия и функции

1.1 Понятие "налоговая система"

Понятие "налоговая система" было введено Законом РФ 27 декабря 1991 г. № 2118-1., согласно статье 2 "совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему". Это определение имеет две особенности:

в систему были включены не только перечень классических налогов, но и целевые и лицензионные и прочие сборы, не являющимися налоговыми платежами.

система характеризовалась как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных элементов системы.

Экономическое содержание налогов состоит в том, чтобы изъять определенные доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которым распоряжается государство для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых систем:

) налоговая система - это система экономико-правовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём, изъятия части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения.

) налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

) налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

) налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Завершением этого определения является вывод о том, что налоговую систему нельзя сравнивать с системой налогов. Но понятие "налоговая система" похоже по содержанию с "системой налогообложения".

Обязательные платежи государству носили различные названия, часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги - обязательный, регулярный, индивидуальный безвозмездный платеж, плательщиком которого является физическое лицо или организация, в форме передачи принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор - обязательный, нерегулярный, индивидуальный возмездный и законодательно установленный государством взнос, плательщиком которого является физическое лицо или организация, с целью покрытия затрат, связанных с получением определенных прав и услуг.

Пошлина - это денежный сбор, берется, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу.

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин "налог" используется и охватывает сборы, пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

1.2 Функции налоговой системы

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на федеральном уровне и введенных в действие законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Цель налоговой системы страны - обеспечить пополнение бюджетов всех уровней, соблюдая принципы социальной справедливости.

Смысл налогов проявляется в их функциях. Они показывают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как стоимостной инструмент распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Функции налогов должны раскрывать сущность и содержание налога экономической категории так же общественное значение налогообложения как основу перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Функции налогов не независимы друг от друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы представляя собой, единство которой не разрывается. Но они могут противоречить друг другу, возможно приоритетная реализация одной функции в ущерб другим, что лишний раз говорит об определенной самостоятельности каждой из функций.

Основными функциями налоговой системы государства являются:

) фискальная функция (от лат. Fiscus - казна государства) - основная функция налогообложения, при помощи которого выполняется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, накапливание в бюджете средств выполняющие общегосударственные, целевые государственные программы. Эта функция присутствует во всех налогах в налоговой системе. Считается что остальные функции в большей степени производные от фискальной, но при этом отнюдь не исключительной.

) распределительная функция (социальная) - перераспределении общественных доходов между различными категориями населения, для снижения социальных неравенств и сохранение социальной стабильности в обществе. Менее обеспеченное население оплачивает минимум налогов или не платит вообще на законных основаниях, но пользуются большим объемом услуг (образование, здравоохранение, соц. защитой) которые финансирует государство за счет налоговых поступлений от фирм, организаций и состоятельных граждан.

Распределительная функция обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, позволяет компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.

) регулирующая функция - управления социальными процессами (предупреждение спада и усиления производства, научно-технического прогресса, стабилизация спроса и предложения, объема доходов и сбережения населения, объема инвестиций). В распределительной функции можно выделить три подфункции:

а) стимулирующая подфункция - реализуется через систему налоговых преференций для видов деятельности: льготные режимы налогообложения, понижение налоговых ставок, кредиты, вычеты, и. т.д. К категория налогоплательщиков малые предприятия, благотворительные фонды, предприятия инвалидов, и др.

б) дестимулирующая подфункция - организация по средствам налогообложения барьеров для развития нежелательных экономических процессов. Можно сказать что эта подфункция похожа на предыдущую, так посредством увеличения доли косвенного налогообложения можно стимулировать процессы потребления и стимулирования накопления, и инвестиции.

в) воспроизводственная подфункция - аккумулирование средств на восстановление потребленных ресурсов. Данная подфункция реализуется также, а так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связанны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

) контрольная функция - государство производит контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, и за источниками их доходов и расходов. Так контрольная функция дает возможность оценивать эффективность налоговой системы, обеспечивать контроль за видами деятельности и финансовым течением.

Государственный контроль является важным фактором, который препятствует уклонению от уплаты налогов и развитию теневой экономики. Так же повышает эффективность реализации других функций налогов, через сравнение налоговых доходов с финансовыми потребностями государства - их фискальной функции. Эта функция обеспечивает контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой, бюджетной систем.

В итоге, принимая во внимание функции, возлагаемые на налог, он должен достигать равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и благодаря нему обеспечивать общественный прогресс.

2. Характеристика, классификация и механизм налоговой системы

2.1 Характеристика налоговой системы

Из всего многообразия трактовок, что же такое "налоговая система", как ее охарактеризовать, можно выделить три основных подходов:

. Характеризуется стремлением детализировать основные элементы, характеризуя налоговую систему как простую совокупность данных элементов. Преимуществом является внесение ясности в проблему множественности элементов, необходимость анализа и учета всей совокупности.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, применения мер уплаты, налоговый контроль, привлечение к ответственности за нарушения.

. Основной акцент делается на взаимосвязанной совокупности элементов налоговой системы.

Налоговая система - это взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

. Преимущество включение налогоплательщиков как обязательный элемент налоговой системы, но при этом упускается административный механизм функционирования всей налоговой системы.

В целом можно установить, что до настоящего времени методологически не проработано раскрытие понятия "налоговая система".

Наряду с экономическими факторами для строения налоговой системы имеют значения факторы политического и правового характера. К ним можно отнести: распределение хозяйственных функций федерального центра между местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за работой органов местного самоуправления.

Налоговую систему можно определить как целостное единство.

В итоге выделим характеристике налоговой системы, их не стоит сравнивать с признаками налогов, так как они характеризуют не налог а систему в целом, что не одно и тоже.

Основные признаки (характеристика) налоговой системы:

целостность, единство и не делимость системы;

функциональная определенность элементов;

открытость системы;

динамичность, изменчивость системы;

производность от общественных отношений;

подчиненность финансовой системы;

связь с другими государственными система;

взаимосвязь и взаимозависимость элементов;

подчиненность субъективных элементов объективными.

Выделенные признаки дают общую характеристику налоговой системы, построенные в той или иной стране.

Более практическую характеристику дают конкретные показатели, наиболее важные из них являются: налоговое бремя, соотношение прямого и косвенного налогообложения, уровень централизации налоговых полномочий, уровень неравенства доходов, уровня неравенства доходов после их налогообложения.

налоговая система признак механизм

2.2 Классификации и механизм управления налоговой системы

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны, можно разделить на:

либерально фискальные - обеспечивают налоговые изъятия с учетом платежей социального характера 30 % от ВВП. (Япония, США, и др.);

умеренно фискальные - с уровнем налогового бремени 40% от ВВП (Канада, Греция, России, Германия, и др.);

жестко фискальные - перераспределять по средством налогов 40% от ВВП. (Дания, Швеция, Норвегия, и др.).

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы, можно разделить на:

подоходный - обложение доходов и имущества, доля которых поступление от косвенных не превышает 35 % от совокупных налогов. (США, Канада, Австралия, и др.);

умеренно косвенные - равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребителей, где доход косвенных налогов от 35-50% от совокупных налогов. (Развитые страны Европы);

косвенные - обложение потребления, где косвенный налог более 50% от совокупных налоговых доходов. (Мексика, Индия, Россия, и др.)

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы можно разделить на:

централизованные - наделяющий федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающий долю налогового дохода более 65% от консолидированных поступлений. (Франция, Россия и др.);

умеренно централизованные - наделяющий все уровни управления значимыми налогами полномочиями и обеспечивающий долю налоговых доходов федерального уровня до 65% от консолидированных поступлений. (Индия, Германия и др.);

децентрализованные - наделяющие нижестоящие уровни правления значимыми налоговыми полномочиями до 55 % консолидированных поступлений. (США, Канада, Дания).

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения, системы можно разделить на:

прогрессивные - если после уплаты налогов неравенство плательщиков сокращается. (Развитые и развивающие страны);

регрессивный - если после уплаты налогов неравенство плательщиков возрастает;

рейтральные - если после уплаты налогов неравенство плательщиков неизменны. (Россия).

Данные классификации представлены как основные, но не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. Классификация используется по экономическому показателю соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли и др.

Российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, центральную.

Механизм управления налоговой системы - это совокупность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воздействия, определяющих порядок управления налоговой системой страны и направление ее в соответствии с целями, методами, формами государственной налоговой политики.

Организационная структура - это внутреннее устройство механизма управления налоговой системы.

Она состоит из иерархической основы с подчинением к себе нижестоящих уровней. Иерархия реализуется в вертикали управляющего воздействия от Президента Российской Федерации до Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации и дальше к специальным министерствам, от них к федеральным службам, и в конце к соответствующим территориальным службам. В данном случае формируется вертикально - линейная структура, где реализуются отношения субъектов этого механизма, организационно подчиненных друг другу.

Предусматривается возможность горизонтального воздействия, т.е. взаимоотношения субъектов, не подчиняющихся друг другу. Такой механизм позволяет ускорить процедуру, способствует дебюрократизации этого механизма.

Анализируя вертикальный и горизонтальный механизм управления, этот механизм приводится в действие через один из элементов налоговой системы, а именно налоговое администрирование.

Налоговое администрация - это государственные налоги и другие органы, которые имеют административные полномочия в отношении налогоплательщиков и плательщиков сбора.

Механизм управления налоговой системы страны характеризуется признаками:

строгое иерархическое построение;

сочетанием вертикальных и горизонтальных воздействий;

федеральным устройством его построения;

над ведомственным характером управления; и т.д.

Заключение

Понятие "налоговая система" было введено Законом РФ 27 декабря 1991 г. № 2118-1., согласно статье 2 "совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему". Это определение имеет две особенности:

в систему были включены не только перечень классических налогов, но и целевые и лицензионные и прочие сборы, не являющимися налоговыми платежами;

система характеризовалась как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных элементов системы.

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на федеральном уровне и введенных в действие законами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Цель налоговой системы страны - обеспечить пополнение бюджетов всех уровней, соблюдая принципы социальной справедливости.

Смысл налогов проявляется в их функциях. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как стоимостной инструмент распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. Основными функциями налоговой системы являются: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная. В итоге, принимая во внимание функции, возлагаемые на налог, он должен достигать равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и благодаря нему обеспечивать общественный прогресс.

Российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, центральную.

Основные признаки (характеристика) налоговой системы:

целостность, единство и не делимость системы;

функциональная определенность элементов;

открытость системы;

динамичность, изменчивость системы;

производность от общественных отношений;

подчиненность финансовой системы;

связь с другими государственными система;

взаимосвязь и взаимозависимость элементов;

подчиненность субъективных элементов объективными.

Выделенные признаки дают общую характеристику налоговой системы, построенные в той или иной стране.

Более практическую характеристику дают конкретные показатели, наиболее важные из них являются: налоговое бремя, соотношение прямого и косвенного налогообложения, уровень централизации налоговых полномочий, уровень неравенства доходов, уровня неравенства доходов после их налогообложения.

Механизм управления налоговой системы - это совокупность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воздействия, определяющих порядок управления налоговой системой страны и направление ее в соответствии с целями, методами, формами государственной налоговой политики.

Механизм управления налоговой системы страны характеризуется признаками:

строгое иерархическое построение;

сочетанием вертикальных и горизонтальных воздействий;

над ведомственным характером управления; и т.д.

Налоговая система Российской Федерации - это ряд налогов и сборов, которые государство, берет с плательщиков в определённом порядке и на условиях, которые определила Конституция государства и закреплена Налоговым кодексом. Налоговая система Российской Федерации имеет на сегодняшний день три уровня: федеральный налог, региональный и местный.

Принципы налогообложения - это базовые идеи, правила и идеи которые применяют в налогообложении. Следовательно, принципы налогообложения это и есть принципы налоговой системы.

В любом государстве существуют налоговые системы, в Российской Федерации налоговая система по структуре и перечню налоговых платежей соответствует странам с рыночной экономикой. На сегодняшний день построения налоговой системы Российской Федерации соответствуют организационные принципы такие как:

единство

подвижность

устойчивость

огромное количество налогов

подробный, закрепленный законодательно, перечня ряда региональных и местных налогов.

В 2013 году в России пройдет масштабная налоговая реформа. Российское правительство готовится изменить налоговое законодательство. Новые законы должны принять до конца года. После чего, налоговая система будет сохранять устойчивость, порочность в течение пяти-шести лет.

"Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики", значит быть более справедливой и дифференцированной по отношению к разным слоям населения страны, говорил в Послании главы государства.

Налоговая политика в 2012 году будет направлена на усовершенствование налогообложения. В 2012 году вступает в силу изменения в Налоговый кодекс, вступят в действие новые нормы Закона "О бухгалтерском учете", так же произойдут модификации по страховым взносам и акцизам. В рамках весенней сессии Российского Налогового Саммита эксперты расскажут о налоговой политике 2012 - 2014 и представят последние законодательные изменения, которые окажут существенное влияние на работу бизнеса в 2012 г.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 29.06.2012) // СПС "Консультант Плюс".

. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.07.2012) // СПС "Консультант Плюс".

. Алиева Б.Х. Налоги налогообложение: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008г. - 190 с.

. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика. - 2009 г. - №11. - с.34-39

. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов, обучающихся по направлению Экономика и другим экономическим специальностям. - М.: ИНФРА-М, 2009г. - 234 с.

. Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы // Экономическая наука современной России. - 2007 г. - №3. - с.3-14.

. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2008г. - 342 с.

. Гайдар Е. Головокружение от успеха // Экономическая политика. - 2009г. - №5. - с.23-32.

. Григорьев К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Экономика. - 2009г. - №7. - с.24-28.

. Климова М.А. Налоги и налогообложение.: Учеб. пособие. - 5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009г. - 413 с.

. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2008г. - 299 с.

. Майбурова И.А. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов обучающихся по специальности "Финансы и кредит". - М.: Финансы и статистика, 2007 г. - 213 с.

. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2006г. - 416 с.

. Налоговая система РФ в 2010-2012 годах серьёзно не изменится - Минфин/ Трухин И. // Аудит. - 2009г. - №4. - С.27-28

. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России - М.: Эксмо, 2009г. - 312 с.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд.3-е перераб. и доп. - М., 2001г. - 448 с.

. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009г. - 216 с.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд.2-е, перераб. и доп. - М., 2001. - 576 с.

. #"justify">. #"justify">. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства Финансов РФ.

Похожие работы на - Характеристика, классификация и механизм налоговой системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!