Федеральный
бюджет
|
Прямые налоги,
(%)
|
Косвенные
налоги, (%)
|
2009 год
|
26,48 %
|
39,67 %
|
2010 год
|
25,92 %
|
42,18 %
|
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на:
личные налоги - налоги с фактического дохода, уплачиваемые с
действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью
налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог и др.);
реальные налоги - налоги с предполагаемого
дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения
(налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.). Разновидностью
реальных налогов являются налоги на вмененный доход. В России установлены две
формы такого налога - единый налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности и налог на игорный бизнес.
Косвенные налоги подразделяются на:
косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются
определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных
товаров);
косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все
товары, работы и услуги за исключением некоторых товаров.
Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на:
акцизы и таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы - косвенные
налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы
устанавливаются на товары внутреннего производства. Универсальные акцизы более
выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров
увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все
товары, попадающие в реализацию.
Следующий вид косвенных налогов - это
таможенные пошлины. Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми
характеристиками:
она не представляет собой плату за
оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и
обеспечивается государственно-властным принуждением;
поступления от уплаты таможенной пошлины
не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.
Кроме того, таможенной пошлине присущи все
основные элементы налога и ее необходимо классифицировать как налог, приносящий
существенную часть доходов бюджета и в решающей степени определяющим налоговую
нагрузку налогоплательщиков. Таможенная пошлина подразделяется:
1. По видам - на экспортные, импортные, транзитные;
. По построению ставок - на специфические (устанавливаются в
твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание
специфических и адвалорных ставок)
. По экономической роли - на фискальные, протекционистские
(для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные
пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система
предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).
На основе бюджетного законодательства
происходит распределение доходов между бюджетами разных уровней и в ходе
бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов
путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной
территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим происходит деление
налогов на регулирующие и закрепленные. Регулирующие налоги - это те налоги, от
доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в
бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. Закрепленные
налоги на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и
не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные
налоги - это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный
бюджет.
По способу обложения налоги
классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового
оклада:
"у источника" (в налоговой
системе РФ взимается налог на доходы физических лиц, а также облагаются
отдельные виды доходов по налогу на прибыль организаций (акциям и другим ценным
бумагам). Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые
органы);
"по декларации" (налоговое
законодательство предусматривает взимание налога "по декларации", в
частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В
отношении юридических лиц применение декларационной формы уплаты налога
предусматривается по таким видам налогов, как налог на прибыль, налог на
имущество, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.);
"по кадастру" (этот способ
применяется в налоговой системе при обложении транспортным налогом, налогом на
отдельные виды имущества).
Также налоги имеют основные виды ставок:
твердые, прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, которые представлены на
рис.3.
Прогрессивные ставки применяются при
налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают и при
налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя. В
России установлена практически единая ставка налогообложения в размере 13%, и
только лишь для отдельных видов доходов применяется пропорциональная ставка в
30%, а для нерезидентов России - в 35%.
Регрессивное налогообложение возникло в
России с принятием НК РФ и начало действовать с 2001 г. только в отношении
единого социального налога (сейчас страховые взносы). Введение регрессивных
ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей.
В налоговой системе РФ преимущественно
применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении
ставка действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учета
изменений его величины. Такие ставки применяются в отношении НДС, акцизов,
налога на доходы физических лиц.
Налоговая система России, пройдя несколько этапов развития, в
настоящее время по перечню налоговых платежей и принципам формирования
соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной
экономикой и выступает главным инструментом воздействия государства на
определение приоритетов экономического и социального развития, а налоги в свою
очередь отражают особенности национальной экономики.
2.
Классификация налоговых преступлений и правонарушений, ответственность за их
совершение
2.1
Характеристика основных видов нарушений налогового законодательства
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в
обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой
системы.
Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются
одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил
особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая
зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого
рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых
правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.
В НК РФ дано достаточно четкое определение
понятия налогового правонарушения. Согласно статье 106 НК РФ, налоговым
правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушении
законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена
ответственность.
Наиболее главными моментами данного определения является вина
и противоправность. Противоправность выражается в нарушение норм или правил,
законодательно закрепленными нормативными документами.
Для классификации налогового правонарушения в РФ, кроме факта
нарушения законодательства, необходимо доказать виновность налогоплательщика в
совершении противоправного деяния.
В НК РФ установлены две формы вины
налогоплательщика, совершившего налоговое правонарушение: деяние, совершенное
умышленно и по неосторожности.
Умышленным считается такое правонарушение,
при котором лицо его совершившее, осознавало противоправный характер своих
действий или бездействия, желало либо сознательно допускало наступление их
вредных последствий.
А правонарушение, совершенное по
неосторожности характеризуется тем, что лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера своих действий или бездействия либо вредный характер
возникших в результате их последствий, хотя должно было и могло это осознавать.
В зависимости от вины должностных лиц налогоплательщика, действия которых
привели к нарушению налогового законодательства, определяется и вина
организации-налогоплательщика.
Одновременно с формами вины установлены
определенные обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не несет
ответственности за нарушение налогового законодательства. Суть этих
обстоятельств состоит в следующем:
действия, совершенные должностным лицом
вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств исключают вину налогоплательщика;
действия налогоплательщика не подлежат
ответственности если они являются следствием выполнения письменных разъяснений
по вопросам применения налогового законодательства, данных финансовым органом
или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в
пределах их компетенции;
действия, содержащие признаки налогового
правонарушения, совершенного налогоплательщиком - физическим лицом,
находившимся в момент их совершения в состоянии, при котором это лицо не могло
отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие
болезненного состояния;
иные обстоятельства, которые могут быть
признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину
лица в совершении налогового правонарушения.
Необходимо рассмотреть основные виды
налоговых правонарушений:
нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
(налогоплательщик должен подать заявление о постановке на
учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок
подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения
обособленного подразделения - один месяц после создания обособленного
подразделения. Применяется ответственность в соответствии со ст.116 НК РФ);
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии
счета в банке;
(налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган об
открытии или закрытии счета в банке. Это нужно сделать в течение 10 дней с
момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к
налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со ст.118 НК РФ);
непредставление налоговой декларации
(если налогоплательщик нарушает установленный срок подачи
налоговой декларации, то на него накладывается штраф в соответствии со ст.119
НК РФ);
нарушение установленного способа представления налоговой
декларации (расчета);
(применяется ответственность в соответствии со ст.119.1 НК
РФ)
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения (понимается отсутствие первичных документов или отсутствие
счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или
неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности
хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета
доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст.120 НК
РФ);
неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (применяется
ответственность в соответствии со ст.122 НК РФ);
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и
(или) перечислению налогов (налогоплательщик исполняет обязанности налогового
агента в следующих случаях:
при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ,
услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в РФ; с
сумм арендной платы, когда арендуют государственное или муниципальное
имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества,
когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного
органа;
при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц
с доходов, выплачиваемых тем или иным индивидуумам;
при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов,
которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств
в РФ и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам. Применяется
ответственность в соответствии со ст.123 НК РФ);
несоблюдение порядка владения, пользования и (или)
распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого
налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
(решение о наложении ареста на имущество
налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.
Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за
исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа,
применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест,
не допускаются. Применяется ответственность в соответствии со ст.125 НК РФ);
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля (должностное лицо налогового органа,
проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого
налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для
проверки документы. Требования о представлении указанных документов должно
содержать их наименование и вид. Это требование подписывается должностным лицом
налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под
расписку с указанием даты вручения данного требования (п.1 ст.93 НК РФ).
Применяется ответственность в соответствии со ст.126 НК РФ);
ответственность свидетеля налогового правонарушения (в
соответствии со ст.90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового
контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое
физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое
лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин.
Применяется ответственность в соответствии со ст.128 НК РФ);
отказ эксперта, переводчика или
специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного
заключения или осуществление заведомо ложного перевода
(применяется ответственность в
соответствии со ст.129 НК РФ);
неправомерное несообщение сведений налоговому органу
(ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу
установлена ст.129.1 НК РФ.
Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление
налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля,
несут ответственность в соответствии со ст.126 НК РФ. При этом ст.129.1
применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать
налоговым органам те или иные сведения);
нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
(применяется ответственность в соответствии со ст.129.2 НК
РФ).
Нарушение налогового законодательства
проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано
с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и
внебюджетные фонды. Основной вид нарушений в налоговой сфере составляют
нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты
налогов.
2.2 Меры
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Ответственность за налоговые нарушения
формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при
налогообложении. За совершенные в налоговой сфере противоправные деяния может
наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая и
материальная ответственность.
Административная ответственность - вид
юридической ответственности организаций, их должностных лиц и индивидуальных
предпринимателей за совершенное административное правонарушение. Порядок и
основания для привлечения к административной ответственности регулируются
Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП).
Административным правонарушением
признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое КоАП установлена административная
ответственность.
К административной ответственности
граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.
За совершение административных
правонарушений могут применяться следующие административные наказания:
) административный штраф;
) административный арест;
) предупреждение;
) конфискация орудия совершения или
предмета административного правонарушения;
) лишение специального права,
предоставленного физическому лицу;
) возмездное изъятие орудия совершения или
предмета административного правонарушения;
) административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства;
) дисквалификация;
) административное приостановление
деятельности.
КоАП установлены следующие виды административного
правонарушения и соответствующая ответственность в сфере налогообложения.
1. Нарушение установленного срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного
внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 30
размеров МРОТ (ст.15.3 КоАП).
. Нарушение установленного срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного
внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных
лиц в размере от 5 до 10 размеров МРОТ (ст.15.3 КоАП).
. Нарушение установленного срока
представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда
информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной
организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 10
до 20 размеров МРОТ (ст.15.4 КоАП).
. Нарушение установленных
законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации
в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц от трех до пяти размеров МРОТ (ст.15.5 КоАП).
. Непредставление, в установленный
законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в
налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного
фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких
сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет наложение
административного штрафа на граждан от одного до трех размеров МРОТ, на
должностных лиц - от трех до пяти размеров МРОТ (ст.15.6 КоАП).
. Непредставление должностным лицом
органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право
занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию
актов гражданского состояния, учета и регистрации имущества и сделок с ним,
либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные
действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для
осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в
неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц от пяти до 10 размеров МРОТ (ст.15.6 КоАП).
. Открытие банком или иной кредитной
организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без
предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 20 размеров МРОТ
(ст.15.7 КоАП).
. Открытие банком или иной кредитной
организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии
у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо
таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет
наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 30 размеров МРОТ
(ст.15.7 КоАП).
. Нарушение банком или иной кредитной
организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика
(плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса),
а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного
органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога
или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет
(государственный внебюджетный фонд), влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц от 40 до 50 размеров МРОТ (ст.15.8 КоАП).
. Неуплата в установленные сроки налогов и
сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на
граждан от 15 до 25 размеров МРОТ; на должностных лиц - от 20 до 50 размеров
МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 500размеров МРОТ (ст.16.22 КоАП).
Налоговая ответственность является видом
юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые
правонарушения.
Налоговое правонарушение - это виновно
совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных
лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. То есть
налоговое правонарушение - это виновное деяние, нарушающее нормы налогового
законодательства и заслуживающее наказания.
Ответственность за совершение налоговых
правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных
гл.16 НК РФ, в свою очередь физическое лицо может быть привлечено к
ответственности с 16-летнего возраста.
Налоговая ответственность физического
лица, предусмотренная НК РФ, наступает только в том случае, если совершенное им
деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному
законодательству РФ.
Привлечение организации к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает
должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от
административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами
РФ в соответствии со ст.108 НК РФ).
Лицо считается невиновным в совершении
налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Обязанность
по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые
органы. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к
ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельства, смягчающие ответственность
лица за совершение налогового правонарушения:
) совершение правонарушения вследствие
стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
) тяжелое материальное положение
физического лица, привлекаемого к ответственности;
) совершение его под влиянием угрозы или
принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
) иные обстоятельства, которые судом или
налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим
ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее
привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого
взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12
месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового
органа.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие
ответственность, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим
дело.
Налоговая санкция является мерой
ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и
применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных
главами 16 и 18 НК РФ, суммы штрафов отражены на рис.2. При совершении одним
лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за
каждое правонарушение в отдельности.
Существует группа налоговых
правонарушений, совершаемых банками. Кодекс предусматривает следующие виды
налоговых правонарушений банков и соответствующую ответственность:
. Открытие банком счета организации,
индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой,
или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом
свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно
открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении
операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб.
(п.1 ст.132 НК РФ).
. Несообщение банком налоговому органу
сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному
предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату,
учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.
(п.2 ст.132 НК РФ).
. Нарушение банком установленного Кодексом
срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового
агента о перечислении налога (сбора) влечет взыскание штрафа в размере одной
1/150 (сто пятидесятой) ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2%
за каждый календарный день просрочки (п.1 ст.133 НК РФ).
. Исполнение банком при наличии у него
решения налогового органа о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) его поручения на
перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по
уплате налога (сбора) либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии
с законодательством РФ преимущество в очередности перед платежами в бюджетную
систему РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от перечисленной таким
образом суммы, но не более суммы задолженности (ст.134 НК РФ), с 2009 года при
отсутствии задолженности - в размере 10тыс. руб.
. Неправомерное неисполнение банком в
установленный Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога
или сбора, а также пени и штрафа, влечет взыскание штрафа в размере одной сто
пятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый
календарный день просрочки (п.1 ст.135 НК РФ).
. Совершение банком действий по созданию
ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика (плательщика
сбора, налогового агента), в отношении которых в банке находится поручение
налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в
результате таких действий суммы (п.2 ст.135 НК РФ).
. Непредставление банками справок
(выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в течение пяти дней со дня
получения мотивированного запроса налогового органа влечет взыскание штрафа в
размере 10 тыс. руб. (п.1 ст.135 НК РФ).
Уголовная ответственность - это вид
юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц,
виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее
возраста, установленного УК РФ.
Налоговое преступление - это виновное
общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения,
за совершение которого Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание.
Уголовная ответственность за совершение
налоговых преступлений является самым тяжким видом ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах.
В Уголовном кодексе предусмотрены
следующие составы налоговых преступлений и соответствующие наказания
представлены на рис.4:
) незаконное получение и разглашение
сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст.183 УК
РФ);
) уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
) уклонение от уплаты налогов и (или)
сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
) неисполнение обязанностей налогового
агента (ст. 199.1 УК РФ);
) сокрытие денежных средств либо имущества
организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Уголовная ответственность начинается с
момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в
уплате штрафа или отбытии наказания, назначенного судом.
Законодательство четко подразделяет
нарушения умышленные и совершенные по неосторожности с соответствующими мерами
наказания.
2.3 Принципы
привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения и
преступления
В условиях формирования в России рыночных отношений,
многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека
правовая ответственность основывается на новых принципах.
Основополагающими принципами привлечения к
ответственности за нарушение налогового законодательства, определенными в
основном налоговом законе страны, являются следующие:
ответственность за действия,
предусмотренные НК РФ, совершенные физическим лицом, наступает только в том
случае, если они не содержат признаков состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством РФ;
налогоплательщик не может считаться виновным
в нарушении налогового законодательства, если эта виновность не доказана и не
установлена решением суда, вступившим в законную силу;
к налогоплательщику не могут быть повторно
применены меры налоговой ответственности за совершение одного и того же
нарушения налогового законодательства;
на налогоплательщика не может быть
возложена обязанность, доказывать свою невиновность в совершении налогового
правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о
факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его
совершении, возложена на налоговые органы;
привлечение налогоплательщика -
юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не может
освобождать его должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от
административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами
РФ;
ни один налогоплательщик, будь то
юридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик - физическое лицо, не
может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения
иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
в случае привлечения налогоплательщика к
ответственности за нарушение налогового законодательства он не освобождается от
обязанности уплаты причитающихся сумм налогов;
все сомнения в виновности
налогоплательщика в совершении налогового правонарушения согласно НК РФ всегда
должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Обстоятельства, исключающие привлечение
лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренные
ст.109 НК РФ:
) отсутствие события налогового
правонарушения;
) отсутствие вины лица в совершении
налогового правонарушения;
) совершение деяния, содержащего признаки
налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту деяния
16-летнего возраста;
) истечение срока давности привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок давности привлечения к
ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по
истечении которого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности
за его совершение. При этом срок исковой давности исчисляют двумя способами:
со дня, следующего за окончанием
налогового периода, в котором было совершено налоговое правонарушение.
Применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст.120 и 122
НК РФ;
со дня совершения налогового
правонарушения. Применяется в отношении всех остальных налоговых
правонарушений.
Течение срока давности привлечения к
ответственности приостанавливается при недобросовестном поведении лица,
совершившего правонарушение, а возобновляется со дня, когда прекратили действие
обстоятельства, препятствующие проведению выездной проверки, и вынесено решение
о ее возобновлении.
3. Анализ и
пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
3.1 Анализ
современного состояния налоговой системы РФ
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в соответствии с действующим Российским законодательством, а также
совокупность норм и правил, определяющих ответственность сторон, участвующих в
налоговых правоотношениях образуют налоговую систему. Налоги составляют
основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной
экономикой. Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов,
сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе.
В соответствии со ст.12 НК РФ установлены следующие виды
налогов и сборов в Российской Федерации:
федеральные, которые устанавливаются НК и обязательны к
уплате на всей территории России;
региональные налоги также устанавливаются НК и вводятся в
действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории
соответствующих субъектов РФ;
местные налоги устанавливаются НК и вводятся в действие
нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Также НК РФ установлены специальные налоговые режимы, которые
могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных,
региональных и местных налогов и сборов.
Налоговая система включает в себя основные элементы,
находящиеся в постоянной взаимозависимости: систему законодательства о налогах
и сборах, систему налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систему налогового
администрирования.
Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне, а
введение налога, как одного из основных элементов налоговой системы находит
свое отражение в нормативной правовой базе, определяет возможные территории его
взимания и установление уровня бюджета, куда направляются суммы налога. Но
введение налогов еще не означает их обязательное взимание на определенной
территории. Для того чтобы налог существовал в реальности, необходимо его
установить, т.е. определить налогоплательщиков и все основные элементы
налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период,
налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Современная налоговая система РФ построена
на некоторых принципах, важнейшими из которых являются следующие:
равенство всех налогоплательщиков, включая
предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
гибкость налоговой сиcтемы, обеспеченная
возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику
с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно
принимаемых законов по бюджету;
однократность налогообложения (один и тот
же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный
период);
установление конкретных прав и
обязанностей налогоплательщиков и государства, но с преобладанием прав
государства в лице налоговых органов;
приоритет норм, установленных налоговым
законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не
относящимися к нормам налогового права;
строгое разделение налогов на федеральные,
региональные и местные;
социальная направленность налоговой
системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития
страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение
отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития
регионов.
Также налоговая система построена и на
организационных принципах:
принцип подвижности (пластичности)
предполагает, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно
изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии
с объективной необходимостью и возможностями государства;
принцип единства - Правительство РФ обеспечивает проведение
единой финансовой, кредитной и денежной политики;
принцип множественности налогов устанавливает, что налоговая
система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных
налогов и объектов налогообложения;
принцип стабильности предусматривает сохранение основных видов
налогов, а также порядка их расчета и уплаты в течение длительного времени.
Анализируя налоговую систему, следует отметить, что при ее
создании исходили из учета внутринациональных особенностей России: уровня
развития страны, выбранной экономической политики, финансово-бюджетного
устройства и других. Эти особенности нашли свое отражение в вышеперечисленных
принципах, положенных в основу налоговой системы Российской Федерации.
Российской системе налогообложения присущи многие функции, но
основной является фискальная.
Посредством этой функции формируются финансовые ресурсы
государства, а также накопление средств в бюджете РФ для выполнения
общегосударственных или целевых государственных программ. Потребность
государства в денежных средствах и стремление воздействовать с помощью налогов
на социально-экономические процессы ведут к применению разнообразных видов этих
платежей, влияют на их количество. Из всего многообразия видов налогов,
установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на
прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) являются основными и
решающими, так как они составляют основную доходную часть бюджета РФ.
Но еще хочется сказать о распределительной функции, которая в
свою очередь придает налоговой системе социальную направленность, что
выражается в передачи значительной части средств бюджета страны на социальные
нyжды населения, предоставления каких-либо налоговых льгот, частичного
освобождения от налогов более слабых и незащищенных категорий граждан за счет
возложения налогового бремени на более сильные категории населения.
Налоговая система должна составлять единое целое четырех
основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы
налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и системы налогового
администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной
взаимозависимости. Но в России надо совершенствовать, развивать и укреплять это
единство.
3.2 Влияние
налогов на формирование бюджетных доходов
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, выполнять важнейшие
функции и решать поставленные задачи является финансовая система, главной
составляющей которой является государственный бюджет.
И именно налоговые поступления формируют доходную часть, как
консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех трех
уровней. Эффективное распределение поступлений между бюджетами разных уровней
требует достаточно трудоемкой работы, направленной на создание
сбалансированности бюджетов каждого уровня. Доходы бюджетов формируются в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации,
законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных
платежах. В соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) доходы бюджетов
образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет
безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от
предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней
и штрафов по ним. Налоговые доходы, как правило, составляют более 90% доходной
базы бюджета.
Неналоговые доходы составляют менее 10 % доходов бюджета и к
ним относятся:
· доходы от использования
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
· средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также
средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
· доходы в виде финансовой
помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской
Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
· иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы выступают дополнительной опорой для
бюджета в случае возникновения кризисных явлений в экономике, когда налоговых
доходов недостаточно для реализации социальных программ и политических задач
государства.
К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые
безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций,
правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет
(субвенции, дотации, субсидии).
Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной
системы осуществляется по следующим принципам:
в федеральный бюджет зачисляются федеральные налоги и сборы;
субсидии, передаваемые из бюджетов субъектов федеральному бюджету. Согласно
статистике наблюдается рост налоговых доходов на федеральном уровне, в
январе-феврале 2011 года в федеральный бюджет поступило 633 млрд. рублей, что
на 10,3% больше, чем в январе-феврале 2010 года. (таблица 3)
Таблица 3. Поступления доходов в федеральный бюджет
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов
федерального бюджета поступления НДС и налога на добычу полезных ископаемых
составили по 45%, акцизов - 5% и налога на прибыль 2% и отражены на таблице 4.
Таблица 4. Поступления доходов в федеральный бюджет по видам
налогов в 2011 г.
в бюджеты субъектов РФ зачисляются региональные налоги и
сборы в полном объеме, доходы от специальных налоговых режимов; субсидии,
передаваемые из муниципальных бюджетов;
в местные бюджеты зачисляются отчисления от федеральных,
региональных и местных налогов.
Доходы, поступившие в консолидированный бюджет РФ, (на
январь-март 2011 года) составили 2169,9 млрд. рублей.
В российской налоговой системе нет четкого
закрепления федеральных и региональных налогов за соответствующими бюджетами.
Распределение доходов от федеральных налогов между федеральным, региональными и
местными бюджетами, а также доходов от региональных налогов - между
региональными и местными бюджетами относится к форме межбюджетного
регулирования. Межбюджетное распределение налогов и налоговых доходов регулируется
в Российской Федерации как налоговым, так и бюджетным законодательством и
является самым распространенным в Российской Федерации. Закрепление налогов за
конкретными уровнями бюджетов осуществляется налоговым законодательством.
Совместное использование федеральными,
региональными и местными властями одной и той же налоговой базы не получило
широкого распространения. К примеру, можно привести распределение налога на
прибыль организаций, по которому установлены отдельные налоговые ставки в
федеральный и региональный бюджеты; права законодательных органов субъектов
Федерации ограничены, т.к. они не имеют права изменять налоговую базу по
данному налогу, а региональная ставка налога устанавливается законом субъекта
Федерации и не может быть снижена более чем на четыре процентных пункта против
установленной в федеральном законодательстве процентной ставки налога. Так же
возможно, что перечисления по данному налогу распределяются между региональными
и местными бюджетами в пропорциях, устанавливаемых ежегодно при утверждении
соответствующего бюджета.
Таким образом, в Российской Федерации
установлено распределение между бюджетами на постоянной основе всех федеральных
налогов. Это создает для региональных властей твердую финансовую базу для
наращивания налогового потенциала и роста налоговых поступлений, направленных
на формирование основной составляющей финансовой системы - государственного
бюджета.
3.3 Основные
направления совершенствования действующего налогового законодательства
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в соответствии с действующим Российским законодательством, а также
совокупность норм и правил, определяющих ответственность сторон, участвующих в
налоговых правоотношениях образуют налоговую систему. Налоги составляют основную
долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой.
Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и
других платежей, отнесенных к налоговой системе.
С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность,
включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль
предприятия. Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей и предприятий.
Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства в
бюджетной системе и внебюджетных фондах. Стремление государства увеличить
доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений вполне естественно. В
последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что
говорит о несовершенстве налоговой системы и проводимой налоговой политике, а
также налогового законодательства Российской Федерации.
Налоговая система включает в себя основные элементы,
находящиеся в постоянной взаимозависимости: систему законодательства о налогах
и сборах, систему налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систему
налогового администрирования.
К проблемным аспектам налоговой системы по степени значимости
относятся:
проблема уклонения от уплаты сумм налогов, которая в свою
очередь характеризуется преступным умыслом предпринимателей, нежеланием
выполнять свои обязанности перед государством, сложным финансовым состоянием
организаций, тяжелым налоговым бременем и недостаточным знанием налогового
законодательства;
нестабильность налоговой политики, которая ведет к
неустойчивости налоговой системы России;
проблема взаимоотношения государства и налогоплательщиков,
выраженной в отношении граждан к налоговой политике, в неготовности уплачивать
установленные налоги, вовремя и в полном объеме;
огромная нагрузка на фонд оплаты труда;
отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.
А направления налоговой политики в свою очередь основываются
на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой
системы, а также поддержания уровня налоговой нагрузки, не создающего
препятствий для экономического роста.
Анализ налоговой нагрузки в российской
экономике показывает, что она нуждаются в серьезной корректировке. Около
половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а
чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные
налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые
нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах.
Следующим недостатком налоговой системы является
неэффективное налоговое администрирование, а его улучшение в настоящее время
является важнейшей задачей налоговой реформы.
Налоговое администрирование - это та часть налоговой системы,
без которой никакие налоги не смогут эффективно работать. Принципы налогового
администрирования должны быть направлены на максимально возможный сбор налогов
при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя,
возлагаемое на налогоплательщиков.
Среди мер по совершенствованию налогового администрирования
следует выделить следующие группы:
важнейшее значение в современных российских условиях имеет
борьба с противозаконным уклонением от налогов, осуществляемым в том числе
путем проведения ряда хозяйственных операций наличными деньгами, не
учитываемыми в официальной бухгалтерии;
действующая налоговая система не обеспечивает поступление
доходов от региональных и местных налогов в бюджеты тех регионов и
муниципальных образований, где реально осуществляется хозяйственная
деятельность, поэтому необходимо уточнить порядок уплаты налогов филиалами
предприятий.
Успешное реформирование налоговой системы Российской
Федерации во многом предопределяется эффективным правовым регулированием
налоговых отношений. Основным нормативным правовым актом, регулирующим систему
налогообложения России, является часть первая Налогового кодекса Российской
Федерации, которая содержит базовые принципы правового регулирования налоговых
отношений. Недостатки правовой регламентации налоговых отношений, в первую
очередь в части регулирования контрольных мероприятий, требуют от законодателя
внесения изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило
решить целый ряд задач, из которых необходимо выделить следующие:
укрепление правовой базы в сфере налогообложения в
направлении систематизации и унификации действующих законов, оформление
налогового законодательства в специальную отрасль публичного права и
законодательное определение единых базовых понятий и категорий в сфере
налогообложения;
формирование закрытого перечня федеральных, региональных и
местных налогов, т.е. системы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей
интересам федеративного государства;
формирование нейтральной, справедливой по отношению к
налогоплательщикам, стабильной системы налогов, обеспечивающей необходимое
условие нормального функционирования всех отраслей экономики;
достижение фискальной эффективности налоговой системы,
обеспечение формирования доходной базы государства в условиях и спада, и
подъема, отказ от одноканальной системы формирования доходов бюджета;
применение международных подходов, позволяющих разграничить
источники доходов бюджетов РФ и доходов бюджетов иностранных государств в
соответствии с правилами и нормами международного налогообложения;
создание эффективной системы администрирования налогов.
Кроме того, как показывает практика, многие проблемы,
возникающие сегодня во взаимоотношениях участников налоговых правоотношений,
являются следствием не столько несовершенства конкретных норм налогового
законодательства, сколько сложившейся правоприменительной практики, основанной
на собственной позиции налоговых органов и невозможности во многих случаях
эффективной судебной защиты прав налогоплательщиков.
В стране существовала и продолжает
существовать система создания различных схем ухода от налогообложения. По
экспертным оценкам, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в
консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 20 до 30% налогов. В
результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные
товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде
налогов, составляющих более половины произведенного ВВП.
Следует добиваться стабильности налогового законодательства и
не допускать изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким
изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства
должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и
возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств
бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры
снижение нагрузки возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового
администрирования.
Работа по повышению эффективности налогового
администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей
налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. С тем, чтобы с одной
стороны избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия,
с другой - сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю
за соблюдением законодательства.
Совершенствование налогового администрирования основывается
не только на законодательстве, но и требует изменения взаимоотношений между
налоговыми органами и налогоплательщиками. В этой деятельности проводятся
организационные преобразования в системе налоговых органов.
В свою очередь мероприятия по эффективному осуществлению
налогового администрирования обусловлены необходимостью поддержания и
сокращения налоговой нагрузки на бизнес. С помощью налогового администрирования
государство создает стимулы для развития хозяйства путем введения в
законодательство норм, предусматривающих определенные налоговые льготы и
гарантии для субъектов хозяйственной деятельности.
Перед российской налоговой системой стоит
задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с
одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных
налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и
способствовать развитию российской экономики.
Но вместе с тем в российской налоговой
системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков,
вследствие чего они, несмотря на ряд решительных шагов по снижению налогового
бремени, продолжают испытывать повышенное налоговое давление. Одновременно
негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего
налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики.
В целом снижение налогового бремени в
России должно осуществляться по двум основным направлениям:
законодательно (снижение ставок основных
налогов; снижение количества налогов);
равномерное распределение (расширение
налогооблагаемой базы; укрепление налоговой и финансовой дисциплины).
Реформирование налоговой системы страны должно проводиться
параллельно с реформированием бюджетной системы и налогового законодательства,
т.к. невозможно достичь сбалансированности в распределении налоговых и
бюджетных полномочий между уровнями власти в стране.
Налоговая система России далеко не идеальна, необходимо
введение новых изменений, которые сделают ее более удобной и эффективной, а
также смогут устранить большинство недостатков, имеющихся в настоящее время. А
для этого необходимо и совершенствовать налоговую политику государства,
эффективно реализовывать ее основные направления.
Также необходимо усовершенствование соответствующей
законодательной базы, а для повышения эффективности налоговой системы
совершенствование структуры налогов и создание налоговых органов всех уровней,
оптимально обеспечивающих сбор.
Но для создания эластичной налоговой системы требуются
постепенные и длительные преобразования, которые будут менять, совершенствовать
налоговую систему и приближать ее к идеальной.
Заключение
В заключение всего вышеизложенного
хотелось бы сказать, что налоговая система России прошла определенные этапы
своего развития и в настоящее время построена по определенным принципам системы
налогообложения, а система классификации налогов отражает особенности экономики
Российской Федерации.
Исследуемая мной тема в данной дипломной работе в настоящее
время актуальна, так как, несмотря на образованную налоговую систему, она имеет
множество недостатков, которые в какой-то мере разрушают систему и вызывают
массу недовольства со стороны граждан. Основным недостатком налоговой системы
являются устойчивые тенденции увеличения доли косвенного налогообложения.
Постоянное изменение ставок, их пересмотр также отрицательно влияет на
налоговую систему.
Налоговая политика современной России направлена на
противодействие негативным последствиям экономического кризиса, для поддержания
сбалансированности бюджетной системы, а реализация мероприятий налоговой
политики должна основываться на анализе эффективности предлагаемых мероприятий,
направленных на повышение эффективности налоговой системы.
Также хочется сказать, что принятием НК РФ сформулированы
особые требования, применяемые к актам Законодательства "О налогах и
сборах", приведен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на
территории РФ, регламентирован процесс налогового администрирования,
установленные законом виды налоговых нарушений стали более конкретны и каждому
нарушению соответствует своя мера ответственности.
Знание налогового законодательства, порядок его
функционирования является обязательным условием восприятия налоговой системы, а
налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного
продвижения экономических реформ. Ведь реформирование происходит практически
постоянно, так как это необходимо не только всей системе, но и обществу в
целом. Необходимо совершенствование законодательной базы, т.к. она регулирует и
закрепляет отношения в налоговой сфере и устанавливает правила и нормы по
отношению к налоговой системе.
В целом налоговая система имеет свои достоинства и
недостатки, а налоговая политика имеет основные направления на устранение
проблем налоговой системы и ее совершенствование.
Список использованных
источников и литературы
1. Конституция Российской
Федерации от 12.12.1993 (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993
года) // система "ГАРАНТ". - 2010
2. "Налоговый кодекс
Российской Федерации" от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 10.02.2011) //
система "ГАРАНТ". - 2010
. "Уголовный кодекс
Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. и доп. на 10.02.2011)
// система "ГАРАНТ". - 2010
. Кодекс РФ об
административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.02.2011) (с
изм. и доп., вступающими в силу с 07.04.2011) // система "ГАРАНТ". -
2010
5. "Бюджетный кодекс
Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм.
от 28.12.2010) // система "ГАРАНТ". - 2010
. Бюджетное послание
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике в 2011-2013 годах"
7. Пленум Верховного Суда РФ
№ 64 от 28 декабря 2006 года "О практике применения судами уголовного
законодательства об ответственности за налоговые преступления" // система "ГАРАНТ".
- 2010
8. Федеральный закон
Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов" от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ // Российская
газета. - № 5365 - 14.12.2010
9. Федеральный закон
Российской Федерации "О полиции" от 7.02.2011, № 3-ФЗ // Российская
газета. - № 5401/ - 08.02.2011
10. Закон РФ "Об основах
налоговой системы в РФ" от 27.12.91г. № 2118-1. // Российская газета. - №
5305 - 10.03.2010
. Приказ МВД РФ № 495 и ФНС
№ ММ-7-2-347 от 30.06.2009 "Об утверждении порядка взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению
налоговых правонарушений и преступлений" // Российская газета - № 173,
2010
12. Абрамов М.Д. Вопросы
совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и
практика, № 9, 2008
13. Аронов А.В., Кашин В.А.
Налоговая политика и налоговое администрирование. - М.: Экономист, 2008-591 с.
14. Бюджетная система России:
Учебник / под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт, 2009-380 с.
15. Кучеров И.И.
Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое
право, № 4-2009
16. Миляков Н.В. Налоги и
налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008
17. Налоги и налогообложение
/ З.А. Клюкович. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2009 - 316 с.
18. Налоги и налогообложение
/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2009 - 410 с.
19. Налоги и налогообложение:
учеб. пособие / под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 2008 - 314
с.
20. Налоги и налогообложение:
уч. пособие под ред. Д.Г. Черника, М.: Юнити-Дана, 2010-368 с.
21. Налоговое
администрирование: уч. Пособие / под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009 -
343 с.
22. Основные направления
налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и
2013 годов (Одобрено 20 мая 2010 г.) // Налоговый вестник № 8, август 2010
23. "Особенности
сформированной налоговой системы" // Налоговая политика и практика, № 2,
2011
24. "Особенности и
направления налоговой политики" // Финансы и кредит, № 5, февраль-2011
25. Ожегов С.И. Словарь
русского языка. М., 1989
26. Пансков В.Г. Российская
система налогообложения: проблемы развития. - М.: МЦФЭР, 2008-458 с.
27. Пансков В.Г. Налоги и
налоговая система Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 592 с.
28. Парыгина В.А., Тедеев
А.А. Налоги и налогообложение. - М.: Эксмо, 2006-304 с.
29. "Повышение качества
и эффективности налогового администрирования" // Российский налоговый
курьер № 13-14 2010
30. "Проблемные аспекты
налоговой системы" // Российский налоговый курьер, № 10, 2010
31. Прудиус Е.В.
"Проблемы совершенствования налоговой системы России" // Налоги и
финансовое право, 2009
. Титов А.С. Понятие,
сущность и основные направления развития налоговой политики Российской
Федерации // Финансовое право, № 5 - 2009
. "Уголовно-правовые и
экономические проблемы борьбы с экономическими преступлениями в условиях
кризиса финансовых систем", г. Москва, 11.03.2010 - М., Академия
экономической безопасности МВД России, 2010 - 544 с.
35. Финансово-кредитный
энциклопедический словарь / под общей ред.А.Г. Грязновой // М.: Финансы и
статистика, 2002 - 1168 с.
36. Черник Д.Г., Павлова Л.П.
Налоги и налогообложение. Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М.,
2010-368 с.
37. Черник Д. Г "Налоги.
Практика налогообложения", М.: Финансы и статистика, 2010-368 с.
38. Шаталов С.Д. Налоговая
политика РФ в 2005 - 2010 гг. / Развитие налоговой системы Российской
Федерации: опыт, проблемы, перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и
некоммерческих организациях", № 24 - 2004
. "Экономика России:
тенденции и перспективы" // Финансовая аналитика: проблемы и решения, № 9
(51) - март 2011
. Юткина Т.Ф. Налоги и
налогообложение. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА - М. - 2007-575 с.
41. www.nalog.ru <#"772592.files/image004.gif">
Рис.1. Классификация
налогов в Российской Федерации по принадлежности к уровню власти
Таблица 1. Ответственность
налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
№ п/п
|
Виды налогового
правонарушения
|
Налоговая
санкция
|
1
|
Нарушение
порядка постановки на учет в налоговом органе
|
10 тыс. руб.
|
2
|
Нарушение
установленного способа представления налоговой декларации
|
200 руб.
|
3
|
Невыполнение
налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
|
20 % от суммы,
подлежащей удержанию и (или) перечислению
|
4
|
Непредставление
налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
уклонение от предоставления документов
|
200 руб. за
каждый непредставленный документ; 10 тыс. руб
|
5
|
Нарушение срока
представления сведений об открытии или закрытии счета в банке
|
5 тыс. руб.
|
6
|
Непредставление
налоговой декларации
|
5% неуплаченной
суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации (но не более 30 %)
|
7
|
Грубое
нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие
первичных документов, регистров бухгалтерского учета, несвоевременное или
неправильное отражение в учете и отчетности хозяйственных операций, денежных
средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых
вложений): совершенное в течение одного налогового периода; совершенное в
течение более одного налогового периода; деяние, повлекшее занижение дохода.
|
10 тыс. руб.
30 тыс. руб. 20% суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.
|
8
|
Отказ эксперта,
переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача
заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.
|
500 руб. 5 тыс.
руб.
|
9
|
Неуплата или
неполная уплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы или
неправильного исчисления налогов: выявленные налоговым органом при выездной
проверке; совершенные умышленно
|
Штраф в размере
20% неуплаченной суммы налога Штраф в размере 40% неуплаченной суммы налога
|
10
|
Ответственность
свидетеля: неявка либо уклонение от явки; дача заведомо ложных показаний.
|
1 тыс. руб. 3
тыс. руб.
|
11
|
Несоблюдение
порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен
арест
|
30 тыс. руб.
|
12
|
Неправомерное
несообщение сведений налоговому органу; те же деяния, совершенные повторно в
течение календарного года.
|
5 тыс. руб. 20
тыс. руб.
|
13
|
Нарушение
порядка регистрации объектов игорного бизнеса; деяния, совершенные более
одного раза.
|
- трехкратный
размер ставки налога на игорный бизнес; шестикратный размер ставки налога на
игорный бизнес.
|
|
|
|
|
Рис. 2. Виды ставок налогов
Таблица 2. Уголовная
ответственность за налоговые преступления
Налоговое
преступление
|
Уголовная
ответственность
|
Статья 183 УК
РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую,
налоговую или банковскую тайну Собирание сведений, составляющих налоговую
тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз: Незаконные разглашение
или использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их
владельца: Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из
корыстной заинтересованности: Деяния, повлекшие тяжкие последствия:
|
штраф в
размере до 80 тысяч рублей; штраф в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от 1 до 6 месяцев; - лишение свободы на срок до 2 лет.
до 120 тысяч рублей; до 1 года с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; до 3
лет. до 200 тысяч рублей; до 18 месяцев с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
лет; до 5 лет. лишение свободы на срок до 10 лет.
|
Статья 198 УК
РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем
непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем
включения заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере: То же
деяние, совершенное в особо крупном размере: Статья 199 УК РФ. Уклонение от
уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой
декларации или иных документов, либо путем включения заведомо ложных
сведений, совершенное в крупном размере: то же деяние, совершенное: а)
группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере:
|
штраф в
размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; штраф в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4
до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 1 года. от 200 тысяч до 500 тысяч
рублей; от 18 месяцев до 3 лет; лишение свободы на срок до 3 лет. штраф в
размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; штраф в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4
до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет. от 200 тысяч до 500 тысяч
рублей; от 1 года до 3 лет; лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до 3 лет.
|
Статья 199.1 УК
РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента Неисполнение в личных
интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или
перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд), совершенное в крупном размере: то же деяние, совершенное в особо
крупном размере:
|
- штраф в
размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей; штраф в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; арест на срок от 4
до 6 месяцев; лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3
лет или без такового. от 200 тысяч до 500 тысяч рублей; или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;
лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без
такового.
|
Статья 199.2 УК
РФ. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и
(или) сборов совершенное собственником или руководителем организации либо
иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или
индивидуальным предпринимателем в крупном размере:
|
штраф в
размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей; штраф в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; лишение
свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
|
Рис. 3. Регулирование ответственности за
налоговые правонарушения
Таблица 3. Поступление доходов в
консолидированный бюджет в РФ в январе-марте 2010-2011 гг.
|
январь-март
2010 года, млрд. руб.
|
январь-март
2011 года, млрд. руб.
|
Всего
поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации
|
1 783,9
|
2 169,9
|
в том числе:
|
|
|
в федеральный
бюджет
|
851,0
|
1 010,5
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
932,9
|
1 159,3
|
из них:
|
|
|
Налог на
прибыль организаций
|
386,5
|
560,7
|
в федеральный
бюджет
|
46,9
|
67,1
|
в консолидированные
бюджеты субъектов РФ
|
339,6
|
493,6
|
Налог на доходы
физических лиц
|
|
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
358,6
|
398,1
|
Налог на
добавленную стоимость
|
|
|
на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
|
407,0
|
431,1
|
на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации
|
8,3
|
19,7
|
Акцизы
|
99,1
|
123,7
|
в федеральный
бюджет
|
26,0
|
46,7
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
73,1
|
77,0
|
из них:
|
|
|
на спирт
этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию
|
1,4
|
1,1
|
в федеральный
бюджет
|
0,7
|
0,6
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
0,7
|
0,5
|
на табачную
продукцию
|
24,4
|
27,7
|
в федеральный
бюджет
|
24,4
|
27,7
|
акцизы на
нефтепродукты
|
42,5
|
56,6
|
в федеральный
бюджет
|
Х
|
17,0
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
42,5
|
39,6
|
акцизы на пиво
|
11,2
|
17,5
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
11,2
|
17,5
|
акцизы на
алкогольную продукцию (за исключением вин)
|
17,5
|
17,7
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
17,5
|
17,7
|
Имущественные
налоги
|
114,9
|
137,2
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
114,9
|
137,2
|
из них:
|
|
|
Налог на
имущество физических лиц
|
1,6
|
1,5
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
1,6
|
1,5
|
Налог на
имущество организаций
|
69,9
|
85,6
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
69,9
|
85,6
|
Транспортный
налог
|
20,6
|
21,7
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
20,6
|
21,7
|
из него:
|
|
|
Транспортный
налог с организаций
|
7,0
|
7,7
|
Транспортный
налог с физических лиц
|
13,7
|
14,1
|
Земельный налог
|
22,9
|
28,3
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
22,9
|
28,3
|
Налоги и сборы
и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
|
340,0
|
450,8
|
в федеральный
бюджет
|
333,5
|
443,0
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
6,5
|
7,8
|
в том числе:
|
|
|
налог на добычу
полезных ископаемых
|
330,5
|
440,6
|
в федеральный
бюджет
|
324,6
|
433,5
|
в
консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
5,9
|
7,1
|
из него нефть:
|
295,2
|
393,8
|
в федеральный
бюджет
|
295,2
|
393,8
|
газа горючего
природного из всех видов месторождений углеводородного сырья
|
24,4
|
34,2
|
в федеральный
бюджет
|
24,4
|
34,2
|
газового
конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья
|
1,9
|
1,5
|
в федеральный
бюджет
|
1,9
|
1,5
|
Рис. 4. Структура доходов федерального бюджета в
2011 году по видам доходных источников, %.
Структура доходов федерального бюджета в 2011 году.
Фактическое исполнение по состоянию на 01.03.2011
Рис. 5. Распределение поступлений КБ РФ по уровням бюджетной
системы в 2011 году, млрд. руб.