Финансовое планирование в системе финансового менеджмента

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    163,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое планирование в системе финансового менеджмента















Финансовое планирование в системе финансового менеджмента

1. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования


Прежде чем раскрыть сущность финансового планирования рассмотрим ряд базовых категорий и понятий:

План - замысел, предусматривающий развитие чего-либо; намеченная на определенный период работа с указанием цели, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.

Финансовый план - обобщающий финансовый документ, отражающий прогноз поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) периоды.

Прогноз (экономический, финансовый) - предсказание по поводу будущих значений экономических (финансовых) переменных, основанное на изучении (анализ и оценка) других экономических (финансовых) переменных, связанных причинно-следственными зависимостями.

Прогнозирование - процесс разработки прогнозов с применением различных прогностических методов.

Ни один прогностический метод не дает абсолютно точных предсказаний. Делая любой прогноз, необходимо учитывать пределы погрешности этого прогноза, поскольку существует область возможных (вероятностное распределение) будущих значений переменных с центром в прогнозируемой точке.

Финансовое планирование - процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей, включающий:

анализ финансовых возможностей (инвестиционные, текущие), которыми располагает организация;

прогнозирование последствий принимаемых управленческих решений;

обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в финансовый план;

оценку соответствия результатов, достигнутых организацией, параметрам, установленным в финансовом плане.

Цель финансового планирования - обеспечение организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышение эффективности ее финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Задачи финансового планирования:

   определение возможных объемов и сроков поступления денежных средств (финансовых ресурсов);

   прогнозирование будущего финансового состояния организации;

   стандартизация финансовой информации;

   оптимизация распределения финансовых ресурсов;

   подготовка необходимой информации для разработки и корректировки финансовой стратегии на рынках товаров, капитала и денег;

   сопоставление (оценка) фактических и плановых результатов;

   разработка мероприятий по устранению выявленных отклонений от плана.

Финансовая стратегия и финансовая политика

Финансовая стратегия представляет собой долгосрочную финансовую программу развития организации.

Реализация финансовой стратегии обеспечивает:

   финансовую устойчивость организации в текущем времени и на перспективу;

   реализацию интересов собственников и инвесторов;

   повышение рыночной стоимости организации;

   укрепление имиджа во внешней среде.

Финансовая стратегия организации содержит:

. Временной горизонт. Главным условием временного горизонта является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития организации - так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

. Исследование факторов внешней среды и конъюнктуры рынка. Анализируется конъюнктура отраслевого, товарного, финансового и других сегментов рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью организации.

. Описание стратегических целей и задач финансовой деятельности организации. Как правило, главной целью финансовой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и повышение ее рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития организации.

Решение задач, сформулированных в финансовой стратегии должно обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Система стратегических целей и задач финансового развития формализуется в виде целевых стратегических нормативов по различным аспектам финансовой деятельности организации, в частности:

   среднегодовой темп роста финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних и внешних источников;

   доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала организации;

   коэффициент рентабельности собственного капитала организации;

   соотношение оборотных и внеоборотных активов организации;

      минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость организации;

      допустимый уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений деятельности организации.

4. Конкретизацию финансовой стратегии по периодам ее реализации. Конкретизация обеспечивает динамичность стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их синхронизацию.

Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития организации, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка.

Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

. Оценку реализуемости. В финансовой стратегии рассматриваются потенциальные возможности организации реализовать поставленные стратегические цели:

   возможность реального задействования в запланированных объемах внутренних и внешних источников формирования ресурсов организации;

      профессиональный уровень менеджмента, его приверженность поставленным целям, заинтересованность в реализации финансовой стратегии;

   адекватность структуры управления финансовой деятельностью организации решаемым задачам;

      уровень информационного и технологического обеспечения финансового менеджмента.

Финансовая политика - искусство управления финансовой деятельностью организации, форма реализации ее финансовой стратегии.

В зависимости от степени принимаемого риска, финансовая политика организации может быть агрессивной, умеренной или консервативной.

Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности организации может носить многоуровневый характер. В рамках политики управления активами организации могут быть разработаны политика управления оборотными и внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами и т.п.

2. Виды планов. Содержание и последовательность разработки


Формы организации финансового планирования на разных временных горизонтах и форматы плановых документов сильно различаются.

Перспективное финансовое планирование - разработка общей финансовой стратегии и финансовой политики организации по основным направлениям его финансовой деятельности (до 5 лет).

Текущее финансовое планирование - разработка финансовых планов по отдельным направлениям финансовой деятельности организации на среднесрочную перспективу (1-3 года).

Оперативное финансовое планирование (бюджетирование) - разработка бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем направлениям финансовой деятельности организации (месяц, квартал, год).

Место различных уровней планирования в системе принятия управленческих решений можно представить следующим образом.

финансовый план бюджетирование

Все основные элементы схемы (за исключением модуля установления целей и процесса их верификаций) соответствуют функциям, формирующим управленческий цикл.

Процесс же определения целей является ключевым во всех процедурах планирования, поскольку именно с него начинается любой цикл планирования, и именно с целевыми установками сравниваются фактически достигнутые результаты.

3. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей


Для расчета, планирования и прогнозирования основных финансовых показателей деятельности организации используются различные методы, в частности, программно-целевой, нормативный, методы экономико-математического моделирования, методы экономической кибернетики (имитационного моделирования), методы математической статистики и эконометрики (стохастического факторного анализа), а также традиционные методы анализа.

При использовании программно-целевого метода планирования осуществляется увязка целей финансового плана с имеющимися ресурсами организации.

При нормативном методе финансовые показатели количественно обосновываются на основе системы норм и нормативов.

При использовании расчетно-аналитического метода планирования на основе достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базовый, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина данного показателя. В основе расчетно-аналитического метода лежит использование методов экспертной оценки.

Экономико-математическое моделирование (методы исследования операций) применятся для оптимизации производственных мощностей и ресурсов организации, позволяет сокращать сроки реализации сложных проектов и рационально использовать различные виды ресурсов организации.

Методы математической статистики и эконометрики (регрессионный анализ, методы обработки пространственно-временных совокупностей и др.) и методы экономической кибернетики (имитационного моделирования и др.) используются для прогнозирования результатов принятых финансовых решений.

Для расчета и оценки финансовых показателей деятельности организации используются классические методы математического анализа, традиционные методы экономической статистики.

4. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента

 

Бюджет (от фр. budget) в широком смысле представляет собой совокупность доходов и расходов организации за определенный срок.

Бюджет - это составляющая финансового плана, отражающий поступление и расходование средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации, составленный на срок до одного года и по отдельным периодам (месяц, квартал, полугодие).

Смета - это составляющая бюджета и соответственно финансового плана, представленная в виде формы планового расчета, определяющая потребности организации в денежных ресурсах на предстоящий период (квартал, год).

Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов, расходов и финансовых результатов, получаемых организацией.

Цель бюджетирования - повышение эффективности финансовой деятельности организации.

Задачи бюджетирования:

   расчет соответствующих плановых показателей бюджетов;

   анализ и сравнение плановых и фактических показателей;

   контроль финансового состояния организации;

   анализ эффективности работы различных структурных подразделений, определение лимитов статей расходов;

      выбор наиболее перспективных сфер вложения инвестиций и прогнозирование развития организации;

   укрепление финансовой дисциплины.

Основной бюджетирования является регулярное составление бюджетов.

Бюджетирование - это, с одной стороны, процесс, процесс составления финансовых планов (бюджетов) и смет, а с другой - управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели организации. Бюджетирование можно представить как технологию управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. В рамках этой технологии выполняется учет, анализ, контроль и регулирование всех видов деятельности.

Бюджетирование также как и планирование включает в себя и процедуру учета, контроля и анализа. То есть после того, как закончится плановый период, необходимо собрать фактическую информацию об исполнении бюджетов и провести так называемый план-фактный анализ. В результате план-фактного анализа обязательно должны появиться проекты конкретных решений на будущее.

Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям организации. В случае превышение установленных лимитов бюджетирование позволяет определить места возникновения отклонений, их причины и определить пути решения проблемы в будущем. Все показатели качества и производительности труда, мониторинг процессов их повышения так или иначе связаны с системой бюджетов.

Важная задача бюджетирования - обеспечение контроля за всеми видами затрат, за которые может нести ответственность конкретный руководитель. Все необходимые ограничения отслеживаются и обеспечиваются самими исполнителями, которые в случае необходимости должны изыскать «внутренние резервы» чтобы не превысить установленные лимиты и нормативы затрат.

Бюджетирование решает задачу выбора наиболее перспективных сфер приложения инвестиций, позволяет сделать организацию «прозрачной», а потому более привлекательной для инвесторов, определить неработающие, неэффективные активы. Бюджетирование позволяет инвесторам и кредиторам получить практически всю необходимую информацию о финансово-экономическом состоянии организации, причем как в фактическом, так и плановом.

5. Виды бюджетов


Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

   основные бюджеты (еще называют финансовыми);

   операционные бюджеты;

   вспомогательные бюджеты;

   специальные бюджеты.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного производственного или основного бюджета (мастер-бюджета). При этом мастер-бюджет может быть разработан как для организации в целом, так и для отдельного бизнеса.


Основные бюджеты:

   бюджет доходов и расходов;

   бюджет движения денежных средств;

      расчетный баланс.

Основные (финансовые) бюджеты предназначены для управления финансами организации, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех управленческих задач, которые призвано выполнять бюджетирование. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового состояния организации и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности и инвестиционной привлекательности бизнеса. Поэтому для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов. Состав основных бюджетов не меняется в зависимости от принятой в организации классификации.

Операционные бюджеты:

бюджет продаж - содержит информацию о запланированном (помесячно и поквартально) объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции;

бюджет производства - содержит информацию о запланированном (помесячно и поквартально) объеме производства (выпуска) по каждому виду продукции с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;

бюджет запасов готовой продукции содержит информацию о запасах по каждому виду продукции;

бюджет прямых материальных затрат - содержит информацию о запасах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду продукции, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;

бюджет управленческих расходов - содержит информацию о расходах на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции (услуг), расходах на заработную плату управленческому персоналу, арендных платежах, коммунальных и командировочных расходах, затратах на текущий ремонт и других расходах;

бюджет коммерческих расходов - содержит информацию о расходах на рекламу, транспортные услуги, комиссионных сбытовым посредникам и прочих расходах по реализации продукции;

бюджет прямых затрат труда - содержит информацию о расходах на заработную плату основного производственного персонала в расчете на единицу готовой продукции по каждому виду продукции, т.е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;

бюджет прямых производственных (операционных) затрат -составляется тогда, когда требуется более точный учет тех производственных расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат;

бюджет накладных расходов - содержит информацию о прочих расходах организации, в частности, об амортизации, уплаченных процентах за кредит и других накладных расходах на протяжении бюджетного периода.

Операционные бюджеты необходимы для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в организации), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями организации или подразделения прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса. Часто в представленную классификацию вносят корректировки и разделяют операционные бюджеты еще на несколько категорий, например, выделяют группы функциональных бюджетов, инвестиционных бюджетов, бюджеты центров финансовой ответственности, бюджеты текущих проектов и другие. Операционные бюджеты составляются по выделенным объектам бюджетирования, таким как бизнес-процессы организации, проекты и подразделения. Состав операционных бюджетов может меняться, наблюдаются перестановки в подгруппах бюджетов и иногда в эти подгруппы попадают бюджеты из группы вспомогательных и дополнительных. При составлении бюджетов можно использовать большое количество промежуточных расчетов, часть из которых может быть выделена в качестве бюджетов. Это делается для того, чтобы получить более точную информацию для основных бюджетов.

Вспомогательные бюджеты:

план капитальных затрат (инвестиционный план) - показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов. В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;

кредитный план - содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т.п.

Вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно менеджментом организации в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Специальные бюджеты:

   бюджеты распределения прибыли;

      бюджеты отдельных проектов и программ;

   бюджеты налогов.

Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т. п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением менеджмента организации или подразделения, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в данный период.

Задача специальных и вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной или обработке итоговой информации, необходимой для составления основных бюджетов.

Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Мастер-бюджет - это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.


Лтература

1.Аксенов Е.П. Финансовый менеджмент: закономерности, этапы развития // Финансовый менеджмент. - 2011. - № 4. - С. 14 - 23.

.Бакулевская Л.В. Сущность современного финансового менеджмента и его влияние на развитие финансовой стратегии организации // Экономические науки. - 2009. - № 4. - С. 189 - 195.

.Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2011. - 496 с.

.Гизятова А.Ш. Место экономического анализа в деятельности организаций как самостоятельного направления в системе экономических наук // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 18. - С. 70 - 72.

.Ендовицкий Д.А. Новый взгляд на содержание финансового менеджмента // Бухгалтерский учет. - 2011. - № 10. - С. 121 - 122.

.Ендовицкий Д.А. Организационная структура финансового менеджмента публичной компании // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 31. - С. 2 - 7.

.Ильин В.В., Сердюкова Н.А., Алексеев В.Н., Ермилов В.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Омега-Л, 2011. - 560 с.

.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: Проспект, 2010. - 1024 с.

.Кушубакова Б.К. О сущности финансового менеджмента и его информационном обеспечении // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 2. - С. 336 - 341.

.Найденова Р.И., Виноходова А.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2009. - 208 с.

Похожие работы на - Финансовое планирование в системе финансового менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!