767914,7
Упорядоченный сбор и обработка статистических
данных о лесных пожарах в нашей стране осуществляется в течение весьма
длительного времени. Вместе с тем, официальные статистические материалы не
публиковались в широкой печати, начиная с 30-х гг. по конец 80-х гг. XX в.
За этот период имеются лишь отдельные сведения и
оценки. В сложившихся условиях детальный и продуктивный анализ лесных пожаров в
Российской Федерации целесообразно проводить за последние 17-20 лет.
) Данные включают невыгоревшие участки лесного
фонда.
) Суммарные затраты лесхозов и ряда других
организаций, охваченных соответствующим статистическим наблюдением. Показатель
не включает дополнительные расходы лесного хозяйства, вызванные лесными
пожарами.
Для наглядного выявления основных тенденций
анализ рядов ежегодных показателей следует сопровождать представлением данных в
среднем за укрупненные периоды времени, например, за пять лет, что позволит
нивелировать метеорологические и иные специфические особенности отдельных лет.
Основные усредненные характеристики лесных
пожаров в Российской Федерации
Таблица 2.
Годы
|
Число
лесных пожаров, тыс. ед.
|
Лесная
площадь, пройденная пожарами, тыс. га
|
Ущерб,
причиненный лесными пожарами
|
|
|
всего
|
в
том числе покрытая лесом
|
погибло
лесных насаждений, тыс. га
|
потери
древесины на корню, млн. м3
|
В
среднем за 1986-1990 гг.
|
17,8
|
1005,4
|
…
|
…
|
…
|
В
среднем за 1991-1995 гг.
|
21,7
|
603,8
|
563,6
|
206,9
|
12,4
|
В
среднем за 1996-2000 гг.
|
30,0
|
1431,5
|
1337,4
|
358,2
|
56,5
|
В
среднем за 2001-2005 гг.
|
29,3
|
1201.5
|
1169,5
|
320,2
|
29,1
|
Анализ данных по пятилеткам не позволяет выявить
какие-либо устойчивые тенденции. В то же время можно отметить заметное
увеличение числа и площади лесных пожаров в 1996-2005 гг. по сравнению с
предыдущим десятилетием.
Показатели горимости лесов в 2006 г. по
сравнению со среднегодовыми показателями за предыдущее пятилетие (2001-2005
гг.) свидетельствуют о том, что количество пожаров возросло на 10,9%.
Пройденная огнем лесная площадь - на 24,3%. В 2006 г. по сравнению с 2005 г
количество лесных пожаров увеличилось на 69,0%, а пройденная ими лесная площадь
- на 76,7%.
Площадь лесных земель, пройденная пожарами,
составила в 2006 г. 1493,5 тыс. га; при этом 30,3% всей лесной площади,
пройденной пожарами, пришлось на Красноярский край, 29,3% - на Амурскую
область, 8,2% - на Иркутскую область.
В отечественной лесохозяйственной практике
пожары делятся на три вида в зависимости от того, в каких элементах лесных
насаждений происходит их распространение:
) низовые (наземные), на долю которых приходится
в среднем 97-98% общего числа лесных пожаров и 87-90% пройденной огнем лесной
площади;
) верховые (1,5-2,0% общего числа лесных
пожаров, 10-12% лесной площади, пройденной пожарами);
) подземные (относительно редкие виды пожаров,
их также называют торфяными, почвенными, подстилочно-гумусовыми).
Пройденная огнем покрытая лесом площадь в 2006
г. составила 1491,4 тыс. га, в том числе низовыми пожарами было пройдено 1442,9
тыс. га, верховыми - 47,2 тыс. га, подземными - 1,2 тыс. га.
Кроме лесных земель, пожарами было охвачено
956,6 тыс. га нелесных земель, предназначенных для нужд лесного хозяйства, что
составляет 45,4% от общей площади, пройденной лесными пожарами. Наиболее
значительные площади нелесных земель, пройденных пожарами, наблюдались на
территории Амурской области - 746,0 тыс. га (78,0% от всей площади таких
земель), Новосибирской области - 34,7 тыс. га (3,6%), Алтайского края - 30,1
тыс. га (3,1%).
В целом по России в течение 2006 г. было
зарегистрировано 32524 лесных пожара, в том числе 2381 - от грозовых разрядов,
22008 - по вине граждан, 5428 - от сельскохозяйственных палов, 71 - по вине
лесозаготовителей, 496 - по вине других организаций, 2140 - от невыясненных
причин. Таким образом, 28003 (86,1% общего их числа) лесных пожара произошло по
вине человека.
В 2006 г. в России было зарегистрировано 957
крупных лесных пожаров (2,9% общего числа лесных пожаров). В нашей стране
крупным принято называть лесной пожар, распространившийся более чем на 25 га в
районах наземной охраны лесов и более чем на 200 га в районах авиационной
охраны лесов от пожаров.
Следует отметить, что крупные лесные пожары
отличаются от средних и мелких не только своими размерами. Количественное
увеличение площади пожара приводит к появлению нового качества. В научной
литературе выделяются следующие характерные особенности крупных лесных пожаров:
) возникают во время продолжительных засушливых
периодов, чаще всего при сильных ветрах;
) действуют на фоне массовой вспышки мелких и
средних пожаров;
) характер горения на кромке у крупного лесного
пожара отличается большим разнообразием, так как кромка проходит через участки
различных категорий; кроме того, пожар действует обычно в течение нескольких
суток;
) распространяются с высокой скоростью;
) как правило, легко преодолевают различные
преграды и препятствия (минерализованные полосы, противопожарные разрывы,
дороги, небольшие реки);
) вызывают очень сильную задымленность обширных
районов, затрудняющую действия авиации.
Глава 3. Педагогические аспекты по теме
.1 Анализ программы
Анализа программы А. Т. Смирнова, А. Т. Жилова,
В. Н. Латчука, Б. И. Мишина (2002) показал, что темы связанные с лесом и
безопасным поведением в лесу можно рассматривать в 6 классе в разделе 1.6.
Правила поведения на природе на данный раздел предусмотрено 10 ч.
Цель курса является формирование у обучающих
сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих. Приобретение ими навыков сохранять
жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях,
умений оказывать само- и взаимопомощь. Также автор программы выделяет ряд
задач.
Задача №1. Предоставить обучающим
систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни,
здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке
влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма
безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Задача №2. Сформировать у обучающих основные
понятия безопасности жизнедеятельности. Привить навыки по оказанию первой
медицинской помощи пострадавшим. Ознакомить с организацией Единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуацией
(РСЧС).
Примерная программа по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности» в V-IX классах общеобразовательных учреждений.
Правила поведения на природе (10ч.)
Согласно данной программе нами составлен план
экскурсии в лес.
План: экскурсии в лес
Цели экскурсии:
. Дать ученикам представление о лесе, о животных
с которыми они могут встретиться.
Ход экскурсии . Организация класса.
Перекличка (Учитель отмечает отсутствующих),
осмотр готовности классу к экскурсии (одежда: спортивную форму, головные уборы,
удобную обувь. Одежда - защищают нас от комаров, клещей. различных царапин.
Запас питьевую воду и кое-что перекусить.).
Учитель: Если в дороге у вас возникнут какие-то
трудности или вопросы, в первую очередь обращайтесь ко мне, не разбегайтесь,
следуйте за мной. . Повторение материала изученного в классе.
Какие опасные ситуации могут возникнуть в лесу?
Перечислите причины возникновения лесных
пожаров?
Дети: 1.Неосторожное обращение с огнем
.Детская шалость с огнем
.Сжигание мусора вблизи жилых домов и на
территории, прилегающей к лесным массивам
.Искры из выхлопных труб автотранспорта
.Грозовые разряды молний
. Самовозгорание промасленного обтирочного
материала
. Эффект фокусирования солнечных лучей стеклом
Учитель: Ребята, скажите определение лесного
пожара.
Дети: Лесной пожар - это неконтролируемое
горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Какие животные могут представлять нам
опасность?. Новый материал
Рассказ учителя о роли леса для
жизнедеятельности людей. О его обитателях: белки, ежик, волки, медведи.
Насекомые: комары, клещи, шмели, пчелы. О лекарственных и ядовитых растениях. .
Закрепление материла и развлечение
Игра: «Опасности в лесу» . Дети садятся в круг и
вспоминают опасности, которые рассматривали и которые могут встретиться в лесу.
По последней букве слова придумать опасности, которую можно встретить в лесу.
Игра «Салочки». Один ребенок - ведущий: волк.
Остальные дети: животные которые боятся волка. Волк ловит детей.
Загадки: Не все любят крапиву, боятся ее, потому
что она жжется. Но крапива лечебная трава, ею лечат радикулиты, простуду.. Итог
экскурсии
Учитель: Вот мы с вами и побывали на экскурсии в
лесу. Узнали, какие деревья и травянистые растения, от каких болезней могут
помочь, а также о вредных насекомых, с которыми вы можете столкнуться в лесу.
Надеюсь, эта информация пригодиться вам в жизни.
Заключение
Состав воздуха атмосферы в целом, а также состав
приземных слоев воздуха России в значительной степени определяется
деятельностью лесов. В настоящее время установлено, что более половины
фотосинтетического кислорода атмосферы поставляется лесом. Тем самым леса
играют главенствующую роль в регулировании газового состава атмосферного
воздуха. Поэтому уменьшение лесистости суши, вырубка за последнее тысячелетие
50 - 70 % естественных лесов влияют на углеродно-кислородный баланс атмосферы.
Лес оказывает большое воздействие на состояние
чистоты воздуха. В качестве гигантских фильтров лес очищает воздух от пыли и
микроорганизмов. Дубовые насаждения на 1 га отфильтровывают своими кронами 54
т. Пыли в год, сосняки - 35 т., ельники - 32 т. Например, сернистый газ активно
поглощается тополем, окислы азота - можжевельником и туей. Лесонасаждения
поглощают также радиоактивные загрязнения.
В последние годы в связи с общими тенденциями
изменения климата отмечается потепление почти на всей территории России.
Наиболее четко этот тренд прослеживается в азиатском секторе России, где
повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.
Во все больших масштабах происходит деградация
лесов. Общая площадь лесных насаждений, усохших в 1998 г., составила около 290
тыс. га, из них от пожаров - более 250 тыс. га.
Деградации природных комплексов способствует
нерациональная эксплуатация природных ресурсов. Низкие ставки платы за
природные ресурсы, а в ряде случаев практически полное их отсутствие,
способствуют неумеренной эксплуатации природных богатств, подрыву
воспроизводства возобновляемых ресурсов. Следует также отметить, что по оценкам
многих независимых экспертов объемы незаконно заготовленной древесины
составляют в России от 20 до 50% от объемов законной заготовки.
Список литературы
.Новиков
Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. Пособие для вузов. - 2е изд.,
испр. и доп./ Ю.В. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕС, 2002.-560с.
.Кормилицын
В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. Учеб. пособ. М.: МПУ,
1997.368 стр.
.Воронков
Н.А. Экология общая, социальная, прикладная: Учеб. для студентов ВУЗов. Пособие
для учителей. - М.: агар, 2000.-424с.
.Государственный
доклад. О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2003г.
Чита 2004г.
.Хотунцев
Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-480с.
.Горлачёв
В.П., Корсун О.В., Игумнова Е.А., Золотарёва Л.Н. Региональная экология:
Учебник для общеобразовательных учебных заведений Чит. области и Агинско
Бурятского автономного округа. - Издание 2-е, испр. и доп. - Чита:
Экспресс-издательство, 2007.-210с.
.Экология
и Б.Ж.: Учеб. пособие для вузов/ Д.А. Кривошеин, А.А. Муравей, Н.Н. Роев и др.;
под. ред. А.А. Муровья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-447с.
.Основы
безопасности жизнедеятельности. 7кл.: Учебник для общеобразоват. учеб.
заведений/С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.И. Кузнецов.-2-е изд.
- М.: Дрофа; ДИК, 2000.-208с.: ил.
.Основы
безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 4 класс/ сост. Г.Н. Шевченко.
- Волгоград: Учитель,2005.-112с.
.Воронов
Е.Т., Браунер Е.Н., Воронов Е.Д., Пестов В.М.
Безопасность
жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Учебное пособие.-
Чита: ЧитГТУ, 2003. - 209 с.
.Мазур
И.И., Иванов О.П. Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник/ И.И.
Мазур, О.П. Иванов; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Академия гражданской
защиты МЧС России, кафедра устойчивости экономики и жизнеобеспечения.- М.: ЗАО
«Издательство Экономика», 2004.702с.
.Основы
безопасности жизнедеятельности. 7-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева.-2-е
изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2006.-143,[1] с.: ил.
.Маслов
А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 кл.: Учебно
- метод. пособие.- М.: Дрофа, 2003.-112с.
.Основы
безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 6 кл./ сост. Засядько Ю.П.-Волгоград:
Экстремум, 2005.-140с.
.Васильев
П.Л. Безопасность жизнедеятельности «Экология и охрана труда». Количественная
оценка и примеры: Учебное пособие для ВУЗов.: ЮНИТИ - ДАНА. 2005. - 188 с.
.
Безопасность жизнедеятельности : Учебник / под с. Проф. Э. А . Арустамова. -
3-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский дом «Дашков и компания», 2001. -
678 с.
.
Крючок Н.А., Латчук В.Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в
чрезвычайных ситуациях: Учебник для населения / под изд. ред. Г.Н. Кириллова. -
М.: издательство М.И. Энас, 2003. - 264.: и.я.
.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для лиц. Высших
учебных заведений / Борис Степанович Мастрюков. - 2-е изд., пер.-М.:
издательский центр «Академия», 2004.- 336 с.
.
Ботаника. Анатомия и морфология растений. Учеб. пособие для студентов биол.
спец. под. ин. - тов. М., «Просвещение», 1978.
.
Баранов Е.И. Ботаника: Учебник для студентов высших учебных заведений / Е.И.
Баранов, С.П. Зайчукова. - М.: Издательский центр: «Академия», 2006. - 448 с.,
[32 с. Ц.В. выкл.]
Приложение 1
Лесная аптека
Сейчас мы с вами находимся на поляне, в лесной
аптеке. Старые люди знают, что хвойные деревья хорошо выручают при затяжной
простуде, помогают избавиться от застарелого кашля. Фармацевты получают из хвои
ели пасту для лечения ожогов.
Сосна как лекарственное дерево была известна еще
в глубокой древности. Во время блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
из ее хвои было налажено производство витаминного напитка. И сейчас хвоя сосны
считается ценным витаминным препаратом, так как содержит большое количество
витамина С, который, помимо прочих достоинств, способен предохранить человека
от цинги. Но для лечения простудных заболеваний можно использовать и
нераспустившиеся побеги, которые называют сосновыми почками.
Настой и отвар почек березы применяется как
мочегонное, желчегонное, противовоспалительное и ранозаживляющее средство.
Березовый сок полезен при отеках, цинге (заболевании, развивающемся при
недостатке в пище витамина С).
А посмотрите вот на этот темно - голубой цветок.
Называется он василек. В народной медицине применяют не только цветы василька,
но и семена, растирая их в порошок, для сведения бородавок. Сок васильков
способствует быстрому заживлению раны.
Одуванчик очень целебен. При укусе насекомых
надо сделать повязку из свежего растения. А из молодых листьев одуванчика,
собранных ранней весной, можно приготовить салат. Этот салат очень вкусен и
полезен.
Не все любят крапиву, боятся ее, потому что она
жжется. Но крапива лечебная трава, ею лечат радикулиты, простуду.
Ребята, каких опасных насекомых вы знаете?
Приложение 2
Опасные насекомые
В лесу вам нужно опасаться укусов насекомых.
Сейчас я расскажу о них подробнее. Гнезда ос и пчел овальной формы
располагаются на деревьях. Шмели размещают свои дома в подземных норах. Эти
места лучше обходить стороной. Если же вы попали и растревожили рой, нужно
сесть неподвижно, пока рой не успокоится, а потом медленно уходить. При
нападении роя спасаться бегством, прикрыв лицо руками.
Во влажных и затененных местах с густой травой и
подлеском серьезную угрозу для человека представляют таежные клещи. Укус
таежного клеща может вызвать заболевание клещевым энцефалитом.
Особо внимательными нужно быть в период с мая по
июль. Опасным считается район, который заражен 1 % клещей.
Похожие работы на - Глобальное значение лесных ресурсов
|