Метрология, стандартизация и сертификация

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метрология, стандартизация и сертификация















Метрология, стандартизация и сертификация

Содержание

Основной постулат метрологии. Уравнение измерений. Шкалы измерений, их определения

Государственный метрологический контроль и надзор. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Укажите виды ответственности

Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению

Изложите порядок сертификации зерна и продуктов его переработки. Приложите копии необходимых документов

Услуги предприятий общественного питания. Их классификация. Основные направления развития общественного питания, отраженные в «Концепции развития потребительской кооперации на период до 2010 года

Список использованной литературы

метрология измерение сертификация зерно

Основной постулат метрологии. Уравнение измерений. Шкалы измерений, их определения

Основной постулат метрологии: отсчет является случайным числом. Первый постулат: без априорной информации измерение невозможно. Этот постулат метрологии относится к ситуации перед измерением и говорит о том, что если об интересующем нас свойстве мы ничего не знаем, то ничего и не узнаем. Вместе с тем, если о нем известно все, то измерение не нужно. Таким образом, измерение обусловлено дефицитом количественной информации о том или ином свойстве объекта или явления и направлено на его уменьшение.

Второй постулат: измерение есть не что иное, как сравнение. Этот постулат относится к процедуре измерения и говорит о том, что нет иного экспериментального способа получения информации о каких бы то ни было размерах, кроме как путем сравнения их между собой. Народная мудрость, говорящая о том, что "все познается в сравнении", перекликается здесь с трактовкой измерения Л.Эйлером, данной свыше 200 лет назад: "Невозможно определить или измерить одну величину иначе как приняв в качестве известной другую величину этого же рода и указав соотношение, в котором она находится с ней".

Третий постулат: результат измерения без округления является случайным. Этот постулат относится к ситуации после измерения и отражает тот факт, что на результат реальной измерительной процедуры всегда оказывают влияние множество разнообразных, в том числе случайных, факторов, точный учет которых в принципе невозможен, а окончательный итог непредсказуем. Вследствие этого, как показывает практика, при повторных измерениях одного и того же постоянного размера либо при одновременном измерении его разными лицами, разными методами и средствами получаются неодинаковые результаты, если только не производить их округления (огрубления). Это отдельные значения случайного по своей природе результата измерения.

Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств. В процессе измерения необходимы объект измерения, измерительный прибор и исполнитель

Выделяют две группы факторов, влияющих на результат измерения: априорные, факторы, влияющие в процессе измерения и апостериорные. С целью компенсации влияющих факторов в экспериментальные данные вносятся аддитивные и мультипликативные поправки, которые могут быть точно или ориентировочно известными величинами, либо некоторыми функциями (в том числе функциями влияния).

При окончательном представлении результатов измерений учет влияющих факторов проявляется в том, что из-за невозможности их полного исключения и компенсации результаты измерений оказываются неопределенными и подчиняются тем или иным законам распределения вероятности. Следовательно, эти факторы при подготовке необходимо по возможности исключать, в процессе измерения - компенсировать, а после измерений - учитывать.

Среди математических методов исследования можно выделить четыре основных направления:

) статистические методы обработки экспериментальных данных;

) статистические методы планирования экспериментов;

) статистические методы в специальных испытания и контрольных процедурах;

) компьютеризация научных исследований, программное и информационное обеспечение задач статистического анализа.

В практике проведения экспериментальных исследований математико-статистические методы необходимо использовать при решении следующих задач:

поиск оптимальных условий проведения процессов, поиск оптимального сочетания факторов (входных переменных), обеспечивающих наилучших результат, и т.д.;

построение математических моделей процессов, явлений;

дискриминация гипотез об изучаемом объекте, описываемых разными моделями, с целью выбора наиболее адекватной модели.

Увеличение объемов вычислений вызывает необходимость автоматизации расчетов. Если раньше эта автоматизация ограничивалась функциями калькулятора, то теперь разрабатываются пакеты прикладных программ, способных не только вычислять статистические характеристики, но и разумно осуществлять обоснованный выбор необходимых параметров и выдавать результат с пояснениями. Компьютер позволяет радикально улучшить качество получаемой информации. Трудоемкость ручных расчетов неминуемо заставляет упрощать анализ, сводить его лишь к нескольким наиболее важным цифрам. Однако когда возникает проблема, бывает довольно сложно установить причины, так как необходимая исходная информация не собирается или просто игнорируется при расчетах. Работа по оптимизации метрологического анализа, как вычислительно - аналитического аппарата, так и программного обеспечения обработки информации, чрезвычайно важна и представляет большой интерес для метрологов-прикладников. Это направление стремительно развивается и ученых ожидает еще множество нерешенных проблем, разрешение которых приведет к новому научному прорыву.

Прямое измерение - искомое значение величины находят непосредственно по шкале прибора.

Косвенное измерение- используется известная зависимость между искомой величиной и величинами прямых измерений. Например, измерение температуры термометром или длины с помощью линейки - прямые измерения, а нахождение плотности однородного тела по его массе и геометрическим размерам косвенное.

Совокупные измерения связаны с нахождением нескольких одноименных величин в результате решения системы уравнений, полученных при прямых измерениях различных сочетаний этих величин. Например, производится определение массы всех гирь набора по известной массе только одной из гирь.

Совместные измерения связаны с измерениями нескольких неодноименных величин для нахождения зависимости между ними. Например, совместное измерение концентрации и оптической плотности растворов для нахождения молярного коэффициента светопоглощения.

В метрологической практике основой для измерений физических величин служит шкала измерений - упорядоченная совокупность значений физической величины. Распространение получили 4 шкалы:

Наименований (номинальная) - самая простая из всех шкал. В ней числа выполняют роль ярлыков и служат для обнаружения и различения объектов. При использовании этой шкалы ( нумерация игроков в команде) числа можно менять местами, подсчитывать сколько раз встречается то или иное число. Нельзя сравнивать между собой, складывать и вычитать.

Порядка (ранговая, неметрическая) - В этой шкале числа упорядочены по рангам (ранжированы). Но интервалы между ними не закреплены. Можно сравнивать: больше-меньше, хуже-лучше. Широко используется для оценки качественных показателей в гуманитарных науках, спорте, искусстве и других областях где измерения не достигли высокого совершенства. Примеры: реперные шкалы для оценки землетрясений (МСК), силы ветра (Бофорта). Числа в этих шкалах называют баллы. Их нельзя складывать, вычитать, перемножать и делить.

Интервалов - в ней числа не только упорядочены, но и закреплены между ними интервалы (время, температура). Однако положение нуля (начало отсчета) выбирается произвольно. Можно числа складывать и вычитать, но нельзя делить.

Отношений - самая совершенная шкала. В ней закреплено положение нуля и возможны все математические действия с числами. В спорте по ней измеряют расстояние, силу, скорость и др. показатели.

Государственный метрологический контроль и надзор. Права и обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений. Укажите виды ответственности

Цель государственного метрологического контроля и надзора. Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются Государственной метрологической службой с целью проверки соблюдения требований этого Закона и других нормативно-правовых актов нормативных документов по метрологии.

Объекты государственного метрологического контроля и надзора. Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются:

средства измерительной техники;

методики выполнения измерений;

количество фасованного товара в упаковках.

Сфера государственного метрологического надзора. Государственный метрологический надзор распространяется на измерения, результаты которых используются во время:

работ по обеспечению здравоохранения;

работ по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан;

контроля качества и безопасности продуктов питания;

контроля состояния окружающей природной среды;

контроля безопасности условий труда;

геодезических и гидрометеорологических работ;

торгово-коммерческих операций и расчетов между покупателем (потребителем) и продавцом (поставщиком, производителем, исполнителем), в том числе в сферах бытовых и коммунальных услуг, услуг электро- и почтовой связи;

налоговых, банковских и таможенных операций;

учета энергетических и материальных ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа, воды, нефтепродуктов и тому подобное), за исключением внутреннего учета, который ведется предприятиями, организациями и гражданами субъектами предпринимательской деятельности;

работ, которые выполняются по поручению органов прокуратуры и правосудия; обязательной сертификации продукции;

регистрации национальных и международных спортивных рекордов.

Виды государственного метрологического контроля и надзора. 1. К государственному метрологическому контролю принадлежат:

государственные испытания средств измерительной техники и утверждения их типов;

государственная метрологическая аттестация средств измерительной техники; поверка средств измерительной техники;

аккредитация на право проведения государственных испытаний, поверки и калибрования средств измерительной техники, проведение измерений и аттестации методик выполнения измерений.

Права и обязанности государственных инспекторов по метрологическому надзору.

Государственный метрологический надзор осуществляют служебные лица Госстандарта Россс и его территориальных органов - государственные инспекторы по метрологическому надзору (далее - государственные инспекторы). Государственные инспекторы должны быть аттестованы в порядке, установленном Госстандартом

Государственные инспекторы, выполняя свои обязанности, имеют право:

беспрепятственно, с предъявлением служебного удостоверения, посещать центральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации и граждан субъектов предпринимательской деятельности с соблюдением установленных в них порядка и режима работы;

проверять деятельность центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и граждан субъектов предпринимательской деятельности относительно соблюдения требований этого Закона, других нормативно-правовых актов России и нормативных документов по метрологии, а также использовать при этом их технические средства и привлекать к проверкам их работников;

получать необходимые сведения и материалы по метрологии;

направлять на инспекционную поверку средства измерительной техники;

проверять правильность отнесения средств измерительной техники к таким, которые подлежат поверке;

проверять количество фасованного товара в упаковках во время его фасовки и продажи;

пользоваться проездными билетами для проезда в городском пассажирском транспорте (кроме такси), которые могут закупаться за счет ассигнований, предусмотренных в смете на содержание организации, в штате которой эти инспекторы находятся.

В случае выявления нарушений метрологических норм и правил государственные инспекторы в установленном законом передке имеют право:

запрещать применение, выпуск из производства, ремонта и в продажу и выдачу напрокат средств измерительной техники;

аннулировать результаты поверки средств измерительной техники;

запрещать реализацию партий фасованного товара;

запрещать выполнение работ, связанных с измерениями, если эти измерения не обеспечивают достоверных результатов;

составлять протоколы об административных правонарушениях в области метрологии;

вносить предложения относительно аннулирования документов по аккредитации на право проведения государственных испытаний, поверки и калибрования средств измерительной техники, проведения измерений и аттестации методик выполнения измерений.

Ответственность государственных инспекторов

Государственные инспекторы, осуществляющие государственный метрологический контроль и надзор, обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, а также положения нормативных документов по обеспечению единства измерений и государственного метрологического контроля и надзора.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, государственные инспекторы могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Жалобы на действия государственных инспекторов подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган Государственной метрологической службы, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Действия государственных инспекторов могут также быть в установленном порядке обжалованы в суд.

Обжалование действий государственных инспекторов не приостанавливает реализацию их предписаний.

Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, согласованию, утверждению, регистрации, применению, обновлению, отмене технических условий (ТУ) на российские пищевые продукты, предназначенные для реализации населению и для промышленной переработки на пищевые цели.

ТУ на пищевые продукты являются техническим документом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного пищевого продукта (нескольким конкретным пищевым продуктам), необходимые и достаточные для идентификации продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании.

Для идентификации конкретного пищевого продукта в ТУ регламентируют его наименование, органолептические, физические и химические показатели, состав и содержание ингредиентов, а также, при необходимости, форму, размеры, массу, категорию, сорт и другие показатели, однозначно его определяющие.

ТУ разрабатывают в следующих случаях:

при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации (далее - государственный стандарт), общих технических условий или технических условий;

при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту.

При отсутствии государственных стандартов общих технических условий или технических условий на конкретные пищевые продукты в ТУ должны быть регламентированы требования, установленные в государственных стандартах на методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение, распространяющихся на пищевые продукты.

При наличии государственных стандартов общих технических условий или технических условий на группу пищевых продуктов требования к конкретным пищевым продуктам в ТУ излагаются с учетом требований этих стандартов.

При уточнении или дополнении в ТУ требований государственных стандартов общих технических условий или технических условий значения показателей не должны быть ниже (хуже) установленных государственными стандартами.

Примечание - Не следует разрабатывать ТУ, если требования к конкретному пищевому продукту установлены государственным стандартом технических условий.

Требования, устанавливаемые в ТУ на пищевые продукты, должны соответствовать законам Российской Федерации, требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм.

Требования государственных стандартов, санитарных и ветеринарных правил и норм, на соответствие которым осуществляется обязательная сертификация пищевых продуктов, представляют в ТУ в виде ссылок на пункты этих документов.

Если требования к конкретному пищевому продукту не регламентированы государственным (отраслевым) стандартом и санитарно-эпидемиологические требования не определены санитарными (ветеринарными) правилами и нормами, при разработке ТУ рекомендуется руководствоваться требованиями нормативных документов к близкому по составу пищевому продукту.

Требования утвержденных технических условий являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту конкретных пищевых продуктов, включая их транспортирование и хранение.

ТУ подлежат обновлению, если их содержание вошло в противоречие с законодательством, обязательными требованиями государственных стандартов и (или) санитарными и ветеринарными правилами и нормами.

Обновление ТУ может быть обусловлено изменившимися требованиями к качеству и безопасности конкретных продуктов со стороны заинтересованных юридических и физических лиц или решением держателя подлинника данных ТУ.

Обновление ТУ может также проводиться по требованию органов государственного контроля и надзора.

Обновление ТУ осуществляет держатель подлинника путем их пересмотра или внесения в них изменений.

Пересмотр ТУ осуществляет держатель подлинника путем разработки новых ТУ взамен действующих в случае, если их содержание обновляется настолько, что это может изменить результаты идентификации конкретных продуктов, выпускаемых по данным ТУ. В остальных случаях обновление ТУ может быть осуществлено путем разработки изменения к данным ТУ и его согласования, утверждения и регистрации в порядке, установленном для ТУ.

ТУ отменяет держатель подлинника по своему решению или на основе требований органов государственного контроля и надзора.

Требования к изложению

Текст ТУ должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для понимания содержания ТУ.

В ТУ следует применять термины, установленные государственными стандартами, а при их отсутствии допускается применять термины, установленные стандартами отраслей. Если в ТУ применены термины, установленные в стандарте на термины и определения, то в разделе 1 основной части ТУ (после первого абзаца) приводят примечание со следующей формулировкой: "В настоящих технических условиях используются термины, определения к которым установлены в ГОСТ ___________ (ГОСТ Р ______________ или ОСТ ________________)".

Нестандартизованные термины и определения излагают в отдельном разделе основной части ТУ или в обязательном приложении.

При изложении текста основной части ТУ (за исключением раздела 1) применяют слова, подчеркивающие обязательность требований ТУ: "должен", "следует", "подлежит", "необходимо", "не допускается", "запрещается", "не должен", "не следует", "не подлежит", "не могут быть", "не может иметь" и т.п., а также производные от этих слов.

В тех случаях, когда необходимо указать на разрешительный характер отдельных положений ТУ применяют слова: "допускается", "разрешается", "могут иметь", "может иметь" и т.п.

Приводя наибольшие и наименьшие значения величин, следует применять словосочетания: "Должно быть не более (не менее)" или "не должно превышать".

В ТУ не допускается применять:

обороты разговорной речи, техницизмы и узкопрофессиональные термины;

различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы) для одного и того же понятия;

иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке.

В тексте ТУ, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять:

математический знак "-" перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");

знак диаметр для обозначения диаметра (следует писать слово "диаметр");

математические знаки без числовых значений, например, ">" (больше), "<" (меньше), "=" (равно), "l" (больше или равно), "m" (меньше или равно), "-" (не равно), а также знаки "N" (номер) и "%" (процент).

Числовые значения показателей, устанавливаемых в ТУ, как правило, указывают в виде наибольших и (или) наименьших значений или приводят с предельными отклонениями с соблюдением требований ГОСТ 8.417.

При этом предельные (допустимые) отклонения значений показателя могут быть приведены в тексте вместе с номинальными или в виде отдельного требования.

При упаковывании крекера непосредственно в ящики допускается отклонение от номинальной массы нетто в меньшую сторону на 0,5%.

Отклонение от номинальной массы нетто в большую сторону, как правило, не ограничивается.

Текст основной части ТУ делят на структурные элементы, представляющие собой отдельные разделы. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы с соответствующими пунктами. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты.

При делении текста ТУ на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт или подпункт содержал законченную логическую единицу ТУ и составлял его отдельное положение.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты нумеруют арабскими цифрами.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста основной части ТУ.

Номер подраздела включает номера раздела и подраздела, а номер пункта - номера раздела, подраздела и пункта (или номера раздела и пункта), разделенные точками (точкой).

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела (при его наличии), пункта и подпункта, разделенные точками.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят, а отделяют от текста пробелом.

Текст приложения может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед их номерами ставят буквенное обозначение этого приложения, отделяя его от номера точкой.

Если раздел, подраздел или приложение ТУ имеет только один пункт, то нумеровать его не следует.

Разделы и подразделы ТУ должны иметь заголовки. При необходимости заголовки могут быть использованы для пунктов.

В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепринятых аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения продукта).

В заголовке не допускается перенос части слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов и подразделов.

Заголовок раздела (подраздела или пункта) следует печатать, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не ставя точку в конце и не подчеркивая. При этом номер раздела (подраздела или пункта) следует печатать после абзацного отступа, оформляемого в соответствии с 4.8.

Внутри пунктов или подпунктов ТУ могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления ставят дефис.

Если в тексте ТУ необходимо сослаться на одно или несколько перечислений, то перед каждой позицией перечисления приводят строчную букву, располагаемую в алфавитном порядке, а после нее ставят скобку.

Таблицы в ТУ применяют для наглядности и удобства сравнения числовых значений показателей.

Табличную форму применяют, если различные показатели могут быть сгруппированы по какому-либо общему признаку (например физические и химические показатели), а каждый из показателей может иметь два или более значений.

При наличии в ТУ небольшого по объему цифрового материала, его приводят в виде текста, располагая цифровые данные в виде колонок.

Если в ТУ необходимо пояснить отдельные слова, словосочетания или данные, то используют сноски, которые оформляют в соответствии с ГОСТ Р 1.5 (4.10).

В ТУ следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения, установленные ГОСТ 8.417. При этом наряду с единицами СИ, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем, разрешенных к применению.

Обозначение единиц физических величин следует применять в таблицах и пояснениях символов, используемых в формулах, а в тексте ТУ - только при числовых значениях этих величин.

Если в тексте ТУ приведен ряд числовых значений физической величины, выраженных одной и той же единицей, то обозначение единицы физической величины указывают только за последним числовым значением.

Интервалы чисел в тексте ТУ записывают со словами: "от ... и до ... включительно", если после чисел указана единица физической величины или, если эти числа являются безразмерными коэффициентами.

Если интервал чисел охватывает порядковые номера, то для записи интервала используют тире.

Если в тексте ТУ приводят диапазон числовых значений физической величины, которые выражены одной и той же единицей величины, то обозначение единицы величины указывается за последним числовым значением диапазона, за исключением знака "%".

Требования к оформлению

ТУ оформляют машинописным или машинным (компьютерным) способом, на листах размерами 220 x 290 мм или 205 x 290 мм (формат А4).

При использовании машинописного способа текст ТУ печатают на одной стороне листа через два интервала, а заголовок в таблице - через один интервал.

При использовании машинного способа ТУ выполняют в соответствии с ГОСТ 2.004.

Расстояние между заголовками раздела, подраздела, предыдущим и последующим текстом, а также между заголовками раздела и подраздела должно быть равно:

трем интервалам - при выполнении ТУ машинописным способом;

не менее чем четырем высотам шрифта - при выполнении ТУ машинным способом. Расстояние между строками заголовков подразделов и пунктов принимают таким же, как в тексте.

При подготовке текста ТУ буквы латинского и греческого алфавитов, отдельные слова с использованием букв латинского алфавита, формулы, условные знаки допускается вписывать черными чернилами, пастой или тушью. При этом плотность вписанного текста должна быть аналогична плотности остального текста. Схемы, диаграммы, рисунки и другой графический материал (если их невозможно выполнить машинным способом) выполняют черной тушью или пастой.

При применении машинописного способа для подготовки ТУ описки и графические неточности исправляют с помощью специального корректирующего средства и (или) путем впечатывания исправленного (дополнительного) текста (или его вписывания рукописным способом) на том же месте или между строк.

При подготовке ТУ не допускаются повреждения листов, помарки и (или) следы не полностью удаленного прежнего текста (графического материала).

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту ТУ и равен пяти знакам. Текст ТУ должен иметь поля следующих размеров:

20 мм - верхнее;

10 мм - правое;

не менее 20 мм - левое и нижнее.

Оформление всех страниц ТУ (за исключением титульного листа) - в соответствии с Приложением В. При этом используют сквозную нумерацию всех страниц (включая приложения и лист регистрации изменений) арабскими цифрами с учетом титульного листа ТУ, на котором номер страницы не проставляют.

Изложите порядок сертификации зерна и продуктов его переработки

Порядок проведения сертификации зерна, продуктов его переработки и комбикормов устанавливает поэтапную последовательность процедур сертификации и обеспечивает исключение дублирования работ.

Схемы сертификации.

Схема 1 - сертификат на серийно выпускаемую продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний образцов (проб), взятых из сферы торговли и/или со склада готовой продукции изготовителя (продавца).

Схема 2 - сертификат на серийно выпускаемую продукцию может быть выдан на основании сертификации систем качества как в Системе сертификации ГОСТ Р, ХАССП, так и в зарубежных системах, при положительных результатах испытаний образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний образцов (проб).

Схема 3 - сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытаний представительной выборки образцов (проб) продукции в аккредитованных испытательных лабораториях.

Партия должна быть четко идентифицирована.

Для проведения сертификации заявитель первоначально обращается в РЗС, где получает необходимую информацию, консультации и бланки заявления на сертификацию.

Допускается проведение сертификации поставляемых партий до их прибытия в Российскую Федерацию, в том числе на этапе заключения контракта на поставку. Основанием для проведения сертификации служит анализ информации о зерне, продуктах его переработки, комбикормах, специально доставленных для этих целей заявителем из-за рубежа, об их изготовителе, а также анализ результатов испытании образцов продукции с последующим инспекционным контролем продукции при ее поставках.

При таком способе сертификации требуется подтверждение идентичности реально поставленной продукции испытанным образцам, в том числе как путем изучения сопроводительной документации и внешнего осмотра продукции, ее маркировки и упаковки, так и путем проведения контрольных испытаний образцов поставленной продукции в местах получения продукции.

По соглашению сторон предконтрактная оценка продукции и условий ее производства может быть проведена с выездом представителя российской стороны к производителю.

Порядок проведения сертификации включает:

подачу и рассмотрение заявки на сертификацию с прилагаемыми документами;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы сертификации;

отбор, идентификацию образцов (проб) и их испытания;

анализ состояния производства или наличие сертификата систем качества (для схемы 2);

анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата;

выдачу сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой).

РЗС рассматривает заявку и принимает по ней решение в срок не более трех дней.

Перед проведением сертификационных испытаний эксперт привлекаемый РЗС из числа аттестованных в установленном порядке экспертов по конкретной группе продукции проводит идентификацию заявленной продукции:

на принадлежность к заявляемой партии, на законность ее производства (ввоза);

на соответствие указанному наименованию (вид, класс, категория, сорт) и информации, указанной в товарно-сопроводительных документах и/или на этикетке, путем оценки органолептических показателей отобранных образцов, изучения данных о составе продукции, другой информации, содержащейся на этикетке или в другой сопроводительной документации.

При недостаточности или ненадежности полученной документальной информации для идентификации продукции по согласованию с заявителем назначает проведение дополнительных испытаний продукции по органолептическим и физико-химическим показателям во время проведения сертификационных испытаний в лаборатории за счет заявителя.

Результаты идентификации рекомендуется оформлять отдельным протоколом или отражать в акте отбора.

Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить схему сертификации из числа установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации однородной продукции и применяемых в конкретных условиях. В случае несогласия органа по сертификации с предлагаемой заявителем схемой сертификации он должен в решении по заявке изложить обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме сертификации и назначения иной схемы сертификации.

Отбор образцов (проб) для испытаний осуществляет эксперт по продукции по поручению РЗС.

Отбор образцов (проб) оформляется актом отбора проб. Отобранные образцы (пробы) изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора.

Оформление результатов сертификации.

Эксперт проводит анализ результатов испытаний и готовит решение о выдаче сертификата.

Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, установленным в заявке на сертификацию. При подготовке решения эксперт РЗС учитывает наличие сертификата соответствия, выданного в установленном порядке.

В случае отказа в выдаче сертификата, заявителю в трехдневный срок направляется письменное обоснование принятого решения.

Срок действия сертификата Системы устанавливается с учетом срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (для серийно выпускаемой продукции).

Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию не должен превышать трех лет, а срок действия сертификата на партию продукции не должен превышать срока её хранения.

Сертификаты оформляются на бланках Системы.

Сертификат оформляется, как правило, на продукцию конкретного наименования.

В одну группу могут быть включены несколько наименований продукции, если она выпускается одним изготовителем и сертифицирована по одним и тем же требованиям, исходя из наличия единого документа на эту продукцию, однородности используемого сырья, идентичности способа изготовления, а также других факторов, влияющих на качество готовой продукции.

При внесении изменений в техническую документацию и технологический процесс производства сертифицированной продукции заявитель обязан известить об этом
РЗС.
Применение знака соответствия, Системы.

Заявитель получивший сертификат, имеет право маркировать продукцию и сопроводительную документацию знаком Системы.

Место и способы нанесения знака устанавливает производитель (продавец) продукции. Заявитель имеет право использовать знак в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах.

Инспекционный контроль (если он предусмотрен схемой сертификации) за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации, проводивший сертификацию данной продукции.

Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок и обеспечивает получение информации о состоянии сертифицированной продукции, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака соответствия, с целью подтверждения того, что продукция и условия ее производства в течение времени действия сертификата продолжают соответствовать установленным требованиям.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством зерна, продуктов его переработки и комбикормов.

Способы проведения и периодичность проведения инспекционного контроля устанавливаются РЗС при организации проведения сертификации в каждом конкретном случае и фиксируются в договоре по инспекционному контролю либо в решении о выдаче сертификата.

В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:

отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе в аккредитованной лаборатории;

анализ информации о рекламациях на продукцию за проверяемый период;

анализ информации о продукции от основных потребителей, органов государственного надзора, обществ (ассоциаций) потребителей;

анализ на месте внесенных изменений в продукцию и (или) технологический процесс;

другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом (или отчетом), в котором дается оценка результатов испытаний образцов (проб) и других проверок, и заключением о возможности сохранения действия данного сертификата.

Акт (отчет) хранится в течение срока действия сертификата, а его копии направляется заявителю и организациям, принимавшим участие в инспекционном контроле.

По результатам инспекционного контроля в случае нарушения требований Системы орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия.

Приостановление или отмена действия сертификата соответствия:

Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:

несоблюдения заявителем (производителем, продавцом) требований нормативных и иных документов, контролируемых при сертификации продукции;

изменения законодательного, нормативного документа на продукцию;

изменения процесса производства, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие продукции, требованиям, контролируемым при сертификации.

Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с РЗС, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить результат путем вторичной проверки продукции.

Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

недостатки невозможно устранить;

корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится до сведения заявителя и всех заинтересованных лиц не позднее 7 дней с момента принятия решения.

В состав документов, предназначенных для хранения в Системе, включаются:

заявка на проведение сертификации, зарегистрированная в РЗС;

решения по заявке и о выдаче сертификата;

акт отбора образцов для испытаний;

декларация о соответствии поставщика (при наличии);

протокол идентификации продукции (при наличии);

протоколы лабораторных испытаний;

копия гигиенического заключения в случаях, предусмотренных действующим законодательством и нормативными документами;

копии контрактов (договоров) на поставку продукции (по схеме 3);

копии товаросопроводительных документов;

копии сертификатов происхождения, сертификатов качества изготовителя;

копии документов, содержащих информацию об изготовителе;

копии ветеринарных свидетельств, заверенные в установленном порядке (при необходимости);

программа проведения анализа и акт проверки состояния производства (при необходимости);

акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

другие документы, необходимость наличия которых установлена экспертом.

Услуги предприятий общественного питания. Их классификация. Основные направления развития общественного питания, отраженные в «Концепции развития потребительской кооперации на период до 2010 года

Предприятия общественного питания в зависимости от характера их деятельности подразделяются на:

предприятия, организующие производство продукции общественного питания (заготовочные фабрики, цеха по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные кулинарные цеха, предприятия (цеха) бортового питания и др.) с возможностью доставки потребителям;

предприятия, организующие производство, реализацию продукции общественного питания и обслуживание потребителей с потреблением на месте и на вынос (вывоз) с возможностью доставки (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые, предприятия быстрого обслуживания, кофейни);

предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети);

предприятия выездного обслуживания;

предприятия, организующие доставку и обслуживание потребителей в номерах гостиниц и других средствах размещения.

Стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.

При определении типа предприятия общественного питания учитывают следующие факторы:

ассортимент реализуемых кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их разнообразие и сложность изготовления;

техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочные решения и т.д.);

методы и формы обслуживания;

время обслуживания потребителей (время ожидания, предоставления и потребления услуги);

профессиональную подготовку и уровень квалификации персонала;

условия обслуживания (комфортность зала, мебели, этику персонала, эстетику оформления, интерьер и т.д.).

Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая заказные и фирменные блюда и изделия; алкогольные, прохладительные, горячие и другие виды напитков, мучные кондитерские и булочные изделия, табачные изделия, покупные товары, с высоким уровнем обслуживания и, как правило, в сочетании с организацией отдыха и развлечений.

Рестораны различают:

по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (рыбный, пивной, сырный и т.п.; рестораны национальной кухни или кухонь зарубежных стран);

по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов, в культурно-развлекательных и спортивных объектах, в зонах отдыха (ландшафтные), на транспорте (вагон-ресторан и пр.);

по интересам потребителей (клубный ресторан, спорт-ресторан, ресторан - ночной клуб, ресторан-салон);

по методам и формам обслуживания - ресторан с обслуживанием официантами, ресторан с обслуживанием по системе «шведский стол», ресторан выездного обслуживания;

по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (рестораны на морских и речных судах, в поездах).

Бар - предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.

Бары различают:

по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления продукции общественного питания - бар винный, пивной (паб-бар), кофейный, десертный, молочный, коктейль-бар, гриль-бар, суши-бар и пр.;

по специфике обслуживания потребителей и (или) организации досуга (развлечений) - видео-бар, варьете-бар, диско-бар, кино-бар, танцевальный бар (Данс Холл), лобби-бар, бар «Ночной клуб» и др.;

по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов; в культурно-развлекательных и спортивных объектах; в зонах отдыха;

по интересам потребителей (клубный бар, спорт-бар).

Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяют на три класса - «люкс», «высший» и «первый», которые должны соответствовать следующим требованиям:

«люкс» - широкий выбор услуг, предоставляемых потребителям, высокий уровень комфортности и удобство размещения потребителей в зале, широкий ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий, характерных для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров, изысканная сервировка столов, фирменный стиль, специфика подачи блюд, эксклюзивность и роскошь интерьера;

«высший» - большой выбор услуг, предоставляемых потребителям, комфортность и удобство размещения потребителей в зале, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей - для баров, фирменный стиль, изысканность и оригинальность интерьера;

«первый» - определенный выбор услуг, предоставляемых потребителям, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного изготовления, характерный для ресторанов, широкий или специализированный ассортимент напитков и коктейлей, в том числе заказных и фирменных для баров, гармоничность и комфортность интерьера.

Прочие предприятия общественного питания на классы не подразделяют.

Кафе - предприятие общественного питания по организации питания и (или без) отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции общественного питания, реализующее фирменные, заказные блюда, изделия и алкогольные и безалкогольные напитки.

Кафе различают:

по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная, кафе-пиццерия и др.);

по обслуживаемому контингенту и интересам потребителей, включая оформление интерьера, - молодежное, детское, студенческое, офисное, кафе-клуб, интернет-кафе, арт-кафе, кафе-кабачок и др.;

по местонахождению - в жилых и общественных зданиях, в том числе, в отдельно стоящих зданиях, зданиях гостиниц, вокзалов; в культурно-развлекательных и спортивных объектах; в зонах отдыха;

по методам и формам обслуживания - с обслуживанием официантами и с самообслуживанием;

по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (автокафе, вагон-кафе, кафе на морских и речных судах и т.п.).

Столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

Столовые различают:

по ассортименту реализуемой продукции - столовые, реализующие блюда, изделия и напитки массового спроса; вегетарианские, диетические, в том числе пищеблоки санаториев, профилакториев;

по обслуживаемому контингенту и интересам потребителей - столовые школьные, студенческие, офисные и др.;

по местонахождению - столовые общедоступные в жилых, общественных зданиях, столовые по месту учебы, работы, службы, временного проживания, при больницах, санаториях, домах отдыха и пр.;

по организации производства продукции - работающие на сырье, на полуфабрикатах (доготовочные), столовые смешанного типа, столовые-раздаточные.

Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольной продукции.

Закусочные различают:

по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные;

по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные.

Предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.

Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово «экспресс» или «бистро»,

Предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.

Предприятия быстрого обслуживания различают:

по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (гамбургерные, пиццерии, пельменные, блинные, пирожковые, пончиковые, шашлычные и т.д.);

по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные;

по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные (летние).

На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.

Буфет - предприятие общественного питания, находящееся в жилых и общественных зданиях, реализующее с потреблением на месте ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе холодные блюда, закуски, горячие, сладкие блюда несложного изготовления, мучные кулинарные, булочные и кондитерские изделия, и покупные товары.

Буфеты различают:

по местонахождению - в жилых, промышленных и общественных зданиях, по месту работы, учебы, в культурно-развлекательных и спортивных объектах (театрах, кинотеатрах, стадионах и пр.), в гостиницах, на вокзалах, пристанях, в аэропортах, при столовых и др.;

по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные (автобуфет, купе-буфет, буфеты на морских и речных судах и т.п.);

по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные.

Кафетерий - предприятие общественного питания, оборудованное буфетной или барной стойкой, реализующее с потреблением на месте горячие напитки из кофе, чая, прохладительные напитки, ограниченный ассортимент продукции общественного питания из полуфабрикатов высокой степени готовности, в том числе бутерброды, мучные булочные и кондитерские изделия, горячие блюда несложного изготовления, и покупные товары.

Потребление продукции общественного питания в кафетериях осуществляется, как правило, стоя.

Кофейня - предприятие общественного питания, специализирующееся на изготовлении и реализации с потреблением на месте широкого ассортимента горячих напитков из кофе, какао и чая, мучных блюд и мучных булочных и кондитерских изделий, кулинарной продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности в ограниченном ассортименте, а также алкогольных напитков и покупных товаров.

Потребление продукции общественного питания в кофейнях осуществляется, как правило, за столиками, метод обслуживания - официантами.

Предприятия общественного питания различных типов (кроме ресторанов) с вместимостью зала не более 16 мест при определении типа могут прибавлять к своему наименованию приставку «мини»: мини-кафе, мини-бар, мини-закусочная и т. д.

Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары. Допускается организация кафетерия в торговом зале магазина кулинарии.

Магазин кулинарии различают:

по местонахождению - общедоступные, при предприятиях, офисах, в организациях и учреждениях.

Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации.

Развитие общественного питания:

дает существенную экономию общественного труда вследствие более рационального использования техники, сырья, материалов;

предоставляет рабочим и служащим в течение рабочего дня горячую пищу, что повышает их работоспособность, сохраняет здоровье;

дает возможность организации сбалансированного рационального питания в детсклх и учебных заведениях.

Общественное питание одно из первых отраслей народного хозяйства встало на рельсы преобразования, приняв груз острейших проблем переходного периода на рыночные отношения. Быстрыми темпами прошла приватизация предприятий, изменилась организационно-правовая форма предприятий общественного питания. Появилось большое количество частных малых предприятий. В 1995 г. выходит закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон этот - один из основополагающих для периода, когда резко меняется курс от стопроцентной государственной монополии в хозяйстве к рыночным отношениям. Он определяет, какие именно предприятия относятся к малым и какие из них могут рассчитывать на поддержку государства. Поэтому специализированные предприятия, которые стали исчезать в первые годы приватизации, сейчас набирают темпы в своем развитии (шашлычные, пельменные, пиццерии, бистро и др.).

Многие предприятия общественного питания являются чисто коммерческими, но наряду с этим развивается и социальное питание: столовые при производственных предприятиях, студенческие, школьные столовые. Появляются комбинаты питания, фирмы, которые берут на себя задачи организации социального питания.

Конкуренция - неотъемлемая составная часть рыночной среды, развитой рынок немыслим без конкуренции. Конкуренция - главный двигатель рыночной экономики. У посетителей возникает возможность выбора. Основной задачей каждого предприятия является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия (фирмы) должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые:

отвечают четко определенным потребностям;

удовлетворяют требованиям потребителя;

соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;

предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

обуславливают получение прибыли.

Для достижения поставленных целей предприятие должно организовывать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции и ее безопасность.

Ситуация, когда предложения превышают спрос, требует маркетингового подхода к организации работы. Услуги питания и обслуживания должны быть конкурентоспособными. Основные критерии конкурентоспособности - безопасность, качество, ассортимент, цена, сервисные услуги. Нужны маркетинговые исследования качества услуг. Объект исследования - потребители, их отношение к услугам, требования к качеству и ассортименту продукции и услуг. Результаты исследования могут быть положены в основу политики предприятия в области качества; для этого не обойтись без создания системы качества.

Список использованной литературы

1. Аристов, А.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие / А.И. Аристов, В.М. Приходько, И.Д. Сергеев, Д.С. Фатюхин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

. Колчков, В.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / В.И. Колчков. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.

. Нефедов, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.С. Сигов, В.И. Нефедов, В.К. Битюков, Е.В. Самохина; Под ред. А.С. Сигов. - М.: Форум, 2012. - 336 c.

. Николаева, М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия : Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

. Эрастов, В.Е. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие / В.Е. Эрастов. - М.: Форум, 2010. - 208 c.

Похожие работы на - Метрология, стандартизация и сертификация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!