Реализация норм права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,52 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реализация норм права















Реализация норм права

Введение

право норма административный финансовый

Вопрос о норме права - одна из проблем общей теории права, что имеет особенно важное значение. Это касается, прежде всего, того, что правильная интерпретация сущности норм касается практических действий огромного числа организаций, должностных лиц и граждан.

В данной курсовой работе раскрыта тема «Реализация норм прав». Тема курсовой работы является очень актуальной и важной для изучения, ведь фактически понятие нормы права относится к числу законных понятий, делающих основу языка юриспруденции.

Норма права - это понятие, которое отражает внутреннюю, содержательную сторону права. Методы реализации права определяются в зависимости от вида нормы - запрещая, обязывая или разрешая:

.        соблюдение - реализация препятствующих норм права, заключающихся в пассивном поведении, отказе от действий, определенных правом как правонарушение;

. исполнение - реализация норм права, которое заключается в активном поведении реализации правовых обязанностей, возложенных на лицо;

.        использование - реализация разрешения норм права, которая заключается в реализации субъективных прав, предоставленных лицу.

Таким образом, реализация права - это правомерное поведение субъектов по использованию прав, исполнению обязанностей и соблюдению запретов. Правомерным поведением является не только использование, но и неиспользование субъективных прав.

Предметом изучения в курсовой работе являются нормы права, субъектом изучения является реализация норм права.

Цель курсовой работы - исследовать реализацию норм права. Цель реализации права - индивидуализация норм права, применительно к определенным условиям. В процессе применения права наблюдается правильное властное разрешение уполномоченным государственным органом в определенной жизненной ситуации.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

.        представить сущность реализации права и основные формы реализации норм права;

.        рассмотреть применение права как важнейшую форму реализации правовых норм;

.        охарактеризовать особенности реализации групп норм права.

В качестве основных источников литературы при написании работы использовались труды следующих авторов - Деревнин А.А. «Проблема содержания и формы права», Завадская ЛН. «Теоретические вопросы применения права», Малаков П.К. «Проблемы реализации права», Решетов K.С. «Реализация норм права. Системный анализ» и другие авторы, специалисты в данной области.

   1.   Сущность реализации норм права


Реализация права состоит из практической реализации нормативных предписаний - запрещения, разрешения, обязывая. Посредством реализации законных норм достигаются цели и результаты законного решения, провозглашенного законодателем в процессе правотворчества.

Основаниями для применения права являются:

Необходимость создания условий для реализации частными лицами своих прав и свобод, оказать им содействие, помощь, социальную поддержку. В данном случае субъективные права и обязанности у частных лиц не могут возникнуть без вмешательства государства. Так, право инвалидов на льготы может быть реализовано лишь путем решения компетентных государственных органов вопросов о предоставлении льгот инвалидам.

В случае спора и неисполнения обязанностей участников правоотношения, препятствия в реализации прав управомоченным лицом очевидны и требуются меры государственной защиты.

В случае присутствия в действиях субъектов правоотношений показателей нелегального поведения или присутствие признаков наличия в обществе объективно опасных случаев и ситуаций - необходимо государственное вмешательство, прежде всего, для одобрения законных норм которые имеют отношение к реализации норм права.

Принципы права:

         законность;

         справедливость;

         обоснованность или мотивированность;

         целесообразность;

         эффективность.

Применение права:

Применение права осуществляется от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами в рамках компетентности, предоставленной им.

Процесс правоприменения имеет властный характер, появляясь здесь, отношения несут вертикальный характер подчинения.

Применение права всегда предполагает принятие административных решений, которые оформляются правоприменительными актами и действуют в должной форме: решениями, приказами, судебными решениями, и т.п.

Цель реализации права - индивидуализация норм права, применительно к определенным условиям. В процессе применения права наблюдается правильное властное разрешение уполномоченным государственным органом в определенной жизненной ситуации.

Правоприменительная деятельность осуществляется в двух формах - регулятивной и защитной (правоохранительной).

На реализацию диспозиций норм права направлена регулятивная правоприменительная деятельность. Охранительная правоприменительная деятельность направлена на реализацию санкций норм права.

         1.1    Реализации норм права и ее основные формы


Правовые нормы существуют для того, чтобы целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Волевое поведение людей - объект правового регулирования. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая нормы права.

Реализация правовых норм - это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах права. Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Что обеспечивает правомерное поведение людей, какие существуют побудительные мотивы для добровольной реализации правовых норм? Когда человек использует принадлежащие ему права, он удовлетворяет правомерным способом свои потребности, желания, интересы. Стимулы правомерного поведения индивида при осуществлении юридических обязанностей весьма разнообразны. К стимулам относится осознание своего общественного долга перед обществом и государством, внутренняя убежденность в необходимости и справедливости юридических обязанностей. Могут быть и иные стимулы: привычка, подражание поведению других лиц, желание получить определенные выгоды, награды, быть морально или материально поощренным. Наконец, имеет значение и такой стимул, как страх перед будущими неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности - лишение определенных благ, непосредственное принуждение.

По характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права:

1.       соблюдение - воздержание от поступков, запрещенных действующим правом;

2.      исполнение - совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания;

.        использование - осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению;

.        применение - активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

Формы реализации права представлены на рисунке 1.

Рис. 1. - Формы реализации права

         1.2    Применение права - важнейшая форма реализации правовых норм


Применение права - это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.

Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права - это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других - устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.). Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган - это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).

·              Применение права подразделяется на такие формы, как:

o     оперативно-исполнительная;

o     правоохранительная.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.). В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.

         1.3   Стадии процесса применения права


Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве).

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями.

Выбор нормы права. На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) должна быть положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.).

Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений (например в рамках общего порядка купли-продажи особые правила купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

Проверка подлинности текста нормы права

Все указанные действия являются необходимыми предварительными условиями, предпосылками для следующей основной стадии - анализа содержания нормы права, ее толкования. У правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права.

Проверке подвергаются нормативные акты министерств, госкомитетов и ведомств, органов самоуправления, администрации предприятий, учреждений и организаций. Что касается актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти, то проверка их законности в обязанности правоприменительного органа не входит. Все такие акты непререкаемы с точки зрения их законности, пока они в официальном порядке не будут отменены или приостановлены компетентным органом.

·              Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения того:

o     действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

o     действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

o     распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения (см. тему 5).

.        Анализ содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в нем.

.        Вынесение решения компетентным органом. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. Вынесение решения, определяя судьбу дела, не может ограничиваться чисто формальным подведением жизненных обстоятельств под общие требования норм.


Рис. 2. - Стадии процесса применения права

Основные требования к применению права

Законность. Это требование означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения установленной формы акта применения права.

Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.

Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. Нерегулярное, от случая к случаю, применение права, приостановка под любым предлогом (устарелость, несоответствие местным условиям и т.д.) действия нормы лицом или органом, не уполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор, пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.

·        Обоснованность. Это требование означает, что:

o   должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

o   такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

o   все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.

Выводы по главе:

Реальная и полная реализация правовой нормы наступает лишь тогда, когда полностью будут осуществляться субъективные права и исполняться юридические обязанности как элементы правоотношения, что является завершающим этапом реализации норм права путем создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для господства законности недостаточно только заключения договора, подачи заявления, жалобы, принятия индивидуальных правовых актов, а необходима большая организаторская работа по реальному осуществлению содержания создаваемых правоотношений.

         2.   Особенности реализации групп норм права


В реализации нормы права, можно отметить два направления:

а)      закрепление в диспозиции такой нормы модели поведения, что адресаты нормы обязаны ей следовать;

б)      установление в норме права мер влияния в случае неисполнения обязательств.

Соответственно можно выделить два элемента, две стороны реализации норм права. Первое - это поведение людей, через которое диспозиция норм осуществляется. Второй - поведение, которое выражается одобрением норм. Вычленение, которое находится в познаваемом объекте двух объектов, бывших в сотрудничестве, имеет важное познавательное значение. Обе стороны составляют содержание реализации правовых норм как целого и на разных исторических этапах имеют различные модификации, причем ведущей здесь является первая. Выделение двух сторон, элементов в содержании реализации правовых норм позволяет говорить о двух уровнях реализации права. Реализацию правовых норм на первом уровне условно можно назвать, «нормальной реализацией», на втором - «обеспечительной реализацией». Вычленение двух уровней реализации, раскрытие их взаимодействия позволяет глубже проникнуть в механизм реализации права, полнее уяснить значение правоотношений в этом механизме. По характеру предписаний правовых норм, по способам их воздействия на поведение людей нормы права обычно делятся на обязывающие, запретительные и уполномочивающие. Рассмотрим особенности реализации указанных групп норм, исходя из двух уровней их реализации.

        
2.1 Реализация обязывающих норм права


Обязывающие нормы, предписывают положительные действия. Их реализация на первом уровне состоит в совершении предусмотренных диспозицией нормы поступков, имеющих положительное содержание. Как правило, в таких случаях складываются правовые отношения. Вместе с тем некоторые обязывающие нормы реализуются на первом уровне вне правовых отношений. Пример - обязанность оказать лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимую помощь, установленная ст. 127 УК РСФСР.

Важно подчеркнуть, что данное юридическое требование имеет признаки и моральной нормы. Характерная же особенность норм морали- их односторонне-обязывающая направленность. Норма морали требует должного поведения не от «сторон», участвующих в общественном отношении, а от каждого человека, оказавшегося в определенном; «пункте» возникшего отношения. На втором уровне обязывающая норма «срабатывает» тогда, когда ее адресаты не совершают действий, предусмотренных диспозицией нормы, либо эти действия не согласуются, с предписаниями диспозиции. Применение санкций большинства обязывающих норм принуждает к совершению положительных действий, предусмотренных их диспозициями.

        

         2.2    Реализация запретительных норм


С помощью запретов устанавливаются всеобщие обязанности воздерживаться от определенного поведения. Наиболее характерны эти нормы для уголовного права.

Нормальная реализация норм-запретов состоит в воздержании от нежелательных действий, в пассивном поведении. Такие юридические установления реализуются, когда налицо их добровольное исполнение. Нельзя согласиться с мнением, будто реализация норм уголовного права происходит лишь в случае, если имеется правонарушение и преступник привлекается к уголовной ответственности.

Реализация запретительных норм на первом уровне происходит вне правоотношений. «Правовой запрет осуществляется не тогда, когда он нарушен (и когда, следовательно, возникает правоотношение), а в повседневной жизни, когда субъекты права не совершают поступков, относительно которых в праве установлено соответствующее запрещение, сообразуя тем самым свои поступки с требованиями юридических норм».

Назначение правовых запретов - в общем предупреждении асоциальных поступков. Указанная цель достигается путем .установления всеобщих юридических обязанностей не совершать определенных действий. Реализация таких обязанностей не предполагает конкретной связи, конкретного взаимодействия между лицами, наделенными определенными правами и обязанностями. В данном случае отсутствует и правовая связь между субъектом и государством. Правоотношение между ними складывается тогда, когда правовой запрет нарушается. Только с этого момента у государства появляется право применять принудительную силу к нарушителю правового запрета.

Реализация запретительных норм на втором уровне связана с установлением правовых отношений. Нарушение запрета означает, что норма права «не сработала» на первом уровне. Это влечет необходимость ее осуществления на втором уровне. Не совсем точно мнение, будто запретительные нормы реализуются не тогда, когда кто-либо нарушает их, а когда воздерживается от совершения предусмотренных ими действий.17 При воздержании от совершения запрещенных действий осуществляются лишь диспозиции запретительных норм. Реализация же их санкций предполагает противоправное поведение. Конечно, само по себе оно не может реализовать нормы. Это достигается только правомерным поведением. Но нарушение запрета влечет реализацию запретительной нормы на втором уровне. Здесь она связана с совершением активных действий. Естественно, законодатель заинтересован в том, чтобы реализация правовых норм ограничивалась первым уровнем. Вместе с тем реализация санкций - необходимое и существенное средство обеспечения нормальной реализации правовых норм. Поэтому нуждается в уточнении точка зрения, согласно которой правовая норма может оказывать воздействие на эффективную мотивацию поведения именно тем, что препятствует возникновению правоотношения. Нормы права и правоотношения не имеют смысла вне органической связи и взаимодействия друг с другом.

Запретительные правовые нормы способствуют вытеснению из общественной жизни таких явлений и поступков, которые неугодны господствующему классу (всем трудящимся в условиях социализма). В решении этой задачи важное значение принадлежит осуществлению санкций правовых норм. Конечно, нельзя и переоценивать значение реализации санкций, ибо в обеспечении реализации правовых норм в социалистическом обществе большую роль играют неправовые средства.

         2.3    Реализация уполномочивающих норм


Указанные нормы не предписывают участникам общественной жизни каких-либо определенных действий или воздержания от совершения антиобщественных действий. Их назначение- в дозволении совершить определенные поступки.

Реализация уполномочивающих норм на первом уровне налицо тогда, когда люди совершают поступки, не выходя за пределы дозволенного. Многие из этих норм на первом уровне реализуются через правовые отношения. Осуществление субъективных прав, предусмотренных данными нормами, зависит от выполнения определенных действий со стороны обязанных лиц. Причем реализация таких прав предполагает проявление инициативы со стороны управомоченных субъектов. Обязанная же сторона в указанном случае должна выполнить предусмотренные нормой права требования, хотя и не обязана проявлять инициативы в исполнении своих обязанностей. Так, ст. 31 КЗоТ предоставляет рабочим и служащим право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели. Реализация этого права зависит от совершения определенных действий администрацией, выступающей в качестве обязанной стороны.

Некоторые уполномочивающие нормы на первом уровне реализуются вне правовых отношений, например, осуществление ряда конституционных прав и свобод (свобода слова, свобода собраний и митингов и т, д.), абсолютных прав. На втором уровне уполномочивающие нормы «срабатывают» в случае злоупотребления предоставленным правом, а также если возникает препятствие для осуществления права.

Реализация правовых норм на первом уровне (нормальная реализация) проходит и через правовые отношения, и помимо них. Что касается реализации норм на втором уровне, то она всегда связана с правоотношениями. В силу этого следует указать, на обоснованность высказанного в литературе мнения, что всем правовым нормам потенциально могут соответствовать правоотношения как специфически юридическая форма осуществления нормативных предписаний государства.22 «Норма права» и «правоотношение» - соотносимые юридические категории, отражающие первичный и вторичный уровни правовой жизни. Правовые нормы относятся к таким социальным нормам, требования которых строго регламентированы, это разновидность социально-гетерономных, институциональных норм. Они устанавливаются субъектами, обладающими правотворческими полномочиями. Проводят нормы права в жизнь также специальные учреждения. Институциональные нормы выделены в особую форму «бытия» в общественной жизни, они существуют как бы самостоятельно от массового поведения. Функции регуляции отделены от практики исполнения нормы, отнесены к особой сфере деятельности специальных учреждений и лиц.

Выводы по главе:

В развитом классовом обществе правовую действительность нельзя представить вне правовых норм. Вместе с тем вне реализации в общественных отношениях нормы лишаются значимости и ценности. Не случайно поэтому, что связь норм права и правоотношений фиксируется парными категориями диалектики: возможности и действительности, абстрактного и конкретного, содержания и формы. Однако справедливо мнение, что акцент следует делать на противоположности понятий внутри данной пары, суть которого в противоположении правовой формы реального общественного отношения ее идеально-нормативному образу, установленному государством. Будучи тесно связанными, нормы права, и правоотношения не лежат в одной плоскости. Они находятся на разных уровнях.

         3.   Реализация норм финансового права

право норма административный финансовый

Нормы финансового права, так же как и нормы какой-либо отрасли права, представляют собой правило общего характера, определенный масштаб должного или надлежащего поведения, установленный государством и охраняемый специальными государственными способами. Указанные нормы выполняют функцию регулятора общественных отношений. Финансово-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права тем, что предметом их регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе планового формирования, распределения и использования государством (органами местного самоуправления) публичных денежных средств, необходимых государству для осуществления своих задач и функций. Большинство ученых в области финансового права отмечают, что нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме. Ни одна из финансово-правовых норм не действует изолированно, без взаимодействия с остальными или с группой других норм финансового права. Указанные нормы находятся во взаимодействии и взаимосвязи и образуют единую отрасль, а именно финансовое право.

Общеизвестно, что проблема реализации норм права, и финансового в частности, является далеко не новой. Однако комплексный анализ и изучение норм финансового (налогового) права и их реализация (правоприменение) были разработаны совсем недавно. Однако, невзирая на данный аспект, широкий круг вопросов в данной сфере остается нерешенным.

Анализируя вопросы реализации норм финансового права, специалисты прежде всего, сталкиваются с проблематикой реализации норм права вообще. На современном этапе существует большое количество учебной, научной монографической литературы, которая посвящена анализу данного вопроса. Общеизвестно, что нормы права требуют своего воплощения в жизнь, своей реализации, чтобы не стать мертвыми, формально определенными правилами.

Осуществление права - это способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества.

По характеру правореализующих действий традиционно выделяют следующие формы реализации норм права:

а)      соблюдение запретов (предусматривает пассивное поведение субъектов, воздержание от запрещенных действий);

б)      исполнение обязанностей (активное поведение субъектов по исполнению юридических обязанностей позитивного содержания);

в) использование субъективного права.

Иногда некоторые ученые выделяют 4-ю стадию - применение права как активно-властная деятельность компетентных органов (иногда физических лиц) по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов.

В современной юридической литературе выделяют:

)        с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений: реализацию общих установлений, содержащихся в преамбуле законов, статьях и т.д.; реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; реализацию в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

)        по субъекту реализации права: индивидуальную и коллективную;

)        по характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы: соблюдение, исполнение, использование и применение права

Также ряд специалистов выделяет несколько способов осуществления права, а именно: выполнение правовых запретов, использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей, применение норм права, предполагающее властное вмешательство государства в процесс реализации юридических установлений.

Реализацией правовых норм являются специфические для права способы его осуществления, основными формами которых являются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм.

Есть две формы, а именно: использование права и исполнение обязанности, которые представляют собой реализацию правоотношений.

Они выделяют только три формы реализации права, а именно: исполнение, использование, соблюдение. Правоприменение является отдельной категорией, занимающей особенное место. Применение, по мнению автора, не является стадией реализации. Оно характеризует не итог, а процесс реализации, участие в этом процессе компетентных органов, его обеспечение и юридическую корректировку путем индивидуальной государственно-властной деятельности этих органов.

Необходимо отметить, что реализация финансово-правовых норм осуществляется государством в целом, уполномоченными на то государственными и местными органами и гражданами. Реализация норм финансового права осуществляется с помощью ряда разных способов, а именно:

)        юридических фактов;

)        актов применения норм финансового права;

)        разъяснений и толкований финансово-правовых норм и т.д. Для государства целью реализации финансово-правовой нормы является его интерес в сфере фискального насыщения, планомерного распределения, эффективного использования публичных денежных фондов, регулирования экономических процессов.

В теории права традиционно сложилось мнение о том, что реализация норм права возможна исключительно через правоотношения или вне правоотношений.

Необходимо отметить, что нормы финансового права направлены на регулирование фактических общественных отношений, однако данный процесс они осуществляют через финансовые правоотношения, которые играют роль промежуточного звена между финансово-правовой нормой и общественными отношениями, выделенными в качестве объекта правового воздействия. Финансово-правовая норма не только закрепляет определенные интересы участников отношений и отображает компромиссы в их столкновении, но и объективно предусматривает меры по их реализации.

В реализации конкретной нормы финансового права можно определить субъектов правоотношения, объект правоотношения, комплекс взаимных прав и обязанностей, ответственность определенных субъектов.

Реализация норм финансового права может осуществляться в 4-х формах, а именно: соблюдение, исполнение, использование и применение. Рассмотрим важнейшие их особенности.

.        Соблюдением финансово-правовых норм права является ненарушение установленных запретов. Иными словами, соблюдение выступает в качестве такой формы реализации финансово-правовых норм, при которой субъекты финансового права воздерживаются от запрещенных финансовым правом действий. Как правило, соблюдением реализуются запрещающие нормы. Например, действующее финансовое законодательство России содержит норму о том, что субъектам запрещено осуществлять валютные операции без приобретения лицензий

.        Исполнением финансово-правовых норм является активное соблюдение предписаний указанных норм. Как правило, исполнением реализуются обязывающие нормы. В финансовом праве большинство норм являются обязывающими, так как присутствует заинтересованность государства в финансовом обеспечении своей деятельности. Сущность исполнения состоит в сознательном и активном соблюдении финансовых предписаний.

Реализация данной нормы состоит в активных и целенаправленных действиях обязанного субъекта, который в установленные сроки должен обратиться в налоговые органы с заявлением о постановке на учет. Бездеятельность налогоплательщика квалифицируется как правонарушение. Таким образом, под исполнением и соблюдением норм финансового права можно понимать подчинение поведения субъекта права обращенным к нему финансово-правовым требованиям.

Это или действия субъектов права по осуществлению обращенных к ним обязывающих, уполномочивающих финансово-правовых норм, или воздержание от действий, запрещенных нормами финансового права.

.        Использование норм финансового права реализуется по усмотрению субъекта в осуществлении предписаний финансово-правовых норм. Использование означает осуществление субъектами финансового права предоставленных им субъективных прав в виде разрешений, правомочий.

.        Применение норм финансового права заключается в широком комплексе властных действий органов финансовой деятельности в установленном законом порядке. Одной из основных форм реализации права является правоприменение. Правоприменение осуществляется компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и выражается в виде специального решения, которое устанавливает на основании финансово-правовых норм права и обязанности участников конкретного финансового правоотношения.

Выводы по главе:

Необходимо указать, что действия, направленные на исполнение норм финансового права, по своему конкретному содержанию довольно разные, так как существует определенное отличие конкретного содержания норм финансового права. Причем некоторые из этих действий имеют юридический характер, а другие не имеют такого качества. Как правило, исполнение обязывающих и уполномочивающих норм связано с необходимостью осуществления юридических действий. Например, исполнение нормы, обязывающей своевременно и в полном объеме уплатить налоги, предусматривает осуществление юридических действий (предоставление документов по налоговому учету и налоговой отчетности).

         4.   Реализация административных норм права


Реализация административных норм права - это практическое претворение правил поведения в обычную жизнь в целях упорядочивания общественных отношений. По аналогии с иными отраслями права, основными способами реализации правовых норм, выступают: использование, исполнение, соблюдение и применение.

Возможный метод реализации предопределен самой правовой нормой, вернее, ее содержанием. Например, правовая норма может содержать предписание, формировать запрет или предоставлять возможность для реализации прав субъектам.

Исполнение представляет собой точено следование участниками административных отношений предписаниям и требованиям, а также указаниям, которые закреплены отраслевыми нормами. Исполнение возлагает на субъектов - должностных лиц их активные действия, ведь пассивные действия могут рассматриваться как неисполнение требований право нормы и в этой связи возможно наказание. Соблюдение как метод реализации отраслевых норм по своему содержанию, близко к исполнению.

При соблюдении участник административно-правовых отношений обязан не совершать неправомерные действия. Здесь имеет место пассивное поведение, ведь участник не совершает неправомерных действий и воздерживается от их совершения. Использование играет роль ненасильственного совершения субъектами административного права действий правомерного характера. Данные действия направлены на осуществление субъективных прав граждан.

Реализация административных норм может характеризоваться как решение субъекта права в самостоятельном порядке относительно возможностей, которые предоставлены правом.

Выводы по главе:

        

         Заключение


Реализация норм права всегда проходит в рамках охранительных правоотношений, которые связаны с осуществлением правового принуждения.

Реализация средств правового принуждения в рамках охранительного правоотношения обусловлена рядом важных факторов. Основание возникновения охранительного правоотношения - несоблюдение диспозиции правовой нормы. Так, совершение преступления есть юридический факт для возникновения уголовно-правового отношения. С этого момента начинается осуществление нормы на втором уровне. Но возникновение охранительного правоотношения - лишь начало осуществления нормы на втором уровне.

Правоприменительная деятельность, связанная с осуществлением государственного принуждения, сложна. Она облекается в определенные процессуальные правовые отношения. Здесь складывается такая ситуация, когда над нормами материального права и соответствующими им правоотношениями как бы надстраиваются нормы процессуального права и процессуальные правоотношения. Охранительные правоотношения выступают в качестве необходимой формы реализации правовых норм на втором уровне.

Реализация правовых норм как явление правовой действительности имеет свои содержание и форму, которые должны определяться через соответствующие философские категории. Характерно, однако, что в юридической литературе категория «форма» применительно к процессу реализации права употребляется, вне связи с категорией «содержание». Между тем форма приобретает категориальный смысл лишь тогда, когда берется «в паре» с содержанием.

С возникновением правоотношения связано начало реализации нормы - это лишь стадия; этап осуществления права. Процесс реализации правовых норм, как правило, завершается реальным осуществлением правоотношения. Отсюда следует, что нормы права и правоотношения реализуются одновременно.

Правоотношение - важный правовой рычаг перевода нормативных предписаний в конкретное поведение людей, опосредующее звено между нормой права и ее осуществлением в реальных действиях конкретных организаций и лиц. Диспозиции названных норм устанавливают всеобщие юридические обязанности либо такие права, для осуществления которых не требуется положительных действий со стороны конкретного состава обязанных лиц. Другая форма реализации правовых норм на первом уровне - правоотношение. Правоотношения выступают в качестве необходимого момента содержания нормальной реализации для ряда обязывающих и управомочивающих норм. Диспозиции этих норм предусматривают такие права и обязанности, осуществить которые можно лишь при непосредственном взаимодействии различных субъектов права. Поэтому вне правоотношений требования, установленные данными нормами, на уровне их реализации воплощены быть не могут.

        

         Список литературы


1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. Изд-е 2-е. М.: Проспект, 2009. 576 с.

2. Деревнин А.А. Проблема содержания и формы права // Академический юридический журнал. 2013. № 1. 12-19с.

3. Ершов В.В. Судебное правоприменение (теоретические и практические проблемы). М. Гардарики. 2011.- 255с.

4. Завадская ЛН. Теоретические вопросы применения права // Теория права: новые идеи. М. Инфра. 2011.- 362с.

5. Карташов В.Н. Применение права. Ярославль. 2012. 287с.

6. Княгинин К.Н. Охранительные правоприменительные акты. Вопросы теории. Екатеринбург. 2011.- 396с.

7. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.Инфра, 2008. 254с

8. Лучин В.О. Реализация конституционных норм: общее и особенное. // Конституционная реформа - актуальные проблемы. М. Специальная литература. 2012.-№ 24-31с.

9. Малаков П.К. Проблемы реализации права. Иркутск. 2008.- 301с.

10.Масленников Л.Я. Проблемы применения российского права: Сборник научных трудов // КГАУ 2012. 201с.

11.Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2006. 832 с.

12.Прозоров Б.Ф. Аналогия в арбитражной практике. // Законность в хозяйственной деятельности. М.Инфра. 2012. №8. 35-42с.

13.Пугинский Б.И. О норме права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2013. № 5. С. 23-28.

14.Петражицкий Л.И. Теория права и государства. СПб., 2012. С. 476;

15.Проблемы теории государства и права. Реализация норм права. / Под ред. М.Н. Марченко. М.Специальная литература, 2009. 425с.

16.Решетов K.С. Реализация норм права. Системный анализ. Казань. 2009. - 410с

17.Стоякин Н.Г. Основания юридической квалификации правонарушения // Правоведение, 2013. №1. 12-16с.

18.Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия М. Специальная литература. 2012. - 406с.

19.Теория государства и права: учебник / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. 800 с.

20.Финансовое право: учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.:ТК «Велби»; Проспект, 2013. 536 с.

21.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М. Гардарики, 2009. 389с.

22.Явич Л.С. Общая теория права. Л.: Изд-во lЛГУ им. А.А. Жданова, 2006. 285 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!