конституционных норм имеет свою специфику. Это властная деятельность органа государства, должностного лица или иных органов по уполномочию государства на принятие (издания) акта, с помощью которого реализуются конституционные нормы. Из этого следует, что конкретные граждане не могут осуществлять применение конституционных норм: они лишь соблюдают, исполняют и используют нормы Конституции, участвуя, таким образом, в её реализации.
Применение конституционной нормы необходимо там, где конституционное правоотношение может возникнуть лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть. Президент РБ : решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование осужденных; награждает государственными наградами, назначает на должность Премьер-министра, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; издаёт указы, которые являются в данном случае актами применения, реализует нормы Конституции, закрепл. в ст. 84. Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат (ст. 105).
Реализация норм конституционного права осуществляется:
) методом добровольного соблюдения, исполнения и использования субъектами конституционного права конституционных норм;
) методом договорного решения вопросов субъектами конституционного права;
) методом государственно-властного предписания.
- Добровольный метод характерен для таких форм реализации норм конституционного права, как соблюдение или же воздержание от действий. Это закрепляется Конституцией (например, образование чрезвычайных судов запрещается - ст. 109). В этих формах субъекты добровольно сообразуют свои действия с предписаниями норм Конституции. Главное при использовании своих прав, чтобы субъект не наносил вред правам других субъектов конституционных правоотношений.
- При методе договорного решения вопросов реальное значение предписаний, содержащихся в Конституции, возможно только при условии возникновения, изменения или прекращения конкретных конституционных правоотношений и реального осуществления субъективных прав и юридических обязанностей сторон. При реализации права при помощи добровольного метода объём правоспособности исходит из Конституции, а конкретизация прав и обязанностей вытекает из соглашения сторон. Так, в соответствии со ст. 100 Конституции РБ в случае отклонения законопроекта Совета Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе для преодоления возникших разногласий. В данном случае палаты Национального собрания договариваются создавать им согласительную комиссию или не создавать.
Для данного метода реализации характерно то, что предписания, содержащиеся в нормах Конституции, приобретают реальное значение без вмешательства органов власти и должностных лиц, т.е. в процессе такой реализации отсутствуют отношения власти и подчинения субъектов. Подобного типа отношения основываются на юридическом равенстве сторон.
- Реализация норм конституционного права осуществляется при помощи метода государственно-властного предписания. Для данного метода характерно, что здесь обязательно участвуют властный государственный орган, должностной лицо или по специальному полномочию государства другой орган. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей (ст. 100 ч.5). Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. (ст. 34 ч. 2).
3. КОЛЛИЗИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ И МЕХАНИЗМ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых коллизиями в праве.
Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.
Коллизии порождаются разными причинами: несовершенством закона, выходом отдельных органов и должностных лиц за пределы своих полномочий, произвольными толкованиями норм Конституции, несоблюдением иерархии правовых актов по юридической силе и т. д.
Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Опасность коллизий подобного рода заключается в том, что они угрожают реализации одной из основных функции конституционного права - охраны прав и свобод человека и гражданина. Разрешение их во всех случаях очевидно, т. к. примат должен отдаваться естественному праву.
Наиболее часто встречающейся коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом, о чём свидетельствует практическая деятельность Конституционного Суда РБ, который постоянно выносит решения о несоответствии подзаконных актов Конституции и законам.
К сожалению, заложенный в самой Конституции инструмент преодоления этих коллизий - принцип приоритета закона - часто не срабатывает, и победителем в споре выходит все та же извечно противостоящая закону целесообразность.
Для процесса правоприменения огромное значение имеют способы устранения коллизий. Способы устранения (разрешения, преодоления) коллизий - это приёмы, средства, процедуры, посредством которых осуществляется приведение действующего права в состоянии упорядоченности, непротиворечивости, чёткости, ясности.
Способы преодоления коллизий в конституционном праве очевидны. Это, в первую очередь, чёткие, ясные формулировки норм, исключающие неоднозначное их толкование, а также исключение норм Конституции, противоречащих друг другу.
Пытаться предотвратить все коллизии - это все равно, что остановить жизнь, но определить пути их мирного преодоления на перспективу - важная задача науки и практики конституционного права.
4. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Гарантии реализации норм Конституции закреплены непосредственно в тексте Основного Закона. Так, в соответствии со ст. 112 Конституции суды должны осуществлять правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Различают два основных метода реализации норм конституционного права - убеждение и принуждение.
Основным гарантом реализации норм конституционного права и иных отраслей права является государство, которое при неисполнении норм права субъектами правоотношений может прибегнуть к принуждению исполнения, используя при этом все имеющиеся у него возможности (политические, экономические, правовые и т.д. )
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ НОРМ
Анализ норм Конституции РБ позволяет утверждать, что одним из видов юридической ответственности является конституционно-правовая ответственность.
Ответственность, предусмотренную конституционными нормами следует отличать от других видов ответственности, которая вытекает из норм Конституции. Так, в случае нарушения конституционных обязанностей (ст. 52-57 Конституции) наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Посягательство на жизнь, неприкосновенность личности, на право собственности т.д. может влечь ответственность как санкцию государства за посягательство на права других граждан, предусмотренную иными отраслями права. В этих случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя и наступает за нарушение норм Конституции.
Конституционно-правовая ответственность - особый вид ответственности. Она не очень широко распространена, довольно специфична и отличается от других видов ответственности.
Специфичность конституционно-правовой ответственности, позволяющая уяснить её сущность, проявляется в следующем :
) специальный субъект ответственности (государство, орган государства, должностное лицо). На гражданина, если он не должностное лицо эта ответственность не распространяется;
) специфическое основание для установления конкретной ответственности органа государства и должностного лица. Такими основаниями может быть издание противоречащих Конституции нормативных актов; совершение действий, дискредитирующих статус судьи, депутата и т.д.;
) отсутствие единого нормативного правового акта, закрепляющего основания этого вида ответственности. Конституционная ответственность устанавливается Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей РБ, законами, определяющими правовое положение органов государственной власти РБ и другими нормативными актами, предусматривающими конституционную ответственность;
) специфичность санкций - отзыв депутата, досрочное освобождение от должности, отставка Правительства, роспуск палат Парламента, смещение Президента с должности и т.д.
Конституционная ответственность носит позитивный характер, предусматривающий ответственность как необходимость совершать определённые действия либо воздержаться от их совершения.
Конституционная ответственность, как правило, наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных Конституцией на органы государства, должностных лиц обязанностей.
Конституционная ответственность государства перед своими гражданами связана с защитой ими своих прав и свобод. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 61)
В большинстве своём конституционная ответственность носит политический и моральный характер и, в основном, выполняет профилактические функции. Цель её - охрана и обеспечение нормального порядка осуществления государственной власти, следование органов государства, должностных лиц предписаниями Конституции и конституционно-правового законодательства. Предупреждение посягательств на порядок осуществления государственной власти.
6. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ
Все, или, во всяком случае, многие проблемы в реализации Конституции обуславливаются недостаточно развитым уровнем правосознания, как граждан, так и правительства.
На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объёме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные её статьи.
В условиях, когда на первый план выдвигается реализация внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции нормативных положений, принципов является официальное их толкование .
Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма. Важно, обеспечивая стабильность действующей Конституции, привести в действие все её нормы и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РБ.