Пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    726,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра таможенных доходов и тарифного регулирования








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенные платежи»

на тему: «Пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности»










Люберцы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

.2 Таможенная пошлина и ее виды. Ставки таможенной пошлины

.3 Осуществление функций таможенной пошлины в зависимости от применяемой таможенной процедуры

Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЙ ИЗМЕНЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям

.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям

ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Предложение по совершенствованию проблем в области применения таможенной пошлины в различных таможенных процедурах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В связи с развитием мирового хозяйства, международных экономических связей, увеличением экспорта и импорта, в странах появляются государственные учреждения, осуществляющие контроль за перемещением грузов, в том числе багажа и почтовых отправлений, через границу. Таможенные органы осуществляют проверку грузов, взимают таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы, штрафы за нарушение таможенных постановлений, задерживает товары, запрещенные к ввозу и вывозу законодательством, организует временное хранение товаров, перемещаемых через границу, а также выполняет ряд других функций.

Взимание таможенных пошлин, их расчет и применение в различных таможенных процедурах является важной и актуальной темой на сегодняшний день.

Под таможенными пошлинами обязательные платежи, взимание которых в соответствии с действующим законодательством отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенные пошлины играют важную роль для федерального бюджета. Таможенные пошлины - одна из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют около 50%.

Активное использование института таможенных платежей серьезно повышает их значимость для государства. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу.

Объектом исследования является государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Предмет исследования составляет функционирование таможенной пошлины как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе.

Таким образом, можно сформулировать цель данной курсовой работы

рассмотрение ключевых теоретических и практических аспектов в области применения таможенной пошлины как основного инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Соответственно, исходя из этого, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения цели:

) Рассмотрение правового и организационного обеспечения

государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

) Изучение механизма и инструментов таможенно-тарифного

регулирования;

) Анализ применения таможенной пошлины в качестве инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

) Выявление перспектив развития таможенно-тарифного

регулирования внешнеэкономической деятельности таможенного союза.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

.1 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по своему характеру делятся на тарифные - то есть те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. Наглядно виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Виды государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Существуют административные методы воздействия на внешнюю экономику. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт или импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке [1].

Международные торговые договоры так же являются одним из методов регулирования ВЭД. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности так же принимают непосредственное участие в регулировании ВЭД. В их основе лежит таможенный кодекс таможенного союза. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД [2].

Квотирование и лицензирование. Квотирование экспорта и импорта -это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными

экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

Квотирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий [3].

Ценовые преференции устанавливаются в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных методов занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения [4].

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств, требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль. Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя навстречу требованиям ввести протекционистские санкции [2].

Вернемся непосредственно к тарифным методам регулирования. В их основе лежит таможенный тариф, представляющий собой свод ставок таможенных пошлин. В связи с образованием таможенного союза трех государств, в основе тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности России, Казахстана и Беларуси лежит единый таможенный тариф, установленный как единая мера тарифного регулирования. Как упоминалось выше, в основе таможенного тарифа лежит таможенная пошлина. Рассмотрим этот инструмент регулирования ВЭД подробнее.

1.2 Таможенная пошлина и ее виды. Ставки таможенной пошлины

таможенный пошлина внешнеэкономический

При пересечении товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимаются разнообразные таможенные платежи:

) ввозная таможенная пошлина;

) вывозная таможенная пошлина;

) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

) таможенные сборы, а именно:

таможенные сборы за совершение таможенное операций;

таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за сопровождение товаров [5].

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта [6]. Существует несколько видов таможенных пошлин. Предложим следующую их классификацию:

. По объекту обложения:

Импортные - накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торговоэкономической политики. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

Экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами Всемирной торговой Организации (ВТО) применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

. По характеру:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства.

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам. Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

Компенсационные - накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Защитные - импортные пошлины, установленные с целью защиты внутренних производителей товара от конкуренции иностранных производителей.

. По происхождению:

Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.

. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

. По способу вычисления:

Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров [7].

От вида ставки пошлины напрямую зависят особенности расчета. В Решении Комиссии таможенного союза №130 от 27.11.09 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» предусматривается 3 различных вида ставок:

специфическая ставка таможенной пошлины;

адвалорная ставка таможенной пошлины;

комбинированная ставка таможенной пошлины [8].

Адвалорная ставка таможенной пошлины - процент ставки от таможенной стоимости товара, подлежащего обложению. При этом ключевым моментом является определение таможенной стоимости. Для чего существуют специальные методики, предусматривающие 6 методов определения таможенной стоимости.

Специфическая ставка установлена, как величина пошлины за определённую единицу товара, подлежащего обложению, в денежном выражении (ЕВРО). Таким товаром, для примера, являются виски - ставка равна 2 евро за литр.

В комбинированную ставку включается и адвалорная (стоимостная) ставка, и специфическая (количественная). Ставка пошлины определена в едином таможенном тарифе таможенного союза. Например, на механические наручные часы установлена комбинированная ставка пошлины в размере "20 %, но не менее 6 евро за штуку". Таможенные пошлины исчисляются путём определения адвалорной (20% от таможенной стоимости товара) и специфической ставки (6 евро за единицу товара). Размер пошлины, подлежащей взысканию, определяется, как наибольшая величина из двух рассчитанных [9].

Таким образом, таможенная пошлина - это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства. Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур. Итак, рассмотрим данные функции подробнее.

.3 Осуществление функций таможенной пошлины в зависимости от применяемой таможенной процедуры

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого, функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета. Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тех, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический запрет на их ввоз [10].

Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Контролирующая функция - состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

При пересечении товаров через таможенную границу, декларант обязан поместить их под определенную таможенную процедуру, предусмотренную таможенным кодексом таможенного союза [4].

Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами.

Таблица 1 - Классификация таможенных процедур в зависимости от направления товаропотока

Процедуры, предусматривающие ввоз товаров

Процедуры, предусматривающие вывоз товаров

1) выпуск для внутреннего потребления; 2) таможенный склад; 3) переработка на таможенной территории; 4) переработка для внутреннего потребления; 5) временный ввоз (допуск); 6) реимпорт; 7) уничтожение; 8) отказ в пользу государства.

1) экспорт; 2) переработка вне таможенной территории; 3) временный вывоз; 4) реэкспорт.


Каждая таможенная процедура предусматривает определенные меры по взиманию таможенных пошлин. В зависимости от объекта обложения таможенные пошлины могут взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза либо их вывозе за пределы таможенной территории таможенного союза. В этой связи таможенные процедуры можно подразделить на процедуры, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию или же вывоз товаров за пределы такой территории. Данная классификация таможенных процедур представлена в таблице 1.

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов допускается в соответствии со следующими таможенными процедурами:

) переработка для внутреннего потребления;

) временный вывоз;

) таможенный транзит (предоставляется обеспечение уплаты);

) таможенный склад;

) беспошлинная торговля;

) уничтожение;

) отказ в пользу государства;

) реэкспорт;

) реимпорт.

Фискальная функция таможенных пошлин - основная функция таможенных пошлин в России, с помощью которого формируется около 50 % финансовых ресурсов федерального бюджета России. Фискальная функция лежит в основе всех видов таможенных пошлин, взимаемых в России. Особенно это касается импортных и экспортных таможенных пошлин, имеющих тарифный характер (т.е. за исключением особых пошлин) [6].

Контрольная функция дает возможность государству вести мониторинг количественного отражения поступлений таможенных платежей и осуществлять контроль между экспортом и импортом.

Распределительная функция проявляет себя в перераспределении доходов, полученных от таможенных пошлин между бюджетами государств таможенного союза. Коэффициенты распределения ввозных таможенных пошлин, собираемых в таможенном союзе, определены соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) в размерах: Белоруссия - 4,7%, Казахстан - 7,33%, Российская Федерация - 87,97%. Эти коэффициенты определялись по методике, утвержденной решением Комиссии таможенного союза в соответствии с существовавшими реалиями того времени [11].

Стимулирующая функция заключается в том, что таможенные пошлины являются средством поддержки и развития рыночной конкуренции, а также средством обеспечения равномерного и поступательного движения общества вперед. Эта функция реализуется непосредственно через систему льгот и преференций. Льготой стали называть установление особенных правил, преимуществ перед другими участниками торговли. В современных энциклопедических словарях под «льготой» понимают предоставление каких-либо преимуществ, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей.

Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, коим принято считать режим наибольшего благоприятствования [10].

В свою очередь, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (англ.

Most Favoured Nation treatment (MFN) - основополагающий международноправовой режим, в соответствии с которым товары и услуги одной страны при их ввозе на таможенную территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, услуги, происходящие из любой третьей страны. Иными словами, режим наибольшего благоприятствования в межстрановых торгово-экономических отношениях представляет собой принцип недискриминации.

Таможенные льготы могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделения правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке .

Тарифные льготы - разновидность таможенных льгот, применяемых в виде возврата ранее уплаченных пошлин, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции - устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины, как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран.

Таким образом, преференциальные ставки таможенных пошлин (англ. -Preferential duty rates) - ставки пошлин, более низкие, чем базовые ставки, распространяемые на страны, пользующиеся режимом РНБ.

Официальное предназначение преференций заключается в содействии экспорту и развитию производства в странах-пользователях таких таможенных льгот. Протоколом о единой системе тарифных преференций таможенного союза, вступившим в силу с 1 января 2010 г., устанавливается порядок формирования и утверждения Комиссией таможенного союза перечней товаров и стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни со сроком вступления в силу с 1 января 2010 г.:

) Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;

) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Все функции таможенной пошлины в различной степени участвуют при применении всех таможенных процедур. Но, все же, основополагающую

роль в России играет фискальная функция, что объясняет недостаточную конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, а также зависимость российской экономики от импорта готовой продукции.

Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных тарифов на внешнеэкономическую деятельность


Для проведения анализа возьмем такой сегмент рынка России, как экспорт нефти, являющийся на сегодняшний день весьма прогрессирующим. В качестве метода регулирования внешней торговли нефтью в России применяется метод таможенно-тарифного регулирования. В связи с этим исследование будет касаться вывоза именно нефти с территории РФ. В январе 2011 года основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 74,8% (в январе 2010 года - 76,9%). А в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2011 года доля топливно-энергетических товаров составила 74,1% от всего экспорта в эти страны. [15]

Начиная с 2000 г. экспорт нефти всегда составлял больше половины всего экспорта. Правительство проявляет большой интерес к контролю над экспортом нефти. Пронаблюдаем, как государство, используя в основном изменение ставки экспортной пошлины, регулирует внешний товарооборот в то время, когда речь идет о более чем половине экспорта страны.

Российские предприятия-экспортеры нефти обязаны уплатить экспортную пошлину за нефть, добытую на территории России и вывозящуюся в зарубежные страны. В России назначение экспортной пошлины на вывоз нефти можно характеризовать и как источник пополнения бюджета, и как метод регулирования внешнеторгового оборота. Экспортная пошлина на нефть пересматривается раз в два месяца на основании двухмесячного мониторинга цен на российское сырье на мировых рынках. Если говорить о ставке таможенной пошлины, - то это специфическая ставка; она исчисляется в установленном размере за 1000 килограмм (1 тонну), а размер ставки экспортной пошлины на нефть устанавливает Правительство РФ.

Проанализируем динамику экспортных пошлин на нефть и ее экспорт в 2009 году.

График 1.Экспортные пошлины на нефть в 2009 году (долл. /т .)

График 2 . Экспорт нефти в 2009 году (млн. /т.)

С 1 января 2009 года пошлина на экспорт нефти составляет $119,1 за тонну (график 1). С конца 2008 года Правительство пересматривает пошлины на экспорт нефти из России раз в месяц, на основании месячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. В феврале ставка составляла $100,9 за тонну. Как можно видеть на графике 8, в феврале-апреле пошлина не претерпевает значительных колебаний. В апреле она составляет $110 за тонну. Далее видно, что в мае, и до конца года пошлина стремительно растет. С апреля по декабрь она увеличивается на $161, или на 146,3%. [16]

Обратим внимание на экспорт нефти в этот период (график 2). Заметим, что экспорт нефти из России, начиная с июня, имеет тенденцию к снижению. Так с мая по ноябрь 2009 года экспорт нефти падает на 23,4%. Посмотри на ситуацию 2009 года в целом, сравнив его при этом с предыдущим годом. Экспорт нефти из РФ в 2009 году составил 247,6 млн. т., то есть увеличился на 1,8% по отношению к 2008 году. [15]

Можно судить о том, что здесь немаловажную важную роль сыграли экспортные пошлины, которые в 2009 году были значительно ниже высоких пошлин 2008 года, когда в августе-сентябре ставка приблизилась к отметке в $500 за тонну. Осенью 2008 года вывозить нефть из России для многих предприятий стало просто невыгодно.

Что же касается ситуации в 2010 году, то, если посмотреть на экспортные пошлины (график 3), мы увидим, что с января по октябрь сильной динамики не прослеживается. В январе ставка составляет $267 за тонну, а в октябре снова возвращается почти на тот же уровень и составляет $266,5 за тонну.

График 3.Экспортные пошлины на нефть в 2010-2011 году (долл./т.)

Также, следует обратить внимание на то, что уровень ставок экспортных пошлин с января по октябрь 2010 года относительно высок. Что касается физических объемов импорта (график 4), то в этот период также не прослеживается значительной динамики, поэтому судить о влиянии пошлин на экспорт нефти сложно.

Посмотрим на ситуацию в целом, сравнив пошлины и экспорт за 2010 и 2009 год. Экспорт российской нефти за 2010 год снизился по сравнению с аналогичным показателем 2009 года на 0,6% - до 246 млн.816,3 тыс.тонн. [23]

График 4. Экспорт нефти в 2010-2011 году (млн. /т.)

Как свидетельствуют данные статистики Федеральной таможенной службы, в абсолютном значении сокращение объемов составило 1 млн. 492,8 тыс. тонн нефти. При этом следует не забывать что уровень ставок в 2010 году значительно выше 2009 года.

С декабря 2010 года и до мая 2011 года ставка экспортной пошлины на нефть стремительно растет, а по сравнению с октябрем 2010 года, в феврале 2011 года физический объем экспорта нефти падает на 17,8%.[15]

Сегодня компаниям выгоднее всего продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, затем идет экспорт нефтепродуктов; экспорт нефти наименее выгоден из-за высоких экспортных пошлин. Рост мировых цен на нефть при этом только ухудшает ситуацию, так как укрепляет рубль и делает нефтедобычу еще более затратной. В результате компаниям, чтобы избежать падения добычи, приходится перераспределять ресурсы в нефтедобычу из нефтепереработки. Введение нового налогового режима повысит цену экспортной альтернативы за счет снижения экспортной пошлины и поднимет внутренние цены на нефть, что, в свою очередь, повысит рентабельность нефтедобычи и обеспечит ее рост. Предполагается, что от введения нового налогового режима в целом выиграют и отрасль, и государство.

.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям

В России, как и во всем мире, сахарный рынок в значительной степени подвержен регулированию со стороны государства. До 2001 г. государственная политика состояла в защите отечественных производителей сахарной свеклы путем установления сезонных пошлин на импорт сахара - сырца и белого сахара. Основная задача принятого механизма защиты от импорта - обеспечить необходимый уровень внутренних цен на сахар для поддержки отечественного свеклосахарного комплекса и застраховать внутренний рынок от высоких цен в случае значительного роста мировых цен на сахар-сырец.

График 5. Динамика ввозных пошлин на сахар-сырец,2009 г (долл. за тонну)

Рассмотрим ситуацию, которая сложилась в 2009 году.

В январе-апреле 2009 года ставка ввозной пошлины на сахар-сырец составляет $220 за тонну (график 5), а с мая она понижается до $165, и держится на этом уровне до конца года.

Относительно объемов импорта можно сделать вывод о том, что во втором полугодии отмечается его колоссальное снижение (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Сравнительные данные объемов импорта сахара сырца в РФ 2008-2009 г. (тыс. тонн.)

Причин тому несколько:

·        гигантские запасы сахара на внутреннем рынке в начале 2009 г. (2,96 млн. тонн по сравнению с 1,66 млн. тонн в начале 2003 г.), в силу рекордного производства свекловичного сахара в 2008/09 г. в 3,5 млн. тонн и конъюнктурного завоза сахара-сырца осенью 2008 г. накануне сезонной пошлины;

·        сократившееся с осени 2008 г. конечное потребление сахара, особенно индустриальное (не менее чем на 9%);

·        резко сжавшиеся с осени 2008 г. возможности кредитования бизнеса;

·        отрицательная маржа сырцового бизнеса летом на уровне минус 11-13% в силу резко выросших с апреля 2009 г. мировых котировок сахара и очередной волны девальвации российского рубля в июле.

Посмотрим на ситуацию с импортом сахара-сырца в 2010 году. В январе-апреле ввозная пошлина составляла $140 за тонну (график 6).

За период с января по март 2010 г. Было импортировано 366,7 тыс. тонн сырца (диаграмма 2), что в 3,7 раза больше прошлогоднего уровня. При этом, как и прогнозировали аналитики, происходит ежемесячное наращивание импортных поставок сырца. [15]

График 6. Импортные пошлины на сахар-сырец в 2010г (долл. за тонну).

Диаграмма 2. Объемы импорта сахара-сырца в Россию, 2010г (тыс. тонн)

Ценовая конъюнктура оптового рынка характеризовалась в течение марта понижательной динамикой, вызванной главным образом снижением цен на сахар на мировом рынке, а также активной реализацией запасов сахара у производителей в период преддверия и начала посевной кампании. Потребительские цены на сахар в ответ на динамику цен производителей также начали снижаться.

В апреле, тогда, когда цены на мировом рынке снизились, а пошлина оставалась на том же уровне, произошло снижение импорта до 18,8 тыс. тонн (диаграмма 2). [15]В апреле комиссия Таможенного союза приняла решение о сокращении периода мониторинга цен на бирже с трех до одного месяца для определения ставки пошлины на сырец. Цель данной меры - повышение оперативности реагирования на изменение конъюнктуры мирового рынка.

Ввозная пошлина в мае снизилась до $50 за тонну (график 6). [16]

В первом полугодии 2010 года в РФ было ввезено 1913,8 тыс. тонн сахара-сырца. Обратим всё внимание на то, что основная часть импорта - 1401,3 тыс. тонн - пришлась на май (диаграмма 2). [15] На такое резкое повышение физического объема импорта в мае напрямую повлияло снижение пошлины до минимального значения за весь 2010 год.

Проследим за динамикой пошлины на ввоз сахара-сырца с июня по декабрь, и обратим внимание на его импорт в Россию в том же периоде. В июне ввозная пошлина повышается в 4 раза до $200 за тонну (график 6). В этом же месяце Физические объемы импорта резко падают до 131,9 тыс. тонн. В июле пошлина продолжает расти, и достигает самого высокого значения за 2010 год - $239 за тонну. Импорт сахара-сырца в этом месяце падает до 0,4 тыс. тонн (диаграмма 2). На графике 6, с августа по октябрь, наблюдается достаточно низкая ввозная пошлина. В итоге, с октября и до конца года ставка ввозной пошлины на сахар сырец составляет $140 за тонну. Посмотрим, что происходит с ввозом сахара-сырца в Россию с июля 2010 года. На диаграмме 2 видно, что во втором полугодии происходит постепенное наращивание объемов импорта. Естественно здесь мы можем сделать вывод о том, что увеличение импорта тесно связано со снижением ввозной пошлины.

График 7. Импортные пошлины

в начале 2011 года ($ за тонну)

Диаграмма 3. Импорт сахара

в начале 2011года (ыс. тонн).

Импорт сахара-сырца в РФ в марте 2011 года резко вырос по сравнению с январем и февралем до 504,8 тыс. тонн (диаграмма 3).

В первом квартале общий физический объем импорта вырос на 67,8% - до 615,2 тыс. тонн против 366,7 тыс. тонн за аналогичный период 2010 года. [24] Резкий рост импорта можно объяснить снижением ввозной пошлины в марте до $50 за тонну. В январе-феврале ввозная пошлина составляла $140 за тонну (график 7). [16]

Отечественная сырьевая база сахарной промышленности невысока. Кроме того, уровень менеджмента, технологической и финансовой дисциплины свеклосеющих хозяйств в стране находится на столь низком уровне, что для отечественных сахарных заводов работа с импортным сырьем оказывается более выгодной. Однако введение ограничений на импорт подталкивает их к вертикальной интеграции со свеклосеющими хозяйствами, к инвестициям и реструктуризации этого сектора сельского хозяйства. Ограничения импорта, показали справедливость данного утверждения: многие заводы начали вкладывать средства в технологии и менеджмент в соответствующих сельхозпредприятиях. Поэтому введение временных тарифных квот нацелено на расширение именно этой положительной тенденции.

В то же время необходимо понимать, что сахарное производство не может работать исключительно на отечественном сырье: это объясняется и технологическими факторами, и ограниченной эластичностью предложения в сельском хозяйстве России сегодня. Поэтому слишком высокий уровень защиты от импорта сахара-сырца также нежелателен.

ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

.1 Предложения по совершенствованию проблем в области применения таможенной пошлины в различных таможенных процедурах

 

Объединение России, Казахстана и Беларуси в таможенный союз способствовало не только повышению эффективности многих показателей, но и привело к некоторым проблемам, в частности для России. Это касается распределения доходов от ввозных таможенных пошлин между государствами. За последние 2 года Россия недополучила приличную сумму таможенных пошлин. Решение данной проблемы заключается в принятии обоюдных решений сторон. Для этого необходима четкая и независимая оценка доли участия государства во внешней торговле, а также учет интересов всех государств - участниц таможенного союза.

Также одной из основных проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы, является уклонение от уплаты таможенных платежей. Наиболее частыми способами, совершения данного правонарушения, является следующее:

) недобросовестное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, путём предоставления недостоверных или неполных сведений необходимых при декларировании;

) не декларирование товаров, путём сокрытия их от таможенного контроля;

) занижение стоимости товаров.

Тем не менее, экономическая политика государства направлена на борьбу с правонарушениями в области таможенного дела, а именно на усовершенствование системы взимания таможенных платежей. Поэтому в таможенных органах, активно реализуются меры, предполагающие более эффективное проведение таможенного декларирования и таможенного контроля за взиманием таможенных платежей.

В IV квартале 2009 года Приволжским таможенным управлением было принято решение о возможности применения технологии таможенного оформления товаров и транспортных средств с использованием сети Интернет. Важнейшим преимуществом электронного декларирования является взаимодействие в режиме on-line между декларантом и таможенным инспектором посредством обмена авторизованными электронными сообщениями, что дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного оформления, в том числе и этап уплаты таможенных платежей. За счёт этого количество правонарушений в области взимания таможенных платежей стало уменьшаться.

Что касается проблемы занижения стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, то здесь все надежды возлагаются на базы данных справочных цен, на товары и услуги. Они содержат информацию по товарам с учетом кода ЕТН ВЭД, наименования и описания товара, страны происхождения, фирм-производителей, марок, моделей, артикулов, технологий производства, маршрутов доставки и видов транспорта, страхования и других факторов, влияющих на ценообразование. К работе по наполнению и актуализации базы ценовой информации подключены международные инспекционные компании, имеющие опыт работы с таможенными службами других государств. Среди таковых фигурируют SGS, ICS, Intertec.

В этом случае информация о ценах поступает из зарубежных специализированных центров, и доводиться до таможенного инспектора в местах оформления товаров.

В целях дальнейшего совершенствования данной работы необходимо более широкое применение современных информационных технологий, в частности, формирование и постоянное поддержание в актуализированном состоянии с учетов изменения конъюнктуры рынка Единой базы данных справочных цен на основные товары и услуги.

Реализация данного мероприятия позволяет увеличить перечисляемые в федеральный бюджет таможенные платежи за счет проведения корректировок таможенной стоимости и роста индекса таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров. По предварительным оценкам сумма дополнительных поступлений составляет ежегодно не менее 15 млрд. рублей [13].

В 2010 г. в целях борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей широкое распространение приобрела работа таможенной службы над повышением эффективности таможенного контроля на основе системы анализа и управления таможенными рисками. Необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства в части уплаты и взимания таможенных платежей также обуславливает внедрение и развитие системы управления рисками в этой области.

Целью системы управления рисками является создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочное, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства таможенного союза:

) имеющих устойчивый характер;

) подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

) затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства. В нашем случае под риском следует понимать вероятность неуплаты, неполной либо несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Под анализом риска понимается систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Также, не маловажной проблемой, на мой взгляд, является увеличение таможенными органами таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию, вследствие ее корректировки, что влечёт за собой повышение ввозных таможенных пошлин. Таможенные органы часто и не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода ее изменения используют недостатки в оформлении и содержании документов.

По данным статистики за последние полтора года суды с таможней из-за принудительного повышения стоимости импорта начали носить массовый характер. Как сообщает Федеральная таможенная служба, в 2011 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров [14].

Для решения данной проблемы со стороны государства должны возникнуть инициативы, направленные на изменение таможенного законодательства, в том числе на ограничение права сотрудников таможни принимать подобные решения, связанные с корректировкой таможенной стоимости, исходя из собственной субъективной оценки.

Ещё одной проблемой является недостаточная степень информирования физических лиц об их правах и обязанностях по вопросам, которые связаны с уплатой таможенных платежей, при перемещении товаров для личного пользования через таможенную границу.

Как правило, незнание основных положений Таможенного кодекса, связанных с таможенными платежами, приводит к нарушению таможенного законодательства. Как следствие это несвоевременность уплаты таможенных пошлин и налогов.

Для того чтобы решить эту проблему, нужно оснащать таможенные подразделения стендами на которых разъяснены права и обязанности физических лиц, а также приведены примеры оформления таможенных документов.

Итак, освоение требований международных стандартов качества и применение их в практической деятельности позволило таможенным органам Приволжья заложить твердый фундамент для своего эффективного функционирования. Но впереди еще долгий путь по разработке элементов конструкции «таможни XXI века», основанной на внедрении инновационных управленческих технологий и способной быстро адаптироваться к

меняющимся условиям внешней среды, связанным с возрастанием интенсивности внешнеторгового товарооборота, функционированием Таможенного союза и продолжающейся интеграцией России в глобальную систему мирохозяйственных связей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, таможенная пошлина - это инструмент государственного регулирования, необходимый для правильного ведения внешнеторговой политики государства. Таможенная пошлина выполняет ряд функций, которые реализуются в зависимости от ситуации перемещения товаров через таможенную границу, а также в зависимости от выбранных таможенных процедур.

Все функции таможенной пошлины в различной степени участвуют при применении всех таможенных процедур. Но, все же, основополагающую

роль в России играет фискальная функция, что объясняет недостаточную конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, а также зависимость российской экономики от импорта готовой продукции.

Сегодня компаниям выгоднее всего продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, затем идет экспорт нефтепродуктов; экспорт нефти наименее выгоден из-за высоких экспортных пошлин. Рост мировых цен на нефть при этом только ухудшает ситуацию, так как укрепляет рубль и делает нефтедобычу еще более затратной. В результате компаниям, чтобы избежать падения добычи, приходится перераспределять ресурсы в нефтедобычу из нефтепереработки. Введение нового налогового режима повысит цену экспортной альтернативы за счет снижения экспортной пошлины и поднимет внутренние цены на нефть, что, в свою очередь, повысит рентабельность нефтедобычи и обеспечит ее рост. Предполагается, что от введения нового налогового режима в целом выиграют и отрасль, и государство.

Отечественная сырьевая база сахарной промышленности невысока. Кроме того, уровень менеджмента, технологической и финансовой дисциплины свеклосеющих хозяйств в стране находится на столь низком уровне, что для отечественных сахарных заводов работа с импортным сырьем оказывается более выгодной. Однако введение ограничений на импорт подталкивает их к вертикальной интеграции со свеклосеющими хозяйствами, к инвестициям и реструктуризации этого сектора сельского хозяйства. Ограничения импорта, показали справедливость данного утверждения: многие заводы начали вкладывать средства в технологии и менеджмент в соответствующих сельхозпредприятиях. Поэтому введение временных тарифных квот нацелено на расширение именно этой положительной тенденции.

В то же время необходимо понимать, что сахарное производство не может работать исключительно на отечественном сырье: это объясняется и технологическими факторами, и ограниченной эластичностью предложения в сельском хозяйстве России сегодня. Поэтому слишком высокий уровень защиты от импорта сахара-сырца также нежелателен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бекяшев, К.А., Таможенное право: учебник / К.А.Бекяшев, Е.Г.Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 360с.

. Бакаева, О. Ю., Таможенное право : курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - М. : РАП, Эксмо, 2009. - 272 с.

.Таможенное право: учебник/ под общ. ред. проф. Б. Н.Габричидзе. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 - 841 с.

. Халипов, С.В., Таможенное право: учебник / С.В. Халипов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало-М, 2006. - 416 с.

. ТК ТС (в редакции 2013 года)

. Чеботарев Н.В. «Мировая экономика»:Учебник: - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и С». - 2007. - 332с.

. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) под ред. А.Н. Козырина. - М.: «Проспект», 2012.

8. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации ( с изменениями от 28 января 2011г.) // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО - Режим доступа: http://www.consultant.ru. <http://www.consultant.ru/>

. Олег Сенькевич. Будущее таможни.// Таможенное регулирование и таможенный контроль, 2012 г., №2.- С.30-31.

. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2008.

. Материалы официального сайта Приволжское таможенное управление. Режим доступа http://ptu.customs.ru/ru/ <http://ptu.customs.ru/ru/>

. Тимошенко В.И. Торговый оборот страны за полгода.// Таможенное регулирование и таможенный контроль, 2010 г., №10.- С.68-73

.Олег Сенькевич. Будущее таможни.// Таможенное регулирование и таможенный контроль, 2012 г., №2.- С.30-31.

Похожие работы на - Пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!