Основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы классификации товаров в таможенных целях

.1 Состояние динамики экспорта и импорта товаров в международной торговле России

.2 Структура и принципы построения ТН ВЭД ТС

Глава 2. ТН ВЭД ТС как основа таможенно-тарифного регулирования

.1 Понятие и инструменты таможенно-тарифного регулирования

.2 Значение ТН ВЭД в таможенно-тарифном регулировании

.3 Анализ материалов судебной практики по классификации товаров, связанной с применением мер таможенно-тарифного регулирования

.4 Основные направления совершенствования ТН ВЭД ТС

Заключение

Список использованных источников

Введение

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями её развития. Среди направлений, значение которых постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" усилило роль и значимость таможенно-тарифного регулирования, его составных элементов.

Актуальность темы обусловлена процессом создания единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза, в ходе которого вопросы, связанные с принятием обязательств в области применения таможенных пошлин являются одними из самых сложных.

Под тарифным регулированием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот.

При выработке таможенно-тарифной политики следует также учитывать особенности развития отдельных стран, структуры их экономик и производства, место и роль таможенных инструментов в системе мер государственного регулирования экономики.

Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет внерыночный характер и реализуется только непосредственно государством. В отличие от него другие регуляторы испытывают на себе воздействие, как рыночных сил, так и государства. Например, цены в том или ином секторе экономики могут формироваться под воздействием конкурентной или монопольной среды. То же в принципе можно сказать и о других регуляторах.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является Единый таможенный тариф Таможенного союза. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии ЕТН ВЭД.

Процесс интеграции в мировую экономическую систему и бурное развитие внешней торговли обусловили необходимость более глубокого и детального изучения проблем таможенно-тарифного регулирования и отечественными учёными-экономистами.

Вопросы применения таможенных пошлин в качестве основного инструмента регулирования внешнеторговой деятельности исследованы и проанализированы в трудах широкого круга зарубежных экономистов, среди которых можно выделить Аббога П., Вапиио Д., Джослипга Т., Морса Р., Пиарсопа К., Калли Д., Эдьберп А.

Среди российских учёных экономистов особый вклад в изучение и совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования внесли Дюмулеи П., Киселёв С.В., Дапильцев Л.В., Ромашкин Р.А., Шайкпп В.В., Фрумкин А.В., Серова П.В.

Цель работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:

исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

проанализировать таможенно-тарифную политику Таможенного союза;

проанализировать материалы судебной практики в отношении классификации товаров, связанной с применением мер таможенно-тарифного регулирования.

Объектом является Единый таможенный тариф Таможенного союза.

Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области применения Единого таможенного тарифа.

В работе так же использованы материалы периодических изданий, аналитические исследования международных организаций и разработки научно-исследовательских институтов по вопросам развития мирохозяйственных связей России и совершенствования её внешнеторговой политики.

Информационную базу работы составляют акты таможенного законодательства Таможенного союза, федеральные законодательные и иные нормативно-правовые акты по регулированию внешней торговли, документы, изданные ФТС России, данные Комиссии Таможенного союза.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, пятью разделами, заключением, списком использованных источников.

В первой главе рассмотрены исторические аспекты становления таможенного союза и таможенно-тарифного регулирования.

Во второй главе проведён анализ инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в частности изучена роль таможенных пошлин в регулировании внешнеэкономической деятельности и роль Таможенного союза в таможенно-тарифном регулировании внешнеэкономической деятельности.

Глава 1. Теоретические основы классификации товаров в таможенных целях.

.1 Состояние динамики экспорта и импорта товаров в международной торговле России

ТНВЭД имеет высокую степень детализации внешнеторгового оборота. Товары представлены не только по конкретным наименованиям, но с учетом состава продуктов, технологии их изготовления, основных экономических характеристик. По данным таможенной статистики в январе 2013 года внешнеторговый оборот России составил 57,4 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2012 года снизился на 0,9%. Со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил 49,9 млрд. долларов США, со странами СНГ - 7,5 млрд. долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 18,9 млрд. долларов США, что на 3,2 млрд. долларов США меньше, чем в январе 2012 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 15,9 млрд. долларов США (снижение на 3,7 млрд. долларов США), со странами СНГ - 3,0 млрд. долл. США (рост на 0,5 млрд. долларов США).

Экспорт России в январе 2013 года составил 38,1 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2012 года снизился на 4,7%. В общем объеме экспорта на долю стран дальнего зарубежья в январе 2013 года приходилось 86,4%, на долю стран СНГ - 13,6%. Основу российского экспорта в январе 2013 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 78,7% (в январе 2012 года - 76,5%).

В январе 2013 года по сравнению с январем 2012 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров снизился на 1,9%, а физический - на 23,0%. Среди товаров топливно-энергетического комплекса сократились объемы экспорта кокса на 28,4%, нефти сырой - на 3,4%, топлив жидких - на 10,2%. При этом возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина автомобильного на 38,3%, угля каменного - на 17,4%, дизельного топлива - на 3,8%, газа природного - на 1,1%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе 2013 года составила 6,7% (в январе 2012 года - 8,5%). Стоимостной объем экспорта указанных товаров снизился по сравнению с январем 2012 года на 24,8%, а физический остался на том же уровне. Сократились физические объемы экспорта ферросплавов - на 22,6%, меди - на 57,0%, чугуна - на 15,1%. Вместе с тем увеличились физические объемы экспорта алюминия на 11,4%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 8,1%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 10,4%. Доля экспорта продукции химической промышленности в январе 2013 года составила 5,4% (в январе 2012 года - 5,3%). По сравнению с январем прошлого года стоимостной объем экспорта этой продукции снизился на 2,5%. При этом возросли физические объемы экспорта продукции неорганической химии - на 10,4%, органических химических соединений - на 15,1%, азотных удобрений - на 10,1%, смешанных удобрений - на 33,3%, каучука, резины и изделий из них - на 7,7%, аммиака безводного - на 20,7%.

Физический объем экспорта пластмасс и изделий из них сократился на 23,6%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе 2013 года составила 2,6% (в январе 2012 года - 2,7%). Стоимостные объемы экспорта данной товарной группы снизились по сравнению с январем прошлого года на 5,4%, в том числе электрического оборудования на 50,3%, инструментов и аппаратов оптических - на 31,2%. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2013 года составила 1,9% (в январе 2012 года - 2,2%). По сравнению с январем 2012 года стоимостные объемы поставок этих товаров снизились на 18,9%, а физические - на 49,3%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2013 года составила 1,7% (в январе 2012 года - 1,6%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года снизился на 1,7%. Физический объем экспорта пиломатериалов возрос на 11,9%, фанеры - на 10,3%, целлюлозы - на 3,2%. Объем экспорта бумаги газетной снизился на 58,5%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2013 года доля топливно-энергетических товаров составила 63,9% (в январе 2012 года - 67,3%). Физические объемы экспорта нефти сырой снизились на 13,4%, угля каменного - на 10,0%, нефтепродуктов - на 30,9%, в том числе: дизельного топлива - на 48,4%, топлив жидких - на 45,4%. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта бензина автомобильного на 53,5%, кокса - на 27,3%, керосина - в 3 раза.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в январе 2013 года составила 8,9% (в январе 2012 года - 8,7%). Стоимостной объем экспорта данной товарной группы уменьшился по сравнению с январем 2012 года на 2,6%, а физический возрос на 8,1%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них увеличились на 7,7%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - на 36,7%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 14,4%, алюминия - на 52,8%, чугуна - на 11,0%, ферросплавов - на 2,0%.

Доля экспорта машин и оборудования в январе 2013 года составила 8,8% (в январе 2012 года - 8,4%). Стоимостной объем экспорта механического оборудования возрос на 3,9%, легковых автомобилей - на 37,6%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного - на 7,1%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе 2013 года составил 8,2% (в январе 2012 года - 5,7%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы увеличился по сравнению с январем 2012 года на 36,5%, а физический - на 28,1%. В том числе возросли физические объемы экспорта продукции неорганической химии - в 2 раза, смешанных удобрений - в 2,4 раза, косметических средств - на 29,6%, мыла и моющих средств - на 17,3%, пластмасс и изделий из них - на 7,4%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе 2013 года составила 4,3% (в январе 2012 года - 3,7%. По сравнению с январем 2012 года стоимостные объемы поставок этих товаров увеличились на 10,2%. Физические объемы экспорта рыбы свежей и мороженой возросли на 44,0%, молока и сливок - на 57,8%, пшеницы - в 2,5 раза.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе 2013 года составила 2,6% (в январе 2012 года - 2,4%). Стоимостной объем экспорта этих товаров увеличился на 2,8%, физический объем остался на уровне января предыдущего года. Физические объемы экспорта пиломатериалов увеличились на 10,7%, бумаги газетной - на 20,0%. При этом сократились физические объемы экспорта фанеры на 9,9%, целлюлозы - на 6,9%.

Импорт России в январе 2013 года составил 19,3 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2012 года увеличился на 7,6%. В общем объеме импорта на долю стран дальнего зарубежья в январе 2013 года приходилось 88,5%, на долю стран СНГ - 11,5%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2013 года приходилось 48,8% (в январе 2012 года - 50,6%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем 2012 года увеличился на 10,0%, в том числе: механического оборудования - на 10,9%, электрооборудования - на 14,7%, железнодорожного транспорта - в 4,1 раза, инструментов и аппаратов оптических - на 16,6%. Физический объем ввоза легковых автомобилей сократился на 9,6%, грузовых - на 40,7%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в январе 2013 года составил 16,7% (в январе 2012 года - 15,4%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с январем 2012 года на 23,4%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 23,4%, органических химических соединений - на 11,1%, пластмасс и изделий из них - на 32,4%, каучуковых и резиновых изделий - на 1,4%, лаков и красок - на 19,0%, косметических средств - на 1,9%, мыла и моющих средств - на 9,4%.

Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 14,4% (в январе 2012 года - 14,0%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2012 года возросли на 14,2%. Возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 12,3%, мяса птицы - в 2,7 раза, рыбы - на 30,8%, сыров и творога - на 34,8%, цитрусовых - на 29,8%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе 2013 года составила 7,4% (в январе 2012 года - 6,8%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем 2012 года на 23,3%. Физические объемы закупок одежды возросли на 19,5%, обуви с верхом из натуральной кожи - на 18,9%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе 2013 года составил 5,1% (в январе 2012 года - 5,4%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года увеличился на 7,2%, а физический снизился на 2,8%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 5,7%. Вместе с тем возрос импорт труб на 32,4%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2013 года доля машин и оборудования составила 36,9% (в январе 2012 года - 37,8%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года сократился на 26,6%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования сократились на 14,5%, электрического оборудования - на 35,3%, железнодорожного оборудования - на 25,2%. Физические объемы ввоза легковых и грузовых автомобилей снизились на 79,3% и 18,6% соответственно.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2013 года составил 14,7% (в январе 2012 года - 18,9%). Стоимостной и физический объемы данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года снизились на 41,3% и 16,5% соответственно. Снизились физические объемы ввоза черных металлов и изделий из них на 15,5%, в том числе: проката из железа и нелегированной стали - на 33,9%, труб - на 56,7%.

Доля импорта топливно-энергетических товаров в январе 2013 года составила 5,1% (в январе 2012 года - 11,2%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2012 года снизился на 65,4%. Физические объемы ввоза угля каменного сократились на 90,5%, нефтепродуктов - на 80,6%. Вместе с тем возросли физические объемы импорта электроэнергии - на 78,6%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе 2013 года составила 7,0% (в январе 2012 года - 6,6%). Стоимостной объем импорта этих изделий снизился по сравнению с январем 2012 года на 20,1%. В том числе сократился стоимостной объем импорта одежды на 42,3%. Стоимостные объемы поставок обуви с верхом из натуральной кожи возросли на 33,7%, тканей хлопчатобумажных - на 72,7%.

Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства составил 12,1% (в январе 2012 года - 8,7%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2012 года возросли на 16,5%, в том числе: мяса свежего и мороженного - на 4,7%, рыбы свежей и мороженой - на 21,5.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе 2013 года приходилось 50,4% российского товарооборота (в январе 2012 года - 49,3%). На страны СНГ в январе 2013 года приходилось 13,0% российского товарооборота (в январе 2012 года - 14,7%), на страны Таможенного союза - 6,1% (7,6%), на страны ЕврАзЭС - 6,5% (7,9%), на страны АТЭС - 24,1% (23,6%).

Основными торговыми партнерами России в январе 2013 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 6,1 млрд. долларов США (103,0% к январю 2012 года), Нидерланды - 5,5 млрд. долл. США (91,1%), Германия - 4,7 млрд. долл. США (94,6%), Италия - 3,7 млрд. долл. США (122,8%), Турция - 2,7 млрд. долл. США (97,1%), Польша - 2,2 млрд. долл. США (105,6%), Япония - 2,0 млрд. долл. США (103,7%), Соединенное Королевство - 1,8 млрд. долл. США (133,5%), Республика Корея - 1,7 млрд. долл. США (125,4%), Франция - 1,6 млрд. долл. США (100,8%). С учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, данные ФТС России.

Объемы торговли со странами СНГ в январе-июне 2013 года приведены ниже (миллионов долларов США):

Таблица 1

ОборотЭкспортИмпортСальдоАзербайджан1878.71568.6310.11258.5Армения600.5452.5147.9304.6Белоруссия15502.09513.95988.13525.8Казахстан13164.87934.45230.42704.0Киргизия1112.61063.748.91014.8Молдавия768.3606.7161.6445.1Таджикистан366.6346.320.3326.0Туркмения721.5645.675.8569.8Узбекистан1706.01139.5566.6572.9Украина17824.79956.37868.42087.9

.2 Структура и принципы построения ТН ВЭД ТС

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Правительством РФ, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба. ТН ВЭД является расширенным российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других.

Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Товары сгруппированы в 21 раздел в 99 группах. Отсутствие в ТН ВЭД трех групп (77,98,99) объясняется тем, что они зарезервированы на будущее. Зарезервированные группы 98 и 99 в ТН ВЭД ТС могут быть использованы на национальном уровне для выделения специфических товаров. Группа 77 зарезервирована на международном уровне для классификации титана и изделий из него. По состоянию на 01.01.2012 г. в странах - членах Таможенного союза резервные группы не используются.

Юридическое значение для целей классификации имеют тексты примечаний,

При образовании разделов используются признаки:

происхождение материала;

химический состав;

вид материала;

функциональное обозначение.

При образовании групп в ТН ВЭД ТС используется принцип последовательности обработки товаров.

При построении товарных позиций в ТН ВЭД ТС используются

следующие признаки:

назначение;

степень обработки;

вид материала, из которого изготовлен товар;

место в международной торговле и т. д..

Классификация товара по номенклатуре ГС означает поэтапное определение его классификационного кода, то есть установление группы, товарной позиции и, в конечном счете, товарной субпозиции и соответствующего ей шестизначного кода. Именно система кодирования, введённая Приложением к Конвенции о ГС, составляет одно из основных отличительных свойств этой номенклатуры по сравнению с предшествующими системами. Установление шестизначного кода по ГС - конечный пункт процедуры классификации или приравнивания товара к этой номенклатуре. Процедура таможенного приравнивания заключается в применении Основных правил интерпретации ГС для однозначного отнесения товара к субпозиции ГС. Классификацию товаров по ГС наиболее часто осуществляет Комитет по ГС СТС-ВТАО. Национальные таможенные органы, таможенные лаборатории, декларанты и их консультанты, иные участники внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, суды и другие государственные органы чаще всего имеют дело с классификацией товаров в соответствии с ГС-производными номенклатурами, в которые, помимо положений ГС, входят и иные установления, относящиеся к детализации некоторых субпозиций Гармонизированной системы и даже отдельных подсубпозиций национальной номенклатуры.

Правильность интерпретации Гармонизированной системы имеет решающее значение, поскольку именно на основе кода, в первую очередь, устанавливается ставка таможенной пошлины и применяются меры нетарифного регулирования. Соответственно, ошибочная интерпретация может привести к определению неправильного кода товара, а это, в свою очередь, может повлечь самые неблагоприятные последствия, в первую очередь, для декларанта-импортёра.

Можно выделить два вида средств интерпретации номенклатуры ГС - внутренние, или официальные, и внешние, или рекомендательные. К первым относятся Основные правила интерпретации, содержащиеся в Приложении к Конвенции о ГС, а также примечания к разделам, группам и субпозициям. Ко второму виду, прежде всего, относятся Пояснения к ГС, издаваемые на французском и английском языках Всемирной таможенной организацией, а также Сборник (так называемый «компендиум») классификационных решений Комитета по ГС.

Основные правила интерпретации должны применяться всякий раз, когда товар классифицируется по Гармонизированной системе и другим производным номенклатурам, включая ТН ВЭД. Таким образом, Основные правила представляют собой набор международно-правовых принципов, регулирующих процедуру определения кода товара по ГС.

Глава 2. ТН ВЭД ТС как основа таможенно-тарифного регулирования

.1 Понятие и инструменты таможенно-тарифного регулирования

импорт торговля таможенный декларирование

Таможенно-тарифное регулирование - совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют:

¾Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г., в котором установлены цели и сферы использования таможенно-тарифных мер, определены основные понятия, используемые в правовом механизме как тарифного, так и нетарифного регулирования торгово-экономических отношений РФ, закреплены общие принципы и правила применения таможенно-тарифных мер.

¾Таможенный кодекс РФ

¾Система подзаконных нормативно- правовых актов по таможенно-тарифному регулированию, издаваемых Президентом РФ, Федеральной таможенной службой.

Таможенно-тарифное регулирование исторически стало первой формой государственного регулирования внешней торговли.

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими таможенных границ.

Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. Благодаря деятельности международных организаций и объединений национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Ставка таможенной пошлины - один из наиболее важных элементов таможенной пошлины, подтверждающая её налоговую природу. Ставка таможенной пошлины представляет собой величину начислений за единицу измерения базы обложения таможенной пошлиной.

Система таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе допускает применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

адволорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированных, сочетающих оба названных вида таможенного обложения.

Также существует следующая классификация таможенных пошлин:

По объекту обложения:

импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению:

автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

По типам ставок:

постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу вычисления:

номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

эффективные реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Размеры ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин определяются Комиссией Таможенного союза. Соответствующие полномочия Комиссии позволяют осуществлять оперативное регулирование внешнеторговой деятельности и быстро (в отличие от законодательной процедуры) реагировать на изменения конъюнктуры международных товарных и валютных рынков и в соответствие с колебаниями экономической конъюнктуры уменьшать или увеличивать размер ставки таможенной пошлины, обеспечивая тем самым надёжный уровень таможенно-тарифной защиты экономики и отечественного производителя.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в Таможенном союзе тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

При этом основным инструментом таможенно-тарифного метода государственного внешнеторговой деятельности является таможенная пошлина. Доля таможенных пошлин в общем объёме поступлений в государственный бюджет может значительно различаться в зависимости от конкретной страны. В США и промышленно развитых странах Европы она колеблется от 1 до 5 %. В Российской Федерации таможенная пошлина остаётся одним из наиболее «доходных» источников: в разные годы она давала от четверти до трети всех налоговых поступлений в доходную часть бюджета.

Наряду с несомненно высоким фискальным значением таможенной пошлины, она продолжает оставаться эффективным инструментом протекционистской политики.

Предметом таможенной пошлины являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Для идентификации трансграничного оборота товаров используется товарная номенклатура, именуемая в Российской Федерации «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза» (ТН ВЭД ТС). С её помощью происходит таможенно-тарифное регулирование - процедура, в ходе которой товару, перемещаемому через таможенную границу, присваивается классификационный код по действующей номенклатуре (осуществляется «кодировка товара») и тем самым определяется принимаемая в конкретном случае ставка таможенного тарифа.

Дифференциация таможенного обложения в зависимости от страны происхождения ввозимого товара в российской практике таможенно-тарифного регулирования осуществляется следующим образом.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза.

Применительно к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, базовые ставки ввозных таможенных пошлин, содержащиеся в Едином Таможенном тарифе Таможенного союза, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных льгот (преференций) в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Таким образом, составной частью регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенно-тарифная политика, которая является важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, её диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

.2 Значение ТН ВЭД в таможенно-тарифном регулировании

Таможенно-тарифное регулирование - важнейший экономический инструмент регулирования внешней торговли. Оно применяется практически во всех странах мира, где имеет прочный правовой фундамент. В статье 164 Федерального закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности указывается, что сущность таможенно-тарифного регулирования заключается в регулировании операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике России, для чего в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.

Согласно государственной программе развития экспорта государственная поддержка должна распространяться на производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. В настоящее время в товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием энергоносителей. Кроме этого, таможенный тариф выполняет функцию защиты экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых по технической оснащенности и затратам на производство продукции значительно превосходят отечественных производителей. Это объясняет высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование ножниц цен на мировом и внутреннем рынке.

Виды пошлин требуют разграничения между видами товаров. Поэтому таможенный тариф всегда состоит из двух частей, а именно: таможенной номенклатуры, т.е. всеобъемлющего перечня товаров, а также ставок пошлины, которые необходимы для ее расчета.

Таможенная тарифная номенклатура должна отвечать определенным требованиям:

товары должны быть четко и недвусмысленно разграничены, поскольку номенклатура служит инструментом налогообложения. Для каждого изделия в таможенной номенклатуре должна использоваться только одна товарная позиция и, следовательно, назначаться только одна ставка пошлины. Без четких характеристик товара невозможно рассмотреть конкретную тарифную классификацию;

номенклатура должна быть сформулирована максимально просто, чтобы участники внешнеэкономической деятельности и работники таможни могли увидеть необходимые различия между товарами без помощи специалистов;

по возможности, следует избегать характеристик, которые не могут быть проверены по объективным признакам изделия (например, происхождение или принадлежность конкретному сектору экономики). Таможенные органы должны быть уверены, что назначается правильная тарифная ставка в интересах равного налогообложения.

2.3 Анализ материалов судебной практики по классификации товаров, связанной с применением мер таможенно-тарифного регулирования

Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, как правило, возможно лишь при условии уплаты декларантом таможенных платежей, к которым статья 110 Таможенного кодекса Российской Федерации относит таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость, акцизы и различного рода таможенные сборы.

Вследствие этого, одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации, согласно пункту 6 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации, является взимание указанных платежей. Размер таможенных пошлин установлен на основании таможенного тарифа Российской Федерации, которым пункт 1 статьи 2 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" определен как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В зависимости от присвоенного перемещаемому через таможенную границу товару классификационного кода, таможенным органом применяется та или иная ставка таможенной пошлины и исчисляется ее размер. Различие подходов таможенных органов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, к определению классификационных кодов товаров, влияющих на сумму таможенной пошлины, является причиной возникновения значительного числа арбитражных споров.

В зависимости от предмета спора их можно разделить на три группы:

¾вытекающие из исков о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений на бесспорное списание неуплаченных в связи с неправильным определением классификационного кода товара таможенных платежей и пени;

¾связанные с обжалованием постановлений таможенных органов о привлечении участников ВЭД к ответственности за заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости или стране происхождения товаров и транспортных средств, коде товара либо иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера;

¾связанные с обжалованием постановлений таможенных органов о привлечении участников ВЭД к ответственности за заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом Российской Федерации решения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, помещение их под запрашиваемый режим.

Подходы к решению характерных проблем, возникающих при рассмотрении дел обсуждаемой категории, которые были выработаны правоприменительной практикой арбитражных судов, можно проанализировать на примере ряда споров, являющихся наиболее показательными.

Пример 1: ЗАО "Кранэкс Лизинг" на основании контракта, заключенного с фирмой "Бофглиоли Ридуттори С.П.А." (Италия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации редукторы механического привода гусеничного полноповоротного экскаватора и оформило их в Ивановской таможне Центрального таможенного управления ФТС РФ в режиме выпуска для внутреннего потребления.

В отношении ввезенного товара Общество заявило код по ТН ВЭД 8483 40 980 0 "прочие зубчатые передачи, кроме зубчатых колес, цепных звездочек и других отдельно поставляемых элементов передач; шариковые или роликовые винтовые передачи; коробки передач и другие варианты скорости, включая гидротрансформаторы", ставка ввозной пошлины 5 процентов.

В ходе осуществления таможенного контроля Ивановская таможня провела идентификационную экспертизу товара. В соответствии с заключением эксперта Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ввозимый товар соответствует наименованию "мотор-редуктор"; находящаяся в его составе гидравлическая часть (гидромотор) по выполняемой функции является основной.

На основании данного заключения таможенный орган определил код ввезенного товара 8412 29 910 0 "Двигатели гидравлические силовые", ставка ввозной пошлины - 10 процентов, оформив классификационное решение. Уведомлением таможня сообщила декларанту о том, что в ходе проверки таможенной декларации было выявлено несоблюдение условий выпуска товаров.

Общество скорректировало код товара и доплатило таможенные платежи в связи с чем, товар был выпущен в свободное обращение. ЗАО "Кранэкс Лизинг" не согласилось с решением таможенного органа о классификации товара по коду 8412 29 910 0 в соответствии с ТН ВЭД и обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о правомерной классификации таможней ввезенного Обществом товара по коду 8412 29 910 0 ТН ВЭД и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Из правила 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД следует, что классификация товара в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей классификация товара должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаний к ним.

В рассматриваемом случае Общество и таможенный орган классифицировали ввезенный Обществом товар по разным товарным позициям, которые входят в одну товарную группу 84 и раздел XVI, которые имеют примечания.

Согласно пункту 3 примечания к разделу XVI ТН ВЭД комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, другие машины, предназначенные для выполнения двух и более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

В силу пункта 4 указанного примечания, если машина (включая комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов (независимо от того, расположены они отдельно или соединены трубопроводами, трансмиссионными устройствами, электрическими кабелями или другими устройствами), предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84 или 85, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.

"Полно и всесторонне оценив представленные в дело доказательства, в том числе заключения экспертиз, суды обеих инстанций установили, что ввезенный Обществом товар является комбинированным, состоит из редуктора (зубчатой передачи) и гидромотора. Выполняемые данными устройствами раздельные функции последовательно дополняют друг друга. Данное изделие выполняет функцию передвижения экскаватора и входит в механизм передвижения. Гидромотор создает механическую энергию (вращательные движения) путем преобразования гидравлической энергии жидкости, редуктор изменяет скорость вращения. Основной и определяющей функцией товара является функция гидромотора". При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об обоснованной классификации таможенным органом ввезенного Обществом товара по коду 8412 29 910 0 ТН ВЭД и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.

Пример 2: ЗАО "АР Картон" на таможенную территорию Российской Федерации ввезло картон типа "Мультиколор Спешиал" в рулонах, который задекларировало в Краснодарской таможне. Код ТН ВЭД указан в декларации 4810 92 900 1 "картон мелованный в рулонах".

В решении таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД указано, что ввезенный товар является многослойным мелованным картоном с одним белым наружным слоем из целлюлозы и оборотным слоем из небеленой древесной массы с добавлением макулатурной массы, код ТН ВЭД 4810 92 300 0.

Таможня выставила требование, в котором предложила обществу уплатить таможенные платежи и пени.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании решения таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД недействительным.

"При рассмотрении дела суд на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и материалов дела пришел к обоснованному выводу о достаточности представленных таможенным органом доказательств, позволяющих классифицировать ввозимый заявителем картон по коду 4810 92 300 0 ТН ВЭД ТС".

При декларировании товара обществом описание товара, содержащееся в графе 31 ГТД, не соответствовало заявленному коду ТН ВЭД, что явилось основанием для перепроверки таможенным органом. Кроме того, впоследствии заявителем были оформлены еще две партии данного товара, но уже с наименованием товара (картон с одним беленым наружным слоем) в товарной субпозиции 4810 92 300 0. В связи с имеющимися противоречиями, а также различными ставками таможенных пошлин таможней было принято решение о направлении проб товара от партии, оформленной по аналогичной ГТД, на исследование в Экспертно-криминалистическую службу Южного таможенного управления.

Суд указал, что идентичность товара, отправленного на экспертизу, с товаром, оформленным по спорной ГТД, подтверждается, поскольку картон получен от одного производителя по одному контракту, одной марки. Заключением эксперта ЭКС ЮТУ установлено наличие одного беленого слоя данной партии картона. Согласно выводам эксперта проба картона идентифицирована как многослойный мелованный картон с одним беленым наружным слоем из целлюлозы и оборотным слоем из небеленой древесной массы с добавлением макулатурной массы.

В соответствии с группой 48 "Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона" раздела Х "Таможенного тарифа Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. N 830 в товарной позиции 4810 92 "бумага и картон многослойные" к субпозиции 4109 23 000 относится товар только с одним беленым наружным слоем и пошлина составляет 15%, а в товарной субпозиции 4810 92 900 - прочие и пошлина составляет 5%.

Таким образом, критерием отнесением картона к товарной субпозиции по коду ТН ВЭД 4810 92 300 0 является наличие в многослойном картоне одного наружного беленого слоя.

Общество в кассационной жалобе настаивает на том, что ввезенный им мелованный многослойный картон с одним наружным слоем, состоящим из волокон беленой целлюлозы, не может быть классифицирован по подсубпозиции 4810 92 300 0 ТН ВЭД ТС, поскольку не содержит в своем составе беленых слоев. Термин "беленый слой" не идентичен термину "состоящий из беленых волокон"; законодатель отдельно закрепил такие классифицирующие признаки товара как "беленый слой" и "беленые волокна".

Судами проверялись доводы заявителя относительно ошибочной классификации таможенным органом ввозимого картона, однако, они не нашли своего подтверждения.

Декларант не оспаривает, что наружный слой картона состоит из волокон беленой целлюлозы, т.е. целлюлозы, подвергнутой отбеливанию (белению). Суд обоснованно указал, что в таком случае не имеет значение, кто произвел отбеливание целлюлозы - производитель картона или первоначальный производитель сортированной бытовой и промышленной макулатуры, с использованием которой в дальнейшем изготовлен картон.

Для идентификации картона по товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС 4810 92 300 0 достаточно наличия в его составе одного наружного слоя, цвет которого обусловлен входящими в его состав отбеленными волокнами целлюлозы.

Суд оценил экспертное заключение и признал его соответствующим закону. Вопросы, поставленные эксперту, охватывают всю совокупность критериев, необходимых для однозначной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Основной целью проведения экспертизы явилось определение технических характеристик товара, необходимых для его классификации.

Вывод эксперта о том, что товар представляет собой многослойный мелованый картон с одним беленым наружным слоем из целлюлозы положен в основу переклассификации таможней товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.

Суд установил все фактические обстоятельства по делу, всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, заявленные доводы общества и таможни, оценил их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признал правильной классификацию спорного товар. Общество не доказало правильность заявленного им при таможенном оформлении товара кода ТН ВЭД ТС 4810 92 900 1 "бумага и картон многослойные прочие".

Таким образом, суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

.4 Основные направления совершенствования ТН ВЭД ТС

ТН ВЭД ТС - это постоянно развивающийся классификатор, который является основой всей внешнеэкономической деятельности не только РФ, но и всего Таможенного союза.

Совершенствование номенклатуры идет по двум направлениям:

) развитие с учетом изменений во внешнеэкономической сфере в соответствии с принятыми РФ правовыми обязательствами;

) углубление детализации в интересах стран Таможенного союза и РФ.

Рассмотрим первое направление. Оно предусматривает выполнение обязательств по участию России в деятельности таких авторитетных международных организации как Всемирная таможенная организация и Всемирная торговая организация. Всемирная таможенная организация является правопреемником Совета таможенного сотрудничества и хранителем Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, неотъемлемой частью, которой собственно и является Номенклатура Гармонизированной системы (ГС). Открытая для подписки в Брюсселе 14 июня 1983 г. ГС является международной основой ТН ВЭД ТС, применяемой в Таможенном союзе и России.

За время существования конвенция поправки в Номенклатуре вносилась:

в 1992 г. - носили в основном редакционный характер;

в 1996 г. - содержали 393 набора поправок;

в 2002 г. - содержали 374 набора поправок;

в 2007 г. - содержали 354 набора поправок.

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая, пятая, редакция ГС. Пятая редакция образована на основе действующей редакции путем внесения в нее порядка 221 набора поправок, утвержденных Всемирной таможенной организацией 26 июня 2009 года, которые в основном относятся к товарам сельского хозяйства и продуктам их переработки.

В конечном счете, в пятую редакцию ГС было внесено 220 наборов поправок, вызванных:

изменением характера международной торговли;

запросами международных организации, заинтересованных в мониторинге международной торговли отдельными видами товаров;

пересмотром товарных позиций и субпозиций с низким объемом торговли.

Все поправки можно условно разбить на следующие категории:

поправки в отношении товаров сельского хозяйства и продуктов их переработки (включая лесное хозяйство и рыболовство) - по предложению ФАО (Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйств) 2/3 всех поправок;

поправки в отношении продуктов, имеющих отношение к окружающей среде (Роттердамская конвенция и Монреальский протокол);

редакционные поправки (уточнения);

другие поправки.

Социальные вопросы и вопросы окружающей среды, имеющие глобальное значение, являются основой для большинства поправок к ГС 2012 г. Некоторые изменения были внесены для оказания помощи другим международным организациям в их работе. В частности, были внесены изменения для обеспечения применения Роттердамской конвенции и Монреальского протокола. С этой целью ГС 2012 включила новые субпозиции для определенния химических веществ, попадающих под контроль Роттердамской конвенции, и озоноразрушающие вещества, находящиеся под контролем Монреальского протокола. Изменения в 2012 г. ГС идут в ногу с технологическим прогрессом, но изменения не столь многочисленные, как в ходе последнего цикла обзора, когда высокотехнологичные изменения составляли основную часть изменений к ГС 2012 г. Другие поправки являются результатом изменений в международной торговле. В связи с этим удалено более 40 субпозиций из-за небольшого количества торговых операций по определенным товарам. Товары перенесены в другие существующие субпозиции или новые товарные позиции.

Большое количество поправок направлено на уточнение текстов пояснений для обеспечения единообразного использования ГС. Поправки примечаний можно условно разделить на категории:

связанные с выделением либо удалением субпозиций и позиций;

примечания, в которых дается толкование терминов;

Редакционные поправки уточнения включают:

уточнения текстов субпозиций, товарных позиций (например: карп - 0301 93, ракообразные - позиция 0306) и примечаний.

Вступление России в ВТО, повлекло за собой необходимость выполнения обязательств, связанных с тарифной функцией номенклатуры. Поправки, внесенные в ЕТТ ТС в части кодов, предполагают выделение отсутствующих в действующей ТН ВЭД ТС товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО. Изменению подверглось более половины ТН ВЭД ТС - 55 групп из 97. Корректировка затронула 138 кодов ТН ВЭД ТС, которые были удалены.

Дополнительно был введен 291 код товаров и характеризуется следующим:

выделением отсутствующих в действующей ТН ВЭД ТС товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО;

выделением кодов для раннее непоименованных товаров;

выделением товаров с определенными критериями, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО.

Второе направление развития и совершенствования ТН ВЭД ТС нашло отражение в разработке Классификатора дополнительной таможенной информации . Нововведения по применению ТН ВЭД ТС предусмотрены и в Классификаторе дополнительной таможенной информации, применяемом при таможенном декларировании и контроле на территории РФ.

Приложение № 24 было исключено для применения на уровне госудраств-членов Таможенного союза.

С 1 ноября 2010 г. дополнительные 14-значные коды были введены для товаров в 12 группах номенклатуры. Таким образом, из 96 применяемых групп номенклатуры дополнительная информация представляется для товаров из 22 групп. Традиционно основные изменения и дополнения относятся к продовольственным товарам как основной составляющей внешнеторгового оборота РФ. Основным направлением развития классификации является расширение видового ассортимента товаров, ввозимых на территорию РФ, и прежде всего это относится к продуктам пищевого назначения. Более 60% дополнений при классификации в таможенных целях предусмотрено для товаров растительного происхождения как следствие изменения структуры товарооборота.

Важными идентификационными признаками являются вид и степень обработки товаров, наличие упаковки. Для таможенного декларирования непродовольственных товаров в ряде групп необходима идентификация компонентного состава и наличия конструктивных особенностей. В качестве однозначного и объективного критерия все шире используются измеряемые характеристики товара, например размерные. Дальнейшее развитие классификатора дополнительной информации ведет к углублению идентификационного анализа товаров в таможенных целях.

Это, несомненно, является необходимым условием в обеспечения выполнения основной функции таможенных органов по защите экономических интересов страны, а также будет способствовать и осуществлению ер нетарифного регулирования ВЭД, став барьером для ввоза потенциально опасной продукции.

Таким образом, ТН ВЭД ТС - это эффективный инструмент, обеспечивающий осуществление таможенного регулирования на территории стран Таможенного союза. Для обеспечения широкого применения и выполнения положений ЬК ТС необходима постоянная работа по совершенствованию номенклатуры. Развитие ТН ВЭД ТС предусматривает учет современных, все возрастающих требований к региональной номенклатуре и обязательное отражение результатов обратной связи пользователей номенклатуры. Это является залогом успешного достижения целей применения ТН ВЭД ТС.

Заключение

Как уже неоднократно отмечалось в данной работе, правильное определение кода товара очень важно, так как является основой для применения в отношении того или иного товара мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. В целом ряде случаев код товара может определить и особенности таможенного оформления (например, ограничения по местам декларирования) и таможенного контроля товара. Достаточно отметить, что в настоящее время действуют 9 Указов Президента Российской Федерации, более 200 постановлений Правительства Российской Федерации и более 500 нормативных актов ФТС России по различным вопросам внешнеэкономической деятельности, положения которых опираются на коды ТН ВЭД.

Последствия неверного определения кода для участника внешнеэкономической деятельности могут быть самыми неприятными. Например, может оказаться, что требуется уплатить существенно большую сумму таможенных платежей по сравнению с планируемой, или требуется представление разрешительных документов, которые не были вовремя получены участником внешнеэкономической деятельности, или даже встанет вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.

Исключить ошибки при классификации товаров можно, лишь хорошо владея теми принципами и правилами, которые заложены в ТН ВЭД, а это далеко не так просто.

Основная сложность здесь заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации.

Большое значение в решении возникающих проблем может оказать принятие предварительных решений о классификации и происхождении товаров.

Данный показатель характеризует деятельность таможенных органов, направленную на усиление контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и заявлением страны происхождения товаров.

Значение показателя планируется увеличить с 1250 единиц в 2010 году до 1450 в 2015 году, за счет широкого информирования участников ВЭД о практике применения процедуры принятия предварительных решений о классификации и происхождении товаров. Что в свою очередь выводит на качественно новый уровень выполнение одной из основных тактических задач таможенных органов России - смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение.

Решение указанной тактической задачи будет способствовать реализации стратегических целей развития таможенных органов:

повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем;

выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.

Эксперты пытаются подсчитать интеграционный эффект от создания Таможенного союза. По расчетам ученых российского Института народнохозяйственного прогнозирования, ВВП стран Таможенного союза в 2015 году достигнет порядка 400 млрд. рублей, то есть, рост составит 15-20%. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от нынешнего ВВП, Белоруссия - 16,1%, Казахстан - 14,7%.

Подводя итог по данной курсовой работе, можно с достаточной уверенностью утверждать, что значение правильной классификации товаров нельзя не просто недооценивать, а необходимо уделять этой проблематике особое внимание, постоянно повышая свой профессиональный уровень в данном вопросе, развивая, совершенствуя отдельные положения, элементы, структуру, правила, принципы и закономерности этой важнейшей категории, являющейся базовой основой функционирования механизма таможенного дела.

Список использованных источников

1. Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

2. Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

3. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности " от 08.12.2003 № 164-ФЗ. от 27.11.2010 N 311-ФЗ

. Толкушкин А.В. Таможенное дело [Текст]: учебник /А.В. Толкушкин- М.: Юрайт - Издат, С.- 2011 - 315с.

. Андреева Е.И., Нестеров А.В. / Е.И. Андреева, А.В. Нестеров. Классификация товаров в таможенных целях. Учебное пособие по дисциплине «Товарная номенклатура ВЭД». - М.: Изд-во РИО РТА - 3-е изд.,- 2012.-53 с. ISBN 978-5-9590-0330-2

. Федотова Г.Ю./ Г. Ю. Федотова. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: Учебник.- СПб.: Троицкий мост, 2013. - 93с. ISBN 978-5-4377-0017-4

. Приказ ФТС России от 21.08.2007 г. № 1003 " О классификаторе и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей".

. Приложение № 3 к Приказу ФТС России от 30.12.2010 г. № 2738.

. Приказ ФТС России от 14.01.2010 г. № 23 " О внесении изменений в некоторые правовые акты ФТС России".

. Приказ ФТС России от 21.12.2011 г. № 2558 "О внесении изменений в приложение № 24 к приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. № 1003"

Похожие работы на - Основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!