Проектирование и реконструкция предприятия автосервиса
1. Расчётная часть
.1 Исходные данные для проектирования СТОА
Таблица 1
Наименование исходных данных
|
Характеристики и численные значения
|
Марки автомобилей
|
Среднего класса: УАЗ
|
Тип СТОА
|
Городская Специализированная
|
Среднегодовой пробег автомобилей,км
|
23000
|
Количество заездов автомобилей на СТОА в год,приходящихся
на один комплексно обслуживаемый автомобиль
|
2 [По
данным ОНТП 01-91 приложение 1]
|
Режим работы СТОА*: - число дней работы в году - число смен
работы в сутки
|
Приложение 2 305 дней 2 смены
|
климатический район по ГОСТ 16350-80
|
Умеренный
|
Число автомобилей, обслуживаемых СТОА в год, ед.
|
3300
|
название проектируемого участка:
|
Шиномонтажный участок
|
.2 Расчёт годового объёма работ
.2.1 Расчёт годового объема работ городских СТОА
Годовой объем работ городских СТОА включает работы по ТО и ТР,
уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей.
Удельная
трудоемкость работ по ТО и ТР на 1000 км пробега ,
чел.-ч/1000 км, определяется по формуле:
, (1)
где
- - нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР на 1000
км пробега, чел.-ч/1000 км;
-
коэффициент, учитывающий климатический район;
-
коэффициент, учитывающий размер СТОА (число рабочих постов).
- доля
трудоемкости ТО и ТР, выполняемых на СТОА, %
Для
автомобилей среднего класса принимаем =2,7
чел-ч/1000км приложение 3 [1]. Величина ,
согласно заданию, составляет 70%
Коэффициенты:
К3=1, Приложение 4
К5=0,95
Приложение 5 (Свыше 10 до 15 постов) [1].
-принимаем
согласно исходным данным.
Тогда
чел-ч/1000км
, (2)
Для
специализированных по марке автомобиля городских СТОА годовой объем работ по ТО
и ТР , чел.-ч, составляет:
(3)
где
- - число автомобилей, обслуживаемых проектируемой СТОА
в год;
-
среднегодовой пробег автомобиля, км.
чел-ч. (4)
После
определения величины можно приблизительно оценить общее количество рабочих
постов проектируемой СТОА . При режиме работы СТОА 305 дней в году составит:
, (5)
где
- продолжительность смены, ч;
- число
смен;
-
ожидаемое количество рабочих постов на уборочно-моечном участке.
Для
большинства СТОА величина обычно не превышает 1-2 постов. Рассчитав , следует убедиться в правильности выбора величины
коэффициента
,принимаем
15 постов, (6)
Количество постов рассчитанное по формуле (5) соответствует ранее
принятому интервалу.
Годовой
объем уборочно-моечных работ , чел.-ч,
определяется по следующей формуле:
(7)
где
- число заездов автомобилей в год на СТОА для
выполнения уборочно-моечных работ;
- разовая
трудоемкость уборочно-моечных работ на один заезд, чел.-ч.
Принимаем,
что уборочно-моечные работы выполняются механизированным способом, с высокой
производительностью ,величина = 0.25
Принимаем,
что количество заездов представляет собой сумму заездов для обслуживаемых
автомобилей направляемых на ТО и ТР и коммерческую мойку.
Тогда
, (8)
Где
- количество заездов автомобилей в год на работы по ТО
и ТР, приходящихся на один комплексно обслуживаемый автомобиль.
-
величина среднего пробега автомобиля, по достижении которого он подвергается
коммерческой мойке, км
Согласно
исходным данным: =2 ; =900км
,[1].
Следовательно:
заездов в
год (9)
Откуда
, в соответствии с числом заездов в год, считаем
годовой объём уборочно-моечных работ.
чел-ч (10)
Годовой
объем работ по приемке и выдаче автомобилей , чел.-ч,
рассчитывается по формуле:
(11)
где
- разовая трудоемкость работ по приемке и выдаче
автомобилей на один заезд, чел.-ч
В
соответствии с Приложением 3 [1] =0,25
чел-ч.
Исходя из этого:
чел-ч. (12)
Рассчитанные годовые объемы работ представляются в табл.2
Таблица 2
Годовой объем
работ проектируемой городской СТОА, чел.- ч
Марка автомобилей
|
Виды воздействий
|
Общий годовой объём работ
|
|
|
|
|
|
УАЗ
|
136620
|
22733
|
1650
|
161003
|
.2.2 Расчет годового объема вспомогательных работ
Объем
вспомогательных работ СТОА , чел.-ч,
составляет 20-30% общего годового объема работ по ТО и ТР [3,4], т.е.
, (13)
где
- доля вспомогательных работ, %.
Принимаем
=25% ,тогда:
чел-ч , (14)
1.3 Распределение объемов работ технического обслуживания и текущего
ремонта автомобилей по видам и месту выполнения
Согласно норм проектирования [1] примерное распределение трудоемкости
работ ТО и ТР автомобилей по видам работ на СТОА следует принимать по данным
прил. 6, а распределение трудоемкости работ ТО и ТР легковых автомобилей на
постовые и участковые - по данным прил. 7.
С учетом ранее принятого в разд. 1.2.1 интервала изменения общего
количества рабочих постов по прил. 6 выбираются соответствующие процентные
соотношения, в соответствии с которыми производится распределение годового
объема работ по ТО и ТР автомобилей по видам и месту их выполнения.
Рассчитанные объемы работ по ТО и ТР технологически совместимых
автомобилей по видам и месту выполнения на СТОА заносятся в табл.3
Таблица 3. Распределение объемов работ по ТО и ТР автомобилей по видам и
месту выполнения на СТОА
Виды работ
|
Процентное соотношение при количестве рабочих постов св 10
до 20
|
Общий объем работ данного вида, чел.- ч
|
Постовые работы
|
Участковые работы
|
|
|
|
Процентное соотношение
|
Чел. - ч
|
Процентное соотношение
|
Чел. - ч
|
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза,
электрооборудование, анализ выхлопных газов)
|
4
|
5464,8
|
100
|
5464,8
|
-
|
-
|
Техническое обслуживание в полном объеме
|
15
|
20493
|
100
|
20493
|
-
|
-
|
Смазочные работы
|
3
|
4098,6
|
100
|
4098,6
|
-
|
-
|
Регулировка углов управляемых колес
|
4
|
5464,8
|
100
|
5464,8
|
-
|
-
|
Ремонт и регулировка тормозов
|
3
|
4098,6
|
100
|
4098,6
|
-
|
-
|
Электротехнические работы
|
4
|
5464,8
|
80
|
4371,8
|
20
|
1092,9
|
Работы по системе питания
|
4
|
5464,8
|
70
|
3825,3
|
30
|
1639,4
|
Аккумуляторные работы
|
2
|
2732,4
|
10
|
273,2
|
90
|
2459,1
|
Шиномонтажные работы
|
2
|
2732,4
|
30
|
819,7
|
70
|
1912,6
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
8
|
10929,6
|
50
|
5464,8
|
50
|
5464,8
|
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие,
сварочные)
|
25
|
34155
|
75
|
25616,3
|
25
|
8538,7
|
Окрасочные и противокоррозионные работы
|
16
|
21859,2
|
100
|
21859,2
|
-
|
-
|
Обойные работы
|
3
|
4098,6
|
50
|
2049,3
|
50
|
2049,3
|
Слесарно-механические работы
|
7
|
9563,4
|
-
|
-
|
100
|
9563,4
|
Итого:
|
100
|
136620
|
|
103899,4
|
|
32720,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.4 Расчет численности персонала
.4.1 Расчет численности производственных рабочих
К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков,
непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей.
Технологически необходимое число рабочих рассчитывается по формуле:
, (15)
где
- годовой объем работ на посту или участке, чел.-ч;
-
номинальный годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при
односменной работе, ч.
По
рекомендациям [1] номинальный и эффективный годовые фонды времени рабочих
составляет: для маляров - соответственно 1830 ч и 1610 ч; для рабочих прочих
профессий - соответственно 2070 ч и 1820 ч.
Рабочие
на участке ТО и ТР автомобилей. (16)
Рабочие
выполняющие уборочно-моечные работы (17)
Рабочие
на приёмки и выдачи автомобилей (18)
Штатное число рабочих определяется по формуле:
, (19)
где
- эффективный годовой фонд времени «штатного»
рабочего при односменной работе, ч.
Рабочие на
участке ТО и ТР автомобилей. (20)
Рабочие
выполняющие уборочно-моечные работы (21)
Рабочие
на приёмки и выдачи автомобилей (22)
Результаты
расчета общей численности производственных рабочих СТОА (ТО и ТР,
уборочно-моечные работы, приемка и выдача автомобилей) приводятся в таблице 4.
При выполнении расчетов общей численности производственных рабочих по формулам
(15), (19) величина годового объема работ (,,) принимается по данным табл. 2
Таблица 4. Общая численность производственных рабочих СТОА
Виды работ
|
Годовой объем работ, чел.-ч
|
|
|
|
|
расчетное
|
принятое
|
расчетное
|
принятое
|
ТО и ТР
|
136620
|
66
|
66
|
75,06
|
75
|
Уборочно-моечные работы
|
22733
|
10,98
|
11
|
12,49
|
12
|
Приемка и выдача
|
1650
|
0,79
|
1
|
0,9
|
1
|
Итого:
|
161003
|
|
78
|
|
88
|
Далее производится расчет численности производственных рабочих по видам
работ и месту их выполнения. При проведении расчетов используются формулы (15),
(19) и данные табл. 3. Результаты расчетов сводятся в табл. 5.
Расчёт Контрольно-диагностических работ(двигатель, тормоза,
электрооборудование, анализ выхлопных газов)
Постовые работы:
Технологически необходимое число рабочих:
(23)
Штатное число рабочих:
(24)
Остальные виды постовых и участковых работ рассчитываются аналогично. За
исключением окрасочных работ.
По рекомендациям [1] номинальный и эффективный годовые фонды времени для
маляров - соответственно 1830 ч и 1610 ч
Отсюда численность производственных рабочих на окрасочных работах
составляет:
Технологически необходимое число рабочих:
(25)
Штатное число рабочих:
(26)
Таблица 5. Расчетная численность производственных рабочих ТО и ТР по
видам работ и месту выполнения
Виды работ
|
Объем работ ТО и ТР, чел.-ч
|
Расчетная численность производственных рабочих, выполняющих
работы
|
|
Постовые
|
Участковые
|
Постовые
|
Участковые
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза,
электрооборудование, анализ выхлопных газов)
|
5464,8
|
-
|
2,64
|
3
|
-
|
-
|
Техническое обслуживание в полном объеме
|
20493
|
-
|
9,9
|
11,25
|
|
-
|
Смазочные работы
|
4098,6
|
-
|
1,98
|
2,25
|
-
|
-
|
Регулировка углов управляемых колес
|
5464,8
|
-
|
2,64
|
3
|
-
|
-
|
Ремонт и регулировка тормозов
|
4098,6
|
-
|
1,98
|
2,25
|
-
|
-
|
Электротехнические работы
|
4371,8
|
1092,9
|
2,11
|
2,4
|
0,52
|
0,6
|
Работы по системе питания
|
3825,3
|
1639,4
|
1,84
|
2,1
|
0,79
|
0,9
|
Аккумуляторные работы
|
273,2
|
2459,1
|
0,13
|
0,15
|
1,18
|
1,35
|
Шиномонтажные работы
|
819,7
|
1912,6
|
0,39
|
0,45
|
0,92
|
1,05
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
5464,8
|
5464,8
|
2,64
|
3
|
2,64
|
Кузовные и арматурные
работы(жестянецкие,медницкие,сварочные)
|
25616,3
|
8538,7
|
12,37
|
14,07
|
4,12
|
4,69
|
Окрасочные и противокоррозионные работы
|
21859,2
|
-
|
11,94
|
13,57
|
-
|
-
|
Обойные работы
|
2049,3
|
2049,3
|
0,99
|
1,12
|
0,99
|
1,12
|
Слесарно-механические работы
|
-
|
9563,4
|
-
|
-
|
4,62
|
5,25
|
Итого:
|
103899,4
|
32720,2
|
51,55
|
58,61
|
15,78
|
17,96
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.4.2 Расчет численности вспомогательных рабочих
В
соответствии с рекомендациями [1] численность вспомогательных рабочих следует принимать в процентном отношении от списочной
численности производственных рабочих , т.е.
, (27)
где
- норматив численности вспомогательных рабочих в
зависимости от списочной численности производственных рабочих, %.
Списочная
численность производственных рабочих определяется по данным табл. 4, а величина
норматива численности - по данным прил. 8. и составляет 27% Численности
вспомогательных рабочих составляет:
,
рабочих. (28)
После
определения численности вспомогательных рабочих по
формуле (28) их следует распределить по видам выполняемых работ с
использованием соотношений келейности, представленных в прил. 9 [1]. Результаты
расчета численности вспомогательных рабочих по видам работ сводятся в табл. 6.
Таблица 6
Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ
Виды вспомогательных работ
|
Число вспомогательных рабочих
|
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
%
|
Ремонт и обслуживание технологического оборудования,
оснастка и инструменты
|
5.27
|
5
|
25
|
Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и
коммуникаций
|
4,21
|
4
|
20
|
Прием, хранение и выдача материальных ценностей
|
4,21
|
4
|
20
|
Перегон подвижного состава
|
2,1
|
2
|
10
|
Обслуживание компрессорного оборудования
|
2,1
|
2
|
10
|
Уборка производственных помещений
|
1,48
|
2
|
7
|
Уборка территории
|
1,69
|
2
|
8
|
Итого:
|
21,06
|
21
|
|
1.4.3 Расчет численности инженерно-технических работников, служащих СТОА,
младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны
Численность инженерно-технических работников (ИТР), служащих СТОА,
младшего обслуживающего персонала (МОП) и пожарно-сторожевой охраны (ПСО)
принимается в зависимости от размера СТОА по данным прил. 10. Принятая
численность данной категории работников представляется в табл. 7.
Таблица 7. Принятая численность ИТР, служащих СТОА, МОП и ПСО
Наименование функции управления, персонала
|
Принятая численность
|
|
|
Общее руководство
|
1
|
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность
|
2
|
Материально-техническое снабжение
|
1
|
Производственно-техническая служба
|
6
|
Младший обслуживающий персонал
|
2
|
Пожарно-сторожевая охрана
|
4
|
Итого:
|
17
|
.5 Расчет числа рабочих постов СТОА
Для
данного вида работ ТО и ТР число рабочих постов рассчитывается
по формуле:
, (29)
где
- годовой объем постовых работ данного вида,
определяемый по табл. 5, чел.-ч;
-
коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА;
-
годовой фонд рабочего времени поста, ч;
-
среднее количество рабочих, одновременно работающих на рабочем посту, чел.
Согласно
рекомендаций [1] коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТОА принимается равным 1,15, а численность рабочих,
одновременно работающих на одном посту, для постов уборочно-моечных работ, ТО и
ТР - 2 чел., для кузовных и окрасочных - 1,5 чел. годовой фонд рабочего времени
поста:
(30)
где
- число дней работы в году станции обслуживания;
-
продолжительность смены, ч;
- число
смен;
-
коэффициент использования рабочего времени поста.
Согласно
рекомендаций [1] коэффициент использования рабочего времени поста при одной смене работы СТОА принимается равным 0,95,
а при двухсменной - 0,94.
Отсюда
годовой фонд времени рабочего поста составляет:
,ч (31)
Далее
считаем число рабочих постов:
Для
участка контрольно-диагностических работ :
=0,66 (32)
Для остальных постов расчеты производятся аналогично, за исключением
постов проведения кузовных и окрасочных работ, где численность одновременно
работающих на посту составляет -1,5 чел.
Соответственно для кузовных и арматурных работ число постов составляет:
=5.56 (33)
Для окрасочных работ, берём 1/4 часть от всех работ, поскольку большая
часть времени тратится на подготовку к окраски, таким образом:
,2*0,25=5464,8 чел-ч (34)
=0,89 (35)
При механизации уборочно-моечных работ число рабочих постов:
, (36)
Где:
- суточное число заездов автомобилей для выполнения
уборочно-моечных работ;
-коэффициент
неравномерности поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ;
-
суточная продолжительность работы уборочно-моечного участка, ч; принимаем равной
13 часов
-
производительность моечной установки, авт./ч.
Принимаем
равной 60 авт./ч.
В
соответствии с [4] коэффициент неравномерности поступления автомобилей на
участок уборочно-моечных работ выбирается
в зависимости от количества рабочих постов на СТОА: ; от 11 до 30 постов -
1,2-1,3. суточное число заездов автомобилей на городскую СТОА для выполнения
уборочно-моечных работ:
. (37)
=298
заездов (38)
Определяем
число рабочих уборочно-моечных постов:
=0,48 (39)
Результаты
расчета числа рабочих постов СТОА сводятся в табл. 8
При
формировании табл. 8 объемы уборочно-моечных работ, являющихся полностью
постовыми работами, принимаются по данным табл. 2 , а объемы постовых работ ТО
и ТР - по данным табл. 3. Кроме того, при расчете количества рабочих постов
следует учитывать, что уборочно-моечные, кузовные и окрасочные работы
выполняются не только на рабочих, но и на вспомогательных постах.
Доля
работ, выполняемых на вспомогательных постах, зависит от принятой технологии их
производства и в каждом конкретном случае определяется индивидуально.
Расчетное число рабочих постов СТОА по видам работ Таблица 8
Виды постовых работ
|
Объем работ, выполняемый на постах, чел.-ч
|
Расчетное число рабочих постов
|
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза,
электрооборудование, анализ выхлопных газов)
|
5464,8
|
0,66
|
Техническое обслуживание в полном объеме
|
20493
|
2,5
|
Смазочные работы
|
4098,6
|
0,5
|
Регулировка углов управляемых колес
|
5464,8
|
0,66
|
Ремонт и регулировка тормозов
|
4098,6
|
0,5
|
Электротехнические работы
|
4371,8
|
0,53
|
Работы по системе питания
|
3825,3
|
0,47
|
Аккумуляторные работы
|
273,2
|
0,03
|
Шиномонтажные работы
|
819,7
|
0,1
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
5464,8
|
0,66
|
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие,
сварочные)
|
25616,3
|
5,56
|
Окрасочные работы
|
21859,2
|
0,89
|
Обойные работы
|
2049,3
|
0,25
|
Уборочно-моечные работы
|
-
|
0,48
|
Итого рабочих постов:
|
13,79
|
.6 Формирование производственных зон, участков и рабочих постов СТОА
Анализ расчетных данных, представленных в табл 4,5,и 8. позволяет
выполнить рациональное формирование производственных зон и участков, а также
входящих в них рабочих постов [3]. В тех случаях, когда расчетный объем по
какому-либо виду работ небольшой, это указывает на целесообразность объединения
технологически однородных работ. . Так, например, на кузовном участке можно
объединить такие работы, как кузовные, арматурные и обойные, а на
агрегатно-механическом участке - работы по ремонту узлов, систем и агрегатов и
слесарно-механические работы, и т.д. При этом одновременно необходимо решать
задачу эффективного использования производственных рабочих путем совмещения
ряда профессий по технологическим признакам. Необходимость такого совмещения
связана с тем, что при выполнении небольших объемов работ расчетное количество
рабочих может, например, оказаться значительно меньше 1, а округление его до 1
приведет к неполной занятости рабочего. Благодаря объединению технологически
однородных видов работ и совмещению профессий производственных рабочих
обеспечивается полная и равномерная загрузка участков и зон, а также рабочих
постов.
При формировании производственных зон, участков и рабочих постов
целесообразно одновременно учитывать и рекомендации по технологической компоновке
производственных помещений. Согласно норм проектирования [1] для выполнения
отдельных видов или группы работ ТО и ТР автомобилей с учетом их
противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать
отдельное помещение для выполнения следующих групп работ ТО и ТР подвижного
состава:
а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки
автомобилей топливом;
б) постовых работ ТО, общего диагностирования, разборочно-сборочных и
регулировочных работ ТР;
в) постовых работ углубленного диагностирования;
г) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радио
ремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению
технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря;
д) испытания двигателей;
е) ремонта приборов системы питания двигателей;
ж) зарядки и ремонта аккумуляторных батарей;
з) шиномонтажных и вулканизационных работ;
и) кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных, сварочных, жестяницких и
арматурных работ;
к) деревообрабатывающих и обойных работ;
л) окрасочных работ.
Для СТОА с количеством постов ТО и ТР до 10 включительно работы,
указанные в подпунктах б) и г), допускается производить в одном помещении, а
также размещать в помещении постов ТО и ТР посты для ремонта кузовов с применением
сварки при условии, что указанные посты должны быть ограждены сплошными
несгораемыми экранами высотой 2,5 м от пола и обеспечены централизованным
газоснабжением.
Кроме того, нормы проектирования [1] допускают производить шиномонтажные
работы в помещении постов ТО и ТР автомобилей.
Учитывая вышеперечисленные требования, приступают к формированию
производственных зон, участков и рабочих постов.
.7 Расчет числа вспомогательных постов
Вспомогательные посты - это автомобиле-места, оснащенные или не оснащенные
оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции.
К вспомогательным постам СТОА относятся посты приемки и выдачи
автомобилей, сушки на участке уборочно-моечных работ и подготовки на окрасочном
участке.
Число
постов приемки автомобилей определяется
по формуле[4]:
, (40)
Где:
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей
на пост приемки;
-
суточная продолжительность работы поста приемки автомобилей, ч;
-
пропускная способность поста приемки, авт./ч.
По
рекомендациям [4] коэффициент неравномерности поступления автомобилей на пост
приемки составляет 1,1-1,5, а пропускная способность поста приемки - 2-3 авт./ч. Величина может быть выбрана с учетом предполагаемого режима
работы поста приемки.
Для
расчета числа постов выдачи автомобилей условно
можно принять, что ежедневное число выдаваемых автомобилей равно числу заездов
автомобилей на станцию. В остальном расчет аналогичен
расчету числа постов приемки автомобилей по формуле (40).
Если
на участке уборочно-моечных работ предусматриваются отдельные посты сушки
(обдува) автомобилей, то их число принимается
равным числу механизированных моечных установок [5].
Число
вспомогательных постов (зашкуривания, шпатлевки и т.п.) на окрасочном участке
принимается из расчета 2-4 поста на один пост окраски.
Общее
число вспомогательных постов на один рабочий пост составляет 0,25-0,50 [3, 4].
Принимаем:
- 1,2 , - 2
авт./ч , - 16,4 ч
Таким
образом число постов приемки автомобилей составляет:
(41)
Число постов выдачи:
(42)
Соответственно
имеем 1 пост выдачи и приёмки автомобилей.
Число
вспомогательных постов на окрасочном участке принимается из расчета 2-4 поста
на один пост окраски à 2 поста
Общее
число вспомогательных постов на один рабочий пост составляет 0,5
Число
вспомогательных постов берется из таблицы 8
,5*14=7
постов (43)
Принятое
количество вспомогательных постов СТОА приводится в табл. 9
Табл.
9. Принятое количество вспомогательных постов СТОА
Наименование вспомогательных постов
|
Принятое количество вспомогательных постов
|
Приемки автомобилей
|
1
|
Выдачи автомобилей
|
1
|
Сушки автомобилей на участке уборочно-моечных работ
|
1
|
Подготовки на окрасочном участке
|
2
|
Итого:
|
5
|
.8 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения (стоянки)
Автомобиле-места ожидания - это места, занимаемые автомобилями,
ожидающими постановки их на рабочие и вспомогательные посты или ремонта снятых
с автомобиля агрегатов, узлов и приборов.
Согласно
[1] общее число автомобиле-мест ожидания на производственных участках (зонах)
СТОА составляет 0,5 на один рабочий пост. Исходя из данной
нормы, для производственных участков (зон), имеющих рабочие посты, число
автомобиле-мест ожидания рассчитывается по формуле:
, (44)
Где:
- количество рабочих постов на данном
производственном участке (зоне).
Для
участка контрольно-диагностических работ получаем:
(45)
Для
остальных участков, число автомобиле-мест ожидания рассчитывается аналогично.
Рассчитанные по формуле (44) и принятые количества автомобиле-мест ожидания
приводятся в табл.11
Таблица 10. количество автомобиле-мест ожидания на производственных участках
(зонах) СТОА
Наименование производственного участка (зоны), имеющего
рабочие посты
|
количество автомобиле-мест ожидания
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
Контрольно-диагностические работы (двигатель, тормоза,
электрооборудование, анализ выхлопных газов)
|
0,33
|
|
Техническое обслуживание в полном объеме
|
1,25
|
|
Смазочные работы
|
0,25
|
|
Регулировка углов управляемых колес
|
0,33
|
|
Ремонт и регулировка тормозов
|
0,25
|
|
Электротехнические работы
|
0,27
|
|
Работы по системе питания
|
0,24
|
|
Аккумуляторные работы
|
0,015
|
|
Шиномонтажные работы
|
0,05
|
|
Ремонт узлов, систем и агрегатов
|
0,33
|
|
Кузовные и арматурные работы (жестяницкие, медницкие,
сварочные)
|
2,78
|
|
Окрасочные и противокоррозионные работы
|
0,45
|
|
Обойные работы
|
0,12
|
|
Итого:
|
6,665
|
7
|
Согласно [1] количество автомобиле-мест хранения (стоянки) следует
принимать из расчета на один рабочий пост:
для городских СТОА - 3 автомобиле-места;
Количество автомобиле-мест для стоянки автотранспортных средств клиентов
и персонала СТОА вне территории следует принимать из расчета 2 автомобиле-места
стоянки на 1 рабочий пост.
Исходя
из данных норм, расчет числа автомобиле-мест хранения следует вести по следующим формулам:
для
городских СТОА
(46)
где
- общее количество рабочих постов СТОА.
Отсюда
число автомобиле-мест хранения составляет:
(47)
Количество
автомобиле-мест для стоянки автотранспортных средств клиентов и персонала СТОА вне территории
(48)
Отсюда
число автомобиле-мест стоянки автотранспортных средств клиентов и персонала
составляет:
(49)
Рассчитанные
по формулам (46)-(49) и принятые количества автомобиле-мест хранения (стоянки)
приводятся в табл. 11.
Таблица
11. Количество автомобиле-мест хранения (стоянки)
Наименование автомобиле-мест хранения (стоянки)
|
Количество автомобиле-мест хранения (стоянки)
|
|
Расчетное
|
Принятое
|
Автомобиле-места хранения готовых к выдаче автомобилей и
автомобилей, принятых на ТО и ремонт
|
45
|
45
|
Автомобиле-места для стоянки автотранспортных средств
клиентов и персонала СТОА вне территории
|
30
|
30
|
1.9 Технология работ, определение потребности в оборудовании участка ТО и
ТР
.9.1 Технология работ участка ТО и ТР.
На участке проводятся работы по техническому обслуживанию и текущему
ремонту автомобиля.
Текущий ремонт включает в себя: разборочно-сборочные, кузовные,
слесарно-механические сварочные, электротехнические и иные работы, которые
необходимы для устранения неисправностей, включающие или не включающие в себя
снятие агрегата с автомобиля.
Техническое обслуживание автомобилей включает в себя комплекс
мероприятий, направленных на поддержание транспортного средства в исправном
состоянии и увеличение продолжительности его бесперебойной работы. Как правило,
все ТО проводятся согласно регламенту, который зависит от пробега автомобиля.
Также, они чаще всего делятся на ТО1, ТО2 и ТО3. ТО 1 - 1н/ч
· Замена масла
· Контроль технических жидкостей
· Визуальный контроль работоспособности различных систем
автомобилей
Дополнительно в ТО 1 входит: оценка состояния работы стеклоочистителей,
амортизаторов, состояние колодок, световой сигнализации и давления в шинах. Как
правило, это процедура проводится при пробеге автомобиля в 7-15 тысяч
километров и зависит от условий эксплуатации и рекомендаций завода
производителя.
ТО 2 - от 2,2 до 6н/ч
· Замена масла
· Замена свечей зажигания
· Замена воздушного фильтра
· Замена салонного фильтра а/м
· Замена топливного фильтра а/м
· Контроль и долив технических жидкостей
· Визуальный контроль работоспособности различных систем
автомобилей
Наряду с вышеуказанными работами в ТО 2 может войти замена колодок,
регулировка тормозной системы, определение состояния охлаждающей жидкости и
перечень работ по ТО 1. Как правило, ТО 2 проводится при пробеге 20-30 тысяч
километров и также зависит от рекомендаций завода производителя ТО 3 - от 3,7
до 12н/ч
· Замена масла
· Замена свечей зажигания
· Замена всех фильтров а/м
· Замена всех жидкостей а/м
· Замена приводных ремней
· Замена ремня газораспределительного механизма
ТО 3 - это самый большой перечень работ по замене технических жидкостей и
расходных материалов. Эта операция выполняется на пробеге 60-90 тысяч
километров. Необходимость её проведения определяется износом вышеперечисленных
деталей при эксплуатации автомобиля. Несвоевременность выполнения ТО 3 (в
особенности игнорирование замены ремня ГРМ) может привести к его обрыву и
необходимости ремонта двигателя.
Все работы по техническому обслуживанию автомобиля проводятся с использованием
сертифицированных запасных частей, расходных материалов и технических
жидкостей.
Таким образом операции на участке ТО и ТР нужны не только для обеспечения
безопасности движения,но и для устранения соответствующих неисправностей,с
целью экономии рабочего времени,и предупреждения дальнейших возможных
неисправностей автомобиля.
1.9.2 Определение потребности в технологическом
оборудовании зоны ТО и ТР
При выборе технологического оборудования рекомендуется пользоваться
табелем технологического оборудования СТОА, каталогами фирм-производителей,
справочниками, прейскурантами и другой технологической литературой.
Количество основного технологического оборудования обычно определяется по
трудоемкости работ и фонду рабочего времени оборудования.
Количество оборудования общего назначения (верстаки,
стеллажи и др.), которое практически используется в течение всей рабочей смены,
определяется по числу работающих в наиболее загруженной смене.
Подобранное оборудование для производственных участков
(зон) заносится в ведомость оборудования установленной формы, представленной в
табл. 12
Таблица 12. Ведомость технологического оборудования заданного
производственного участка (зоны)
Наименование оборудования
|
Количество
|
Тип или модель
|
Краткая техническая характеристика
|
Габаритные размеры в плане, м
|
Площадь, занимаемая оборудованием в плане, м2
|
Примечание
|
|
|
|
|
|
На единицу оборудования
|
Общая
|
1
|
СОРОКИН® 17.213
|
2,2 кВт
|
1,9х1,8
|
3,42
|
3,42
|
|
Шиномонтажный стенд 24"
|
1
|
СОРОКИН® 15.15
|
380В
|
1,1х0.9
|
0,99
|
0,99
|
|
Балансировочный стенд 30" автоматический
|
1
|
СОРОКИН® 15.27
|
0,25кВт
|
0,9х0,7
|
0,63
|
0,63
|
|
Борторасширитель пневматический для колёс легковых
автомобилей
|
1
|
СОРОКИН® 15.84
|
220В
|
0,5х0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
Вулканизатор для ремонта шин напольный
|
1
|
СОРОКИН® 15.69
|
1кВт, 220/50 В/Гц, 10А
|
0,5x0,5
|
0,25
|
0,25
|
|
Генератор азота для накачки колёс автомобилей
|
1
|
СОРОКИН® 15.62
|
220v 60-70л/мин
|
0,73x0,5
|
0,36
|
0,36
|
|
Ванна для проверки герметичности колёс с пневмоприводом
|
1
|
СОРОКИН® 15.72
|
|
0,92x0,92
|
0,84
|
0,84
|
|
Стенд для мойки колёс автоматический с подогревом воды
|
1
|
СОРОКИН® 15.92
|
380В
|
0,9х1,4
|
1,26
|
1,26
|
|
Стенд для правки литых дисков с токарной группой
|
|
СОРОКИН® 15.38
|
0,75кВт
|
1,6х0,6
|
0,96
|
0,96
|
|
Стенд для прокатки стальных дисков
|
|
СОРОКИН® 15.35
|
380В, 1,1кВт
|
0,6х0,7
|
0,42
|
0,42
|
|
|
Итого:
|
9,38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.10. Определение состава и площадей помещений СТОА
.10.1 Расчет площадей производственных помещений
Площадь
зоны постовых работ ТО и ТР, м2,
рассчитывается по следующей формуле [6]:
(50)
где
- площадь, занимаемая автомобилем в плане (по
габаритным размерам), м2;
- число
постов;
-
коэффициент плотности расстановки постов.
Площади
производственных участков рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и
коэффициенту плотности его расстановки.
Площадь
участка , м2, составляет [6]
(51)
где
- суммарная площадь горизонтальной проекции по
габарит-
ным
размерам оборудования, м2;
-
коэффициент плотности расстановки оборудования.
При
расчете площади в число постов следует
включать рабочие и вспомогательные посты, а также автомобиле-места ожидания и
хранения. Коэффициент представляет собой отношение площади, занимаемой
автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции
автомобилей в плане. При одностороннем расположении постов коэффициент принимается равным 6-7, а при двухсторонней
расстановке постов - 4-5 [6].
-
принимаем равной 6,5 м2.
Принимаю
двухстороннюю расстановку постов
Для
контрольно-диагностических работ:
(51)
Для
зоны постовых работ ТО и ТР:
(52)
При
выполнении приближенных расчетов площади участков , м2, могут быть определены по числу работающих на
участке в наиболее загруженную смену:
(53)
где
- удельная площадь производственного участка на одного
работающего, м2/чел.;
- то же,
на каждого последующего работающего, м2/чел.;
- число
технологически необходимых рабочих в наиболее загруженной смене.
Удельные
площади производственных участков , могут быть приняты по аналогии с данными,
используемыми при проектировании АТП, и представленными в табл.13.
Таблица
13. Удельные площади производственных участков на одного работающего
Наименование участка
|
Удельная площадь, м2/чел.
|
|
На первого работающего
|
На каждого последующего работающего
|
Агрегатный (без помещений мойки агрегатов и деталей)
|
18
|
11
|
Слесарно-механический
|
14
|
10
|
Электротехнический
|
12
|
7
|
Ремонта приборов системы питания
|
11
|
6
|
Аккумуляторный (без помещений кислотной, зарядной и
аппаратной)
|
17
|
12
|
Шиномонтажный
|
14
|
12
|
Вулканизационный
|
10
|
5
|
Кузнечно-рессорный
|
17
|
4
|
Медницкий
|
12
|
7
|
Сварочный
|
12
|
7
|
Жестяницкий
|
14
|
10
|
Арматурный
|
10
|
5
|
Обойный
|
14
|
4
|
Значения
для каждого производственного участка следует
принимать с учетом принятого режима работы СТОА и данных по численности
производственных рабочих, представленных в табл. 9.
Таким
образом считаем приближённые площади участков:
Кузовной
участок:
м2 (54)
Участок
электрооборудования:
м2 (55)
Участок
топливной аппаратуры:
м2 (56)
Обойный
участок:
, (57)
Аккумуляторный участок:
, (58)
Шиномонтажный участок:
, (59)
Агрегатно-механический участок:
,
Участок
приёмки и выдачи автомобиля примем с учетом габаритов автомобиля + 2
вспомогательных поста:
, (60)
Участок уборочно-моечных работ примем с учетом габаритов моечной камеры
выбранной из каталога плюс вспомогательный пост:
, (61)
Окрасочный участок:
Используя каталог фирм выбираю окрасочно-сушильную камеру
Площадь окрасочной камеры 7х5,5м=38,5м2
Принимаем во внимание что в окрасочный участок входит так же пост сушки и
2 вспомогательных поста.
. (62)
Результаты расчетов производственных площадей с последующим их уточнением
по фактической планировке сводятся в табл. 14.
Таблица 14. Сводная таблица площадей производственных участков (зон)
Наименование производственного участка (зоны)
|
Площадь участка (зоны), м2
|
Примечание
|
|
Расчетная
|
Принятая по планировке
|
|
Участок диагностирования
|
32,5
|
35
|
|
Зона постовых работ ТО и ТР
|
195
|
200
|
|
Кузовной ремонт
|
124
|
130
|
|
Окрасочный участок
|
52
|
55
|
|
Электротехнический участок
|
12
|
15
|
|
Участок ремонта топливной аппаратуры
|
11
|
13
|
|
Обойный участок
|
14
|
15
|
|
Аккумуляторный участок
|
17
|
17
|
|
Шиномонтажный участок
|
40
|
45
|
|
Агрегатно-механический участок
|
106
|
112
|
|
Участок приёмки и выдачи автомобиля
|
78
|
80
|
|
Участок уборочно-моечных работ
|
58,5
|
60
|
|
.10.2 Расчет площадей складов
Для
городских станций легковых автомобилей площади складских помещений , м2, определяются по удельной площади склада на
каждые 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей [1]:
(63)
где
- удельная площадь склада на 1000 комплексно
обслуживаемых автомобилей, м2/1000 авт.
Значения
приведены в табл. 16.
Таблица
15. Удельная площадь склада на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей [1]
Наименования хранящихся материальных ценностей
|
Площадь складских помещений на 1000 комплексно
обслуживаемых автомобилей, м2
|
Запасные части и детали Двигатели, агрегаты и узлы
Эксплуатационные материалы Шины Лакокрасочные материалы Смазочные материалы
Кислород и ацетилен в баллонах
|
32 12 6 8 4 6 4
|
Примечания: 1. Площадь кладовой для хранения агрегатов и
авто-принадлежностей, снятых с автомобилей на время выполнения работ на СТОА,
следует принимать из расчета 16 м2 на один рабочий пост по ремонту агрегатов,
кузовных и окрасочных работ. 2. Площадь для хранения запасных частей,
авто-принадлежностей, инструмента и авто-косметики, предназначенных для продажи
на СТОА, следует принимать в размере 10% площади для хранения запасных частей и
деталей
Для склада запасных частей и деталей:
(64)
Площади
остальных складских помещений рассчитываются аналогично.
Результаты
расчетов площадей складов с последующим их уточнением по фактической планировке
сводятся в табл. 16
Таблица
16. Сводная таблица площадей складов
Наименование склада
|
Площадь склада, м2
|
Примечание
|
|
Расчетная
|
Принятая по планировке
|
|
Запасные части и детали
|
105,6
|
107
|
32
|
Двигатели, агрегаты и узлы
|
39,6
|
42
|
12
|
Эксплуатационные материалы
|
19,8
|
20
|
6
|
Шины
|
26,4
|
28
|
8
|
Лакокрасочные материалы
|
13,2
|
14
|
4
|
Смазочные материалы
|
19,8
|
20
|
6
|
Кислород и ацетилен в баллонах
|
13,2
|
15
|
4
|
.10.3 Расчет площадей административно-бытовых и технических помещений
При проектировании административно-бытовых помещений СТОА должны
соблюдаться требования ОНТП-01-91 [1], СНиП 2.09.04-87* [7] и ВСН 01-89 [8].
Согласно [1] в составе административных помещений СТОА следует
предусматривать помещение заказчиков, включающее зону для размещения
сотрудников, оформляющих заказы и выполняющих денежные операции, зону продажи
запасных частей, авто-принадлежностей, инструмента и авто-косметики и
автоматические камеры хранения личных вещей заказчиков.
Площадь помещения для заказчиков (клиентской) для городских СТОА следует
принимать из расчета 9-12 м2 на 1 рабочий пост.
Таким образом площадь клиентской составляет:
(65)
Площадь
зоны продажи запасных частей, авто-принадлежностей, инструмента и
авто-косметики составляет 30% от общего помещения заказчиков.
(66)
Административные
площади принимаем из расчёта 12-15м2 на одного управленца, и 4-5м2 на одного
работника отделов и служб.
Отсюда
считаем административные площади:
(67)
Площадь
санитарно-бытовых помещений представляет из себя сумму душевых,уборных и
гардеробных помещений.
Площадь
душевых рассчитываем из расчёта,что закрытые душевые кабины имеют площадь
1,8х0,9м2 ,Штатное число рабочих Рш=88,при наиболее загруженной смене составит
Р*=55 человек.
Далее
можно определить количество душевых сеток: 55/5=11.
Площадь
душевой составит:
(68)
Площади
туалетов с учётом умывальников 2-3м2 на одну кабину.
Считаем
площади уборных:
(69)
Гардеробные
площади, принимаем с учётом для всего штатного числа работающих:
(70)
Далее
можно рассчитать общую площадь санитарно-бытовых помещений:
Принимаем
Коэффициент 1,5 учитывающий проходы.
(71)
Таблица
17. Сводная таблица площадей административно-бытовых и технических помещений
Наименование помещения
|
Площадь помещения, м2
|
Примечание
|
|
Расчетная
|
Принятая по планировке
|
|
Административно-бытовые помещения
|
Администрация
|
79
|
80
|
|
Клиентская
|
135
|
135
|
|
Отдел продаж
|
40,5
|
41
|
|
Технические помещения
|
Гардеробы
|
11
|
15
|
|
Душевые
|
17,82
|
20
|
|
Санузлы
|
22
|
25
|
|
.10.4 Расчет площадей зон хранения (стоянок) автомобилей
При
укрупненных расчетах площади зон хранения автомобилей , м2, рассчитываются по следующей формуле [6]:
(72)
где
- коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест
хранения.
По
аналогичной формуле определяются площади стоянок автотранспортных средств
клиентов и персонала СТОА вне территории.
Согласно
рекомендаций [6] коэффициент следует
принимать равным 2,5-3,0.
При
выполнении расчетов по формуле используются данные, представленные в табл. 12.
(73)
(74)
Результаты
расчетов площадей зон хранения (стоянок) автомобилей с последующим их
уточнением по фактической планировке сводятся в табл. 18.
Таблица
18
Сводная
таблица площадей зон хранения (стоянок) автомобилей
Наименование зоны хранения (стоянки) автомобилей
|
Площадь зоны хранения (стоянки), м2
|
Примечание
|
|
Расчетная
|
Принятая по планировке
|
|
Автомобиле-места хранения готовых к выдаче автомобилей и
автомобилей, принятых на ТО и ремонт
|
789,75
|
800
|
|
Автомобиле-места для стоянки автотранспортных средств
клиентов и персонала СТОА вне территории
|
526,5
|
540
|
|
2. Обоснование графической части
.1 Генеральный план СТОА
Генеральный план предприятия автомобильного транспорта - это план
отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в
отношении проездов общего пользования и соседних владений, с указанием на нем
зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадок для безгаражного
хранения автомобилей, основных и вспомогательных проездов и путей движения
подвижного состава по территории [6].
При разработке генерального плана исходным материалом послужили имеющиеся
данные:
Площадь и форма производственного здания
Принятая площадь участка
Количество автомобиле-мест хранения
Основные данные проектируемой СТОА полученные в пояснительной записке.
Площадями дополнительных зданий и сооружений задался самостоятельно.
Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность
застройки, так же коэффициент озеленения территории.
Согласно источнику [1] размеры земельных участков и плотность застройки
следует принимать в зависимости от количества рабочих постов. Данный проект
рассчитан на 21 рабочий пост, тогда принимаем размеры участка равные 1,07 Га.
Плотность застройки принимаем равной 46%. Коэффициент озеленения принимаю по
плотности застройки 0,1.Площадь застройки, равна сумме площадь зданий и
сооружений размещенных на территории земельного участка. Данный проект включает
в себя : производственное здание, зону отдыха, трансформаторную подстанцию,
очистные сооружения, стоянку для автомобилей клиентов и персонала, а так же
площадку хранения готовых к выдаче и принятых на ТО и ТР автомобилей.
Площадь застройки считается по следующей формуле:
оч (75)
Где,
- Площадь станции технического обслуживания легковых
автомобилей
-
Площадь трансформаторной подстанции
- Площадь
Автомобиле-мест хранения готовых к выдаче автомобилей и автомобилей, принятых
на ТО и ремонт.
-
Площадь Автомобиле-мест для стоянки автотранспортных средств клиентов и
персонала СТОА вне территории
оч -
Площадь очистных сооружений.
()
=32,5+195+124+52+12+11+14+17+40+106+78+58,5+
+107+42+20+28+14+20+15+135+40,5+79+18+22+11+76,5
=1368 м2
Площадь
застройки принимаем равной 2783 м2.
Согласно требованиям [10] размеры земельных участков СТОА следует
принимать в зависимости от количества рабочих постов: на 10 постов - 1,0 га; на
15 постов - 1,5 га;
Следовательно на 7 постов - 1,07 га. Определение плотности застройки.
,07 * 100 = 25 Га (76)
Принимаем 25%
Площадь озеленения должна составлять не менее 15% площади предприятия при
плотности застройки менее 50%
Коэффициент озеленения составляет = 25%
.2 Компоновочный план СТОА
Компоновочный план производственного корпуса СТОА разработан в следующей
последовательности:
Определено количество зон размещенных в данном проекте СТОА;
Утверждена общая площадь производственного корпуса СТОА (на основании
расчетов) и выбрана сетка колонн с унификацией объемно-планировочных решений ;
Произведена корректировка площадей, с учетом выбранной сетки колонн, и
участков по принципу тяготения друг к другу.
.3 Технологическая планировка заданного производственного участка
При проектировании участка ТО и ТР, были использованы произведенные
расчеты, форма участка была согласована с компоновочным планом СТОА,
оборудование расставлено в соответствии с должными нормативными документами.
Планировка участка ТО и ТР согласно чертежу, оборудование согласно
спецификации.
Заключение
Данная работа по проектированию СТОА строилась на соблюдении основных
нормативных актов.
Спроектированная станция включает в себя:
. Административно-бытовые помещения:
Административное помещение
Бытовые помещения: гардероб, душевая, туалет .
Клиентская
Магазин запасных частей
. Производственные и складские помещения:
Зона постов ТО и ТР, склады смазочных материалов, эксплуатационных
жидкостей
Окрасочный участок, склад лакокрасочных изделий
Кузовной участок, склад кислорода
Зона постов приёмки и выдачи, автомобилеместа ожидания
Пост диагностирования
Пост мойки
Агрегатный участок, склад агрегатов
Обойный, слесарно-механический участки
Аккумуляторный, ремонта топливной аппаратуры
Шиномонтажный участок, склад шин
Считать поставленную задачу по курсовому проекту выполненной.
зона
пост автомобиль ремонт
Список литературы
1. Шульгин
В.В. Проектирование и реконструкция предприятий атосервиса: по выполнению
курсового проекта для студентов специальности 190603.65 «Сервис транспортных и
технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» и направлений
подготовки 190500.62 «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ», 190600.62
«Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
2. ОНТП 01-91. Общесоюзные
нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. -
РД 3107938-0176-91: утв. протоколом концерна «Росавтотранс» 07.08.1991 г. № 3
[Электронный ресурс]: < <http://www>. gostrf.com/ Basesdoc/ 8/ 8108/index.htm>.'J
31.03.2011
.Домке, Р.Э. Технологическое
проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания
автомобилей: учебное пособие/ ЭР. Домке, В.В. Лянденбургский, А.И. Влазнев. -
Пенза: ПГАСА, 2001. -127 с.
.Напольский, Г.М.
Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций
технического обслуживания: учебник для вузов/ Г.М. Напольский. - 2-е изд.,
перераб и доп. - М.: Транспорт, 1993. - 271 с.
. ВСН 01-89. Предприятия по
обслуживанию автомобилей: утв. Приказом Минавтотранск РСФСР от 12.01.1990 г. Ха
ВА-15/10 [Электронный ресурс]: <<http://www.pojar.ru/articles/1619/html>>. - 28.06.2011
. Масуев, М.А. Проектирование
предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие для студ. высш. учеб.
заведений/ МЛ. Масуев. - 2- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,
2009. - 224 с.