Экономическая сущность таможенной пошлины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая сущность таможенной пошлины














КУРСОВАЯ РАБОТА

Экономическая сущность таможенной пошлины

Введение

экономический таможенный пошлина международный

Установление ставок таможенных платежей, которые необходимы для регулирования международного товарооборота выступает как один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности. При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС) у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, к которым относятся и таможенные пошлины.

Современное законодательство ТС четко регламентирует процедуру обложения перемещаемого через таможенную границу товара таможенными платежами. Кроме того, законодательство Российской Федерации (далее - РФ), как государства - члена ТС, дополняет таможенное законодательство в части взимания таможенных платежей таможенными органами.

Следует подчеркнуть немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета, которая по итогам 2013 г. составила 54.58% доходной части федерального бюджета. Основной суммой поступающих таможенных платежей являются таможенные пошлины.

Отсюда вытекает немалое значение таможенных пошлин, основной функцией которых является фискальная, т.е. пополнение федерального бюджета.

Цель данной курсовой работы - исследование такой экономической категории как «таможенные пошлины», рассмотрение понятия таможенной пошлины, возникновение, функции.

В соответствии с заданной целью можно выделить следующие задачи:

. выявить экономический смысл таможенной пошлины,

. рассмотреть дифференциацию таможенных пошлин,

. дать классификацию таможенных пошлин,

. дать характеристику каждому виду таможенных пошлин.

Объектом исследования в данной курсовой работе является таможенная пошлина.

Предметом - экономическая сущность таможенной пошлины.

1. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

.1 Нормативно-правовые основы применения таможенных платежей в регулировании международной торговли

Правовая база применения таможенных платежей состоит из внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов. В случае возникновения противоречия между нормой внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

Существует большое количество законодательных актов, обеспечивающих отношения таможенно-тарифного регулирования России на международном уровне. Можно привести некоторые из них: Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании» (ред. от: 23.09.2013 г.); Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №252-ФЗ «О ратификации Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (ред. от 18.10.2011) и т.д.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно - тарифного регулирования.

Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенными органами решения, его действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты лица, выступающего субъектом таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу. Это объясняется общими функциями и целями использования названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения.

1.2 Теоретические основы применения таможенных пошлин в регулировании международной торговли

Во внешнеэкономических связях России с другими странами за период перехода к рыночным отношениям произошли перемены. Российское таможенное законодательство, по мере своего развития широко использует мировой таможенно-правовой опыт. Оно идет по пути решения вопросов сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Другой важной задачей является освоение норм и положений международного торгово-таможенного права, на базе которых таможенное дело России будет прогрессировать в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Внешнеэкономическая политика - это система мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ па мировом рынке и одновременно па защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, осуществляемых посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифная политика - основной элемент внешнеэкономической полити. В современных условиях она осуществляется с помощью ряда механизмов, которые регулируют, стимулируют и контролируют внешнеэкономические связи. Центральный инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, но сути, платой за услуги.

Таможенные пошлины при экспорте используются для поддержания рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ. Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в бюджет.

Существует следующая классификация таможенных пошлин.

По объекту обложения таможенные пошлины бывают ввозные, вывозные и транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины - пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Импортные пошлины являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции.

Вывозные (экспортные) пошлины - пошлины которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт или наполнить бюджет. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета.

Транзитные пошлины - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. В фискальных целях эти пошлины используются лишь некоторыми развивающимися странами.

По способу взимания таможенные пошлины классифицируются на:

) Адвалорные пошлины - пошлины, которые начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Слабая сторона этих пошлин - они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических и административных факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

) Специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 кг). Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в административном и в большинстве случаев не составляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

) Комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг.).

С целью защиты экономических интересов страны могут устанавливаться:

) Сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год. И на этот период действие обычного таможенного тарифа приостанавливается.

) Особые, которые состоят из специальных, антидемпинговых и компенсационных.

Специальные пошлины - пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям таких товаров.

Антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территории страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров.

Компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и если импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются государством в одностороннем порядке для того, чтобы защитить страну от недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо они применяются как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

Таможенные пошлины классифицируются по происхождению как:

) Автономные - пошлины, ввозимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение введения таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством.

) Конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашений.

) Преференциальные (льготные) - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

) Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками.

) Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органах государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий.

2. Экономическая роль таможенных пошлин

.1 Таможенная пошлина в системе макроэкономических регуляторов

Основная суть макроэкономического регулирования, есть перераспределение вновь созданной стоимости посредством экономических регуляторов.

Регуляторами макроэкономических процессов являются, как известно, важнейшие экономические категории, такие как налоги, цена, заработная плата, кредитные ставки, валютный курс, таможенная пошлина, поскольку посредством их осуществляется обмен результатам труда товаропроизводителей, собственников и наемных рабочих, как непосредственно в процессе производства и обмена, так и на стадиях распределения вновь созданной стоимости.

Таможенная пошлина как регулятор опосредует обмен результатами труда между отечественными и мировым производителями товаров, и это влияние в итоге происходит через уровень цен на ввозимую, вывозимую отечественную продукцию, поступающую на внутренний рынок. При вывозе товаров таможенная пошлина используется как регулятор в обмене результатами труда между отечественными производителями и потребителями продукции на мировых рынках и непосредственно между отечественными производителями.

Таможенная пошлина упорядочивает уровень затрат на ввозимую и вывозимую продукцию на таможенной границе, что влияет на формирование уровня цен на товарных рынках, а соответственно - на уровень рентабельности отечественных производителей.

Таможенные пошлины должны способствовать стимуляции функций цены. Уровень цен, складывающийся на товарном рынке, должен активировать отечественных производителей в производстве более качественной продукции, уменьшении затрат, повышении технического уровня производства. В связи с этим политика по установлению таможенных пошлин должна быть подчинена решению таких задач, на которые нацелена ценовая политика, и применять в зависимости от того, в какой степени ценовое стимулирование гарантирует решение задач по развитию тех или иных производств.

Таким образом, движение таможенных пошлин тесно связано и с синхронизированным движением цен.

Таможенные пошлины устанавливаются в централизованном порядке государством и такая государственная экономическая политика, направленная на поддержание одних производств, угасание других производств, являющихся не эффективными. Формирование цен в той или иной степени свободно, и здесь главное - это обеспечить соответствие в направленности решения социально-экономических задач в ценовой и таможенной политике.

Вероятны разные варианты сочетания направленности воздействия цени таможенных пошлин на социально - экономические процессы.

Как макроэкономический регулятор таможенная пошлина тесно связанна с валютным курсом отечественной денежной единицы.

Величина отклонения валютного курса от паритетной покупательной способности существенно стимулирует или сдерживает внешнеторговый поток, что усиливает или, наоборот, ослабляет действие таможенной пошлины.

Повышение курса отечественной валюты по отношению к доллару или евро снижает рублевые затраты на импорт продукции и повышает ее конкурентоспособность на рынке, а падение курса валюты повышает уровень защиты внутреннего рыка и стимулирует экспорт.

Поэтому ставки таможенных пошлин должны быть синхронизированы с изменением валютного курса рубля.

Величина таможенной пошлины, поступающая в распоряжение государства, представляет собой дополнительный доход, который должен был бы получить импортер и иностранный производитель от реализации на внутреннем рынке страны - импортера более дешевого товара. По своей сути для страны - импортера это характеризует величину экономии затрат труда на удовлетворении потребностей страны. Такая экономия должна быть направлена на повышение эффективности функционирования недостаточно конкурентоспособности отраслей, а не изымать из процесса производства на потребление.

Особенность таможенной пошлины как экономического регулирования состоит в том, что она способствует перераспределению не только вновь созданной стоимости, но и овеществленного труда, заключенного в основном и оборотной капитале. Установление таможенной пошлины ниже ее экономически обоснованного уровня ведет к постепенному обесцениванию стоимости отечественных предприятий в связи с тем, что они становятся неконкурентоспособными и их технический уровень снижается. Таким образом, при длительном удержании заниженных таможенных пошлин разрушается производительный капитал, который, как правило, не может быть трансформирован в другие сферы производства ввиду специфики его материально - вещественного состава.

2.2 Экономические последствия введения таможенных пошлин. Экономическая сущность таможенных пошлин

Если иностранные поставщики не захотят снизить продажные цены, для того чтобы сохранить свой экспортный рынок, то цены реализации импортного товара на внутреннем рынке страны, повысятся. Это приведет к сокращению спроса на импортный товар и уменьшению объема его поставок. Снижение предложения позволит предприятиям, производящим аналогичный товар внутри страны, расширить производство и сбыт за счет части рынка, которую ранее занимали их иностранные конкуренты (если импортные товары и товары внутреннего производства равноценны по своим потребительским свойствам).

Благодаря этому внутренний рынок достигнет состояния равновесия при более высоком уровне цен, чем до введения импортных пошлин. Это будет цена, которая соответствует готовности части потребителей покупать товар по более высокой цене и возможностям его процентов расширить производство при новом уровне цены и существующем уровне издержек.

Максимальное увеличение цены будет равно импортной пошлине. Если цена станет выше этого уровня, то зарубежные поставщики смогут вновь расширить свои продажи, что заставит цену снижаться.

Так как импорт сокращается, а внутреннее производство увеличивается, то падение потребления будет меньшим, чем сокращение импорта. Зная эластичность производства по цене и предполагаемую величину пошлины, можно оценить возможный выигрыш производителей и размер производственного эффекта.

Очевидно, что от роста цен пострадают потребители, которые будут вынуждены уменьшить объем потребления при увеличении своих расходов.

Помимо производителей товара дополнительные доходы получает государство, которое приобретает еще один источник средств в бюджет в виде таможенных пошлин. Величина дополнительной бюджетной прибыли будет равна произведению объема импорта товара после введения пошлин и размера пошлин.

Если рассматривать общий баланс потерь и выгод при введении таможенных пошлин, то очевидно, что в наиболее неблагоприятном положении оказывается потребитель. Потери потребителя всегда больше выгод производителей, поскольку они теряют от роста ценна импортные товары и товары внутреннего производства. Последние же выигрывают от роста цен только на товары, производимые внутри страны.

Чистые потери экономики при введении пошлины равны разнице между потерями потребителя и совокупным выигрышем производителей и составляют сумму производственного и потребительского эффектов.

Так, проведенный теоретический анализ, основанный на определенных допущениях, показывает, что при рассмотрении введения пошлин в чистом виде, т.е. независимо от конкретных экономических условий, торговые ограничения всегда оборачиваются потерями для экономики страны в целом, хотя отдельная ее отрасль, защищаемая таможенными пошлинами, получает экономический выигрыш.

Опираясь на все вышесказанное можно сформулировать и вывести экономическую сущность таможенной пошлины.

Таможенные пошлины по своей экономической природе являются как уже ранее было отмечено ценовой категорией, но используются для целей приведения затрат в цене ввозимых товаров к уровню затрат в ценах отечественных товаров для обеспечения равных условий при реализации товаров на территории РФ, а также для финансового обеспечения деятельности государства. Таможенная пошлина уплачивается при перемещении товаров через таможенную границу и соответственно предполагает разовый характер ее применения в каждом конкретном случае перемещения товаров с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации.

Таможенная пошлина зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами, основой которой в значительной степени является разница между мировой и национальной стоимостью, и здесь таможенная пошлина носит рентный характер.

Как ранее отмечалось, пошлина тесно связана с ценами. Ведь, ценам принадлежит центральное место в механизме осуществления экономических процессов. Именно цена обеспечивает соотнесение доходов и расходов экономических субъектов.

Но если теоретически оценить данную ситуацию, то таможенные пошлины не должны оказывать влияния на уровень цен, так как сами являются разницей в уровне внутренних и мировых цен. Однако с практической точки зрения изменение ставок таможенных пошлин оказывает влияние на уровень и соотношение цен определенных видов продукции, так как таможенная пошлина является частью цены конкретного товара и частично имеет те же функции, что и цена.

Связь таможенных пошлин и цен имеет сложный характер.

Эта зависимость обнаруживается с количественной стороны пошлин, поскольку общим ориентиром установление их величины по единодушному признанию специалистов, выступает разница между мировыми и внутренними ценами. Данное обстоятельство указывает на то, что таможенные пошлины находятся как бы на «стыке» двух механизмов ценообразования - внутреннего и внешнего. Если принять во внимание, что в соотношении внутренних и мировых цен вообще фокусируются многие фундаментальные проблемы развития и национальной, и мировой экономики, что механизмы функционирования отечественной экономики многим отличается от механизма функционирования мирового хозяйства, будет понятна роль таможенных пошлин в осуществлении контактов национального хозяйства с мировым.

3. Влияние таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации

.1 Обеспечение экономического развития государства в рамках ВТО

августа 2012 года Россия официально стала полноправным членом ВТО. Надолго затянувшиеся переговоры о вступлении в ВТО и непредсказуемость действий стран-членов изменили все представления о будущем России в многосторонней торговой системе. Тем не менее, худшие опасения не оправдались, так же как и не исполнились благополучные прогнозы.

Во-первых, вступление России в ВТО затянулось на 19 лет, в течение которых был приостановлен Дохийский раунд переговоров, в рамках которого обсуждался вопрос о выравнивание условий по субсидиям для аграриев между развитыми и развивающимися странами. В результате возможности, касающиеся раунда тысячелетия, оказались не реализованными.

Во-вторых, сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении, а в особенности - рисоводство и свиноводство.

Сельское хозяйство в условиях членства России в ВТО

ПродуктОбъём импорта, тыс. тоннОбъём импорта, млн. долларовПошлина до вступления в ВТОПошлина после вступления в ВТОВ рамках квотыСверх квотыВ рамках квотыСверх квотыЯйцан/д15915%15%Фруктын/д549010%5%Молочная продукция7700101325%20%Рис150н/д125 евро за тонну45 евро за тоннуМясо птицы66189025%95%25%80%Свинина639194215%75%0% (с 2020 - 25%)65%Говядина630220915%50%15%55%

После вступления в ВТО, Россия снизила ставки на импорт свинины с 15 процентов до 0 внутри квоты, также в несколько раз уменьшились ставки на ввоз живых свиней. В результате импорт дешевой свинины из Европы резко вырос, снизив цены на эту продукцию в России на 30%.

В области рисоводства аналогичная ситуация. Импорт этой культуры возрос, после сокращения ставки на ее ввоз в Россию.

В-третьих, серьезные трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение. После запрета импортозамещающих субсидий фермеры вынуждены переходить на импортные машины. Они дешевле, а в ряде случаев и качественнее.

Тем не менее, российские потребители и экономика в целом уже смогли ощутить первые выгоды от вступления в ВТО. Падение пошлин привело к снижению цен и росту потребления. Также в связи со снижением стоимости оборудования некоторые производители смогли снизить себестоимость продукции.

Помимо этого, экономисты прогнозировали увеличение выпуска цветных металлов почти на 15%, а также рост черной металлургии и химической промышленности, однако пока российская металлургия пребывает в тяжелом состоянии.

Вопреки прогнозам, не понес существенных убытков автомобильный сектор. Но учитывая, что Евросоюз официально предъявил России претензию по поводу введенного в стране в 2013 году налога на утилизацию автомобилей, который дает российским производителям конкурентное преимущество и потому противоречит правилам ВТО, ситуация может измениться.

Сумма налога варьируется от 420 до 2700 евро для новых автомобилей, для машин старше трех лет налог составляет уже от 2600 до 17200 евро. В том числе, для тяжелого транспорта налог, в некоторых случаях, может доходить почти до 150 тысяч евро, что делает ввоз такой техники в Россию практически невозможным. В случае признания такого налога невозможным, в отношении России могут ввести торговые санкции.

Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Внедрение в глобальную конкуренцию - необходимый для российской экономики процесс на данном этапе вхождения в многостороннюю торговую систему. В первую очередь этот процесс должен начаться с изменения подхода к промышленной, налоговой политике, а также к антимонопольному законодательству.

Подводя итоги, политические представители придерживаются разных мнений о последствиях вступления в ВТО. Объясняется все это тем, что часть из них склонны к протекционизму российской экономики и торговли, остальные к прогрессивному революционизму. Последнее предусматривает беспрекословное подчинение правилам ВТО и низкую защиту внутреннего производителя. Учитывая главную цель ВТО: либерализация международной торговли, Россия, как и другие страны-члены, вынуждена следовать обычаям и принципам организации, действующей во благо международной торговле.

Еще одним гарантом экономического развития РФ, являются поступающие в федеральный бюджет таможенные платежи, а проблема уклонения от уплаты таможенных платежей - серьезной угрозой для экономики РФ в целом.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. внешнеторговый оборот России составил 867,6 млрд. долларов, в том числе экспорт 526,4 млрд. долларов, импорт 317,8 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2013 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 216,83 млрд. долларов.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом.

В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Таможенные платежи - один из важнейших источников пополнения государственного бюджета (казны). Уклонение от их уплаты с точки зрения государства есть опасное правонарушение.

Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату платежей. Декларантом может быть как сама организация, перемещающая товары, так и таможенный представитель (организация, включенная в реестр таможенных представителей).

Совершенствование таможенного контроля невозможно без учета таможенных платежей. Арсенал инструментов и методических подходов к контролю таможенных платежей постоянно совершенствуется.

3.2 Совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации

Как уже ранее было отмечено, вступление России в ВТО повлекло за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Эти последствия напрямую воздействуют на экономическое состояние Российской Федерации.

Еще одним регулятором экономической политики России являются поступающие в федеральный бюджет таможенные платежи, а проблема уклонения от уплаты таможенных платежей - серьезной угрозой для экономики России в целом.

В этом свете, для решения представших проблем, целесообразно затронуть меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а именно предложения по их совершенствованию.

На взгляд автора совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации предполагает:

во-первых, его гармонизацию с нормами и правилами ВТО,

во-вторых, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а

в-третьих, создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

На взгляд автора, все это позволит в перспективе получить для российских участников внешнеэкономической деятельности на мировых рынках более справедливые и недискриминационные условия, будет содействовать развитию экспортных возможностей России и улучшению структуры ее экспорта.

Так же, нельзя не отметить, что в настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов.

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств.

Подводя итог, стоит заметить, что предложенные аспекты совершенствования мер нетарифного регулирования положительно скажутся на экономике России.

Заключение

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию внешнеэкономической деятельности осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется разными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические, административные, тарифные и нетарифные.

Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности должны составлять часть единого экономического механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, т.е. наличие определенных взаимосвязей между отдельными, его образующими, элементами, а также системный подход к формированию этого механизма с обеспечением внутренних и внешних связей элементов данной системы.

Экономические методы регулирования внешнеэкономической деятельности базируются на использовании экономических инструментов торговой политики - таможенных пошлин, налогов (НДС, акциза и др.) и таможенных сборов.

Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеэкономической деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность, что в большей степени соответствуют природе рыночных отношений в современных условиях.

Таможенная пошлина, как вид таможенного платежа, является экономическим инструментом управления внешнеэкономической деятельностью, способным воздействовать на товарооборот. С помощью установления определённого уровня обложения перемещаемых товаров государство осуществляет защиту интересов отечественных производителей от иностранной конкуренции, а также регулирование вывоза товаров за пределы страны. При этом необходимо соблюсти баланс создания необходимой для развития конкуренции на внутреннем рынке, ведь при установлении минимальных ставок ввозных таможенных пошлин внутреннее производство может оказаться совершенно не выгодным в сравнении с ввозом иностранных товаров.

Нельзя не отметить фискальную направленность деятельности таможенных органов, о чем свидетельствует статистика. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет значительны, их доля составляет более половины, государство зависит от деятельности таможенных органов в значительной степени. В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию ставки таможенных пошлин постепенно снижаются, что влечёт изменения в структуре федерального бюджета из-за уменьшения в ней доли таможенных платежей. В результате этого государству необходимо искать новые источники пополнения доходной части бюджета РФ. В связи с этим уже началась разработка новой концепции развития государства, согласно которой ожидаются существенные структурные отраслевые преобразования экономики.

Список использованных источников

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. №17) // Собрание законодательства Российской Федерации -13.12.2010.

2.Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Вводный комментарий. Официальный текст. Пропаганда. М, 25.01.2014.

.Закон РФ от 21.05.1993 №5005-1 (ред. от 04.03.2014) «О таможенном тарифе».

.Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. №253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании» (ред. от: 23.09.2013 г.).

.Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 №164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

.Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311-ФЗ

.Федеральный закон РФ «О бюджете на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.»

.Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. №756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

.Всемирная торговая организация (ВТО): история и цели создания [Электронный ресурс] // Электрон. дан. - режим доступа: #"justify">.Данильцев А.В. Международная торговля: Инструменты регулирования. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Палеотип», 2011 - с. 22.

.Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник / И.И. Дюмулен - М.: ВАВТ, 2009. - 579 с.

.Козырин А.Н. Коментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». - М.: Издательство «Легат», 2012 - с. 354.

.Листопад А.Д. Финансовая деятельность таможенных органов РФ: Учебное пособие. М., 2010 - с. 56.

.Новиков В.Е. Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования. Монография. - М.: Издательство РИО РТА, 2006.

.Пащенко А.В. Правоотношения по установлению и уплате таможенных пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: к вопросу о статусе участников / под ред. А.Н. Козырина. М., 2013. - с. 298 - 300.

.Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 2009 - с. 547.

.Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию: монография / Г.К. Дмитриева, И.В. Ершова, А.В. Карташов и др.; под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2013 - с. 178 - 179.

.Халипов. Таможенное право: учебник для бакалавров. Изд. 6 - е, 2013 -

.Шамахова Таможенное право Российской Федерации. Учебник. - М.:СофтИздат, 2013 - с. 154.

Похожие работы на - Экономическая сущность таможенной пошлины

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!