Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Российский государственный гуманитарный университет"







НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ













Москва 2014

Содержание

Введение

.Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

.1 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные НК РФ

.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные КоАП РФ

.3 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные УК РФ

.4 Общие условия за привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Далеко не каждый индивидуальный предприниматель в своей работе планирует совершать правонарушения при уплате налогов, но так складывается, что это происходит. И не потому, что все нарушители - злоумышленники, а потому, что просто не знают о правилах выплат, или забывают о сроках перечисления платежей. Иногда предприниматель делает ошибки заполнения форм и деклараций, это наименьшая проблема, которая может случиться. Но есть и злостные неплательщики, действия которых попадают в разряд уголовных. Ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается НК РФ, КоАП РФ, УК РФ и она совсем не маленькая, так что предпринимателю выгоднее в финансовом и общем плане четко выполнять предписания. Для этого необходимо знать налоговую дисциплину, и если виновное лицо вдруг действительно что-то не знало, то это совершенно не оправдывает бизнесмена, и не освобождает его от ответственности и наказания.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, необходимо четко знать все требования законодательства. Если невозможно самому изучить этот вопрос и контролировать его выполнение, необходимо нанять сотрудника, который будет выполнять все действия, связанные с налогами. Если и это невозможно, то следует обратиться в консалтинговую компанию, которая за весьма скромную сумму будет вести все проплаты, в соответствии со всеми новшествами законодательства, а также предложит наиболее оптимизированную схему налогообложения. Как правило, такие компании довольно профессионально работают и обеспечивают работу индивидуального предпринимателя в правовом поле, без нарушений, штрафов и преследований.

Налоговое правонарушение - довольно серьезный повод пристального внимания к предпринимателю со стороны налоговой инспекции в будущем, поэтому совершать его нежелательно, так как это может привести к постоянным проверкам. К этому виду правонарушений относятся деяния, которые нарушают законодательство в области налогов и сборов, факт которого доказан документально, и в котором присутствует виновное лицо. Правонарушение по налогам может быть вызвано умышленными и неумышленными действиями, но чаще всего - бездействием (забыл, не знал, не успел и пр.). Ответственность за неуплату налогов прописана и в Налоговом кодексе, и в Уголовном и в КоАП.

1. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

.1 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные Налоговым кодексом РФ

Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (Ст. 116):

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Ведение деятельности организацией или индивидуальным0 предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118):

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии ему счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. Положения настоящей статьи применяются также в отношении участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, нарушившего установленный НК РФ срок представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии ему счета инвестиционного товарищества в каком-либо банке.

Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) (ст. 119):

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1):

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2):

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120):

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122):

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником (ст 122.1):

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков ее ответственным участником, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Деяния, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123):

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125):

Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога, влечет взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126):

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Ответственность свидетеля (ст. 128):

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129): Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (129.1):

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2):

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов - влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния, совершенные более одного раза, - влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3):

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей. Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной данной статьей, при условии представления им федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4):

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

.2 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена также следующими статьями КоАП:

.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. 2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям.

.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. 2. Нарушение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации либо дипломатического представительства или консульского учреждения либо нотариусом предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков представления (сообщения) сведений в налоговые органы, связанных с учетом организаций и физических лиц, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику 1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. 2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Примечания: 1. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. 2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях: представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса РФ; исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Субъектами ответственности согласно с вышеуказанными статьями являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 Налогового кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

1.3 Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные Уголовным кодексом РФ

Привлечь к уголовной ответственности можно, только в случае, если сумма налогов и (или) сборов имеет крупный или особо крупный размер.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо (как физическое, так и юридическое) обязано платить законно установленные налоги и сборы. Неисполнение лицом возложенных на него обязанностей является налоговым правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. Рассмотрим основные условия привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности, а также основные поправки, которые внес Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ в налоговое и уголовное законодательство.

Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" является одним из немногих нормативно-правовых актов, улучшающих положение налогоплательщика. Целью Федерального закона является декриминализация сферы налоговых правоотношений и установление на законодательном уровне правовых ориентиров развития налоговой системы. Закон вступил в силу с 01.01.10. Единственное положение Федерального закона, которое вступит в силу только с 01.01.11, касается подследственности преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ). Сейчас предварительное расследование по налоговым правонарушениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность, находится в компетенции следователей органов внутренних дел. С 2011 года следствие по налоговым преступлениям передается от следственных органов внутренних дел в Следственный комитет Прокуратуры. Прежде чем говорить о новых поправках в действующее законодательство рассмотрим основные признаки налоговых преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс предусматривает четыре статьи, непосредственно устанавливающие уголовную ответственность за налоговые преступления: Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Вид правонарушений, предусмотренные данными статьями УК РФ, а также уголовная ответственность за их совершение представлены в таблице 1. К уголовной ответственности можно привлечь только физических лиц. За уклонение фирмы от уплаты налогов суд обычно привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, поскольку в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно он является ответственным за законность осуществляемых организацией хозяйственных операций. Если главный бухгалтер не заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывает все необходимые документы), суд может привлечь его как соисполнителя. Тогда наказание назначается по п. 1 ст. 199 УК РФ. Если же будет доказано, что руководитель и главный бухгалтер действовали по предварительному сговору, отвечать им придется по п. 2 ст. 199 УК РФ. Также УК РФ четко регламентирует, что привлечь к уголовной ответственности можно либо в случае непредставления декларации или иных документов, либо путем включения в них заведомо ложных сведений. Если организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги не перечислила (независимо от причин), основания для возникновения уголовной ответственности ее должностных лиц за налоговые преступления, предусмотренные ст. 199 УК РФ, отсутствуют. Привлечь к уголовной ответственности можно, только в случае, если сумма налогов и (или) сборов имеет крупный или особо крупный размер. Конкретный порядок исчисления данного размера приведен в Примечаниях к ст. 198 и 199 УК РФ. Следует отметить, что с 2010 года Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ многократно увеличил эти суммы. Начиная с 01.01.10 крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом является (Примечание к ст. 198 УК РФ): (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1 800 000 руб. Особо крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов физическим лицом является: (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает 9 000 000 руб. С 01.01.10 крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов организацией является (Примечание к ст. 199 УК РФ): (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 6 000 000 руб. Особо крупным размером при уклонении от уплаты налогов и (или) сборов организацией является: (или) сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; (или) за период в пределах трех финансовых лет подряд неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает 30 000 000 руб. Примечание к ст. 199 УК РФ также распространяется на определение крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов для налогового агента. Данные пороговые значения увеличены, начиная с 2010 года по сравнению с предыдущими периодами: для физических лиц - в шесть раз; для организаций - в четыре раза. Повышение неуплаченных сумм налогов, при которых есть возможность привлечения лица к уголовной ответственности, безусловно, является позитивным изменением для налогоплательщиков.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

Федеральный закон №383-ФЗ от 29.12.09 закон внес поправки не только в Уголовный кодекс, но и в налоговое законодательство, в частности в ст. 69, 101, 108 НК РФ. С 01.01.10 в Налоговом кодексе РФ однозначно определено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (ст. 108 НК РФ). Обнаружив задолженность по налогам и сборам, налоговая инспекция направляет лицу требование об уплате. В нем указывается величина долга, размер пеней, срок уплаты, основания взимания налога, а также меры по взысканию, которые будут предприняты налоговыми органами в случае неуплаты. Согласно новой редакции ст. 69 НК РФ, теперь налоговые органы в требовании об уплате налога и (или) сбора обязаны предупреждать, что в случае неуплаты налога и (или) сбора, а также пеней и штрафов в установленный срок в полном объеме, они направляют материалы в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела (если, конечно, размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ). Ранее обязанность по указанию возможности привлечения к уголовной ответственности в требовании у налогового органа отсутствовала. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику, он все же не уплатит в полном объеме указанные в требовании суммы недоимки, налоговые органы обязаны в течение 10 дней направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ст. 32 НК РФ). В силу п. 3 ст. 108 Налогового кодекса РФ налоговая ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Таким образом, привлечь лицо одновременно и к налоговой и к уголовной ответственности не представляется возможным. В связи с этим новым Федеральным законом от 29.12.09 №383-ФЗ были внесены следующие поправки. После направления материалов в органы внутренних дел, руководитель инспекции должен вынести решение о приостановлении исполнения решения о привлечении налогоплательщика - физического лица к налоговой ответственности. То есть с этого момента "работать" с налогоплательщиком по вопросу уплаты налогов и (или) сборов начинают органы внутренних дел. В случае, если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, то руководитель налогового органа выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующих сумм налога, пеней, штрафов. Если же физическое лицо будет признано виновным и понесет уголовную ответственность, оно уже не будет нести ответственность, предусмотренную налоговым законодательством, а налоговая инспекция должна будет отменить вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101 НК РФ). Позитивным изменением для налогоплательщика является тот факт, что лицо, впервые совершившее "налоговое" преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью возместило ущерб, причиненный уклонением от уплаты налогов - то есть уплатило налог, а также пени и штрафы, размеры которых определяются налоговым законодательством РФ. Поправки, которые внес Федеральный закон от 29.12.09 №383-ФЗ, коснулись и Уголовно-процессуального кодекса. Теперь заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, при отсутствии следующих обстоятельств: подозревамый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства в РФ; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или суда. Нововведения, которые вступили в силу с 01.01.10, в целом были направлены на защиту интересов и установление дополнительных гарантий прав налогоплательщиков. Впрочем, индивидуальным предпринимателям, также как должностным лицам организаций в любом случае доступна возможность избавиться от риска уголовной ответственности за счет добровольного исполнения требования налогового органа об уплате налогов, пени и штрафов.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

1.4 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

налоговый правонарушение ответственность уголовный

Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета. Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено Налоговым Кодексом.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы вины при совершении налогового правонарушения

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение); 3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение данного подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом); 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения. За совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность. 2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. 3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. 4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). 1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Налогового Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Налоговые санкции

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса. За совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 %. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Срок давности взыскания штрафов Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя. Порядок и сроки обращения определены статьями 46, 47 и 48 НК РФ. Напомним, что взыскание налога в судебном порядке производится, в частности, в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев: за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий); за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В данном случае заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом. А в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Заключение

Всем известно, что неуплата налогов в процессе предпринимательской деятельности чревата применением различных видов ответственности, которая может быть как персональной (уголовная и административная ответственность предпринимателей и должностных лиц организаций, а также штрафы по НК РФ для индивидуальных предпринимателей), так и ответственностью хозяйствующего субъекта в целом (налоговые штрафы для юридических лиц).

Наиболее тягостными видами ответственности являются, безусловно, налоговая и уголовная. При этом многих налогоплательщиков интересует вопрос о том, как соотносятся эти виды ответственности, в частности - являются ли они взаимодополняющими и при каких условиях.

Каждое из выше описанных налоговых преступлений имеет массу особенностей, каждое из которых при его наличии может исключить уголовную ответственность за указанные преступления. Знать и правильно оперировать как уголовно-процессуальным, так и налоговым законодательством, разъяснениями судов по налоговым преступлениям - задача каждого.

Таким образом, следует помнить, что споры с налоговыми органами для налогоплательщика могут обернуться привлечением не только к налоговой ответственности, но и к уголовной. Своевременное обращение к необходимым законам и сводам предписаний позволит не только решить, но и избежать многих проблем, подать отчетность в виде, соответствующем требованиям законодательства, и заключить все правоотношения в юридическую форму. Поэтому очень важно изучать правовые документы заранее.

Список использованной литературы

1. Модернизация налогового контроля (модели и методы): Монография/Под ред. А.Н.Романова. - М.: ИНФРА-М: Вузовский, 2010. - XI, 320с.

. Налоги и налогообложения: Учеб. пособие/ В.А.Кашин - М.: Магистр, 2008. - 365 с.

. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия "Учебники и учебные пособия". Ростов н/Д: Феникс, 2010.-386с

. Гусева Т. А. Налоговые проверки и оформление их результатов /Журнал "Аудит и финансовый анализ", 2009 №3.

. Налоговый кодекс Российской Федерации

. Уголовный кодекс Российской Федерации

. Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации

. http://www.nalog.ru

. http://www.ifns.ru

. http://www.rnk.ru

Похожие работы на - Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!