Правовые аспекты валютного регулирования в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые аспекты валютного регулирования в Российской Федерации

Введение

Начиная подробное рассмотрение вопроса о финансово-правовых основах валютного регулирования в Российской Федерации, стоит отметить, что одним из самых важных элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики любого государства является валютное регулирование внутри страны. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать правовые нормы и предписания, которые будут регулировать валютные взаимоотношения на внутреннем валютном рынке.

Но что же такое «валютная политика», «валютный рынок», «валютное регулирование»? Стоит сказать о том, какой смысл мы вкладываем в данные термины.

Итак, под валютной политикой понимается совокупность мероприятий, проводимых государством и центральным банком этой страны в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательную силу денег, валютные курсы <#"justify">Глава 1. Общие основы валютного регулирования в Российской Федерации

.1 Функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации

Начиная наше исследование с вопроса о том, какие функции и задачи выполняет валютное регулирование в Российской Федерации, нельзя не сказать о том, что понятие «валютное регулирование» понимается в широком и в узком смыслах.

Итак, под валютным регулированием в широком смысле понимается регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Таким образом, сущность валютного регулирования заключается именно в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

При этом содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это понятие по существу включает в себя такие процессы, как:

деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

контроль государства за валютными операциями;

воздействие на курс национальной валюты;

ограничение использования иностранной валюты;

совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

При этом функции государства в сфере валютного регулирования, по общему правилу, включают в себя:

накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

регулирование вывоза из страны стратегического сырья (то есть, материалы, необходимые для ведения войны. Можно насчитать свыше двадцати пяти видов стратегического сырья: это железо, алюминий, магний и т.д.);

регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, купли-продажи ценных бумаг;

покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;

определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и зачастую определяется проводимой государством валютной политикой. В этой связи повторим, что под валютной политикой понимается совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

В то же время, как нами уже было отмечено, валютное регулирование может пониматься и в узком смысле. В этом случае под валютным регулированием подразумевается только элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Важно отметить, что валютное регулирование может быть различных видов. Оно может быть:

) прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование - это совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное же валютное регулирование является совокупностью экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования и определяет его характер;

) либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование имеет направленность на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное же валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, а именно законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и т.д.

Стоит заметить, что формы валютных ограничений разнообразны. Это и ограничения или запрет на экспорт капитала, и блокирование счетов нерезидентов, и множественность валютных курсов, и тому подобные иные меры.

Валютное регулирование осуществляется государством, как нами уже было замечено, посредством использования определенных инструментов. Данные инструменты представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под воздействием различных факторов, в том числе под воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики, действующего в стране законодательства и т.д. Например, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые Правительством Российской Федерации квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

При этом валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля. В этой связи стоит остановиться на определении понятия «валютный контроль».

Итак, под валютным контролем понимается система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Иными словами, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, и поэтому является его составной частью.

Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный (особый) механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Разумеется, валютное регулирование существует во всех странах. В России оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, который, в частности, определяет:

принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;

полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Таким образом, в области валютного законодательства за последние десятилетия произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.

Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Названный принцип означает, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Тогда действовали следующие принципы: принцип концентрации валютных резервов и принцип единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, которые сталкиваются в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Кроме того, создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Государство разрешило в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей и тем самым обеспечило приоритет собственной, национальной валюты. В частности, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. Согласно решению Совета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Но при этом оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте (по соглашению между участниками предприятия).

Таким образом, мы можем определить валютное регулирование как деятельность государственных органов, которая направлена на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Стоит отметить, что валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные именно с валютой.

В свою очередь, индивидуально-правовое регулирование - это такое применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, которое влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены, как мы уже говорили, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Стоит заметить, что правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции: регулирующую и контрольную.

Итак, регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

осуществление международных денежных переводов.

Основной целью валютного регулирования (и в первую очередь валютного контроля) является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Таким образом, валютное регулирование - это форма осуществления государством его валютной политики.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Говоря о принципах валютного регулирования, стоит сказать, что они не всегда были постоянными, нередко они менялись под воздействием самых разнообразных факторов. На валютное регулирование в разное время оказывал влияние целый ряд причин политико-экономического и правового характера. Еще во времена Киевской Руси было хождение иностранных денег. Например, киевские князья требовали от завоеванных территорий уплаты налогов иностранными монетами, а Новгород и Псков при торговле с соседями применяли при расчетах наряду с рублями литовскими и немецкими серебряные монеты. При этом уже в XIV-XV вв. на Руси вводились ограничения в отношении иностранной валюты, но на протяжении длительного периода времени (а именно до 1923 года) валютные ценности постоянно находились в обращении на всей территории государства. Ограничения и запреты на осуществление валютных операций вводились, как правило, только при кризисных явлениях. В советский же период сделки с валютными ценностями для частных лиц были запрещены, а валютное регулирование заменилось прямым административным управлением и контролем.

В 90-х годах века в России произошли, как известно, коренные изменения. Изменение политического режима в нашей стране и расширение внешнеэкономической деятельности потребовали правового регулирования оборота иностранной валюты. Тогда 9 октября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, несмотря на свое наличие в правовом поле Российской Федерации данный закон носил рамочный характер, практически каждая его норма наполнялась конкретным содержанием лишь с помощью многочисленных (около 300) и противоречащих друг другу нормативных актов.

В этой связи было принято решение об издании нового, соответствующего современным экономическим условиям России закона. И 10 декабря 2003 года был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный решить многочисленные проблемы в правовом регулировании и более четко урегулировать функционирование валютного рынка и обращение иностранной валюты. В законе были сформулированы принципы валютного регулирования. В своем научном исследовании мы уже обозначили данные принципы. Рассмотрим их подробнее.

Так, под принципом приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования понимается, что государство отдает предпочтение не политическим (как было, например, в СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести, в частности, следующее:

развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц;

предоставление им различных льгот (в том числе налоговых);

разрешение открытия счетов в банках за рубежом;

целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов также является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством. Следует отметить, что валютные отношения обладают своей спецификой и могут оказать существенное влияние на экономику любого государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции.

В свою очередь, единство внутренней и внешней валютной политики России означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Таким образом, не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Государство обеспечивает эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливая единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Вообще обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. Но при этом резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Завершая рассмотрение общей характеристики функций и задач валютного регулирования в Российской Федерации, отметим, что составными частями валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция - это целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего, для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

В свою очередь, под валютным курсом понимается цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

При этом различают два вида валютного курса: биржевой (или его еще называют гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках, т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный же курс вытекает из установленных международными организациями или государством валютных договоренностей (валютный паритет). Под валютным паритетом подразумевается твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

В целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка государство формирует так называемые валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального Банка России и Правительства Российской Федерации, которые складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

1.2 Характеристика источников валютного регулирования в Российской Федерации

Нами уже отмечено, что правовую основу валютного регулирования составляет, в первую очередь, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В то же время это не единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий рассматриваемую нами сферу общественных отношений.

В число источников валютного регулирования в Российской Федерации входят:

) Конституция Российской Федерации;

) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы (например, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.).

) подзаконные нормативные правовые акты (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов», Приказ Минфина РФ от 22 декабря 2000 года N 112н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом», Соглашение между Правительством РФ, Банком России и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия от 30 ноября 2000 года «О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» и др.).

Таким образом, правовых источников регулирования валютных отношений в России существует огромное множество. Рассмотрим основные положения правовых основ регулирования валютных отношений.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются, в первую очередь, Центральный банк РФ и Правительство РФ. Так, для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Для реализации своих функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов. Центральный банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Одним из способов валютного регулирования является обязательная продажа части (30 %) валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не менее 7 рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.

Объектом обязательной продажи являются валютная выручка резидентов. Однако есть и исключения, а именно:

) суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

) суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок;

) валютная выручка резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет;

) суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг и прав на них.

В свою очередь валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля.

В число органов валютного контроля в РФ входят:

) Центральный банк Российской Федерации;

) федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

К агентам валютного контроля относятся:

) уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку РФ;

) не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный Банк России. В свою очередь, контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает же общую координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным Банком России. Кроме того, Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком РФ.

При этом сам Центральный Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным Банком России.

Таким образом, в настоящее время в России имеет место целая система взаимосвязанных отношений между органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль.

При этом органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

К тому же только органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:

) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

) применять установленные законодательством РФ меры ответственности.

Хочется также добавить, что валютное регулирование осуществляется именно специально уполномоченными органами государства (Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации). Иными словами, валютные отношения для Российской Федерации не просто пустой звук, они очень важны (и для экономики страны, и для политики, и для развития социальной сферы общественной жизни и т.д.). Именно поэтому Россия уделяет этому вопросу столь пристальное внимание. Именно поэтому правовым регулированием названных отношений занимаются специальные органы. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство России устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк России и Правительство России, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (например, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

Глава 2. Внешнеторговые отношения как объект валютного регулирования

.1 Принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений

Итак, валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по таким основным направлениям, как:

) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

) проверка обоснованности платежей в валюте;

) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Именно для реализации поставленных задач начали формироваться (и достаточно успешно) механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под механизмами валютного контроля за внешнеторговой деятельностью понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нельзя не заметить, что внешнеторговые отношения являются очень распространенными отношениями. При этом, как мы уже отмечали, основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

) защита экономического суверенитета;

) обеспечение экономической безопасности;

) стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

) обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Теперь обратимся к более детальному изучению понятия и содержания принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Итак, под принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности понимаются исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторговой правовой базы и внешнеторговой политики. Важнейшую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной, а также административной практики. Кроме того, они содействуют отмене устаревших и принятии новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению (преодолению) пробелов в законодательстве. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности также важны для организации контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемого в порядке дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Рассмотрим непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых отношений.

) Единство внешнеторговой политики как составная часть внешней политики. Внешнеторговая политика является частью внешней политики, т.е. общего курса государства в международных делах. Иными словами, предполагается, что имеется необходимость согласования конкретных решений в сфере внешней торговли с общими установками внешней политики. Приведем такой пример. Присоединение Российской Федерации к международным санкциям в отношении какого-либо государства влечет за собой немедленное прекращение или приостановление внешнеторговых операций с данной страной, какими выгодными они не являлись для нашей страны.

) Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. Контроль является обязательным этапом любой управленческой деятельности, включающей в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется специальными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов России в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, а также в целях защиты экономических и политических интересов РФ, муниципальных образований и российских граждан в целом.

) Единство политики экспортного контроля. Заметим, что система экспортного контроля является совокупностью мер по реализации федеральными органами власти установленного российским законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

) Единство таможенной территории Российской Федерации. Под таможенной территорией понимается территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенная территория России также определяется как сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Таможенная территория включает в себя в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации также искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таким образом, принцип единства таможенной территории нацелен именно на предотвращение появления внешнеторгового и таможенного партикуляризма (т.е. деления). Он исключает возможность появления внутренних таможенных границ (что, разумеется, соответствует нормативным требованиям Конституции РФ).

) Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственная внешнеторговая политика осуществляется, как известно, посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При этом тот или иной метод регулирования подразумевает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые, по сути, могут быть объединены в следующие группы:

а) таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

б) паратарифные инструменты. Их использование формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами);

в) валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

г) антидемпинговые и компенсационные пошлины. С их помощью осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

д) государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

е) установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

ж) контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

з) лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.

) Равенство участников внешнеторговой деятельности и их так называемая «недискриминация». Данный принцип очень тесно связан с конституционным принципом юридического равенства, признания защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Но государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, предоставляя одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, по сравнению с предоставленными другим субъектам.

) Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали в связи с участием России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета. Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, наше государство может вводить ответные меры, что является справедливым.


2.2 Характеристика внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования

Рассматривая внешнеторговую деятельность как одну из областей валютного регулирования в Российской Федерации, нельзя не рассмотреть субъективную и объективную стороны указанных правоотношений.

Все участники правоотношений по валютному регулированию и валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.

Итак, контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля. В этом случае:

а) органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами России. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля в России являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ. Так, Центральный банк РФ:

определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

издает нормативные акты;

проводит все виды валютных операций;

устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления

готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ.

б) агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, при этом под уполномоченными банками понимаются банки, получившие лицензии от Центрального банка России на проведение валютных операций).

В соответствии с Федеральным законом 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты так же, как и органы, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

Так, к резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством России, с местонахождением в Российской Федерации;

дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России;

находящиеся за пределами России филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;

Нерезидентами являются:

физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;

находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

находящиеся в России филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются как нерезиденты, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами.

Продолжая наше научное исследование вопроса о характеристике внешнеторговых отношений как объекта валютного регулирования, отметим, что международные валютные отношения - это целая совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Даже отдельные элементы валютных отношений имели место еще в античном мире (в Древней Греции и Древнем Риме) в виде вексельного и меняльного (так называемого бартерного) дела. Следующей вехой их развития явились средневековые «вексельные ярмарки» в Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы. Там производились расчеты по переводным векселям (траттам). В эпоху же феодализма и становления капиталистического способа производства стала развиваться также система международных расчетов через банки.

Развитие международных валютных отношений было связано с ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.

Как известно, международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения (МЭО), которые относятся как к сфере материального производства (т.е. к первичным производственным отношениям), так и к сфере распределения, обмена, потребления.

Важно отметить, что существует прямая и обратная связь между валютными отношениями и воспроизводством. Их объективной основой при этом является процесс общественного воспроизводства, который и порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики (как национальной, так и мировой), политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, которые присущи международным отношениям: тенденция партнерства и тенденция противоречий. В связи с тем, что во внешнеэкономических связях (в том числе валютных) переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, промышленное производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальной и мировой экономике. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала подразумевает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных расчетных, валютных, кредитных и финансовых операциях.

Несмотря на то, что валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, тем не менее, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации экономической жизни усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов: от динамики мирового производства, зарубежного уровня науки и техники, развития международной торговли, притока иностранных капиталов и т.д. Неустойчивость международных валютных отношений и валютные кризисы оказывают крайне отрицательное влияние на процесс воспроизводства.

Международные валютные отношения со временем приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система является формой организации и регулирования валютных отношений, закрепленной национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. При этом различают национальную, мировую и международную (региональную) валютные системы. А теперь перейдем к рассмотрению такого вопроса, как основные направления развития валютного регулирования.

Глава 3. Основные направления развития валютного регулирования

Итак, назовем основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:

формирование и развитие национального валютного рынка;

регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в нашу страну и из нашей страны, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

Хочется также остановиться на основных методах валютного регулирования, используемых в России. К ним относятся:

требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

установление лимитов открытой валютной позиции банков;

введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

Как мы уже говорили, валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;

надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;

контроль экспортных операций;

контроль импортных операций;

контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;

определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Итак, перейдем к более подробному рассмотрению основных направлений валютного регулирования в Российской Федерации.

Основным направлением валютного регулирования является, прежде всего, защита валюты России. Для реализации данного направления законодатель установил, что все расчеты между резидентами осуществляются в валюте России (т.е. в рублях) без ограничений. Расчеты же между резидентами и нерезидентами в валюте России осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России.

Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются:

физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

В свою очередь в число нерезидентов входят:

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации.

Другим направлением валютного регулирования является организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Нынешним российским законодательством установлено, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Банком России устанавливается порядок покупки и продажи иностранной валюты в России через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, также действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. При этом покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. В целях регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Важнейшее направление валютного регулирования - это регулирование открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте.

Российским законодательством установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. При этом иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России. Разрешено открытие резидентам счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов, не позднее одного месяца со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Особо стоит выделить такое направление валютного регулирования, как регламентирование осуществления валютных операций между резидентами в Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами запрещены. Однако из этого правила есть исключения, например:

операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации;

операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следующее направление валютного регулировании заключается в регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Банк России.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, однако должны быть соблюдены требования таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты4 и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Так, при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

При этом единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается.

Урегулирование порядка осуществления валютных операций нерезидентов в Российской Федерации также представляет собой самостоятельное направление валютного регулирования в нашей стране.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках, а также осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту России со своих банковских счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Заключение

валютный регулирование резидент выручка

Подводя итог, стоит отметить, что наша исследовательская работа была посвящена теоретическому изучению такого вопроса, как финансово-правовые основы валютного регулирования в Российской Федерации.

В целях построения в России правового государства и эффективной рыночной экономики требуется рассматривать валютное регулирование и валютный контроль в качестве инструментов валютной политики, которая, в свою очередь, должна гармонично интегрировать в общеэкономическую политику государства. Необходимыми правовыми направлениями в формировании государственно-правовых основ валютного регулирования и валютного контроля должны служить законодательно закрепленные цели и принципы государственной валютной политики.

В ходе научного исследования мы определили, что валютные правоотношения являются разновидностью общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций и регулируемых нормами различных отраслей права, в том числе финансового

В свою очередь под валютным регулированием мы понимаем деятельность государственных органов, направленную на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

Целью нашего научного исследования было всестороннее исследование правовых аспектов валютного регулирования в Российской Федерации. Для достижения указанной цели мы реши следующие задачи: произвели анализ понятия, содержания и принципов валютного регулирования; изучили функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации; дали характеристику источников валютного регулирования в Российской Федерации; раскрыли принципы валютного регулирования внешнеторговых отношений; охарактеризовали внешнеторговые отношения и рассмотрели их как объект валютного регулирования; назвали основные направления развития валютного регулирования.

Подводя итог, заметим, что установление функций, полномочий и сфер ответственности органов валютного регулирования и валютного контроля осуществляется на законодательной основе, в соответствии с единой концепцией формирования структуры федеральных органов исполнительной власти и в рамках определенной валютной политики. При множественности субъектов валютного регулирования и валютного контроля необходимым условием их эффективной деятельности является наличие координационных органов и механизмов межведомственного взаимодействия.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - N 237.

.Об итогах работы государственной комиссии по расследованию причин резкой дестабилизации финансового рынка: Решение Совета Безопасности РФ от 2 нояб. 1994 г. // Российская газета. - 1994. - N 216.

.Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон от 8 дек. 2003 г. N 164-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2003. - N 50. - Ст. 4850.

.Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации: Постановление Правительства РФ от 12 авг. 1994 г. N 926 // Собр.законодательства РФ. - 1994. - N 18. - Ст. 2082.

.Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом: приказ Минфина РФ от 22 дек. 2000 г. N 112н // Российская газета. - 2001. - N 7-8.

.О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. N 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 50. - Ст. 4859.

.О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов: Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458 // Собр.законодательства РФ. - 1995. - N 21. - Ст. 1967.

.О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы: Соглашение между Правительством РФ, Банком России и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия от 30 нояб. 2000 г. // Бюллетень международных договоров. - 2002. - N 9.

.О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г. N 115-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2001. - N 33. - Ст. 3418.

.О соглашениях о разделе продукции: федер. закон от 30 дек. 1995 г. N 225-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 18.

.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ // Собр.законодательства РФ. - 2002. - N 28. - Ст. 2790.

.Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов / Л.Г. Вострикова. - М.: Юстицинформ, 2005. - 296 с.

.Горбунова О.Н., Грачева, Е.Ю. и др. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 536 с.

.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

.Зубова Е. Некоторые аспекты регулирования валютных правоотношений // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2012. - N 3. - С. 60 - 62.

.Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник для ВУЗов / Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2008. - 704 с.

.Мальцев В.А. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А. Мальцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

.Миляков Н.В. Финансы (учебник для вузов) / Н.В. Миляков. - 2-е изд. - М.: Инфра-м, 2004. - 543 с.

.Мотохин А.М., Родионова, З.И. Валютное регулирование и валютный контроль в России: перспективы развития // Международные банковские операции.- 2011. - N 4. - С. 101 - 107.

.Финансовое право: учебник / отв. ред. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2011. - 792 с.

.Финансовое право: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. М.М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. - 444 с.

.Финансовое право Российской Федерации: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004. - 576 с.

.Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: МосУ МВД России, 2011. - 606 с.

Похожие работы на - Правовые аспекты валютного регулирования в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!