Цели, задачи и функции валютного регулирования и контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели, задачи и функции валютного регулирования и контроля















Курсовая работа

Цели, задачи и функции валютного регулирования

Введение

Актуальность работы. Государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики. Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребность в том, чтобы:

во-первых, защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости;

во-вторых, приостановить бегство капитала за границу;

обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам;

стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений.

В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного регулирования должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.

В настоящее время актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам валютного регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день необходимо уделять довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построен, продуман механизм валютного регулирования, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Одной из основных проблем, с которой в современных условиях сталкиваются экономисты РФ, является разработка инструментов и нового режима валютного регулирования.

Объект исследования - валютное регулирование на территории Российской Федерации.

Предмет исследования - особенности валютного регулирования на территории Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов валютного регулирования, определение основных целей, задач и функций, используемых для реализации валютного регулирования в Российской Федерации.

Задачи исследования:

¾определить влияние международной валютной системы на национальное валютное регулирование,

¾проследить отражение целей и задач валютного регулирования в российском законодательстве,

¾рассмотреть цели валютного, задачи валютного регулирования,

¾проанализировать функции валютного регулирования, осуществляемые Центральным Банком РФ,

¾определить принципы валютного регулирования,

¾подвергнуть анализу перспективы развития валютного регулирования в России.

Научно-практическая значимость работы определяется актуальностью исследований в области валютного регулирования, а так же совокупностью поставленных задач, направленных на теоретико-методологическое изучение форм, целей, задач и функций валютного регулирования.

Методологической основой исследования стали научные труды отечественных ученых в области изучения целей, задач и функций валютного регулирования: Ю.А. Крохина, Ю.А. Тихомиров, Н.А. Саттарова, Чувахина Л.Г., Тедеев А.А., Бадасен П.В. и др.

Методы исследования:

¾анализа литературы;

¾анализа нормативно-правовой документации;

¾изучение отечественной и зарубежной практики;

¾сравнение;

¾классификация,

¾обобщение.

Нормотворческие документы:

¾Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

¾Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

¾Приказ ФТС России от 20.07.2012 №1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе изучены цели и задачи валютного регулирования на международном уровне. Вторая глава посвящена целям, задачам, и формам валютного регулирования в РФ. В третьей главе изучены принципы и перспективы развития валютного регулирования в России.

1. Цель и задачи валютного регулирования на международном уровне

.1 Влияние международной валютной системы на национальное валютное регулирование

валютный национальный контроль

Государство реализует свою валютную политику не в изоляции от других государств, не в вакууме. Более того, цель и задачи валютного регулирования могут наилучшим образом достигаться тогда, когда действия других государств, как минимум, не препятствуют, а еще лучше - способствуют их достижению.

Осознавая это, государства прибегают к следующим совместным действиям:

создание глобальных или локальных специализированных международных финансовых организаций для выработки согласованной валютной политики и (или) для оказания помощи государствам со «слабой» валютой. Среди таких организаций назовем Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития;

создание валютных союзов (Европейский валютный союз, зона евро) для проведения единой денежно-кредитной и валютной политики государств-участников; частично и в крайне ограниченных пределах эта задача может решаться при создании таможенных союзов;

заключение международных договоров для урегулирования конкретных вопросов проведения валютной политики (например, Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).

В масштабах международной валютной системы цель и задачи валютного регулирования существенно трансформируются. Ведь на международной арене действуют государства, подходы которых к реализации национальной валютной политики могут быть диаметрально противоположными: одни государства могут выступать за свободное движение капиталов по всему миру, другие, напротив, будут защищать свои экономики от бегства капитала за рубеж или от притока иностранного спекулятивного капитала.

Тем не менее во всей совокупности действий государств можно проследить некую объединяющую цель - это создание стабильной международной валютной системы.

Задачи можно обобщить и сформулировать следующим образом:

избежание ограничений международной торговли национальными правилами валютного регулирования;

сохранение контроля над движением капитала со стороны государств при одновременном сокращении препятствий к свободному движению капитала;

создание международных резервных фондов для оказания помощи государствам, испытывающим проблемы с обеспечением своих национальных валют;

искусственное создание резервных валют (пригодных для сохранения стоимости, не подверженных резкому обесценению или резким курсовым колебаниям) или придание резервного значения существующим валютам или валютным ценностям (наиболее распространенное предложение последних лет - восстановление резервной роли золота).

1.2 Отражение цели и задач валютного регулирования в российском законодательстве

Существует определенное предубеждение в отношении цели и задач валютного регулирования, во многом обусловленное памятью о непростом периоде валютной монополии. Подлинная цель забывается, а на ее место домысливаются какие-то иные цели, что на практике приводит к ошибкам.

Если обратиться к цели валютного регулирования, как она определена Законом о валютном регулировании, то получим следующее:

) цель Закона - «обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка» (преамбула);

) валютные операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых устанавливаются валютные ограничения. Ограничения нужны «в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации» (ст. 6). Указанные ограничения даже могут отменяться «по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление» (ст. 6).

Как видим, обеспечение экономической безопасности России не названо в качестве цели валютного закона. Тем более ее обеспечение не упоминается в качестве задач конкретных валютных ограничений, представляющих собой, по сути, административно-правовые меры, призванные поддержать реализацию валютной политики.

К основам правопорядка нормы валютного законодательства также не отнесены. По крайней мере, в действующем валютном законодательстве отсутствуют какие-либо указания на это. Валютная политика - это элемент государственного управления в области финансов, а отраслевое управление, при всей его значимости, все же нельзя отождествить с установлением основ правопорядка и экономической безопасности страны.

Разумеется, нельзя сказать, что защита национальной валюты и экономическая безопасность никак не связаны. Государство не могло бы отказаться от самостоятельной денежно-кредитной и валютной политики, не рискуя утратить часть своего суверенитета. Однако непосредственные цели конкретных мер валютного регулирования и контроля имеют более приземленный характер.

Цель и задачи валютного регулирования на международном уровне. Влияние международной валютной системы на национальное валютное регулирование

Государство реализует свою валютную политику не в изоляции от других государств, не в вакууме. Более того, цель и задачи валютного регулирования могут наилучшим образом достигаться тогда, когда действия других государств, как минимум, не препятствуют, а еще лучше - способствуют их достижению.

Осознавая это, государства прибегают к следующим совместным действиям:

создание глобальных или локальных специализированных международных финансовых организаций для выработки согласованной валютной политики и (или) для оказания помощи государствам со «слабой» валютой. Среди таких организаций назовем Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития;

создание валютных союзов (Европейский валютный союз, зона евро) для проведения единой денежно-кредитной и валютной политики государств-участников; частично и в крайне ограниченных пределах эта задача может решаться при создании таможенных союзов;

заключение международных договоров для урегулирования конкретных вопросов проведения валютной политики.

В масштабах международной валютной системы цель и задачи валютного регулирования существенно трансформируются. Ведь на международной арене действуют государства, подходы которых к реализации национальной валютной политики могут быть диаметрально противоположными: одни государства могут выступать за свободное движение капиталов по всему миру, другие, напротив, будут защищать свои экономики от бегства капитала за рубеж или от притока иностранного спекулятивного капитала.

Тем не менее, во всей совокупности действий государств можно проследить некую объединяющую цель - это создание стабильной международной валютной системы.

Итак, задачи можно обобщить и сформулировать следующим образом:

избежание ограничений международной торговли национальными правилами валютного регулирования;

сохранение контроля над движением капитала со стороны государств при одновременном сокращении препятствий к свободному движению капитала;

создание международных резервных фондов для оказания помощи государствам, испытывающим проблемы с обеспечением своих национальных валют;


2. Цель, задачи, и формы валютного регулирования в РФ

.1 Цель валютного регулирования в РФ

В общем виде цель валютного регулирования может быть определена как защита национальной валюты от конкуренции со стороны иностранных (международных, коллективных) валют.

При создании несколькими государствами валютного союза или общей валюты цель валютного регулирования трансформируется, так как возникает необходимость в проведении согласованной валютной политики, направленной на защиту каждой национальной валюты от внешней конкуренции или на защиту общей, коллективной валюты.

Распространенная ошибка - отождествление цели валютного регулирования с одной из его задач, важной, но не единственной, а именно: с противодействием бегству (утечке, вывозу) капитала из страны. В определенных условиях такая задача может стать первостепенной. Так было в России в 90-е гг. XX в., когда перед Российским государством стояла задача практически с нуля создать валютные резервы и затем поддерживать их на приемлемом уровне. Для этого нужно было с помощью административных мер задерживать иностранную валюту (экспортную выручку) в стране, чтобы была экономическая база для приобретения резервной валюты Банком России. Однако очевидно, что задача борьбы с вывозом капитала никогда не является для валютной политики конечной задачей, она всегда решается для чего-то еще. Капитал задерживают в стране, чтобы создать источник для покупки иностранной валюты за рубли Банком России - значит, это делается в итоге для создания резервов. Резервы тоже создаются не ради них самих, а для возможности реализации экономических мер валютной политики государства. То есть за решением конкретной задачи всегда стоит определенная цель, которую вполне можно сформулировать как защиту национальной валюты.

Оговоримся, что речь идет именно о валютной политике и ее реализации посредством административных мер - валютном регулировании в узкоюридическом смысле слова. Вполне можно допустить, что борьба с бегством капитала может быть значимой задачей для экономической политики государства, поощрения внутренних инвестиций или для налогового администрирования. Но и тогда она не может быть самоцелью. Отсюда вывод: надо всегда четко осознавать, какая именно цель стоит у борьбы с бегством капитала в конкретной ситуации, так как от этого будет зависеть выбор соответствующего инструментария (налогового, валютного, правоохранительного и т.д.). Если это:

необходимость использовать инвестиционный потенциал внутри страны - администрирование бесполезно;

борьба с уклонением от уплаты налогов - необходим весь комплекс мер налогового контроля;

борьба с легализацией преступных доходов - нужны соответствующие правоохранительные процедуры;

развитие внутреннего валютного рынка - в этом случае меры валютного регулирования могут иметь ограниченный успех.

При всей одиозности звучания термина «бегство капитала» - это не обязательно негативный процесс, это может быть легальный вывоз капитала, возвращающегося затем в страну с прибылью, с дивидендами.

Цель валютного регулирования не достигается только администрированием, мерами юридического валютного регулирования:

валютное регулирование сочетает экономические и юридические меры;

валютное регулирование в широком смысле слова реализуется в сочетании с денежно-кредитной политикой государства.

В изоляции валютное регулирование, в особенности его юридическая составляющая, не даст результата. Бесполезно защищать национальную валюту с помощью административных барьеров, если она выпускается бесконтрольно, нет ясной денежной политики (эмиссия и стерилизация) и кредитной политики (цена денег, учетная ставка).

Целью не может быть «борьба» с иностранной валютой. Иностранная валюта как таковая не является неким злом, а ее оборот - чем-то противоправным (как минимум, в международных отношениях), но ограничения на операции с иностранной валютой и валютными ценностями вводятся для защиты национальной валюты.

Прямая цель валютного регулирования, таким образом, состоит в защите национальной валюты с помощью комплекса юридических и экономических мер, поскольку государство стремится защитить свою валюту не из абстрактных соображений престижа или безопасности. С точки зрения государственных финансов эта цель может быть сформулирована более узко, а именно как защита бюджетных интересов государства. Государство должно заботиться об устойчивости той валюты, в которой оно собирает налоги и совершает расходы. Очевидно, что реализовать независимую бюджетную политику государству гораздо легче в условиях сохранения национальной валюты.

Наличие бюджетного аспекта в защите национальной валюты позволяет определять отраслевую принадлежность публично-правовых норм валютного регулирования как финансово-правовую. Валютное регулирование связано с финансовой деятельностью государства. Его рассмотрение в отрыве от этой деятельности как единого целого приведет к неправильному пониманию и общей цели, и конкретных задач валютного регулирования.

Тем не менее бюджетный аспект в валютном регулировании не следует абсолютизировать. У защиты национальной валюты есть особый аспект, а именно поддержание устойчивости гражданского оборота, предоставление хозяйствующим субъектам удобных и надежных денег. Это роднит нормы валютного регулирования с императивными нормами гражданского права. Но, по нашему мнению, публичный аспект в валютном регулировании преобладает. Отождествлять нормы валютного законодательства с нормами гражданского законодательства не следует.

Нормы валютного регулирования сохранятся, даже если гражданского оборота в прямом смысле слова не будет. За примерами далеко ходить не надо. В СССР в условиях планового хозяйства валютное регулирование было доведено до предела, превратившись в валютную монополию, хотя очевидно не решало каких-либо частноправовых задач. Напротив, с исчезновением потребности во внеэкономических мерах защиты национальной валюты исчезает и валютное регулирование как таковое. Примером служат страны Западной Европы, отказавшиеся от юридических мер валютного регулирования. Следовательно, потребности гражданского оборота в благоприятных условиях удовлетворяются гражданско-правовыми нормами, валютного регулирования для этого не нужно.

.2 Задачи валютного регулирования

Цель валютного регулирования - защита национальной валюты - достигается государством посредством решения конкретных задач. Их можно свести к шести основным задачам:

) поддержание стабильного курса валюты по отношению к основным свободно используемым валютам (доллару и евро);

) накопление и поддержание золотовалютных или международных резервов правительства и эмиссионного банка;

) защита национальной валюты от вытеснения из обращения внутри страны;

) контроль (ограничение) ввоза и вывоза капитала;

) контроль, но не ограничение международных платежей и переводов по текущим операциям;

) поддержание оптимальной структуры платежного баланса.

Задачи валютного контроля подчиняются той же цели, его меры способствуют решению общих задач валютного регулирования, поскольку валютный контроль - это часть валютного регулирования. Валютному контролю присущи свои, специальные задачи - обратная связь и проверка исполнения.

Время от времени та или иная задача выходит на первый план. Так, в начале 1990-х гг. важнейшими задачами валютной политики государства были восстановление золотовалютных резервов и борьба с бегством капитала. Как следствие, особое внимание уделялось проверке полного поступления в страну иностранной валюты в виде выручки по экспортным контрактам с обязательной продажей этой валюты государству. В 2010 г., в период преодоления последствий финансового кризиса, вновь обострилась проблема бегства капитала из страны, что повлекло усиление правил контроля.

Задача поддержания стабильного курса в целом понятна и в комментариях не нуждается, она тесно связана со следующей задачей - накоплением резервов.

Что касается государственных, точнее, публично-правовых, резервов, то следует обратить внимание на то, что это могут быть:

резервы в иностранной валюте и СДР, так называемые международные резервы. Это не наличные деньги, а средства на счетах в иностранных банках и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Эти ресурсы нужны Банку России преимущественно для реализации экономических мер валютного регулирования - валютных интервенций. При росте спроса на иностранную валюту государство за счет продажи запаса иностранной валюты создает дополнительное предложение, что позволяет удержать цену (курс) национальной валюты на стабильном уровне;

резервы в иностранной валюте и СДР, а также монетарное золото (чистое золото в слитках либо в монетах) - золотовалютные резервы. Они отличаются от международных наличием в их составе монетарного золота (либо других драгоценных металлов и драгоценных камней). Эти резервы нужны не для оперативной валютной политики, а «на крайний случай» - для финансирования экстренных бюджетных расходов или как обеспечение государственных заимствований.

Применительно к Российской Федерации, несколько упрощая, можно сказать, что международные резервы накапливает Центральный банк РФ. Резервы второго типа находятся в распоряжении Правительства РФ и накапливаются в Гохране (в виде золотого запаса), в различных бюджетных фондах (в части иностранной валюты и номинированных в иностранной валюте ценных бумаг надежных зарубежных эмитентов). Следует обратить внимание, что Банк России в своей открытой статистике показывает суммарную величину международных и золотовалютных резервов Российской Федерации.

Задачи, связанные с текущими и капитальными операциями, с противодействием вытеснению национальной валюты из обращения внутри страны и поддержания оптимальной структуры платежного баланса, станут понятны из дальнейшего изложения.

.3 Функции валютного регулирования, осуществляемые Центральным Банком РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют. В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании валют по отношению к рублю.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно статье 4. ФЗ №86 «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России выполняет следующие функции:

) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

) устанавливает правила проведения банковских операций;

) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право:

¾запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;

¾запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц - для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации.

¾ЦБ РФ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

¾Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

3. Принципы и перспективы развития валютного регулирования в России

.1 Принципы валютного регулирования

Валютное регулирование - гибкий инструмент реагирования государства на изменение экономической ситуации. Тем не менее можно утверждать, что валютное регулирование при любых условиях подчиняется нескольким устойчивым правовым принципам. Это часть правового регулирования валютных отношений, общая и для ограничений, и для контроля, которая может оставаться неизменной в течение длительного времени.

В ст. 3 Закона о валютном регулировании приведены принципы, которые относятся к валютному регулированию в его широком понимании, служат принципами валютной политики государства:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Исходя из международных соглашений России, внутреннего законодательства и доктринальных представлений о валютном регулировании, дополнительно можно сформулировать четыре юридических принципа, помогающих лучше уяснить содержание валютного регулирования как правового режима:

) валютные ограничения и меры контроля устанавливаются только законом, причем федеральным;

) платежи и переводы по текущим валютным операциям в международной торговле не могут быть ограничены;

) меры валютного контроля не могут перерастать в фактические валютные ограничения;

) валютные ограничения, как правило, временны, за некоторыми исключениями.

Принцип законодательного установления валютных ограничений основан на ст. 71 Конституции РФ, относящей валютное регулирование к предмету ведения Российской Федерации. По вопросам ведения Российской Федерации должны приниматься федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). Более того, в п. «в» ст. 106 Конституции РФ предусмотрено, что федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам валютного регулирования, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Тем самым Конституция РФ предписывает издание нормативного правового акта о валютном регулировании именно в виде акта федерального органа представительной власти, в форме федерального закона. Однако в Конституции РФ нет прямого указания на то, что вопросы валютного регулирования могут решаться только на уровне закона и не могут быть делегированы исполнительной власти. Долгое время законодательство о валютном регулировании действительно было рамочным, тогда как конкретные ограничения и меры контроля определялись органами валютного регулирования изданием подзаконных актов. Только редакция Закона о валютном регулировании, действующая с 2007 г., перестала содержать нормы, наделяющие органы валютного регулирования обширными правами в сфере установления валютных ограничений. С мерами контроля подобной ясности нет, они названы в Законе о валютном регулировании, но конкретное их наполнение определяется преимущественно нормативными актами Банка России. Тем не менее, тенденция движения к валютному закону как закону прямого действия прослеживается, что и позволяет говорить о принципе установления правил валютного регулирования только законом.

Такой принцип валютного регулирования не менее важен, чем аналогичный принцип, общепризнанный для налогов. Валютные ограничения и, в меньшей степени, меры контроля являются ограничениями (обременениями) права собственности и права ведения предпринимательской деятельности. Инициатива принятия необходимых мер должна принадлежать обладающим профессиональной компетенцией органам валютного регулирования. Но придание этим мерам юридической силы должно происходить с согласия органов представительной власти.

Следующий принцип, заключающийся в том, что платежи и переводы по текущим операциям в международной торговле не могут быть ограничены, изначально базируется на норме ст. VIII Статей Соглашения (Устава) МВФ. Важно правильно понимать как пределы действия, так и степень универсальности этого принципа. Государство вправе ограничивать текущие операции, т.е. сделки, которые связаны с экспортом и импортом. Но такие ограничения не должны затрагивать возможности платежа. Так, государство устанавливает для экспортеров обязанность репатриировать валютную выручку. Тем самым вводится валютное ограничение, связанное с текущей внешнеторговой операцией. Оно обременяет участников, поскольку не позволяет им исполнить денежное обязательство иным способом, например зачетом. Однако оно не препятствует международным расчетам между российским экспортером и его зарубежным покупателем. Ограничение обременяет участников валютной операции, но не ограничивает ее совершения в части платежа.

Отсюда следует, что выражение «платежи и переводы по текущим валютным операциям», используемое в настоящем пособии, содержит тавтологию. Однако оно позволяет лишний раз привлечь внимание к тому обстоятельству, что международно-правовой запрет ограничения текущих валютных операций не абсолютен, относится к части («платежу»), а не к сделке в целом.

Универсальность этого принципа заключается в том, что ему должны соответствовать любые валютные ограничения и меры контроля. Идея, лежащая в основе соответствующей статьи Устава МВФ, такова: государства вправе вводить любые защитные меры для своих валют, но эти меры не должны препятствовать международной торговле.

Для середины XX в., когда принимался Устав МВФ, было характерно немного иное разграничение торговли и финансов, чем то, которое стало привычным сейчас. На это следует обратить внимание, чтобы правильно понимать область действия ст. VIII Устава МВФ и ее соотношение с правилами иных международных договоров.

Дело в том, что сейчас требование о недопустимости препятствий международной торговле распространяется не только на классическую торговлю товарами (работами, услугами), но и на так называемые финансовые услуги (операции с капиталом, в которых хотя бы одной из сторон является банк, инвестиционная компания, страховая компания или иной квалифицированный, профессиональный субъект финансового рынка). Иными словами, государства договорились не налагать ограничений не только на текущие операции, но и на некоторые капитальные операции, если эти операции представляют собой платежи и переводы в международной торговле услугами. Данное правило закреплено в отношении международной торговли услугами ст. XI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и распространяется, помимо прочих, на финансовые услуги, перечисленные в п. 5 приложения по финансовым услугам ГАТС.

Правило ст. XI ГАТС по своему смыслу аналогично правилу ст. VIII Устава МВФ. Однако ст. XII ГАТС разрешает государствам временно отступать от этого правила для решения задачи «защиты платежного баланса», правда, не нарушая обязательств по Уставу МВФ. Фактически это означает, что валютные ограничения могут быть без согласия МВФ введены государствами - членами ГАТС в отношении платежей и переводов в международной торговле финансовыми услугами, не подпадающих под определение текущих операций по ст. XXX Устава МВФ. Поэтому в полной мере принцип недопустимости валютных ограничений на платежи и переводы в международной торговле действует лишь для текущих операций.

Для России, как члена МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО), обязательны оба упомянутых выше международных договора.

Выше, в описании фактических валютных ограничений, были приведены примеры ограничений на платежи по импорту, установленных под видом мер контроля. Еще один пример из недавнего прошлого показывает, как могут превратиться в препятствия для платежей по текущим операциям ограничения, установленные для капитальных операций. В период действия Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. различие между текущими и капитальными операциями проводилось в ряде случаев по длительности отсрочки платежа. Соответственно, платеж импортера зарубежному поставщику позднее 90 дней после поставки автоматически считался бегством капитала, а не торговым платежом, и совершить его было нельзя под угрозой штрафа. Если экспортер получал платеж позднее 90 дней после поставки из-за неисправного поведения должника, то и экспортер становился нарушителем, совершившим якобы капитальную операцию без разрешения Банка России. Тем самым из-за не вполне корректного разграничения текущих и капитальных операций в период 1992-2003 гг. под запреты для капитальных операций попадали обычные внешнеторговые платежи.

С принципом свободы платежей и переводов по текущим валютным операциям тесно связан принцип недопустимости перерастания мер валютного контроля в фактические валютные ограничения. Система формальностей (ведение паспортов сделок, требование о проведении расчетов исключительно через уполномоченный банк, в котором открыт паспорт сделки, требование о предоставлении различных документов и справок) должна быть разумной и достаточно гибкой, адаптируемой в том числе к нестандартным условиям различных внешнеторговых контрактов. Иначе она превратится в препятствие для совершения платежей добросовестными участниками внешнеторговых отношений.

В действующем валютном законодательстве фактических валютных ограничений нет. Но некоторые нормы контроля по-прежнему воспринимаются уполномоченными банками как фактическое препятствие к совершению их клиентами сколько-нибудь нестандартных валютных операций.

Что касается принципа временности валютных ограничений (и сопровождающих их мер контроля), то его не следует понимать догматично. Это, скорее, эмпирическое правило, вытекающее из экономической подоплеки введения валютных ограничений и напоминающее о том, что ограничения вводятся не ради ограничений, а ради решения прагматических задач валютной политики. Государство прибегает к ним потому, что в определенных экономических условиях надо нарастить резервы, избежать резких колебаний валютного курса, избежать атак спекулятивного капитала. По мере усиления экономики становится возможным пренебречь многими опасностями ради тех выгод, которые дает снятие административных барьеров на пути деловой активности.

Есть ограничения, которые внешне не кажутся временными (например, требование репатриации, действующее с неизменной строгостью с 1992 г., т.е. столько, сколько действует режим валютного регулирования в России). В любом случае законодатель не обязан указывать конкретный срок действия валютных ограничений при их введении.

Тем не менее в ст. 6 Закона о валютном регулировании содержится указание на временный характер отдельных валютных ограничений: они «отменяются… по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление». Те валютные ограничения, на которые распространялась эта норма, в настоящее время действительно отменены.

3.2 Перспективы развития валютного регулирования в России

В благоприятные периоды экономического роста строгость валютного регулирования снижается, что мы видим на примере последовательной либерализации валютного законодательства в России в 2003-2007 гг.

В неблагоприятные периоды экономического спада наблюдается обратная тенденция. Примером проявления этой тенденции служит некий ренессанс валютного регулирования в Российской Федерации с 2010 г. В действующем валютном законодательстве количество валютных ограничений остается на минимальном уровне, но происходит общее ужесточение правового режима совершения валютных операций за счет:

усложнения правил валютного контроля;

ужесточения мер административной ответственности;

фактического усиления внимания контролирующих органов к проблеме нелегального вывоза капитала.

В связи с этим можно ожидать, что валютное регулирование как правовой режим совершения валютных операций сохранится и, вероятнее всего, будет несколько ужесточено.

В то же время в связи с действием Таможенного союза и снятием барьеров для движения товаров в торговле между Россией, Белоруссией и Казахстаном должна проявиться тенденция к гармонизации валютного законодательства этих трех стран во избежание конкуренции юрисдикций. Это может сопровождаться смягчением отдельных валютных ограничений и правил контроля. Примером может служить установление более мягких правил вывоза наличной валюты и валютных ценностей за пределы Таможенного союза. Однако может развиться и противоположный процесс, так как валютный кризис 2011 г. в Белоруссии показал, что потребности экономик стран Таможенного союза в защитных мерах гораздо выше, чем это представлялось в период относительной экономической стабильности.

Нет оснований считать, что произойдет резкое изменение правил: ни для перехода к свободному совершению валютных операций, ни для возврата к валютной монополии нет никаких объективных предпосылок.

Заключение

Таким образом, для того, чтобы защитить и обеспечить устойчивость национальной валюты, достичь ее конвертируемости; приостановить бегство капитала за границу; обеспечить поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическим сделкам; стимулировать развитие внутреннего валютного рынка в целях экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе международных отношений, государству необходимо создание эффективного правового механизма валютного регулирования. Т.е. необходимо разработать систему экономических отношений, связывающих субъектов этих отношений в процессе взаимоувязанного мониторинга, анализа и управления трансграничными валютными операциями с целью выработки осуществляемых государством административных и экономических мер по обеспечению устойчивости платежного баланса страны.

Достижение эффективного механизма валютного регулирования можно достичь путем использования различных административных и рыночных инструментов, на которые опираются многие страны. Но так как валютное регулирование и валютный контроль, оказывают весьма масштабное влияние на экономическую жизнь общества, то их развитие должно отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере могут привести к негативным последствиям.

На последнем этапе развития валютного регулирования Правительством РФ и Банком России в сжатые сроки был реализован комплекс мер, позволяющих плавно перейти от запрета на проведение валютных операций к режиму учета и мониторинга внешнеторговой и инвестиционной деятельности российских участников ВЭД, но тут также существуют как свои плюсы, так и минусы.

Влияние государства на состояние и динамику валютного сегмента экономики через механизм валютного регулирования и валютного контроля должно базироваться на следующих основных принципах:

экономико-ориентированный подход к регулированию трансграничных валютных операций;

всесторонняя регламентация прав и обязанностей всех субъектов валютных отношений;

приоритетность экономических сдержек и противовесов при формировании системы учета и контроля за операциями движения капитала;

исключение конфликта интересов между органами (агентами) валютного контроля и участниками ВЭД.

В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Но одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. Однако проблема валютного регулирования, требует доводов, почему необходимо изменить существующий режим валютного регулирования.

При принятии решений по валютному регулированию необходимо учесть тот факт, что либерализация валютного рынка может иметь последствия, ведущие к росту социальной напряженности в российском обществе, поэтому проработка вопросов либерализации валютного рынка требует четких формулировок цели проведения каждого мероприятия и оценки последствий его принятия.

В пользу изменения режима валютного регулирования можно сказать, что существующий валютный режим недостаточно эффективен, продолжается масштабное бегство капитала, валютное регулирование в нынешнем виде создает проблему избыточной ликвидности, которая в свою очередь вызывает угрозу ускорения роста цен и т.д.

Изменение режима валютного регулирования может привести к возникновению инфляции, но ее можно контролировать посредством проведения политики ускоренных платежей по внешним долгам, т.е. не только выплачиваются долги в соответствии с графиком, но и прилагаются усилия по созданию резервов для будущих платежей. Второй способ, к которому, по сути, призывают сторонники немедленной либерализации, заключается в том, что большая часть валютной выручки оставляется на валютных счетах экспортеров, полагающих, что в дальнейшем «избыточные» капиталы будут вывезены и, таким образом, проблема исчезнет сама собой. И третий способ состоит в кропотливой работе по формированию институтов и механизмов, способных перемещать эти избыточные деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. В этом случае избыточный капитал перестанет быть таковым, эффективно «работая» на внутреннюю экономику.

Действительно, создание и введение в действие механизма финансирования реального сектора российской экономики за счет ныне избыточной рублевой ликвидности - чрезвычайно непростая задача. Но это единственный нормальный путь решения указанной проблемы.

Таким образом, нашему государству необходимо создать комплексную систему валютного регулирования и валютного контроля, обеспечивающую гибкий подход к решению проблем, возникающих в процессе осуществления экономической политики государства и регламентирующей валютные операции, как на внутреннем валютном рынке, так и во внешнеэкономической сфере.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ). Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, №4, ст. 445.

.Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 29.11.2010, №48, ст. 6252,

.Приказ ФТС России от 20.07.2012 №1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров». «Российская газета», №189, 17.08.2012.

.Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением»: информационное письмо Центрального банка Российской Федерации от 28 марта 2013 г., №42 // Консультант бухгалтера. - 2013. - №5. - С. 135-139.

.Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: ВолтерсКлувер, 2011. - 792 с.

6.Кузовенко Т.Л. Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза // Современные проблемы науки и образования - 2012. - №6. - C. 17.

.Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г. Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011. - 1072 с.

.Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность. - М.: Норма, 2013. - 352 с.

.Крохина Ю.А., Абрамова Н.Е., Волова Л.И. и др. Валютное право. - М.: Юрайт, 2011. - 579 с.

.Губарева Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. - М.: ВолтерсКлувер, 2011. - 192 с.

11.Сазонова Е.С., Рожков Ю.В. Регулирование и контроль трансграничных валютных операций / под науч. ред. проф. Ю.В. Рожкова. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. - 164 с.

.Чувахина Л.Г. Деятельность таможенных органов по осуществлению валютного контроля // Вопросы современной науки и практики. - 2011. - №4. - С. 321-326.

.Тедеев А.А. Валютное право. Учебник. - М.: МПСИ, 2011. - 224 с.

.Алексеев Н. Валютное регулирование и валютный контроль: об изъянах действующего законодательства // Российский экономический журнал. - 2011. - №1. - C.95-96.

.Бадасен П.В. Эконометрическое исследование влияния внешнеэкономической конъюнктуры на динамику обменного курса рубля // Деньги и кредит. - 2011. - №10. - С. 53-58.

.Бутрин Д. Валютного контроля три года ждут / Д. Бутрин. - Коммерсантъ. - 2011. - 6 июня. - С. 6.

17.Гребенщиков Э.С. Новые задачи и полномочия для Росфиннадзора // Финансы. - 2013. - №4. - С. 22-25.

18.Риски для государственных финансов государств - участников СНГ в свете текущей мировой нестабильности // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2013. - №4. - С. 59-72.

.Лермонтов, Ю.М. Порядок истребования налоговым органом документов о деятельности контрагента // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2013. - №7. - С. 61-66.

.Дубинский Н.А. Представление документов по запросу налогового органа в связи с осуществлением валютного контроля // Справочник экономиста. - 2013. - №7. - С. 116-117.

.Леонова О.В. Изменения в валютном и таможенном законодательстве по внешнеторговой деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - №3. - С. 75-79.

.Орлова Е. Изменения в валютном законодательстве // Налоговый вестник. - 2013. - №9. - С. 8-18.

.Смирнов А.В. Валютный контроль - сфера особого внимания государства // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2013. - №9. - С. 6-13.

.Ромащенко Л. Практические вопросы валютного контроля // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - №10. - С. 25-32.

.Артемов Н.М. Проблемы и перспективы правового регулирования валютной ответственности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. - 2013. - №1. - С. 7-13.

27.Касевич Е.В. Система валютного контроля в Российской Федерации / Е. // Право и образование. - 2013. - №7. - С. 150-159.

.Мальцев В.А. Финансовое право. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.

29.Петрова Г.В. Международное финансовое право. - М.: Юрайт, 2011. - 457 с.

.Эриашвили Н.Д. Финансовое право. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 576 с.

.Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: Волтерс Клувер, 2011. - 792 с.

Похожие работы на - Цели, задачи и функции валютного регулирования и контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!