Система валютного контроля в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,39 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система валютного контроля в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Теоретические основы валютного контроля и валютного регулирования

.1 Понятие и сущность валюты; виды инвалют

.2 Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования

.3 История возникновения валютного контроля в РФ; введение лицензирования валютных операций

.4 Нормативно-правовая база для осуществления валютного контроля

. Практическая деятельность коммерческого банка по осуществлению валютного контроля по операциям с иностранной валютой на примере ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток»

.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток»

.2 Осуществление валютного контроля в коммерческом банке; анализ валютных операций физических и юридических лиц и контроль за ними

.3 Отражение валютных операций во внутренней банковской отчетности

. Проблемы организации валютного контроля и пути его совершенствования в РФ

.1 Проблемы организации валютного контроля в РФ

.2 Направления совершенствования валютного контроля в РФ

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложения 1-5

Введение

В дипломной работе рассматривается одна из актуальнейших проблем современного банковского дела - организация валютного контроля и валютного регулирования в РФ. Вообще, валютный рынок представляет собой инструмент интеграции одной хозяйственной единицы в мировую экономику независимо от уровня социально-экономического развития и политической ориентации. Вливание валютного рынка России в международный валютный рынок - устоявшийся процесс для нашей страны, но в данное время лежит задача глобализации национального валютного рынка с достижением эффективного использования международного капитала. Размывание границ национального рынка России имеет достаточно устойчивую почву для развития торгового оборота и формирования перспективной денежно-кредитной политики страны. В этой связи возрастает роль банков, как участников валютного рынка, агентов валютного контроля. Особенностью валютных операций является то, что они обязаны осуществляться в соответствии со строгими правилами, установленными нормативными документами Банка России и правительства РФ. Их несоблюдение влечет ответственность. Тем не менее, валютные операции становятся прибыльной сферой деятельности потому, что развиваются новые услуги банков на валютном рынке с использованием новых технологий.

Однако, кроме проведения валютных операций, банки выступают в роли агентов валютного контроля, то есть осуществляют контроль за совершением операций предприятиями по сделкам в иностранной валюте. Это становится наиболее актуальным сейчас, когда происходит глобальная интеграция экономических систем стран в экономику других стран, расширяются международные связи, отмечается рост международной торговли, а, следовательно, возрастает объем операций, совершаемых фирмами в иностранной валюте. Валютное законодательство обязывает банки при обслуживании сделок в иностранной валюте выступать в качестве агентов валютного контроля. В этой связи вопросы соблюдения предприятиями валютного законодательства выходят на первый план, и в частности такие вопросы, как репатриация валютной выручки, обязательная продажа ее части, предоставление всех регламентированных законом документов по сделкам органам валютного контроля. Все это необходимо проводить для обеспечения прозрачности сделок с иностранной валютой и повышения их законности.

Целью работы является раскрытие сущности валютного контроля и валютного регулирования в ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток».

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

·        рассмотреть теоретические аспекты функционирования системы валютного контроля и места в ней коммерческих банков;

·        проанализировать деятельность коммерческих банков по осуществлению валютного контроля за операциями физических и юридических лиц;

·        провести анализ эффективности системы валютного контроля в ЗАО «Банк Сосьете Женераль Восток»;

·        выявить проблемы организации валютного контроля и наметить направления его совершенствования.

Объектом исследования в работе является система валютного контроля в РФ.

Предмет исследования - система валютного контроля коммерческого банка.

Методы, применяемые в процессе исследования: анализ, синтез, сравнение.

В качестве теоретической базы при подготовке работы использованы законодательные и правовые акты Российской Федерации, монографии российских и зарубежных авторов, статьи в периодической печати.

Данная работа имеет практическую значимость в связи с тем, что в ней приведены рекомендации по оптимизации осуществления валютного контроля коммерческого банка.

1.      
Теоретические основы валютного контроля и валютного регулирования

.1 Понятие и сущность валюты; виды инвалют

«Валюта» получила свое название от латинского слова «valeo», что в переводе означает «стою», «ценюсь». Общепринято, что экономическая категория «валюта» - это денежная единица государства или группы государств, сущность которой заключается в обслуживании международных расчетов.

Понятие валюты тесно связано с понятием «деньги» и для валюты характерны свойства и функции денег.Валюта - денежная единица государства, определяемая его законодательством. Это специфический товар, выполняющий роль постоянного эквивалента. Валюта реализуется через свойство ликвидности. (Ликвидность - это способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной).

Валюта бывает двух видов:



                           

]

Рисунок 1-Виды валюты [составлено автором

Национальная валюта - это денежная единица государства, определенная законодательством этого государства. Например: в соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса РФ в России национальной валютой определен рубль.

Иностранная валюта является составной частью понятия «валютные ценности». Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям также относятся ценные бумаги и другие платежные документы, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы (серебро, золото, платиновая группа) и драгоценные камни, исключая ювелирные изделия.

Экономическая сущность и роль валюты проявляется в ее функциях.Прежде всего, валюта выполняет функцию меры стоимости, то есть измеряет стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в валюте, - ее цена. Для определения цены продукта сама валюта не требуется, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно.

В функции средства обращения валюта выступает в качестве посредника в обращении, которое осуществляется по формуле:

Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар)                                         (1)

В данном случае валюта не задерживается долго в руках покупателей и продавцов и переходит из рук в руки, выполняя функцию средства обращения мимолетно. Валюта служит также средством сбережения. Поскольку валюта наиболее ликвидное имущество, она является наиболее удобной формой хранения богатства. Владение валютой за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако валюта имеет то преимущество, что она может быть безотлагательно использована фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства.

При продаже товаров в кредит (в долг с отсрочкой платежа) валюта выполняет функцию платежного средства: ей расплачиваются за ранее приобретенный товар, когда наступает срок погашения задолженности. В такой роли валюта используется и вне сферы товарного обращения: когда выплачивается заработная плата, выполняются всякого рода финансовые обязательства (по займам, налогам, за аренду земли или помещения и т.п.).

В международной торговле осуществляется функция мировых денег: последние стали выступать в роли всеобщего эквивалента в хозяйственных взаимоотношениях всех стран. На мировом рынке долгое время деньги сбрасывали все свои «национальные мундиры» (монетных, бумажных и кредитных денег отдельных государств) и выступали в натуральной форме в виде слитков золота. Золото являлось мерой стоимости и использовалось на мировом рынке как всеобщее средство платежа. В торговых сделках между странами товары реализовались крупными оптовыми партиями, и расчеты производились преимущественно путем зачета долговых обязательств через банки. Наличное золото перевозилось из одной страны в другую лишь в том случае, если долговые обязательства не погашались взаимными расчетами. Тогда валюта выступала на мировом рынке в качестве всеобщего платежного средства. Бывали такие случаи, когда международная товарная сделка оплачивалась наличными деньгами: здесь мировые деньги являлись всеобщим покупательным средством. Перемещение валюты из одной страны в другую происходит и тогда, когда предприниматели переводят свои денежные средства для их хранения за границу. В данном случае валюта выступает как общественная материализация богатства.

Выделяют следующие формы валюты:



Рисунок 2- Формы валют [составлено автором]

Валюту можно классифицировать по следующим видам:


        

                                                                      

                                                                 






Рисунок 3- Классификация валюты [составлено автором]

Свободно конвертируемая не имеет законодательных ограничений на операции с ней (при этом можно выделить резервные валюты: доллар США, евро, японская иена, швейцарский франк).

Частично конвертируемая, имеет количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов (с внешней конвертацией и с внутренней конвертацией).

Замкнутая, имеет законодательные ограничения практически по всем операциям с валютой, используется только на территории конкретного государства.

Коллективная валюта - это счетная валютная единица, принимаемая на основании коллективных договоров за меру платежа и меру стоимости (СДР, раньше ЭКЮ). Коллективная валюта устанавливается на уровне межправительственных соглашений стран-участниц расчетных операций.

Клиринговая валюта- это валюта, в которой проходят расчеты между государствами, обслуживает срочные договора на несколько лет: ведутся взаимные поставки, а остаток выплачивается в валюте по договоренности.

Валюта РФ включает:

·        находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

·        средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

·        средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.Иностранная валюта - это денежная единица иностранного государства, отделенная законодательством этого государства, а также международные расчетные единицы.

Иностранная валюта включает:

·        денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

·        средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Коллективная валюта - это различные международные расчетные единицы, применяемые на основании коллективных договоров в качестве средства платежа наднационального характера. В настоящее время насчитывается несколько десятков коллективных валют, а международное применение получили коллективные валюты: Специальные права заимствования и Европейская валютная единица.

Таким образом, валюта представляет собой денежную единицу, которая является неотъемлемой частью валютной системы страны. Её определение тесно связано с понятием деньги, именно поэтому их функции полностью совпадают.

.1 Понятие и сущность валютного контроля и валютного регулирования

Валютный контроль за банковскими валютными операциями как составная часть валютного регулирования представляет собой систему мер по проверке Центральным банком РФ соответствия процесса осуществления уполномоченными банками банковских валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны его уполномоченных органов.

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизма валютного контроля.


Рисунок 4-Механизм валютного контроля [составлено автором]

Субъектная составляющая включает в себя совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля.

Функциональная составляющая в свою очередь представляет собой набор форм и методов контрольной деятельности.

В действующем законодательстве РФ подчеркивается самостоятельная роль валютного контроля. Он признается одним из методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, объектами которого являются:

1.       поступление в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

2.       обоснованность платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;

.        совершение бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо выполнение работ, предоставление услуг и результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материально-вещественной форме. Все участники правоотношений по валютному контролю, составляющие субъектную часть механизма валютного контроля могут быть разделены на:

Рисунок 5- Субъекты валютного контроля [www.mycash.su]

Наиболее существенными различиями между органами и агентами валютного контроля являются:

·        принадлежащие исключительно органам валютного контроля право применять имущественные санкции;

·        отсутствие у агентов права на издание нормативных актов;

·        подотчетность агентов органам внутреннего контроля.

Совокупность форм и методов контрольной деятельности представляют собой функциональную составляющую механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Рисунок 6-Формы валютного контроля[www.mycash.su]

Рисунок 7- Методы валютного контроля [www.mycash.su]

Контроль за деятельностью уполномоченных банков и территориальными учреждениями Банка России в области осуществления валютных операций осуществляется двумя способами:

·        документарный (дистанционный) контроль;

Документарный контроль осуществляется на основе периодической отчетности, представляемой уполномоченными банками в Территориальное учреждение Банка России в соответствии с требованиями нормативных актов.

В настоящее время в Главное управление Банка России кредитными организациями и юридическими лицами-резидентами (участниками внешнеэкономических отношений) представляется более 30 видов отчетности (ежедневной, ежедекадной, ежемесячной, ежеквартальной). В свою очередь Управление представляет в Банк России более 20 видов отчетности.

·        Инспекционная проверка;

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся Территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем Территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью 1 раз в 2 года.

При реализации своей компетенции в области валютного контроля Банк России большое внимание уделяет соблюдению установленного законодательством порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков.

Поскольку валютный контроль Банк России за валютными операциями указанных субъектов осуществляет преимущественно через уполномоченные банки, то здесь важную роль играет надзор за соблюдением требований Банка России по учету указанных операций уполномоченными банками и отчетности по ним, а также применение ответственности за несоблюдение данных требований.

В соответствии с планом-заданием рабочая группа осуществляет проверку по различным направлениям, которые могут быть выделены в некоторые блоки:

Рисунок 8- Осуществление проверки валютных операций

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

Таким образом, при реализации своей компетенции в области валютного контроля ЦБ РФ большое внимание уделяет соблюдению установленного законодательством порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков. Контроль за валютными операциями указанных субъектов ЦБ РФ осуществляет преимущественно через уполномоченные банки, здесь важную роль играет надзор за соблюдением требований Банка России по учету указанных операций уполномоченными банками и отчетности по ним, а также применение ответственности за несоблюдение данных требований.

1.2 История возникновения валютного контроля в РФ; введение лицензирования валютных операций

В истории валютного регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.

В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система "валютных отчислений", когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.

Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР ''О валютном регулировании" начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств. Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР".

В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). "Основные положения" регламентируют отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках. "Основные положения" и некоторые другие нормативные акты Госбанка СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере.

Объективная ограниченность этих документов и их отдельные недостатки были обусловлены быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, неопределенностью стратегических ориентиров экономической политики государства, новизной задач валютного регулирования и нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, ограниченностью времени и сил при решении задач большого объема и сложности.

Тем не менее, следует признать, что "Основные положения" внесли существенный вклад в упорядочение валютных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, в разработку единых "правил игры", обязательных для всех участников развивающегося рыночного хозяйства. В течение определенного времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической ситуации, "Основные положения" оставались базовым документом валютного регулирования.

Процессы либерализации и бурного развития внешнеэкономической деятельности в России заложили основу правового механизма валютного регулирования. 9 октября 1992 г. был принят Закон РФ №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». С вступлением в силу данного закона были заложены основы валютного регулирования в России. Валютная монополия государства сменилась государственным валютным регулированием. В соответствии с ним были определены принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а так же установлена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", отдельные неточности и недостатки которого еще, предстоит исправлять, является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране.

На данный момент времени экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля, Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте зареализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15.08.1997г.).

Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка России, Департаментом валютного регулирования и валютного контроля и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ.

В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей нормализации функционирования внутреннего валютного рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свойсчет), несомненно, способствует утвержденное Банком России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а также инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Новая редакция Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. (№173-ФЗ) предусматривает целый ряд мер, направленных на дальнейшую либерализацию валютного рынка в РФ, что несомненно будет способствовать скорейшему вхождению России в мировую экономику как равноправного партнера.

Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий ЦБ РФ. Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Коммерческие банки могут получать три типа валютных лицензий:




Рисунок 9- Типы валютных лицензий [составлено автором по материалам Глобального Финансового портала www.fx-dealing.ru]

Простая лицензия дает право на привлечение валютных средств у физических и юридических лиц во вклады и депозиты, но без права осуществления обслуживания внешнеэкономической деятельности.

Расширенная лицензия в дополнение к простой позволяет обслуживать внешнеэкономическую деятельность клиентов и открывать корсчета в зарубежных банках для этих целей.

Генеральная же лицензия дает право на проведение и обслуживание операций со всеми валютными ценностями на международных валютных рынках.

Центробанк России выдает индивидуальные и генеральные лицензии на осуществление валютных операций, подпадающих под режим лицензирования. Основным документом, регламентирующим порядок выдачи лицензий на проведение валютных операций и осуществление контроля за их неукоснительном соблюдении является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Индивидуальные лицензии выдаются резидентам и нерезидентам на осуществление разовой валютной операции на период, необходимый для осуществления такой операции.

Индивидуальной лицензии требуют следующие операции:

. Вывоз, перевод и пересылка за пределы России валютных ценностей.

. Ввоз, перевод, пересылка в Россию валюты России, если они превышают, установленные Центральным банком России пределы.

. Предоставление и получение резидентами кредитов в иностранной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленные законодательством пределы.

. Использование иностранной валюты на территории России в качестве средства платежа или в качестве залога.

.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!