Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»








Курсовая работа

по дисциплине «Таможенное дело»

на тему: «Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации»

Работу выполнила: Студентка Мусаева А.Р.

Руководитель: к. э. н., доц. Бармина Е.Ю.



Астрахань, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база

.2 Характеристика органов валютного контроля

.3 Валютное регулирование Российской Федерации

.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

.1 Статистика валютного контроля

.2 Контроль за экспортом валютной выручки

.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров

.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров

.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля

.3 Ответственность Банков

.4 Ответственность Экспортеров

.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительских предпочтений в различных странах и структурных характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного регулирования и валютного контроля.

Объектом теоретического исследования в данной курсовой работе является особенности организации валютного контроля в РФ.

Сформулированная цель определила следующие задачи:

.        Изучить специализированную литературу по дисциплине «Таможенное дело», на тему данной курсовой работы «Особенности организации валютного контроля в РФ».

.        Теоретически обосновать понятие и цели валютного контроля.

.        Дать характеристику органов валютного контроля.

.        Рассмотреть способы валютного регулирования в РФ.

.        Изучить виды ответственности за нарушение валютного законодательства.

.        Ознакомиться со статистикой валютного контроля.

.        Теоретически обосновать и проанализировать способы контроля за экспортом валютной выручки.

.        Подвести итог результатов выполненной работы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

.1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база

Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечение экспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия:

Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо - резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт (договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);

Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно - УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие одну контрольную дату возврата в таможенные органы;

Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому ПС;

Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящих и исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящей Инструкции;

Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные подписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка, как агента валютного контроля.

В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируется в первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией ЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси;

дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие.

Нерезидентами считаются:

физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в территориальными управлениями Банка России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления через эти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный коммерческий банк ряд документов:

заявление на открытие счета;

нотариально заверенные копии устава организации и учредительных документов;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и регистрацию в качестве плательщика страховых взносов;

документ о регистрации в органах государственной статистики;

Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов в одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета в нескольких валютах.

Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.

Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации параллельно два вида счетов:

транзитный валютный счет - для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

текущий валютный счет - для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.

Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7].

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой иностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф на выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12)); комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж - не более 0,3% от суммы нетто - продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации могут получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку).

.2 Характеристика органов валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;

издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

проводить все виды валютных операций;

устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;

устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам, а также выполнять иные функции, предусмотренные Законом.[2]

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;

осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;

участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;

осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;

организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;

проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;

обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;

осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:

получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;

проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций,

получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;

ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав.

В области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;

иные права, предусмотренные законодательством.[2]

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации и иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.[5]

Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки.

Паспорт сделки не представляется при помещении товаров под таможенные режимы международного таможенного транзита, перемещения припасов, иные специальные таможенные режимы, устанавливаемые в соответствии со статьей 268 Таможенного кодекса Российской Федерации:

. Не требуется повторного представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если паспорт сделки представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленный таможенный режим (в этом случае при их декларировании путем подачи грузовой таможенной декларации в графе 28 под номером 1 указывается код таможенного режима, при заявлении которого представлялся паспорт сделки);

. Не требуется представления паспорта сделки и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемый таможенный режим товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также при изменении таможенного режима ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации товаров (за исключением изменения таможенного режима в связи с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации) в случае непредставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным порядком (далее - копия паспорта сделки).

Таможенные органы разрешают представление паспорта сделки (копии паспорта сделки) согласно порядку и условиям, предусмотренным статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, в случае невозможности его представления при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, а также при изменении таможенного режима ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров (за исключением изменения таможенного режима в связи их с вывозом с таможенной территории Российской Федерации), в случае выпуска товаров таможенным органом до подачи таможенной декларации (статья 150 Таможенного кодекса Российской Федерации) такое разрешение выдается на срок, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров таможенным органом.

.3 Валютное регулирование Российской Федерации

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики страны.

Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации в 90-х годах 20 века был Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который определял принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Подготовка к обеспечению реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г.) (далее - Закон).

Закон состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В них установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. В Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

В отличие от Закона 1992 г. большинство норм нового Закона имеют прямое действие. Бланкетные нормы применяются только тогда, когда необходимо управомочить Правительство РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных Законом.

Среди новых введений Законом:

о валютные ограничения в России после вступления Закона в силу могут устанавливаться ЦБР не на основе административного усмотрения, а в соответствии с установленным в Законе перечнем ограничений, который является исчерпывающим.

В то же время по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив участников валютного рынка, вводить меры, временно ограничивающие их права, связанные с распоряжением валютными средствами.

Закон отменяет практику получения индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.

Установлено право физических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право получат и юридические лица. Введены новые допустимые размеры сумм ввозимой и вывозимой валюты, более либеральные по сравнению с прежними правилами. Покупка и продажа иностранной валюты будут осуществляться без предъявления требования об идентификации личности.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные органы являются агентами валютного контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Статья 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливающая обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2007 года.

В 2005 г. внесены изменения закона № 173_ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон). Эти изменения, действуют с 19 июня 2005 года в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации. С этого же дня вступили в силу специально подготовленные Банком России Указание № 1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации», а также Указание № 1577_У от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации».

Вступающий в силу 19 июня 2005 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вводит новый порядок открытия и использования счетов (вкладов) в иностранных банках резидентов - юридических лиц, не изменяя процедуру открытия и использования счетов в иностранных банках, установленную для резидентов - физических лиц.

В соответствии с Законом, резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета в иностранных банках после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. До момента вступления в силу нового порядка предварительной регистрации, по нашему мнению, будут по аналогии применяться вышеперечисленные акты ФНС .

В пункте 1 Указания № 1577_У Банк России установил требование о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады) в иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данное требование распространяется на физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе валютные биржи, но не касается кредитных организаций.

Требование о резервировании не применяется при осуществлении юридическим лицом - резидентом перевода средств на свой счет, открытый в банке за пределами территории РФ для выполнения функций представительства своим подразделением, не являющимся юридическим лицом и расположенным вне места нахождения юридического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации. В случае установления в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе регистрационного документа.

Рассмотрим права, предоставляемые резидентам РФ с вступлением Закона

Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в законе.

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.

Таким образом, с одной стороны, 19 июня 2005 г. наступила следующая стадия либерализации действующего валютного законодательства, а с другой стороны, при осуществлении переводов за рубеж предприниматели понесли дополнительные затраты, связанные с конвертацией (расчеты могут быть в иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием (отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.

.4 Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основные виды ответственности установлены [16]:

взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства:

отсутствие учета валютных операций;

ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим образом;

в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:

взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;

приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьей, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля в судебном порядке.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.[15]

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления - не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения.

В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

с юридических лиц - в бесспорном порядке;

・   с физических лиц - в судебном порядке.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

.1 Статистика валютного контроля

Валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

.        Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.

.        Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов - уполномоченных банков. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.

.        Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов.

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 1.

В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

Таблица 1. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции

Орган (его структурное подразделение)

Выполняемые функции

ФТС России (управление валютного контроля)

Разрабатывает общую концепцию валютного контроля с участием таможенных органов


Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными органами


Обобщает и анализирует отчеты, полученные от нижестоящих таможенных органов, материалы целевых проверок участников ВЭД в целях повышения эффективности осуществления валютного контроля


Формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов по валютному контролю и учет ее результатов


Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства


Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля таможенными органами


Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД, обычно при наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо крупных размерах


Организует взаимодействие с другими органами валютного контроля

РТУ (отделы валютного контроля)

Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства


Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства


Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля и, в частности, в связи с изъятиями и конфискациями валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ


Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного контроля

Таможни, Таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отделы валютного контроля)

Таможенное оформление товаров при их вывозе с таможенной территории РФ


Контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ


Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 - 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля

Показатель, млрд. долл. США

2005

2006

Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

220,5

278,0

Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля

80,0

117,3

Объем ввезенной валюты физическими лицами

1,6

2,4

Объем вывезенной валюты физическими лицами

5,0

Объем ввезенной валюты юридическими лицами

12,9

12,6

Объем вывезенной валюты юридическими лицами

2,7

12,8


В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 2. Для визуального анализа структуры данные таблицы 2 представим в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США

валютный контроль экспорт законодательство

За 2006 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год - 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год - 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.

Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели эффективности валютного контроля по РТУ

№ п/п

Показатель

ЦТУ

ЮТУ

УТУ

СТУ

СЗТУ

ПТУ

ДВТУ

ЦЭТ

1

Количество проверок, тыс. ед.

12,3

8,1

3,4

3,1

3,7

4,4

2,0

0,57

2

Выявлено случаев нарушений, тыс. ед.

1,7

1,1

4,2

2,8

6,0

3,41

1,8

0,014

3

Сумма предметов нарушений, млн. долл. США

89,0

64,0

140,0

65,5

79,0

132,5

51,2

97,4

4

Возбуждено дел об АП

952

383

738

465

963

446

223

14

5

Доля дел об АП в общем количестве проверок, %

7,7

4,7

21,7

15,0

10,1

11,2

2,5


Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

2.2 Контроль за экспортом валютной выручки

Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта сделок не оформляются.

По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядок оформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двух экземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПС предназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товара, 12893032 - код Банка по ОКПО, и номер ПС - 12. Номер контракта соотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта - 2900000 долларов США, форма расчетов - перевод, поступление выручки в течение 60 дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка - сумма контракта может быть изменена.

Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС.

С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за:

полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;

зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в который он представляет ПС для оформления.

Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортером экземпляры ПС.

Первый экземпляр ПС возвращается Экспортеру вместе с оригиналом или копией контракта, что отражается в Журнале в графе "Исходящие". Форма и порядок ведения Журнала приведены в Приложении №2.

Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия Банком Досье, в которое он помещается для хранения.

С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка основанием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются:

несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;

несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;

оформление ПС с нарушениями установленных требований;

наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся Экспортерами по данному контракту в соответствии с 19 инструкцией;

отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации;

отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.

При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленные им документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПС и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанного Банком по данному контракту, Экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/или дополнений, представляет в Банк:

оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету Экспортера, и скрепленные его печатью;

дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат уточнению.

Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС осуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС.

Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформление экспортных товаров.

Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаров к таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком, получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС и дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далее вместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатью Банка.

Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает копию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары.

Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации, ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью Банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.

Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС, данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов, а также соответствие подписи Ответственного лица Банка, заверившего копию ПС, и оттиска печати Банка образцам в полученных от Банка России карточках с образцами подписей Ответственных лиц уполномоченных банков и оттиска печати Банка.

В случае отсутствия расхождений между вышеуказанными документами, и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства Российской Федерации должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию ПС и копию ГТД и ставит на указанных документах свою личную номерную печать.

Подписанные должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможни.

Копия с ГТД на товары, поставленные на экспорт, с подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати передается Экспортеру.

Следующий этап - передача в Банки сведений об отгрузках экспортных товаров.

Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в Банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров.

На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет Российской Федерации составляет УК, объединяемые в Реестре по установленной форме.

Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке, и УК группируются в Реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета Экспортеров.

ГТК России по каналам специальной связи (т.е. используя услуги Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации и/или Федерального управления фельдъегерской связи Российской Федерации при Министерстве связи Российской Федерации) направляет Реестры в двух экземплярах в соответствующие Банки.

.2.1 Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров

Все поступившие в Банк от ГТК России Реестры (независимо от наличия счетов Экспортеров в данном банке и любых иных обстоятельств) регистрируются в Журнале.

Со всех поступивших в Банк Реестров, содержащих информацию по отгрузкам его клиентов, Банк снимает ксерокопии, которые разделяются на УК и в течение трех банковских дней направляются соответствующим Экспортерам для целей идентификации сумм, поступающих на счета Экспортеров в Банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестрах.

В нашем случае учетная карточка - Приложение №10. В ней указано, что дата вывоза была 27.05.97г. Экспортер подтверждает, что поступление средств на сумму 1143 ам.долларов было произведено переводом 23.06.97г.

Первый оригинальный экземпляр Реестра разделяется Банком на УК, относящиеся к разным ПС, и эти УК распределяются по соответствующим Досье.

Второй экземпляр Реестра заполняется Банком и не позднее контрольного срока обратной отсылки в ГТК России, указанного на нем, возвращается по каналам специальной связи в ГТК России.

Для целей облегчения идентификации поступающих сумм Экспортер уведомляет иностранного плательщика о необходимости указания в межбанковском документе ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо, выписке и т.п.), направляемом в российский Банк и подтверждающем зачисление средств в пользу Экспортера, реквизитов контракта или ПС.

Копии всех первичных банковских документов, подтверждающих поступление сумм в пользу Экспортера, распределяются Банком по соответствующим Досье по мере их идентификации.

При поступлении на транзитный валютный счет Экспортера в Банк валютной выручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее части на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи (если данное требование относится к поступившей сумме) Экспортер отдельной строкой указывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК (при поступлении аванса - только ПС, при отсутствии УК - ПС и ГТД), по которым поступила экспортная выручка.

Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с транзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров) не позднее, чем за 10 дней до контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных от Банка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковской и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаны представить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК (заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим право первой подписи по счету и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизиты конкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовых поручений и т.п.).

Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, Экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банк расчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банк проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по указанному курсу.

В случае несогласия с представленным Экспортером расчетом Банка указывает в УК и всех прочих документах валютного контроля фактически поступившую сумму в валюте платежа.

Указание Банком в графе "Инф Б/ КВ" УК кода валюты, отличного от коды валюты, указанного ГТК России в графе "Инф Т/ КВ", является для органов валютного контроля основанием для проведения проверки по данному случаю.

В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банк в неполном объеме (т.е. разница между фактически поступившей суммой и суммой, указанной Экспортером в ГТД, превышает суммарную банковскую комиссию) или с нарушением указанного в Реестре срока, Экспортер имеет право обратиться в МВЭС России или уполномоченные МВЭС России органы для получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в Банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При наличии указанных письменных подтверждений Экспортер отражает сумму, являющуюся обоснованно непоступившей, в графе "Обоснов." заполняемой им УК и направляет оригиналы указанных подтверждений в Банк в приложении к своему варианту заполнения УК при подаче его в Банк.

Банк, проверив правильность отнесения Экспортером поступивших сумм к отдельным УК и сверив даты, указанные Экспортером, с фактическими датами поступления этих сумм на транзитный валютный счет Экспортера, но не позднее контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, заполняет все без исключения графы второго экземпляра Реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров.

Суммы обоснованно непоступившей валютной выручки от экспорта товаров, письменно подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся в соответствующую графу УК.

При отсутствии у Банка каких-либо из предусмотренных инструкцией №19 документов, необходимых для идентификации сумм (включая вариант заполнения УК, поручение об обязательной продаже иностранной валюты и/или переводе с транзитного на текущий валютный счет Экспортера с ссылкой на конкретные ПС и УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства к конкретной УК из отсылаемого в ГТК России Реестра на основании товаросопроводительных и/или товарораспорядительных документов (по документарным операциям) Банк при заполнении УК не учитывает эти средства в качестве поступивших и проставляет "О" в графах УК "Сумма Б" и строке "Инф Б".

Наличие в межбанковских документах ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо, выписке и т.п.), направляемых иностранным банком в российский Банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентский счет Банка в пользу Экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или иной информации о назначении платежа само по себе не является для Банка достаточной информацией для отнесения суммы к конкретной УК.

Объяснения Экспортера по поводу непоступления средств по конкретной УК или соответствующие сведения из межбанковских документов, облегчающие по мнению Банка работу органов валютного контроля, могут быть изложены в краткой форме в графе УК "Особые отметки".

Во избежание повторного занесения одной и той же суммы в УК по разным экспортным отгрузкам, Банк ведет отдельный учет сумм, указанных в качестве поступивших во вторых экземплярах Реестров, возвращенных в ГТК России.

В тех случаях, когда по отдельной отгрузке поступившая до контрольного срока возврата Реестра сумма полностью (за исключением суммарной банковской комиссии) совпадает с суммой, указанной в графе "сумма Т" конкретной УК или отличается от нее на сумму, засчитанную в качестве обоснованно не поступившей (имеется письменное подтверждение МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России), информация о полученных суммах переносится в УК, хранящиеся в соответствующих Досье, а сама УК подписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка.

Если поступившие по данному УК суммы вместе с суммами, засчитанными в качестве обоснованно непоступивших, составляют сумму меньшую, чем указана в графе "Сумма Т" конкретной УК, Банк в графе УК "Особые отметки" нарастающим итогом независимо от контрольного срока ведет учет поступления средств по данному УК с указанием дат поступлений до тех пор, пока сумма всех поступивших средств вместе с суммой, засчитанной в качестве обоснованно непоступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов или Банка России), не составят сумму, указанную в графе "Сумма Т" (с учетом суммарной банковской комиссии по операции). В этом случае Банком заполняются все графы УК с указанием в графе "Инф Б" срока поступления последней суммы, а сама УК подписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка.

После возврата в ГТК России заполненного второго экземпляра Реестра отнесение поступающих сумм к конкретным УК осуществляется Банком на основании реквизитов (номеров и дат) ПС и УК, указываемых Экспортером в поручениях на обязательную продажу иностранной валюты и/или перевод средств с транзитного на текущий валютный счет Экспортера.

Заполненная Экспортером УК, копия ГТД, письма МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России и иные документы, получаемые Банком в соответствии с инструкцией №19, после регистрации в Журнале направляются Банком в соответствующее Досье.

По истечении даты, указанной в графе ПС "Последний платеж", но не ранее даты заполнения всех УК, находящихся в Досье, указанное Досье "закрывается", т.е. сдается в архив Банка для последующего хранения в течение не менее 5 лет с даты сдачи в архив.

Досье, не сданные в архив по истечении 180 дней с даты, указанной в графе ПС "Дата последнего платежа по контракту" по причине непоступления в полной сумме валютной выручки по какой-нибудь УК из данного Досье, могут быть сданы Банком в архив с предварительным направлением письменного извещения в Главное территориальное управление Банка России о факте непоступления валютной выручки от экспорта товаров с приложением копий всех документов соответствующего Досье.

.2.2 Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров

После заполнения второго экземпляра Реестра, но не позднее контрольного срока, указанного в графе "Контрольный срок возврата реестра", Банк по каналам специальной связи направляет второй экземпляр Реестра, подписанный Ответственным лицом Банка и скрепленный печатью Банка, в ГТК России с регистрацией отправки в Журнале.

Не допускается отсылка в ГТК России Реестров с незаполненными Банком графами.

Расписки Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации, подтверждающие отправку Реестров и иных документов, направляемых Банком ГТК России в соответствии с инструкцией №19, подшиваются (подклеиваются) с обратной стороны Журнала по мере их передачи Банку.

Полученные от Банков Реестры обрабатываются в вычислительном центре ГТК России с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.

Указанная информация направляется ГТК России в подотчетные ему таможенные органы, Федеральной службе валютного и экспортного контроля, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Банку России, Прокуратуре Российской Федерации и может быть использована ими в пределах их компетенции для проведения расследований случаев нарушения норм валютного регулирования, применения установленных законодательством Российской Федерации санкций к Банкам и Экспортерам, а также к ответственным лицам Банков и сотрудникам Экспортеров.

Права и обязанности Банков при осуществлении функций агентов валютного контроля по валютным операциям Экспортеров

Банк, подписавший ПС, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с Экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% от суммы контракта. Указанная плата взимается Банком не ранее поступления в Банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок взимания указанной платы определяется Банком по договоренности с Экспортером.

Не менее чем за один месяц до вступления в силу предусмотренного 19 инструкцией порядка осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров уполномоченный банк обязан направить для регистрации в Банк России список Ответственных лиц Банка в трех экземплярах вместе с тремя экземплярами карточек с образцами их подписей и оттиском печати уполномоченного банка, заверенными нотариально (Приложение №4).

В месячный срок с даты поступления документов Банк России возвращает в соответствующий уполномоченный банк один экземпляр списка с записью о регистрации или вносят свои предложения по изменению списочного состава Ответственных лиц Банка.

Указанные списки и карточки с образцами подписей и образцом печати Банка, а также изменения к ним направляются Банком России в ГТК России по мере их регистрации с указанием точных дат вступления в силу полномочий Ответственных лиц Банка.

В случае исключения Банком отдельных сотрудников из указанного списка Банк обязан не позднее, чем за 10 дней до фактического прекращения выполнения сотрудником действий по валютному контролю письменно известить Банк России об исключении сотрудников из списка Ответственных лиц Банка.

В случае дополнения Банком списка Ответственных лиц Банка повторяется процедура, предусмотренная настоящим разделом для первоначальной регистрации самого списка.

Отсылка в Банк России указанных в настоящем пункте списков и изменений к ним осуществляется по каналам специальной связи или передается непосредственно Банку России под расписку курьерами Банков. Отсылка и получение указанных документов регистрируется в Журнале.

Формируемые в Банках Досье в целом и отдельные находящиеся в них документы (включая хранящиеся в архиве Банка), а также все иные документы и информация об осуществлении валютных операций подлежат представлению по первому письменному запросу таможенных и налоговых органов, Банка России и его Главных территориальных управлений.

Ежеквартально (до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом) Банки на базе материалов Досье составляют для представления в главные территориальные управления Банка России по месту своей регистрации сводную отчетность по валютной выручке от экспорта товаров, не поступившей в срок или поступившей не в полном объеме, по форме и в порядке.

При наличии у уполномоченных банков филиалов на территории Российской Федерации, выполняющих валютные операции, отчетность представляется головной конторой уполномоченного банка с разбивкой по филиалам.

Указанная отчетность используется Банком России для анализа состояния валютного контроля и выполнения Экспортерами требований валютного законодательства Российской Федерации в разрезе уполномоченных банков.

.2.3 Права и обязанности органов валютного контроля

Банк России оперативно снабжает ГТК России списками всех уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий и с указанием их точных почтовых адресов и кодов ОКПО, своевременно доводит любые изменения к указанным сведениям.

Банк России доводит до Банков должностной или поименный состав своих сотрудников, уполномоченных подписывать лицензии об освобождении от обязательного зачисления валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, а также сообщенный Банку России МВЭС России должностной или поименный состав сотрудников, имеющих полномочия подписывать подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения указанной валютной выручки.

По информации, поступающей от Банков главное территориальное управление Банка России самостоятельно осуществляет проверку проводимых валютных операций, запрашивает объяснения в ходе проведения проверки и по ее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) об устранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае необходимости Главное территориальное управление Банка России может на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работе таможенные и налоговые органы, а также главное территориальное управление Банка России по месту государственной регистрации Экспортера.

Требования (предписания) Центрального банка Российской Федерации и ГТК России об устранении выявленных нарушений являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории Российской Федерации.

ГТК России, как орган валютного контроля, а иные таможенные органы при осуществлении ими функций агентов валютного контроля имеют право:

не производить выпуск товаров в случаях представления ПС, оформленного с нарушениями требований 19 инструкции;

осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций Экспортеров;

запрашивать у Экспортеров и Банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельные технические аспекты информационного обеспечения процедуры контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Для обеспечения конфиденциальности информационных потоков, обращающихся между ГТК России и Банками, ГТК России снабжает Банки ключевой документацией, сертифицированной компетентными государственными органами.

Сведения, содержащиеся в указанной документации, являются для банков банковской тайной, а для ГТК России - информацией для служебного пользования. Банки и ГТК России обеспечивают конфиденциальность этой информации.

С письменного согласия ГТК России и при условии выработки Банками совместно с ГТК России процедуры, обеспечивающей сохранность и бесперебойную доставку документов, Банки, расположенные на территории г. Москва и Московской области, могут переходить на обмен документами, предусмотренный 19 инструкцией, используя курьеров Банков, отказавшись при этом от использования каналов специальной связи.

По мере технической готовности и при условии соблюдения конфиденциальности и взаимной ответственности за достоверность передаваемых сведений Банки и ГТК России переходят на обмен информацией на магнитных носителях или непосредственно по телекоммуникационным сетям, имеющим выход на информационную сеть ГТК России. Указанное подключение осуществляется Банками поэтапно в порядке и сроки, устанавливаемые Банком России. Предварительно Банки за свой счет приобретают необходимые для этого терминальное оборудование и программные средства, рекомендованные ГТК России, выделяют отдельные каналы телефонной связи. Переход к автоматизированному обмену информацией с использованием сетевых технологий осуществляется каждым Банком отдельно после проверки и приемки уполномоченными сотрудниками ГТК России работоспособности установленного в Банке терминала и выделенных каналов связи.

С переходом к обмену информацией по телекоммуникационной сети, обеспечивающему автоматическую регистрацию факта передачи информации, Банки перестают отражать в Журнале поступление и отсылку документов, осуществленные по указанной сети.

Информация, полученная по электронным каналам связи, является аутентичной документам на бумажных носителях и должна порождать аналогичные правовые и иные последствия.

.3 Ответственность Банков

Банки за отсутствие установленного учета поступления и отсылки в таможенные органы Реестров, УК, ПС и иной информации, предусмотренной настоящим порядком по инструкции №19, несут ответственность в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учета факт поступления или отсылки указанных документов.

Банки за ведение учета поступления выручки в УК и Реестрах с нарушением требований, несут ответственность на основании пункта 2 статьи 14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена или была учтена ненадлежащим образом.

Банки за несвоевременную отсылку в ГТК России Реестров, УК и иных документов, несут ответственность в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый день просрочки сверх сроков отсылки по каждому документу.

Банки за непредставление или несвоевременное представление в Банк России или его Главные территориальные управления отчетности, несут ответственность в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый день просрочки сверх сроков отсылки.

Банк за подписание ПС, УК, Реестра или заверение копии ПС от его имени сотрудником Банка, не имеющим таковых полномочий, несет ответственность в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей за каждый из указанных документов, подписанный сотрудником Банка, не являющимся Ответственным лицом Банка.

Те же нарушения, что и указанные выше, позволившие Экспортеру скрыть выручку за отгруженные на экспорт товары, влекут за собой наложение на Банк штрафа в размере всей сокрытой Экспортером выручки, переведенной в рубли по курсу Банка России на дату пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, выручка за который была сокрыта Экспортером.

Вышеуказанные штрафы налагаются Главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке самостоятельно или по представлению таможенных и налоговых органов (посредством списания сумм штрафов со счетов Банков на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка России).

Уполномоченные банки при повторном нарушении, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований и предписаний Банка России, ГТК России, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям несут ответственность в виде приостановления Банком России действия или лишения лицензии на проведение валютных операций.

Информация о допущенных Банком нарушениях норм валютного регулирования, неудовлетворительном выполнении обязанностей агента валютного контроля и примененных к Банку - нарушителю санкциях может быть опубликован Банком России в средствах массовой информации.

.4 Ответственность Экспортеров

Не зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенного банковского контроля, независимо от того, имело ли место превышение сроков проведения текущих валютных операций, является нарушением таможенных правил. Указанное правонарушение в соответствии со статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации влечет за собой ответственность экспортера в виде штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с взысканием стоимости таких товаров.

Экспортер за подделку (внесение исправлений после заверения копии Банком или подделку заверяющей подписи Ответственного лица и/или печати Банка) представляемой таможенным органам копии ПС, за вывоз груза за пределы Российской Федерации по ПС, не соответствующему вывезенному грузу, несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Экспортер за непредставление в Банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного ПС, дополнений и/или изменений, затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в Банк копии ГТД в сроки или за непредставление сроки запрашиваемой Банками информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей за каждый день просрочки сверх установленных сроков представления указанной информации в Банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

Указанные штрафы взыскиваются Главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов Экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего Главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению Банков, а также по результатам проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроля Российской Федерации.

2.4.1 Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков

Сотрудники Экспортеров и Ответственные лица Банков за нарушения требований несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственные лица Банков несут ответственность за сохранность ставшей им известной при выполнении функций валютного контроля банковской и коммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изучены основные особенности валютного контроля в РФ.

В результате выполнения работы выяснили, что валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, как получение прибыли от международной торговли, но и политический характер, как возможность проводить свою политику и влиять на принятие решений отдельных государств, также экспорт носит характер экономической безопасности, то есть правильная таможенная политика позволяет отечественным производителям быть конкурентно-способными на мировом рынке. Поэтому политика государства в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной, не слишком давить на экспортеров, вести протекционистскую политику, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу. И менять или модернизировать законодательную основу необходимо, потому что, если брать, к примеру, Инструкцию №19, то она была выпущена в 93 году, а за это время уже многое успело поменяться. Необходимость этой инструкции, при ее введении, и валютного контроля была в том, что из России осуществлялся бесконтрольный вывоз капитала заграницу. Это осуществлялось как в области экспорта, так и в области импорта различными методами, начиная от фиктивных контрактов в импорте, заканчивая простым не зачислением средств в уполномоченные банки. В настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступления выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Банка России; не зачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ. На данный момент, по сравнению с 1994-1995гг. количество нарушений уменьшилось мало, и слишком крупных нарушений не наблюдается.

Как уже было сказано, кризис августа 1998 года сильно повлиял на направления валютного регулирования. Если до него основной задачей было предотвращение вывоза капитала заграницу, путем контроля за поступлением выручки, то после кризиса государство любой ценой пытается удержать курс рубля на определенном уровне, используя все возможные методы, при этом ужесточая требования, предъявляемые к участникам в экспортной сфере. Повышение цен на некоторые виды ресурсов благоприятно отражается на деятельности наших экспортеров, высокий курс доллара тоже положителен. Одновременно, такая ситуация благоприятна и ЦБР, который проводит скупку валюты у экспортеров на спецсессии с целью поддержания и увеличения золотовалютных запасов, которые необходимы для выплаты внешнего долга. На сколько долго сохранится такое положение вещей, пока не известно. Цены на нефть постоянно расти не будут и ситуация поменяется, и тогда ЦБР придется опять сдерживать курс рубля.

Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природными ресурсами, поэтому экспорт России в основном является ресурсным, до 90% приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные и цветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается, что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такие как торговля машинами и оборудованием, оружия, технологиями. Это позволит не только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять и развить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге, превратить Россию в действительно сильное государство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ

. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

. ФЗ РФ от 9 октября 1992 года №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»

. Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок

. Указание ЦБ РФ № 1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».

. Указание ЦБ РФ № 1577_У от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации».

. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 240с.

. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы. / С.В. Галицкая. - М.: Экзамен, 2002. - 224 с.

. Голубович А.Д. Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках.- М.: АО «Менатеп-информ», 2003.-240 с.

. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. П.С. Никольского.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 526 с.

. Финансы, деньги, кредит: Учебник /Под ред. О.В. Соколовой.- М.: Юристъ, 2001.- 784 с.

. Финансы и кредит: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.

. Финансы, налоги и кредит: Учебник / Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. - М.: РАГС, 2006. - 546 с.

. Цылина Г.А. Международная валютная система / Г.А. Цылина. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. - 118 с.

. Четыркин Е.М. Финансы: Учебник / Е.М. Четыркин.- М.: Дело, 2001.-400с.

. Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008. - 148 с.

Похожие работы на - Особенности организации валютного контроля в Российской Федерации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!