Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,13 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

Содержание

Введение

1. Развитие Конституции Российской федерации

1.1 Этапы развития Конституции Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции

1.2 Подготовка и принятие Конституции 1993 года

2. Основные черты и особенности Конституции Российской Федерации 1993 года

2.1 Юридические свойства Конституции Российской Федерации

2.2 Форма, структура Конституции РФ

2.3 Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений

2.4 Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Среди правовых средств, обеспечивающих интенсивное и качественное развитие экономических, политических и социальных процессов в обществе, особая роль отводится Конституции РФ.

Это обусловлено, во-первых, тем, что она, будучи актом высшей юридической силы, составляет правовую базу текущего законодательства. В ней получают юридическое закрепление различные виды правовых актов, издаваемых государственными органами.

конституция российская поправка изменение

Во-вторых, Конституция РФ является системообразующим правовым актом, так как в ней отражается вертикальная, горизонтальная и федеральная структуры российского законодательства.

В-третьих, кроме регулятивной функции, Основной Закон страны обеспечивает внутреннее единство норм российской правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежным законодательством.

Конституция РФ определяет вектор развития текущего законодательства в вопросах реформирования важнейших сфер общественной жизни. В силу этого возрастает ее значение как политического, так и юридического документа.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных положений Конституции РФ 1993 года, ее сущности и значения как основного закона государства, тенденций развития на современном этапе.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

рассмотреть основные этапы развития Конституции РФ, подготовку и принятие Конституции РФ 1993 года;

охарактеризовать юридические свойства, форму и структуру Конституции РФ;

проанализировать порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений;

определить место и роль Конституции РФ в системе российского законодательства.

1. Развитие Конституции Российской федерации

1.1 Этапы развития Конституции Российской Федерации. Необходимость принятия новой Конституции

Начиная от первых декретов Октября, конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937, 1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лице Советов.

Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия (ст. 20). В то же время, идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишении избирательных прав непролетарских слоёв населения - представителей так называемого "эксплуататорского класса, духовенства, бывших служащих полиции, особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома. При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенные преимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.

Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративное устройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

С образованием Союза ССР в 1922 году конституционное развитие России, как и других союзных республик, утрачивает свою самостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительной степени копирует Союзную.

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила "Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст. ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст.45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская, "социалистическая, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

Необходимость конституционных перемен назревала.

1.2 Подготовка и принятие Конституции 1993 года

Как известно, прежняя российская Конституция принадлежит иному времени. Она была принята еще в 1978 году и стала фактически слепком с Конституции СССР 1977 года. Тогда Конституция закрепляла руководящую роль. КПСС, полное огосударствление экономики и недопустимость частной собственности. Федерализм провозглашался как принцип, но реального развития так и не получил. Управление делами государства осуществлялось через командно-административную систему, закон подменялся приказом, инструкцией, "телефонным правом", РСФСР в качестве одной из союзных республик входила в Союз ССР.

Еще в Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", утвержденной первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., было заявлено, что государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

Принятие Декларации о государственном суверенитете стало отправным пунктом в работе по подготовке новой российской Конституции. На первом же Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным, тогда Председателем Верховного Совета РСФСР. На пятом Съезде народных депутатов РСФСР проект новой Конституции, подготовленный Конституционной комиссией, был принят к сведению, и Комиссии было поручено доработать его с учетом замечаний и предложений народных депутатов и внести на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов.

Страна между тем продолжала жить по старой Конституции, статьи которой все больше расходились с проводимыми преобразованиями. Чтобы устранить возникавшие несоответствия и прямые противоречия, в Конституцию постепенно вносились изменения и дополнения, существенно влиявшие на ее содержание. Были признаны право частной собственности и множественность форм собственности, введен институт президента, закреплен принцип разделения властей, изменен облик федерализма, восприняты положения российской Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в 1991 году. Общее число конституционных поправок перешагнуло за триста. Однако таким путем решить задачи конституционной реформы не представлялось возможным.

Трудности проистекали прежде всего из того, что массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей и противоречивость идей. Нередко неясности приобретали критические свойства. Как можно было, например, определить форму правления в России, если, с одной стороны, в Конституцию был вписан принцип разделения властей, но с другой стороны, в ней оставалась норма, согласно которой Съезд народных депутатов был правомочен принимать к своему ведению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР, а Верховный Совет по-прежнему именовался не только представительным и законодательным, но и распорядительным органом. Дублирование функций и неизбежные конфронтации порождались тем, что введение института президента не зачеркнуло статью о функциях Президиума Верховного Совета. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вывод и без того ясен: у государства и общества в целом была весьма шаткая конституционная база для дальнейших реформ.

Шестой Съезд народных депутатов, однако, не принял новую Конституцию, а ограничился одобрением общей концепции конституционных реформ в Российской Федерации, положенной в основу проекта, а также важнейших его положений, одобренных Верховным Советом Российской Федерации. Съезд, кроме того, принял решение доработать ряд глав с учетом предложений и замечаний Президента Российской Федерации.

России все настоятельней нужна была новая Конституция, отвечающая целям и задачам ее возрождения закрепляющая кардинальные реформы, проводимые в стране. Следующий этап подготовительной работы был связан с Конституционным совещанием, созванным в 1993 году Президентом Российской Федерации. Работа Совещания шла в основном в пяти группах, сформированных из:

  1. представителей федеральных органов государственной власти;
  2. представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. представителей местного самоуправления;
  4. представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, и иных общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий;
  5. представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основном на базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося на шестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можно было отметить идентичность или, по крайней мере, схожесть большинства положений. В этих разработках говорилось и о том, что было уже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года. Проекты предусматривали республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям о сильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одно отличие состояло в том, что президентский проект был более юридическим, чем другие проекты, документом и более соответствовал природе и назначению конституции как основного закона государства. Нельзя не сказать и о том, что свои проекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партии и отдельные авторы.

В октябре-ноябре 1993 года конституционный проект был уточнен с учетом как предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами Российской Федерации, так и уроков событий октября 1993 года. Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания, объединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 г окончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, по результатам которого нынешняя Конституция вступила в силу.

2. Основные черты и особенности Конституции Российской Федерации 1993 года

2.1 Юридические свойства Конституции Российской Федерации

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основного закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

) особым порядком её принятия и изменения;

) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).

Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.

Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Комплексное развитие всех отраслей права на базе Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.

Как одно из юридических свойств конституций реальность связывают, прежде всего, с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции <#"center">2.2 Форма, структура Конституции РФ

На форму, т.е. способ организации заключенного в Конституции материала в единый писаный акт, непосредственное влияние оказывает содержание Конституции. Изменение содержания влечет за собой изменение формы.

Если категория "содержание" отвечает на вопрос что в Конституции заключено, то "форма" дает представление о том, какова внутренняя организация этого содержания, в какие структурные элементы оно воплощено. В Конституции это преамбула, разделы, главы, статьи. Вместе с тем, различие содержания и формы Конституции имеет в известной мере условный характер. Конституция как явление общественной жизни выступает в единстве формы и содержания.

Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.

Система Конституции - это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве. Она выражает последовательность расположения преамбулы, разделов, глав, статей в тексте. Система Конституции дает представление о ее организационном строении, обеспечивает внутреннюю согласованность разделов, глав, статей, отсутствие противоречий внутри акта. Помимо других причин, система Конституции обусловлена удобством пользования актом, максимальной компактностью норм, доступностью для понимания широкими массами.

Структура Конституции - это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.

В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей - преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей <#"center">2.3 Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений

В главе 9 ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием - парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл.1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст.128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом.

Оно, согласно ч.3 ст.135 Конституции РФ, либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на референдум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей).

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл.1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст.136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст.108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст.136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 9 ноября 1995 г.). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Основные стадии:

. Инициатива субъекта о внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции и направление его в Государственную Думу.

. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл.3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.130 - 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона.

Третья часть - это изменения ст.65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч.1 ст.137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч.2 ст.137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст.65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. (Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.) по делу о толковании ч.2 ст.137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст.65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч.1 ст.85 Конституции РФ. В ч.1 ст.85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст.65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл.3 - 8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Хронология принятия поправок представлена в Приложении 1.

2.4 Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

Выделяют следующие основные функции Конституции РФ, раскрывающие ее место и роль в системе российского законодательства:

-системообразующая - будучи ядром системы законодательства, обладает верховенством в ней, устанавливает общие принципы его построения и действия;

-стабилизирующая - обеспечивает устойчивость и стабильность основных положений законодательства;

-функция обеспечения преемственности нормативно-правового материала - позволяет достичь преемственности между уже действующими законодательными актами и вновь принимаемыми;

-коллизионная - позволяет разрешать коллизии между нормативными актами;

-общерегулятивная - устанавливает общие нормы регулятивного характера, которые находят свою конкретизацию и развитие во всех основных отраслях российского законодательства;

-функция программного развития законодательства - содержит целевые установки, нормы-идеалы, указания на высшие социально-правовые ценности, которые служат ориентиром для дальнейшего развития законодательства;

-учредительная - устанавливает государственно-правовые институты, отрасли правового регулирования;

-правовосполнительная - служит преодолению пробелов в нормативных правовых актах.

Конституция РФ является программой развития текущего законодательства, играет значительную роль в дальнейшем развитии правовой системы, отраслей права и законодательства.

Отрицание программного характера Конституции недопустимо и может привести к тому, что Основной Закон утратит свое значение как всеобщеобязательного нормативно-правового акта государства, выступающего базой для развития всего текущего законодательства.

Программный характер Конституции РФ обусловлен, во-первых, тем, что она является учредительным документом, под влиянием которого могут развиваться и реформироваться существующие отрасли права, законодательства, в том числе появляться новые правовые институты. Во-вторых, этот характер вытекает из сущности Основного Закона как правового акта, обладающего особой, наивысшей юридической силой в государстве.

Российская Конституция на основе своих основных принципов объединяет все отрасли права между собой, предопределяет дальнейшую институционализацию права, создание его системы нового типа, в которой каждой из них отводится самостоятельное место. Иными словами, Основной Закон - это не только документ, который закрепляет конституционные принципы, но и содержит программные указания на направления и задачи развития всего отраслевого законодательства.

Программное воздействие Конституции РФ на текущее законодательство и правовую систему в целом реализуется в рамках следующих основных направлений: принятия новых нормативно-правовых актов в развитие конституционных положений; установления оснований и условий конституционности нормативно-правовых актов; определения вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию; приведения актов текущего законодательства в соответствие с Конституцией РФ; создания новых конституционно-правовых институтов; рецепции, состоящей в воспроизведении в законодательстве основных положений Основного Закона; установления основных направлений и стратегий его развития; обеспечения единства правового пространства на территории Российской Федерации посредством разграничения в Конституции нормотворческой компетенции между Федерацией и ее субъектами; соблюдения и применения конституционных принципов и предписаний в действующем законодательстве как программных ориентиров его развития.

Во всех случаях в процессе развития Конституции РФ, которое может осуществляться в форме принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных актов, их толкования Конституционным Судом РФ в целом происходят совершенствование и обновление текущего законодательства Российской Федерации. При этом эти два процесса не только тесно связны, но и оказывают влияние друг на друга. С одной стороны, конституционные положения являются некой программной константой, находят свое непосредственное выражение в нормативных правовых актах текущего законодательства, тем самым воздействуя на их содержание. С другой стороны, в текущем законодательстве получают свое развитие конституционные положения, дополняется их содержание, формулируются новые положения, имеющие характер конституционных.

Заключение

На основании исследования, проведенного в курсовой работе, сделаем выводы, выделив основные моменты.

Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Новая Конституция занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Верховенство Конституции не ослабляется сделанной в ее же тексте записью о примате международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. имеют прямое действие в стране. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственных органов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормами международного и внутригосударственного права.

Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.

Данное положение соответствует статье 17 Конституции, предусматривающей, что права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам, и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личности особо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементация принципов и норм международного права в самом тексте Конституции.

Довольно длительный период времени существования Конституции 1993 года подтверждает, что она "работает", выполняет предназначенные ей функции в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации Принята 12.12.1993. // Российская газета. № 237.25.12.1993.

2.Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - Изд.5-е. - М.: РЮИД "Сашко", 2010.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2011. - 752 с.


Приложение 1

ХРОНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК

-11 ноября <#"justify">Поправки 2013 года

7 октября <http://ru.wikipedia.org/wiki/7_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 2013 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2013_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> президент РФ В.В. Путин <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87> внёс в Государственную думу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0> законопроект о поправке к Конституции РФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>, которая предусматривает объединение Верховного суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%B4_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> и Высшего арбитражного суда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A1%D1%83%D0%B4_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8>. Экспертами были высказаны различные мнения по данной инициативе [18] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EF%F0%E0%E2%EA%E8_%EA_%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%E8_%D0%EE%F1%F1%E8%E8>. Впервые идея объединения судов была озвучена Владимиром Владимировичем Путиным 21 июня 2013 года на Петербургском международном экономическом форуме <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC>.

Похожие работы на - Место и роль Конституции Российской Федерации в системе российского законодательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!