При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомственно Министерство иностранных дел РФ.
Но полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений не менее важны: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества.
Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ.
Таким образом, Правительство Российской Федерации: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Предусмотрены иные полномочия Правительства, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ (П. «ж» ч.1 ст.114 Конституции 1993 г.). Перечень таких полномочий, которые установлены Конституцией, широк и многообразен.
.1 Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. и Регламентом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. за № 260, которые предусматривают такую коллегиальную форму решения важнейших вопросов государственных вопросов как заседания.
Заседания проводятся, как правило, еженедельно в установленный по утвержденному календарному плану день. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Заседание Правительства РФ считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов, на заседаниях может председательствовать Президент РФ. В заседаниях участвуют как члены Правительства РФ, так и приглашенные лица, заинтересованные в рассмотрении соответствующего вопроса.
Решения Правительства РФ принимаются, как правило, общим согласием; по предложению председательствующего может быть проведено голосование, решение путем голосования принимается большинством голосов.
Вся деятельность Правительства РФ осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Плановые мероприятия проводятся, как правило, в установленные дни. Заседания Правительства - поквартально.
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также принимает обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
Правительство РФ рассматривает проекты актов Президента РФ и проекты федеральных конституционных и федеральных законов, вносимых Правительством Президенту или в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Поскольку Правительство РФ принимает большое количество решений, внесение их проектов должно быть строго упорядочено. С этой целью установлено, что проекты решений (постановлений и распоряжений) и иных актов вносятся в Правительство РФ его членами, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти.
Поступающие в Правительство РФ предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений направляются для предварительного рассмотрения органам исполнительной власти. Проекты решений подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с государственными, а при необходимости и другими организациями. Если проекты имеют нормативный характер, они подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ.
Проект федерального бюджета и другие документы, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, представляются в Правительство, как правило, за тридцать дней до установленного в соответствии с бюджетным законодательством срока внесения проекта в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Правительство рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов. Именно от Правительства, как в России, так и в других странах, исходит основной поток законопроектов. Правительство РФ информирует Президента РФ о своей законопроектной деятельности, а также о ходе исполнения поручений главы государства при подготовке законопроектов.
Законопроектная деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных и иных организаций России.
Решение о внесении законопроекта в Государственную Думу принимается исключительно на заседаниях Правительства РФ. Подготовка законопроектов и представление их на рассмотрение Правительства осуществляются федеральными органами исполнительной власти с необходимыми материалами.
По предметам совместного ведения России и ее субъектов Правительство РФ координирует с органами исполнительной власти субъектов РФ работу по формированию и выполнению программ и планов законопроектной деятельности, взаимодействует с этими органами и при разработке конкретных законопроектов.
Представительство в палатах парламента включает полномочных представителей в каждой палате, ответственного секретаря, статс-секретарей - заместителей (первых заместителей) министров, руководителей ведомств и иных лиц.
Правительство РФ дает заключения по законопроектам, вносимым в Государственную Думу. В число вопросов, по которым обязательно дается заключение Правительства РФ, входят отмена налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства и других расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Законопроект, поступивший в Правительство РФ с финансово-экономическим обоснованием и иными необходимыми материалами, в обязательном порядке направляется на заключение федеральным органам исполнительной власти: министерствам экономического развития и торговли, финансов и юстиции. Руководство федерального органа исполнительной власти, указанного первым, в течение пятнадцати календарных дней обеспечивает подготовку проекта заключения и представление его в Правительство РФ.
По законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, могут готовиться поправки или официальные отзывы, направляемые в палаты. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания РФ присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти - головной исполнитель - проводит соответствующую работу, согласование и представляет в Правительство РФ в установленный срок проект поправок или официального отзыва. Заключение направляется субъекту права законодательной инициативы, вносящему законопроект, и в Государственную Думу, а поправки и отзывы в соответствующие палаты Федерального Собрания РФ.
Для подготовки законопроектов, имеющих комплексный межотраслевой характер, которая требует привлечения большого количества заинтересованных организаций, по предложению головного исполнителя создаются комиссии, состав которых утверждается Правительством РФ, а для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер, - консультативные советы.
3.3 Акты Правительства Российской Федерации
Общие положения, определяющие статус актов, издаваемых правительством РФ, закреплены в ст. 115 Конституции РФ, а также в Федеральном Конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации"
Свои полномочия Правительство России реализует посредством соответствующих актов, которые принимаются и издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федерального законодательства. Правительственные акты обязательны к исполнению на всей территории России. Существуют две формы актов Правительства РФ:
а) постановления, носящие нормативный характер;
б) распоряжения по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.
Проекты актов и другие документы могут вноситься на рассмотрение в Правительство только членами Правительства, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, или лицами, исполняющими их обязанности.
К проектам актов, которые вносятся в Правительство РФ, прилагается пояснительная записка, содержащая обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Проекты актов, носящих нормативный характер, должны обязательно согласовываться с Министерством юстиции РФ.
Если в Правительство РФ вносятся предложения, требующие принятия закона РФ или решения Президента РФ, то одновременно с предложением представляются проекты соответствующих актов и необходимые документы к ним.
Президент РФ определяет порядок вступления в силу правительственных актов. Последние подлежат обязательному официальному опубликованию (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или носящие конфиденциальный характер), не позднее пятнадцати дней со дня их принятия.
Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а остальные - со дня подписания, если само постановление не предусматривает иной порядок вступления в силу.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.
Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суде. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, могут отменяться главой государства. Актами министерства являются приказы министра, инструкции и указания. Они акты носят подзаконный характер. Акты министерства обязательны для исполнения соответствующими подведомственными ему органами, предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями, должностными лицами системы министерства.
Приказ федерального министра - это предписание по вопросам компетенции министерств, обращенное к должностным лицам министерства, подведомственным ему органам, предприятиям и организациям, а в необходимых случаях и к гражданам.
Приказы могут быть нормативными, содержащими определенные правила, индивидуальными и конкретными, решающими отдельные вопросы.
Инструкция - это акт, содержащий определенные правила по применению законов, Указов Президента, актов Правительства и других нормативных актов. Все инструкции - акты нормативного характера.
Указание министра - это директива должностным лицам, подразделениям министерства и подведомственным органам по осуществлению задач и функций министерства.
Глава 4. Отставка Правительства Российской Федерации
Конституция устанавливает период, в течение которого Правительство РФ может осуществлять свои полномочия. Этот период полностью зависит от периода исполнения своих полномочий Президентом РФ. Поскольку срок полномочий Президента РФ составляет 4 года, срок полномочий Правительства совпадает с ним.
При этом, если досрочное прекращение полномочий Президента РФ допускается только в установленных Конституцией случаях, Правительство РФ может быть отправлено в отставку Президентом в любое время по своему усмотрению.
Сложение полномочий Правительства перед вновь избранным Президентом происходит в любом случае, даже если вновь избранный Президент избран на эту должность на второй срок и предполагает работать с тем же составом Правительства.
Новое Правительство может быть сформировано в том же составе, что и прежнее, но формальный акт сложения полномочий является обязательным.
Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.
После сложения полномочий Правительство продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства.
Что касается отставки Правительства, то, как следует из ст.117 Конституции РФ, право Правительства РФ подать в отставку является едва ли не единственным средством выражения его несогласия с Президентом РФ, который вправе решить вопрос о том, принять отставку Правительства или отклонить ее. В случае отклонения отставки Правительства оно продолжает работать в прежнем статусе. В случае принятия отставки Правительства оно по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Одним из способов обеспечения Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти является его право по своему усмотрению без согласования с иными органами государственной власти РФ принять решение об отставке Правительства РФ. Такое право является самой важной формой воздействия Президента по отношению к Правительству.
В качестве системы сдержки законодательной власти по отношению к исполнительной Конституция предусматривает право Государственной Думы выразить недоверие Правительству. Это важное средство парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти. Решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству она принимает самостоятельно и независимо от угрозы ее роспуска. Президент может в случае несогласия с Государственной Думой принять решение о ее роспуске и назначении новых выборов только после повторного, в течение 3 месяцев после получения вышеуказанного уведомления о выражении недоверия Правительству РФ, заявления о недоверии Правительству.
Конституция предусматривает и такой серьезный противовес Правительства по отношению к законодательной власти, как постановка вопроса перед Государственной Думой о доверии Правительству. Государственная Дума может принять одно из двух возможных решений: о доверии Правительству или об отказе в нем. С целью недопущения затягивания кризиса власти Конституция обязывает Президента РФ оперативно, в течение 7 дней, принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Деятельность органов государственной власти должна быть непрерывной. Особенно это касается исполнительной власти, осуществляющей оперативное, каждодневное регулирование и руководство всеми основными сферами государственной и общественной жизни, включая оборону, безопасность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
С целью недопущения перерыва в деятельности высшего органа исполнительной власти страны Конституция устанавливает, что во всех случаях отставки Правительства или сложения им своих полномочий оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Как верно отмечают, неоднозначно в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п.«в» ст.83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.
Однако в соответствии со ст.117 Конституции РФ Государственная Дума имеет возможность выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие у Правительства РФ ответственности и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.
Так, в случае выражения Государственной Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.
То есть выражение Государственной Думой Правительству РФ недоверия - лишь способ, при помощи которого парламент российского государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.
Если Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.
В случае повторного выражения недоверия Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:
согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку;
повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.
Если учитывать, что Президент РФ может в случае возникновения такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку и, кроме того, мог сделать это при первоначальном выражении Государственной Думой недоверия, сложно представить что Президент РФ выберет первый из названных вариантов.
Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие. Согласно п.3 ст.109 Конституции РФ Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.
Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.
Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст.111 Конституции РФ).
Таким образом, при комплексном анализе конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности Правительства РФ только перед Президентом РФ.
Показательно и право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ. При этом Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов.
В целом эта теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента. Кроме того, содержание ст.115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы.
Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства РФ - не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст.115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.
Можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст.80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.
правительство исполнительный власть
Заключение
Изложенные в курсовой работе положения и исследования дают возможность сделать следующие выводы.
Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой - организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:
федеральными органами государственной власти органами исполнительной власти субъектов Федерации;
- органами исполнительной власти субъектов Федерации;
- органы исполнительной власти, формируемы субъектами Федерации самостоятельно.
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ. Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции.
Полномочия Правительства РФ очень широки и охватывают все основные сферы общественной жизни страны. Статья 114 Конституции РФ, в которой определяется его компетенция, включает вопросы экономики и финансов, социальной сферы, науки, культуры и экологии и т.д.
Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Важнейшая роль Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти в России заключается в организации исполнения Конституции страны, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществлении систематического контроля за их реализацией федеральными органами исполнительной власти субъектов России, в принятии мер по устранению нарушений федерального законодательства.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные акты
1.Конституция Российской Федерации / Российская Федерация // / Российская Федерация. - 1993. - 25 декабря.
.О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации : Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1997 г. №3 СЗ РФ. -1998. - N 1. - Ст. 1.
.О Правительстве Российской Федерации : Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. №2 // СЗ РФ. - 1997. - N 51. - Ст. 5712.
.Об обороне : Федеральный Конституционный Закон от 31 мая 1996 г. №61 // СЗ РФ. - 1998. - N 23. - Ст. 2750.
.О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 г. №260 // СЗ РФ. - 2004. - № 23. - Ст. 2313.
.О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 09 мая 2004 г. №314 // СЗ РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
.Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 // СЗ РФ. - 2008. - N 40. - Ст. 4717.
. Специальная и учебная литература
.Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай - М: Норма. - 2005. - 816 с.;
2.Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В. Г. Вишняков. Журнал Российского права. - 2006. - №8. - 67 с.;
.Гончаров, В.В. Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в России // Юридический мир - 2010. - №4. - 34 с.;
.Конституционное право России / Е.И. Козлова - М: ЮРАЙТ. 2008. - 608 с.;
.Процедура реализации принципа законности в деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации /И.А. Макаров.- СПб.: Юридический мир. 2008. - №11. - 65 с.;
.Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Л.Б. Тиунова. - М.: Правоведение. 2010. - 40 с.;
.Конституционное право России / В. Е. Чиркин. - М.: Юрист, 2011. - 463 с.;
.Конституционное право Российской Федерации / И. С. Яценко. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 496 с.;
.Конституционное право России. Учебник 2-е изд. перераб. и доп. / С.В. Васильева и др. - М.: Эксмо. 2011. - 560с.;
.Конституционное право России практикум. Учебное пособие для бакалавров, 2-е изд. испр. и доп / Л.А. Нудненко. - М.: издательство - ЮРАЙТ. 2013. - 268с.;
.Конституционное право России. Учебник 5-е изд. перераб. и доп. /Е.И. Козлова. 2014. - 592с.;
.Конституционное право России. Учебное пособие 3-е изд. стандарт третьего поколения/ П.П. Глущенко. - СПб.: Питер. 2012. - 320с.;
.Конституционное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров 3-е изд./ Г.Н. Комкова. - М.: издательство ЮРАЙТ. 2013. - 457с..