Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    444,49 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

Содержание

Введение

Глава I. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

§1. Понятие режима в исправительном учреждении и его сущность

§2. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания

Глава II. Режим в исправительном учреждении и средства его обеспечения

§1. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям

§2. Содержание режима в исправительном учреждении

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность темы исследования. В настоящее время продолжается процесс реформирования уголовно-исполнительной системы. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является неотъемлемой задачей ее деятельности. На это указывается в п. 7 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», прямо закрепляющего обязанность обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Заключение под стражу как разновидность уголовно-процессуального принуждения занимает особое место среди всех предусмотренных мер пресечения, являясь одной из давних и наиболее часто применяемых государством. Число лиц, содержащихся под стражей, неуклонно растет. Так, если в 2003 г. количество вновь арестованных и помещенных в следственные изоляторы составило 311,5 тыс. человек, то в 2004 - 28,3 тыс. человек; далее, в 2005 г., увеличилось до 380,5 тыс. человек, а в 2006 - до 386,9 тыс. человек. Лишь в последние годы наметилась тенденция, пусть к небольшому, но снижению: в 2007 г. под стражей содержалось 385 тыс. человек, а по итогам 2008 г. эта цифра составила 378,8 тыс. человек.

Надлежащее функционирование следственных изоляторов как основных мест, исполняющих, меру пресечения в виде заключения под стражу, неразрывно связано с совершенством законодательной базы, регулирующей эту деятельность. Однако ни в одном государстве мира нет абсолютно идеального законодательства. Впрочем, во многих странах имеются прогрессивные правовые решения, которые могут быть заимствованы другими государствами. Именно поэтому сотрудничество стран при решении пенитенциарных вопросов является на сегодняшний день актуальным направлением взаимодействия. Одна из форм такого сотрудничества - разработка, принятие и реализация правовых стандартов.

О необходимости включения в национальное законодательство гарантий законности содержания под стражей лиц, в отношении которых отсутствует приговор суда и действует презумпция невиновности, указывается в целом ряде международно-правовых актов: Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о защите прав и основных свобод (1950 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1976 г.), Минимальных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) и др. В свою очередь, и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закрепляет, что содержание под стражей в России осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами (ст. 4).

Несмотря на то, что в Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 гг.)» в качестве основных факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной системы, обозначены международные правовые акты в области прав человека и обращения с правонарушителями, именно они являются наименее исследованными.

Международные нормы и стандарты в сфере борьбы с преступностью основное внимание уделяют правилам обращения с правонарушителями, поскольку как раз в этой области наиболее вероятны случаи нарушений прав человека и гражданина. Обязанность каждого государства, в том числе и России, - не только закрепить общемировые принципы обращения с заключенными под стражу во внутреннем законодательстве, но и обеспечить их неукоснительную реализацию на практике.

В настоящее время остается ряд нерешенных вопросов, отчасти связанных с недостаточной правовой регламентацией как заключения под стражу с уголовно-процессуальной точки зрения, так и процесса исполнения данной меры пресечения, которая бы учитывала требования международных стандартов, что отмечалось в 2009 году на заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». Среди этих вопросов: неразвитая система мер поощрения и взыскания, действующая в следственных изоляторах, отсутствие возможности получения несовершеннолетними очного образования во время содержания под стражей, предоставление подозреваемым и обвиняемым необоснованно малого количества свиданий и телефонных переговоров с родными и близкими и наличие цензуры переписки всех без исключения лиц, заключенных под стражу. Таким образом, тема исследования является актуальной и значимой с позиции теории уголовно-исполнительного права и практики исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации международно-правовых стандартов при исполнении меры пресечения в виде заключения под стражу.

Предметом исследования являются нормы международного и уголовно-исполнительного права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере содержания под стражей; деятельность следственных изоляторов Федеральной службы исполнения наказаний как основных мест исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения и анализа норм международного права, доктринальных источников, положений ранее действовавшего и современного российского уголовно-исполнительного законодательства, а также практики его применения исследовать вопрос соответствия российского законодательства в сфере содержания под стражей международно-правовым стандартам, реализации последних в деятельности следственных изоляторов и выработать на этой основе предложения и рекомендации теоретического и прикладного характера по совершенствованию правовой регламентации, а также порядка и условий содержания под стражей.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

) определить правовую природу института содержания под стражей;

) установить содержание понятия «заключение под стражу» и «содержание под стражей»;

) исследовать исторический опыт обращения с лицами, содержащимися под стражей в России, соотношение развития российского законодательства и международного опыта в указанной области;

) провести исследование международно-правовых документов в области содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, дать их научную характеристику и обоснованную классификацию;

) проанализировать права и обязанности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, с точки зрения их соответствия международно-правовым стандартам, а также гарантии их реализации;

) показать особенности правового статуса отдельных категорий подозреваемых и обвиняемых (женщин и несовершеннолетних), содержащихся под стражей в следственных изоляторах, на предмет их сообразности требованиям международных документов;

) провести сравнительно-правовой анализ актуальных проблем заключения под стражу в России в соотношении с международно-правовыми стандартами, предложив пути их решения; разработать научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемого института, а также рекомендации по совершенствованию практики применения этой меры пресечения.

Методологическую основу исследования составил метод диалектики как базовый способ изучения всех явлений, процессов в обществе, позволивший отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессов развития и качественных изменений рассматриваемых правовых отношениях.

В ходе исследования применялись современные общенаучные методы:

системного анализа - при определении понятий «заключение под стражу» и «содержание под стражей»;

исторический - при изучении этапов развития российского законодательства и международно-правовых стандартов содержания под стражей;

сравнительного правоведения - при изучении проблем взаимосвязи уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

статистический - при изучении количественных показателей численности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под- стражей -в -следственных изоляторах, сроков их заключения под стражей;

формально-логический и системного анализа - при научной характеристике и классификации международно-правовых стандартов содержания под стражей;

сравнительно-правовой - при выявлении пробелов и издержек правового регулирования процесса исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу в российском законодательстве на основе международно-правовых стандартов;

конкретные методы социологических исследований - анкетирование, опрос, интервьюирование различных категорий подозреваемых и обвиняемых, сотрудников следственных изоляторов по вопросам, касающихся исследования.

Глава I. Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

§1. Понятие режима в исправительном учреждении и его сущность

Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.

Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания - один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.

Впервые правовая категория "режим" появилась во Временной инструкции НКЮ РСФСР "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового" (1918 г.), в которой употребляются слова "режим подследственных" (ст. 7)1,затем в другом нормативном акте - Положении об общих местах заключения РСФСР 1920 г.2, в котором режиму был посвящен целый раздел. Широко используется этот термин в ИТК РСФСР 1924 г.

Термин "режим" часто встречается в нормах действующего уголовно-исполнительного законодательства. Он вошел в практику работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и употребляется в двойном смысле: Как совокупность правил, определяющих порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений; 2. Как совокупность правил, определяющих порядок отбывания наказания осужденными.

Первым пытался дать определение режима в юридической литературе в начале 20-х годов профессор Познышев С.В.: "Пенитенциарный режим, в широком смысле этого слова, охватывает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей"3.

Профессор Утевский Б.С. дал определение режима в узком смысле. Он писал, что режим "складывается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения в местах лишения свободы, из правил, устанавливающих формы общения лишенных свободы с внешним миром, из мер поощрения и дисциплинарного взыскания и т. п."

В основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и в других законодательных актах термин "режим" употребляется в разных значениях. Так, в ст. 7 Основ он рассматривается как одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных. В ст. 19 Основ излагались основные требования режима в местах лишения свободы, в ст. 34 ИТК РСФСР речь шла о требованиях режима на предприятиях ИТУ и на производственных объектах других министерств и ведомств. Целый ряд норм посвящался режиму в различных видах ИТУ и иных органов, исполняющих наказания, связанных с исправительно-трудовым воздействием.

В общеупотребительном значении слово "режим" (от лат. - "управление") в русском языке понимается как установленный распорядок жизни (работы, питания, отдыха, сна) или как совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели2. Когда же речь идет о режиме осужденного, то этот термин употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.

Как известно, комплекс правоограничений предусматривается законодательством для осужденных, а также вытекает из приговора суда и режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством для отбывания наказания в виде лишения свободы. Комплекс правоограничений, выраженный в режиме, составляет содержание наказания (кару).

Совокупность правил, определяющих конкретный порядок отбывания наказания, установленный уголовно-исполнительным законодательством и обязательных для осужденных, следует считать режимом отбывания наказания в узком смысле слова. В этих правилах сосредоточен комплекс правоограничений, выражающих уголовно-правовую кару и составляющих содержание режима отбывания наказания.

Порядок и условия отбывания и применения мер исправительного воздействия (ст. ст. 7, 8 УИК РФ) в науке получили название карательно-воспитательного процесса. В свою очередь, профессор Беляев Н.А. определяет режим как порядок деятельности исправительных учреждений1. Отсюда вытекает, что режим в широком смысле слова следует понимать как управляемый, регулируемый в определенной организационно-правовой форме карательно-воспитательный процесс.

В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение режима в исправительных учреждениях как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ст. 82 УИК РФ).

Согласно ст. 82 УИК РФ основными требованиями режима в местах лишения свободы являются:

ü  обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключить возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков;

ü  точное и неуклонное выполнение ими своих обязанностей;

ü  реализация их прав и законных интересов;

ü  обеспечение личной безопасности осужденных и персонала;

ü  раздельное содержание разных категорий осужденных;

ü  различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку в нем осуществляется кара, т.е. совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Режим отбывания наказания составляет одно из основных средств исправительного воздействия. Его главное назначение как средства исправления состоит в воспитании у осужденных дисциплины, т.е. подчинения определенному порядку, обязательному для всех. Режим устанавливает такой порядок и предусматривает средства его обеспечения.

В воспитательном воздействии дисциплинирующего режима нуждается каждый осужденный, так как каждое преступление есть отклонение от установленного в обществе правопорядка и каждый преступник в процессе исправительного воздействия должен научиться не нарушать его. Режим принуждает к соблюдению установленных правил тех, кто не желает их соблюдать. В результате поведение осужденных упорядочивается и со временем у них вырабатывается привычка придерживаться определенных правил поведения. Этим достигается конечная цель дисциплинирующего режима - воспитание сознательной дисциплины поведения человека в обществе.

Значение режима, установленного в местах лишения свободы, заключается также в том, что он создает необходимые условия для использования других средств исправления - это общественно полезный труд, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), ни одно из которых не может быть эффективным, если в исправительном учреждении нет необходимого порядка.

Режим отбывания наказания в исправительных учреждениях России организуется в соответствии с его правовыми принципами. Их содержание определяется целями наказания в обществе и закрепляется в нормах уголовно-исполнительного права.

Профессор Шмаров И.В. отмечает, что содержание режима лишения свободы определяется его основными признаками и функциями и включает совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания1. Соответственно, режим является структурным управляемым элементом целостной системы средств исправления осужденных или, как принято говорить в теории управления, ее подсистемой. Структурный элемент системы создается для исполнения определенной функции-задачи. В функциях режима проявляется его сущность. Среди функций режима в местах лишения свободы важно уметь различать основные - те, ради которых он создан и урегулирован в законе, и обеспечивающие их выполнение. Функции могут выступать в качестве задач, сформулированных в соответствующих положениях закона. К основным функциям режима следует отнести: карательную; обеспечения эффективного применения мер исправительного воздействия; воспитательную; регулирования уголовно-правовой кары; частного предупреждения; общего предупреждения.

Карательная функция закреплена в ст.1 УИК РФ, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания. При этом, если исходить из концепции, что наказание - это кара, выраженная в правоограничениях и запретах, установленных уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, регулируемая через режим отбывания наказания, то становится очевидным, что одной из основных функций режима является обеспечение реализации уголовно-правовой кары. Данный вывод опирается также на существующий в теории уголовно-исполнительного права обоснованный взгляд, что меры исправительного воздействия в содержание наказания не включается, а поэтому не могут осуществлять карательную функцию.

Карательное воздействие режима заключено в самом факте лишения свободы и вытекающих из этого ограничений, которые устанавливаются для осужденных. Характер ограничения зависит от вида исправительного учреждения и от конкретных условий отбывания наказания, которые определены администрацией, и могут меняться в зависимости от личности осужденного, его поведения. Карательная функция режима призвана удерживать осужденных от совершения новых преступлений не только устрашением, но и стимулировнием их стремления к получению тех благ, которые в соответствии с законом могут быть переданы лицам, вставшим на путь исправления.

Режим в исправительных учреждениях выступает одним из наиболее концентрированных способов выражения кары и принуждения. Поэтому основные рамки, требования рассматриваемого режима устанавливаются законом либо соответствующими закону нормативными правовыми актами. Они образуют правовую модель режима в исправительных учреждениях. "Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначение - обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений"1.

К числу нормативных актов содержащих нормы режима относятся: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (в дальнейшем Правила), Инструкция о порядке охраны, надзора и конвоирования осужденных. Они закрепляют наиболее значимые элементы режима, обозначая тот предельно допустимый уровень ограничений, которым могут подвергаться осужденные в процессе исполнения наказания в конкретном исправительном учреждении. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений согласованы с Генеральной прокуратурой РФ и на основании Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности учреждений в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения ими своих обязанностей. Правила обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.

Правила конкретизируют положения уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок: приема осужденных в исправительных учреждениях; их поведение в быту и во время работы на производственных объектах и в жилой зоне; производства обысков и изъятия у осужденных предметов и вещей, запрещенных к использованию; проверок наличия осужденных в ИУ; предоставления им свиданий с близкими родственниками и иными лицами; приема учреждением и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и иной их почтовой корреспонденции; отправления ими писем и денежных переводов; ведения осужденными телефонных переговоров.

Устанавливаются Правилами перечни: продуктов питания и предметов первой необходимости, которые осужденным разрешено приобретать по безналичному расчету в магазинах ИУ; видов работ (профессий) и должностей, на которых запрещается использовать труд осужденных; наименований и количества предметов, вещей, которые осужденные могут иметь при себе.

Правилами определяются: порядок передвижения осужденных как внутри ИУ, так и за их пределами - в отношении тех осужденных, которые пользуются правом безконвойного передвижения или сопровождения; особенности содержания осужденных в лечебных учреждениях уголовно-исполнительной системы; порядок содержания нарушителей режима отбывания наказания в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, одиночных камерах.

Для реализации режимных требований в полном объеме и поддержания правопорядка в исправительном учреждении администрация учреждения производит обыски помещений (плановые и внеплановые), досмотр осужденных и их вещей с изъятием запрещенных предметов. Администрация также вправе производить досмотр находящихся на территории ИУ и на прилегающих к нему территориях, на которых действуют режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств.

Нарушением режима является получение осужденным корреспонденции, не прошедшей цензуры. Контроль за этим осуществляет специальная служба, организованная при каждом учреждении.

В местах лишения свободы установлен безналичный расчет с осужденными, все денежные операции, покупка осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах ИУ. Если при обыске или досмотре осужденного изымаются деньги или ценные бумаги, то они хранятся до освобождения осужденного, без права пользоваться и распоряжаться ими во время отбывания наказания.

С помощью всех перечисленных выше средств и способов, предусмотренных законодательством, подзаконными актами исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также ведомственными актами исправительные учреждения ведут свою деятельность по предупреждению преступлений и нарушений режима. Правильное, в соответствии с законом, применение и умелое их использование создает реальные условия для успешной деятельности этих учреждений и поддержании правопорядка на их территориях.

Согласно ст. 85 УИК РФ предусмотрены основания для введения в ИУ режима особых условий. Это: массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных, стихийные бедствия, введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения. Режим особых условий устанавливается строго определенными лицами на срок до 30 суток, а при необходимости может быть продлен тот же срок. При возникновении реальной угрозы жизни и здоровью осужденных и персонала начальник учреждения самовольно может вводить режим особых условий и уведомить должностное лицо, имеющее право принимать такое решение. Такое решение могут принимать следующие лица: Министр внутренних дел (теперь Министр юстиции), Министр внутренних дел, начальник УВД субъекта РФ (теперь начальник управления юстиции, начальник УИН). Указанные должностные лица согласовывают свое решение с Генеральным прокурором РФ и в 3-дневный срок принимают решение либо о введении режима особых условий, либо о его отмене.

Режим особых условий выражается в переводе учреждения на усиленный вариант охраны и надзора, устанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на территорию учреждения. В самом ИУ может быть изменен распорядок дня и ограничена деятельность коммунально-бытовых, культурно-просветительских и медико-санитарных служб. Режим особых условий связан с существенными ограничениями прав и свобод осужденных и усиленного варианта несения службы персонала ИУ.

Необходимо отметить, что впервые в уголовно-исполнительном законодательстве закреплено применение технических средств при осуществлении надзора и контроля за поведением осужденных и осуществление оперативно-розыскной деятельности в ИУ (ст. ст. 83, 84 УИК РФ).

На практике в ИУ технические средства стали использоваться прежде всего в целях профилактики и пресечения побегов осужденных. Они оберегали границы зоны ИУ от попыток пересечения как по земле, так и под землей. Затем стали широко применяться технические средства для обнаружения различных предметов (особенно металлических), промышленное телевидение, различные запорные устройства, различные системы связи и оповещения и иные электронные приборы, с помощью которых можно было более эффективно осуществлять надзор и контроль за поведением осужденных, более надежно обеспечивая и их безопасность и безопасность персонала.

Следует отметить, что все технические новинки надзора и контроля могут применяться на практике в ИУ после предварительного их испытания и имеется заключение о безопасном и эффективном их применении. Только в этом случае ГУИН Минюста РФ дает рекомендацию по их применению. Администрация ИУ обязана под расписку уведомлять осужденных о применении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля в целях предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также получения необходимой информации об их поведении.

В значительной степени уровень режима достигается с помощью оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами ИУ и уголовно-исполнительной системы в целом. Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 5 июля 1995 года определяет оперативно-розыскную деятельность как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

Важной задачей оперативных аппаратов является розыск бежавших из мест лишения свободы осужденных, а так же осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется с помощью различных мероприятий: опрос граждан; исследование предметов и документов; наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; оперативное внедрение и т.п.

Согласно ст. 86 УИК РФ в случаях оказания осужденных сопротивления персоналу ИУ, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие, т.е. меры безопасности.

Под оказанием осужденными сопротивления персоналу ИУ следует понимать их активные действия, создающие угрозу или непосредственно угрожающие жизни и здоровью персонала учреждения, а также негативно воздействующие на психику либо затрудняющие или делающие невозможным осуществление персоналом законной деятельности.

Злостное неповиновение осужденных законным требованиям персонала может проявляться в форме как пассивных, так и активных действий. Понятие "злостное" неповиновение в данном случае имеется в виду неоднократное невыполнение законных требований администрации. Это невыполнение может сопровождаться высказываниями оскорблений, нецензурной бранью в адрес персонала, иными хулиганскими действиями, а также совершением насильственных действий.

Согласно ч. 2 ст. 35 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определены основания применения к осужденным огнестрельного оружия, а в ст. 31 данного Закона содержится перечень ситуаций, при возникновении которых такая мера воздействия допускается. К их числу относятся случаи, вызывающие необходимость: защиты от нападения; отражение нападения, угрожающего жизни и здоровью персонала ИУ, осужденных и иных граждан, или совершаемого с целью завладения оружием; освобождения захваченных преступниками заложников, зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения, сооружения ИУ.

Огнестрельное оружие без предупреждения применяется в случаях:

ü  отражения нападения преступника с использованием им оружия или транспортных средств;

ü  побега осужденных из ИУ при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время передвижения;

ü  попытка осужденного или иного лица приблизиться к сотруднику учреждения с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником ИУ расстояние, а так же попытки прикоснуться к огнестрельному оружию сотрудника.

Вместе с тем запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни, здоровью граждан, нанесением им иного значительного ущерба.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники ИУ в течении 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственным начальникам или начальникам органа внутренних дел по месту применения данного вида оружия.

§2. Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания


Места отбывания наказания осужденными к лишению свободы различаются по строгости и характеру средств воздействия на осужденных. Это объясняется опасностью лиц, осужденных к лишению свободы, и совершенных ими преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 74 УИК РФ исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

В колониях-поселениях раздельно отбывают лишение свободы лица:

ü  осужденные за преступления, совершенные по неосторожности;

ü  впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

ü  положительно характеризующиеся осужденные, переведенные в порядке поощрения из колоний общего и строгого режима.

Во всех колониях-поселениях осужденные отбывают лишение свободы в одних и тех же условиях. Однако для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, а также для впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести колония-поселение является средством предупреждения новых преступлений, а для переведенных из колоний общего и строгого режима - средством адаптации к условиям свободной жизни, которую осужденный должен начать после освобождения из мест лишения свободы.

В колонии-поселении отбывают наказание лица мужского и женского пола, достигшие совершеннолетия. Лишь осужденные, совершившие преступления в соучастии, как правило, в одну и ту же колонию-поселение для отбывания наказания не направляются.

В колониях-поселениях осужденные:

ü  содержатся без охраны, но под надзором администрации колонии-поселения;

ü  пользуются правом свободного передвижения в пределах территории колонии от подъема до отбоя;

ü  с разрешения администрации колонии-поселения могут передвигаться без надзора вне территории колонии-поселения, но в пределах соответствующего административно-территориального образования, если это необходимо для выполнения возложенной на них работы, либо в связи с обучением;

ü  могут носить гражданскую одежду;

ü  могут иметь при себе деньги и ценные вещи, пользуются деньгами без ограничения;

ü  получают посылки, передачи и бандероли;

ü  могут иметь свидания без ограничения.

Проживают отбывающие наказание в колониях-поселениях, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях, а лица, не допускающие нарушений установленного порядка и имеющие семьи, по постановлению начальника колонии-поселения могут проживать с семьями на арендованной или собственной площади на территории колонии-поселения или за ее пределами, но четыре раза в месяц являться в колонию-поселение для регистрации.

Жилые помещения, в которых проживают осужденные, включая и семейных, могут посещаться в любое время представителями администрации в целях осуществления контроля за соблюдением ими режима.

Труд осужденных регулируется законодательством о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Осужденным разрешается заочно обучаться в высших и средних специальных учебных заведениях, расположенных в пределах соответствующего административно-территориального образования.

На время отбывания наказания в колонии-поселении осужденным выдается установленного образца документ, удостоверяющий личность. Паспорт и другие личные документы осужденных хранятся в их личных делах и выдаются им на руки при освобождении из колонии-поселения с соответствующим документом об основании освобождения от наказания.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов делятся на обычные, облегченные и строгие.

Дифференциация осужденных, отбывающих лишение свободы в указанных исправительных колониях, в зависимости от строгости условий в исправительном учреждении имеет весьма важное значение. Она позволяет администрации колонии своевременно и предметно реагировать на поведение лиц, отбывающих лишение свободы, путем перевода их с одних условий отбывания наказания на другие. Перспектива быть переведенным на более легкие условия отбывания наказания является стимулирующим фактором к исправлению осужденных.

Наконец, дифференциация условий отбывания лишения свободы в рамках каждого вида исправительной колонии помогает подготовить лиц, заканчивающих отбывание наказания, к адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы. Таким образом, реализуются принципы «дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения» уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима регулируется ст. 120-121 УИК РФ.

В обычных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные:

ü  поступившие в нее после вступления приговора в законную силу;

ü  переведенные из колоний-поселений и воспитательных колоний, а также с облегченных и строгих условий отбывания наказания исправительной колонии общего режима.

В облегченных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой колонии по отбытии там не менее шести месяцев срока наказания, в течение которого они не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду.

В строгих условиях исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы переведенные из обычных условий осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания в соответствии со ст. 116 УИК РФ являются:

ü  употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

ü  мелкое хулиганство;

ü  угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

ü  изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

ü  уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

ü  организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;

ü  организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных

ü  правонарушений, а равно активное участие в них;

ü  отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое нарушение осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания, предусмотренного п. «в», «г», «д», «е» ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания.

Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится по тем же основаниям, что и первичный перевод на соответствующие условия отбывания наказания.

Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые им были определены до перевода.

Лица, отбывающие наказания в исправительной колонии общего режима в обычных и облегченных условиях, размещаются в общежитиях.

Осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации постановлением начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания могут быть освобождены из-под стражи. В этом случае им разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за ее пределами. Они могут проживать совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения.

Лица, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Условия содержания в исправительной колонии общего режима различаются по таким показателям, как: место проживания; норма жилой площади в расчете на одного осужденного; ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года; количество получаемых посылок или передач и бандеролей в течение года; количество телефонных разговоров в год; продолжительность ежедневной прогулки.

Наглядное различие режима в различных условиях отбывания наказания в исправительной колонии общего режима можно представить в виде таблицы (См. таб 1).


В исправительных колониях строгого режима в зависимости от степени строгости режима также предусмотрено отбывание лишения свободы в обычных, облегченных и строгих условиях (ст. 122-123 УИК РФ).

В обычных условиях исправительной колонии строгого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы:

ü  поступившие в данное исправительное учреждение, кроме осужденных за совершение во время отбывания лишения свободы умышленных преступлений;

ü  переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания.

В облегченных условиях исправительной колонии строгого режима отбывают лишение свободы осужденные, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой же колонии после истечения не менее девяти месяцев срока наказания, в течение которого осужденные не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду.

В строгих условиях исправительной колонии строгого режима отбывают лишение свободы осужденные: а) переведенные из обычных или облегченных условий отбывания наказания в этой же колонии в связи с признанием их там злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания; б) прибывшие в исправительную колонию строгого режима за умышленные преступления, которые они совершили в период отбывания лишения свободы, т.е. с момента вступления приговора в законную силу во время нахождения в изоляторе временного содержания под стражей, в пути следования к месту отбывания наказания и в местах лишения свободы.

Как первичный, так и повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные осуществляется не ранее чем через девять месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду.

В случае поступления осужденного из другой колонии строгого режима для продолжения отбывания лишения свободы он помещается для отбывания наказания в те условия, которые ему были определены по прежнему месту отбывания наказания.

Различие режима в различных условиях отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима можно представить в виде таблицы (См. таблицу 2.)

Таблица 2


В исправительной колонии особого режима условия отбывания лишения свободы осужденными делятся также на обычные, облегченные и строгие.

В обычных условиях исправительной колонии особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы:

ü  поступившие в данное учреждение в соответствии с предписанием, за исключением лиц, осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы;

ü  переведенные из облегченных и строгих условий отбывания наказания.

В облегченных условиях исправительной колонии особого режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, переведенные в порядке поощрения с обычных условий этой же колонии после отбытия не менее одного года срока наказания, в течение которого осужденные не подвергались взысканиям за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду.

В строгих условиях исправительной колонии особого режима отбывают лишение свободы осужденные:

ü  переведенные из обычных условий отбывания наказания в этой же колонии в связи с признанием их там злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания;

ü  прибывшие в колонию особого режима за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.

Первичный и повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные может быть произведен не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

По тем же основаниям может быть осуществлен и повторный перевод из обычных условий отбывания наказания в облегченные.

Осужденные, переведенные из другой колонии особого режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые были им определены до перевода.

Наглядное различие режима в различных условиях отбывания наказания в исправительной колонии особого режима представить в виде таблицы. (См. таблицу 3.)

Таблица 3.


В исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказания лица, приговоренные судом к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности они могут содержаться в одиночных камерах.

Осужденные к пожизненному лишению свободы привлекаются к труду, который организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах, т.е. с сохранением режима изоляции и с обеспечением безопасности в процессе выполнения определенных работ для осужденных и персонала исправительной колонии.

Осужденные пользуются правом на ежедневную прогулку в течение полутора часов. При хорошем поведении и наличии возможности продолжительность прогулки может быть увеличена до двух часов.

Как и в остальных исправительных колониях, в колониях особого режима, в которых отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, предусмотрено отбывание наказания в строгих, обычных и облегченных условиях.

В строгих условиях отбывают наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима все осужденные с самого начала срока отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы. В этих условиях осужденные отбывают не менее 10 лет лишения свободы.

наказание лишение свобода исправительный

Глава II. Режим в исправительном учреждении и средства его обеспечения

§1. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по исправительным учреждениям


Одним из необходимых условий исправления, в частности, лиц, осужденных к лишению свободы, является глубокое изучение их личности и классификация осужденных для обеспечения дифференциации в отношении различных категорий осужденных.

В отечественной литературе, международных документах различают первичную (внешнюю) и вторичную (внутреннюю, повторную, родовую) классификацию осужденных к лишению свободы. Первичная классификация осужденных предусматривает распределение их по исправительным учреждениям, что позволяет осуществить их дифференциацию наказания. Вторичная классификация осужденных выплывает из первичной и проводится во время пребывания осужденных в отделениях карантина, диагностики и распределения по результатам их изучения перед распределением в отделения социально-психологической службы.

Наряду с формальной классификацией, в учреждениях исполнения наказания, как известно, складываются и неформальные объединения на основе взаимных интересов и увлечений, предоставление друг другу помощи, землячества, знакомства в прошлом, в том числе и в местах лишения свободы. Неформальные объединения формируются из числа осужденных отрицательной наклонности, в особенности из тех лиц, которые неоднократно совершали преступления, ранее отбывали наказание в виде лишения свободы. Лидеры уголовного мира и их группировки представляют серьезные криминологические и пенитенциарные проблемы и как раз являются инициаторами тюремной субкультуры.

По наблюдениям Максимова С.В., Анисимкова В.М., Хохрякова Г.Ф., Антоняна Ю.М., Яковлева А.М., разделение осужденных на неформальные группы существует в учреждениях исполнения наказания с момента их образования и является закономерным. Оно представляет собой социально-психологические, естественно-физиологические и субкультурные основания, которые в совокупности продуцируют группы осужденных, отличающиеся друг от друга степенью привилегированного положения в своеобразном сообществе. Как и любая замкнутая общность людей, среда осужденных порождает своих «авторитетов» и «отверженных», в ней всегда присутствуют лица, которые нейтрально относятся и к тем и к другим. Последние, как правило, составляют большинство осужденных (65-75%), число же авторитетов немногочисленно - до 10%. Подобное процентное соотношение отмеченных категорий индивидов характерно было на всех этапах развития «тюремной общины». На это указывают отчеты и обзоры о деятельности уголовно-исполнительных учреждений.

В учреждениях исполнения наказаний выделяются два вида группировок антиобщественного характера. Первая группа - это те осужденные, которые постоянно нарушают режим, проявляют неподчинение администрации, стремятся создать для себя условия, которые противоречат закону. Члены этой группы не совершают преступлений, но значительно усложняют обстановку в колониях.

Вторая группа - более опасная по сравнению с первой, поскольку здесь противоправная, а часто и преступная деятельность тщательно конспирируется. В соответствии с методическими рекомендациями Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний, доминирующими чертами представителей данной группы являются: обеспокоенность проблемами собственного авторитета; крайний эгоцентризм; устойчивая наклонность к нарушению существующих социальных норм; низкая социальная чувствительность. Специфической особенностью этой группы есть то, что ее возглавляют лица, которые занимают высокий неформальный статус в сфере преступников - это, так называемые, «воры в законе». При изучении этой криминогенной группы следует учитывать, по крайней мере, два обстоятельства:

во-первых, подобные формирования существовали в местах лишения свободы издавна, следовательно, они имеют стойкую нормативно-заданную структуру ролей и статус их членов;

во-вторых, активные участники этих объединений очень консервативны в соблюдении своих порядков.

Криминальная группировка структурно состоит из трех уровней. На высшем уровне находится лидер, в литературе его чаще всего называют «коронованный лидер». В разных колониях в разные времена лидеров называли «паханами», «бывалыми», «ворами в законе».

«Вор в законе» является неформальным лидером не только в местах лишения свободы, а в преступном мире вообще [см.:1.2,3]. «Вор в законе» не выдвигается в лидеры спонтанно, используя любую конфликтную ситуацию между осужденными. Такое «звание» преступник получает не сразу, а после длительного периода тесной связи с преступным миром. Его нужно заслужить. После того как преступник будет принят в «закон», он становится постоянным лидером. «Семья блатарей» принимает «коронованного лидера» и об этом знают не только осужденные, но и администрация колонии. После этого его можно назвать лидером-профессионалом. Лидеры криминального мира осуществляют «теневое» руководство осужденными в конкретных учреждениях, они не берут на себя выполнение противоправных замыслов. Руководя сплоченным формированием из числа осужденных, «воры в законе» осуществляют свое руководство с помощью концентрации в одних руках материальных рычагов влияния - финансовых средств материальной помощи («воровского общака»). «Воровской общак» - это материальная база сплоченности преступного мира, паразитирующего на идеях коллективизма и взаимопомощи.

На втором месте, следуя за высшим уровнем, утверждаются лица из непосредственного окружения «лидера». Для них чаще всего используется название «авторитеты».

Кроме отмеченного ядра криминальной группировки, в ее состав «втягиваются» непосредственные исполнители противоправных решений «лидера» и «авторитетов». Они находятся на низком уровне криминального мира, в их состав в большинстве входят осужденные, которые находятся в материальной или в другой зависимости от «авторитетов». На языке тюремной субкультуры их называют «солдатами», или «шестерками». Они используются «авторитетами» как подручные, прислуга и не принимают практического участия в решении вопросов жизнедеятельности «блатного» мира. Состав исполнителей не постоянный, поскольку главари преступного общества, использовав их возможности и связи, теряют к ним интерес, отказываются от их услуг.

Отличие руководящей группировки от других образований также связано с ее абсолютной замкнутостью. «Авторитеты» строго охраняют обособленность своих групп, и никто из недостойных в них проникнуть не может. В свою очередь те, кто приняты, как равные, в «семью блатарей» не могут выйти из нее (только с согласия преступного мира лицо может «завязать» - уйти в нормальное сообщество). В местах лишения свободы подобные группировки представляют собой проявление элемента организованности в противоправном поведении, как «группы порядка», которые стремятся к неофициальной и твердой власти над другими. Таким образом, группы «авторитетов» криминального мира в местах лишения свободы имеют традиционную организованную структуру. Они составляют «замкнутую касту», отличаются от всех других групп осужденных своей тоталитарностью, организованностью и единой противоправной линией поведения.

Следующей после общества «авторитетов» группой лиц, лишенных свободы, являются представители разных криминальных групп. Тесно с «кооперацией авторитетов» по образу жизни в местах лишения свободы связаны члены субкультурных группировок, а также отдельные земляческие и национальные образования с выраженной антиобщественной или противоправной ориентацией. Данные осужденные не заслужили еще права находиться среди «авторитетов», являясь как бы прослойкой между «привилегированными» и «нейтральными».

Нейтральное место в тюремной общине занимают лица, которые, как правило, до осуждения не принадлежали ни одной из субкультур. В исправительных учреждениях их в разные периоды называли по-разному: «овцами», «бесами», «мужиками». Место осужденных этой классификации зависит от их личных качеств и степени усвоения ими неформальных правил «тюремной жизни». Некоторые из них занимают довольно высокое положение («центровые», «козырные мужики») и имеют прямые связи с «авторитетами». Другие, именно «нейтральные», находятся в менее привилегированном положении. Следует отметить, что именно «нейтральные» являются основным объектом эксплуатации со стороны «авторитетов». Некоторые из числа «мужиков» не выдерживают постоянной психической перегрузки и частично деградируют. В местах лишения свободы их называют «чушками», «доходягами», «мусорщиками». Среди «авторитетов» и других осужденных они не пользуются уважением, но и не преследуются ими.

На последнем уровне классификации «обитателей» мест лишения свободы находятся «отверженные» - осужденные, преследуемые или наказанные «авторитетами» за допущенные нарушения правил субкультурной жизни. Эти люди отвергаются большинством осужденных, часто публично, и находятся в своеобразной изоляции от общества. Между собой осужденные называют их - «провинившиеся» и относят к ним: авторитетов, которые предали свое общество; неплатежеспособных должников; лиц, которые совершили кражу вещей осужденных; осужденных, которые сотрудничают с администрацией исправительной колонии; гомосексуалистов.

В местах лишения свободы возможно и отвержение по сексуальным причинам. Большая вероятность быть отвергнутыми существует у лиц, которые имеют формы патологии, в особенности олигофрению. Они легко подвергаются влиянию сексуально-агрессивных лиц, значительно острее воспринимают угрозы. И вдобавок много, кто из них, склонен к вступлению в акт мужеложства в пассивной форме за разные вознаграждения. Эти лица ощутили на себе жестокие насильственные акты за допущенные «правонарушения». Правила поведения для них навязываются со стороны «авторитетов» преступного мира, согласно с которыми они должны вести унизительный образ жизни. Трагическое существование в местах лишения свободы делает этих осужденных равнодушными к своей судьбе, они теряют чувство достоинства.

Для того, чтобы противостоять влиянию криминальных лидеров, решить такую сложную проблему, как криминальная субкультура и неформальная классификация, необходимы большие усилия и высокое мастерство сотрудников колоний, их всестороннее научное знание (юридическое, педагогическое, психологическое). Также большую роль в изменении ценностной ориентации осужденных оказывает сотрудничество исправительных учреждений с различными общественными и религиозными организациями.

Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовер­шеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существующих.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.

Определив место отбывания наказания осужденного и вид ИУ, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес ИУ, куда он направлен.

Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые.

Необходимо отметить, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, с их письменного согласия могут быть оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Закон также специально указывает, что эта категория осужден­ных содержится отдельно от иных лиц, содержащихся в следственном изоляторе.

Наконец, заключительным этапом определения осужденному вида ИУ является прием его в соответствующем месте отбывания наказания. Согласно ст. 79 УИК порядок приема осужденных устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Прием осужденных в ИУ имеет исключительно важное значение в деле успешной организации исполнения наказания в виде лишения свободы, их адаптации к условиям отбывания наказания.

В соответствии со ст. 2 Правил внутреннего распорядка прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ и работником специального отдела учреждения. В воспитательных колониях прием осужденных осуществляется кроме того работником медицинской части. При приеме проверяются личные дела осужденных, наличие необходимых документов, идентифицируется личность прибывшего. Основанием приема является приговор суда либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также решение компетентных органов МВД о направлении осужденного из следственного изолятора в данное ИУ.

Прибывшие осужденные в обязательном порядке подвергаются медицинскому осмотру, личному обыску. Одежда гражданского образца, запрещенная к ношению в ИУ, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Осужденным выдаются комплекты специально установленной одежды и постельные принадлежности.

В целях адаптации к условиям отбывания наказания прибывшие осужденные помещаются в карантинное помещение на срок 15 дней. В этот период с ними проводится работа по специально разработанной программе, предусматривающей ознакомление с правовым положением осужденных, правилами и требованиями, которые установлены в ИУ.

Во время пребывания осужденных в карантине администрация ИУ обязана на основе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профессиональной подготовке и получении основного общего образования. Ст. 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: «В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей».

Правила, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся: правила по обеспечению изоляции осужденных, правила безопасности, правила внутреннего распорядка, права осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Изоляция осужденных означает принудительное помещение их на основании приговора в исправительное учреждение, лишение их права свободного передвижения и ограничение социальных связей.

Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения. Максимальная изоляция имеет место в тюрьмах, в колониях особого режима. Минимальная в колониях поселениях. Степень изоляции зависит от поведения осужденных. Изоляция осужденных осуществляется путем охраны и надзора за ними.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных МВД России по согласованию с генеральной прокуратурой внутренний распорядок включает в себя:

. порядок приема осужденных в исправительное учреждение, правила их поведения во время работы и отдыха;

. перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных;

. перечень и количество предметов и вещей, которые они могут иметь при себе;

. правила проведения проверок, свиданий, приема и вручения осужденным посылок, передач и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, нормы, закрепленные в правилах внутреннего распорядка, в первую очередь адресованы администрации исправительного учреждения, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в учреждении.

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений. Их разделяют на две группы: профилактические и пресекающие.

Большинство норм, содержащихся в статье 82 УИК РФ, профилактические. К ним относятся такие из них, в которых зафиксированы обязанность осужденных носить форму, запрещающие использовать в местах лишения свободы денег и ценных вещей, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету.

На профилактику правонарушений направлены также нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуру корреспонденции.

Правила, обеспечивающие пресечение преступлений со стороны осужденных, сосредоточены в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года. Так, в статье 26 Закона персонал исправительного учреждения обязывается принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений. Глава 5 данного Закона полностью посвящена порядку применения физической силы, специальных средств и оружия.

Правила, относящиеся к осужденным: регулирующие поведение осужденных; устанавливающие распорядок дня; обеспечивающие реализацию предоставленных им прав и выполнение возложенных на них обязанностей; определяющие применение к ним средств исправительного воздействия; обеспечивающие социальную защиту осужденных.

Правила, регулирующие поведение осужденных и распорядок дня в конкретном исправительном учреждении, определяют образ их жизни во время отбывания наказания. Нормы права устанавливают приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК). Как правило, деньги должны быть заработаны осужденными в местах лишения свободы. Исключение делается для осужденных, получающих пенсии и социальные пособия (ч. 1 ст. 88 УИК), или нетрудоспособных (ч. 5, 6 ст. 88 УИК). Уголовно-исполнительный кодекс регулирует свидания осужденных и телефонные переговоры (ст. 89, 92), обеспечивает сохранение полезных связей, смягчает степень их физической изоляции и используются администрацией исправительною учреждения в целях оказания на них воспитательного воздействия. Обеспечением духовного воздействия общества на осужденных служит просмотр ими кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, а также приобретение литературы (ст. 94, 95 УИК). Женщины и лица, содержащиеся в воспитательных колониях, получают посылки, передачи и бандероли без ограничения их количества. Переписка осужденных к лишению свободы (ст. 91 УИК) - важное средство поддержания их полезных социальных связей. Переписка между содержащимися в местах лишения свободы осужденными, не являющимися родственниками, допускается только с разрешения администрации исправительного учреждения.

Вид режима исправительных учреждений определяет вид исправительной колонии. Исправительные колонии разделяются на: колонии-поселения, колонии общего режима, колонии строгого режима, колонии особого режима. Воспитательные колонии разделяются на: колонии общего режима, колонии усиленного режима. В тюрьмах существует два режима в пределах одного учреждения: общий, строгий.

Правила режима, относящиеся к иным гражданам, находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к ним территориях, регулируются следующим образом. На территории исправительного учреждения могут находиться различные категории граждан. Закон перечисляет многие категории из них: священнослужители (ст. 14 УИК), адвокаты и лица, имеющие право на оказание юридической помощи (ст. 12 УИК), лица, пребывающие на свидание с осужденными (ст. 89 УИК), вольнонаемный персонал, учителя, врачи, работники домов ребенка и другие. Все они обязаны соблюдать

Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения, порядок взаимоотношений с осужденными. В случае их нарушения к ним могут применяться установленные в законе меры воздействия: вольнонаемному составу и иным гражданам может быть запрещен доступ на производственную зону и иные объекты исправительного учреждения, к лицам, прибывшим на свидание могут быть применены меры административного воздействия. Данные полномочия предоставлены администрации исправительного учреждения Законом “Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, согласно которому они имеют право требовать соблюдение Правил внутреннего распорядка, составлять протоколы об административных правонарушениях.

Заключение

В работе нами предпринята попытка комплексного исследования проблем - соотношения международных стандартов и норм российского законодательства в сфере содержания под стражей и их реализации в деятельности следственных изоляторов России. Рассмотренные в ней вопросы позволяют сделать следующие выводы и предложения:

. Развитие института содержания под стражей является прямым отражением уровня развития и государства, и общества в целом. Мера пресечения в виде заключения под стражу возникла в результате эволюции системы исполнения наказаний. Каждому историческому периоду развития России соответствовала своя система содержания под стражей. Несмотря на то что предварительное заключение в современном его значении появилось в конце XVII в., только к середине XIX в. был законодательно урегулирован единый порядок исполнения этой меры пресечения. Правовое положение подследственных всегда напрямую зависело от уголовной политики государства по отношению к осужденным, что свидетельствует о нарушении принципа презумпции невиновности, его декларативности.

. В понятие «заключение под стражу» должна включаться как сама мера пресечения, так и уголовно-процессуальная деятельность суда по избранию данной меры пресечения, а в понятие «содержание под стражей» - деятельность администрации места содержания под стражей (как правило, следственного изолятора) по надлежащему исполнению заключения под стражу в порядке и условиях, определяемых Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

. Признаками предварительного заключения под стражу являются следующие: а) данный уголовно-процессуальный институт есть вид лишения свободы, применяемый в порядке меры пресечения, но не наказания; б) заключение под стражу осуществляется в отношении лица, виновность которого еще не установлена судом (подозреваемого или обвиняемого); в) целью заключения под стражу является обеспечение нормального хода следствия и судебного разбирательства, исполнения приговора.

. Правоотношения, возникающие в ходе исполнения предварительного заключения, могут рассматриваться в качестве специфической разновидности уголовно-исполнительных отношений. Не следует забывать, что содержание под стражей, не являясь наказанием, может входить в предмет уголовно-исполнительного права как процесс исполнения меры пресечения (с точки зрения функциональной направленности).

. На основе проведенного нами анализа международных документов, изучения истории взаимодействия государств по вопросам содержания под стражей можно утверждать, что международные требования (стандарты) содержания под стражей - это выработанные на основе исторического опыта государств и получившие международное признание и закрепление в международных документах нормы, принципы и рекомендации в области содержания под стражей лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также деятельности учреждений, исполняющих данную меру пресечения.

. В международных документах исполнению меры пресечения в виде заключения под стражу уделено достаточное внимание, однако специальных актов, регламентирующих предварительное заключение, всего два. Первый из них - Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-бы то ни было форме ООН, второй - Правила применения предварительного заключения, условия, при которых они применяются, и обеспечение гарантий от злоупотребления, ставшие логическим продолжением работы Совета Европы по регулированию вопросов содержания под стражей до суда. К сожалению, несмотря на то, что с момента принятия последнего из указанных документов прошло три года, до настоящего времени отсутствует официальный перевод на русский язык данного документа, что делает затруднительным не только его изучение, но и применение на практике.

В остальных международно-правовых документах содержание под стражей, как правило, рассматривается одновременно с исполнением уголовного наказания в виде лишения свободы. В международных стандартах обычно указываются общие требования и для наказаний, и для мер пресечения, связанных с лишением свободы.

. Предлагается классифицировать международно-правовые документы по степени регулирования ими вопросов содержания под стражей в качестве меры пресечения на три группы: полностью посвященные мере пресечения в виде содержания под стражей; регулирующие вопросы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы и содержащие стандарты в отношении содержания под стражей в качестве меры пресечения; включающие в себя стандарты относительно прав человека (для всех без исключения людей) и отдельные нормы, относящиеся непосредственно к заключенным под стражу.

. Анализ практики показывает: несмотря на улучшение в последнее время вследствие принимаемых мер положения подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, отдельные проблемы остаются нерешенными. Главная из них - ненадлежащая реализация на практике норм российского законодательства, закрепляющих правовой статус предварительно заключенных, являющихся нередко первостепенными в международных стандартах.

Список литературы


1.Абрамкин В.Ф. Поиски выхода. Преступность, уголовная политика, места заключения в постсоветском пространстве. - М.: Права человека, 2011 - 240 с.

. Александров Ю. Тюрьмы России: история и современность. М.: Преступление и наказание, 2009. - 244 с.

. Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки светского уголовного процесса. - Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2009. -251 с.

. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. - М.: Юрид. лит., 2009. -Т. 2.-360 с.

. Андреев В.Н., Минаков Ю.А. Предварительное заключение под стражу в следственных изоляторах: практика исполнения и проблемы совершенствования: Практ. пособие. М.: Изд-во ВНИИ МВД России, 2012. - 72 с.

. Андреев В.Н. Содержание под стражей в СССР и России (порядок и условия). - М.: Спарк, 2011. 198 с.

. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Рос. право, 2011.-256 с.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2011.-800 с.

. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Междунар. отношения, 2012. 239 с.

. Божъев В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М.: Юрид. лит., 2011.- 176 с.

. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 2011. 464 с.

. Большой толковый словарь русского языка / Сост. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2009. 1536 с.

. Булатов Б.В., Горобцов В.И., Шутов Ю.И. Правовое регулирование исполнения предварительного заключения под стражу: Лекция. - Омск: Изд-во Омск. высш. шк. милиции МВД РФ, 2010. 40 с.

. Васильева Е.Г. Меры уголовно-процессуального принуждения. Монография. Уфа: Изд-во Башкир, гос. ун-та, 2013. - 136 с.

. ВИЧ в тюрьмах: Практ. пособие (для пенитенциарных систем новых независимых государств) / Под ред. П. Боллини // Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 2011. - 311 с.

. Галкин Б.А., Иванов Ю.А., Калашникова Н.Я. и др. Российский уголовный процесс / Под ред. Д.С. Карева. М.: Высшая школа, 2008. - 552 с.

. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. - М.: Госюриздат, 1960. Т. 1. - 384 е.; - 1961. - Т. 2. - 582 е.; - 1961. - Т. 3. - 430 е.; - 1962. -Т. 4. - 302 е.; - 1963. - Т. 5. - 340 с.

. Гришко А.Я. Норвежские тюрьмы: общая характеристика, гражданско-правовой статус заключенных (на примере мужской тюрьмы в г. Осло): Аналит. обзор. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. - 31 с.

. Данъшина Л.И., Маркова М.Г., Смирнов A.M. Правовое положение лиц, заключенных под стражу в порядке применения меры пресечения: Учеб. пособие. М.: Изд-во Академии МВД РФ НИИ РИО, 2007. - 63 с.

. Евграфов А.П., Даныиина Л.И., Малиновкин С.М. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей в порядке применения меры пресечения / Под ред. А.И. Сергеева. М.: Изд-во ВНИИ МВД РФ, 2009.-48 с.

. Забровская Л.Ю. Пенитенциарное законодательство Российской империи XIX века: Брошюра. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.-16 с.

. Имплементация Европейских пенитенциарных правил в российском уголовно-исполнительном законодательстве: Науч.-аналит. обзор / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. - Рязань: Академия ФСИН России, 2006. - 149 с.

. Иниюков С.М. Зарубежная криминология: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. - 383 с.

. Кашуба Ю.А., Пономарёв С.Н. Основы современной уголовно-исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних: Монография. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2012.- 180 с.

. Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: Пособие для тюремного персонала. - Лондон: Междунар. центр тюремных исследований, 2012. 156 с.

. Комментарий к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. Ю.И. Калинина; науч. ред. А.Я. Гришко. - Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 215 с.

. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова. М.: Изд. дом «Юриспруденция», 2005. - 320 с.

. Кохман В.Н., Полищук Н.И. Правовая инфильтрация норм международного права в уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации. Воронеж, 2008. - 247 с.

. Лукина Е.А. Соотношение российского законодательства и международно-правовых норм, регламентирующих охрану здоровья осужденных: Монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. - 180 с.

Похожие работы на - Правовое регулирование режима в исправительных учреждениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!