Конституционное право гражданина

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционное право гражданина

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и сущность конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в России

Глава 2. Законодательство РФ, регулирующее свободу творчества

.1 Гарантии права на свободу творчества в современной России

.2 Механизм реализации права на свободу творчества в современной России

.3 Конкретизация базовых норм права на свободу творчества в современном законодательстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. относит к числу прав свободу во всех сферах творческой деятельности.

Данное право, будучи духовно-культурной ценностью, способствует внутреннему обогащению человека, вдохновляет на новые деяния, поиски и идеи. Конституционное закрепление права на свободу творчества, развитие и конкретизация его в отраслевом законодательстве имеют немаловажное значение для повышения культуры российского общества.

Приходится, к сожалению, констатировать, что механизм реализации и защиты права на свободу творчества в России еще далек от совершенства. Соответственно в науке и практике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свобода творчества как условие саморазвития личности провозглашено Конституцией РФ, а с другой стороны, сегодня не завершено реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности. конституционный право творчество законодательство

Актуальность работы: На современном этапе возникает необходимость изучать научно-теоретические основы современного конституционного права на свободу творчества в России (и за рубежом), чтобы уметь отстоять свое право на свободу творчества, а специалистам уметь разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства в данной сложной и динамичной сфере.

Специфика нашего исследования предполагает необходимость изучения широкого спектра взаимоотношений личности, общества и государства в правовой и духовно-культурной сфере. Комплексный характер проблемы предполагает обращение к различным разделам юриспруденции: теории государства и права, конституционному праву, гражданскому праву, международному праву.

При изучении проблемы можно опираться на авторов, которые внесли значительный вклад в разработку общей и конституционной теории прав человека и гражданина: С.А. Авакьян, Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.А. Безуглов, А.Д. Бойков, В.В. Бойцова, Н.С. Бондарь, С.Н. Братусь, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, П.П. Глушенко, В.Е. Гулиев, А.И. Денисов, Ю.П. Еременко, А.В. Зиновьев, А.П. Иванов, О.С. Иоффе, В.Т. Кабышев, С.Ф. Кечекьян, М.И. Ковалев, Е.А. Козлова, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Кутафин, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, А.И. Лепешкин, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Н.С. Малеин, А.Ф. Малый, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, В.А. Масленников, Н.И. Матузов, О.О. Миронов, А.С. Мордовец, B.C. Основин, В.А. Патюлин, И.Л. Петрухин, Ф.М. Рудинский, В.А. Ржевский, Б.М. Семенеко, Б.А. Страшун, Б.Н. Топорнин, В.А. Туманов, И.Е. Фарбер, Н.Ю. Хаманева, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин, B.C. Шадрин и др.

В качестве источниковой базы курсовой работы можно использовать следующие нормативные источники: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Конституционного Суда России, решения иных федеральных судов, указы Президента РФ, постановления российского Правительства, нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, акты органов власти субъектов РФ. А также акты международного права и конституции зарубежных стран.

Поэтому при подготовке к написанию курсовой работы были использованы: нормативные источники, специальная литература, научные статьи, информационно-правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс».

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации права человека и гражданина на свободу творчества в современной России.

Предмет исследования составляет содержание конституционного права на свободу творчества в Российской Федерации.

Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на системный метод, наиболее полно исследовать конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России и механизм его реализации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

.Дать характеристику понятия и сущности конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в России;

.Рассмотреть гарантии права на свободу творчества в современной России;

.Показать структуру механизма реализации данного права в современной России;

.Проанализировать базовые нормы, законодательно закрепляющие право человека и гражданина на свободу творчества в современном Российском государстве.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие и сущность конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в России

Статья 44 Конституции Российской Федерации гласит:

. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Разберем подробно самую важную 1 часть статьи 44 Конституции, где говорится о свободе творчества:

Слово «каждый» в ч. 1 данной статьи Конституции подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений.

В 44 статье Конституции не дается определения понятия «творчество».

Применительно к данной статье творчество, видимо, может рассматриваться в двух аспектах:

как процесс творческой деятельности,

и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму.

Из разнообразной литературы можно вынести сущность понятия «творчества» - это важнейшая составная часть духовной деятельности человека, которая представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

В данной 44 статье Конституции оперирует понятие «свобода творчества». Определение понятия «свободы творчества» в статье 44 - не дается.

Видимо, свободу творчества следует буквально понимать как духовную свободу. С правовой точки зрения свобода творчества - неотъемлемая составляющая демократической традиции, правового государства.

Правовое регулирование свободы творчества - это выражение государственного отношения к 1) саморазвитию и инициативности личности, 2) результатам творческого труда, 3) к культуре в целом, для которой творчество выступает важнейшим фактором динамики.

Отсюда свобода творчества - сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений.

Основу такого состояния действительности создает международное право и конституционное право конкретной страны.

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) не гарантировала свободу творчества, но она провозглашала ряд свобод, применимых в общем к этой области:

Статья 18 о свободе мысли: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19 о свободе убеждений и выражений: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Статья 22 о праве в культурных областях: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».

Статья 27 об участии в культурной жизни общества и защиту трудов: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Принцип уважения свободы творческой деятельности получил закрепление позднее в ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Статья 15.

. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на:

а) участие в культурной жизни;) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение;

с) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

. Меры, которые должны приниматься участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры.

. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности.

. Участвующие в настоящем Пакте государства признают пользу, извлекаемую из поощрения и развития международных контактов и сотрудничества в научной и культурной областях.

Принцип уважения свободы творческой деятельности получил закрепление также и в разделе «Культура» Парижской хартии для новой Европы 1990 г: «Мы признаем важнейший вклад нашей общей европейской культуры и разделяемых нами ценностей в преодолении раскола на континенте. Поэтому мы подчеркиваем свою приверженность свободе творчества, а также защите и развитию нашего культурного и духовного наследия во всем его богатстве и разнообразии… В целях содействия более глубокому взаимному ознакомлению наших народов мы выступаем за создание культурных центров в городах других государств-участников, а также за более активное сотрудничество в аудиовизуальной области и более широкий обмен в сфере музыки, театра, литературы и искусства… Мы принимаем решение приложить особые усилия в нашей национальной политике в целях содействия более глубокому взаимопониманию, в частности среди молодежи, посредством культурных обменов, сотрудничества во всех областях образования и, более конкретно, посредством преподавания и подготовки на языках других государств-участников».

В советское время впервые государственное отношение к свободе творчества было выражено в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., которые в главах о социальном развитии и культуре содержали идентичные предписания: «всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества». Свобода творчества в системе основных прав и свобод также получила конституционное закрепление в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., но эта свобода должна была соответствовать целям коммунистического строительства: «Гражданам РСФСР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества».

В конце 80-х - начале 90-х г. XX в. свобода творчества закреплялась как одно из условий построения рыночной экономики СССР и РСФСР. В этот период провозглашалась необходимость установить условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности, раскрепощения инициативы, обеспечения свободы творчества и развития национальных культур.

Позже в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. было установлено, что «свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом». Эта декларация действует и в наше время:

Статья 29.

. Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.

. Признается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

А в Декларации о языках народов РСФСР 1991 г. было провозглашено «право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества».

В действующей Конституции РФ 1993 г. о свободе применительно к творчеству упоминается несколько раз:

В главе 1 Конституции «Основы конституционного строя» имеются нормативные предписания, которые могут быть соотнесены со свободой творчества: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», как цель социального государства (ст. 7), В Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст. 13 Ч. 1). В ч. 2 ст. 26 говорится, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»; в ч. 1 ст. 44 - «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом».

По аналогии с Конституцией РФ свобода творчества закреплена в конституциях республик в составе Российской Федерации.

С правовой точки зрения свобода творчества защищена государством (Конституция и законы) и от государства.

Статья 17. Часть 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 55. Часть 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.

Но и государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. Об этом подробно говорится в 29 статье Конституции:

. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Таким образом, свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Ориентиры государственной политики в отношении свободы творчества получают свое выражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Часть 1 44 статьи Конституции упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое и заканчивается словами «другие виды».

Литературное и художественное творчество, научное и техническое творчество регулируется частью 4 Гражданского кодекса РФ.

Наряду с перечисленными выше, 44 статья Конституции говорит и о других видах творчества. К ним можно отнести и законотворчество, и создание новой идеологии, и разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д. К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.

В статье 44 ч. 1 Конституции говорится также о «преподавании».

Понятие «преподавание» может рассматриваться как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание или «образовательная деятельность» осуществляется, согласно ст. 21 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года, «образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями».

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ст. 22 ч. 4 ФЗ «Об образовании»).

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ст. 28 ч. 2 ФЗ «Об образовании»).

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ст. 32 ч. 3«Об образовании»).

Основываясь на взглядах российских конституционалистов (И.Е. Фарбера, С.А. Авакьяна, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева), можно сделать вывод, что свобода преподавания - это вид творческой деятельности, включающий в себя как выбор педагогом индивидуальной методики обучения и воспитания, так и соблюдение установленных государственным образовательным стандартом правил и требований. В связи с этим преподавателям образовательных учреждений разного уровня необходимо использовать и внедрять такие методики обучения и воспитания, которые способствовали бы максимальному выявлению творческих способностей у обучаемых и в дальнейшем развивались, поощрялись и стимулировались государством, профессиональным сообществом, общественностью.

В статье 44 ч. 1 Конституции также говорится об «интеллектуальной собственности».

Творчество можно считать частью (видом) интеллектуальной деятельности, но не следует полностью отождествлять творчество с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, которые имеют рационально-материальную основу.

Термин «интеллектуальная собственность» представляет собой специфическое наименование нематериальных объектов авторского и патентного права, которые иногда еще называют «промышленная собственность» или «литературная собственность». По отношению к праву на объект любого творческого произведения правильнее применять термин «интеллектуальные права».

В статье 44 ч. 1 Конституции говорится, что «Интеллектуальная собственность охраняется законом». В настоящее время это следующие законы:

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая, Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). Глава 69. Общие положения.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.04.2014). Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности <#"justify">Свобода творчества связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции и в законах, в частности:

с неприкосновенностью частной жизни, потому что в творчестве всегда присутствует таинство;

со свободой мысли, так как потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер;

со свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания;

со свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду;

со свободой массовой информации, так как результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации;

с правом на образование, поскольку в процессе образования происходит приобщение к творчеству и развитие способностей;

с правом на объединение, так как граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

Понятие «творчество» тождественно понятию «творческая деятельность». Понятие «творческая деятельность» не упоминается в 44 статье Конституции.

Понятие «творческой деятельности» как правовой категории закреплено в общем виде в ст. 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года N 3612-1 (в ред. Федерального закона от 30.09.2013): «Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация». Здесь же, в статье 3, дана расшифровка понятия «культурные ценности»: «Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».

В отечественном законодательстве, к сожалению, не закреплено единое понятие культурных ценностей.

Вместе с тем нельзя не отметить детальный перечень видов культурных ценностей, установленный Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В настоящее время это единственный крупный акт, в котором содержится их классификация.

Культурные ценности - это охраняемые правом уникальные вещественные произведения светского или религиозного характера, которые, будучи результатом творческого самовыражения человека в прошлом либо в настоящем, имеют значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность для общества и выступают связующим звеном между различными поколениями людей.

Подводя итоги первой главы нашей работы, отметим:

что творчество есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.

свобода творчества как объект конституционного права предполагает недопустимость идеологического диктата, контроля и цензуры со стороны государства во всех видах творческой самореализации, а право на свободу творчества предполагает гарантируемое конституционными нормами право человека создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием и др. творческой деятельностью.

При исследовании места анализируемого права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России мы пришли к выводу, что данное право на свободу творчества создает условия для культурного обогащения и просвещения всего общества в целом. Право на свободу творчества, в целом, помогает сохранять и укреплять нравственные ценности общества, традиции патриотизма и гуманизма, культурный и научный потенциал государства.

Глава 2. Законодательство РФ, регулирующее свободу творчества

.1 Гарантии права на свободу творчества в современной России

Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит:

. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит:

. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 31 «Основ законодательства о культуре», «Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры».

Следующие положения, прописанные в законах, можно считать гарантиями права на свободу творчества:

.Недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо творческой деятельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную и иную ответственность.

Свобода творчества не может быть абсолютной, т.к. возможно злоупотребление этой свободой.

. Недопустимость цензуры.

Отсутствие идеологического контроля за творческим процессом и цензуры в отношении произведений литературы, искусства и науки является вполне оправданным.

Однако часто средствами массовой информации транслируются телепередачи и фильмы, оказывающие негативное влияние на детей и подростков, например, отдельные зарубежные боевики, демонстрирующие насилие и жестокость, телепередачи комедийного жанра, выступления некоторых писателей-сатириков, в которых присутствуют ненормативная лексика, неприличные жесты и позы, не допустимые слова и выражения.

Данная телевизионная и кинематографическая продукция носит сомнительный, с точки зрения морали, не обогащающий, а разрушающий творческий характер. Демонстрацию фильмов и телепередач подобного рода следовало бы ограничить, а в ряде случаев и запретить.

. Равноправие профессиональных и непрофессиональных творческих работников в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.

. Защита авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность.

В российских условиях сложилась определенная система государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина с помощью правовых средств, в т.ч. и права на свободу творчества.

Значима роль в охране и защите права на свободу творчества российского Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (таких как Министерство культуры и массовых коммуникаций. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию).

В демократическом государстве среди механизмов защиты права на свободу творчества основную роль играет судебная защита.

Конституционный Суд России выступает гарантом прав и свобод личности. В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российском государстве согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.

Огромное значение имеют решения Верховного Суда России по конкретным авторским делам, рассмотренным им в кассационном порядке или в порядке надзора. Основной целью вынесения решений этого высокого Суда является ориентация нижестоящих судов и всех лиц и органов, толкующих закон, на правильное применение законодательства при разрешении отдельных вопросов авторского права. Решения Верховного Суда по наиболее важным делам получают широкую известность, они комментируются в литературе, на них ссылаются судьи, прокуроры, ученые и адвокаты.

Существенна роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в защите конституционного права на свободу творчества, творческого результата, полноценной охране авторских прав.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев (обладателей свидетельств), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон.

Таким образом, как видим, в российском законодательстве - Конституции и Основах законодательства о культуре - прописаны гарантии права на свободу творчества в современной России. Они - гарантии - защищены государством (представительной, исполнительной и судебной властью РФ) и международной защитой.


Механизм реализации конституционных прав и свобод - совокупность средств, форм и способов реализации субъективного права, действующих в течение последовательных стадий единого процесса и приводящих к фактическому пользованию социальными благами и конечному результату.

Основными элементами реализации конституционных прав и свобод в целом являются:

) конституционный статус, который включает основные нормы и конституционные правоотношения;

) конкретизация прав и обязанностей в отраслевом законодательстве;

) активное поведение субъекта в форме соблюдения, использования, исполнения правовых предписаний;

) пользование субъектом определенным социальным благом;

) активное поведение субъекта по восстановлению и защите нарушенного права, чему соответствует обязанность уполномоченных государственных органов защищать и охранять соответствующие права.

Данная стадия реализации конституционных прав и свобод не является обязательной, а может быть факультативной.

Соответственно, конституционно-правовой механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в широком смысле включает в себя следующие элементы:

а) закрепление данного права в основных нормах;

б) конкретизация конституционного права на свободу творчества в отраслевом законодательстве, в том числе условий и предпосылок его реализации, отдельных видов творческой деятельности, порядка и способов ее осуществления;

в) установление законодательных пределов и ограничений реализации права на свободу творчества, в частности, запрещение творческой деятельности, ведущей к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства;

г) активные действия субъекта в ходе реализации анализируемого основного права и достижения фактического результата в этом процессе;

д) охрана и защита данного права государством.

Институт ограничения прав - компонент конституционно-правового механизма реализации права. Ограничение права должно быть соотнесено и связано с конкретизацией данного права в отраслевом законодательстве, а также его охраной и защитой.

Особенность конкретизации права на свободу творчества состоит в необходимости в большом количестве отраслевых и специализированных нормативных актов, т.к. существует значительное разнообразие видов творческой деятельности и ее результатов, защиты авторских и смежных прав.

Таким образом, механизм реализации права на свободу творчества в современной России строится на конституционных нормах, защите данного права государством, отраслевом законодательстве и активном поведении субъекта.

.3 Конкретизация базовых норм права на свободу творчества в современном законодательстве

Закрепление свободы творчества в Конституции и законах означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», принятых в 1992 г. Раздел второй закона называется «Права и свободы человека в области культуры».

Статья 8. «Основ» гласит, что в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Исходя из ст. 10 «Основ законодательства о культуре РФ», каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Охрана секретов мастерства - один из аспектов тайны творчества - обусловлена современной ситуацией, когда общество стоит перед индустриальной революцией в сфере художественного творчества. Сегодня творчество часто становится основным источником существования все большего числа людей, превращается в бизнес. Так, народный художественный промысел - форма народного творчества, но изделия художественных промыслов особенно востребованы в тех местностях, где развит туризм, а, следовательно, есть потребность в сувенирной продукции, которая производится для массового потребления.

Согласно ст. 17 «Основ законодательства о культуре РФ» под названием «Право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности», творец вправе вывозить свое творение за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Этот порядок определяет Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями).

Раздел пятый «Основ» называется «Положение творческих работников».

Ст. 27 под названием «Государство и положение творческих работников» заявляет, что «Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права».

Согласно ст. 28 «государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий по подготовке кадров в области культуры и искусств, занятости, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ).

Раздел шестой «Основ» носит название «Обязанности государства в области культуры».

Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на «пропаганду войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии» (ст.31 «Основ»).

Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке: «Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. (ст.31 «Основ»), а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Отметим, что одной из важнейших гарантий реализации конституционного права на свободу творчества является установление запрета на осуществление монополии и недобросовестной конкуренции в области культуры и творчества. Данное положение закреплено в ст. 32 «Основ законодательства РФ о культуре», согласно которой «действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации». А также «для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений».

Статья 33 «Основ» под названием «Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов» свидетельствует, что «органы государственной власти и управления осуществляют свой протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость. Содержание, формы и способы такого протекционизма (покровительства) определяются государственными программами сохранения и развития культуры».

Статья 62 «Основ» заявляет, что «ответственность за нарушение законодательства о культуре устанавливается законодательством Российской Федерации». На нынешний момент это - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 02.11.2013), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. От 20.04.2014) и Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред.от 03.02.2014).

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в части 4 Гражданского кодекса РФ и в Федеральных законах.

В ч. 4 «Гражданского кодекса РФ» рассматривается детально:

что такое интеллектуальная собственность (Статья 1225)

что такое интеллектуальные права (статьи 1226 и 1227)

кто является автором результата интеллектуальной деятельности (статья 1228)

механизм реализации и защиты интеллектуальной деятельности, авторского права, патентного права, права на селекционное достижение, права на топологии интегральных микросхем, права на секрет производства, права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (права фирменное наименование, товарные знаки, права на наименование места происхождения товара, права на коммерческое обозначение), права на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Также действуют всевозможные Федеральные законы

Назрела необходимость в принятии ряда федеральных законов, например «Закона об инновационной деятельности».

Практики говорят о несовершенстве российского законодательства, которое может стать серьезным препятствием на пути развития прорывных технологий. Сегодня все хорошо понимают, что без соответствующей нормативной базы даже самая радикальная политика в сфере инновационной деятельности не может быть реализована. Мы создаем правовое государство, и нам нужны такие законы, которые, с одной стороны, обеспечивали бы благоприятные условия для адаптации науки и научно-исследовательских организаций к практике рыночных отношений. А с другой - значительно повысили бы заинтересованность предпринимателей и товаропроизводителей в развитии и внедрении наукоемких технологий.

Дело в том, что бизнес, особенно крупный, весьма неохотно инвестирует инновационную деятельность, поскольку у его представителей нет уверенности, что они получат быстрый и высокий доход. С другой стороны, у научного сообщества нет достаточных средств, чтобы активно развивать наукоемкие технологии и внедрять их в реальную экономику. Без активной и волевой позиции государства в решении этих проблем нам не обойтись.

В октябре 2010 года в Государственной Думе РФ рассматривался, но был отклонен очередной депутатский законопроект, подготовленный депутатами фракции «Справедливая Россия», регламентирующий инновационную деятельность в стране. Этот проект летом 2010 года также дважды рассматривался на заседаниях Комитета по науке и наукоемким технологиям и также был отклонен. Из 75 отзывов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации 49 не поддерживают этот документ. Поэтому вполне естественно, что при голосовании в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы он был отклонен большинством депутатов.

Причинами отклонения проектов были в том, что большинство его положений и формулировок носило декларативный и неконкретный характер. Кроме того, в предлагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании были представлены суммы выпадающих, в результате налоговых льгот, бюджетных доходов, но не указываются источники, за счет которых они компенсировались бы.

Затем рабочая группа, созданная на базе совета по инновациям Комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, разработала другой базовый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». 09.03.2011 он был рассмотрен Советом ГД ФС РФ (Протокол N 267, п. 61) и, согласно Протоколу, было решено «Включить указанный проект Федерального закона в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2011 года (май)». До сих пор проект не принят как закон.

Но 28 сентября 2010 г. президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково». Закон регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории.

Реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» (далее - проект) осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов по направлениям, указанным в части 8 статьи 10 настоящего Федерального закона: «Исследовательская деятельность осуществляется по следующим направлениям:

) энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;

) ядерные технологии;

) космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (в том числе создание соответствующей наземной инфраструктуры);

) медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;

) стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Что дал бы закон об инновационной деятельности: принятие данного законопроекта позволило бы государству более активно влиять на развитие российского национального сектора, запуская необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Данная поддержка могла бы носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени.

Таким образом, конкретизация базовых норм права на свободу творчества в современном законодательстве регулируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре, частью 4 Гражданского кодекса РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным Кодексом Российской Федерации и Федеральными законами.

Заключение

На основании изученного материала, соответственно поставленным целям и задачам, можно сделать следующие выводы:

Творчество - процесс создания человеком культурных ценностей и их интерпретация, которые отличаются новизной, неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической и иной уникальностью. Оно состоит из нескольких фаз (этапов), имеет свою цель, средства и определенный результат. Творчество представляет собой правовую и духовно-культурную категорию.

Право на свободу творчества, закрепленное в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, представляет собой комплексное субъективное право, состоящее из таких правомочий, как возможность действия; возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; право притязания; потенциальная вероятность возникновения отношений по пользованию определенным социальным благом.

Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества является:

выражением свободы личности в духовно-культурной сфере;

важным культурным правом в системе конституционных прав и свобод, тесно взаимосвязанным с правом на образование, правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Образование - первостепенный фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. По многим позициям оно созвучно творчеству. В связи с этим право на образование оказывает большое содействие в реализации права на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Для того чтобы полноценно реализовать данное право, необходимо получить соответствующее образование.

Кроме того, Конституция РФ (ч. 1 ст. 44) закрепляет право на свободу преподавания, которое связано с образованием и образовательной деятельностью. Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений.

Свобода преподавания понимается как вид творческой деятельности, включающий в себя как выбор педагогом индивидуальной методики обучения и воспитания, так и соблюдение установленных государственным образовательным стандартом правил и требований.

Конституционно-правовой механизм реализации конституционного права человека и гражданина на свободу творчества в широком смысле включает в себя следующие элементы: а) закрепление данного права в основных нормах; б) конкретизация конституционного права в отраслевом законодательстве, в т.ч. условий и предпосылок его реализации, отдельных видов творческой деятельности, порядка и способов ее осуществления; в) установление законодательных пределов и ограничений реализации права на свободу творчества, в частности, запрещение творческой деятельности, ведущей к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства; г) активные действия субъекта в ходе реализации анализируемого основного права и достижения фактического результата в этом процессе; д) охрана и защита данного права государством.

Регулирование отношений, возникающих по поводу создания и использования результатов творческой деятельности, должно осуществляться на основе базовых норм, закрепленных в Конституции РФ, Части четвертой Гражданского кодекса РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе Российской Федерации, Федеральных законах и отраслевых законах.

Список использованной литературы

1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2007. - 784с.

.Закон об инновационной деятельности. Интервью председателя Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям Вячеслава Осипова журналу «АО» (Аккредитация в образовании») 27.12.2010

.Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу

творчества в современной России: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов, 2007. - 26 с.

Похожие работы на - Конституционное право гражданина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!