Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации














Курсовая работа

Конституционное право

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Конституционные права, свободы человека и гражданина в РФ

. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Введение

Проблема. Понятие конституционных прав, свобод человека и гражданина в РФ, обусловленное характеристикой конституционного регулирования данных прав и свобод, подразумевает под собой рассмотрение вопроса соотношения понятийного аппарата "основные права человека" и "конституционные права человека".

Определение классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ, включая в себя соотношения понятий "конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ" и "классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ", содержится в характере данной классификации. Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ, определяясь конституционным ограничением прав и свобод человека, представляет собой конституционно-правовое регулирование пределов ограничения данных основных прав и свобод.

Соблюдение Конституции РФ и Законов РФ как один из аспектов конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ, являясь главенствующей обязанностью, которая возложена на граждан, по своему содержанию имеет распространение и на иных лиц, как без исключений всеобщая обязанность соблюдение Конституции РФ и Законов РФ.

Уважение прав и свобод иных лиц, как одна из конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ, обусловлено важнейшим условием свободы, её необходимым ограничением и основополагающим принципом правопорядка. Забота о детях и нетрудоспособных родителях как конституционную обязанность человека и гражданина в РФ включает в себя проблему исследования обязанности родителей заботиться о детях и их воспитывать и такой вопрос как обязанность трудоспособных детей, достигших восемнадцати лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

Получение основного общего образования в качестве проблематики исследования конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ определяется исследованием возложения на каждого гражданина такого рода обязанности, а на родителей либо лиц, которые их заменяющих - обеспечения получение детьми этого образования. Вопрос изучения заботы о памятниках истории и культуры как конституционная обязанность человека и гражданина в РФ представляется выявлением характеристики обязанности каждого человека и гражданина входит забота о сохранении исторического и культурного наследия, путём сохранения памятников истории и культуры.

Уплата налогов и сборов в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ подлежит своему изучению регламентации данной обязанности как обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы, то есть исследование вопроса элементарного требования к человеку и гражданину, живущему в обществе, а также пользующимся благами государственной деятельности. Сохранение природы и окружающей среды как проблематика исследования конституционной обязанности человека и гражданина в РФ заключается в изучении трактовки Основного Закона РФ, относительно данной обязанности каждого человека и гражданина в РФ. Анализ конституционную обязанность человека и гражданина в РФ - защита Отечества - представлен выделением исследования содержания данной обязанности, то есть понятия "долг", который, в этом смысле, подразумевает собой обязанности гражданина РФ.

Актуальность. Проблема исследования понятия конституционных прав, свобод человека и гражданина в РФ, обусловленная изучением проблематики этих прав в РФ, выражаемая характеристикой конституционного регулирования данных прав и свобод, представляется актуальной в свете навившей угрозы рассматриваемым правам и свободам в жизнедеятельности человека и гражданина.

Актуальность исследования конституционных пределов ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ заключается в следующем. Границы, которые определят государство для установления сфер, где человек и гражданин действует по своему выбору и по своему усмотрению, характеризуются гарантиями собственного невмешательство в данные сферы и предотвращение негативного воздействия со стороны других обеспечиваются исполнением требований морали, нравственности, общественного порядка, здоровья людей.

Актуальность проведения анализа конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ включает в себя отсутствие в законе определённых стандартов социальной защищенности, которая ставит задачу по выявлению чётких критериев, которые позволяют определить конкретизированные конституционные обязанности человека и гражданина.

Степень разработанности проблемы конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ, находясь в области изучения их перечня, который является закреплённым перечнем в Основном законе РФ и в Законах РФ, выражен недостаточностью исследования системы гарантий прав, свобод и обязанностей в диссертационном и монографическом характере изучения данного вопроса.

Цель исследования. Изучение следования человеком и гражданином конституционной законности для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод других членов российского общества, при определении верховенства и прямого действия Конституции РФ при реализации данных прав, свобод и обязанностей.

Методы исследования - изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение судебной практики КС РФ, сравнение, анализ и синтез.

Практическая значимость. Каждый гражданин, обладая на территории РФ всеми правами и свободами и обременённый равными обязанностями, предусмотренные Основным Законом РФ, что имеет достаточно серьезное практическое значение для практики реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, при своём гаранте защиты, позволяет повысить эффективность и результативность их реализации на основе принципа равенства, руководствуясь общепризнанными принципам и нормам международного права, согласно Конституцией РФ.

конституционный право свобода обязанность

1. Конституционные права, свободы человека и гражданина в РФ

.1 Понятие основных конституционных прав, свобод человека и гражданина в РФ

Проблема исследования понятия конституционных прав, свобод человека и гражданина в РФ, обусловленная изучением проблематики этих прав в РФ, выражаемая характеристикой конституционного регулирования данных прав и свобод, представляется актуальной в свете навившей угрозы рассматриваемым правам и свободам в жизнедеятельности человека и гражданина.

Рассматривая вопрос понятия "основные права человека", необходимо отметить, что понятие "конституционные права человека" обусловлены своей непроизвольностью и закреплением одних прав в Основном Закон РФ и регламентацией иных прав текущим законодательством, при определении своей значимости для человека, изначального (производного) своего характера, а также их принадлежность человеку, включая свою специфику реализации.

Истинная сущность основных прав человека, обретаемая только после их закрепления в конституции демократического государства, к которому относится РФ, обуславливает целесообразность и актуальность определения данного понятия, при его сравнении с понятием "конституционные права человека"

Конституционное регулирование понятия "основные права человека" выражаясь, прежде всего, понятием "конституционные права" (ст. 17 Конституции РФ), представляется перечислением в Основном Закон РФ основных прав, которые не должны толковаться в качестве отрицания либо умаления иных общепризнанных прав человека (ст. 55 Конституции РФ).

Равноценность понятий "Основные права" и "конституционные права" и неотъемлемая часть единой системы прав человека, которые составляют их конституционные либо основные права, содержащиеся в Конституции РФ, отмечают большинство авторов учебников и учебных пособия по дисциплине "Конституционное (государственное) право". Например, конституционные права - это не все права, которыми обладает человек, а только основные, наиболее важные права, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

Соотнося понятия "основные права человека" и "конституционные права человека", С.А. Авакьян подчёркивает, что в системе социальных возможностей человека, которые складываются в обществе, отличаются права, наиболее полно и глубоко выражающие сущность взаимоотношений человека и общества.

Учитывая конституционное регулирование данных понятий, осознавая данную систему основных социальных возможностей членов общества, необходимо характеризовать понятия "основные права человека" и "конституционные права человека" в качестве юридически закреплённых понятий в Основном Законе РФ, регламентируя их как конституционные правами человека.

Существующая иная позиция по поводу характера соотношения понятий "основные права человека" и "конституционные права человека", выражая их как различные понятия, аргументирует данную дифференциацию понятий социальными предпосылками конституционных прав, соотношением социального содержания и правовой формой в конституционных правах.

В этом случае, сведение основных прав человека исключительно к конституционным правам человека представляя собой односторонний подход, учитывающий только формальный критерий, предполагает выделение наиболее широкой характеристики понятия "конституционные права человека" перед понятием "основные права человека". Здесь, тогда, когда конституционные права выражаются всегда основными правами человека, а последние не всегда представляют собой лишь конституционные права человека, требуется определять принадлежность того либо иного права человека к категории основных прав не только таким фактом как закрепления их в Конституции РФ.

Отмечая собственную позицию относительно понятия "основные права человека", стоит подчеркнуть, что наличествует общее, единое понятие прав человека независимо от закона в каком они являются закреплёнными правами, где при необходимости только на основании общего понятия "права человека" раскрываются специфические признаки одних либо других основных его прав.

Поэтому, конституционные или основные права человека представляют собой совокупность таких естественных, а также неотчуждаемых прав и свобод, обладающими человеком в силу рождения, не зависящие от его принадлежности к определённому государству, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Анализируя понятие определяя "права гражданина в РФ", целесообразно выделить тот факт, что данные права, утверждённые непроизвольным образом как в Основном Законе РФ, так и в текущем законодательстве, выражаются своими свойствами - значимость данного права для гражданина, изначальность либо производность принадлежности их гражданину и специфика их реализации как особые юридические свойства.

Общее конституционно-правовое значение непосредственного действия прав гражданина (ст. 18 Конституции РФ), выражаемое смыслом, содержанием и применением законов в отношении данных прав, обусловленное принятием этих нормативно-правовых актов для обеспечения и защиты прав гражданина,

гарантированных Основным Законом РФ, которые по своему смыслу, содержанию и применению должны обеспечивать их реализацию гражданами, при непосредственном действии данных законодательных актов.

Конституционно-правовое регулирование прав гражданина заключается в их признании и гарантии, руководствуясь общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно Основному Закону РФ, при их осуществлении, которое не должно нарушать права и свободы иных лиц (ст. 17 Конституции РФ).

Судебная практика в отношении характеристики понятия "права гражданина" определяет то, что для реализации данных прав необходимо учитывать формальное процессуальное и фактическое положение лица (Определение КС РФ от 04.12.2003 № 440-О). В этом смысле, некоторые авторы выделяют следующее. "Гражданин", именуемый в тексте Основного закона РФ словами "каждый" являясь первичным обладателем комплекса неотъемлемых конституционных прав и свобод, предполагает реализация идеи о признании в РФ высшей ценностью его прав, реализуемых в конституционно-правовом смысле исключительно через их осуществление непосредственным образом, или путём деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия.

Следовательно, права гражданина в РФ характеризуются правами, а также свободами человека, включая гражданина, которые являются закреплёнными правами и свободами за лицом, лишь в силу его принадлежности к определённому государству.

Таким образом, конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ выражается спецификой характера самих прав и свобод, которые касаются сфер жизнедеятельности человека и гражданина, своей регламентацией определённых прав и свобод, являющиеся конкретизированной системой, которая имеет логические основания, но никак не простую совокупностью прав и свобод.

Итак, конституционными или основными правами и свободами человека и гражданина в РФ являются защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат ему от рождения либо в силу гражданства (Приложение А).

.2 Классификация конституционные права и свобод человека и гражданина в РФ

Проблематика изучения определения "классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ", включаемая исследование соотношения понятий "конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ" и "классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ",

вбирает в себя анализ характера данной классификации, что актуально вследствие недостаточности междисциплинарных исследований этой классификации. Определяя данную терминологию, стоит отметить причины, по которым одни права и свободы закрепляются не произвольно в Основном Законе РФ, а другие утверждаются в текущем законодательстве, при своей значимости для человека и гражданина, изначального или производного своего характера их принадлежности, а также своих особых юридических свойств. В этом смысле, классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ, основанная на вышеотмеченных признаках, выражена такими пятью группами как:

личные или гражданские права и свободы человека и гражданина, политические права и свободы человека и гражданина, экономические права и свободы человека и гражданина, социальные права и свободы человека и гражданина и культурные права и свободы человека и гражданина (Приложение Б).

При исследовании классификации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ, необходимо изучить и систему основных прав и свобод человека и гражданина в РФ, обуславливаемая своей группировкой, характеризуемая приоритетами основного Закон РФ в своём последовательном расположении.

Группировка же конституционных прав и свобод человека и гражданина, отражая соответствующую идеологию, которой следует РФ как правовое государство, наличествует трактовкой содержания концепции правового статуса личности.

Конституция РФ, которая основана на концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в такой последовательности, которая выражается первостепенным указанием личных прав и свобод человека и гражданина, далее указываются политические прав и свобод, а только за ними закреплены социально-экономические права и свободы, что характеризует последовательность, присущая "Всеобщей декларации прав человека".

Анализ понятия "классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ", который стоит дополнить исследованием определением каждой из пяти групп прав и свобод человека и гражданина, выражается тем, что:

личные или гражданские права и свободы человека и гражданина представляют собой права и свободы, которые вытекают из прав человека и гражданина, как результат объективного права или следствие общего государственного правопорядка, установленного в РФ как в современном конституционном государстве, но никак результат субъективного права граждан России;

политическими правами и свободами человека и гражданина являются демократические стандарты, которые гарантируют право иметь и выражать политические, а также другие убеждения, при передаче их другим, свободу доступа к информации и СМИ, свободу объединений, собраний в ходе избирательных кампаний (ст. 19 "Международного пакта о гражданских и политических правах");

экономические права и свободы человека и гражданина, выраженные в правах и свободах, имеющих своё место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, характеризуемых особенностью субъекта, объекта, сущностью рыночных отношений, а также условий, при которых каждый может пользоваться своими экономическими правами (Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах");

социальные права и свободы человека и гражданина, содержащие в себе права и свободы, которые в отношении к другим правам, среди поколений прав и в иных классификациях прав человека включают в себя социальные блага, намерения, обусловленные субъективным правом, а также родовую общность и их перспективу в РФ - идеал свободной человеческой личности

(Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах");

культурные права и свободы человека и гражданина, определяющиеся правами и свободами человека и гражданина, обеспечивающие право каждого на участие в культурной жизни, в приобщении к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Поэтому, классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ - это классификация конституционных прав и свобод, представляющая собой своё подразделение на личные или гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, являющаяся значимыми для человека и гражданина, изначальным или производным своим характером их принадлежности и особыми юридическими свойствами.

.3 Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

Вопрос исследования конституционных пределов ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ, выражаясь изучением понятия "конституционное ограничение прав и свобод человека", включая в себя анализ конституционно-правового регулирования пределов ограничения данных основных прав и свобод, определяется правовой позицией КС РФ о пределах ограничения конституционных прав ФЗ.

Актуальность исследования конституционных пределов ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ заключается в следующем.

Границы, которые определят государство для установления сфер, где человек и гражданин действует по своему выбору и по своему усмотрению, характеризуются гарантиями собственного невмешательство в данные сферы и предотвращение негативного воздействия со стороны других обеспечиваются исполнением требований морали, нравственности, общественного порядка, здоровья людей.

Для начала необходимо подчеркнуть, что отдельные авторы учебников и учебных пособий по дисциплине "Конституционное (государственное) право" понятие "конституционное ограничение прав и свобод человека в РФ" характеризуют как: вынужденная мера, которая выражается объективной потребностью установления правового поля, в котором субъекты права могут без ущерба друг другу достойно функционировать; ограничения, которые должны иметь свои пределы, определённые потребностью предоставления в демократическом государстве максимальных прав из возможных прав.

Поэтому, природа возможных ограничений вытекает из природы права, подлежащего ограничению, с тем, чтобы права человека и гражданина воспринимались и обеспечивались как конкретные и действительные права, при любом способе обеспечения данных прав, применяемым РФ как государством.

Конституционно-правовое регулирование конституционное ограничение прав и свобод человека в РФ выражено в Основном Законе РФ в качестве того, что:

права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, общественности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);

в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

Следовательно, с целью определения пределов ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ фундаментальное, всеобщее, основание, которое применяется к любому праву - это принцип формального равенства, выражающий сущность права в качестве особого социального явления.

Правовая позиция КС РФ о пределах ограничения конституционных прав ФЗ определяется:

необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений, выраженные тем, что допускаются ограничения того или иного права, при обеспечении баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов, используя лишь необходимые и строго обусловленные этими целями меры;

такими ограничениями, которые отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми с целью защиты конституционно значимых ценностей прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права (Постановление КС РФ от 30. 10. 2003 года № 15-П).

Таким образом, правовая позиция КС РФ по проблематике пределов ограничения ФЗ конституционных прав человека и гражданина в РФ определяет теоретическую основу с целью эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, создавая надёжные гарантии против неправомерных ограничений конституционных прав и свобод, умаляющим основное содержание этих прав и свобод.

Итак, конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ - это пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, сущность которых выражается природой права, где принцип формального равенства, обуславливающий природу права, закреплён правовой позицией КС РФ как надёжного гаранта против неправомерных ограничений конституционных прав и свобод.

2. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

.1 Понятие конституционных обязанностей

Проблема исследования конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ, характеризуясь изучением понятия "обязанности", обусловленное анализом такого аспекта как равенство обязанностей, выражается рассмотрением вопросов:

соблюдения Конституции РФ и законов РФ, уважение прав и свобод иных лиц, заботы о детях и нетрудоспособных родителях, получения основного общего образования, заботы о памятниках истории и культуры, уплаты налогов и сборов, сохранения природы и окружающей среды и защита Отечества.

Актуальность проведения анализа конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ включает в себя отсутствие в законе определённых стандартов социальной защищенности, которая ставит задачу по выявлению чётких критериев, которые позволяют определить конкретизированные конституционные обязанности человека и гражданина.

Конституционно-правовое регулирование конституционных (основных) обязанностей человека и гражданина в РФ определяется в обязанностях:

соблюдать Конституцию РФ и Законы РФ (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ);

осуществлять права и свободы человека и гражданина, которые не должно нарушать права и свободы иных лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ);

заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ч. ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ), а также о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ);

получать основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ);

платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ), при реализации своей активной формы - служба в Вооруженных Силах РФ, когда возможно добровольное поступление на службу по контракту и альтернативная гражданская служба.

Рассматривая понятие "обязанности" в качестве составной часть правового статуса личности, необходимо отметить то, что они, наличествуя тесной связью с правами и свободами человека и гражданина, закрепляются во всём Основном Законе РФ и непосредственным образом в гл. 2 Конституции РФ. Как отмечают Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, порядок, который является основанным порядком на праве, выраженный единством прав и обязанностей.

Положение личности в РФ, обусловливаемое такими разнообразными видами социальных норм, опосредующих различный характер связи личности с российским обществом, выражает в своей совокупности общественный статус личности, составная часть которого - правовой статус, характеризующий отношения личности исключительно с государством. Правовой статус личности - это нормативно закрепленное положение индивидуума в обществе, в котором законодательным образом являются закреплёнными его обязанности, в свою очередь, гарантированные РФ как государством в обязательном порядке.

Понятие "конституционные обязанности человека и гражданина в РФ" обусловлено частью комплекса конституционно-правового статуса человека и гражданина, обладающего системно-иерархическими характеристиками и свойствами, во многом характеризуемого системой и иерархией источников права, включая особенности правового регулирования и соотношения источников права в рамках правовой системы РФ.

Что касается такого аспекта конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ как равенство конституционных обязанностей, то здесь стоит выделить позицию С.А. Авакьяна по данному вопросу, которая заключается в том, что каждый человек и гражданин обладает конкретизированным комплексом конституционных обязанностей, составляющих исключительно содержание правового статуса личности. Конституционно-правовое регулирование равенства конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ находится в принципе, согласно которому каждый гражданин РФ имеет обязанности, непосредственно связанные с равенством прав и свобод (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), определяющий то, что ни один гражданин не должен освобождаться (уклоняться) от обязанностей.

Поэтому, конституционными (основными) обязанностями человека и гражданина в РФ являются утверждённые и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые к поведению любых лиц, которые находятся на территории РФ или лишь к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, по причине необходимости их участия в обеспечении интересов общества, государства, иных граждан.

2.2 Содержание конституционных обязанностей

Рассматривая такой аспект конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ как соблюдение Конституции РФ и Законов РФ, целесообразно подчеркнуть, что данная обязанность, являясь главенствующей обязанностью, которая возложена на граждан, по своему содержанию имеет распространение и на иных лиц, как без исключений всеобщая обязанность соблюдение Конституции РФ и Законов РФ. В этом случае, конституционная обязанность человека и гражданина в РФ, выраженная в соблюдении Конституции РФ и Законов РФ, включает в себя всеобщую конституционную обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательные и нормативно-правовые акты РФ, характеризуемая в качестве законопослушания на соблюдение конкретных конституционных запретов.

К примеру, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Анализируя уважение прав и свобод иных лиц, как одну из конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ, целесообразно отметить, что данное конституционная обязанность обусловлена важнейшим условием свободы, её необходимым ограничением и основополагающим принципом правопорядка.

Конституционно-правовое регулирование обязанности - уважение прав и свобод иных лиц содержится в утверждении Основным Законом РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина, которое не должно нарушать права и свободы иных лиц (3 ст. 17 Конституции РФ). Следует согласиться с А.Н. Кокотовым и М.И. Кукушкиным, что единственно возможное соблюдение обязанности уважение прав и свобод иных лиц - это человеческие страсти и амбиции в русле сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

В этой связи, уважение прав и свобод иных лиц в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ характеризуется уважением им чужих прав, при развитом его правосознании и сдерживающих его нравственных начал, где эгоистическая реализация прав за счёт прав иных - это одновременное нарушение норм права и морали.

Подвергая анализу заботу о детях и нетрудоспособных родителях (ч. ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ) как конституционную обязанность человека и гражданина в РФ, целесообразно подчеркнуть, что она включает в себя: обязанность родителей заботиться о детях и их воспитывать; обязанность трудоспособных детей, достигших восемнадцати лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Данные обязанности граждан, отражая их личную ответственность за судьбу своих родителей и детей, когда они представляют собой лица, которые не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности, содержат в себя высокоморальный и материальный аспекты. Здесь, заботу о детях и нетрудоспособных родителях в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ обуславливают, как обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании и обязанность трудоспособных детей, достигших 18-и лет о нетрудоспособных родителях.

Повергая рассмотрению такую конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ получение основного общего образования, стоит выделить то, что ч. 4 ст. 43 Конституции РФ возлагает на каждого гражданина такого рода обязанность, а на родителей либо лиц, которые их заменяющих возлагает обязанность обеспечения получение детьми этого образования. При этом юридический смысл рассматриваемых обязанностей сводится к тому, что необходимость получения получение основного общего образования характеризует жизненную адаптацию гражданина в РФ. В этом случае, получением основного общего образования, то есть одной из конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ является конституционная обязанность человека и гражданина, сводящееся к тому, что жизненная адаптация гражданина в РФ выражается получением основного общего образования, при содействии этому со стороны родителей либо лиц, которые их заменяют.

Такая конституционная обязанность человека и гражданина в РФ как забота о памятниках истории и культуры, заключаемая в своём конституционно-правовом регулировании ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, определяется тем, что в обязанность каждого человека и гражданина входит забота о сохранении исторического и культурного наследия, путём сохранения памятников истории и культуры.

В этом смысле, стоит отметить, что анализируемая обязанность возложена на РФ как государство и на её граждан, так как многочисленные культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. В этой связи, правоотношения в реализации обязанности человека и гражданина в РФ - забота о памятниках истории и культуры регулируются "Основами законодательства РФ о культуре", Законом РСФСР от 15.12.1978, "Перечнем объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающего такие объекты всех регионов страны" (Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176). Здесь, целесообразно выделить тот факт, что анализируемая конституционная обязанность является направленной на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа РФ и на развитие его культуры. Поэтому, забота о памятниках истории и культуры в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ выражается обязанностью человека и гражданина,

имеющее направление - сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа РФ и развитие его культуры, при проявлении заботы о многочисленных культурных ценностях, находящихся в собственности у государства и в частной собственности у граждан.

Рассматривая такую конституционную обязанность человека и гражданина в РФ, как уплата налогов и сборов, необходимо выделить её конституционно-правовое регулирование - ст. 57 Конституции РФ, которое регламентирует обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы, в качестве элементарного требования к человеку и гражданину, живущему в обществе, а также пользующимся благами государственной деятельности. При этом обороноспособность и безопасность граждан, развитие экономики, образования, науки и здравоохранения обеспечивается в интересах всего российского общества, благодаря налогам и сборам, устанавливаемые исключительно законами (НК РФ (часть первая)), но не как не подзаконными правовыми актами. В этом случае, налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность за уклонение от исполнения конституционной обязанности по уплате налогов, которые дифференцируются на федеральные налоги, на налоги субъектов РФ и на местные налоги, в определённых размерах и в заранее указанные сроки, а также за нарушение порядка их уплаты.

Позиция КС РФ, относительно установленной конституционной обязанности человека и гражданина в РФ - уплата налогов и сборов, выражается тем, что:

общие принципы налогообложения и сборов, имеющие отношение к основным гарантиям, установленными ФЗ, обеспечивающих реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ (Постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П). Поэтому, конституционная обязанность человека и гражданина в РФ - уплата налогов и сборов подразумевающая под собой обязанность человека и гражданина по уплате налогов и сборов, которые являются установленными налогами и сборами исключительно законами, обеспечивают реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Что касается такой конституционной обязанности человека и гражданина в РФ как сохранение природы и окружающей среды, то здесь целесообразно подчеркнуть, что Основной Закон РФ устанавливает тот факт, что в обязанность каждого входит сохранение природы и окружающей среду, включая бережное отношение к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). При этом данная конституционная обязанность, определённая в таком ряде законодательных актов как ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Лесном кодекс РФ и ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ, за нарушение которого регламентирована имущественная, административная и уголовная ответственность, закрепляет обязанность граждан:

соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды, охрану леса, соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и иные обязанности.

Анализируя такую конституционную обязанность человека и гражданина в РФ, как защита Отечества, стоит выделить её установление ст. 59 Конституции РФ, в качестве долга и обязанности гражданина РФ, когда юридическая обязанность имеет своё соединение с долгом, то есть с моральной категорией, образуя непреложный закон гражданского поведения.

При этом терминологическая характеристика Отечества, относящаяся к вечным ценностям, определяющее связь каждого человека с его предками и их делами, воплощая героическую историю, культуру, духовности многонационального народа РФ, представляет собой безопасность и спокойствие жизни на сегодняшний день, нерушимость границ и прочность государственности.

В этом случае, необходимо дифференцировать понятийный аппарат "защита Отечества" и "несение военной службы", где:

защита Отечества обусловлена конституционной обязанностью каждого военнообязанного гражданина, подлежать мобилизации в случае агрессии против РФ, при всеобщей мобилизации и официальном объявлении войны;

несение военной службы как конституционная обязанность не имеет своего распространения на граждан тогда, когда воинские формирования Вооруженных Сил РФ, где они несут службу, направляются за пределы территории РФ с целью участия в миротворческой деятельности (ст. 8 ФЗ от 23.06.1995 № 93-ФЗ).

В этом смысле, целесообразно подчеркнуть, что за уклонение от призыва на военную службу установленная уголовная ответственность, когда до 500 человек ежегодно как отдельным представителям талантливой молодежи предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу (Указ Президента РФ от 06.02.2008 № 138). В этой связи, существующей множествам граждан РФ, убеждениям которых либо их вероисповеданию является противоречивым несение военной службы, предоставляется право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, осуществляться в медицинских и иных учреждениях (ФЗ от 25.07.2002 № 113-ФЗ). Здесь, КС РФ имеет такую позицию, буквально закрепляющая в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, не нуждающуюся в конкретизации права граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену её альтернативной гражданской службой (Определения КС РФ от 04.10.2005 № 435-О и от 17.10.2006 № 447-О).

Поэтому, защита Отечества в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ выражается качестве конституционной обязанностью человека и гражданина подлежать мобилизации в случае агрессии против РФ, при всеобщей мобилизации и официальном объявлении войны и не уклоняться от призыва на военную службу либо от прохождения альтернативной гражданской службы.

Таким образом, содержание конституционных (основных) обязанностей человека и гражданина в РФ включает в себя обязанность всех граждан РФ:

соблюдать Конституцию РФ и Законы РФ, уплачивать, законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество - служба в Вооруженных Силах РФ (альтернативная гражданская служба) (Приложение В).

Заключение

Выводы. Конституционные или основные права человека представляют собой совокупность таких естественных, а также неотчуждаемых прав и свобод, обладающими человеком в силу рождения, не зависящие от его принадлежности к определённому государству, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.

Общее конституционно-правовое значение непосредственного действия прав гражданина, выражаемое смыслом, содержанием и применением законов в отношении данных прав, обусловленное принятием этих нормативно-правовых актов для обеспечения и защиты прав гражданина, гарантированных Основным Законом РФ, которые по своему смыслу, содержанию и применению должны обеспечивать их реализацию гражданами, при непосредственном действии данных законодательных актов. Права гражданина в РФ характеризуются правами, а также свободами человека, включая гражданина, которые являются закреплёнными правами и свободами за лицом, лишь в силу его принадлежности к определённому государству. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФ выражается спецификой характера самих прав и свобод, которые касаются сфер жизнедеятельности человека и гражданина, своей регламентацией определённых прав и свобод, являющиеся конкретизированной системой, которая имеет логические основания, но никак не простую совокупностью прав и свобод.

Конституционными или основными правами и свободами человека и гражданина в РФ являются защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат ему от рождения либо в силу гражданства.

Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ - это классификация конституционных прав и свобод, представляющая собой своё подразделение на личные или гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, являющаяся значимыми для человека и гражданина, изначальным или производным своим характером их принадлежности и особыми юридическими свойствами.

Личные или гражданские права и свободы человека и гражданина представляют собой права и свободы, которые вытекают из прав человека и гражданина, как результат объективного права или следствие общего государственного правопорядка, установленного в РФ как в современном конституционном государстве, но никак результат субъективного права граждан России.

Политическими правами и свободами человека и гражданина являются демократические стандарты, которые гарантируют право иметь и выражать политические, а также другие убеждения, при передаче их другим, свободу доступа к информации и СМИ, свободу объединений, собраний в ходе избирательных кампаний. Экономические права и свободы человека и гражданина, выраженные в правах и свободах, имеющих своё место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, характеризуемых особенностью субъекта, объекта, сущностью рыночных отношений, а также условий, при которых каждый может пользоваться своими экономическими правами.

Социальные права и свободы человека и гражданина, содержащие в себе права и свободы, которые в отношении к другим правам, среди поколений прав и в иных классификациях прав человека включают в себя социальные блага, намерения, обусловленные субъективным правом, а также родовую общность и их перспективу в РФ - идеал свободной человеческой личности

Культурные права и свободы человека и гражданина, определяющиеся правами и свободами человека и гражданина, обеспечивающие право каждого на участие в культурной жизни, в приобщении к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФ - это пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, сущность которых выражается природой права, где принцип формального равенства, обуславливающий природу права, закреплён правовой позицией КС РФ как надёжного гаранта против неправомерных ограничений конституционных прав и свобод.

Понятие "конституционные обязанности человека и гражданина в РФ" обусловлено частью комплекса конституционно-правового статуса человека и гражданина, обладающего системно-иерархическими характеристиками и свойствами, во многом характеризуемого системой и иерархией источников права, включая особенности правового регулирования и соотношения источников права в рамках правовой системы РФ.

Содержание конституционных (основных) обязанностей человека и гражданина в РФ включает в себя обязанность всех граждан РФ:

соблюдать Конституцию РФ и Законы РФ, уплачивать, законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество - служба в Вооруженных Силах РФ (альтернативная гражданская служба) (Приложение В).

Практическая значимость. Каждый гражданин, обладая на территории РФ всеми правами и свободами и обременённый равными обязанностями, предусмотренные Основным Законом РФ, что имеет достаточно серьезное практическое значение для практики реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РФ.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, при своём гаранте защиты, позволяет повысить эффективность и результативность их реализации на основе принципа равенства, руководствуясь общепризнанными принципам и нормам международного права, согласно Конституцией РФ.

Глоссарий

№ п/пНовое понятиеОпределение1Забота о детях и нетрудоспособных родителях (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)конституционная обязанность человека и гражданина, включающая в себя обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании и обязанность трудоспособных детей, достигших 18-и лет о нетрудоспособных родителях2Забота о памятниках истории и культуры (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)обязанность человека и гражданина, имеющая направление - сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа РФ и развитие его культуры, при проявлении заботы о многочисленных культурных ценностях, находящихся в собственности у государства и в частной собственности у граждан3Защита Отечества (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)конституционная обязанность человека и гражданина подлежать мобилизации в случае агрессии против РФ, при всеобщей мобилизации и официальном объявлении войны и не уклоняться от призыва на военную службу либо от прохождения альтернативной гражданской службы4Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФклассификация конституционных прав и свобод, представляющая собой своё подразделение на личные или гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы, являющаяся значимыми для человека и гражданина, изначальным или производным своим характером их принадлежности и особыми юридическими свойствами.5Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в РФспецифика характера самих прав и свобод, которые касаются сфер жизнедеятельности человека и гражданина, своей регламентацией определённых прав и свобод, являющиеся конкретизированной системой, которая имеет логические основания, но никак не простую совокупность прав и свобод6Конституционные (основные) обязанности человека и гражданина в РФутверждённые и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляемые к поведению любых лиц, которые находятся на территории РФ или лишь к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, по причине необходимости их участия в обеспечении интересов общества, государства, иных граждан7Конституционные или основные права и свободы человека и гражданина в РФправа и свободы человека и гражданина, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, которые принадлежат ему от рождения либо в силу гражданства 8Конституционные пределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в РФпределы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, сущность которых выражается природой права, где принцип формального равенства, обуславливающий природу права, закреплён правовой позицией КС РФ как надёжного гаранта против неправомерных ограничений конституционных прав и свобод9Культурные права и свободы человека и гражданина в РФправа и свободы человека и гражданина, обеспечивающие право каждого на участие в культурной жизни, в приобщении к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности 10Личные или гражданские права и свободы человека и гражданина в РФправа и свободы, которые вытекают из прав человека и гражданина, как результат объективного права или следствие общего государственного правопорядка, установленного в РФ как в современном конституционном государстве, но никак результат субъективного права граждан России11Политические права и свободы человека и гражданина в РФдемократические стандарты, которые гарантируют право иметь и выражать политические, а также другие убеждения, при передаче их другим, свободу доступа к информации и СМИ, свободу объединений, собраний в ходе избирательных кампаний 12Получение основного общего образования (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)конституционная обязанность человека и гражданина, сводящееся к тому, что жизненная адаптация гражданина в РФ выражается получением основного общего образования, при содействии этому со стороны родителей либо лиц, которые их заменяют13Права гражданина в РФправа, а также свободы человека, включая гражданина, которые являются закреплёнными правами и свободами за лицом, лишь в силу его принадлежности к определённому государству14Соблюдение Конституции РФ и Законов РФ (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)всеобщая конституционная обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательные и нормативно-правовые акты РФ, характеризуемая в качестве законопослушания на соблюдение конкретных конституционных запретов 15Содержание конституционных (основных) обязанностей человека и гражданина в РФсоблюдение Конституции РФ и Законов РФ, уплата, законно установленных налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам, защита Отечества - служба в Вооруженных Силах РФ (альтернативная гражданская служба)16Сохранение природы и окружающей среды (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)обязанность человека и гражданина соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды, охрану леса, соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и иные обязанности17Социальные права и свободы человека и гражданина в РФправа и свободы, которые в отношении к другим правам, среди поколений прав и в иных классификациях прав человека включают в себя социальные блага, намерения, обусловленные субъективным правом, а также родовую общность и их перспективу в РФ - идеал свободной человеческой личности 18Уважение прав и свобод иных лиц (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)уважение человека и гражданина прав и свобод иных лиц в качестве конституционной обязанности человека и гражданина в РФ характеризуется уважением им чужих прав, при развитом его правосознании и сдерживающих его нравственных начал, где эгоистическая реализация прав за счёт прав иных - это одновременное нарушение норм права и морали 19Уплата налогов и сборов (конституционная обязанность человека и гражданина в РФ)обязанность человека и гражданина по уплате налогов и сборов, которые являются установленными налогами и сборами исключительно законами, обеспечивают реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ20Экономические права и свободы человека и гражданина в РФправа и свободы, имеющие своё место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, характеризуемых особенностью субъекта, объекта, сущностью рыночных отношений, а также условий, при которых каждый может пользоваться своими экономическими правами

Список использованных источников

1Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Сборник документов. М.: Издательская группа: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 2Международный Пакт "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 // СЗ РФ. 2001. № 2.3Международный пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" от 16.12.1966 // СЗ РФ. 2007. 4Конституция РФ // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445 (с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).5НК РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. 2011, № 1.6Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 2006. № 50. 7Основы законодательства РФ о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 08.05.2010, с изм. от 22.04.2013) // Ведомости ВС и СНД РФ. 1992.8ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 1995. № 17.9ФЗ "О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23.06.1995 № 93-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // СЗ РФ. 1998. № 13.10ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. 2002. № 2.11ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 № 113-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. 29.07.2002. № 30.12Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) // Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498 - 499.13Указ Президента РФ "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" от 20.02.1995 № 176 // СЗ РФ. 1995. № 9.14Указ Президента РФ "Вопросы предоставления гражданам РФ отсрочки от призыва на военную службу" от 06.02.2008 № 138 // СЗ РФ. 2008. № 47. 15Постановление КС РФ от 21.03.1997 № 5-П // Вестник КС РФ. 1997. № 4.16Постановление КС РФ от 30. 10. 2003 года № 15-П // СЗ РФ. 2003. 17Определение КС РФ от 04.12.2003 года № 440-О // СЗ РФ. 2003. № 14.18Определение КС РФ от 04.10.2005 № 435-О // СЗ РФ. 2005. № 46.19Определение КС РФ от 17.10.2006 № 447-О // СЗ РФ. 2006. № 9.20Авакьян, С.А. Конституционное право России [Текст] : учебник / С.А. Авакьян - М: Дашков и Ко, 2011. - 288 с. - ISBN 5-8401-0007-2.21Баглай, М.В. Конституционное право РФ [Текст] : учебник / М.В. Баглай - М: НОРМА, 2010. - 800 с. - ISBN 5-89123-491-2.22Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России [Текст] : учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский - М.: Аспект-пресс, 2012. - 501 с. - ISBN 5-8323-0095-5.23Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] : учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - М.: Мир, 2010. - 568 с. - ISBN 5-7357-0204-1.24Конституционное право России [Текст] : учебник / Под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина - М.: Союз, 2010. - 538 с. ISBN 5-7975-0638-6.


ГА - Генеральная Ассамблея;

ВС - Верховный Совет;

КС - Конституционный Суд;

НК - Налоговый кодекс;

ООН - Организация Объединённых Наций;

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

РФ - Российская Федерация;

СЗ - Собрание законодательства;

СМИ - средства массовой информации;

СНД - Съезд народных депутатов;

ФЗ - Федеральный закон;

ФКЗ - Федеральный конституционный закон.

Похожие работы на - Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!