Законность и правопорядок

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законность и правопорядок















«Законность и правопорядок»

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность понятия законность

.1 Понятие и принципы законности

.2 Обеспечение законности

.3 Режим правозаконности и обеспечение прав граждан

Глава 2. Правопорядок и общественный порядок

.1 Правопорядок: понятие, структура, функции

.2 Соотношение правового и общественного порядка

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие в общественно-государственной действительности в течение последних двух десятилетий, ставят перед юридической наукой новые задачи и проблемы, решение которых призвано обеспечить адекватное отражение действительности в системе научных знаний. С другой стороны, в теории государства и права есть так называемые «вечные» вопросы, ответы на которые ищет не одно поколение юристов. На наш взгляд, проблема законности относится к числу таковых. Между тем, современная российская теория законности во многом ориентирована на унитарное государство. Она не в полной мере отражает и обобщает специфику Российского федеративного государства и общества, правовая система которого в качестве относительно самостоятельной подсистемы включает в себя правовую систему региона. В эту подсистему, помимо федерального компонента (комплекса федеральных правовых элементов), входят региональные нормы и соответствующие им правовые отношения, правовая культура региона, а также законность и правопорядок.

Реализация идей федерализма в процессе формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране требует качественно нового уровня законности и правопорядка. Столь сложные системно -структурные изменения практики предполагают уточнение и развитие теории законности. Причем это касается не только теоретико - методологической (фундаментальной) части теории законности, но и ее практически -прикладных аспектов и «выходов» на современную практику.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема законности и правопорядка не является новой для российской юридической науки. В дореволюционный и особенно в советский период она исследовалась достаточно подробно как в теории права, так и в отраслевых юридических науках. В последние годы весьма активно разрабатывается понятие правозаконности. В трудах теоретиков государства и права дается общая теоретическая характеристика законности. В диссертационном исследовании широко используются труды теоретиков права по проблемам понятия законности (С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лазарев, И.С. Самощенко, J1.C. Явич); субъектов и объектов правоотношений (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, Ю.И. Гревцов, М.Н. Марченко, P.O. Халфина).

Объектом исследования являются законность и правопорядок- как явления общественно-правовой и государственно-правовой действительности, как состояния соответствия общественных отношений требованиям правовых норм.

Предметом исследования являются общие и специальные закономерности режима законности конкретных правовых отношений на федеральном уровне.

Основная цель работы заключатся во всестороннем рассмотрении и выявлении специфики законности и правопорядка в федеративном государстве на основе общетеоретических взглядов и выводов отраслевых юридических наук.

Исходя из цели исследования, предполагается решить следующие задачи:

проанализировав многообразие подходов к пониманию законности и правопорядка, представленных в отечественной юридической науке, уточнить понятия законности и правопорядка .

выявить соотношение законности с категориями нормативность и правозаконность;

определить структуру законности;

выявить факторы, определяющие формирование законности;

проанализировать взаимосвязь законности и правопорядка.

Глава 1. Сущность понятия законность

1.1    Понятие и принципы законности

 <#"795371.files/image001.gif">

Рисунок 1.Принципы законности.

правопорядок законность общественный государственный

Гарантии законности <javascript:void(0);> - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

·              Среди них можно выделить следующие:

o     экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.);

o     политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.);

o     идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.);

o     социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

Кроме того, существуют и специальные юридические гарантии законности. Это:

o     исчерпывающее и эффективное регулирование всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации;

o     совершенствование законодательства и улучшение его технического уровня;

o     установление специальных институтов и процедур, обеспечивающих законность в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.);

o     установление тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и других дел;

o     точное определение мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

o     четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, милиции и др.), направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

o     контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм.

Рисунок 2- Гарантии законности.

1.2 Обеспечение законности <http://www.be5.biz/pravo/tami/19.htm>

Обеспечение конституционных прав личности и задачи совершенствования управления государством требуют дальнейшего упрочения режима правозаконности, которое происходит и может происходить только на базе совершенствования всех институтов общества.

На состояние законности прямо или опосредованно влияют многие факторы социального характера: духовные (состояние общественного сознания, уровень культуры населения), материальные (состояние экономики, состояние внешней среды), юридические (состояние всей правовой деятельности, включая правовой характер законов), политические (состояние политической системы общества в целом, состояние федеративного устройства, наличие или отсутствие разделения властей), организационно-управленческие (состояние информационной обеспеченности, состояние профессиональной ориентации) и др.

Упрочение режима правовой законности может происходить только на базе совершенствования всех институтов демократии. Как правовой феномен законность составляет основу государственной организации общества. Законность служит утверждению демократии: охраняет демократические права и свободы граждан, обеспечивает правовой порядок в государстве, способствует развитию гражданского общества.

Механизм законности призван юридически гарантировать основные права и свободы граждан, их равные права и обязанности - без этого не может развиваться творческая инициатива личности, не может существовать и действовать действительная демократия. Таким образом, демократия создает наиболее благоприятные условия для существования прочной законности, а законность, в свою очередь, обеспечивает и охраняет демократические институты политической системы общества. Необходимо иметь в виду, что политической (государственной) демократии без режима правозаконности нет и не может быть вообще.

Упрочение законности диктуется не только дальнейшим развертыванием демократии - главного направления развития политической системы общества, но и постоянным ростом культуры населения и работой государственного аппарата. Между законностью и культурностью также существует взаимосвязь. Без законности нельзя обеспечить культуру работы должностных лиц, да и общая культура населения непременно включает в себя в качестве элемента правовую культуру. С другой стороны, и это очень важно, чем выше уровень культуры и образованности людей, тем больше требований они предъявляют к деятельности государственных учреждений, административных органов, должностных лиц, тем более нетерпимо относятся к нарушению своих прав и законных интересов, к правонарушениям и произволу.

И наконец, дальнейшее упрочение законности диктуется тем, что существует объективная потребность в постоянном упорядочении общественных отношений, сочетаемом с обеспечением меры свободы и инициативы участникам этих отношений. Эта потребность коренится в самой организации общества. Данное обстоятельство имеет решающее значение для упрочения законности. Чем выше уровень управления общественными отношениями, тем прочнее должна быть государственная дисциплина, которая не может обойтись без закона и законности, без прочного правопорядка в сфере общественных отношений.

Таким образом, забота о законности, как видим, обусловлена не только высокими идеалами гуманизма, несовместимого с любыми проявлениями анархии и произвола, злоупотреблением властью и нарушениями прав человека, не только уровнем культуры и степенью развертывания демократии, но и, в конечном счете, объективными потребностями развития общества.

Следует различать общесоциальные гарантии и юридические средства обеспечения законности в государстве. Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.

Вместе с этим нужны и специальные юридические гарантии законности и прочного правопорядка. Среди них прежде всего:

·              закрепление основ общественного и государственного строя, основных прав и свобод, обязанностей граждан, порядка организации и деятельности органов государственной власти в конституции страны - основном законе государства;

·              полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство закона по отношению ко всем иным государственным актам, всеобщность требований соблюдения законов, в том числе подзаконность государственного управления;

·              равенство всех граждан перед законом и судом, право граждан на обращение в суд при нарушении их конституционных прав и свобод административными органами; умение каждого защищать свои права и законные интересы, выполнение гражданами своих юридических обязанностей;

·              высокий уровень правосознания и правовой культуры населения;

·              четкая правовая регламентация нормотворческой деятельности государственных органов, распространение законности на область законодательствования, своевременная кодификация и упорядочение всех нормативно-правовых актов, устранение противоречий между этими актами и пробелов в законодательстве, ясность и доступность нормативно-правового материала;

·              демократические принципы судопроизводства, осуществление правосудия только судом, независимость суда и подчинение только закону, признание правосудия высшей юридической гарантией законности и неприкосновенности личности, ее прав и свобод, а также действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту с момента задержания;

·              централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны, за неотвратимостью ответственности в каждом случае виновного нарушения правопорядка, за справедливостью, обоснованностью и законностью наказания, за соблюдением требований законности в управлении и охране правопорядка.

Все факторы механизма регулирования правозаконности можно дифференцировать на две основные группы обеспечительных мер - юридического и неюридического характера.

Государство, непосредственно устанавливая законы и обеспечивая их общеобязательность, прежде всего, возможностью использования механизма принуждения, является одним из важнейших факторов обеспечения правозаконности. Вместе с тем правозаконность способна влиять на все области государственной жизни: закрепляя основные направления и цели внутренней и внешней политики; разрабатывая механизм обеспечения субъективных прав и свобод; предусматривая порядок формирования и компетенцию государственных органов, их иерархическую структуру и соподчиненность, взаимоотношения с общественными объединениями, политическими партиями, гражданами. Правозаконность в тех случаях, когда оказывается политико-юридическим принципом деятельности всей системы государственных органов, в состоянии связывать государственный аппарат и его должностных лиц требованием строгого и неукоснительного соблюдения правил поведения, закрепленных в нормативно-правовых актах. Неслучайно в современной отечественной юридической науке правозаконность рассматривается как наиболее действенный правовой метод разрешения социально-политических конфликтов.

Правозаконность как специфический механизм правового регулирования оказывает существенное влияние на то, каким образом будет разрешена сложившаяся конфликтная ситуация. Как правило, правозаконность предполагает компромисс конфликтующих сторон, когда в решении проблемы учитываются интересы всех участников.

Это становится возможным только в том случае, если государство выступает равноправным, а не главенствующим субъектом правоотношений, наряду с обществом и отдельными гражданами.

Иногда считают, что одной из гарантий законности является государственное принуждение. В действительности принуждение не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве.

Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.

Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись. Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы каждый произвольно решал, надо или не надо применять закон. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с этим любая юридическая норма, в том числе и норма закона, подлежит целесообразному применению, т. е. с учетом конкретных обстоятельств дела, местных условий, личности правонарушителя и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения в строгих рамках, которые предоставляет законодательство, т. е. в рамках самой законности.

Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственности за нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения законности и правопорядка вообще. Точка зрения, допускающая обход закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически вредна, хотя бы потому, что не учитывает общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права. Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.

Соотношение законности и справедливости рассматривают как с позиции того, насколько справедливы защищаемые законностью порядки (отношения, учреждения, идеалы), так и с позиции признания справедливости определенным качеством, свойственным праву и законности как таковым. Чаще всего, когда речь идет о справедливости в юридической практике и науке, имеют в виду оценку не самого права, не самой законности, а тех отношений, которые ими защищаются. С этой точки зрения ясно, что наибольшей степенью справедливости обладает право, а потому и законность.

Уже отмечалось, что справедливость - важный ценностный ориентир для сохранения и развития общества, соответствия, соразмерности между поступками людей и ответной реакции на это со стороны общества, индивидов, государства, определенных коллективов, ориентир, который проявляется в виде вознаграждений, поощрения, осуждения.

Применительно к законности справедливость - это беспристрастность, правильность реагирования юстиции на определенные поступки, решения споров о праве; равенство перед законом и судом, всеобщность требования соблюдения законов; соразмерность наказания тяжести содеянного, соответствие между целями законодателя и средствами их достижения. И наконец, законность справедлива, потому что (как и право) противостоит произволу, бесправию и беззаконию, которые всегда нарушают любые социальные соразмерности и никогда не могут признаваться справедливыми, с каких бы исторических позиций ни подходить к этой справедливости.

Законность с давних пор воспринималась многими выдающимися мыслителями как социальная справедливость.

Само собой разумеется, что черты справедливости могут быть свойственны требованию соблюдения закона только тогда, когда справедлив сам закон, когда он утверждает право и противостоит антиправу.

 

1.3 Режим правозаконности и обеспечение прав граждан <http://www.be5.biz/pravo/tami/19.htm>

Если исполнение каждым гражданином своих юридических обязанностей представляет одно из условий существования законности, то упрочение законности и правопорядка является, в свою очередь, непременной предпосылкой беспрепятственного и всестороннего использования всеми гражданами своих конституционных прав и свобод. Основные права и свободы граждан, как и их основные обязанности, закреплены Конституцией Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех органов государственной власти и должностных лиц. Граждане РФ имеют право на судебную защиту своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Исключительно большое значение в обеспечении конституционных прав и свобод граждан имеет ч. 2 ст. 46 Конституции РФ: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Законность требует незыблемого соблюдения всех конституционных норм, в том числе и тех статей Конституции РФ, которые закрепляют широкий круг основных прав и свобод граждан. Можно утверждать, что режим законности является политико-юридической гарантией полноценного использования гражданами своих конституционных прав и свобод.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. Однако надо иметь в виду, что нормы Конституции РФ - это нормы прямого действия, что означает: во-первых, граждане реально обладают кругом конституционных прав и свобод, это - их наличные права (а не только способность приобретения тех или иных прав), прямо вытекающие из Основного Закона; во-вторых, свои основные права и свободы граждане Российской Федерации имеют право защищать во всех случаях, вне зависимости от того, насколько полно предопределен текущим законодательством порядок такой защиты и насколько четко эти конституционные права детализированы текущим законодательством. Конечно, важно, чтобы текущее законодательство и конкретизировало основные права, и определяло порядок их защиты, что в большинстве случаев и имеет место. Однако если этого еще нет по тем или иным причинам, по тем или другим видам прав, то вне зависимости от этого конституционные нормы действуют и могут быть использованы каждым гражданином непосредственно. Конституционная законность призвана обеспечивать верховенство Основного Закона, его единое на территории страны понимание и применение, его всеобщность и непререкаемость.

Конституционная законность требует безусловного восстановления нарушенных основных прав и свобод граждан, устранения препятствий к их использованию, привлечения к юридической ответственности лиц, которые своими действиями ущемляют права личности, нарушают ее честь и достоинство, законные имущественные и иные интересы.

В Конституции записано, что государство будет и дальше способствовать тому, чтобы расширялись и обогащались права и свободы граждан, создавались наиболее благоприятные условия и гарантии их полной реализации. В обеспечении условий наиболее полной реализации прав граждан значительную роль играют законность и прокурорский надзор, обеспечивающий ее соблюдение всеми органами государственной власти и должностными лицами, общественными организациями, учреждениями и гражданами. Вместе с этим Конституция подчеркивает, что осуществление гражданами прав и свобод неотделимо от исполнения ими конституционных обязанностей, «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав - это непреложный политический принцип общества». Конституция РФ устанавливает не только основные права, но и основные обязанности граждан РФ. Конституционная законность требует безусловного выполнения каждым гражданином РФ своих основных юридических обязанностей.

Граждане РФ должны честно и добросовестно выполнять свои конституционные обязанности и все иные юридические обязанности, закрепленные в текущем законодательстве. Демократия и законность создают необходимые условия, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод граждан, исполнение ими своих юридических обязанностей.

Режим законности и правопорядка с наибольшей ясностью показывает взаимосвязь прав и обязанностей граждан. В самом деле, может ли законность обеспечить использование гражданами своих прав и свобод, если не будет при этом требовать исполнения юридических обязанностей?

Конечно, это невозможно. И относится это не только к обязанностям государственных органов и должностных лиц, но и к обязанностям любого гражданина. Права и свободы человека потому и становятся юридическими, что включают законом поддерживаемые требования: 1) ко всем - не нарушать их и не препятствовать осуществлению (использованию); 2) к установленным законом лицам совершать те или иные действия; 3) к лицам, не исполнившим своих обязанностей, применять меры юридического характера.

Последнее из перечисленных требований обеспечено правом обращения в суд (иной государственный орган). В подавляющем большинстве случаев использование предоставленного права непосредственно зависит (в смысле его использования) от полноты выполнения обязанностей какими-то лицами. В условиях режима законности есть юридическая возможность беспрепятственного осуществления своих прав потому, что обязанные лица надлежащим образом выполняют обязанности перед управомоченным либо принуждаются к этому государственным органом, либо вынуждены возместить вред, причиненный их безответственным поведением, наконец, просто наказываются как правонарушители. Речь идет, конечно, о юридической стороне осуществления гражданином своих прав - режим законности, требование выполнения всеми обязанностей, вытекающих из закона, не создают непосредственно фактические предпосылки полноценного использования каждым своих правомочий, лежащих в политической и экономической областях. К тому же нельзя забывать, что пользование собственным правом зависит от самого гражданина, его потребностей и интересов. Однако очень важно, что режим законности предполагает существование такой реальной обстановки в государстве, при которой законодательное провозглашение прав и свобод оказывается не только формальным, но и в принципе соответствует фактическим возможностям личности, обеспечено не только юридическими, но и материальными, социальными и политическими гарантиями. В этом одна из особенностей правовой организации общественной жизни.

Глава 2. Правопорядок и общественный порядок

2.1 Правопорядок: понятие, структура, функции


С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. "Но "правопорядок" не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего... Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности" Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же - условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова "правопорядок". Прежде всего, правопорядок - это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок - это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования - реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Рассмотрим особенности данного явления.

. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

. Это порядок, предусмотренный нормами права.

. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования). Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как систему правовых отношений.

Принципы правопорядка.

Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам".

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка. С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка. С другой - оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу "Дозволено только то, что прямо разрешено".

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

2.2 Соотношение правового и общественного порядка

Правопорядок - внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это - результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения). Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;

) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах - на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок - продукт, итог законности.

Законность, правопорядок и демократия. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любой ее трактовке имеет правовое измерение, "правовые одежды" и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами - единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами - единство трех указанных категорий. Демократия - не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом, форма народовластия. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия "без берегов", вне правовых рамок - это хаос, анархия, стихия. Законность - фундамент демократии, без которого она рассыпалась бы, как дом, построенный на песке.

Как известно, демократия - это власть народа. Власть же без закона неполноценна и малоэффективна. В свою очередь, закон бессилен, если он не опирается на власть. Так что закон и власть в известном смысле - синонимы, они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит свой приговор от имени государства (власти) на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их слияние, неразрывность. Власть также призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола, самоуправства. Демократия - это торжество закона и законности.

Юридические нормы служат "скрепами" демократии, и чем надежнее эти "скрепы", тем устойчивее и стабильнее данный институт. Многие трудности, издержки молодой российской демократии проистекают именно из того, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда - многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Разумеется, само законодательство должно быть по своей сущности демократическим.

Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Заключение

. Реализация идей федерализма в процессе формирования гражданского общества и правового государства в нашей стране требует качественно нового уровня законности и правопорядка. Столь сложные системно -структурные изменения практики предполагают уточнение и развитие теории законности. Причем это касается не только теоретико - методологической (фундаментальной) части теории законности, но и ее практически -прикладных аспектов и «выходов» на современную практику.

Анализ формальных, сущностных и содержательных сторон законности допускает различные ее трактовки, в которых отражается тот или иной аспект исследуемого явления. Однако первично понимание законности как особого режима, состояния (совокупности определенных реально существующих свойств) общественных отношений, урегулированных соответствующими правовыми нормами. Это позволяет усматривать в данном феномене общественно - правовое явление, не сводимое ни к законодательству, ни к общему представлению о норме права, при этом в федеративном государстве законность имеет сложную структуру. Такое понимание законности ориентирует на комплексное исследование ее собственных закономерностей (в частности, на выявление специфики законности федеральной и региональной), овладение которыми позволяет активнее использовать имеющиеся возможности в процессе нормативно-правового регулирования, в решении задач формирования юридических основ федеративного правового государства и гражданского общества.

. С точки зрения содержания право состоит из материальных и процессуально-процедурных норм. Эти нормы зафиксированы в различных формально-юридических источниках. Отсюда можно сделать следующие выводы: во-первых, законность связана с содержанием, а не с формой права; во-вторых, законность возникает не только на основе норм законов и подзаконных актов, но и иных правовых норм, например, содержащихся в нормативном договоре. Поэтому точнее говорить о законности как о точном и неуклонном выполнении требований всех правовых норм, действующих в данном обществе.

Предпосылкой и, соответственно, нормативной базой законности, понимаемой как режим конкретных правовых отношений, выступают только те юридические нормы, которые в общей теории права именуются нормами-правилами поведения. При этом при отсутствии нормы права, регламентирующей общественное отношение, а также в случае существования двух и более норм, по-разному регулирующих одно общественное отношение (коллизионность законодательства), нельзя говорить о режиме законности как о состоянии правомерности общественных отношений. Не способствует, на наш взгляд, установлению режима законности, несмотря на его объективный характер, и процесс частой смены нормативно-правовых актов, что обычно характерно для государств переходного типа.

. С точки зрения методологии можно выделить три аргумента в пользу категории «правозаконность». Во-первых, введение в научный оборот этого термина позволяет отграничить режим законности тоталитарного государства от режима правозаконности правового государства. Во-вторых, термин правозаконность отражает те сложные практические казусы, которые возникают при пробелах в праве, когда используется аналогия права, а также, когда (особенно в деятельности судов) наряду с нормами права применяются принципы права. В-третьих, режим законности возникает в процессе реализации правовых требований, закрепленных во всех источниках права (при ведущей роли закона), поэтому термин «правозаконность» позволяет преодолеть некую смысловую формально-логическую ограниченность (узость) термина «законность».

. Законность не существует «вообще», она возможна лишь на уровне конкретного правового отношения либо на уровне группы сходных общественных отношений (например, в отдельных секторах экономики). При этом с позиций методологического подхода, позволяющего изучать явление в статике и динамике, следует отметить, что законность как режим конкретных правоотношений складывается, в конечном счете, из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противоправного (незаконного) поведения и определяет состояние законности (статичная характеристика).

Смысл обеспечения законности как управленческого процесса состоит именно в том, чтобы добиться соблюдения, исполнения норм права каждым субъектом правовых отношений (динамичная характеристика). Т.е. на практике законность существует как правовая характеристика содержания правоотношения (состояние правомерности последнего), но как только правовое отношение закончилось, став юридическим фактом, законность переходит в состояние правопорядка. Таким образом, законность, с точки зрения динамики, является функциональной характеристикой реализации правовых норм, а правопорядок - статичной характеристикой правореализации.

. Анализ законности как принципа права позволяет сформулировать вывод о том, что принцип законности выступает в качестве общего принципа права, в котором синтезируется опыт развития права, отражается уровень познания закономерностей взаимодействия права и режима законности. Поэтому содержание принципа законности, выступающего как практическое выражение теории законности, необходимо выводить из смысла различных форм позитивного права и устойчивой юридической практики конкретного государства. Кроме того, принцип законности, представляя собой совокупность идей и взглядов, нашедших непосредственное закрепление в действующем законодательстве, посредством чего у субъектов конкретных правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков, может рассматриваться одновременно элементом правовой идеологии.

. Анализ законности как метода осуществления государством руководства обществом, представляющего совокупность правовых средств, способов и процедур, сочетание которых в конкретных правовых отношениях специфично, предполагает ее определение в качестве формы реализации режима законности. Т.е. все свойства законности как определенного социального явления (и как принципа права, и как идеологической установки, и как метода осуществления государственной власти), могут быть раскрыты только с помощью категории «режим законности». При этом законность выступает как режим конкретных правовых отношений.

. Законность как принцип (теоретическая составляющая) и как метод (практическая составляющая) образуют единообразное понимание законности (единую теорию законности). Такое единое (единообразное) понимание законности в идеале должно быть у всех субъектов, чьими действиями (бездействиями) воссоздается режим законности на федеральном и региональном уровне. Но в реальной жизни все гораздо сложнее и в конечном итоге это зависит от уровня правового сознания и правовой культуры чиновников, граждан данного региона и от множества других факторов.

Список литературы

1.      Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990.-№2.-Ст. 22.

.        Декларации о суверенитете союзных республик. М., 1990.

.        Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Утвержден Первым Съездом Советов Союза ССР 30 декабря 1922 года // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М: Юрид. лит., 1984.

.        Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» от 26 апреля 1990 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. - №3. - Ст. 25.

.        Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник / Н.В. Витрук / Под ред. проф. Бабаева В.К. М: 2002. - 591 с.

.        Колосова Н.М. Обеспечение конституционной законности / Н.М. Колосова // Законность в Российской Федерации. М: Спарк, 2008. - С. 27 - 29.

.        Комаров С.А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.Н. Малько. -М.: Изд. группа НОРМА-ИНФА, 2009. 448 с.

.        Львов А.Г. Проблемы обеспечения законности в России / А.Г. Львов, В.В. Фролов // История государства и права.-Б.м.-2005.-N 2.- С. 7 9.

.        Морозова Л.А. Теория государства и права Юристъ, 2002.-414 с.

.        Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. проф. Нерсесянца B.C.- М., 2009.-813 с.

.        Смирнова A.A. Обеспечение законности нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / A.A. Смирнова // Известия вузов. Правоведение.-Б.м.-2003.-N3.- С.66-74.

.        Строгович М.С. Проблемы общей теории права / М.С. Строгович. Избранные труды. Т. 1. - М., 2000. - 302 с.

.        Теория государства и права / Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева. М, 2002.-591 с.

.        Теребилов В.И. Законность и правосудие в РФ / В. И. Теребилов.- М.: Политиздат, 2007-222. с.

.        Демидов В.В. Законность в современном российском государстве / В.В. Демидов // Дисс. канд. юрид. наук. 12.00.01. Н. Новгород, 2004. -169 с.

.        Зиновьева М.Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства/ Зиновьева М.Ю. // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

.        Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности / А.Ф. Ефремов // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. 12.00.01. -М., 2009. -22 с.

.        Примак Т.К. Совершенствование законодательства как средство обеспечения законности: (По материалам деятельности органов внутренних дел)/ Примак Т.К. // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008.

.        Чечулина A.A. Правовая законность: общетеоретический анализ / A.A. Чечулина// Дисс. канд. юрид. наук. 12.00.01. Уфа, 2004. - 205 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!