Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,17 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Дагестанский Государственный Педагогический Университет»

Факультет права

Кафедра теории и истории обучения праву







КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества»

Научный руководитель: к.ю.н

доцент Алиев А.М

Выполнил: Латифов Н. Д.

курс,2 группа




Махачкала 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Законность и правопорядок. Общая характеристика

.1Понятие, структура и принципы законности

.2Понятие и функции правопорядка

.3Гарантии законности и правопорядка

Глава 2. Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы: Законность и правопорядок- являются объектом пристального внимания ученых - юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и обще-социального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Правопорядок и законность- своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок.

Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. В обществах переходного типа политические процессы приобретают неустойчивый, деструктивный, несистемный и зачастую анархический характер. Это связано с объективными и субъективными обстоятельствами переходной эпохи. К объективным причинам политической неустойчивости относятся: нарастание противоречий в обществе, конфликты, угроза социальных и политических кризисов, возникающих в результате смены общественных отношений, политических режимов, государственности, политических институтов, идеологий, ценностей и норм.

Субъективными причинами политической неустойчивости являются прежде всего неустойчивая политическая позиция приходящей к власти элиты, предпринимаемые ею действия и принимаемые политические решения, а также настроения в массах и формы их политической активности.

Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой правовой системы можно правильно понять с позиции права сущность и значимость законности и правопорядка в регулировании процессов, происходящих в современном обществе.

Цель исследования- изучить особенности развития институтов законности и правопорядка в условиях нестабильного общества.

Задачи исследования:

.Изучить понятие, структуру и принципы законности.

.Изучить понятие и функции правопорядка.

.Определить гарантии законности и правопорядка.

.Выявить особенности сущности законности и правопорядка в нестабильном обществе.

Глава 1. Законность и правопорядок. Общая характеристика

.1 Понятие, структура и принципы законности

Чтобы разобраться в данной теме мы должны раскрыть понятие законность во всех его аспектах. Итак, о законности мы можем говорить, как о методе, принципе и режиме неуклонного и точного соблюдения норм права всеми субъектами права, являющимися участниками общественной жизни.

Законность - является основной категорией всей юридической практики и науки, а её состояние и уровень являются основными критериями оценки правовой стороны жизни граждан и общества в целом. Законность выражает главные принципы деятельности государственных органов.

Содержание законности рассматривают в трёх аспектах: а) с позиций требования всеобщего уважения к закону, обязательного его исполнения и соблюдения всеми субъектами права; б) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого вида произвола в) в плане "правового" характера общественной жизни;

Законность - это общественно-политический режим, смысл которого заключается в господстве закона и права в жизни общества, соблюдении и исполнении норм права субъектами общественных отношений, последовательной борьбе с произволом и правонарушениями в деятельности должностных лиц.

Раскрыв понятие, законность мы приходим к выводу, что законность является важнейшим условием благополучного развития и функционирования государства, и бессмысленно говорить о порядке и стабильности в государстве без господства права и закона в жизни общества.

Законность представляет собой системное образование, состоящее из ряда элементов.

К структурным элементам законности относятся:

цель - то есть строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми участниками общественных отношений норм права;

принципы и взгляды - сюда входит содержание законности и его теоретико-мировоззренческая основа;

приемы, средства и условия, с помощью которых происходит осуществление начал и идеи законности;

мотивированная деятельность человека - связующий элемент законности, который определяет ее социальную природу;

критерии, которыми руководствуются при оценивании поведения участников общественных отношений - эти критерии зафиксированы действующем законодательстве РФ;

юридическая основа законности - право и правомерное поведение участников отношений.

Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах. Рассмотрим эти принципы.

. Единство применения и понимания законов, охватывающих всю территорию их влияния (единство законности) - несмотря на многообразие всех функционирующих законов, и нормативных актов, при всех территориальных особенностях законность всегда должна оставаться единой для всей территории страны. Действие и функционирование законов должно быть одинаковым для всей страны. Недопустимы любые попытки создания своей законности отличной общегосударственной, в каком-либо субъекте РФ, а тем более в какой- либо организации.

. Всеобщность законности - то есть его всесторонность, этот принцип напрямую связан с действием законности по кругу лиц. Суть этого принципа заключается в том, что законность не может действовать избирательно на одного или двух лиц, а ее требования одинаково обращены ко всем субъектам без каких-либо исключений. Действие закона должно распространяться на должностных лиц, на граждан и их объединения, на политические партии, на государственные органы.

. Целесообразность законности - законность должна способствовать достижению определенных целей общества и государства, а также защите прав и свобод граждан. Это является основным критерием ее оценки. Ценность законности вытекает, в первую очередь, из ценности самого права как выразителя ответственности, свободы, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность. К сожалению, законы одновременно не могут быстро изменяться с изменениями в жизни в силу некой определенности. Это является одной из причин неэффективного действия законов (устаревание).

. Верховенство закона - законы в государстве имеют высшую юридическую силу.

. Связь законности и культуры - уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.

Принципы законности не только закрепляют (юридически, морально) сложившуюся систему общественных отношений, но и играют значительную роль в удовлетворении духовных потребностей.

1.2 Понятие и функции правопорядка

законность правопорядок политический неустойчивость

Понятие правопорядок неразрывно связано с понятием законности. Правопорядок есть результат установления и соблюдения режима законности государством.

Правопорядок является частью общественного порядка. А общественный порядок - такой режим упорядоченности, который достигается при воздействии социальных норм (норм права, морали, корпоративных норм, норм-обычаев) на систему общественных отношений и непосредственное их соблюдение. Общественный порядок складывается при соблюдении всех социальных норм, тогда как правопорядок формируется при соблюдении правовых норм и, следовательно, правопорядок охраняется специальными мерами государственного принуждения. Отсюда следует вывод, что правопорядок является частью системы общественных отношений.

Правопорядок - является основной составляющей юридической формы при обеспечении гармоничного развития общественных отношений. Это - обязательный элемент правовой формы организации общественно-политической власти, всех государственно-политических отношений, в том числе управленческих отношений и судебного процесса.

Правопорядок вносит в сферы социальной жизни состояния упорядоченности, безопасности без которых человек нормально существовать не может.

Иначе: это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права.

Каждая страна пытается создать свой идеальный правопорядок. Так чем же вызвана такая потребность? Необходимость его формирования обусловлена интересами двух сторон - государства и гражданского общества.

Гражданское общество, как и любое другое общество, испытывает потребность и заинтересовано в упорядоченности его функционирования, как с помощью правовых норм, так и социальных. Оно не может развиваться в условиях бессистемности и беспорядочности. Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности - выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на-то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию баланса между интересами гражданского общества и государства. Его антиподом является произвол и беззаконие.

Как цель движения общества и как юридическая цель, правопорядок имеет годами сформировавшуюся систему функций.

Функции правопорядка - это основные направления формирования и поддержания стабильного правового состояния системы общественных отношений.

Правопорядок выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление - деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.

Исходя из этого, можно выделить три основные функции, функциональные нагрузки правопорядка.

. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. Правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.

В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.

Занимая вполне определенное место, в больших системах и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.

. Функция обособления качественной определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны. Они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счете, обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.

. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена "на себя" как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.

Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние.

Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония. Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.

Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, местническими тенденциями, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.

Данная функция складывается из различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.

Все элементы и звенья правопорядка участвуют в осуществлении функций.

1.3 Гарантии законности и правопорядка

Мало провозгласить законность и ее принципы, мало придумать и издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности.

Гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка.

Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе и в области права. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России.

Политические гарантии. Под названным видом гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии. Состояние законности и правопорядка, всей юридической системы во многом зависит от господства в обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, материалы СМИ нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика, и недооценивать ее было бы неправильно.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

Глава 2. Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества

Переходное общество - период, когда на равных сосуществуют старые и новые основания общественного развития. Начало - свободные выборы на основе Конституции. Конец - демократические принципы внедрены во все сферы жизни общества. Преобразования носят характер промежуточный- между революцией и реформами: народ оказывает давление, но реформы проводятся легитимно.

Опасности переходного периода - экономический кризис, неравномерный темп реформ: выборы, конституционные реформы проводятся быстро, но политическая культура, основы демократии внедряются медленно. Несбалансированность реформ. Выделяются факторы роста этнической напряженности в поликультурных переходных обществах: стихийные и намеренные миграции этнических групп; массы беженцев, конкуренция за рабочие места; перераспределение контроля над экономическими ресурсами. В переходном обществе лидеры играют главную роль в создании и легитимации новой системы власти.

Одним из важнейших факторов, влияющих на человека в переходном обществе, является революция ожиданий, которая обещает ему улучшить экономическое положение, предоставить землю, недорогие продукты питания, работу, т.е. удовлетворить основные желания.

Проблема перехода общества из одного состояния в другое является одной из наиболее сложных проблем общественного развития. Управление переходным процессом предполагает разработку модели общества, к которому осуществляется переход, и, исходя из этого, определение целевых установок для эффективных процедур управления общественным движением. В условиях переходного общества право является инструментом создания социальной базы нового режима, а затем - обеспечения интересов, прежде всего, экономических, соответствующих классов и слоев общества.

В новейшей юридической литературе бытует мнение о не правовом по существу характере управления переходными процессами. Население целого ряда переходных стран оценивает состояние законности в переходный период как крайне неудовлетворительное. Высказывается предположение о том, что в условиях перехода обеспечение правопорядка и режима законности в подлинном смысле этих явлений невозможно. Так, А.П. Семитко, упоминая резкий рост преступности, массовые нарушения прав человека, «войну законов» и иные анти - правовые процессы, указывает на «определенную их неизбежность, потому что между разрушенной старой и возводимой новой системами устанавливается часто правовой вакуум, заполняемый, как минимум, разным в юридическом отношении содержанием. Это происходит практически всегда в эпохи резких исторических сдвигов и переломов», - полагает он. На не правовую форму государственной деятельности в переходный период обращали внимание в 1920-х гг. В. Вегер, М. Ветошкин, Э. Понтович. Последний называл деятельность государства, не оформленную правом, фактической или организационной формой, обеспечивающей порядок в обществе, но не влекущей правовых последствий. Нужно учитывать, что данный вывод имеет непосредственное отношение к переходному развитию России двадцатых годов прошлого века. В это время Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала диктатуру беднейшего населения в условиях Гражданской войны. Тогда официально провозглашалось право государства на не правовые методы воздействия по отношению к любой оппозиции. Так, в п. 3 гл. 2 разд. 1 закреплялось в качестве основной задачи Советской власти «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление эксплуататоров». Явочным порядком проводилась также фактическая национализация значительного количества промышленных объектов. Еще до издания соответствующих актов в ряде стран, переходных к социалистическому типу развития, крестьяне захватывали и делили между собой земли помещиков. В периоды революционных преобразований, действительно, возможно кратковременное приостановление правового регулирования как такового, когда прежние нормативно-правовые акты перестают действовать, или действуют неэффективно. Но это не значит, что в революционные моменты перестает функционировать и правовая система в целом. Ведь правопорядок нельзя сводить лишь к «законопорядку», «нормопорядку». Он включает в себя и результаты индивидуального правового регулирования в условиях пробельности нормативно-правового массива - конкретные правоотношения, возникающие в ходе встречного правообразовательного процесса. Хотя их общая модель еще не зафиксирована в правовых нормах, они признаются и защищаются правоприменительными органами, являясь составной частью существующего правопорядка. Поэтому правопорядок в переходном обществе существует даже при значительной деформации его нормативной основы. Благодаря механизму самоорганизации правовая система оказывает правовое воздействие на общественную жизнь самыми разнообразными средствами: при временном отсутствии норм права ею используются ресурсы правосознания и другие регулятивные компоненты.

Переходное состояние общества не является не правовым, хотя в переходный период правовой порядок не является абсолютным в силу вероятностного характера развития правовой системы и возрастания в ней процессов дезорганизации. Если исходить из традиционного понимания режима законности и правопорядка, то их существование невозможно будет признать не только в переходный период, но и по его окончании, поскольку выработанная в теории права идеальная модель правопорядка на практике неосуществима. Теоретически она возможна лишь при отсутствии, каких бы то ни было противоречий в праве и при бесповоротной ликвидации правонарушений.

В переходном обществе очевидна невыполнимость большинства требований законности в переходных условиях. Но и о свертывании правового регулирования при эволюционной форме перехода речь также не идет. Правовое регулирование в условиях перехода встречает массу препятствий и испытывает серьезные сбои, но этим не отрицается возможность существования правоотношений в переходный период. Правопорядок в переходный период представляет собой совокупность функционирующих правоотношений. В самые кризисные моменты перехода состояние законности минимально необходимо для поддержания правопорядка, но совершенно недостаточно для построения правового государства. Потому-то правовая государственность и возможна только за рамками переходного периода.

Полное отсутствие устойчивости, упорядоченности, повторяемости общественных отношений в условиях перехода означало бы невозможность общественной жизни, ибо субъекты не смогли бы приспособиться к среде, где царствуют полный хаос, беспорядок. Определенный алгоритм действия правовой системы в переходный период формирует типические, повторяющиеся, регулярные общественные отношения. В результате общественное отношение обретает правовое свойство, становится формализованным, стандартизованным. Правовой порядок можно считать качеством переходной правовой системы, состоящим в такой упорядоченности социальных связей, которая в условиях нестабильной обстановки обеспечивает относительную согласованность, ритмичность и устойчивость общественной жизни.

В переходный период право не только не отмирает, а наоборот, становится богаче по содержанию и гибче. В признаках права в переходный период происходят определенные изменения, но они не влекут его гибель. Р. Шарле полагает, что «такие свойства права, как формальная определенность, внутренняя согласованность, гарантированность реализации несовместимы с нестабильностью, противоречивостью, остротой социальных конфликтов, характерных для современных переходных обществ».

Важно заметить, что право по своей природе нуждается в общественной среде, насыщенной противоречиями, ибо только в ней право может в полной мере реализовать свои регулятивные потенции. В условиях же непротиворечивого общения законопослушных и высоконравственных субъектов право утрачивает свою необходимость. Правовое регулирование в переходных условиях не знает перерывов и не заменяется полностью произволом реформаторских и иных социальных сил. Без права невозможно вернуть жизнь общества в нормальную колею, не говоря уже о создании новых социальных форм.

Признавая возможность обеспечения относительного правопорядка в переходный период, актуально рассмотреть проблему соотношения законности и целесообразности. Исследователи переходного правового развития с сожалением отмечают, что практически везде в странах Восточной Европы правовым концепциям отводилась весьма незначительная роль, в приоритет возводилась целесообразность (т.е. интерес реформаторской силы, стоящей у государственной власти).

Презумпция о заведомой целесообразности каждого издаваемого правового акта, тиражируемая в традиционной литературе, в переходных условиях не срабатывает. Ввиду явных противоречий между нормами переходного права и потребностями развивающегося общества законность и целесообразность полностью не совпадают. Старые сегменты действующей в переходный период правовой системы превращаются, по словам Е.Б. Пашуканиса, в закостенелый комплекс, лишенный необходимой гибкости. В этом случае правовая форма угрожает всему процессу правового регулирования. Чтобы избежать подобной опасности, правовое регулирование, по его мнению, должно ориентироваться на «достижение результатов по существу», т.е. в значительной мере на мотив целесообразности.

В переходный период велика опасность подчинения законности целесообразности, а права политике. И эта тенденция действительно представляет угрозу правовому порядку и самому существованию правовой системы. Так, например, право ряда восточноевропейских стран допустило приватизацию общественного достояния по мотивам целесообразности ускорения экономических преобразований. На самом деле в исторической перспективе эти правовые акции не были целесообразными, ибо они не приближали экономические отношения к цивилизованному рынку. Доктрина естественного права, взятая сама по себе, позволяет реформаторским силам обеспечивать собственные корпоративные интересы и цели. Реформы, проводимые сообразно целям отдельной социальной группировки, целесообразны только для нее, а не для общества в целом.

Отсюда можно заключить, что условия переходного периода представляют собой благодатную среду для развития права, несмотря на все сложности правового регулирования. Многие сбои правового регулирования в переходный период продиктованы не объективными причинами, а радикализмом реформаторских сил, недооценивающих эволюционный путь преобразований и не имеющих ясной стратегии перехода.

Заключение

Итак, в процессе написания данного исследования мы пришли к следующим выводам:

. Мы установили, что законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

. Правопорядок в переходный период представляет собой реально достижимый устойчивый компромисс относительно организованности общественной жизни и путей дальнейшего правового развития. Он не исключает острых противоречий и юридических конфликтов в рамках конкретных правоотношений.

. Состояние правопорядка и законности можно рассматривать как характеристику качественного состояния правовой системы в переходный период, режима ее функционирования. Правопорядок и законность являются концентрированным выражением природы и структуры правовой системы, ее системных связей. В условиях эволюционной формы перехода они выступают факторами стабилизации правового развития, смягчающими динамику переходных процессов.

. Правопорядок не самоценен, и упорядочение общественной жизни не должно осуществляться ради самого упорядочения. Необходимо, чтобы содержание правопорядка отвечало принципам нового демократического, правового строя. Юридическим же механизмом обеспечения законности и правопорядка будет выступать правовая система в целом.

Правовое регулирование в переходных условиях не знает перерывов и не заменяется полностью произволом реформаторских и иных социальных сил. Без права невозможно вернуть жизнь общества в нормальную колею, не говоря уже о создании новых социальных форм.

Список использованной литературы

1.Бачинин В.А. Неправо (негативное право) как категория и социальная реалия // Государство и право. 2001. N 5.

.Вегер В. Право и государство переходного времени. М.,2004.

.Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юриспруденция, 2009

4.Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 2009.

.Горшенев В. М. Законность как достояние правового государства // Проблемы обеспечения законности в механизме право применения. Волгоград, 2009.

.Институт государства и права РАН, Саратовский филиал ; отв. ред. А.В. Малько: Теория государства и права. - М.: КНОРУС, 2010

7.Крылова З.Г. Основы права: Учебник. - М.: Высшая школа, 2000

.Концепция стабильности закона. М., 2000.

.Комаров С.А. Основы государства и права: Учебник. - С-Пб.: Питер, 2003

.Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 2008. N 1.

.Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 2008. № 5.

.Лазарев В.В. Общая теория права и государства - М.: Юрист, 2010.

.Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. Москва, ЮРАЙТ, 2013.

.Малько А.В.: Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. - М.: Проспект, 2008

.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: Проспект, 2015.

.Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2014.

17.Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 2006.

18.Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001.

.Синюков В.Н. Российская правовая система.

.Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 2006.

.Федотова В.А. Анархия и порядок. М., 2010.

Похожие работы на - Законность и правопорядок в условиях нестабильного (переходного) общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!