Государственное регулирование торговли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,16 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование торговли

Содержание

Введение

1. Государственное регулирование торговли

1.1 Мировой опыт государственного регулирования торговли

1.2 Становление государственного регулирования торговли в России

1.3 Основные направления и инструменты государственного регулирования российской торговли

2. Современное состояние торговой деятельности России

2.1 Внешняя и внутренняя торговая деятельность России в настоящее время

2.2 Изменения в госрегулировании торговли после вступления России в ВТО

3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Торговля - важнейшая отрасль экономики и сферы жизнеобеспечения населения потребительскими товарами. В ней сталкиваются экономические интересы продавцов и покупателей посредством согласования потребительского спроса и предложения, происходит окончательное признание общественной ценности благ и услуг. Торговля - один из важнейших источников накопления инвестиционных ресурсов для развития бизнеса и бюджетных доходов государства, динамичная сфера приложения труда и капитала.

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Основными задачами системы государственного регулирования торговли являются формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного производителя; создание условий для легализации теневого оборота; эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса; развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле.

Цель работы - рассмотреть государственное регулирование торговли.

Поставленные задачи:

мировой опыт государственного регулирования торговли (США)

становление государственного регулирования торговли в России

современное состояние торговой деятельности России

перспективы развития

1. Государственное регулирование торговли

1.1 Мировой опыт государственного регулирования торговли

В настоящее время внутри Европейского союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует Таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств-членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

Если бы процесс европейской интеграции ограничился созданием зоны свободной торговли, то тарифы в торговле с третьими странами по-прежнему устанавливались бы национальными государствами, которые должны были бы самостоятельно определять свою торговую политику за пределами зоны свободной торговли. Однако государства-члены ЕС сразу же перешли к таможенному союзу, который в соответствии с правилами ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле) предполагает не только отмену тарифов в торговле между государствами-участниками, но и установление единого внешнего тарифа. Для управления им необходима общая, согласованная линия.

Для выработки и осуществления такой линии предназначена общая торговая политика. Ее цели определены статьей 133 Договора и включают:

установление и управление общим таможенным тарифом в торговле с третьими странами;

заключение общих торговых соглашений с третьими странами;

единообразное применение инструментов торговой политики.

Римский договор наделил Европейскую комиссию правом вступать в переговоры с третьими странами по вопросам тарифов и торговли от имени Сообщества и государств-членов. Комиссия имеет исключительное право готовить предложения по вопросам общей торговой политики. В этом процессе принимают участие несколько ее Генеральных директоратов (торговли, внешних отношений, сельского хозяйства, конкуренции и др.).

Представленные Комиссией проекты решений рассматриваются Советом и пронимаются квалифицированным большинством голосов, за исключением решений о начале антидемпинговых процедур и введении компенсационных сборов, где достаточно простого большинства, и заключения соглашений об ассоциации, которые требуют единогласия. Окончательная утряска интересов государств-членов осуществляется в "Комитете 113" при Совете ЕС, который состоит из постоянных представителей и других чиновников. Как правило, этот процесс сопровождается острыми дискуссиями, поскольку интересы государств-членов в конкретных вопросах расходятся.

ЕС как крупнейший в мире экспортер крайне заинтересован в продвижении товаров на иностранные рынки. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, он должен соблюдать принцип взаимности и открывать свой рынок для иностранных экспортеров.

ЕС только выигрывает от усиления конкуренции от усиления конкуренции на своем рынке, поскольку конкуренция является главным двигателем научно-технического и технологического прогресса, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

Режим свободной торговли - необходимое условие привлечения прямых иностранных инвестиций и, следовательно, ускорения экономического роста.

Многие факты подтверждают справедливость этих заявлений. На протяжении последних сорока лет Европейское сообщество внесло свой вклад в успешное завершение многосторонних торговых переговоров, в результате чего общий уровень таможенных тарифов во всем мире, в том числе и в ЕС, снизился более чем наполовину.

В мире широко распространено мнение, что ЕС создан в первую очередь как протекционистский торговый блок, оставаясь таковым и по сей день. В подтверждение этих обвинений приводятся конкретные шаги ЕС, направленные на обеспечение максимальной защиты европейского рынка от иностранной конкуренции. Эксперты и представители третьих стран обращают внимание, в частности, на широкое использование властями ЕС дискриминационных нетарифных ограничений, которые в современных условиях являются более эффективным орудием протекционизма, чем тарифы.

Объяснений данному противоречию можно привести несколько. Очевидно, что сама логика международной торговли предполагает как сотрудничество, так и соперничество ее участников. Таким образом, ЕС стремится к достижению компромисса между соблюдением принципов свободной торговли и защитой собственных интересов в отдельных случаях (ярким примером является торговля сельскохозяйственной продукцией). Другим объяснением служит то, что философия торговой политики входящих в ЕС стран различна. Великобритания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Дания и Люксембург традиционно являются твердыми приверженцами либеральной торговли. Франция, Италия, Испания и Португалия, напротив, считаются сторонниками протекционизма. Швеция, Финляндия и Австрия выступают за максимальную либерализацию торговли промышленными товарами, но проводят протекционистскую политику в области торговли услугами и сельскохозяйственными товарами. Следует учитывать и политический фактор: общеизвестно, что не только правительства национальных государств, но и службы ЕС находятся под влиянием сильных отраслевых лобби.

Инструменты общей торговой политики ЕС включают:

Общий внешний тариф. Импортные товары, пересекающие границу любого из государств-членов ЕС с какой-либо третьей страной, облагаются пошлиной в соответствии с общим внешним тарифом ЕС. Таможенная процедура осуществляется один раз: в какое бы другое государство-член ЕС в дальнейшем ни поступил импортный товар, таможенная пошлина с него больше не взимается. Первоначально он представлял собой среднеарифметическое национальных тарифов; его дальнейшая эволюция была результатом общей торговой политики ЕС. В настоящее время большинство применяемых пошлин являются адвалорными. Таможенное обложение импорта существенно различается по отдельным группам товаров. Размер пошлины зависит прежде всего от степени обработки сырья. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых страны ЕС заинтересованы, таможенные пошлины либо вообще отсутствуют, либо незначительны. На полуфабрикаты и готовые изделия они заметно увеличиваются. На сегодняшний день среднеарифметический уровень таможенного обложения составляет (в процентах от стоимости товаров): по нефти - 6,4, сырью (кроме нефти) - 1,6, полуфабрикатам - 6,2, готовым изделиям - 7.

Количественные ограничения. Римский договор сохранял за национальными государствами право устанавливать свои собственные количественные ограничения на импорт, даже если речь шла об импортных товарах из третьих стран, которые уже поступили на территорию другого государства-члена ЕС. Это давало возможность отдельным государствам защитить "чувствительные" отрасли национальной промышленности в условиях, когда конкурирующие товары без ограничения ввозятся на территорию других государств. С созданием Единого внутреннего рынка и упразднения таможенных границ национальные количественные ограничения были отменены; взамен были введены общие для всего Союза квоты по семи товарным позициям.

государственное регулирование торговля россия

Антидемпинговые и компенсационные меры. Заявления о принятии таких мер обычно представляются в Европейскую комиссию отраслевыми союзами предпринимателей или одной из компаний, действующей от имени значительного числа производителей данного товара. Из 100 заявлений удовлетворяется в среднем 14. комиссия проводит расследование, которое может длиться более полутора лет. Пока оно продолжается, могут быть установлены временные сборы. Окончательные решения по вопросу о решении антидемпинговых мер принимаются Советом ЕС. Их срок обычно ограничивается тремя годами, иногда - пятью.

Правила происхождения товара. Одним из острых вопросов общей торговой политики ЕС является установление происхождения товара и определение порога, при котором товар, содержащий иностранные компоненты, признается товаром, произведенным на территории ЕС. Интернационализация производства делает все более трудным непротиворечивое решение этого вопроса. Основное правило определения страны происхождения товаров в ЕС следующее: новый товар, в производство которого вовлечено две и более страны, будет считаться происходящим из страны, в которой осуществлялся последний по времени экономически оправданный существенный процесс его изготовления, выполняемый на предприятии, оборудованном для этих целей. Вместе с тем действуют специальные правила определения страны происхождения для высокотехнологичных изделий: они могут свободно продаваться внутри ЕС на более льготных тарифных условиях, нежели другие товары из этих стран; и это способствует передачи технологий и ноу-хау в ЕС.

В ЕС определение таможенной стоимости товара проводится в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, который является международно-правовым стандартом. Кодекс закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, затраты покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.)

На Европейском континенте, где находятся 4 из 7 крупнейших развитых стран, наиболее значимым объединением является Европейский союз в составе 15 стран, дающих 21% мирового ВНП и 41% экспорта.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки.

Участие государства в экономической жизни диктуется тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика, регулирование платежного баланса, валютных курсов.

1.2 Становление государственного регулирования торговли в России

В период перехода к рыночной экономике государство "ушло" из экономики и не выступало как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть "шоковой терапии". Государство в короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений (рынка ценных бумаг, бирж и т.п.). В директивном порядке задавался процент приватизации собственности, осуществляемой к определенному сроку, и т.п. Другими словами, происходило форсированное, фактически директивное формирование рыночной экономики сверху, без учета возможностей адаптации к рынку ее субъектов и населения.

По определенным направлениям давление государства на экономику возрастало. Государство могло нарушать либеральный принцип равенства возможностей для конкурирующих структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для некоторых субъектов рынка или особо благоприятные условия, или неблагоприятные. В России отношения центра и регионов, содержание известных "договоров о разграничении полномочий" определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами политическими, необходимостью подтвердить дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями и другими обстоятельствами.

Уйдя от распределения дефицитных средств производства и инвестиционных ресурсов, государство по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы. Неплатежи, образование задолженности пред приятий приводило их к зависимости от государства, от бюрократических решений.

Включение государства в экономический процесс на микро уровне и усиление позиций государства в этих случаях обесценивают меры по рыночной либерализации, противореча задачам эффективности хозяйствования.

Усиление государственного регулирования рыночной экономики не означает возвращения к ситуации, когда государство было главным предпринимателем, а позволяет обеспечить ориентацию усилий субъектов рынка на достижение не только локальных, но и национальных целей.

В РФ Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" определял основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

) единство таможенной территории Российской Федерации;

) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

1.3 Основные направления и инструменты государственного регулирования российской торговли

В глобальной экономике российские компании должны конкурировать не только внутри страны, но и на внешних рынках. За последние два десятилетия в международной торговле наметилось увеличение случаев применения иностранными государствами мер регулирования с целью защиты уязвимых отраслей национальных экономик. Во многом это связано с процессами либерализации в рамках присоединения стран к Всемирной торговой организации или их членства в этой организации.

Вот почему Минэкономразвития России уделяет серьезное внимание созданию максимально благоприятных условий для доступа российских товаров, услуг и инвестиций на рынки зарубежных стран и последовательно выступает против введения протекционистских и необоснованных ограничений на пути российского экспорта. Это становится еще более актуальным в настоящее время, когда негативные последствия финансово-экономического кризиса еще полностью не преодолены. Поэтому растет роль международных правил в рамках глобальной торговой системы.

Следует отметить, что применение инструментов защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры) разрешено правилами ВТО и законодательствами практически всех стран, в том числе и России. Когда такие меры применяются должным образом, они предотвращают негативные последствия недобросовестной конкуренции (демпинга, субсидирования), позволяют отечественной промышленности адаптироваться к конкуренции в условиях резко возросшего импорта. Однако данные меры могут применяться только на основе четких и ясных правил, обеспечивая транспарентность и недискриминационность процедур и предоставляя убедительные доказательства необходимых критериев.

Российские экспортеры, поставляя на внешние рынки конкурентоспособные товары, зачастую сталкиваются с инициированием против их продукции инструментов защиты рынка - антидемпинговых и специальных защитных мер (следует отметить, что компенсационных мер в отношении российских товаров до настоящего времени ни разу не применялось).

К сожалению, в большом количестве случаев наблюдаются низкие стандарты при инициировании антидемпинговых расследований и в рамках процедур их проведения.

Традиционные инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые в странах с рыночной экономикой, становится главным в России. Рыночной системе хозяйства больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, действующие через механизм цен. Однако эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов, вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования. Последние ограничивают импорт и экспорт, минуя механизм спроса и предложения, путем квотирования, лицензирования государственной монополии на торговлю, договоренности на добровольном ограничении поставок, а так же использования в целях регулирования технических защитных мер, таможенных процедур и док-ов. Целью системы должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за её развитием. Поэтому использование административного инструментов сочетается в России с общепринятым в мире правилами регулирования внешнеэкономических связей.

2. Современное состояние торговой деятельности России

2.1 Внешняя и внутренняя торговая деятельность России в настоящее время

Пошлины, установленные в настоящее время в Российской Федерации, различаются по своему правовому режиму. Одни из них (государственная пошлина) включены в систему налогов и сборов, на другие же (таможенные, патентные, антидемпинговые, компенсационные, специальные) действие налогового законодательства не распространяется. Государственная пошлина установлена Налоговым кодексом Российской Федерации и взимается в соответствии с ним. Она уплачивается по широкому кругу оснований: при обращении в суд; за совершение нотариальных действий; за государственную регистрацию актов гражданского состояния, государственную регистрацию юридического лица, политической партии, религиозной организации, СМИ и т.д.

Как известно, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Об этом говорится в п.1 ст.5 ГК РФ.

В связи с объявлением Инкотермс-2000 торговым обычаем, невольно возникает вопрос: являются ли синонимами понятия "обычаи делового оборота" и "торговые обычаи"? На практике Инкотермс-2000 принимают как обычай делового оборота, поскольку он признан Торгово-промышленной палатой РФ.

Важной предпосылкой развития правовой регламентации электронного предпринимательства на начальном этапе его функционирования было признано приведение национальных и региональных законодательств в этой области к компромиссным и приемлемым вариантам, позволяющим осуществлять сделки на разных языках между партнерами, удаленными друг от друга на большие географические расстояния. Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Безналичные расчеты во многих зарубежных странах осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, бумажный оборот сведен до минимума. Банки РФ давно поняли необходимость внедрения электронных расчетов. Однако попытки наладить систему безналичных расчетов с помощью расчетных документов в электронной форме наталкиваются на несовершенство действующего законодательства, его неприспособленность к потребностям практики.

Одним из правонарушений в сфере валютного регулирования является невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, объективная сторона которого (а в перспективе - предмет доказывания, механизм) имеет схожие черты в уголовном и административном праве. И здесь возникает закономерный вопрос: как целесообразнее определить юрисдикционные полномочия государственных органов по установлению элементов состава данного правонарушения и решения вопросов о юридической ответственности? Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусматривается ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, и главным "требованием" этой ответственности является установленный в примечании к статье крупный размер - превышающий тридцать миллионов рублей. Субъект данного преступления специальный - руководитель организации.

Прежде всего следует указать на то, что важнейшим признаком внешнеэкономической сделки является перемещение товаров через государственную границу. При перемещении товаров через таможенную границу по действующему законодательству взимаются таможенные платежи, к которым относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы. Таможенные платежи составляют значительную долю доходов федерального бюджета. Так, например, удельный вес таможенных пошлин, взимаемых при экспорте и импорте товаров, в общих доходах федерального бюджета в 2010 г. составлял 37,3%, в том числе вывозных таможенных пошлин - 30,2% и ввозных таможенных пошлин - 7,1%. При этом в структуре вывозных таможенных пошлин таможенные пошлины от экспорта нефти и нефтепродуктов составляли 90%. Суммарные поступления в федеральный бюджет от внешнеэкономической деятельности за 2012 год составили 4 963 млрд. руб. или 38,6 % в доходах федерального бюджета. Доля вывозных таможенных пошлин в доходах федерального бюджета в 2012 году составила 31,9%, ввозных - 5,7 процента. В соответствии с правилами распределения пошлин между государствами - членами Таможенного союза на долю России приходится 87,97% суммарных пошлин от импорта товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза.

.01.2012 в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" вступило в силу Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Являясь международным договором, Соглашение фактически предопределило содержание национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в ближайшей и среднесрочной перспективах. Однако и его содержание было предопределено еще 10 лет назад, причем как на более высоком уровне, так и на более широком географическом пространстве.

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая. Внутренняя торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой. Преобразования, проведенные в торговле на путях формирования свободной хозяйственной инициативы, не замедлили сказаться на развитии потребительского рынка. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью. Товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер. Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом серьезнейших негативных проявлений. Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30 процентов. Очень развит потребительский рынок, множество магазинов, товаров для покупателя. Развивается оптовая торговля и сферы общественного питания. Растет число ресторанов, столовых, кафе и т.д. У населения есть выбор, развита конкуренция. Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2012 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.). По состоянию на 1 января 2013 г. в секторе торговли Российской Федерации действовало более 2,5 млн. хозяйствующих субъектов, 69% из которых - индивидуальные предприниматели. Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в 2012 г. составила около 12 млн. человек или 17,8% от всего занятого населения страны. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

Именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточного количества малых и средних торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является "первым шагом" для многих предпринимателей перед переходом в другие сферы экономической деятельности.

Иностранные сети обычно более эффективны, чем местные игроки. Их приход ведет к увеличению конкуренции и распространению современных стандартов работы. Например, выручка с квадратного метра торговой площади российских гипермаркетов Лента составляет 220 тыс. руб., а гипермаркетов французской сети Ашан - 400 тыс. руб., немецких гипермаркетов Метро - 285 тыс. руб. на м кв.

2.2 Изменения в госрегулировании торговли после вступления России в ВТО

Полноправным членом ВТО Россия стала 22 августа 2012 г.

Изменения в части регулирования фармацевтического рынка

С 22 августа 2012 г. вступила в силу часть 6 статьи 18 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", в соответствии с которой запрещается в течение 6 лет с даты госрегистрации препарата получать, разглашать, использовать в коммерческих целях, в том числе для госрегистрации иных лекарств, данные о результатах его доклинических и клинических исследований без согласия правообладателя такой информации. Также не допускается обращение в России лекарств, зарегистрированных с нарушением указанной нормы.

Изменения в сфере интеллектуальной собственности

С 22 августа 2012 г. увеличены пошлины, связанные с патентованием и госрегистрацией в сфере интеллектуальной собственности.

Исключены понятия "резидент", "нерезидент" и дифференциация в отношении них размеров пошлин. Так, напр., установлена единая пошлина за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдачу патентов на них - 3 250 руб. (ранее резиденты вносили 2 400 руб., а нерезиденты - 10 800 руб.).

На 15% уменьшена пошлина за регистрацию заявки на патент, если она подается в электронном виде. Это касается и пошлин за регистрацию заявки на товарный знак, на знак обслуживания, на наименование места происхождения товара.

Создается специальный суд по интеллектуальным правам, который будет рассматривать споры в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.

Это дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К ним также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны (исключение - объекты авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем).

При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане.

На 50% уменьшены некоторые пошлины, связанные с патентованием изобретений и промышленных образцов, для субъектов малого предпринимательства.

Изменения в области торговли услугами

Установлен порядок внутрифирменного перевода граждан Евросоюза в российские представительства европейских фирм и граждан РФ - в представительства фирм РФ в ЕС. Так, требованием РФ является предоставление сотрудникам российских юридических лиц, работающим в порядке внутрифирменного перевода в представительствах в ЕС, режима не менее благоприятного, чем принятого в ЕС для аналогичных сотрудников из других стран. Россия берет на себя аналогичное обязательство, однако сохраняет за собой право ограничить число таких сотрудников до 5 человек на представительство, а в банковской сфере - до 2 человек.

В соответствии с Перечнем обязательств России в ВТО определено 18 секторов деятельности, по которым может быть заключен Договор об оказании услуг, при этом оговорено, что предметом такого договора не могут быть "услуги по размещению и подбору персонала".

Определен нижний предел квоты на иностранных сотрудников - 16 тыс. человек, при этом в последующие годы квота должна быть не меньше, чем квота предыдущего года.

Соглашение временно применяется с даты присоединения России к ВТО (22 августа 2012 г.)

Изменения в банковской сфере

В связи с присоединением России к ВТО и в целях выравнивания условий открытия филиалов российскими банками отменено требование, касающееся получения дочерней кредитной организацией иностранного банка (резидент) предварительного разрешения Банка России для открытия на территории России филиала.

3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности

Внешнеэкономические связи являются одним из важнейших факторов, определяющих состояние и развитие российской экономики.

На зарубежных рынках реализуется основная часть продукции базовых отраслей промышленности (60 - 70% жидкого топлива, металла, химических удобрений, свыше трети природного газа и лесоматериалов), а за счет импорта обеспечивается около 40% потребительского и более 20% инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Поступления от внешнеэкономической деятельности формируют основную часть доходов госбюджета и многих предприятий.

В период спада внешнеэкономическая деятельность позволяет смягчить его негативные последствия для экономики и населения страны, вносит значительный вклад в обеспечение экономического роста.

Доля России в мировой торговле составляет 1,2%. Сложившаяся ситуация объясняется низкой конкурентоспособностью большей части отечественной готовой продукции, отсталой, не соответствующей современным требованиям внешнеторговой структурой, в основе которой лежит обмен топлива и сырья (в большинстве своем не возобновляемого) на обработанные изделия преимущественно потребительского назначения.

Внешнеэкономическое развитие России напрямую связано с конкурентоспособностью отечественного производства.

Концепция страновой конкурентоспособности основана на использовании в международном разделении труда сравнительных преимуществ национальных экономик для экспорта продукции в страны, где таких преимуществ нет, и импорта продукции из стран, которые обладают преимуществами по сравнению с национальной экономикой страны - импортера. В ходе индустриального развития в рыночной среде появляются новые конкурентные условия, приводящие к использованию меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях производственного цикла.

Наличие в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В России в большом объеме представлены сравнительные преимущества (дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятные геофизические и климатические факторы и т.д.), но что касается конкурентных преимуществ, то здесь наблюдается значительное отставание от развитых и многих развивающихся государств.

В настоящее время сырьевая составляющая - основа конкурентоспособности российского экспорта. Можно косвенно сопоставить сравнительные и конкурентные преимущества, проанализировав структуру национального богатства России.

Национальное богатство представляет собой результат постоянно возобновляющегося процесса производства, накопления материальных и духовных продуктов, а также природных ресурсов, необходимых для удовлетворения, как текущих нужд, так и долговременных потребностей экономического роста страны.

Национальное богатство определяется на основе различных методологических подходов. В соответствии с применяемым Госкомстатом России подходом, национальное богатство - это совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей. Оно состоит из четырех частей:

·производственный основной капитал;

·непроизводственный основной капитал;

·материальные оборотные средства и запасы;

·домашнее имущество населения.

Характерная черта национального богатства России - очень высокая доля в нем основного производственного капитала (основных фондов). Это обусловлено не только большими размерами накопленного основного капитала, но и недостаточной величиной непроизводственного основного капитала и домашнего имущества населения.

Другой метод оценки национального богатства, разработанный Всемирным банком, включает три составные части - человеческий, природный и воспроизводственный капитал. В понятие человеческого капитала включается текущие расходы семей и государства на питание, одежду, содержание жилища, образование, культуру и другие потребности людей за 25 лет.

В РФ в настоящее время внешнеэкономическая политика направлена на открытое экономическое развитие, конечным результатом, которого является полноправное участие в международном обмене товарами, услугами, капиталом и национальными валютами. Данная внешнеэкономическая направленность предполагает отказ российского экспорта от сырьевой направленности и переход на более прогрессивную, дающую возможность выхода на мировые рынки готовой, наукоемкой продукции, повышение международной платежеспособности страны и обеспечение обратимости национальной валюты. Это в свою очередь подразумевает структурную перестройку народного хозяйства и, прежде всего, промышленности, обновление ее технологической базы и повышение эффективности производства.

Но чрезмерная открытость экономики может привести к угрозе экономической безопасности страны. Под национальной экономической безопасностью понимается состояние экономики, обеспечивающее уровень социального, политического и оборонного существования; прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внутренним и внешним угрозам и воздействиям.

Угроза экономической безопасности может быть определена как некий ущерб, интегральный показатель которого будет выражаться степенью снижения экономического потенциала страны за определенный промежуток времени. Под угрожающим экономической безопасности фактором понимается совокупность условий, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность сокращения производственного потенциала хозяйствующих субъектов.

Под производственным потенциалом, в свою очередь, понимается реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов.

Для сельского хозяйства оценка экономической безопасности важна потому, что потенциал этой отрасли является гарантом продовольственной безопасности страны в целом и региона, в частности.

В России потребность населения в отечественном продовольственном товаре удовлетворена примерно на 60 - 65%. При этом аграрный сектор дает 1/6 часть ВВП, имеет 20% занятого населения и более 45,5 тыс. предприятий различных форм собственности. Таким образом, потенциал отечественного АПК используется не в полном объеме. То, что около 40% потребностей населения удовлетворяется за счет импорта (импортная зависимость по мясу птицы и мясопродуктам достигла 25%, по растительному маслу - 36%), свидетельствует об угрозе продовольственной и экономической безопасности страны. При этом известно, что критической точкой продовольственной безопасности любого государства считаются импортные закупки на уровне 20%.

При сложившейся ситуации необходимо достаточно жесткое регламентирование импорта:

·ужесточение мер нетарифных ограничений на ввозимое продовольствие (совершенствование системы государственной стандартизации и сертификации) и, тем самым, поддержание отечественногоАПК;

·политика импортозамещения, проведение которой возможно лишь при наличии соответствующей концепции.

Заключение

Взаимосвязь целей и методов государственного регулирования (которая выражается в том, что применение каждого предусмотренного нормативным правовым актом метода должно быть обусловлено необходимостью достижения государственно значимой цели) является способом обеспечения нормативно-правовой сбалансированности государственного воздействия на общественные отношения. С учетом данного обстоятельства для облегчения проверки наличия связи между целями и методами государственного регулирования используется такой прием законодательной техники, как объединение данных элементов в одну статью. Отсутствие же связи между методом государственного регулирования и целью государственного регулирования, то есть фактически объяснения, зачем государство регламентирует определенные общественные отношения и воздействует на них (их определенный участок), чаще всего свидетельствует о непроработанности нормативного акта, но нередко - о необоснованном и, следовательно, чрезмерном вмешательстве государства в соответствующие отношения.

Использованные в части 2 статьи 1 Закона о торговле для описания глобальных, с точки зрения экономики, целей чрезвычайно общие и обтекаемые формулировки позволили законодателю на последнем этапе законотворческого процесса без особых затруднений вписать в Закон такой метод государственного регулирования торговой деятельности, как регулирование цен на отдельные виды товаров, который изначально не предусматривался Концепцией проекта Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и от которого законопроект фактически охранялся Правительством РФ вплоть до принятия во втором чтении.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации (в редакции 14.09.2013). М.: - Мартин, - 2012. - 128с.

2.Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.11.2013 г.) // СПС Консультант Плюс

.Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция от 14.12.2013) // Правовая система Консультант Плюс

.Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 1. Ст.2.

.Аборнева О.И. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли: региональный аспект / Менеджмент в России и за рубежом №3/2011.

.Бланк И.А. Управление торговым предприятием. - М.: Дело, 2008. - 355 с.

.Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РаГс, 2009. - 284 с.

.Курьеров В.Г. Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России // ЭКО. - 2007. - №9. - с.15 - 33.

.Оболенский В. Россия на мировых рынках готовой продукции: что впереди? // МЭ и МО. - 2010. - №8. - с.16-24

.Развитие российского ритейла: меры государственного регулирования и их последствия // Современная торговля. 2009. № 12. С.21-39.

.Состояние российской торговли. // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №3. - с.13.

.Тюрина Н.Е. Взаимодействие правовых компонентов глобальной торговой системы // Российский юридический журнал. - 2010. - № 4.

.Правовая система Консультант Плюс

Похожие работы на - Государственное регулирование торговли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!