Государственное регулирование внешней торговли

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,35 Mb
  • Опубликовано:
    2011-10-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование внешней торговли

Кафедра мировой экономики и экономической теории











Курсовая работа

по предмету международные экономические отношения

Государственное регулирование внешней торговли












Иркутск, 2010

Содержание:

 

Введение

. Государственное регулирование внешней торговли продукции сельского хозяйства

.1 Формы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в МЭ

.2 Основные инструменты регулирования, разрешенные ВТО

. Государственное регулирование внешней торговли продукции сельского хозяйства в России

.1 Методы регулирования, используемые Россией из международного опыта

.2 Проблемы Российской Федерации в АПК

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

Введение


Актуальность исследования обусловлена тем, что сельское хозяйство - это одна из наиболее значимых и важных отраслей экономики. От состояния и уровня развития данной отрасли зависит благополучие государства. Это выражено в возможности обеспечить население государства в необходимой продукции сельского хозяйства; самостоятельность и самообеспеченность стратегически важными запасами на случай чрезвычайных ситуаций.

Уровень развития сельского хозяйства влияет и на конкурентоспособность продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутреннем рынке, так и на внешнем, и на их заинтересованность именно в работе данной отрасли. Выход на международные рынки говорит о качестве и относительной дешевизне продукции. Торговля с другими странами предоставляет возможность как получения дохода, так и перенятие опыта в регулировании отрасли сельского хозяйства.

Без государственного вмешательства, в нашем случае регулирования торговлей продукцией сельского хозяйства мало вероятно то, что страна смогла бы сама себя обеспечить провизией, да еще и продать другим. Современный рынок просто напросто бы поглотил нашего производителя, так как наши технологии далеки от ведущих в мире. Поэтому очень важно определить, какие меры предпринимает правительство для улучшения статуса российского сельского хозяйства, как помогает, что запрещает и что разрешает нашим производителям и продавцам. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Цель исследования заключается в рассмотрении государственного регулирования внешней торговли продукции сельского хозяйства в России.

В работе необходимо выявить:

·        основные формы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в МЭ;

·        основные инструменты регулирования, разрешенные ВТО; методы регулирования, используемые Россией из международного опыта и проблемы РФ в АПК.

Методологической и теоретической основой написания курсовой работы являются статистические данные: ВТО, ГКС, EUROSTAT, FSGS, Минсельхоза России и т.д.; электронного ресурса Wikipedia и т.д.; периодических изданий «Мосты между торговлей и устойчивым развитием», «Торговая политика и вступление в ВТО». При написании работы использовались следующие методы: количественного и качественного анализа, исторические исследования, статистические методы и сравнительный анализ.

Структура работы: работа написана на 37 машиннописных листах, в работе: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список из 30 библиографических источников, 12 приложений. В работе 3 таблицы и 1 рисунок.

1. Государственное регулирование внешней торговли продукции сельского хозяйства

 

.1 Формы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в МЭ


В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5-2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами − в США, Канаде, странах ЕС[24].

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования. К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в себя:

·        прямые государственные компенсационные платежи;

·        платежи при ущербе от стихийных бедствий;

·        платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.)

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

·        ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия;

·        компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества;

·        содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства − субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

·        установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;

·        скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает, прежде всего, организацию слежения таких экономических показателей, как: издержки производства по группам специализированных хозяйств (страны ЕС) или по видам производства (США); паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; доходность ферм и отраслей производства.

В результате получается проработанная в деталях информационно-статистическая система данных, необходимая, во-первых, для регулярного воздействия на рыночные цены и, во-вторых, для влияния на производство, уровни доходов, накоплений, инвестиций.

В рамках государственной поддержки сельского хозяйства США существуют два вида цен:

·        целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции и происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;

·        залоговые цены (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка[1].

В странах ЕС функционирует несколько иной ценовой механизм: на сравнительно высоком уровне установлены целевые или ориентирные цены, гарантирующие средним и крупным по размерам производства фермерским хозяйствам определенный уровень дохода. Функцию минимальных цен выполняют цены вмешательства. По этим заранее фиксированным ценам сельскохозяйственную продукцию у фермеров закупают государственные закупочные организации, что является действенным средством против снижения рыночных цен ниже установленного минимума.

Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Так, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, т.е. с лучшими условиями производства. Для районов с худшими условиями предусмотрены дотации. Дотационные цены устанавливают по той же процедуре, что и гарантированные, но на сельскохозяйственную продукцию, идущую на экспорт. При этом, если фермеры производят экспортируемую продукцию с издержками выше дотационных цен, то убытки им не возмещают. Более того, если они превысили квоты производства продукции на экспорт, то излишки не подлежат оплате по дотационным ценам. На сельскохозяйственную продукцию, произведенную сверх установленных государственных квот, предусмотрены дополнительные цены, которые варьируют в зависимости от сложившейся ситуации на внутреннем рынке в отдельно взятом районе страны (они, как правило, ниже целевых цен).

К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Один из важнейших показателей государственного регулирования сельского хозяйства в развитых странах − уровень бюджетной поддержки фермерских цен на произведенную продукцию. Этот показатель отражает отношение всех ценовых и внеценовых бюджетных дотаций на производство и реализацию (в том числе на экспорт) определенной сельскохозяйственной продукции к ее фермерской цене.

Общей основой ценообразования в АПК зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

Субсидии в странах ЕС достигли 45-50% стоимости произведенной фермерами товарной продукции, в Японии и Финляндии − 70, в России − лишь 3,5%. В США на развитие сельского хозяйства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли[24].

Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и в области сбыта. Основным стремлением наднациональных органов ЕС является поиск средств и методов в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране[24].

Все национальные дотации предоставляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая условия наибольшего благоприятствования в рамках какой-либо отдельной страны, запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), регулирование объемов производства, высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальное правительство участвует в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, обеспечению ветеринарного надзора, внедрению достижений научно-технического прогресса, охране окружающей среды, стимулированию производства в так называемых проблемных районах, обеспечению минимального уровня доходов мелким хозяйствам.

Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами-членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли Германии), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Однако определено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать заданного объема.

Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем.

Национальная аграрная политика в странах ЕС является продолжением Единой аграрной политики, однако существуют различия в направлениях и методах финансирования сельского хозяйства.  

Например, на поддержку производства и рынков в добавление к системе ЕС Дания расходует треть своего сельскохозяйственного бюджета, Великобритания и Ирландия − соответственно 15 и 20%. Почти все страны половину национальных сельскохозяйственных бюджетов расходуют на структурную политику (сюда входят модернизация и укрупнение ферм, улучшение земли и других сельскохозяйственных ресурсов, улучшение оперативной деятельности фермеров, сокращение производственных издержек и развитие районов с неблагоприятными условиями). По этим направлениям расходов наблюдаются значительные различия. Например, Великобритания направляет на программы модернизации почти треть своего сельскохозяйственного бюджета, а Нидерланды и Люксембург − менее 10%. В целом в странах ЕС на поддержку начинающих фермеров направляется в среднем 10% от аграрных бюджетов, в том числе во Франции − 25%, в Великобритании и Ирландии эта статья расходов незначительна. На бюджетные программы «Исследования и разработки» в среднем по ЕС направляется около 10%, а в Нидерландах -почти 30% бюджета[24].

Особого внимания заслуживает опыт США по субсидированию сельского хозяйства. Бюджетные расходы США на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации − в кризисные годы их значение резко возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования заметно снижается.

Бюджетные средства выделяются на финансирование следующих программ:

·        сельскохозяйственные исследования;

·        организация маркетинга и информации о рынках и ценах;

·        кредитование;

·        консервация и изъятие земель;

·        поддержка цен, закупка, компенсационные платежи;

·        поддержка фермерских снабженческих и сбытовых кооперативов,
рыночные заказы;

·        субсидирование продовольствия;

·        экспортные субсидии;

·        международная продовольственная помощь.

В структуре расходов федерального бюджета на сельское хозяйство главными являются два направления:

·        программы стабилизации доходов (на них приходится около 60%
бюджетных расходов по статье «Сельское хозяйство»);

·        программы сельскохозяйственных исследований и обслуживания
науки.

Необходимо отметить, что наибольшую долю помощи (около 70% бюджетных средств) получают относительно крупные хозяйства, обеспечивающие высокую эффективность ведения производства, а фактически бюджетным финансированием охвачена одна треть американских ферм.

Однако, начиная с конца 80-х годов, аграрная политика США предусматривает снижение уровня воздействия на аграрный сектор. Правительство США отказалось от ряда программ и сократило объемы финансирования на их поддержку. Политика США в области сельского хозяйства, рассчитанная на 7 лет (1996−2002 гг.), предусматривала сокращение финансовой поддержки на 30%[24].

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности.

 

.2 Основные инструменты регулирования, разрешенные ВТО


Сельское хозяйство в мировой экономике - одна из самых закрытых протекционизмом отраслей. Основной способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях, выделяемых производителям сельскохозяйственной продукции.

По объективным причинам сельскохозяйственные товаропроизводители не могут поддерживать рентабельность, сопоставимую с той, которая обеспечивается предприятиями промышленности и сферы услуг. Это обусловлено особенностями индустриального сельскохозяйственного производства и рыночной экономики. В этой связи поддержка государства в той или иной форме является необходимым элементом агропродовольственной политики стран.

На национальном уровне правительства предоставляют внутреннюю поддержку сельскому хозяйству с помощью различных мер внутренней политики. Часть этих мер требует бюджетных затрат, часть осуществляются только административными мерами; часть мер финансируется за счет налогоплательщиков, часть за счет - покупателей; часть мер ведет к искажения рыночных цен на агропродовольственную продукцию, часть - нет; часть - мер влияет на конъюнктуру мирового рынка, часть - нет. Некоторые страны проводят весьма либеральную агропродовольственную политику, другие страны поддерживают очень высокий уровень протекционизма.

Ежегодные расходы стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) на сельское хозяйство составляют десятки миллиардов долларов США. Половина расходов на сельское хозяйство членов ВТО относится к мерам, искажающим торговлю и производство («янтарная/желтая корзина»), что негативно влияет на мировой сельскохозяйственный рынок, приводя к перепроизводству и снижению цен на сельхозпродукцию. Соглашения по сельскому хозяйству устанавливаются критерии для классификации направлений политики, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю (меры «желтой корзины») и которые подобного воздействия не оказывают (меры «зеленой корзины»).

«желтой корзины» предоставляют собой такую политику внутренней поддержки, которая признается оказывающей искажающее воздействие на торговлю, поскольку она предполагает перераспределение средств от потребителей или связана с производством особых товаров. Такая политика включает в себя:

·        ценовою поддержку;

·        сбытовые кредиты;

·        выплати из расчета площади с/х угодий;

·        выплаты на основании численности с/х животных;

·        субсидии в отношении средств производства (семян, удобрений, ирригации и т.п.);

·        отдельные программы субсидируемых кредитов.

К примеру, по доле субсидий США, отнесенных в
представленной в ВТО информации к мерам поддержки "желтой корзины" -
компоненту ОИТП, включающему в наибольшей степени искажающие торговлю типы помощи, обычно непосредственно увязанные с уровнем цен или объемом производства. По данным Министерства сельского хозяйства США, в ВТО были представлены следующие данные: 9,6 млрд. долларов в 2002 г., снижение до 6,9 млрд. в 2003 г., а затем увеличение до 11,6 млрд. в 2004 г. и до 12,9 млрд. в 2005 г.[14].

Расходы "желтой корзины" оставались ниже предусмотренного обязательствами США перед ВТО потолка в 19,1 млрд. долларов. Это недавно оспаривали Бразилия и Канада, которые направили в ВТО практически аналогичные иски по сельскохозяйственным субсидиям США за период с 1999г[14].

Обе страны утверждают, что США остаются в пределах разрешенных расходов "желтой корзины" только за счет манипуляций с расчетами, исключая из рассмотрения расходы по нескольким различным типам сельскохозяйственных программ.

США заявляют, что они не могут принять значительно сокращенный показатель потолка для субсидий из-за колебаний цен на товарные сельскохозяйственные продукты, поскольку хотят сохранить за собой право на повышение сельскохозяйственных выплат в случае резкого падения цен в будущем. Тем не менее, цены на такие основные товарные продукты как пшеница и кукуруза постоянно оставались высокими в течение нескольких лет и это происходило в тот же период, когда (как свидетельствуют представленные в ВТО данные) наблюдались резкие колебания в объемах ОИТП.

Фактические расходы США на, искажающие торговлю сельскохозяйственные, субсидии едва ли превысят до 2013 г. даже нижнюю границу диапазона предельных показателей, предложенного в проекте соглашения, подготовленного Фалконером (13 млрд. долларов), если не произойдет резкого падения цен на основные товарные продукты. Авторы этого документа, Девид Блендфорд и Тим Джослинг, основываются в своих прогнозах будущих расходов на законе о сельском хозяйстве, который в настоящее время рассматривается Конгрессом США. По их мнению, США и ЕС могли бы добиться соблюдения предложенных в тексте Фалконера предельных показателей "без существенных изменений во внутренней сельскохозяйственной политике." Тем не менее, авторы отмечают, что предложенные Фалконером новые предельные показатели для субсидий "окажут давление" на Брюссель и Вашингтон в пользу дальнейшего сокращения, искажающей торговлю, внутренней поддержки и не позволят им в будущем вернуться к прежней практике. В соответствии с условиями дополнительного резкого сокращения субсидий для хлопка, выплаты производителям хлопка в США потребуется действительно сократить, когда начнется процесс реализации соглашений раунда Доха[26].

Меры «зеленой корзины».

К рынкам, в наибольшей степени находящимся под влиянием государственного регулирования и пользующихся государственной поддержкой (ценовая поддержка, прямые выплаты) в ЕС, США и Японии, можно отнести рынки молока и молочных продуктов, говядины, зерна и сахара.

Страны-члены ВТО не только поддерживают производство путем административного регулирования цен и дотационными выплатами, но и повышают конкурентоспособность своего аграрного сектора активным предоставлением национальным сельскохозяйственным производителям услуг

общего характера, относящихся к «зеленой корзине». К таковым услугам относятся: внедрение в производство передовых научных достижений, поддержка сбытовой, информационной, финансовой и транспортной инфраструктуры, затраты на страхование урожая, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизация сельской инфраструктуры, научные исследования, ветеринарные услуги и т.п. Эти меры поддержки не оказывают или оказывают незначительное искажающее воздействие на торговлю и производство и, поэтому освобождаются от обязательств по сокращению и могут выделяться в любом объеме.

Поддержка в рамках «зеленой корзины» имеет огромное значение для аграрного сектора, т.к. преимущества в ценовой конкурентоспособности производства одной страны могут быть элиминированы меньшей стоимостью транспортировки и меньшими издержками сбыта в другой стране.

Эффективность этих мер в долгосрочной перспективе, по мнению аграрных экономистов, ничуть не меньше, чем прямые субсидии. К примеру, в США значительная часть финансовых средств выделяется по линии «зеленой корзины». По данным американских исследований, впечатляющий прирост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50% был обеспечен за счет государственного финансирования сельскохозяйственной науки[25].

В Японии 85% всей поддержки в рамках «зеленой корзины» приходится на услуги общего характера. В ЕС большая часть «зеленой корзины» приходится на программы инвестиционного характера, охраны окружающей среды и услуги общего характера[25].

Меры «зеленой корзины» осуществляются посредством государственных программ, финансируемых за счет средств налогоплательщиков. Такие программы не предполагают перераспределение средств от потребителей и не влекут за собой оказание ценовой поддержки производителям. На них ограничительные обязательства ВТО не распространяются. Основными направлениями такой политики являются:

·        общие услуги (расходы или упущенный доход в связи с программами предоставления услуг или благ с/х либо сельским жителям следующего характера: исследовательские, в области контроля за вредителями и заболеваниями, по повышения квалификации занятых в с/х, распространение опыта и консультационная помощь, инспектирование, маркетинг и сбыт, инфраструктурные услуги);

·        общественное хранение запасов товаров для целей продовольственной безопасности;

·        несвязанная с производством поддержка дохода, необходимость которой определяется на основании установленных критериев (доход, статус производителя или землепользователя, использование факторов производства или уровень производства, в определенный и финансируемый базовый период);

·        страхование дохода и программы компенсации потери дохода;

·        помощь при стихийных бедствиях;

·        содействие в структурной перестройке с помощью программ возмещения «отставки» производителей (содействие выходу на пенсию лиц, занятых товарным производством с/х продукции, или их переход к несельскохозяйственной деятельности);

·        содействие в структурной перестройке с помощью программ возмещения отказа от использования ресурсов (содействие выведению земли и других ресурсов, включая скот, из сферы товарного производства с/х продукции);

·        содействие в структурной перестройке с помощью инвестиций (содействие финансовой или натурально - вещественной перестройки деятельности производителя в связи с выявленными структурными недостатками);

·        программы в области окружающей среды и сохранения природы;

·        программы помощи производителям в неблагополучных регионах.

Что же касается выплат "зеленой корзины", которые по идее приводят лишь к минимальному искажающему влиянию на торговлю, а соответственно исключены из требований к дальнейшему сокращению в рамках раунда Доха, то эти расходы США демонстрируют резкий рост. Если в 2000 и 2001 гг. они лишь ненамного превышали 50 млрд. долларов, то в 2002 г. они увеличились до 58,3 млрд., в 2003 г. - до 64,1 млрд., в 2004 г. - до 67,4 млрд., а в 2005 г. - до 71,8 млрд.[15].

Ряд развивающихся стран, включая членов группы Г-20, призывали ужесточить правила для определения расходов "зеленой корзины", утверждая, что некоторые расходы, которые к ним в настоящее время относят, могут приводить к значительным искажениям производства и торговли. Резкий рост субсидий "зеленой корзины" в США может вызывать у них серьезную обеспокоенность. Со своей стороны, Глаубер утверждал, что этот рост отражает расширение национальных программ борьбы с голодом (талоны на льготные продукты и детское питание), которые обычно не вызывают особых возражений. Бразилия может ухватиться за тот факт, что США указали в категории расходов "зеленой корзины" свои "прямые выплаты", несмотря на то, что в ходе рассмотрения поданных двумя странами претензий в ВТО по поводу хлопковых субсидий США, такие выплаты были признаны неприемлемыми для расходов "зеленой корзины." Апелляционный орган принял решение, что прямые выплаты американским производителям хлопка не могут считаться "независимыми" от решений по объемам производства, как того требуют правила для мер "зеленой корзины", поскольку производители утратили бы право на получение этих средств, если бы они вместо хлопка начали выращивать фрукты или овощи[26].

Меры «голубой корзины»

Прямые выплаты по программам ограничения производства также не попадают под ограничительные обязательства. Эти меры включают:

·        прямые выплаты, основанные на фиксированных площади и урожаях;

·        прямые выплаты, осуществляемые в отношении не более чем 85% от базового уровня производства;

·        прямые животноводческие выплаты, осуществляемые в расчете на фиксированное поголовье.

ЕС также наиболее активно предоставляет поддержку в рамках «голубой корзины» на программы погектарных компенсационных платежей фермерам и производителям масличных и зерновых культур, на поголовье скота. Таким образом, политика внутренней поддержки сельского хозяйства ЕС, США, Японии и других стран-членов ВТО оказывает существенное влияние, как на национальные рынки, так и на мировой агропродовольственный рынок в целом, а вместе с экспортными субсидиями стимулирует к демпингу.

Критерий минимума

В соответствии с правилами ВТО существует, так называемый, критерий минимума (de minimis rule), который распространяется на:

·        ориентированную на конкретный продукт внутреннюю поддержку в случае, если такая поддержка не превышает 5% (для развивающихся стран - 10%) общей стоимости базового с/х продукта;

·        ориентированную на конкретный продукт внутреннюю поддержку в случае, если такая поддержка не превышает 5% (для развивающихся стран - 10%) стоимости всей с/х продукции страны[19].

При принятии обязательств по внутренней поддержке необходимо учитывать, что объемы поддержки сельского хозяйства развитых стран оказывают существенное влияние как на их национальные рынки, так и на мировой аграрно - продовольственный рынок. Ежегодно расходы США, ЕС, Японии на с/х составляют десятки млрд .долл. (таблица1). причем эти страны не только поддерживают производство путем административного регулирования цен и дотационными выплатами (меры «янтарной корзины»), но и повышают конкурентоспособность аграрного сектора активным представлением национальным сельскохозяйственным производителям услуг общего характера: внедрение в производство передовых научных достижений, поддержки сбытовой, информационной, финансовой и транспортной инфраструктуры. Последнее имеет огромное значение для аграрного сектора. Преимущества в ценовой конкурентоспособности производства одной страны могут быть легко элиминированы меньшей стоимостью транспортировки и меньшими издержками сбыта в другой стране. Другими словами, инфраструктурные капиталовложения, финансируемые в рамках программы «зеленой корзины», оказывают существенное влияние на цены и объемы производства сельскохозяйственной продукции.

Таблица 1 - Совокупная поддержка с/х ЕС, США, Японии и других членов ВТО

Члены ВТО

«Янтарная корзина»

De minimis

«Голубая корзина»

«Зеленая корзина»

Совокупная поддержка


Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Млн. Долл.

%

Млн.  Долл.

%

ЕС

39758

58,2

678

6,6

20239

92,1

19895

19,1

80570

39,4

США

16803

24,6

7341

71,4

0

0,0

50057

48,1

74200

36,3

Япония

6461

9,5

0

0,0

845

3,8

23367

22,5

30673

15,0

Остальные страны

5272

7,7

2263

22,0

895

4,1

10694

10,3

19124

9,3

Итого

68294

100,0

10282

100,0

21979

100,0

104013

100,0

204567

100,0

 

Практически половина расходов на с/х членов ВТО относится к мерам, искажающим торговлю и производство (см. таблицу 2). Это негативно влияет на мировой с/х рынок, приводя к перепроизводству и снижению цен. В ЕС доля искажающей поддержки особенно велика и превышает 75% в общих расходах на с/х, что оставляет около 30% от совокупной поддержки аграрного сектора членами ВТО. Особенно активно ЕС использует «голубую корзину», в состав которой входят программы погектарных компенсационных платежей производителям зерновых и масленичных культур, а также выплаты на содержание скота. Кроме того, аграрии ЕС ежегодно получают субсидии за экспорт с/х продукции[19]. активно поддержкой в рамках de minimis пользуются США. Такая стратегия позволяет эффективно выполнять в рамках ВТО прямые обязательства. Возможная отмена процедуры de minimis в ходе нового раунда многосторонних торговых переговоров неизбежно приведет к необходимости сокращения США финансирования отдельных мер «янтарной корзины»[19].

Таблица 2 - Структура совокупной поддержки с/х ЕС, США, Японии и других членах ВТО (%)

Члены ВТО

«Янтарная корзина»

De minimis

«Голубая корзина»

«Зеленая корзина»

Итого

ЕС

49,3

0,8

25,1

24,7

100,0

США

22,6

9,9

0,0

67,5

100,0

Япония

21,1

0,0

2,8

76,2

100,0

Остальные страны

27,6

11,8

4,7

55,9

100,0

Совокупная поддержка

33,4

5,0

10,7

50,8

100,0


Лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц отмечает, что «эта организация стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран…. Проповедуя необходимость отказа от субсидирования, сами они продолжали предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам»[25].

В последние годы сокращение объемов государственной поддержки АПК становится мировой тенденцией. Данное снижение обусловлено повышением цен на продовольственные товары в мире и лишь отчасти вызвано изменениями в проводимой в этих странах аграрной политике. Тем не менее, уровень государственной поддержки сельского хозяйства в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) все еще остается достаточно высокой. Так, в 2008 году на поддержку отрасли в этих странах было направлено $265 млрд или €182 млрд, что составило 21% от общей стоимости произведенной сельхозпродукции[25].

Вместе с сокращением объема относительной поддержки меняются и ее способы. Меньше поддержки оказывается производству определенных сельскохозяйственных продуктов и больше программам ограничения производства, например, когда компенсационные выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаям или фиксированному поголовью скота. Однако, именно страны с самым высоким уровнем развития выделяют максимальные суммы на поддержку производителей сельхозтоваров. В США ее размер достигает почти $47 млрд, в ЕС - $121 млрд, Японии - $48.7 млрд[25].

Несмотря на предпринимаемые меры по сокращению, уровень поддержки производителей в странах ОЭСР в 2006-2008 годы был в большинстве стран высоким и сильно различался по странам (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Поддержка сельского хозяйства в странах ОЭСР (% от общего дохода фермеров)

Кроме того, для защиты отдельных чувствительных сегментов своего сельского хозяйства, развитые страны-члены ВТО используют разного рода заградительные барьеры на пути импорта товаров на свой рынок. Так, тарифные пики на некоторые виды сельскохозяйственной продукции превышают 100%. Средний уровень тарифной защиты стран-членов ВТО по сельскому хозяйству составляет 62%. Тарифная защита ЕС - основного торгового партнера и конкурента стран Сообщества - составляет 20.5%. Используются также различные нетарифные барьеры, меры фитосанитарного контроля[25].

2. Государственное регулирование внешней торговли продукции сельского хозяйства в России

 

.1 Методы регулирования, используемые Россией из международного опыта


Сельское хозяйство является одной из самых важных и приоритетных отраслей народного хозяйства. От его развития зависит жизненный уровень и благосостояние населения - уровень и структура потребления продуктов питания, среднедушевой доход, социальные условия жизни. В последние годы в сельском хозяйстве наблюдается экономический рост, превосходящий по своим темпам рост экономики страны в целом. За 2004-2009 гг. наибольшие темпы роста валовой продукции в сопоставимых ценах достигнуты в 2008 г. Значительный рост в сельском хозяйстве в 2008 г. является результатом первого года реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.»[12].

Несмотря на позитивные сдвиги в развитии отрасли, актуальной остаётся проблема значительных объёмов импорта продовольствия, превышающих рост внутреннего сельскохозяйственного производства, что создаёт угрозу продовольственной безопасности страны. В 2009 г. на фоне финансового кризиса, нехватки собственных денежных средств на закупку товаров и труднодоступности кредитных ресурсов объём импорта продовольствия значительно снизился. Сокращение ввоза открыло новые возможности для российских производителей, что, однако, послужило дополнительным фактором роста внутренних цен на продовольствие и в результате не сделало продукты питания более доступными для населения.

Рост валовой продукции сельского хозяйства в последние годы происходит главным образом за счёт значительного наращивания зернового производства. Зерновое производство является одной из самых конкурентоспособных отраслей сельского хозяйства. С 2006 г. наблюдается расширение посевных площадей под зерновыми культурами, что вместе с ростом урожайности позволило нарастить производство зерна. При этом в 2008 г. собран рекордный урожай зерновых. Позитивная динамика наблюдается в производстве овощей и картофеля, подсолнечника. Слабым звеном в подотраслях растениеводства остаётся производство сахарной свёклы[12].

В силу значительного отставания от уровня 1990 г. приоритетом развития отечественного сельского хозяйства являются отрасли животноводства. В последние годы, несмотря на неблагополучное состояние отрасли, в животноводстве достигнуты положительные результаты. Производство скота и птицы за 2004-2009 гг. увеличилось на 34,3%, что было обеспечено за счёт роста производства свиней и птицы. Однако ситуация с производством мяса КРС продолжает оставаться сложной. В частности, ежегодно снижается поголовье скота. Данная тенденция влияет также и на развитие рынка молока, где рост производства обеспечивается исключительно за счёт повышения продуктивности молочного стада, в то время как численность поголовья коров снижается[12].

Ощутимая государственная поддержка и регулирование отрасли способствуют повышению значимости сельского хозяйства для частных инвесторов. Объём инвестиций в основной капитал на развитие сельского хозяйства вырос в 2004-2008 гг. в 3,3 раза. В 2009 г. вследствие финансового кризиса объём инвестиций несколько снизился. С учётом прогнозируемого уровня инфляции на 2010 г. ожидают, что индекс физического объёма инвестиций в сельское хозяйство снизится к уровню 2009 г., однако темпы снижения значительно замедлятся[12].

На этом фоне можно ожидать роста производства валовой продукции сельского хозяйства. Рост производства продукции животноводства будет идти более быстрыми темпами за счёт государственной поддержки и реализации программ развития. Ожидают роста импорта продовольствия в стоимостном выражении в 2010 г. за счёт продолжения тенденции к росту контрактных цен и некоторого восстановления спроса со стороны как перерабатывающей промышленности, так и населения[12].

С переходом на рыночные отношения прежний экономический механизм регулирования АПК был сломан, а новый еще не создан. Однако государственная поддержка ему оказывалась:

·        ежегодно принимались постановления правительства по экономическим условиям функционирования предприятий и организаций АПК;

·        предусматривались в федеральном бюджете целевые дотации и субсидии сельскому хозяйству;

·        были установлены налоговые льготы сельскохозяйственным товаропроизводителям;

·        образованы лизинговый фонд для обеспечения товаропроизводителей АПК техникой и племенным скотом, специальный фонд для кредитования предприятий и организаций АПК на льготных условиях;

·        проводилась рассрочка задолженности предприятий и организаций АПК по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, централизованным кредитам, товарному кредиту на горюче-смазочные материалы;

·        совершенствовались таможенные меры по защите внутреннего продовольственного рынка и т. д.

Кроме внутренней поддержки проводились специальные меры по регулированию внешней деятельности. Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что количественные ограничения могут вводится в исключительных случаях Правительством Российской Федерации. К ним относятся:

·        обеспечение национальной безопасности РФ;

·        выполнение международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

·        защита внутреннего рынка РФ и др.[2].

Товары, на экспорт и импорт которым необходимо наличие лицензии, можно разделить на следующие группы:

·        товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в связи с выполнением Россией международных обязательств);

·        товары, имеющий специфический характер.

В контексте упорядочения мер административного регулирования можно рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследования, предшествующего введению защитных мер»[7].

Он предусматривает возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум направлениям: путем установления количественных ограничений в виде импортных квот и за счет введения специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут распространяться не на всю импортируемую продукцию, а только на товары, поставки которых могут существенно подорвать позиции российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило, происходит в случаях ввоза товаров по заниженным ценам или в таких объемах, которые могут привести к необходимости сокращения производства схожих по характеристикам товаров в России.        

За время проведения преобразований увеличились ассигнования из федерального бюджета на поддержку лизинговой деятельности в АПК. Начала функционировать лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». На формирование уставного капитала этой организации из федерального бюджета выделено 19, 3 млрд. руб. Продолжилась реализация Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы». С 2003 г. начала осуществляться Федеральная целевая программа "Социальное развитие села на период до 2010 года"[2,8].

Существенные изменения претерпела кредитная политика. Упразднен бюджетный фонд льготного кредитования товаропроизводителей АПК. Введено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями АПК в российских кредитных организациях с погашением за счет средств федерального бюджета двух третей учетной ставки Центрального банка.

Создано ОАО "Россельхозбанк". В уставный капитал <#"541629.files/image002.gif">

Рис.1 - Применение компенсационных мер странами-членами ВТО (по состоянию на 1 января 2007 года)[24]

Рис.2. - Компенсационные меры по секторам за период с 1996 года по 2005 год[24]

Таблица 1. - Основные страны-инициаторы компенсационных расследований[24]


1995-2006


Страна

Рассл.\Мера

1

США

75 (47)

2

ЕС

46(23)

3

Канада

2010)

4

ЮАР

11(4)

5

Австралия

7(1)

6

Н.Зеландия

6(4)

7

Чили

5(2)

8

Египет

4(0)

9

Перу

3(3)

10

Аргентина

3(4)


Итого

191(115)


Таблица 2. - Основные страны-объекты компенсационных мер[24]


1995-2006


Страна

Рассл.\Мера

1

Индия

43(26)

2

Италия

13 (9)

3

ЕС

10 (8)

4

Бразилия

6 (8)

5

Индонезия

11 (7)

6

Корея

16 (8)

7

Франция

6 (5)

8

ЮАР

6 (4)

9

Канада

8 (3)

10

Малайзия

3 (3)


Таиланд

10 (3)


Венесуэла

2 (3)


Итого

191 (115)


Приложение ко 2 главе:

Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в июле 2010г. составил (в фактически действовавших ценах) 53,0 млрд.долларов США (1624,6 млрд.рублей), в том числе экспорт - 32,0 млрд.долларов (980,4 млрд.рублей), импорт - 21,0 млрд. долларов (644,2 млрд.рублей

Сальдо торгового баланса в июле 2010г. сложилось положительное - 11,0 млрд.долларов (в июле 2009г. - положительное, 10,5 млрд.долларов).

)Включая оценку Банка России взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Казахстан. Оценка произведена ввиду отсутствия официальной статистической информации в связи с отменой с 1 июля 2010г. таможенного оформления товаров на российско-казахстанской границе в рамках Таможенного Союза.

Платежный баланс формируется Банком России в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации № 86-ФЗ от 10.07.2003г. и представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции Российской Федерации с другими странами мира в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), включающих стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.

Составной частью счета текущих операций платежного баланса является внешняя торговля, которая в соответствии с Руководством по платежному балансу МВФ (5 издание) включает:

данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных Республики Беларусь;

данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных (добытых) и проданных в открытом море; топлива и товаров, приобретенных российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), полученные на основе федерального статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики;

досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.

Таблица 3 - Динамика внешнеторгового оборота России
(по методологии платежного баланса)[18]

 

Внешнеторговый оборот

В том числе

Сальдо, млн. долларов США


млн. долларов США

в % к

экспорт

импорт




соот- ветству- ющему периоду преды- дущего года

млн. долларов США

в % к

млн. долларов США

в % к







соот- ветст- вующе- му пери- оду пре- дыдуще- го года

преды- дущему периоду


соот- ветст- вующе- му пери- оду пре- дыдуще- го года

преды- дущему периоду


2009г.

Январь

28443

56,7

54,1

17916

51,9

62,6

10527

67,3

43,9

7389

Февраль

32037

56,4

112,6

18586

52,1

103,7

13451

63,6

127,8

5135

Март

35268

55,7

110,1

20763

52,0

111,7

14505

62,0

107,8

6258

I квартал

95747

56,2

55,9

57265

52,0

58,4

38482

63,9

52,5

18783

Апрель

35796

54,5

101,5

21048

52,3

101,4

14748

58,0

101,7

6300

Май

36367

54,2

101,6

22577

53,0

107,3

13790

56,3

93,5

8787

Июнь

39879

57,5

109,7

24488

55,9

108,5

15391

60,3

111,6

9097

II квартал

112043

55,4

117,0

68113

53,8

118,9

43930

58,2

114,2

24183

I полугодие

207790

55,8

 

125378

52,9

 

82412

60,7

 

42966

Июль

42267

55,6

106,0

26380

55,7

107,7

15887

55,5

103,2

10493

Январь-июль

250057

55,8

 

151758

53,4

 

98299

59,8

 

53459

Август

42868

58,9

101,4

27319

59,8

103,6

15549

57,5

97,9

11770

Сентябрь

46366

65,3

108,2

28752

65,7

105,2

17614

64,7

113,3

11138

III квартал

131500

59,9

117,4

82451

60,3

121,1

49049

59,2

111,7

33402

Январь-сентябрь

339290

57,3

 

207829

55,6

 

131461

60,1

 

76368

Октябрь

49789

74,8

107,4

30462

77,9

105,9

19327

70,4

109,7

11135

Ноябрь

50243

96,3

100,9

30854

101,7

101,3

19389

88,7

100,3

11465

Декабрь

55869

106,2

111,2

34243

119,7

111,0

21626

90,2

111,5

12617

IV квартал

155901

91,0

118,6

95559

97,5

115,9

60342

82,3

123,0

35216

Год

495191

64,9

 

303388

64,3

 

191803

65,7

 

111585

2010г.

Январь

39055

137,3

69,9

27683

154,5

80,8

11372

108,0

52,6

16311

Февраль

46081

143,8

118,0

30564

164,4

110,4

15517

115,4

136,4

15047

Март

52819

149,8

114,6

34019

163,8

111,3

18800

129,6

121,2

15219

I квартал

137956

144,1

88,5

92266

161,1

96,6

45690

118,7

75,7

46576

Апрель

52767

147,4

99,9

33556

159,4

98,6

19211

130,3

102,2

14345

Май

51045

140,4

96,7

31642

140,2

94,3

19403

140,7

101,0

12239

Июнь

52180

130,8

102,2

32324

132,0

102,2

19856

129,0

102,3

12468

II квартал

155992

139,2

113,1

97522

143,2

105,7

58470

133,1

128,0

39052

I полугодие

293948

141,5

 

189788

151,4

 

104160

126,4

 

85628

Июль

52953

125,3

101,5

31956

121,1

98,9

20997

132,2

105,7

10959

Январь-июль

346900

138,7

 

221744

146,1

 

125156

127,3

 


Таблица 4 - Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государствам-участникам СНГ (по методологии платежного баланса)[18]

 

Страны дальнего зарубежья

Государства-участники СНГ


экспорт

импорт

экспорт

импорт


млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

2009г.

Январь

15354

52,2

9213

69,2

2562

50,1

1314

56,1

Февраль

15719

51,7

11897

64,9

2867

54,3

1554

55,0

Март

17219

50,5

12802

63,3

3544

60,6

1703

53,6

I квартал

48292

51,4

33912

65,4

8973

55,3

4570

54,8

Апрель

17234

51,3

12944

59,1

3814

57,3

1804

51,2

Май

18878

53,1

11944

56,8

3699

52,4

1846

53,0

Июнь

20804

56,3

13385

61,9

3684

53,3

2006

51,3

II квартал

56916

53,7

38274

59,3

11197

54,3

5655

51,8

I полугодие

105208

52,6

72186

62,0

20170

54,7

10225

53,1

Июль

22220

55,3

13952

56,8

4160

58,5

1935

47,5

Январь-июль

127428

53,1

86137

61,1

24330

55,3

12162

52,1

Август

22836

58,8

13508

58,4

4483

65,4

2041

52,2

Сентябрь

24403

64,8

15418

66,1

4349

71,4

2196

56,4

III квартал

69459

59,5

42878

60,4

12992

64,8

6171

51,9

Январь-сентябрь

174667

55,2

115064

61,4

33162

58,3

16396

52,6

Октябрь

25899

78,4

16807

69,5

4563

75,4

2520

77,1

Ноябрь

25776

98,6

16885

85,9

5078

120,9

2504

113,8

Декабрь

28928

117,4

18970

87,6

5315

133,9

2656

113,6

IV квартал

80603

96,2

52662

80,4

14956

105,2

7680

98,3

Год

255270

63,7

167726

66,3

48118

67,6

24077

61,8

2010г.

Январь

23870

155,5

9615

104,4

3813

148,8

1757

133,7

Февраль

26608

169,3

13280

111,6

3956

138,0

2237

144,0

Март

29249

169,9

16055

125,4

4770

134,6

2745

161,2

I квартал

79726

165,1

38950

114,9

12539

139,7

6740

147,5

Апрель

28556

165,7

16388

126,6

5000

131,1

2823

156,5

Май

26989

143,0

16511

138,2

4653

125,8

2892

156,7

Июнь

27276

131,1

16937

126,5

5048

137,0

2919

145,5

II квартал

82821

145,5

49836

130,2

14701

131,3

8634

152,7

I полугодие

162547

154,5

88786

123,0

27240

135,1

15374

150,4

Июль

26955

121,3

17934

128,5

5001

120,2

3063

158,3

Январь-июль

189503

148,7

106720

123,9

32241

132,5

18436

151,6


Внешнеторговый оборот по данным таможенной статистики1) в июле 2010г. составил 49,2 млрд.долларов США. Экспорт составил 30,1 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 26,3 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 3,8 млрд.долларов. Импорт составил 19,0 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 16,7 млрд. долларов, из государств-участников СНГ - 2,3 млрд.долларов.

) Данные приведены без учета взаимной торговли Российской Федерации с Республикой Казахстан в июле 2010 года в связи с отменой с 1 июля 2010 года таможенного оформления товаров на российско-казахстанской границе.

Таможенная статистика внешней торговли формируется по всем товарам (в том числе ценностям, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны, и не включает товары, не пересекающие таможенную границу России (рыба и морепродукты, выловленные (добытые) и проданные в открытом море; топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), а также данные по ввозу (вывозу) товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот, или перемещаемые через таможенную границу в упрощенном порядке.

Данные по экспорту приведены в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), которые учитывают стоимость товара и расходы по доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера, по импорту - в ценах франко-граница страны-импортера (СИФ) с учетом расходов по страхованию и транспортировке товара до границы страны-импортера.

Таблица 5 - Динамика внешнеторгового оборота России (по данным там. cтатист., включая данные Республики Беларусь)[18]

 

Внешнеторговый оборот

В том числе



экспорт

импорт


млн. долларов США

в % к

млн. долларов США

в % к

млн. долларов США

в % к



соответ- ствующе- му пери- оду пре- дыдуще- го года

преды- дущему периоду


соответ- ствующе- му пери- оду пре- дыдуще- го года

преды- дущему периоду


соответ- ствующе- му пери- оду пре- дыдуще- го года

преды- дущему периоду

2009г.

Январь

26458

55,0

53,5

17778

51,9

62,9

8680

62,8

41,0

Февраль

30387

55,8

114,8

18372

52,4

103,3

12015

61,7

138,4

Март

33572

55,0

110,5

20680

52,5

112,6

12893

59,6

107,3

90417

55,3

55,7

56829

52,3

58,5

33588

61,2

51,6

Апрель

33912

53,2

101,0

20914

52,2

101,1

12998

54,9

100,8

Май

34396

52,8

101,4

22522

53,0

107,7

11874

52,5

91,4

Июнь

37669

56,0

109,5

24310

55,6

107,9

13358

56,6

112,5

II квартал

105976

54,0

117,2

67746

53,7

119,2

38231

54,7

113,8

I полугодие

196394

54,6

 

124575

53,0

 

71819

57,5

 

Июль

40170

54,5

106,6

26206

55,8

107,8

13965

52,3

104,5

Январь-июль

236564

54,6

 

150780

53,5

 

85784

56,6

 

Август

40580

57,6

101,0

27039

59,7

103,2

13541

53,9

97,0

Сентябрь

44162

64,3

108,8

28602

66,0

105,8

15560

61,5

114,9

III квартал

124913

58,7

117,9

81847

60,4

120,8

43066

55,8

112,6

Январь-сентябрь

321306

56,1

 

206422

55,7

 

114885

56,9

 

Октябрь

47231

74,3

107,0

30392

78,4

106,3

16840

67,9

108,2

Ноябрь

47625

96,7

100,8

30744

102,2

101,2

16881

88,1

100,2

Декабрь

52904

107,0

111,1

34099

120,7

110,9

18805

88,8

111,4

IV квартал

147760

91,1

118,3

95234

98,1

116,4

52526

80,6

122,0

Год

469067

63,8

 

301656

64,5

 

167411

62,7

 

2010г.

Январь

37445

141,5

70,8

27762

156,2

81,4

9683

111,6

51,5

Февраль

44673

147,0

119,3

30671

166,9

110,5

14002

116,5

144,6

Март

51031

152,0

114,2

33797

163,4

110,2

17234

133,7

123,1

I квартал

133150

147,3

90,1

92230

162,3

96,8

40920

121,8

77,9

Апрель

51232

151,1

100,4

33441

159,9

98,9

17790

136,9

103,2

Май

49798

144,8

97,2

31791

141,2

95,1

18006

151,6

101,2

Июнь

50202

133,3

100,8

31909

131,3

100,4

18293

136,9

101,6

II квартал

151231

142,7

113,6

97142

143,4

105,3

54089

141,5

132,2

I полугодие

284382

144,8

 

189372

152,0

 

95009

132,3

 

Июль

49156

122,4

97,9

30127

115,0

94,4

19028

136,3

104,0

Январь-июль

333537

141,0

 

219500

145,6

 

114037

132,9

 


Таблица -6 Динамика экспорта и импорта по странам дальнего зарубежья и государствам-участникам СНГ (по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь)[18]

 

Страны дальнего зарубежья

Государства-участники СНГ


экспорт

импорт

экспорт

импорт


млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

млн. долларов США

в % к со-ответст- вующему периоду предыду-щего года

2009г.

Январь

15339

52,5

7534

64,7

2439

48,6

1147

52,9

Февраль

15618

52,3

10612

63,1

2753

53,3

1403

53,0

Март

17253

51,3

11350

60,9

3427

59,6

1543

51,6

I квартал

48211

52,0

29496

62,6

8618

54,1

4093

52,4

Апрель

17206

51,4

11366

55,9

3708

56,6

1632

48,9

Май

18895

53,2

10213

52,8

3626

52,2

1662

Июнь

20737

56,2

11539

58,0

3573

52,5

1819

48,8

II квартал

56838

53,7

33117

55,6

10907

53,7

5113

49,3

I полугодие

105049

52,9

62613

58,7

19526

53,9

9206

50,7

Июль

22176

55,5

12203

53,5

4030

57,6

1762

45,3

Январь-июль

127225

53,3

74816

57,8

23555

54,5

10967

49,7

Август

22683

58,8

11690

54,6

4356

64,7

1851

49,8

Сентябрь

24376

65,1

13558

62,8

4226

71,5

2002

54,0

III квартал

69234

59,7

37452

56,9

12612

64,2

5614

49,6

Январь-сентябрь

174284

55,4

100065

58,0

32138

57,5

14820

50,3

Октябрь

25939

79,0

14538

66,8

4452

75,1

2302

75,7

Ноябрь

25756

99,0

14594

85,0

4988

122,5

2287

115,2

Декабрь

28889

118,1

16384

85,8

5210

137,5

2421

115,5

IV квартал

80585

96,7

45516

78,5

14650

106,3

7010

98,4

Год

254868

64,0

145581

63,2

46788

67,2

21830

59,6

2010г.

Январь

24060

156,9

8076

107,2

3702

151,8

1608

140,2

Февраль

26822

171,7

11911

112,2

3849

139,8

2091

149,0

Март

29141

168,9

14642

129,0

4656

135,9

2592

168,1

I квартал

80023

166,0

34629

117,4

12206

141,6

6291

153,7

Апрель

28530

165,8

15122

133,0

4912

132,5

2668

163,5

Май

27206

144,0

15305

149,9

4585

126,4

2701

162,6

Июнь

27009

130,2

15544

134,7

4900

137,1

2748

151,1

II квартал

82745

145,6

45971

138,8

14397

132,0

8118

158,8

I полугодие

162769

154,9

80600

128,7

26603

136,2

14409

156,5

Июль

26325

118,7

16725

137,1

3802

94,4

2303

130,7

Январь-июль

189094

148,6

97325

130,1

30406

129,1

16713

152,4


Таблица 7 - Импорт России товаров из стран дальнего зарубежья
(по предварительным данным ФТС России)[18]

млн.долларов США

 

Август 2010г.

В % к

Справочно август 2009г. в % к



августу 2009г.

июлю 2010г.

августу 2008г.

июлю 2009г.

Всего

18900,0

161,7

112,9

54,7

95,8

 из них: продовольственные товары и сырье для их производства

2145,1

112,5

99,3

77,9

88,4

 из них: мясо и субпродукты

443,3

81,0

84,8

74,2

93,5

 из них:   говядина

170,3

77,6

80,2

72,6

99,0

 свинина

155,5

104,4

87,3

75,3

83,6

 мясо птицы

56,1

51,6

85,9

81,8

100,9

рыба и водные беспозвоночные

134,6

92,5

94,2

94,7

113,8

 из них: рыба мороженая

41,4

86,1

88,8

91,8

127,2

 филе рыбное

20,0

56,0

103,6

91,1

108,2

молочные продукты

136,0

191,7

123,2

79,2

93,8

овощи

47,8

156,1

70,8

92,7

48,5

фрукты и орехи

303,6

143,8

89,6

103,1

70,8

зерновые культуры

6,1

71,4

164,9

45,9

177,1

масло растительное

82,3

127,0

111,9

56,2

132,2

сахар

17,9

41,9

102,6

44,9

38,8

алкогольные и безалкогольные напитки

160,3

148,7

117,5

56,9

92,1

табак

107,4

131,4

123,0

75,3

74,2

химическая продукция

4006,5

в 2,1р.

135,0

67,9

83,6

 из нее: продукты органической и неорганической химии

375,4

196,8

129,9

57,4

69,3

1872,9

в 3,6р.

191,7

66,7

68,8

парфюмерно-косметические товары

265,8

131,0

111,7

87,0

100,0

мыло, синтетические моющие средства

109,2

144,0

109,6

76,2

97,7

полимеры, каучук

970,0

151,8

101,6

65,6

96,1

текстильные изделия и обувь

1516,5

184,0

120,9

75,8

115,4

 из них: хлопок

15,0

149,3

99,3

80,5

110,0

одежда трикотажная

305,7

192,2

123,6

82,7

114,9

одежда текстильная

397,6

174,9

134,8

79,4

132,2

готовые текстильные изделия

57,2

165,6

100,3

69,8

85,6

обувь

509,8

в 2,1р.

119,0

67,3

135,6

машиностроительная продукция

8578,0

158,4

109,3

44,4

99,8

 в том числе: механическое оборудование

3212,2

158,1

102,5

51,0

86,2

электрооборудование

2266,9

142,6

108,5

63,5

110,5

железнодорожные локомотивы

20,0

31,5

93,3

в 3,4р.

в 4,7р.

средства наземного транспорта

2040,4

193,7

106,6

23,1

104,3

летательные аппараты

320,2

109,9

в 2,3р.

128,4

163,6

суда и плавучие средства

222,9

в 4,0р.

в 2,9р.

27,3

68,7

инструменты и аппараты оптические

495,3

149,9

105,3

47,7

94,7


Рисунок 3 - Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы [21]

Рисунок 4 - Экспорт и импорт РФ рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за январь - август 2010г.[30]


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!