Общие положения об авторском праве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие положения об авторском праве

Введение

право авторский законодательство

Актуальность темы не вызывает сомнений, т.к. с наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность. Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. «Интеллектуальная собственность охраняется законом».

«Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции».

Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав.

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи. В условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение.

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» «Российская газета», №289, 22.12.2006 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в этой области на новый уровень рассвета науки авторского права.

Процесс мировой глобализации и стремление России к активному участию в нем, показывает необходимость совершенствования и приведения к мировым стандартам механизм регулирования такой важной, современной и быстро развивающейся отрасли права как право интеллектуальной собственности и авторское право в том числе. Современное построение грамотного регулирования данных отношений, будет определять и показывать в немалой степени значимость государства на политической карте мира в будущем.

Объектом изучения данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с творческой деятельностью, а также правовые нормы, регулирующие авторское право.

Предметом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Цель работы - исследование современной правовой базы в области авторского права. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: 1) рассмотрение истории становления и развития авторского права; 2) изучение понятия и структуры авторского правоотношения; 3) изучение понятия и видов объектов авторского права; 4) анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение исключительных прав автора и личных неимущественных авторских прав; 5) изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Теоретической основой курсовой работы послужили исследования отечественных правоведов, которые проводились Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, И.А. Зениным, В.Л. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, Е.А. Флейшиц, и другими.

Несмотря на множество научных трудов, посвященных анализу правового регулирования авторских прав, в настоящее время, с учетом происходящих изменений, как в нормативном правовом регулировании, так и правоприменительной деятельности появилась необходимость в исследовании ряда новых аспектов.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, анализ, синтез и сравнение, Так же использована судебная практика Верховного Суда РФ и Президиума ВАС РФ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка используемых источников.

1. Общие положения об авторском праве

.1 История возникновения и становления авторского права в России

Объективные основания возникновения авторского права неразрывно связаны с творческой деятельностью человека.

Основной проблемой для авторского права в любую эпоху, на любом этапе технического развития было нахождение и поддержание «неустойчивого равновесия» между правами личности и интересами общества, между тем, что относится к сфере культуры, и тем, что относится к сфере коммерции.

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.

Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Stationers Company. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Stationers Company на издание и распространение книг.

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

До 1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В 1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Как отмечают исследователи авторского права конца 19 - начала 20 вв, русские законы представляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук.

Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава. Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей. Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т.X ч. 1., но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-прежнему было подчинено комитетам и инспекторам по делам печати.

Экономические интересы правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь, могли бы защищать экономические интересы русских авторов, были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей.

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада».

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период нэпа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование поизведений только по договору с автором.

Законодательство СССР об авторском праве в 60-80 гг. было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик (в РСФСР - статьи 475-516 ГК), многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

июля 1993 года был подписан президентом РФ Закон «Об авторском праве и смежных правах», который действовал в течение длительного периода времени и являлся центральным актом авторского права Российской Федерации. В соответствии с ФЗ РФ от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» понятие авторского права закреплено в главе 70 Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2 Понятие авторского права

Авторское право - это система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, именуемых объектами авторского права.

Целью авторского права является - охрана интересов творца произведения, а также интересов общества. В структуре общественных отношений авторское право занимает, казалось бы, небольшое место. Однако авторские права по значимости признаются одними из основных прав человека, признанных Всеобщей Декларацией прав человека.

Современное Российское законодательство об авторском праве регулирует отношения по возникновению, осуществлению, а так же защите авторских прав.

Согласно статьям 1255 и 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации к авторским правам относятся интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, а объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Положения об авторском праве не распространяются на произведения народного творчества, официальные документы (законы, нормативные акты, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы, символы и знаки (гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), утвержденные государственными и общественными организациями, сообщения о событиях и фактах, имеющих официальный характер. Также не охраняются авторским правом произведения в случае, если они не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства.

С целью информации о праве данного произведения на охрану, произведение может иметь определенный знак. Общепринятым знаком, предусмотренным Всемирной Конвенцией об Авторском праве, является символ «С» в окружности. Данный знак употребляется в сочетании трех элементов: самого знака (латинская буква «С» в окружности), имени обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения в свет.

Авторские права существуют независимо от того, выпущено произведение в свет, доведено ли до определенного круга лиц или нет. Важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, то есть ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, например, рисунок, нотная запись. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Такие произведения, как скульптура или картина, настолько тесно связаны с формой, в которую они обличены, что составляют с ней одно единое целое. Однако, несмотря на это, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности. Материальные предметы могут быть бесценны, авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов, именно с возможностью его воспроизведения, именно поэтому авторское право на произведения науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае гибели его материального образца, в котором оно было воплощено.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Вследствие этого переход права собственности на материальный объект не влечет за собой переход нематериальных благ авторских прав. Исключением здесь является правило, касающееся изобразительного искусства, которое выглядит следующим образом: При передаче права собственности на произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и отдельные авторские права - право помещать произведение на публичных выставках без выплаты вознаграждения автору, право на распространение произведения, что лишает автора его неимущественных прав. Автору произведения, наряду с безусловной охраной его личных неимущественных прав, обеспечивается лишь право доступа, в соответствие с которым он может потребовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права воспроизведения своего произведения.

1.3 Исключительные права автора

В соответствии с действующим законодательством, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права, являющиеся неотчуждаемыми и непередаваемыми. Право автора является абсолютным правом, нарушением этого права будут являться - присвоение чужого произведения (плагиат), или же отрицание авторства того лица, чьим трудом создано произведение.

Выделяют следующие основные права автора:

. Воспроизводить произведение (право на воспроизведение).

Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звука и видеозаписи. Воспроизведение - это исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. «Авторское право зародилось в Великобритании как право на изготовление копии книг, что нашло свое отражение в термине «право на копирование». Соответственно, воспроизводить - значит размножать произведение путем снятия копий или каким-либо иным способом. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц. Запись произведений означает фиксацию звуков или изображений с помощью технических средств (магнитные пленки, кассеты) и приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в памяти ЭВМ.

С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставление возможности осуществления им права на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или скульптор может сделать копии своего произведения, для чего собственник картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению.

. Распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение).

Право на распространение экземпляров произведения - второе имущественное авторское правомочие. Право на распространение произведения первоначально понималось как часть права на воспроизведение. Более того, во многих зарубежных странах оно и теперь не признается отдельным авторским правомочием. Однако следует, что распространение произведения есть введение его в гражданский оборот. Законодатель указывает на способы распространения произведения (перечень не является исчерпывающим), в частности: продажа, сдача в прокат. Продажа означает реализацию копий произведений за плату. Сдача в прокат - это предоставление экземпляра произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. Вместе с тем лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.

. Импортировать экземпляры произведения в целях его распространения (право на импорт).

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы экземпляры произведения в целях их распространения. Стоит сразу отметить, что это правило относится к экземплярам произведений, а не к оригиналам; присутствует наличие в цели ввоза распространения. Следовательно, если экземпляры произведения ввозятся для представления их на выставках, публичного исполнения и других видов, то власть автора на данный ввоз не распространяется. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической базе.

. Публично показывать и исполнять произведение (право на публичный показ и публичное исполнение).

Право на публичный показ реализуется в отношении произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение - в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения. Исполнением произведения признается его представление посредством игры, пения, танцев как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например экрана. Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т.е. показ или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для всеобщего посещения.

переводить произведение (право на перевод), и осуществлять иные действия, не запрещенные Законом (данный перечень включает в себя лишь типичные случаи использования произведений и не является исчерпывающим).

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и лицами, которым автор разрешает использовать произведение (например, издательствам, киностудиям).

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Указанный 50-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора и, соответственно, истекает в конце последнего, 50-го года срока. Из этого общего правила устанавливается ряд исключений. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам.

Второе исключение связано с произведениями, созданными в соавторстве. Авторское право на такое произведение действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других авторов. В данном случае имеются в виду, конечно, авторские права на коллективное произведение в целом. Сроки охраны частей коллективного произведения, которые имеют самостоятельное значение и используются обособленно от других частей произведения, зависят от продолжительности жизни их авторов.

.4 Личные неимущественные права

Личные неимущественные права подробно обозначены в статье 6bis Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., дополненной в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренной в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненной в Берне 20 марта 1914 г., и пересмотренное в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г.,
измененной 28 сентября 1979 г. согласно которому личные неимущественные права включают в себя следующие пункты: 1) независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора; 2) права, признанные за автором на основании предшествующего пункта, сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения срока действия его имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченными на это законодательством страны, в которой истребуется охрана. Однако те страны, законодательство которых на момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему, не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предшествующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора; 3) Средства защиты для обеспечения прав, предоставляемых настоящей статьей, регулируются законодательством страны, в которой истребуется охрана.
Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

2. Субъекты и объекты авторского права

.1 Субъекты авторского права

В соответствии с законодательством Российской Федерации авторские права на произведения принадлежат его создателю. Субъектами авторского права (правообладателями авторских прав) могут являться лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения.

Российское законодательство относит к обладателям субъективных авторских прав следующий перечень лиц: ими могут быть граждане Российской Федерации и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а так же Российская Федерация в целом.

Субъективные права каждого из субъектов авторского права возникают в силу каких-либо юридических фактов - создание произведения, переход авторских прав по наследству, авторскому договору. В связи с этим, различаются субъекты первоначального авторского права и субъекты производного авторского права.

К первоначальным субъектам авторского права Закон относит:

несколько лиц (соавторов) - соавторами по закону могут быть двое или более лиц при условии, что произведение создано совместным трудом. Такое произведение создано совместным трудом. Такое произведение принадлежит соавторам независимо от того, состоит оно из частей или составляет одно единое целое. Авторское право на коллективное произведение признается, если авторы пользуются авторским правом в Российской Федерации. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними, если иное не предусмотрено Законом;

автора составного произведения - лицо, результатом творческой работы которого являются объекты авторского права, представляющие собой подбор и расположение включенных в них произведений и материалов. По Закону составитель пользуется авторским правом в том случае, если им соблюдены все права авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение;

переводчика, автора аранжировки, адаптации, инсценировки, одной переработки ранее созданного произведения. Авторы переводов, переработки произведения пользуются авторскими правами при условии соблюдения прав авторов оригинальных произведений. Авторское право переводчиков и авторов других произведений, в соответствии с Законом, могут приобретать и иные лица осуществляющие переводы и переработки тех же произведений;

автора аудиовизуальных произведений. Режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (с текстом или без текста), композитор (автор специального созданного аудиовизуального произведения);

автора служебных произведений, которые приобретают права авторства, но исключительные права на использование таких произведений принадлежат лицам, с которыми автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), при условии, если иное не предусмотрено в договоре автором и работодателем. Однако, если автор в порядке служебного задания создал энциклопедический словарь, сборник научных трудов, другие произведения, то он является производным субъектом авторского права.

Производными субъектами авторского права являются следующие лица:

Наследники в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использовать произведение, право получать вознаграждение за его использование. Следует заметить, что по наследству не переходят такие права как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Но наследники автора вправе осуществлять защиту вышеуказанных прав. Данные правомочия наследников или, в случае их отсутствия, специально уполномоченных органов, осуществляются бессрочно.

Иные лица (физические и юридические) в отношении прав, полученных от автора или наследников, иных правообладателей (по договорам).

Издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов, периодических изданий в отношении прав на использование их изданий в целом.

Организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке служебного задания.

Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, можно выделить: предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права; сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав; распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.
На сегодняшний день организацией по коллективному управлению авторскими правами является Российское авторское общество (РАО). РАО регистрирует произведения российских авторов, хотя данная регистрация - это «ритуал, который большого юридического значения не имеет, однако бумага с печатью, получаемая РАО, может сыграть ключевую роль в судебном разбирательстве».
Перечень не является исчерпывающим, он носит ориентировочный характер. Значение закрепленного законом перечня объектов авторского права заключается в том, чтобы показать, в каких наиболее распространенных формах могут выражаться творческие произведения, выразить их возможные виды и, тем самым, исключить споры, возникающие относительно охраноспособности большинства из них.

.2 Объекты авторского права

Согласно статье 1259 ГК РФ объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся: производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

.Литературные произведения.

В российском законодательстве под термином «Произведения литературы» понимается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения. В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. При этом само литературное произведение может находиться в устной, письменной или иной объективной форме, допускающего возможность восприятия его третьими лицами. Оно может быть, как зафиксировано на бумаге, пленке, грампластинке, компакт-диске или ином материальном носителе, так и выражено в устной форме, в частности публично произнесено или исполнено.

.Драматические произведения.

Под данными объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.

Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление).

.Музыкальные произведения.

Музыкальные произведения с текстом и без текста и музыкально-драматические произведения также являются объектами авторского права.

Музыкальным признается такое произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств. Например, мелодия подлежит защите, но только вместе с другими элементами музыкального произведения.

К музыкальным произведениям относят: аранжировки, оркестровки и вариации. Аранжировка - это переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов. Охраняется авторским правом и такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.

.Аудиовизуальные произведения.

Аудиовизуальные произведения являются особым видом произведений. К аудиовизуальным произведениям относится широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей - художников, композиторов, актеров и т.д. Такие произведения являются результатом деятельности коллектива людей. Возникает вопрос о признании их соавторства. Авторство признается за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существующих ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.

Право на вознаграждение закреплено за автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении. Эта норма адресована прежде всего кинотеатрам, которые должны выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведения согласно Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства.

. Произведения изобразительного и декоративного искусства.

Закон не раскрывает понятия «произведение изобразительного искусства» в связи с тем, что существует большое разнообразие форм и иных технических способов выражения указанных произведений. К данным видам произведений относят: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие аналогичные произведения.

Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является их тесная, неразрывная связь с материальным носителем, в которых они воплощены.

. Произведения архитектуры, градостроительного и садово-паркового хозяйства.

Авторско-правовой охране подлежит художественная сторона этих произведений, поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть.

Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты. Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте.

Примером нарушения исключительных прав автора на использование архитектурного проекта могут быть признаны действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

. Произведения хореографии и пантомимы.

Закон гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские права на произведение. Значимым моментом в отношении этих произведений является их фиксация, например, с помощью видео- или фотосъемки. Однако и без фиксации подобные произведения могут быть воспроизведены весьма точно.

Объектом авторского права в данном случае является само хореографическое произведение.

. Картографические произведения.

К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Правда, не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя имеет в данном случае решающее значение.

В итоге основная задача, которая появляется применительно к охране таких произведений, состоит в том, чтобы выяснить, являются ли они результатом творческой деятельности.

. Служебные произведения.

Часто объекты авторского права создаются в порядке служебного задания или служебных обязанностей, и на практике возникает большое количество споров и разногласий по вопросу защиты авторских прав.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения» (чаще это бывают штатные сотрудники газет, журналов).

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю). Однако данная регламентация Закона дает право выбора, в связи с тем, что в этом же пункте подчеркивается: «если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное». Размер авторского вознаграждения и иные выплаты регулируются также договором между автором и работодателем.

Важно отметить, что работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

. Другие произведения авторского права - изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

Изобретения. Объекты интеллектуальной собственности считаются изобретениями, если они представляют собой устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа, вещества по новому назначению. К устройствам, как объектам изобретения относятся конструкции и изделия - машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, сооружения, оборудование и т.п.

Полезные модели - новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам хотя и напоминают изобретения, однако являются менее значительными с точки зрения их вклада в уровень техники. Полезная модель, так же как и изобретение и другие объекты интеллектуальной собственности, должна быть результатом самостоятельного изобретательского творчества, обладать новизной и промышленной применимостью.

Промышленные образцы - художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид. Как и изобретение, промышленный образец представляет собой нематериальное благо (результат творческой умственной деятельности), который может быть воплощен в конкретных материальных объектах. Если изобретение является техническим решением задачи, то промышленным образцом признается решение внешнего вида изделия, содержащее указание конкретных средств и путей реализации творческого замысла дизайнера.


3. Ответственность за нарушение авторских прав

.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Данный тип ответственности за нарушение авторских прав, пожалуй, самый распространенный. Регулируется четвертой частью ГК РФ. Гражданско-правовая ответственность может наступить в случае предъявления требований от обладателей исключительных имущественных авторских прав, а также от лиц, ими уполномоченных, или от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.

Правообладатель вправе сам выбрать, какое требование, из предоставленных законом, предъявить к нарушителю авторских прав.

Статья 1252 ГК РФ. Защита исключительных прав.

. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

) о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

. В порядке обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав к материальным носителям, оборудованию и материалам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы.

. В случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

. В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены ГК РФ.

. Оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

Статья 1253 ГК РФ. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав.

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд может в соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора. Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Статья 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение. В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

Статья 1311 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав. В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав, - требование о выплате компенсации. При этом следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения.

Также следует помнить, что удаление информации об авторском праве (копирайтов, указаний авторства и т.п.) влечет отдельную ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном выше размере (ст. 1300 Гражданского кодекса).

Если при незаконном использовании объектов авторского права уничтожаются встроенные технические средства защиты или ограничения (пароли, лицензионные контроли и т.п.), то за такое действие предусматривается дополнительная самостоятельная ответственность в виде возмещения убытков или компенсации в указанном выше размере (ст. 1299 Гражданского кодекса). Следует иметь ввиду, что создание и распространение программ по взлому, подбору ключей и т.п. в большинстве случаев влечет уголовную ответственность (ст. ст. 272 и 273 Уголовного кодекса), т.к. это уже является не нарушением авторских прав, а компьютерным преступлением.

Таким образом, в случае распространения нелицензионной, взломанной программы с удаленным из нее копирайтом, правообладатель вправе взыскать компенсацию в общей сложности в размере от 30.000 до 15.000.000 рублей. При этом отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение авторских прав (п. 3 ст. 1250 Гражданского кодекса). Более того, встречаются случаи взыскания компенсации и в отсутствие вины нарушителя (например, при наличии у него лицензионного договора с лжеправообладателем).

3.2 Административная ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации:

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав:

. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Привлечение нарушителя авторских прав к административной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности.

3.3 Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации.

Статья 146 УК РФ. Нарушение авторских и смежных прав.

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или в особо крупном размере или лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода.

Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей.

Для разграничения уголовной и административной ответственности устанавливается, была ли у нарушителя цель извлечения дохода при нарушении авторских прав. Если нет, то административная ответственность исключается; если была, то далее разграничение происходит по причиненному ущербу: если ущерб от нарушения авторских прав до 100.000 рублей, то ответственность за такие действия административная, если больше, то уголовная. Ущерб правообладателя от нарушения рассчитывается, как правило, исходя из стоимости нарушенных прав. Привлечение к уголовной ответственности возможно и в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и не имел цели извлечения дохода от нарушения авторских прав, иными словами, если распространял объекты авторских прав на некоммерческой основе.

Заключение

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Полагаю, что авторское право не поспевает за развитием авторских отношений. Так, на настоящий момент одним из камней преткновения является Интернет. С развитием сети Интернет появились новые виды объектов авторского права, например, программное обеспечение для функционирования интернет-сайтов и т.п. Появились и новые формы распространения объектов авторского права. В современной практике появляются новые формы публикации и распространения произведений. Так, например, в США известный писатель С. Кинг, в целях защиты своих авторских интересов использовал следующую форму публикации. На своем Интернет-сайте он размещал начало своего нового произведения, и рядом с произведением делал обращение к пользователям с просьбой оплатить пользование произведением, а рядом расчетный счет. При этом автор ставил условие, что следующая часть произведения не будет опубликована до тех пор, пока расчетный счет не пополнится определенной суммой, каждому пользователю предлагалось перевести на личный счет Кинга 1 доллар. Правосознательные пользователи, а также поклонники автора переводили деньги за пользованием произведением, и уже после этого С. Кинг публиковал следующую часть.

Несмотря на сложность данной формы отношений, она приобретает в настоящее время популярность. Вслед за С. Кингом, еще один известный автор - Фредерик Форсайт приступил к публикации своих произведений в сети Интернет. Правда, посредником между автором и пользователями стали Интернет-магазины.

Безусловно, что данная форма распространения произведения не предусмотрена действующим авторским законодательством не только России, но и большинства стран мира. И предстоит еще многое урегулировать, в том числе и защитить права пользователей. Так, например, после публикации С. Кингом своего первого произведения в сети Интернет - «Растение», всего 7 частей, последнее вызвало недовольство читателей, т.к. автор не завершил произведение, а потом и вовсе прекратил публикации. Считать ли нарушенными права авторов?

Опять таки, не применимо к сети Интернет и понятие тираж и количество экземпляров, т.к. невозможно установить количество распространенных произведений, один пользователь может перекопировать произведения десяти другим пользователям и т.п.

По действующему авторскому законодательству возможно территориальное ограничение действия авторских прав, при этом это невозможно, когда речь идет о распространении произведения в Интернет. А ведь рационально и другое ограничение, которое, кстати, имеет место на практике - для публикации только в сети Интернет, только на конкретном сайте.

Пока вышесказанное кажется таким же революционным как и признание права фотографов как авторов произведений в начале 20 века, признание личных прав автора в середине 19 века. Однако, за последние сто с небольшим лет авторское право сделало большие шаги, поэтому остается надеется, что авторское право в сети Интернет найдет свое правовое регулирование.

Кроме того, нельзя оставить неотмеченным несомненную роль авторского права в формировании культуры. А что есть у нации кроме культуры, нет культуры - нет и нации. Люди всегда что-нибудь изобретали, и безусловно авторское право будет изменяться, но самое главное это осознание, что его надо охранять. Тем более в настоящее время.

В то же время, следует отметить роль международных отношений между разными странами, влияющих на развитие авторского права. Хоть, авторское право не должно зависать от политических взглядов разных стран, но на практике данное обстоятельство не всегда соответствует действительности. Так на настоящий момент, в связи с эскалацией международных отношений между Россией и США, американская компания Adobe Systems, Incorporated, являющаяся ведущим производителем программного обеспечения для графического дизайна, публикации, веб и продукции печати, с 12 февраля 2014 года в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с правоохранительными и государственными структурами, а также юридическими и физическими лицами, направленную на борьбу с пиратством на территории Российской Федерации, таким образом отказавшись представлять, тем самым защищать любые свои права, которые будут нарушены на территории России. Данное обстоятельство указывает на тот факт, что несмотря на все законы и соглашения, принимаемые в сфере авторского права, она не может развиваться без активной роли субъекта авторского права.

Список используемых источников

1. Ананьев Е.В. Авторский договор как способ защиты авторского права. // Современное право. - 1999. - №6.

. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. - М., 1957.

. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912.

. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. - №10. - 2007.

. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Соотношение договорного и нормативно-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности // Общая теория интеллектуальной собственности. - Статья 9.

. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

. Гаврилов Э.П. Советское право. - М., 1984.

. Гражданское право. Том 3. Учебник. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПБОЮЛ Рожников, 2001.

. Дозорцев В.А. Авторские правомочия // Проблемы современного авторского права. - Свердловск, 1989.

. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000.

. Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. - Петроград, 1916.

. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая. // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. - 2007. - №4.

. Краткий комментарий к четвертой части ГК РФ об интеллектуальной собственности. - М.: Российская авторско-правовая организация КОПИРУС, 2007.

. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад. - 1959. - с. 150; Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. - М.: 1979.

. Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. - 2008. - №3.

. Леонтьев К.Б., Сенотов О.В., Терлецкий В.В. Закон «Об авторском праве и смежных правах» в схемах. - «Бератор-Пресс», 2003.

. Мартынов Б.С. Права авторства в СССР // Учен. зап. Всесоюзн. ин-та юрид. наук. Вып. IX. - 1947.

. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. - М.: Экзамен, Право и Закон, 2004.

. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. - Казань, 1982.

. Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. - №4. - апрель 2003.

. Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. - 1958. - №1.

. Расходников М.Я. Театральная постановка как объект авторского права // Автореферат диссертации на соискание ученой степени. - Москва, 2008.

. Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья. - №2. - 2008.

. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М., 1996.

. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - М.: Проспект, 2000.

. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М., 1956.

. Словарь русского языка. Т. IV.

. Сомов В.П. По-латыни между прочим. - М.: Юристъ, 1997.

. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - №8. - август 2002 г.

. Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. - 1999. - №7.

. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. - Казань, 1891.

. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1914.

. Яковлев В.Ф., Маковский А.Л. О четвертой части гражданского кодекса России // Журнал российского права. - 2007.

Похожие работы на - Общие положения об авторском праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!