Меры поддержки детей-сирот, которые предпринимает государство

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Меры поддержки детей-сирот, которые предпринимает государство

Введение

В нашем мире существует множество проблем, одной из наиболее важных сегодняшнего времени является недостаточность социальной поддержки, а именно поддержки выпускников детских домов. Несмотря на то, что этому вопросу сейчас уделяется много внимания, со стороны государства.

Актуальность определяется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, правительством в настоящее время, является духовная, нравственная, материальная помощь, которая должна быть предоставлена людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

До определенного момента дети получали крышу над головой, школьное образование, питание. А вступая, во «взрослую», самостоятельную жизнь многие сталкиваются с огромным количеством трудностей, к которым они на данный промежуток жизни еще не готовы. Выпускников детских домов волнует проблемы, связанные с жильем, с поиском работы, получения качественной, доступной медицинской помощи, сохранением и созданием своей семьи и т.д.

Судьба выпускников детских домов в большей степени зависит от поддержки и помощи, которую им оказывают после того, когда их возраст становиться возможным для самостоятельной жизни (то есть после выпуска из детского дома). Потребностью маленького человечка, который только, что встал на путь к самостоятельной жизни является поддержка семьи, забота матери, воспитание отца. Очень часто детский дом, его сотрудники, не в силах дать полноценное развитие, заботу, духовное обогащение, одним словом оказать достаточную помощь. И нельзя сказать, что к моменту выпуска многие готовы ко «взрослой» жизни. После «выхода из дверей» данного учреждения многих ждет разочарование, так как не всем была оказана своевременная социальная помощь, поддержка. На текущий момент государство создает и реализует программы по улучшению качества жизни детей, которые оказались без попечения родителей. Выпускникам детских домом должны быть предоставлены условия для нормальной жизнедеятельности. Воспитанник данного учреждения, как бы «выпадает» из социальной структуры, и поэтому государство обязано «встроить» его в новую, подготовленную систему.

Цель- определить меры поддержки детей-сирот, которые предпринимает государство.

Объект- дети-сироты и дети, оказавшихся без попечения родителей.

Предмет- роль государства в формировании и развитии детей-сирот.

Задачи:

·Рассмотреть роль государства в момент становлении личности выпускников детских домов.

·Проанализировать деятельность сотрудников детских домов.

·Раскрыть проблемы, которые характеризуют воспитанников данного учреждения.

Глава 1. Выпускники детских домов как объект социальной защиты

.1 Проблема социального сиротства

На сегодняшний день в общество часто использует такие определения как - сиротство, социальное сиротство. Если дети-сироты- это дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации и в силу обстоятельств потеряли родителей и при этом они еще не переступили черту своего совершеннолетия (т.е не достигли 18 лет). То социальная сирота - это ребенок, который имеет родителей, но на данный промежуток времени они не могут заботиться, содержать ребенка. Таким образом дети остаются без попечения и уже в обязанности государства входит забота о подрастающем поколении. В данную категорию также включают детей-инвалидов, чьи родители не захотели брать на себя ответственность, и передали их на попечение детского дома. Дети, которые теперь вынуждены одни существовать в этом мире, проживают в интернатах, домах для инвалидов, государственных учреждениях. И уже данные учреждения берут на себя обязанности «родителей».

В современном мире данная проблема стала наиболее острой. И что бы лучше понять из-за чего же дети становятся не нужными для своих биологических родителей, необходимо разобраться в причинах данного феномена. В нашем мире существует множество мотивом для этого поступка, к ним относят: политические, природного характера, социальные, межнациональные конфликты (война, диверсии, теракт), медицинские, миграция. По статистики уровень сиротства и беспризорности в России возрос после Гражданской и Великой Отечественной войны.

Родители в основном добровольно отказываются от новорожденного еще в родильном доме. Данный отказ необходимо зафиксировать в специальном юридическим документом. Его можно отозвать в течение 3-х месяцев, и в таком случае ребенок будет возвращен родителем. А так же необходимо различать принудительное изъятие ребенка из семьи, то есть лишение родительских прав, для защиты интересов и сохранение прав ребенку. Данный правовой акт, закрепляется юридическим документом по решению суда. Судья и органы опеки определяют степень благополучия семьи, и если выясняется, что родители зависимы от алкоголя, наркотиков, а также недееспособны или проявляют девиантное поведение, то их лишат родительских прав. Основные причины социального сиротства на сегодняшний день следующие: безработица, недостающая помощь от государства, высокие цены на продукты питания, жильё, одежду, раскол в семейных отношениях (вне брачные дети, развод, ранее материнство), алкоголизм, наркомания, большой уровень правонарушения. Родители перестают заботиться о детях, применяют к ним жестокие методы воспитания. Для того, чтобы избежать данную ситуацию, снизить уровень беспризорности и безнадзорности, государству необходимо проводить профилактику социального сиротства. Она помогает предотвратить возникающие проблемы на самых ранних этапах ее развития. Данная деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешна осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская, социально-педагогическая.

Можно выделить следующие виды профилактики: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - это меры направленные на формирование у населения установок здорового образа жизни, подготовленного родительства. Это можно достичь с помощью тренингов и семинаров по правильному воспитанию детей, бедующего материнства и т.д.

Вторичная профилактика - это меры, направленные на анализ проблем семьи, оказание помощи детям и родителям, которые оказались в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - это целенаправленная работа с семьями для преодоление существенных проблем. Она находиться на патронаже квалифицированных специалистов. Четкая и слаженная работа помогает выявить кризис на момент его зарождения. В нашей стране очень много таких семей.

Для того, что преодолеть проблему социального неблагополучия семьи существует 2 этапа профилактической работы. Один из них направлен на определение семей, которые находятся на сложной жизненной ситуации.

Следующим этапом профилактической работы являются мероприятия по реабилитации профилактируемого лица. Успех реабилитации зависит, прежде всего от полноты изучения личности, характеристики несовершеннолетнего, отношением его к учебе, к родителям, труду, состоянием здоровья, включая и психическое, отклоняющегося поведение и его причин.

Профилактика должна осуществляться органами опеки, государством. И на сегодняшний день данная работы должна проводиться в усиленном режиме. Так как низкая рождаемость, которая характерна для России уже в течение нескольких десятилетий, привела к быстрому сокращению общего числа детей. Число детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно уменьшилось с 34 млн. человек на начало 2000 год до 26 млн. человек на начало 2010 года. Доля детей в структуре населения России на конец 2009 года составляет 18,3% .

Согласно статистическим данным за 2011 год, в Российской Федерации учтено свыше 82 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2011 года составила 654355 детей .

За последние пять лет в России наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере. В частности:

на 0,13% уменьшилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (2006 г. -127 тыс. детей, что составляет 0,45 % от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 82,2 тыс. детей, что составляет 0,32 % от общего количества детского населения страны);

более чем на 24% уменьшилось количество государственных и муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот (2006 г. - 1 770 учреждений, 2011 г. -1 344), и более чем на 35%- численность детей, находящихся в этих учреждениях (2006 г. - 123 тыс. детей, 2011 г. - 79,9 тыс.);

на 0,1 % уменьшилось число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2006 г. - 177 тыс. детей, что составило 0,63% от общего количества детского населения страны, 2011 г. - 132,8 тыс. детей, что составило 0,53% от общего количества детского населения страны).

В 2011 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 10,8 тыс. - на усыновление, 56,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 13,7 тыс. - в приемные семьи.

Вместе с тем в настоящее время сохраняется ряд проблем, не позволяющих обеспечить в полном объеме реализацию права детей на воспитание в семье.

Большинство (80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам. Несмотря на то, что за последние пять лет количество родителей, лишенных родительских прав, уменьшилось более чем на 19%, оно остается значительным (в 2011 году родительских прав лишены свыше 50 тысяч человек) .

За 2011 год в отношение детей совершено около 90 тыс. преступлений, что на 7,5 % меньше, чем в 2010 году. Нередко дети становятся жертвами проживающих с ними лиц. За последние 5 лет на четверть возросло число несовершеннолетних, ставших жертвами собственных родителей. Более чем на 30% увеличилось число убийств матерями новорожденных детей.

Всего за последние 15 лет, по данным ЮНИСЕФ, число случаев лишения родительских прав выросло в 3,7 раз.

Вывод: Проблема социального сиротства очень актуальна в наше время. Ведь родители готовы отказаться от своего ребенка, если возникают какие-то проблемы. Многие не готовы их решать и думают, что государство сможет позаботиться о детях. Но нахождение в детском доме не сможет полностью заметь семью. Социальное сиротство можно победить только любовью и изменением направленности действий государства и каждого отдельного человека на сохранение семьи и любви к детям.

.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В современной России дети, которые остались без попечения родителей, живут в специально адаптированных, государственных учреждениях к ним можно отнести детский интернат, приют, детский дом. Самой важной формой жизнеустройства детей-сирот, является семейное жизнеустройство: усыновление, опека и попечительство, приёмная семья. Данное право было установлено государством в ст.54 СК РФ. То есть дети оставшиеся без попечения родителей должны жить и воспитываться в семье. В случае отсутствии такой возможности - они находятся в детских домах, интернатах (ст. 123 СК РФ).

В обществе сложилось такое мнение, что детей должны взять на воспитание близкие люди (родственники). Но практика показывает, что также свою «любовь и заботу» может подарить и приемная семья, не только кровная.

Ведь именно в семье дети получают нужное воспитание, которое им помогает наилучшем образом приспособиться к жизни, установить социальные отношения в обществе и т.д. Такой ребенок получает больше возможностей, для того чтобы стать успешной и здоровой личностью, занять свою позицию в социуме, в свою очередь выпускники детских домов не всегда могут найти своё «место» во взрослой жизни. Исходя из всех данных департамент образования выбрал наиболее важным направлением своей работы различные формы устройства ребенка в семью, соответствующих международным и российским стандартам. Из итогов деятельности департамента образования, можно увидеть, что за три года количество детей, которые находятся в детских домах, значительно сократилось, а именно на тысячу. По показателям видно, что в России примерно за один год 120 детей-сирот обрели свой дом, а уже в следующем году 127 детей. Следует заметить, что также опекунство над ребенком берут не только кровные родственники. И уже сейчас в департаменте образования находятся множество заявлений, тех людей, которые хотят и не боятся взять на себя ответственность за «чужих детей».

Для того, чтобы наилучшем образом понять формы жизнеустройства детей необходимо изучить их более подробнее. К ним можно отнести усыновление, патронат, детские деревни, опека или попечительство, а также приёмная семья.

Усыновление или удочерение - это принятие в семью чужого ребенка с присвоением ему прав родного сына (дочери). Данный ребенок становиться частью семьи и имеет права и обязанности. Родители берут на себя ответственность за его судьбу.

Особенности усыновления: Позволяет ребенка чувствовать себя не одиноким в этом мире; Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста; Ребенок получает фамилию своих «новых» родителей, и он сможет поменять имя, место рождения и особых случаях, даже дату рождения. Усыновление не обязательно оформлять сразу на двух родителей, можно только на одного из супругов; К потенциальным родителям есть ряд требований, которым они должны соответствовать, а именно кандидат должен быть совершеннолетним, дееспособным, не иметь хронических заболеваний. Усыновители также должны иметь постоянное место жительства, постоянную работу, которая обеспечить прожиточный минимум; Усыновление требует утверждения гражданского суда, в следствии оформляется дольше; Не все дети, которые остались без попечения родителей могут быть усыновлены.

В современной России растёт «популярность» усыновления, что в значительной степени помогает сократить количество «одиноких» детей. Например, за предыдущий год (2013) по данным статистики 63 тысячи сирот обрели свою собственную семью. Это на 1,5% больше чем в 2012. Это очень хороший результат. Правительство отмечает, что данные все время меняются, но только в «хорошую» сторону. И уже сейчас по сравнению с 2008 годом число детей без попечения сократилось на 40%. На положительную динамику не сильно влияет тот факт, что усыновление детей граждан Российской Федерации -иностранными гражданами закон ограничивает определёнными условиями.

Требования к будущим родителям: совместный доход обоих супругов должен быть не меньше промежуточного минимума; усыновитель должен достичь совершеннолетия. Однако наш законодатель, в целях обеспечения выполнения усыновителем своих родительских обязанностей, установил разницу в возрасте не менее шестнадцати лет между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным (кроме случаев усыновления ребенка отчимом или мачехой (п. 2 ст. 128 СК РФ)); Оба усыновителя должны выразить добровольное согласие на усыновление.

Кроме того, не могут быть усыновителями: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям; лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может быть усыновителем, устанавливается Правительством Российской Федерации. Данными заболеваниями являются: Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации 1,2, 5 групп диспансерного учета; Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; Наркомания, токсикомания, алкоголизм; Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. А попечительство устанавливается над детьми от 14 до 18 лет.

Опекун как же должны заботиться и воспитывать ребенка. Государство ежемесячно выплачивает средства на содержание ребенка, которые установлены исходя из принадлежности к региону. Органы опеки должны постоянно контролировать условия содержания ребенка.

Особенности: Опека оформляется быстро так как не требует постановления суда; Опекун - это только один человек; После того как опекаемый становиться совершеннолетним ему выдается собственное жильё; К опекуну выдвигаются менее жесткие требования; У ребенка появляется статус воспитуемого; Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.

Ребенку назначается опекун если родители: умерли, лишены родительских прав, недееспособны, отсутствуют длительное время, не воспитывают детей и т.д.

Человек, который берет на себя ответственность за детей, должен предоставлять отчет в письменном виде за прошедший год, об эксплуатации имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов.

Опекунство может быть приостановлено в случаи: смерти опекуна, истечению срока опекунства, не исполнение обязанностей. Опекун должен не только исполнять все требования установленные законом, но также ему необходимо найти подход к ребенку исходя из его личных качеств.

Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям): Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только; Совершеннолетие лица (достигшие 18-летнего возраста); Дееспособные лица (отсутствие вступивших в силу решений суда о признании гражданина недееспособным в порядке, установленном статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации или об ограничении дееспособности гражданина в порядке, установленном статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не могут быть назначены опекунами (попечителями): Лица, лишенные (ограниченные) родительских прав (наличие в отношении кандидата вступившего в законную силу решения суда о лишении (ограничении) его родительских прав (независимо от времени его вынесения); Лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; Лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; Лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.05.96 г. № 542, при этом Порядок медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, утвержден приказом Минздрава России от 10 сентября 1996 г. № 332); Лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); Лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.

Статистика опеки в Российской Федерации.

Всего опекаемых детей в РФ на конец 2010 года - 430 604 человек. Это самая распространенная форма семейного устройства в России. Из них: Опекаемые посторонними детям гражданами -102 981 человек, переданные под опеку родителями добровольно - 36 148 человек, на конец 2009-го года состояло детей на воспитании в семья: Под родственной опекой - 343342 ребенка; Под опекой посторонними гражданами - 96687; По разным видам опеки: На безвозмездной форме опеки - 313908; В приемных семьях - 68037; Патронат - 2424; Иные виды возмездной опеки - 15167; Добровольно переданные родителями - 40493.

Приёмная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. В приемную семью передаются те дети, которых нельзя усыновить так как у ребенка отсутствует юридический статус или ему не могут найти усыновителя. То есть эта семья заменяет детский дом на домашнее воспитание. Органы опеки для этого должны заключить договор с приемными родителями, который так же определяет срок пребывания ребёнка в семье. Одна приемная семья может взять на своё попечения от одного до восьми детей. Государство так же поддерживает ребенка, то есть выплачивает ему пособия. Приемным родителям выплачивается заработная плата и начисляется трудовой стаж.

Особенности: Возможность ребенку жить в доме и иметь семью; Требования к родителям не жестокие похожие на те, которые предназначены для опекуна; Государство выплачивает пособия для того, чтобы ребенок мог лечиться, отдыхать. А так же ему предоставляются льготы на жилье, обучение, транспорт; Постоянный контроль со стороны органов опеки; Необходимо оформить договор о передаче воспитания и трудовой договор.

Патронаж - это одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним. Передаются дети, которым требуется временно заменяющая семья. То есть также ребенок находится не приюте, с помощью этого он получает возможность лучшим образом получить опыт жизни в семье. Срок нахождения ребенка под патронатом может быть различным. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки. Государство так же как и в приемной семье выплачивает заработная плата и начисляет трудовой стаж, а ребенку выплачивают пособия.

Особенности: Ребенок находится не в приюте; Требования упрощены по сравнению с усыновлением, но если сравнивать с опекой то условия ужесточены; После совершеннолетия ребенку выдается собственное жильё; Ребенок может получить профессиональную медицинскую помощь, имеет право отдохнуть; Патронатного воспитателя необходимо обучить и подготовить, прежде чем отдавать ему ребенка для воспитания; Договорное соглашение между семьёй и профессиональной службой.

Статистика и аналитика патроната.

1.Число детей состоявших на всех видах опеки к концу 2009 года - 440 604 детей.

2.Число детей на патронате на конец отчетного 2009 года составило - 1 681 человек

.Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в патронатную семью за 2009 год -116 (9,68 %), -в том числе по инициативе патронатных воспитателей - 96 решений.

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило -0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

Исходя из всех форм жизнеустройства детей можно сказать, что государство и общество помогает детям-сиротам найти свое место в этом мире. Ведь именно забота, любовь и воспитание сможет восстановить ребенка в систему общественных отношений, от которой он отстранился.

Вывод: На протяжение всей жизни, а именно самом начале своего собственного пути ребенку требуется семья. И возможно она будет состоять из его биологических родителей или ребенка будет воспитывать другие люди, которые смогут подарить ему любовь, дать достойное воспитание. И именно это отношения останется навсегда в сердце и в душе ребенка.

.3 Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В современном обществе социальная поддержка детей-сирот является основной задачей государства. И для этого разработано множество программ реализация, которых позволит сократить сиротство и поможет детям обрести свой дом.

Цель программы: Создания объединений по оказанию помощи и поддержанию нормальной жизнедеятельности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; Профилактические работы по сокращению сиротства; Развитие семейного воспитания; Оказание социально-психологической помощи детям.

Она направлена на следующие группы: дети от 0 до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся в группе риска; Дети с ограниченными возможностями; Воспитанники детских домов в возрасте от 14 до 18 лет.

Программа предполагает поддержку программ по профилактике сиротства. Основные направление программы.

Программа "Помощь детям-сиротам в России" ориентирована на поддержку программ по профилактике сиротства и помощи детям-сиротам. Программа особо приветствует следующие направления деятельности:

Программы по развитию и созданию новых форм помощи детям-сирот: приемные семьи; патронатное воспитание; усыновление детей.

Программы в области профилактики сиротства: кризисные, реабилитационные центры для детей, а так же подростов, которые оказались в сложной жизненной ситуации; центры семейного консультирования; Центры для беременных; службы экстренной психологической помощи по телефону; приюты для реабилитации детей; центры по сохранению семьи и т.д.

Формы помощи и программы для детей с особыми нуждами в области профилактики сиротства: центры раннего вмешательства; программы по реабилитации и обучению детей с особыми нуждами; программы по защите прав детей с ограниченными возможностями.

Программы для детей, находящихся в государственных учреждениях для сирот: программы помощи выпускникам детских домов; программы помощи выпускникам детских домов и интернатов, находящимся в заключении; программы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, проживающих в государственных учреждениях; внедрение новых методов работы; программы, направленные на создание системы поддержки персонала государственных/негосударственных детских учреждений.

Программа "Помощь детям-сиротам в России" включает в себя: 1.Программу грантов (безвозмездных субсидий), предусматривающую финансовую поддержку проектов, представленных некоммерческими, негосударственными организациями; 2. Программу по обучению (тренинги, семинары и консультации).3. Мероприятия по оценке результативности и эффективности выполнения поставленных программой целей и задач.

Программа «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию, оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1999 года по 2010 год под опекой Фонда Дети России находился Верхнепышминский детский дом. Фонд ежегодно направлял около 2-х миллионов рублей на ежемесячную доплату педагогам, услуги бассейна и авто услуги (школьный автобус). Ежегодно фонд являлся координатором использования средств одного из предприятий компании, выделяемых на ремонт и реконструкцию здания детского дома, организацию досуга и летнего отдыха воспитанников.

С 2005 г. начал работу представитель Фонда в городе Владикавказ (Северная Осетия). 19 детей, ставшие сиротами в результате Бесланской трагедии, ежемесячно получают денежное пособие до достижения совершеннолетия.

Ежегодно Фонд оказывает помощь Центрам социальной реабилитации, детским домам, больницам и домам ребенка.

Программа «От сердца к сердцу». Направленна на проведение благотворительных акций и мероприятий. Все мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, проводятся, чтобы в жизни каждого ребенка стало больше радости, ощущения тепла и заботы.

В рамках новогодней акции «Рождественская открытка» более 700-от детей от 4-х до 14-ти лет из 11 регионов России в качестве призов посещают лучшие новогодние представления в своих регионах и получают сладкие подарки (в том числе дети-сироты и дети-инвалиды).

Социальные работники проводит акции по сбору вещей, книг и средств для воспитанников детских домов, домов ребенка, детских исправительных учреждений. Они оказывает адресную помощь детям-инвалидам: оплату лечения или реабилитации по письмам и обращениям, а также финансирует спортивные и культурные мероприятия для детей-инвалидов, призванные адаптировать больных детей в социуме, повысить их самооценку и привлечь к занятиям спортом.

Также государство оказывает помощь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период обучения по очной форме могут рассчитывать на материальное обеспечение. Таким студентам предоставляется бесплатное питание, одежда, жильё, медицинское обслуживание, а так же бесплатный проезд, социальная стипендия, предоставление путевок в санатории и лагеря. На питание выделяется на одного студента в день 260 рублей; на одежду за год 44590 рублей; на проезд в месяц 720 рублей; социальная стипендия в месяц 2613 рублей. Эти данные вступили в силу с 1.02.2014.

Программа «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2012-2014 годы».

Цель программы: улучшить материальное положение детей-сирот; социальная поддержка; создание условий для нормального развития; решение проблем детей-сирот.

Задачи программы: Установление социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы психологической поддержки; организация ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей-сирот.

Сроки реализации программы: 2014-2014 год.

Общий объём финансирования - 9 730,0 тысяч рублей; 2012 год - 3 074,0 тысяч рублей; 2013 год - 3 253,0 тысяч рублей; 2014 год -3 403,0 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты программы: Обеспечить социальную поддержку и улучшить положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшить материальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие различные формы устройства в семью детей-сирот; создание условия для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.).

Вывод: Таким образом государство играет очень большую роль в судьбе воспитанников детских домов. Оно поддерживает их с помощью реализации программ по улучшению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 2. Особенности организации государственной социальной поддержки выпускников детских домов в Орловской области

.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Орловской области.

На сегодняшний день государство как может, поддерживает детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов с помощью специальных нормативно-правовых актов. Для этого необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон контролирует отношения, которые возникают в следствии предоставления и обеспечения органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон гарантирует соблюдение прав на бесплатные услуги: образования, проезд, медицинское обслуживание, жильё, а также на предоставление работы после окончания университета. Данный закон разрешает не отплачивать детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей коммунальные услуги.

В Семейном Кодексе РФ (ст. 121 п. 2) за субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Для того, чтобы поддержать приемные семьи в стране, а также в Орловской области принимаются нормативно-правовые акты, которые устанавливают размер заработной платы и льготы для приемных родителей. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти (гл. 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве "субъекта РФ). Они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими статус этих органов (ст.6 п.1 Федерального закона № 48 ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве»).

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ), Законом Орловской области от 06 декабря 2007 года №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в редакции закона Орловской области от 05 сентября 2012 года №1400-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учёте на получение жилья, жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18-и лет.

В прошлом году Президент Российской Федерации В.В.Путин определил в качестве предпочтительной деятельности по соблюдении и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На период 1.01.2013 года в Орловской области по данным статистики насчитывалось 2772 детей-сирот из них: 1614 - находится в семьях, 1284- под опекой, 330- в приемных семьях. А в детских домах воспитываются 1158 детей.

По сравнению с 2012 годом в Орловской области, в котором насчитывалось 230 детей переданные на воспитании в семьи, 138 под опекой, 40 детей усыновлены иностранными гражданами, а 52 ребенка переданы в приемные семьи. Для того, чтобы нормализовать положение в области власть принимает различные меры по оказанию помощи детям-сиротам. К ним относятся: единовременная выплата пособия семьям, которая взяла на свое попечения ребенка (опека, усыновление) в размере 13087рублей 61 копейка; ежемесячные выплаты на содержание ребенка в приемных семьях в размере 5315 рублей, а также 5038 рублей за ребенка-инвалида; в соответствии с Законом Орловской области от 12.11.2008г. №832-ОЗ «О социальной поддержке граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», выплачивается пособии в размере 50 тысяч рублей при усыновлении ребенка; власть информирует с помощью видеороликов и социальной рекламы о данной проблемы, мотивирует граждан совершить помочь детям-сиротам получить заботу и любовь в семье; Для приемных родителей существуют консультативные и подготовительные центры, в который может обратиться любой желающий.

По Указу Президента РФ В.В. Путина в будущем году также будут увеличиваться пособия для граждан, которые желают взять детей в свою семью и при этом требования к будущим родителям немного упрощаться.

Одновременно следует обеспечивать для таких семей наиболее благоприятные условия, совершенствовать работу служб подготовки и сопровождения приемных (замещающих) семей, повышать уровень правовой, педагогической и психологической грамотности их работников.

Для решения данной проблемы принимаются нормативно-правовые акты:

Закон Орловской области от 06.12.2007 г. № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа» (принят ООСНД 23.11.2007; ред.17.03.2009);

Закон Орловской области от 22.08.2005 №529-ОЗ «О гарантиях прав ребенка в Орловской области» (принят ООСНД 12.08.2005; ред. от 01.04.2011);

Закон Орловской области от 06.12.2007 г. № 732-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Орловской области в сфере опеки и попечительства» (принят ООСНД 23.11.2007; ред. от 05.08.2011); к нему прилагается «Методика расчета нормативов при определении общего объема субвенций для осуществления государственных полномочий Орловской области в сфере опеки и попечительства»;

Закон Орловской области от 11.05.2010 г. №1061-ОЗ «О внесении изменений в Закон Орловской области «О предельных размерах и условиях предоставления земельных участков в собственность граждан».

Кроме того, на территории области действует долгосрочная целевая программа «Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 - 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Орловской области № 165 от 1 июня 2011 года, содержащая мероприятия, направленные на совершенствование системы постинтернатной адаптации, кадрового обеспечения и методической базы, формирование жизненных компетенций воспитанников.

Вывод: В Орловской области принимаются нормативно-правовые акты, способствующие решению проблем связанные с поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Власть старается с каждым годом увеличить пособия, помогающие детям, а также родителям, которые взяли на себя ответственность по воспитанию ребенка.

.2 Жилищные программы в Орловской области и их ориентация на льготные категории граждан

социальный сиротство защита жилищный

Жилищный вопрос о предоставлении квартиры для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей -один из самых успешных. Жизнь детей сирот и без того трудна и безрадостна, а после выхода из стен детских домов, ставших для многих из них родными на период детства и юности, выпускники сталкиваются с огромным количеством проблем. Они не смогут положиться на «плечо» родителей, получить от них помощь, а между тем ребенку необходимо решать сложные задачи.

Вопрос с жильем, является самым животрепещущим вопросом у детей сирот и выпускников сиротских учреждений, в каждом регионе страны. Желание обрести собственный угол и начать новую жизнь, видно в глазах у каждого выпускника.

Государство рассматривает проблему и принимает меры, чтобы жилищный вопрос, не был открытым.

Гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей закреплены в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В каждом регионе, каждый год из стен сиротских учреждений выходят выпускники. Каждый год это около десяти - пятнадцати тысяч человек. И большинство из них не имеет закрепленного жилья. Это помещение, которое, должно быть жилым, то есть соответствовать всем санитарным правилам и нормам: квартира, жилой дом, комната в коммунальной квартире и т.п. Закрепленное жилое помещение может быть в собственности или в социальном найме (быть не приватизированным). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Государство, а в частности и представители власти по Орловской области должны обеспечивать детей-сирот жильём, причем безвозмездно. Это определено и зафиксировано в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для этого власть реализует программы. Например, программа «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Орловской области» <#"justify">Целевые группы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Орловской области в связи с репрессиями членов их семей и других родственников, проживавших совместно с реабилитированными лицами до применения к ним репрессий.

Результат: В 2011 году на приобретение жилья для детей-сирот выделено 373 500 000 рублей. Всего в 1 полугодии 2011 года заключено 144 контракта на приобретение жилых помещений для детей-сирот, приобретено 69 жилых помещений.

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения в федеральном законе. Появился новый порядок обеспечения жильем детей-сирот: В программу попадают и те дети-сироты, которые имеют закрепленное за ними жилье, но оно на данный момент оказывается непригодным для проживания. Списки детей - сирот, подлежащих обеспечению жильем, формируют органы местного самоуправления. С выпускниками детских домов заключаются срочные договоры найма специализированного жилья на 5 лет. Полномочия по реализации данной программы, приобретению жилья для детей-сирот с 2013 года переданы в органы местного самоуправления

Через 5 лет при условии отсутствия признаков и социально-опасной ситуации, жилье исключается из специализированного жилищного фонда. И с жильцом заключается договор социального найма.

Местные власти, на чьи плечи возложена задача обеспечения сирот жильем, как могут, стараются это сделать. В Орловской области на текущий момент успешно реализуется программа «Обеспечение жильём выпускников детских домов на период 2013-2015 год». Цель программы- государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задача программы- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 934920,5 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета- 223920,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 78568,6 тыс. рублей; 2014 г. - 74640,2 тыс. рублей; 2015 г. - 70711,7 тыс. рублей; средства областного бюджета -711000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. -230000,0 тыс. рублей; 2014 г. - 237000,0 тыс. рублей; 2015 г. - 244000,0 тыс. рублей.

Расходные обязательства Орловской области по финансированию мероприятий программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и областному бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период строительство (приобретение) 31,6 тыс. кв. м площади жилья, обеспечение жильем 958 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сокращение численности лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не менее чем на 15% ежегодно.

На 1 января 2012 года в обеспечении жилыми помещениями нуждались 1348 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году были обеспечены жилыми указанной категории, которые не реализовали до 23 лет принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями; Жилое помещение - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

За период реализации программы планируется приобрести (построить) 31,6 тыс. кв. м площади жилья для обеспечения жилыми помещениями 958 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

В 2013 году квартиры в Орловской области получили 500 сирот, столько же выпускников детских домов отпразднуют новоселье в этом 2014 году. До 2015 года региональные власти планируют обеспечить собственным жильём более 2,5 тысяч сирот и полностью ликвидировать эту очередь. Из областного бюджета на эти цели будет выделено более 2 миллиардов рублей. В том числе в 2011 году более 355 миллионов рублей. Это позволит сдавать ежегодно не менее 500 квартир. Кроме того, благоустроенное жильё для сирот возводится не только в областном центре, но и в 14 районах, где до конца года планируется построить более 350 квартир со всеми удобствами.

Данная программа позволит детям, которые в детстве не получили должной любви и помощи от родителей, обрести свой собственный угол, где они уже самостоятельно смогут построить свою «ячейку общества». Они стреляться создать крепкую и дружную многодетную семью, которая так же будет нуждаться в поддержке. И уже для молодой семьи будут существовать множество программ для приобретения жилья. А также они смогут, как и все женщины нашей области воспользоваться материнским капиталом, что позволит обеспечить будущим детям образование, жильё и пенсию матери.

Ведь именно дети, которые воспитывались в детских домах как никто понимают важность данных программ.

Вывод: В Орловской области существуют программы для обеспечения жильём детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Местные власти пытаются решить проблемы выпускников детских домов, не только в связанные с жильём. Власть поддерживает детей-сирот выплачивая им пособия, а также психологически.

.3 Процедура обеспечения жильем выпускников детских домов

Вопрос обеспечения детей-сирот жильем требует решения, а не бесконечных обсуждений. В нашем стране, а также в Орловской области власти пытаются поддержать выпускников детских домов, с помощью программ, субсидий и другой социальной помощью.

Дети-сироты, которые остались без попечения родителей, и не имеют закрепленной за ними жилой площади, должны получить жильё от государства после окончания учебного заведения, в котором они проживали и учились. При этом заметим, что предоставление жилья детям сиротам <#"justify">Заключение

социальный сиротство защита жилищный

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что проблема получения жилья для выпускников детских домов остается актуальной на протяжении уже многих лет. Сегодня мир вступил в XXI век, однако данное явление непрерывно растет. Государство обозначает эту проблему наиболее приоритетной, и пытается с помощью программ и выплат поддержать детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. И для решения проблемы необходимы целенаправленных, скоординированных усилий общественных и государственных институтов. Что главной целью политики государства является разработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их в Семейном кодексе. Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности. Общество в свою очередь также не может принять эту проблему, которая распространяется по всему миру с невероятно высокой скоростью. И оно как может, пытается помочь детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В нашей стране, исходя из статистических фактов можно сказать, что очень много семей готовы взять на себя ответственность за «чужого» ребенка или уже взяли.

Детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей необходимо оказывать постоянную помощь. Они не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Потому что ребенок, выросший в счастливой, крепкой семьи не в полной мере заметит то, что он имеет. А дети-сироты будут рады любой помощи, которую каждый граждан нашей страны может оказать. Ведь начиная с небольшого вклада в будущего этих детей можно придать им уверенность в завтрашнем дне, возможно, исполнить заветную мечту. Ведь необходимо помнить, что отдав им чуть-чуть, мы сделаем для них - ВСЁ. И уже в скором времени эти дети смогут завести свои семьи, которым они смогут дать все то, что им не хватало.

Вывод: В обществе существует поговорка: «Дети- это цветы жизни.» Ведь как же хорошо, когда они цветут, а не нуждаются выживать в сложной среде обитания. И для того, чтобы они всегда «радовали наш глаз» своим цветением, необходимо с самого начало окружить их заботой и любовью.


1. Довбня С.В., Морозова Т.Ю. В поисках решения. Материалы к фильмам «Дорога Домой», «Джон». СПб: Издательство Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, 2010. 80 с.

. Трушкина С. Проблема отказов от новорожденных детей // Социальная работа. 2009. No3. С. 57-62.

. Ю.А. Пучкина. Профилактика ранних отказов от детей в контексте проблем социального сиротства.

. Российский статистический ежегодник 2009, статистический сборник. М.: Росстат, стр.222

. Данные федерального статистического наблюдения (РИК - 103) за 2011 год

. Толковый словарь Ушакова.

. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 года 3 542 Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью /Сборник законодательства РФ, 1996, №19, ст. 2304

. ФЗ "Об опеке и попечительстве" Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями.

. РИК Федеральное государственное статистическое наблюдение
"Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.
.Официальная государственная статистическая отчетность за 2009 год, форма 103 рик.

11.<#"justify">16. ст. 16 Закона ОО от 11 июля 2005 г. N40-з.

Похожие работы на - Меры поддержки детей-сирот, которые предпринимает государство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!